Эта исследовательская работа рассматривает такие вопросы, как моральные ценности семьи, роль семьи в жизни человека, её задачи в воспитании полноценной личности, какую семью можно назвать счастливой.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49.72 КБ |
Научно-исследовательская конференция
« Шаг в науку - юниор»
Исследовательская работа на тему:
«Формирование семейных ценностей на примере произведений, изучаемых в курсе литературы 5-7 классов»
Секция: литературоведение
Российская Федерация, Забайкальский край
Газимуро- Заводский район
пст.Новоширокинскй
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Широкинская средняя общеобразовательная школа»
Выполнила ученица 7 класса,
Першина Светлана Александровна
МОУ Широкинская СОШ
Научный руководитель:
Плотникова Татьяна Григорьевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ Широкинская СОШ
Тема: «Формирование семейных ценностей на примере произведений, изучаемых в курсе
литературы 5-7 классов»
Першина Светлана Александровна, ученица 7 класса
Российская Федерация, Забайкальский край
Газимуро- Заводский район
пст.Новоширокинскй
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Широкинская средняя общеобразовательная школа
Краткая аннотация
Эта исследовательская работа рассматривает такие вопросы, как моральные ценности семьи, роль семьи в жизни человека, её задачи в воспитании полноценной личности, какую семью можно назвать счастливой.
В последнее время в России возникла проблема: большинство семей, в которых растут дети, неполные, т. е. семьи, которые не могут дать всё для воспитания полноценной личности.
В работе раскрывается влияние семьи на воспитание ребёнка, на формирование у него семейных ценностей через изучение произведений художественной литературы в 5-7 классах.
Среди учащихся 5-7 классов я провела анкетирование, с целью чтобы узнать отношения учащихся к своей семье, к родителям, к семейным ценностям, к семье, которую они создадут в будущем.
Тема: «Формирование семейных ценностей на примере произведений, изучаемых в курсе
литературы 5-7 классов»
Першина Светлана Александровна, ученица 7 класса
Российская Федерация, Забайкальский край
Газимуро- Заводский район пст.Новоширокинскй
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Широкинская средняя общеобразовательная школа
Аннотация
Эта исследовательская работа рассматривает такие вопросы, как моральные ценности семьи, роль семьи в жизни человека, её задачи в воспитании полноценной личности, какую семью можно назвать счастливой.
В последнее время в России возникла проблема: большинство семей, в которых растут дети, неполные, т. е. семьи, которые не могут дать всё для воспитания полноценной личности. Поэтому я решила проанализировать произведения художественной литературы и провести анкетирования среди учащихся 5-7 классов, с целью выявление отношения учащихся к своей семье, к родителям, к семейным ценностям, к семье, которую они создадут в будущем.
Цель: изучить возможности формирования семейных ценностей у обучающихся через изучение и анализ художественных произведений.
Для достижения цели исследования необходимо решить комплекс задач:
3. разработать и внедрить рекомендации для учителей и родителей по приобщению обучающихся к семейным ценностям.
Методы:
1Анализ художественной литературы. 2Анкетирование. 3Обработка данных.
В соответствии с целью и задачами разработана гипотеза: если мы проведём изучение и анализ художественных произведений, в которых раскрываются характеры героев через семейные ценности.
Выводы: Проанализировав произведения художественной литературы, мы пришли к выводу, что авторы художественных произведений включают в повествование взаимоотношения в семье, поведение героев в разных жизненных ситуациях, умение преодолевать трудности и находить выход. Читая такие произведения, у детей формируются семейные ценности.
Тема: «Формирование семейных ценностей на примере произведений, изучаемых в курсе литературы 5-7 классов»
Першина Светлана Александровна, ученица 7 класса
Российская Федерация, Забайкальский край
Газимуро- Заводский район пст.Новоширокинскй
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Широкинская средняя общеобразовательная школа
Научная статья
«Семья – очень важное, очень ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье…» (А.С. Макаренко)
Особенностью контингента детей, обучающихся в нашей школе, является то, что большинство из них - дети из неблагополучных семей, то есть из семей, в которых один из родителей, а то и оба злоупотребляют алкоголем, из неполных семей, в которых детей воспитывает один из родителей. Одной из задач, которую ставит перед собой педагогический коллектив – формирование у учащихся нравственных, духовных, семейных ценностей. Уроки литературы, на наш взгляд, помогают в решении этих задач, ведь художественная литература – прекрасный источник материалов для воспитания полноценной личности. Именно поэтому мы провели исследовательскую работу по теме «Формирование семейных ценностей на примере художественных произведений, изучаемых в курсе литературы 5 – 7 классов».
Что такое семья? Какую роль она играет в жизни каждого человека? Каково её значение для развития у детей духовного начала? Какой она должна быть, чтобы дать людям счастье? Эти вопросы давно и неизменно волнуют философов, писателей, психологов, да и всех людей на земле. На каждый из таких вопросов люди, имеющие семью, отвечают в зависимости от того, какими идеалами и потребностями они руководствуются, в каких социальных условиях живёт их семья. Все писатели и философы сходятся на том, что именно хорошая семья больше всего способствует воспитанию у ребёнка нравственных качеств, высокого стремления к идеалам.
Цель нашего общества - счастье людей, и одним из важнейших его слагаемых является здоровая, крепкая семья. Именно она растит и воспитывает новое поколение.
Что же такое семья? Найдём толкование этого слова в словаре С.И.Ожегова:
«Семья – группа живущих вместе родственников. Единство, объединение людей, сплочённых общими интересами»
Семья, несомненно, имеет свою специфику, но вместе с тем является формой коллективной жизни. Любая семья, если она хочет сохранить себя как семью, должна быть коллективом, где каждый стремиться жить интересами другого, помогать другому, чувствовать ответственность друг за друга. Жизнь в семье требует от человека любви к ближнему, душевности, взаимопонимания, доверия, постоянного самопожертвования, способности заботиться о другом человеке, жить его интересами.
Л.Н.Толстой утверждал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Неповторимая атмосфера семейной теплоты и уюта основана на рациональном и справедливом распределении обязанностей между членами семьи, хотя у каждого есть свои занятия и увлечения, которые поддерживаются и поощряются глубоким интересом и сочувствием всей семьи.
1.2 Задачи семьи
А.С. Макаренко писал: "Если вы желаете родить гражданина и обойтись без родительской любви, то будьте добры, предупредите общество о том, что вы желаете сделать такую гадость. Люди, воспитанные без родительской любви,- часто искалеченные люди". У ребенка, воспитанного без родительской ласки, возникает ощущение, что мир вокруг него холодный и неприветливый. Весь окружающий мир в этом возрасте заменяют для ребенка его родители; холодны они – значит, холоден весь мир, в котором ребенок появился, чтобы начать в нем жизнь. Он пугается этого мира, еще не зная его. У него рождается состояние страха и агрессивности по отношению к другим людям, он оказывается способным на жестокость, тогда как дети, воспитанные в условиях постоянных дружеских контактов с родителями, как правило, миролюбивы и покладисты. Исследования показывают: едва родившись, ребенок уже чувствует, какие руки его касаются - любящие или безразличные, и реагирует на недостаток родительской любви так остро, что это принимает характер психической травмы.
Родители любят ребенка красивого и некрасивого, здорового и болезненного, послушного и озорного - любят не за какие-то достоинства, а просто за то, что он есть на свете. Отец и мать замечают каждый, казалось бы, незначительный успех ребенка, они от души радуются этому успеху, и у ребенка возникает желание чаще доставлять им эту радость и чаще переживать ощущение того, что им довольны. Любовь близких является для него постоянным свидетельством ценности его бытия.
Особенно благоприятные условия для воспитания создаются в многодетной семье. В ней ребенок растет в коллективе, он с детства привыкает к мысли, что должен принимать во внимание не только свои желания, но и желания братьев, сестер. Но сейчас, наиболее распространенным типом семьи является семья из супругов и одного ребенка. В них нет старших братьев, которые являются наставниками, нет младших, которых надо опекать. В таких условиях усложняется воспитание правильных взаимоотношений старших и младших, нет чувства привязанности к малышам, ответственности за них, взаимопомощи.
Первостепенная задача семьи - научить ребенка жить среди людей, жить по нормам и принципам общества, тех самых, которые закреплены в Конституции. В.А. Сухомлинский утверждал: "Важнейшая мудрость жизни, которую должен постигнуть наш гражданин,- это человеческие взаимоотношения". В эти отношения ребенок вступает буквально с самого своего рождения. Следовательно, и гражданское воспитание начинается с первых же дней его жизни.
1.3 Роль семьи в воспитании ребёнка
В семье ребёнок оказывается включённым в социальные отношения, которые составят содержание будущей личности, именно в семье начинается общественное воспитание. В общении со старшими ребёнок усваивает целостную систему нравственных ценностей и идеалов, типичных для общества и социальной среды. Воспитание ребёнка теснейшим образом связано с проблемой сформированности личности родителей. Чтобы воспитывать у ребёнка отзывчивость, нравственное отношение к людям, родителям необходимо самим быть на должном уровне. Л.Н.Толстой предупреждал, что ребёнок «заражается» примером в сто раз сильнее, чем самыми красноречивыми и разумными поучениями.
Семья, таким образом, имеет огромное значение для формирования личности ребёнка. И надо понимать, что сначала семья формирует ребёнка, а затем выросший ребёнок оказывает своё влияние на неё. Подросток должен помнить: что он сам сделает для своих родителей, того же надо ему ожидать впоследствии и от своих детей.
Культура семьи передаётся по наследству от поколения к поколению. Каждая семья создаёт свои традиции. Очень важно, чтобы взаимоуважение и взаимопонимание стали традицией, а тактичность и высокие отношения вошли в привычку и остались в семье на всю жизнь. Самым конструктивным способом взаимоотношений в семье психологи считают сотрудничество. Оно основано, прежде всего, на взаимном уважении взрослых и детей. В чём секрет взаимопонимания и добрых отношений между родителями и детьми? Секрет очень прост. Нужно развить у детей способность дружить, и впоследствии она создаст основу для нормальной семейной атмосферы.
Основа жизни семьи – честный, добросовестный общественно полезный труд. Как и другие положительные качества, любовь к труду прививается с детства в кругу семьи. На ней основаны уважение к труду, вкус к работе, чувство долга, которые высоко ценятся в обществе во все времена.
Какой бы нравственный принцип мы ни взяли, очевидно, то, что усваивается он с раннего детства в семье. Настоящая любовь родителей всегда поднимает тонус жизни семьи, вызывает ощущение радости, создаёт благодатную обстановку для нравственного воспитания ребёнка.
«Всё в твоих руках!» - утверждал один мудрец. Каждый сам выбирает тот образ жизни, который обеспечивает здоровье и счастье себе и каждому из членов семьи.
Важная ценность семьи – уважение ко всем, кто вас окружает, уважение к другому человеку, к его переживаниям, потребностям и интересам – ведущее требование нравственных взаимоотношений между членами семьи. В семье, где выстраиваются уважительные отношения, имеет место взаимопомощь, поддерживается оптимистический настрой.
Взаимная любовь родителей – главный воспитательный фактор. Семья должна давать добрую пищу детскому воображению и чувствам. Улыбка и положительные эмоции - сочувствие, душевное равновесие, утешение, уверенность, оптимизм – создадут то, что можно назвать семейным очагом, который сплачивает вокруг себя людей, связанных родственными узами, согревает, даёт пищу чувствам и отдых душе. В таком доме всегда царит хорошее настроение.
1.5 Какую семью можно назвать счастливой?
Основа счастья – дружная, любящая семья и дети. Для чего человеку семья? Каждый ответит по – своему на этот вопрос, хотя наверняка прозвучит одна простая, но верная мысль – для счастья. Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Основа человеческого счастья – единая, дружная, любящая семья, в которой растут дети. Счастье человека в семье - это большая ценность. Ни самая увлекательная работа, ни друзья, как бы широк ни был их круг, не в состоянии дать человеку того, что может дать семья. Счастье не может быть полным без полноценной, дружной семьи.
Чем же таким особенным одаривает человека семья? Почему именно в семье видим мы источник человеческого счастья? Ответ прост: где, как не в семье, получает человек то, к чему он стремится в любом возрасте: ощущение нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят и где без тебя нет полной чаши. Где, как не в семье, человек получает заряд любви, радости и бодрости, сил физических и духовных, без которых он не может нормально работать. Где, как не в семье, находит понимание, утешение в печальные дни своей жизни. Где, как не в семье, получают люди прекрасный дар - счастье материнства и отцовства, а спустя годы – счастье быть бабушкой и дедушкой.
Одно из важнейших качеств счастливой, дружной семьи – способность справляться с переменами. Порой жизнь полна превратностей и проблем, однако семья не закрывает на них глаза, напротив, собирает все силы – и преодолевает очередной кризис, из которого выходит ещё более прочной.
Основа человеческого счастья – это дружная, любящая семья и дети. Счастье человека в семье – наибольшая человеческая ценность. Где, как не в семье, получает человек то, к чему он стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим и любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят…
Радость жизни, счастье семьи в ваших руках!
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
2.1. Анализ художественных произведений
В курсе русской литературы для 5-7 классов есть произведения, в которых авторы поднимают проблемы семейных отношений, семейных ценностей. На уроках литературы мы получаем нравственное и духовное воспитание, оцениваем поступки героев.
Проанализируем эпизоды из повести М.Горького «Детство», изучаемой в 7 классе. Читатели знают, какая тяжёлая трагедия постигла семью главного героя Алёши Пешкова: болезнь мальчика, смерть отца, безвыходное материальное положение – всё это заставило мать Алёши покинуть Астрахань и вернуться в Нижний Новгород, в дом отца. Это его ближайшие родственники, среди которых ему предстоит жить.
Какой видит Алёша бабушку? Он замечает, что глаза у неё вспыхивают
«невыразимо приятным светом», что «вся она – тёмная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, весёлым и тёплым светом», что слова её напоминают «ласковые» цветы, а походка – движения ласкового зверя. Именно эти оттенки помогают понять впечатление Алёши от бабушки, почувствовать, что ему она казалась излучающей свет, тепло, радость. Алёша ещё ничего не знает о своём новом доме, но мальчик тянется к добру, ласке. Он вглядывается в деда, и нет ни одной чёрточки, которая затронула бы чувствительную душу мальчика, расположила его к себе. Алёша чувствует властность, энергию деда. Рыжая бородка, птичий нос, зелёные глазки настораживают мальчика. Его обижает, что дед «выдернул» его из тесной кучи людей; задав вопрос, не дождался ответа; «отодвинул» мальчика в сторону, как вещь. Алёша сразу «почуял в нём врага».
Обратимся к сцене «Обед в доме Кашириных», на котором происходит ссора и дикая драка между дядьями. Лишь впоследствии Алёше становятся понятны причины «взаимной вражды всех со всеми». Почему эта сцена вызывает у мальчика жуткое изумление? Алёша вспоминает, какими были отношения между его родителями: «…отец и мать жили не так; были у них и другие речи, другое веселье, ходили и сидели они всегда рядом, близко. Они часто и подолгу смеялись, вечерами… пели громко».
Обстановка, где царили любовь, дружба, взаимное уважение, творческий труд, бескорыстие, оставила неизгладимый след в душе мальчика. Вот почему жизнь в доме деда кажется Алёше «невыразимо странной», противоестественной, вызывает жуткие ощущения.
От эпизода к эпизоду обнажаются и всё более отчётливо проступают особенности характера каждого из героев, его склонности к добру и злу.
Дед, пользующийся в доме неограниченной властью, спокойно, деловито сечёт детей, считая это занятие своеобразными «уроками морали». После несправедливого и жестокого наказания, которому подверг его дед, Алёша повзрослел, обострилось его восприятие мира, дни нездоровья стали для него большими днями жизни. Изменившееся отношение мальчика к деду, прожившему трудную, тяжёлую жизнь, свидетельствует о том, что Алёша своим чутким сердцем сумел понять и почувствовать страдания другого, простить, потянуться к тому хорошему, что было в душе этого сурового человека.
Даже в такой тяжёлой семье, где господствуют жестокость, насилие, произвол, бесчеловечность, человек может оставаться человеком, если ему с самого раннего детства привили семейные ценности.
А теперь проанализируем эпизоды из повести В.Г.Короленко «Дети подземелья», которую изучают на уроках литературы в 6 классе.
Главный герой повести Вася сразу же становится на сторону слабых и обиженных.. Даже во внешности Тыбурция, самой замечательной личности из всех бедняков, изгнанных из старого замка, мальчику прежде всего бросается в глаза «глубокая постоянная печаль», которая смущает и тревожит его. У Васи сжималось сердце при воспоминании о тех, кто остался без крова, замок стал ему противен, поскольку был убежищем торжествующих победителей. Мальчик ещё ничем не помогает изгнанникам, но волнение, которое он испытывает при виде обездоленных людей, говорит о том, что перед нами тонкая, отзывчивая натура, человек добрых и благородных чувств, остро переживающий чужую боль, откликающийся на любую несправедливость.
В семье мальчику не хватало дружеского внимания, душевной близости, рядом не было настоящих друзей, а товарищи по улице при первой же проверке оказались трусливыми предателями, бросившими его безо всякой помощи, поэтому Вася, по натуре человек добрый и верный, сразу же оценил возникшую дружбу к «детям подземелья», почувствовал, что в нём нуждаются, со всей душой откликнулся на это. Валек помог Васе лучше узнать собственного отца. В дружбу с Марусей Вася вкладывал то чувство старшего брата, ту заботу, которую ему дома мешали проявлять по отношению к родной сестре. Васе ещё трудно понять, почему Маруся так разительно отличается от его сестры Сони по внешности и поведению, а слова Валека: «Серый камень высосал из неё жизнь» - не вносят ясности, лишь ещё более обостряют чувство щемящего до боли сожаления, которое испытывает Вася по отношению к друзьям.
Однажды Вася узнаёт, что его друзья нищие. В душе мальчика происходит драма: сын судьи, человека кристальной честности, высоких нравственных правил, мальчик с раннего детства впитал всем своим существом незыблемые нравственные истины: нельзя воровать, лгать, обижать слабых. В жизни всё оказывается сложнее: его друзья, которых он любит и уважает, являются не только нищими, но и ворами.
Осознав, как тяжело живётся его друзьям, Вася испытывает глубокие страдания, не имея возможности помочь. Вася остаётся верен друзьям, он решительно говорит Валеку, что будет ходить к ним. И эти слова звучат как клятва в дружбе, которую ничто не поколеблет.
Тыбурцию нравятся простота, смелость, сдержанность Васи, его верность в дружбе, умение хранить тайну. Придя в дом судьи, он защищает Васю от несправедливых упрёков.
Выдержка Тыбурция, его доброе, ласковое отношение к Васе побеждают настороженность судьи, заставляют его прислушаться к словам бездомного нищего и понять своего сына, найти путь к его сердцу.
Непонимание, нежелание понять и простить, помочь ребёнку разобраться в сложившейся ситуации отодвигают его от взрослого человека. Надо учить ребёнка переживать вместе не только счастливые моменты, радость, но и горе, несчастье. Это приучает ребёнка к состраданию, сочувствию, пониманию, такие же отношения он будет пытаться выстроить и в собственной семье.
Вот ещё одно литературное произведение, в котором детям привиты семейные ценности. Это сказка-быль «Кладовая солнца» М.М.Пришвина, изучаемая тоже в 6 классе, в ней автор показывает детей-сирот, потерявших своих родителей в годы Великой Отечественной войны.
Большую роль в произведении играет образ родителей Насти и Митраши. Внешность детей самая обыкновенная. Настя напоминает «курочку», всё её лицо усыпано веснушками, носик глядит вверх. Митраша «коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий». Дети похожи друг на друга трудолюбием, деловитостью, хозяйственностью, горячо любят своих родителей, во всём стараются им подражать. Дети были очень дружны, но Митраша пытался верховодить, а это возбуждало разногласия между братом и сестрой.
Отец мальчика воспитал в своём сыне не только необходимые житейские навыки, но, главное, развил в нём пытливость, смелость, уверенность в человеческом разуме, умение зорко всматриваться в окружающую природу, понимать её. Так велико было влияние отца, что в разговорах Митраши как лейтмотив постоянно звучит фраза: «Отец говорил», которая во многом определяет поведение мальчика, объясняя истоки его уверенности, а порой и упрямства.
Настя с самого раннего утра занята домашними делами, многому она научилась у своей матери, делает всё очень старательно, заботливо относится к брату, пытается наставить на путь истинный.
В полной семье, в которой главными считаются любовь, уважение, взаимовыручка, трудолюбие, дети не только перенимают семейные ценности, но и бытовые навыки. Поведение взрослых для них – эталон, поэтому родителям надо задуматься о том, какие качества они хотят воспитать в своём ребёнке и в соответствии с этим выстроить свои отношения с ребёнком. Полная семья имеет больше возможностей для воспитания полноценной личности.
Попробуем проанализировать небольшое стихотворение Игоря Северянина «В парке плакала девочка», в которое так много удалось вложить поэту. Маленькая дочка, нередко шалившая, капризничавшая, поразила своего отца тем, что зарыдала «от жалости» к ласточке, у которой была «переломлена лапочка». Отец готов простить шалости дочери, потому что понял, что она растёт человеком милосердным, неравнодушным к чужому горю. Значит, то ценное, что он в неё вкладывает, не проходит бесследно.
Необходимо родителям в своих детях воспитывать любовь ко всему живому, умение понять, сострадать, сочувствовать, помочь.
2.2. Анкетирование учащихся и анализ полученных результатов
Целью анкетирования, проводимого нами после изучения и анализа произведений художественной литературы, было выявление отношения учащихся к своей семье, к родителям, к семейным ценностям, к семье, которую они создадут в будущем.
Анкета
1.В какой семье ты воспитываешься: полной, неполной, опекунской, отсутствует семья?
2. Считаешь ли ты, что семья важна при воспитании ребёнка? Да. Нет.
3. Какие ценности может привить семья ребёнку? Из данных слов выберите те, которые считаются важными (Доброта, лживость, уважение к ближнему, милосердие, зависть, сострадание, ненависть, правдивость, скупость, бескорыстие).
4. Если ребёнок совершил плохой поступок, есть ли в этом вина семьи? Да. Нет.
5. Когда ты станешь взрослым, какие ценности будешь воспитывать в своих детях? (Доброта, лживость, уважение к ближнему, милосердие, зависть, сострадание, ненависть, правдивость, скупость, бескорыстие)
6. Какую семью, по-твоему, можно назвать счастливой? Выбери нужные ответы.
(Семья, в которой царит уважение. -Семья, в которой царит взаимопонимание.
-Семья, в которой царит любовь. -Семья, в которой материальное положение стоит на первом месте. -Семья, в которой на первом месте авторитет главы семьи.)
7. Помогают ли литературные произведения, которые ты изучаешь в школе, прививать семейные ценности? Да. Нет.
Результаты:
Да | Нет | |
2 | 60 | 0 |
4 | 27 | 33 |
7 | 53 | 7 |
Анкетирование показало, что из 60 учеников, обучащихся в 5-7 классах, живут в полных семьях 40, в неполных 16, в опекунских 4. Дети понимают, что семья должна воспитывать в ребёнке положительные качества.
3. Доброта 43 уважение к ближнему 38 милосердие 37 сострадание 11 правдивость 28 бескорыстие 26 зависть 1 скупость 1 лживость 1
5. . Доброта 40 уважение к ближнему 36 милосердие 31 сострадание 9 правдивость 32
бескорыстие 25
6.- Семья, в которой царит уважение 19 -Семья, в которой царит взаимопонимание 27
-Семья, в которой царит любовь 39 -Семья, в которой материальное положение стоит на первом месте 24 -Семья, в которой на первом месте авторитет главы семьи 15
Результаты анкетирования, проводимого после анализа отрывков из произведений художественной литературы, таковы: среди опрошенных не оказалось ни одного, кто бы не ценил семью. И пришли к выводу, что только положительные качества должна воспитывать в ребёнке семья.
Проанализировав произведения художественной литературы и результаты анкетирования, мы пришли к следующим выводам:
- неслучайно авторы художественных произведений включают в повествование взаимоотношения в семье, поведение героев в разных жизненных ситуациях, умение преодолевать трудности и находить выход;
- на уроках изучения данных произведений следует проводить тщательный анализ эпизодов, описывающих внешность, поступки, манеру поведения этих героев;
- нужно заострять внимание учащихся на том, что человек, не ценящий свою семью, не умеющий вовремя прийти на помощь, понять своего ребёнка, не может быть привлекательным, вызывать сочувствие и оправдание;
- подобная работа помогает в воспитании высоконравственной и духовно-развитой личности и приобщении учащихся к семейным ценностям.
План исследований
С самого рождения человек попадает в общество. Он растёт, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдёт. Семья даёт человеку очень многое. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребёнка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой; в противном случае он начнёт подражать отрицательным примерам родителей. Именно семье принадлежит ведущая роль в формировании духовно-нравственных ценностей детей, их воспитания и развития. Семья является основой любого государства (что само по себе имеет абсолютную ценность), главным и ведущим условием сохранения и поддержания духовной истории народа; традиций, национальной безопасности.
Гипотеза: если мы проведём изучение и анализ художественных произведений, в которых раскрываются характеры героев через семейные ценности, то сумеем сформировать у обучающихся семейные ценности.
Методы:
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЯ
Рекомендовать педагогам:
*проводить совместно с психологом упражнения, направленные на повышение уровня самооценки;
*посредством материалов классных часов формировать у учащихся нравственные идеалы, правильную жизненную позицию
*проводить среди учащихся работу по социализации;
*проводить работу, направленную на повышение уровня межличностного общения;
*учить каждого ребёнка преодолевать трудности,
*видеть в каждом ученике прежде всего самодостаточную личность.
Примерные темы классных часов
«Семейные ценности». «Роль семьи в жизни человека».
«Воспитание у обучающихся ценностного отношения к семье».
«Какую семью можно считать счастливой». «Давайте задумаемся о будущем»
Памятка для родителей
Уважаемые родители! Чаще показывайте детям, как сильно вы их любите, несмотря ни на что. Как можно больше времени проводите вместе со своими детьми, демонстрируйте им, что вы считаете важным всё то, что они делают. Разговаривайте с ними об их интересах, школе, спорте, друзьях. Не используйте в общении с детьми такие фразы: «Поймёшь, когда вырастешь…» или «Ты ещё мал, чтобы рассуждать об этом»
В отношениях с детьми чётко определяйте границы, но допускайте некоторую свободу в установленных границах, в рамках правил. Будьте хорошим примером для своих детей. Развивайте в них терпимость к окружающим. Помогайте детям ставить реальные цели, чтобы они могли достигать их. Оказывайте своим детям поддержку в различных ситуациях. Научите их рационально распределять своё время. Делитесь с ними жизненным опытом, рассказывайте детям историю семьи, чтобы они чувствовали принадлежность к ней. Обсуждайте возникшую проблему без обвинений в адрес ребёнка, в этом случае он не почувствует давления с вашей стороны и с большей вероятностью согласится искать её адекватное решение. Избегайте оскорбительных фраз, унижающих ребёнка, это не усиливает вашу позицию, но демонстрирует ваше бессилие. Любите своего ребёнка, ибо родительская любовь решает множество проблем.
Эта памятка поможет родителям выстраивать гармоничные отношения с их собственными детьми.
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Яблоко
Что такое музыка?
Смородинка
Ласточка. Корейская народная сказка