Доклад ученицы 6 класса Хулзановой Алтаны МБОУ "Зун-Муринская СОШ на тему "«Дамнин Шагдурович Фролов – славный сын своего народа», Районная научно-практическая конференция
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 111.5 КБ |
Районная научно-практическая конференция
«Мой край родной - моя история живая», посвященной 100-летию Республики Бурятия и Тункинского района.
МБОУ «Зун-Муринская средняя общеобразовательная школа»
Секция «Наши земляки-наша гордость»
ТЕМА: «Дамнин Шагдурович Фролов – славный сын своего народа».
Выполнил:
Хулзанова Алтана,
ученица 6 класса
Научный руководитель:
Цынгуева Дарима Зыгбаевна,
учитель английского языка
Зун - Мурино, 2023
Содержание
Введение ……………………………………………………………………… 2-4
Глава I. Кто он – Дамнин Шагдурович Фролов?
1.1. Детство и юношеские годы Дамнина Фролова ……………………. ….5-8
1.2. Из крестьян — на вершины власти. …………………………………. 6-8
Глава II. Память о Дамнине Шагдуровиче Фролове
1.1.Увековечение памяти Дамнина Шагдуровича Фролова…………………..9
1.2. В памяти своих родных…………………………………………………….9-10
Заключение …………………………………………………………………… 11
Вывод ………………………………………………………………………… 12
Библиография ………………………………………………………………… 13
Приложения
Приложение 1. Таблица анкетирования……………………………………….14
Приложение 2. Фотоматериалы (из семейного архива и музея Зун-Муринской школы)..15
Введение
Тема моей исследовательской работы «Дамнин Шагдурович Фролов – славный сын своего народа». Я остановила свой выбор на данной теме, потому что в этом году нашему Тункинскому району исполнилось 100 лет, а также нашей Зун-Муринской школе, которая с недавних пор официально носит имя выдающегося человека нашего района и нашего села Дамнина Шагдуровича Фролова.
Наш район всегда славился знаменитыми людьми, историческими и современными героями. В любой местности жители гордятся своими именитыми земляками. О них снимают фильмы, пишут книги и даже слагают легенды. Это люди, профессии или род занятий которых связан с наукой, политикой, общественной деятельностью. Много ли мы знаем о них? Как известно историю делают люди. Историю района делают его знаменитые люди. Я решила узнать о них. Выбор пал на Дамнина Шагдуровича Фролова. Почему? Потому что в нашем селе в честь его названа школа.
Актуальность моей темы в том, что могу поделиться с вами, какой замечательный человек вырос на нашей земле и какой вклад внес в процветание нашей Республики Бурятия и нашего Тункинского района.
Цель: познакомить сверстников с жизнью и деятельностью знаменитого односельчанина.
Задачи:
Гипотеза:
В моем селе есть знаменитые люди, чей труд и вклад неоценим.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный
- проведение анкетирования среди учащихся 5 – 11 классов Зун-Муринской школы им.Д.Ш. Фролова;
- выбор темы проекта;
- определение целей и формирование задач проекта;
- определение названия проекта;
-обсуждение плана работы, возможных источников информации, ожидаемых результатов.
- выбор способов работы (используемые методы исследования)
2. Поисково-исследовательский (реализация плана)
- работа по сбору информации
- работа с ресурсами интернета
- сбор и систематизация материалов
3. Завершающий
- оформление материалов исследования;
- создание презентации и выступление с ней на классном часе;
- сделать выводы.
Подготовительный этап
Свою работу над проектом я решила начать с опроса учащихся о выдающемся личности – нашего земляка Дамнина Шагдуровича Фролова. В опросе принимали участие ученики с 5 по 11 классы в количестве 85 человек. Выяснилось, что 29% респондентов (39 учеников) знают кто такой Д.Ш. Фролов - это в основном учащиеся с 8 по 11 классы. 17 % (15 учеников) респондентов, знают какими заслугами знаменит наш земляк. Проанализировав опрос, я пришла к выводу, что большинство не знают о Д.Ш. Фролове и моя цель познакомить всех своих сверстников с ним.
Поисково-исследовательский этап.
Общалась с родственниками, собрала фотографии из семейного альбома, изучала книги, статьи, очерки, написанные о Д.Ш. Фролове. Интернет-ресурсы дополнили сведения по данной теме. В ходе исследования я выяснила, что Д.Ш. Фролов как частник войны награжден орденами Отечественной войны I и II степени. За свои трудовые успехи он награжден орденами «Знак почета» и «Трудового Красного Знамени», удостоен ученого звания профессор, звания «Заслуженный деятель науки Республики Бурятия».
Завершающий этап.
В результате я систематизировала накопленные знания, оформила их в исследовательской работе, создала электронную презентацию по данной теме.
Обобщая содержание проекта можно сказать, что нам есть, кем гордится, на кого равняться!
Условия для реализации проекта.
- взаимодействие с родственниками, учителями при сборе материалов;
-использование разнообразных форм исследовательской работы: работа с архивными материалами из библиотеки, воспоминания родственников, изучение литературы по теме;
- информационное обеспечение опыта работы (архивные материалы, статьи газет, книг).
Ожидаемые результаты
ГЛАВА I. Кто он – Дамнин Шагдурович Фролов?
1.1. Детство и молодые годы Дамнина Шагдуровича Фролова.
В 1925 году 22 апреля в красивом уголке нашего района, где протекает река Зун-Мурино, родился мальчик. Ему дали имя Дамнин. Люди с именем Дамнин отличаются смелостью и независимостью. В детстве это проявляется в виде выраженного своеволия и чрезмерной даже для ребенка любознательности. С возрастом такой человек приобретает качества, позволяющие ему занимать лидирующие позиции в коллективе: решительность, ответственность, находчивость, быстрота реакции. Он редко нуждается в поддержке, но и сам оказывает ее лишь тем, в ком видит реальный потенциал. Действительно, он с малых лет был целеустремленным, хорошо учился, был трудолюбивым. [Фото 1]
Вот что вспоминает родная сестра Галина: « Мы жили между двух рек Иркутом и Зун-Мурино. На месте соединения с Иркутом река Зун-Мурино достаточно широка, но Дамнин ее легко переплывал, хотя не все осмеливались это делать, особенно в период половодья. В летнее время он работал с ребятами на сенокосе и домой всегда привозил кислицу или черемуху».
Из воспоминания одноклассника Дамнина Фролова Ен-Жаба Гулгонова «Мы с Дамнином сидели за одной партой в Шанайской начальной школе. Он был очень живой, любознательный мальчик, большой озорник. Учился он очень хорошо, все практически схватывал на лету».
Окончив успешно в 1942 году Кыренскую среднюю школу, Д. Фролов начал работать в родном колхозе «Улан Шанай», а затем в райвоенкомате командиром взвода всеобуча. [Фото 2] В январе 1943 года был призван в армию. Служил в 35 – отдельной стрелковой бригаде Забайкальского военного округа. В мае 1944 года был отправлен на фронт. В первых же боях Дамнин Шагдурович проявил мужество и храбрость, организаторские способности молодого офицера – руководителя и воспитателя [Фото 3]. В трудные минуты младший лейтенант Фролов не раз сам становился за ручной пулемет вместо пулеметчика и вел губительный обстрел по фашистам, воодушевляя личным примером своих солдат. Был трижды ранен в боях, дважды тяжело и после госпиталя он снова в свою родную 106-ю стрелковую дивизию. В одном из боев на севере Берлина Д.Ш. Фролов получил тяжелое ранение в обе ноги, была даже опасность ампутации ноги, но врачи сохранили ему ногу. И это ранение сделало его инвалидом 2 группы. Даже такой для самого себя роковой момент, он очень переживал, что не смог добить врага в его логове. Демобилизовался из рядов Советской Армии в начале 1946 года и вернулся на родину в село Шанай.
За боевые заслуги, за проявленный героизм Дамнин Шагдурович был награжден орденами «Отечественной войны I и II степени» и многими медалями. [Фото 4, 5, 6, 7]
В сентябре 1946 года Д.Ш. Фролов поступил в Иркутский сельскохозяйственный институт на факультет механизации и с отличием заканчивает его в 1951 году. [Фото 8, 9]
1.2. Из крестьян — на вершины власти.
После успешного окончания высшего учебного заведения Д.Ш. Фролов был оставлен в институте для педагогической работы, где работал до ноября 1953 года [Фото 10]. В этом же году он поступает в аспирантуру Московского института механизации и электрификации сельского хозяйства. После окончания института был направлен на работу в Бурятский зооветеринарный институт старшим преподавателем общеинженерных дисциплин.
В 1959 году Д.Ш. Фролов назначен деканом технологического факультета, работал до 1962 года. В этом же году он назначен ректором фактически ещё не существующего Восточно-Сибирского технологического института [Фото 11, 12]. Институт переименовался еще 2 раза и в данное время называется Восточно-Сибирский Государственный Университет Технологий и Управления. Институт был создан на базе технологического и строительного факультетов Бурятского сельскохозяйственного института. Тогда новый институт имел только три небольших учебных корпуса, отсутствовало учебное и лабораторное оборудование, не хватало кадров - во всей Бурятской АССР было только три кандидата технических наук, в т.ч. Д.Ш.Фролов. Если в 1962 году в институте обучались 766 студентов, то в 1972/1973 учебном году их было уже 8 тысяч. К 1972 году штат института насчитывал 485 преподавателей, из которых 134 с учеными степенями и званиями. В данный момент обучается в университете более 7000 студентов. Ситуацию, в которой в то время оказался Дамдин Шагдурович, назначенный ректором ВСТИ, смело можно было сравнить с положением начальника большой комсомольской стройки, перед которым лежала "неосвоенная целина". Д.Ш. Фролов хорошо понимал, что быстрые темпы развития промышленности, строительства в Восточной Сибири требуют высококвалифицированных инженерных кадров. Удовлетворить эту потребность по многим специальностям мог только технологический институт. Поэтому надо было в ускоренном темпе создавать материально-техническую базу и подготовить научно-педагогические кадры. Под руководством ректора строились учебные корпуса, общежития, жилые дома. Он подбирал на работу преподавателей, оснащал всем необходимым учебный процесс. [Фото 13, 14]
Необходимые руководителю качества проявились в ходе всей деятельности Д.Ш.Фролова на посту ректора. Он сумел определить приоритетные научные направления, инженерные специальности в области пищевой, легкой промышленности, машиностроения, строительства, энергетики, экономики, вычислительной техники и других отраслях.
Наряду с решением главной задачи вуза – подготовки специалистов инженеров, он уделял большое внимание развитию в институте гуманитарных направлений. По его инициативе были введены курсы культурологи, логики и социальной экологии, разрабатывались программы экологизации образования. Д.Ш. Фролов 4 года руководил институтом при начавшейся «перестройке» и очень многое сделал для того, чтобы вуз сохранил свой научный потенциал и не растерял своей былой славы, приумножив ее и став одним из ведущих вузов Сибири и Дальнего Востока.
Д.Ш. Фролов пользовался заслуженным авторитетом не только в коллективе своего вуза, но и в республике, в Министерстве образования России. За заслуги в подготовке высококвалифицированных специалистов для народного хозяйства страны, плодотворную научно-исследовательскую и общественную деятельность Д.Ш. Фролову присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки Бурятской АССР». Он удостоен ученого звания «Профессор высшей школы». Его достижения на посту ректора были отмечены орденами «Знак Почета» (1967), «Трудового Красного Знамени» (1976) и «Дружбы народов» (1985), «Ветеран труда» (1985), а также юбилейной Ленинской медалью. [Фото 15, 16, 17, 18]
У первого ректора нашего вуза Дамнина Шагдуровича Фролова была добрая традиция. Принимая на работу молодого преподавателя, он обязательно с ним беседовал, наставляя и знакомя с особенностями работы в большом коллективе, и одновременно как бы выявляя, что ты из себя представляешь. Было такое и со мной. А еще я запомнил, как в завершение нашей встречи, говоря о необходимости полной самоотдачи научному и педагогическому творчеству, Дамнин Шагдурович сказал: «Кто будет гореть, если ты не будешь гореть, если я не буду гореть, так кто же тогда будет?». Эти слова мне навсегда запомнились, ибо вся жизнь Д.Ш. Фролова была горением, служение людям – вспоминал его коллега Евгений Голубев.
Будучи руководителем авторитарного типа, он умело подбирал кадры, всегда опирался на единомышленников, людей опытных, знающих свое дело и увлеченных им. В то время он не боялся делать ставку на молодых, перспективных преподавателей и ученых, предоставляя им большие возможности для творческого, научного роста. Сколько ученых – докторов и кандидатов наук были обязаны ему своей успешной научной карьерой! – Владимир Сактоев, ректор ВСГУТУ.
Дамдин Шагдурович принимал активное участие в государственной и общественной жизни города Улан-Удэ и Бурятской АССР: Он неоднократно избирался депутатом Улан-Удэнского городского Совета, был депутатом Верховного Совета Бурятской АССР и его председателем. С 1971 по 1989 год он был членом Бурятского обкома КПСС и Улан-Удэнского горкома КПСС. Дамнин Шагдурович был председателем общества советско-японской дружбы городов-побратимов Улан-Удэ – Румои. В 1967-1971 гг. выполнял обязанности председателя Верховного Совета Бурятской АССР. [ Фото 19, 20, 21, 22]
Дамнин Шагдурович Фролов был энергетически сильной личностью, вовлекавшей своей кипучей деятельностью всех находившихся в его окружении людей. Прошедший суровую фронтовую закалку, он и в мирные будни оставался на передовой, борясь за приоритет технического образования в республике. Таким он оставался до конца своей яркой, наполненной многими деяниями жизни.
ГЛАВА II. Память о Дамнине Шагдуровиче Фролове.
1.1.Увековечение памяти Дамнина Шагдуровича Фролова.
«Гаснут звезды… Самые крупные, самые яркие горят дольше…» Эти емкие слова народного писателя Бурятии Ардана Ангархаева еще раз напоминают о нашем знаменитом земляке. Звезда профессора ДШ. Фролова будет гореть века, ибо благодарные приемники увековечили его имя, создав в далеком 1995 году, еще при ВСГТУ, Республиканский фонд высшей школы имени профессора Дамнина Шагдуровича Фролова (Фонд Фролова) [ Фото 23 ]. Ежегодно в день рождения профессора проводятся различные мероприятия, такие как весенний легкоатлетический кросс в его родном ВСГУТУ [Фото 24] , соревнования по вольной борьбе в Зун-Муринской средней школе названной в честь именитого земляка Д.Ш. Фролова. Также на базе Зун-Муринской школы основан музей имени Д.Ш. Фролова, где находятся все его награды, удостоверения, грамоты и т.д. Помещение музея позволяет увеличить и надежно на века сохранить имеющиеся и вновь поступающие материалы и реквизиты. [ Фото 25].
Во ВСГУТУ назначена стипендия имени Фролова, также открыт барельеф – мемориальная доска в фойе административного корпуса университета. [Фото 26]. Предполагается установить мемориальную доску на доме, где он жил в последние годы.
1.2. В памяти своих родных…
Дамнин Шагдурович Фролов был старшим ребенком в дружной семье Ешин Булгутовны и Шагдыра Ирилжиновича Фроловых [Фото 27]. Из воспоминаний сестры Д.Ш. Фролова Галины «Нас у родителей было четверо, Дамнин – самый старший, Лопсон – на год младше его, я - Галя, третья и Ольга – самая младшая. Он называл ее с нежностью наш отхончик. Наш брат был веселым, трудолюбивым, в школе учился на отлично, был даже переведен из второго класса сразу в четвертый». Младшая сестра Ольга Шагдуровна вспоминает: «Дамнин ахай очень любил рыбачить на реке Зун-Мурино. Приедет летом нам каникулы в годы студенчества или в отпуск, будучи ректором всегда шел на рыбалку, так им увлекался. Порою ей так увлекался, что уходил очень далеко, иногда доходил до Тор и возвращался с богатым уловом».
В воспоминаниях детей: «После демобилизации он приехал к себе домой в село Шанай, и в тот же день вечером пошел к нашей маме и привел невесту в дом родителей. Часто наш папа любил рассказывать, что он начал ухаживать за нашей мамой с 5-го класса. Наша мама, Аюша Лопсоновна, выросла сиротой, смогла окончить только 7 классов, но это никак не повлияло на их взаимную настоящую любовь. Наша мама настоящая мастерица, долгое время работала закройщицей в ателье «новинка», так что мы дети мы были одеты по моде» Папа, не посоветовавшись с мамой, никогда не принимал серьезных решений в семейных делах». [Фото 28, 29, 30]
Заключение.
Просто и по – отечески
Нам хранить завещал –
И для блага студенчества
Новым корпусом встал.
Чтобы к жизни причастны,
Не забыв ничего,
Мы, хотя бы не часто,
Вспоминали его.
Все, что он сделал он людям, -
Это все – на века.
И в Тунке не забудут
Своего земляка.
Евгений Голубев, доцент ВСГУТУ
В мире все связано. Изучая биографию Дамнина Шагдуровича Фролова, я познакомилась с удивительным человеком, родившимся на этой земле. Жизнь и трудовая деятельность достойны восхищения и преклонения, весь опыт его работы показывает, что даже на селе человек может стать известным и успешным. В нашем краю много интересных людей, о судьбах которых можно рассказать, но это мои планы на будущее. В дальнейшем, я планирую продолжить работу в этом направлении. Многое еще мной не открыто, поэтому мне есть над чем работать.
Вывод
Моя исследовательская работа направлена на развитие любви к истории родного села, уважения к ее прошлому. В процессе работы я научилась работать с разными источниками информации, искать сведения и данные, записывать воспоминания со слов других людей.
Я думаю, что работа принесла пользу не только мне, но и моим одноклассникам, а также всем школьникам нашей школы и даже района. Думаю, я доказала гипотезу изучив биографию и деятельность Дамнина Шагдуровича Фролова, что его жизнь и трудовая деятельность достойны восхищения и преклонения.
Именно благодаря таким людям, мы живем в мирное время, учимся в красивых, уютных школах. Район наш самый красивый и процветающий. Мы, подрастающее поколение, должны помнить их.
Список используемой литературы.
1. Информационно – молодежная газета «Час пик Улан-Удэ», №1 (153) 30.01.2012
2. Альбом «Феномен Фролова», Улан - Удэ, изд-во ВСГУТУ, 2015. – с. 32
3. «Никто не забыт – ничто не забыто»: по итогам республиканского интернет – конкурса Общероссийский / Профсоюз образования Бурятская Республиканская Организация; фото – Улан-Удэ: Центр Печати, 2015 г. – 200 с. илл.
4. https://persons.i-bur.ru/frolov-damdin-shagdurovich
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Фролов,_Дамнин_Шагдурович
6. https://esstu.ru/uportal/faculties/viewNews.
Приложение 1.
Таблица анкетирования.
Анкетирование проводилось среди учащихся с 5 по 11 классы Зун-Муринской школы в количестве 85 человек. Нужно было ответить на вопросы ответами «Да» или «Нет».
№ | Вопросы | Классы | Да | Нет |
1 | Знаете ли вы, в честь кого названа наша школа? | 5 (14 уч) | 1 | 13 |
2 | Знаете ли вы, кем был Д.Ш.Фролов? | 5 (14 уч) | - | 14 |
1 | Знаете ли вы, в честь кого названа наша школа? | 6 (13 уч) | 5 | 8 |
2 | Знаете ли вы, кем был Д.Ш.Фролов? | 6 (13 уч) | - | 13 |
1 | Знаете ли вы, в честь кого названа наша школа? | 7 (15 уч) | 2 | 13 |
2 | Знаете ли вы, кем был Д.Ш.Фролов? | 7 (15 уч) | 2 | 13 |
1 | Знаете ли вы, в честь кого названа наша школа? | 8 (7 уч) | 7 | - |
2 | Знаете ли вы, кем был Д.Ш.Фролов? | 8 (7 уч) | 7 | - |
1 | Знаете ли вы, в честь кого названа наша школа? | 9 (16 уч) | 16 | - |
2 | Знаете ли вы, кем был Д.Ш.Фролов? | 9 (16 уч) | 3 | 13 |
1 | Знаете ли вы, в честь кого названа наша школа?? | 10 (4 уч) | 4 | - |
2 | Знаете ли вы, кем был Д.Ш.Фролов? | 10 (4 уч) | 1 | 3 |
1 | Знаете ли вы, в честь кого названа наша школа? | 11 (4 уч) | 4 | 0 |
2 | Знаете ли вы, кем был Д.Ш.Фролов? | 11 (4 уч) | 2 | 2 |
Итого | 54 | 89 |
Сверчок
Лиса и волк
Ночная стрельба
Снеговик
Паук