В данной работе мы описываем особенности физического воспитания народа юкагиров в условиях Крайнего Севера, с их традиционными видами хозяйственной деятельности, с национальными видами спорта и подвижными играми.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 60.22 КБ |
Тема проекта:
«Популяризация и развитие юкагирских национальных игр в процессе физического воспитания школьников»
Участник: | Солнцев Вячеслав Андреевич, 9 класс, Верхнеколымский улус, с. Нелемное. МКОУ «Нелемнинская средняя общеобразовательная школа им. Н.И.Спиридонова – Текки Одулока». |
Руководитель: | Винокурова Елена Егоровна, учитель физической культуры МКОУ «Нелемнинская средняя общеобразовательная школа им. Н.И.Спиридонова – Текки Одулока»
|
Нелемное, 2024 г.
1.Тема проекта: «Популяризация и развитие национальных юкагирских игр в процессе физического воспитания школьников»
Возрождение и развитие традиций физического воспитания и оздоровления малочисленных народов Севера, имеет первостепенное значение для региона. Кроме того, физическое воспитание должно опираться на богатейшие многовековые традиции народов, на присущие народу его традиционные виды хозяйственной деятельности, на духовный мир, который сопутствовал народам в решении вопросов физического развития их подрастающего поколения, на проверенные веками формы – народные игры, самобытные упражнения, традиционные состязания, национальные виды спорта.
Только тесная связь нового поколения с прошлым создает тот духовный подъем, который может способствовать полноценной жизнедеятельности нового поколения.
Главной задача — сохранить, возродить и развивать существенный культурный пласт этноса — традиционное физическое и трудовое воспитание, национальные игры и спорт, их особенности, изучение истории развития этих игр. Это позволяет не только расширить кругозор, но и формирует потребность в сохранении и бережному отношению к наследию своего народа. Знать историю, традиции, культуру жителей региона, в котором живёшь – значит быть истинным патриотом своей Земли.
2. Актуальность
В условиях борьбы за существование, независимость у разных народов складывались самобытные системы физического воспитания. В их основе лежали национальные виды спорта и подвижные игры, которые использовались как средство заполнения потребности в движении. Повышенная двигательная активность – биологическая потребность современных детей, необходимая им для полноценного роста и физического развития. Занятия физической культурой не только обогащают досуг школьник, но и оказывают значительный оздоровительно - восстановительный эффект.
Спорт для северянина является не заменимым и эффективным средством в выработке высокого уровня профессионального мастерства рыбака, охотника. Как уже говорилось, национальные подвижные игры ярко отражают образ жизни народа, их быт, труд, национальные традиции. В основании этих игр закладывается представление о мужестве, смелости, чести, появляется стремление овладеть силой, выносливостью, ловкостью, быстротой, мастерством, проявить смекалку, творчество и волю к победе.
Кроме того, человек подготавливал свой организм к внешней суровой среде обитания. Таким образом, высокий уровень развития физических способностей является важным компонентом состояния здоровья Северных жителей.
Огромна роль игр в жизни наших предков, а именно юкагиров Верхней Колымы. Для детей игры были на первом месте, как средство укрепления здоровья, а также силы и сноровки, без которых невозможно прожить тяжелую жизнь охотника добытчика, вынести смену времен года, контрастных по сезонам, в соответствии с образом жизни. Трудовые навыки, прививавшиеся детям, начинались именно с элементов игр, в которых родителям удавалось подмечать те или иные склонности своих чад.
3. Проблема исследования
Как писал В.А. Сухомлинский: «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В педагогике игра рассматривается как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию умственных и физических норм, правил поведения, творческих способностей. Игра – это естественный спутник жизни ребенка, источник радости.
К сожалению, о играх юкагиров Верхней Колымы знают немногие. Национальные юкагирские игры стали забываться и не применяться как взрослым населением, так и молодым поколением. Следовательно, что уже почти никто не применяет их для своего физического развития. Обучающиеся имеют слабое представление о многообразии подвижных игр, забав и развлечений. А ведь с древних времен, традиционное физическое воспитание подрастающего поколения у юкагирского народа, как и у других народов Севера, было связано с фактором выживания. Раньше эти игры учили правилам поведения в тайге, способствовали развитию охотничьих и рыболовных навыков. Национальные игры юкагирского народа – это уникальные игры, они связаны с жизнью в суровых условиях тайги, с семейными традициями юкагирской семьи.
Так же хочется отметить, что исследования о традиционных видах спорта юкагиров и их особенностях остаются малоизученными по сей день.
Все вышесказанное нами и является проблемой для решения которой был разработан наш проект.
Новизна нашей работы заключается в том, что на основе изучения специально подобранной научной литературы по культуре народа юкагиров Верхней Колымы и особенностей их физического воспитания, особенностей традиционных национальных игр, нами было составлено небольшое пособие с комплексом национальных спортивных состязаний. Занятия по играм юкагиров будут реализовываться на база школьного спортивного клуба. Который является обязательным для всех образовательных учреждений. Именно там, будут применяться национальные игры для физического развития школьников, тем самым это будет способствовать возрождению традиций коренного народа Севера - юкагиров.
Цель работы: изучить юкагирские национальные игры, показать возможности их использования для физического развития школьников.
Задачи:
1.Изучить научную литературу по культуре коренного народа Верхней Колымы – юкагиров. О их физическом воспитании, о видах спорта.
2. Провести социологический опрос (анкетирование) обучающихся МКОУ НСОШ им. Текки Одулока.
3. Подготовка пособия «Комплекс национальных игр юкагиров Верхней Колымы».
3. Ожидаемые результаты:
Актуальность работы состоит в том, что созданный сборник игр поможет заинтересовать и сохранить исчезающие игры коренных юкагиров Верхней Колымы. Занятия физической культурой, посредством применения национальных игр, положительным образом окажут влияют на оздоровление детского организма, развитию необходимых физических качеств занимающихся, которые являются основой гармоничного личностного развития ребенка.
Гипотеза: если использовать в жизни детей игры наших предков, то можно подготовить подрастающее поколение к жизни на Крайнем Севере.
Методы исследования:
История развития национальных юкагирских игр и их особенности
Говоря о духовной культуре юкагирского народа, а также традиционного физического воспитания подрастающего поколения, можно отметить, что оно, как и у других народов Севера, было связано с фактором выживания.
Таким образом, географические, климатические условия изначально определили необходимость хорошего физического здоровья и развития каждого жителя северных широт. Люди не занимались спортом целенаправленно, а просто выживали в суровых условиях. Из глубины веков пришли национальные праздники малочисленных народов, которые обязательно сопровождались состязаниями в ловкости, силе, быстроте, гибкости, выносливости на основе навыков, которыми должен владеть каждый коренной житель Северных регионов.
Детей воспитывали так, чтобы они были закаленными от холода, психологически стойкими, развивали физические качества, навыки владения практическими умениями – промысловика и хорошей хозяйки. В прошлом такой процесс воспитания способствовал и военной подготовке народа для защиты от врагов. Уже с шести – семилетнего возраста юкагиры обучали своих детей изготавливать и стрелять из лука, делать ловушки для зверей. Такие уроки хорошо развивали силу рук, пальцев. В весеннее и летнее время мужчины брали своих сыновей на охоту и рыбалку. Обучали и управлению лодкой-долбленкой, здесь необходимым было держать равновесие и спокойствие. При потере равновесия лодка моментально могла перевернуться. В этом периоде мальчики не только привлекались как помощники, но и воспитывались как будущие кормильцы своего народа и всей семьи. Женщины тоже обучали своих дочерей некоторым навыкам, девочки помогали заготавливать дрова, носили воды, помогали в обработке шкур.
Все эти задачи успешно решались с помощью традиционных средств воспитания, к которым относятся самобытные упражнения, игры народов и состязания.
По данным исследователей у юкагиров много веков назад существовала некая школа Кичил. Кичил означает «ученье, наука». Добывание пищи в условиях сурового Севера, необходимостью отстаивания охотничьих угодий и пастбищ, охраны своих земель от врагов -все это требовало воспитания смелых и сильных людей.
По легенде у юкагиров был свой Тонбэйэ шоромо (сильный человек) - юкагирский богатырь, который был защитником своего народа от нападения врагов, обладал огромной физической силой, ловкостью, храбростью, выносливостью. По материалам этнографического исследования В.И. Йохельсона (проведенных в конце 19 – начале 20 вв.)
юкагирские сильные люди славились как всем северо-востоке силой и ловкостью.
В школе «Кичил» молодые парни - будущие защитники и добытчики осваивали искусство воина. Они учились увертываться от стрел. На открытом месте, окруженном с нескольких сторон лучниками, юноша старался увернуться от пущенных в него стрел. При обучении использовались специально затупленные стрелы, но попадание их было довольно болезненным. Это испытание требовало быстрой реакции и внимательности. Некоторые воины достигали такого уровня, что могли ловить стрелы на лету руками. Существует легенда об одном юкагирском воине - Эдильвей, который ловил вражеские стрелы и стрелял ими.
Особое место в ученье занимала точность стрельбы. Так в рассказе Семена Курилова «Мишень мести» говорится о юношеских забавах – стрельбе из маленького лука. Необходимо было попасть в глаз белки, не задев при этом шкурку, или летящего комара.
Юкагирский воин должен был уметь хорошо прыгать. Известны такие юкагирские игры, которые развивали такие способности: в упоре лежа юноша должен был перепрыгнуть через бревно, которое раскачивали 2 человека. Если он не мог перепрыгнуть, то бревно могло сломать ему руки и ноги. Это упражнение называется «чэбил будимэнмэгэл» - прыжок через бревно. У юкагиров нижней Лены существовало особое упражнение «индии»: на одной ноге перепрыгнуть через копья, воткнутые острием вверх. Победителем признавался тот, кто оставался без царапин.
Много внимание уделялось развитию выносливости. Существуют рассказы, в которых даже животные и птицы помогали людям стать быстрыми. В одном из таких рассказов медведь помогал мальчику, он приказал ему, чтоб тот бежал за ним до тех пор, пока не догонит.
С малых лет дети юкагиры тренировались бегу по кочкам, что развивало координацию движений. Это было необходимостью при охоте на уток и гусей во время линьки. Один из участников экспедиции Билингса Матюшкин Ф.Ф. вспоминал: «Быстрота и проворство, с какими туземцы преследуют разбегающихся в разные стороны гусей, беспрерывно действуя палкой по всем направлениям, заслуживает уважения».
Юкагиры учили своих детей выдержке, стойкости, ловкости. Много внимания уделялось силовой подготовке. Мальчики поднимали и носили большие глыбы камней. После такой подготовки мужчины легко таскали на себе туши убитых лосей, оленей. Все юкагиры были хорошими следопытами, отлично ориентировались в тайге, умели рисовать точные карты местности. Охотники на лыжах бегали так быстро, что облако снежного кома оставались на том месте, где они пробегали. Так они могли догнать убегающего лося. В связи с тем, что охотнику, преследующему зверя, приходилось проходить несколько десятков километров в день, оленеводу, собирающему стадо, пробегать по тундре не меньшее расстояние, следовало развивать необходимые для этого физические качества. Непосредственными средствами такого развития являлись разнообразные народные подвижные игры.
Мы решили узнать, знакомы ли учащиеся нашей школы с национальными играми юкагиров Верхней Колымы и хотели бы они, чтобы такие игры проводились на занятиях школьного спортивного клуба. Для этого был проведен социологический опрос (анкетирование) обучающихся. Цель анкетирования: выявить знания учащихся МКОУ НСОШ им. Текки Одулока о национальных юкагирских играх и их интерес к занятиям по национальным играм. В опросе приняли участие 26 воспитанников школы.
По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы: учащиеся мало знакомы с национальными играми. Из респондентов только 20% знают о национальных юкагирских играх, 50 % опрошенных мало знакомы с играми и 30 % вовсе не знают. На вопрос «Хотели бы вы, чтобы юкагирские подвижные игры проводились на базе школы», 80% обучающихся ответили положительно, и хотели бы познакомиться и заниматься национальными традиционными играми юкагиров.
Для того, чтобы создать условия для занятий национальными играми в школе есть специальный кружок «Охота и охот промысел», на котором можно будет подготовить специальный инвентарь для проведения игр.
С целью сохранения и распространения образцов физической культуры и физического воспитания юкагирского народа, мы собрали сведения о национальных играх, спортивных состязаниях и на основе их разработали небольшой сборник (пособие), в котором будут приведены эти игры и их описание.
Комплекс приведенных игр могу применяться учащимися разного возраста. В них могут играть учащиеся начальной школы, так и ученики старших классов.
На занятиях спортивного клуба особое внимание будет выделяется национальным подвижным играм, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Эти действия обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены на достижение определенной условной цели, поставленной перед детьми.
Педагогическая ценность игр заключается в том, что они оказывают комплексное воздействие на все физические и духовные качества человека одновременно.
Игровая деятельность отличается сложностью и разнообразием движений. В них, как правило, могут быть вовлечены все мышечные группы. Это способствует гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата.
Игры имеют большое значение в развитии физических качеств в раннем школьном возрасте и положительно сказываются на дальнейшем развитии школьников. В зависимости от задач и характера игры, ее физической и эмоциональной нагрузки, состава учеников она может быть включена в любую часть урока.
Заключение
Игры народов Севера зародились в далеком прошлом в недрах народного быта. Состязания в силе, ловкости, быстроте, меткости издавна распространены у малых народов. Национальные игры являются неотъемлемой частью культуры. Участвуя в них, дети знакомятся с обычаями, своеобразием быта, языка. Сохраняя игры старшего поколения, мы сохраняем не только традиции и культуру своего народа, но и учимся жить в условия крайнего Севера.
Национальные спортивные игры или их элементы также являются доступным видом деятельности для любого возраста и уровня физического развития. Они укрепляют здоровье, развивают физические качества, воспитывают моральные и волевые качества, имеет высокий зрелищный эффект.
Чтобы решить проблему сохранения традиционного физического воспитания мы начали и будем продолжать работу по исследованию и изучению малоизученных национальных игр коренных жителей Верховьях Колымы - юкагиров.
Литература:
Прекрасная арфа
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Лягушка-путешественница
Золотая хохлома
Рисуем зимние домики