Цель проекта: Проследить демографические изменение и составить демографический портрет школы .
Исходя из поставленной цели, своей работе мы составили следующие задачи:
1. Изучить терминологию по вопросу демографии;
2. Формировать навык работы с различными источниками географической и статистической информации;
3. Составить анкету по проведению анализа демографической ситуации в нашей школе;
4. Собрать и обработать собранную информацию;
5. Проанализировать и сделать выводы по анкетированию.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 261.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 г.Чадана Дзун-Хемчикского района
Республика Тыва
Исследовательская работа
по географии
на тему:
«Демографический портрет школы»
Выполнила: ученица 11 класса
Сарыглар Айнаа Сылдысовна
Руководитель: учитель географии
Сарыглар Саида Калдар-ооловна
г. Чадан 2024 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
I.Введение ______________________________________________________3
II. Основная часть
2.1.Динамика численности учащихся за последние 10 лет;________5
2. 2. Половой состав учащихся;________________________________8
2. 3. Этническийский и религиозный состав учащихся.____________9
2.4. Занятость обучающихся __________________________________10
2.4. Трудоустройство учащихся_______________________________10
3. И еще некоторые подробности о нас:
3.1. Увлечения обучающихся.________________________________11
III. Заключение _________________________________________________12
IV. Список литературы ___________________________________________13
V. Приложения __________________________________________________14
I. ВВЕДЕНИЕ
С 2019 года в нашей стране активно работают федеральные национальные проекты, которые направлены на достижение национальных целей развития Российской Федерации в разных направлениях. Моя работа касается одного из направлений национальных проектов - «Демография», которая направлена на увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни, увеличение суммарного коэффициента рождаемости и увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни и граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом. Тема моей исследовательской работы – это «Демографический портрет школы № 3 г. Чадана Республики Тыва».
Актуальность работы заключается в том, что демографическая проблема - одна из важных проблем, которая может привести к глобальным проблемам, неизбежно затронувшим все сферы жизни общества. Таким образом, моя работа более узкая и направлена на исследование демографического портрета школы, чтобы выявить особенности демографической ситуации школа № 3 г.Чадана Республики Тыва.
Данная работа носит исследовательский характер и посвящена выявлению особенностей демографическую ситуации МБОУ СОШ № 3 г.Чадана Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва.
Объект исследования: Обучающиеся 8-11 кл МБОУ СОШ № 3 г.Чадана Республики Тыва.
Предмет исследования: Динамика численности учащихся
Гипотез: школа является зеркалом современных демографических процессов.
Цель проекта: Проследить демографические изменение и составить демографический портрет школы .
Исходя из поставленной цели, своей работе мы составили следующие задачи:
1. Изучить терминологию по вопросу демографии;
2. Формировать навык работы с различными источниками географической и статистической информации;
3. Составить анкету по проведению анализа демографической ситуации в нашей школе;
4. Собрать и обработать собранную информацию;
5. Проанализировать и сделать выводы по анкетированию.
Методы исследования:
Теоретическая значимость. На первом этапе провели работу по сбору материалов на тему: «Население России, мира», «Демография »; и оформления найденного материала.
Практическая значимость.На втором, практическом этапе, провели учебно–исследовательскую работу; провели предметное исследование; оценку результатов предметного исследования и оформление собственной исследовательской деятельности в виде таблиц, графиков и диаграмм.
В ходе работы использовали школьную документацию: классные журналы, книгу движения учащихся; отчеты по успеваемости; приказы по школе, материалы отчетов и статистических данных школы.
II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
1.Основные демографические понятия.
Наука, изучающая население, его численность, состав и размещение, называется демографией. Основными характеристиками, которыми в своей работе пользуются демографы, являются: численность населения, рождаемость, смертность и естественный прирост. [Е.М Домогацких География 9 кл, с 60].
Демогра́фия (др.-греч. demos — народ, др.-греч. graph— пишу) — наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических и природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению (https://investments.academic.ru/866/Демография).
Демографический кризис- это период существенного и резкого движения численности населения. [Е.М Домогацких География 9 кл, с 63].
Демографическая ситуация - это характеристика демографических процессов рождаемости, смертности, миграции, заключения браков и оформления разводов (Демографический энциклопедический словарь).
Демографическая политика — это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования воспроизводства населения, призванная сохранить или изменить тенденции динамики его численности и структуры.
Иными словами, это политика, воздействующая на процессы рождаемости, брачности, разводимости, смертности, на возрастную структуру населения.
(В.П. Максаковский.)
2. Демографические ситуации в школе. Численность населения России постоянно меняется, только перепись населения дает точные данные о численности населения.
В процессе работы над исследовательским проектом ознакомила одноклассников с демографическим портретом школы, а также проанализировала и нашла возможные пути решения описанных проблем. Чтобы раскрыть тему работы обратилась к директору школы Людмиле Октек-ооловне Сегленмей. (Видео)
Таблица 1
Годы | 2014-2015 | 2015-2016 | 2016-2017 | 2017- 2018 | 2018- 2019 | 2019-2020 | 2020-2021 | 2021-2022 | 2022- 2023 | 2023- 2024 |
Всего: | 562 | 570 | 563 | 582 | 558 | 563 | 571 | 583 | 606 | 609 |
Наглядно показывает динамику изменения численности учащихся школы график «Изменение численности и состава учащихся в нашей школе». Для его построения проанализировали все классные журналы (с 2014 г. по 2024г.) и составили таблицу о численности и составе учащихся школы, в которой отразили всего учащихся в школе за каждый год с 2014 по 2024. На основании данной таблице построили диаграмму.
Рис1. Изменение численности и состава учащихся в нашей
Анализ статистических отчетов позволяет сделать вывод: что численность обучающихся в период 2014-2024 учебном году менялась. В последние три года наблюдается небольшое увеличение обучающихся школы. В текущем учебном году количество численности учащихся составляет 609 человек.
Естественный прирост в нашей школе
Одним из основных факторов, влияющих на увеличение численности населения, является увеличение естественного прироста населения. Естественный прирост – это разность между числом, родившимся и умершим за год. Эти показатели постоянно меняются, а связаны они с типом воспроизводства населения. По анализу таблицы нашли доказательства перехода от традиционного типа воспроизводства с высокой, не регулируемой рождаемостью. И высокой смертностью, с планированием числа детей в семье (низким показателем рождаемости) и практически с нулевым приростом населения.
Следующий этап работы – определение естественного прироста учащихся МБОУ СОШ №3 г.Чадана. Под естественным приростом учащихся подразумевается разность между поступившими в школу детьми (первоклассниками) и закончившими школу (выпускниками). Если число учащихся, поступивших в школу, превышает число закончивших ее, то естественный прирост положительный, а если число поступивших в школу меньше числа закончивших ее, то естественный прирост отрицательный. Для сбора данных статистических материалов выписали данные из Книги приказов по школе.
Год | Поступило в школу первоклассников | Закончили школу | Закончили школу | Прирост |
2014-2015 | 60 | 39-14=25 | 27 | 8 |
2015-2016 | 75 | 42 -16=26 | 34 | 15 |
2016-2017 | 76 | 52-21=31 | 14 | 31 |
2017-2018 | 49 | 55-20=35 | 16 | -2 |
2018-2019 | 56 | 60-20=40 | 21 | -5 |
2019-2020 | 63 | 40-13=27 | 20 | 16 |
2020-2021 | 69 | 61-23=38 | 20 | 11 |
2021-2022 | 57 | 47-15=32 | 13 | 12 |
2022-2023 | 72 | 66 – 28=38 | 23 | 11 |
2023-2024 | 65 | 71 | 15 |
Рис 2. Естественный прирост учащихся
В последние годы наблюдается небольшое увеличение обучающихся школы. Это увеличение количества родившихся в последние годы, мы считаем, что объясняется проведением демографической политики как на государственном, так и региональном уровнях:ипотека, помочь молодым семьям, различные виды пособий, беременным женщинам, детям в возрасте до 3-х лет, бесплатное обеспечение детским питанием, единовременные выплаты семьям при рождении ребенка, «материнский капитал» и т.д.
Социальное положение семей Владимиром Владимировичем Путиным 2024 год объявлен в стране годом семьи, чтобы сохранить и защитить семейные ценности, а также поддержать семей с детьми.
Провела беседу с социальным педагогом школы Монгуш Светланой Олеговной с целью определения ситуации в микрорайоне школы.
Проанализировав эти данные, сделали вывод, что всего семей в школе - 413, в том числе семей с одним ребенком – 106, с двумя детьми – 114 семей ,с тремя и более детьми – 193. Самое большое количество детей в семье Кууларов – 6, Сатов- 5.
Собрав сведения по рождаемости в наших семьях и проанализировав их, нашли полное подтверждение тому, что рождаемость увеличивалась из года в год. Одним из негативных факторов, оказывающих влияние на число детей в семье, является неполный состав семьи. Неполная семья – проблема очень серьезная. В стране распад семьи приводит к уменьшению числа детей в семьях.В нашей школе в настоящее время 99 неполных семей, в которых живут 124 детей.
2.2. Половой состав.
Половой состав учащихся
Соотношение численности мужского и женского населения в России выглядит так: мальчиков рождается больше, чем девочек (на 100 девочек – 106 мальчиков). В дальнейшем примерно к 30 годам эта пропорция выравнивается. А с сорокалетнего возраста женщины начинают преобладать. Происходит это из-за более высокой смертности мужчин, связанной с участием в военных конфликтах, опасными профессиями, увлечением экстремальными видами спорта и т.п [4]
Годы | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 |
Мальчики | 283 | 290 | 287 | 292 | 291 |
Девочки | 280 | 281 | 296 | 314 | 318 |
Всего: | 563 | 571 | 583 | 606 | 609 |
Анализ половозрастной пирамиды
Мы составили половозрастную диаграмму, на которой отражается изменение соотношения мальчиков и девочек. Таким образом девочки больше чем мальчиков.
2.3.Этнический, языковой и религиозный состав населения.
Этнический и религиозный состав учащихся
Проанализировали свидетельства о рождении учащихся нашей школы за последние 10 лет и получилось такой результат. В нашей школе все учащиеся по национальности тувинцы.
Религиозный состав учащихся нашей школы – буддисты 100%.
Механическое движение населения – миграция.
Нам было очень интересно работать над исследовательской работой, собрали много материалов по движению наших школьников. Сделали выборку из Книги движения учащихся за 10 лет школы, кто, откуда прибыл в нашу школу и кто, куда выбыл из нее.
В нашу школу прибывают в основном дети из школ республики, в меньшем количестве приезжают из других регионов страны. А выбывают в город Кызыл и в школы республики, есть дети. В последние годы увеличилось количество детей, уезжающих на учебу за пределами Республики по семейным обстоятельствам. Отразилось несколько типов миграции: трудовая миграция, связанная с переменой места жительства в связи с переменой места работы родителей.
2.4. Занятость обучающихся.
Главное богатство каждой школы – дети. А главный труд детей – учеба. Поэтому этот вопрос волнует нас и подвели итоги успеваемости за последнее три года и первое полугодие нового учебного 2020– 2024 года.
ДИНАМИКА КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ
2020-2021 | 2021-2022 | 2022-2023 | 2023-2024 1 полугодие | |
Начальная школа | 57% | 54% | 57% | 53% |
Средняя школа | 34% | 36% | 38% | 39% |
Старшяя школа | 52% | 58% | 65 | 73% |
Итого: | 47% | 49% | 47% | 46% |
Рис.5. Динамика качества обучения
Когда мы познакомились с графиком «Динамика качества обучения», убедились, что результаты учебных четвертей имеют положительную динамику.
2.4. Трудоустройство учащихся
Были проанализированы трудоустройство выпускников 11-х классов, 2020-2021, 2021-2022, 2022-2023 учебных годов. За три учебных года школу окончили:
2020-2021 | 2021-2022 | 2022-2023 | |
Всего выпускников 11 класса | 20 | 13 | 23 |
получивших аттестат | 19 (95%) | 13 (100%) | 23(100%) |
не получивших аттестат | 1 (5%) | ||
Поступили в ВУЗы | 10 (50%) | 6 (46%) | 15 (65%) |
Поступили в учреждения СПО | 10 (50%) | 7 (54%) | 8 (35%) |
Все выпускникники получили аттестаты и большинство поступили на ВУЗы.
Для более глубокого изучения учащихся нашей школы провели социологические опросы и выяснили (см.Приложение)
Увлечения обучающихся.
В свободное от учебы время обучающиеся занимаются разными видами деятельности по своим интересам: интеллектуальное направление, художественное творчество, физкультура и спорт, «Движение Первых». Для занятий во внеурочное время предлагают свои услуги детская музыкальная школа искусств имени К.Ч. Тамдына,физкультурно-оздоровительный комплекс им Сергея Кужугетовича Шойгу, спортивная школа олимпийских резерв им МонгушаЧечен-оола Алексеевича, РДК имени «Мерген-ХерелаМонгуша», центральная районная библиотека и т.д.
Много лет ведет спортивную футбольную секцию СШОР имени «МонгушаЧечен-оола Алексеевича» руководитель секции ДоскаарОолакМонгун-оолович, который подготовил призеров регионального уровня за последние 3 года подряд.
На протяжении всего учебного года проводится огромное количество мероприятий для обучающихся и их родителей, главными героями которых являются сами ребята. Независимо от возраста они активно принимают участие во всех мероприятиях.
Это подтверждается высокими результатами учащихся нашей школы на районных и региональных спортивных соревнованиях, конкурсах и фестивалях художественной самодеятельности.
III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам работы выявлено, чтошкола является ключевым показателем успешной реализации национального проекта «Демография».Человек – это высшая ценность на Земле. Президент России неоднократно заявлял, что в России сложилась крайне сложная ситуация с демографией.
Собранные материалы могут быть использованы администрацией школы при анализе и планировании работы на будущее.
А практические значение работы состоит в том, что данные можно использовать на уроках географии при изучении темы «Население». На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что наша школа будет успешно работать и в будущем, так как количество учащихся будет увеличиваться в связи с проведением демографической политики Правительством нашей страны.
Таким образом, за несколько лет в стране идет долгожданный прирост населения.
Список литературы
Вопросы анкеты « Что мы хотим узнать о себе».
1. Ваш пол муж: жен (подчеркнуть)
2. Сколько вам лет?
3. Сколько человек в семье?
4. Ваша национальность?
5. Любимый школьный предмет?
7. Твое хобби (любимое занятие) ?
8. Нравится ли тебе учиться в школе?
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
10 осенних мастер-классов для детей
Несчастный Андрей