В работе исследуется подростковое одиночество. Впервые состояние одиночества наиболее остро осознается в подростковом возрасте, так как подростковый возраст – этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений.
Острое чувство одиночества у подростков связанно с развитием рефлексии в подростковом возрасте и переходом на новый уровень самосознания, с усилением потребностей в самопознании, принятии и признании, в общении и обособлении, с кризисом самооценки. Одиночество имеет отрицательные и положительные стороны. С одной стороны одиночество может довести подростка до апатии, стресса и даже суицида. В то же время одиночество до определенной степени необходимо подростку для личностного роста, развития творческих сил, самостоятельности. Главное, чтобы рядом всегда был хотя бы один человек, к которому можно было бы обратиться в трудную минуту.
Вложение | Размер |
---|---|
tushinova_npk.docx | 512.04 КБ |
Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
Особенности переживания одиночества подростками
Автор:
Тушинова Оюна Ивановна
Россия, Забайкальский край, Агинский район, с. Амитхаша
МБОУ «Амитхашинская СОШ», 9 класс
Научный руководитель:
Дулмажапова Дарима Дабасамбуевна
учитель истории и обществознания
МБОУ «Амитхашинская СОШ»
Я, Дулмажапова Д.Д., подтверждаю, что данный проект содержит не более 22 страниц, из них текст статьи и список литературы – не более 11 страниц, приложения - не более 10 страниц _________________________ подпись
Особенности переживания одиночества подростками
Тушинова Оюна Ивановна
Россия, Забайкальский край, Агинский район, с. Амитхаша МБОУ «Амитхашинская СОШ»,
9 класс
Аннотация
В работе исследуется подростковое одиночество. Впервые состояние одиночества наиболее остро осознается в подростковом возрасте, так как подростковый возраст – этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений.
Острое чувство одиночества у подростков связанно с развитием рефлексии в подростковом возрасте и переходом на новый уровень самосознания, с усилением потребностей в самопознании, принятии и признании, в общении и обособлении, с кризисом самооценки. Одиночество имеет отрицательные и положительные стороны. С одной стороны одиночество может довести подростка до апатии, стресса и даже суицида. В то же время одиночество до определенной степени необходимо подростку для личностного роста, развития творческих сил, самостоятельности. Главное, чтобы рядом всегда был хотя бы один человек, к которому можно было бы обратиться в трудную минуту.
В этой работе рассматриваются две главы, включающие теоретическую и практическую части.
1.1. «Определение понятия "одиночество» было отмечено то, что одиночество - это сложное и многоплановое понятие.
1.2. «Современные теории появления одиночества в подростковом возрасте». На основе разных теорий об одиночестве можно сделать вывод, что одиночество - это комплексный процесс, состоящий из психологических, социальных, биологических факторов.
1.3. «Факторы, способствующие увеличению уровня одиночества в подростковом возрасте» могут быть из-за различных причин.
1.4. «Последствия одиночества для подростков» приводят к серьезным последствиям для подростков и их будущего развития.
Практическая часть подразумевает проведение анкетирования среди подростков 8-9 классов МБОУ «Амитхашинской СОШ» для выявления уровня одиночества и отношения их к этому явлению. Даны рекомендации для одиноких подростков.
План исследований
В жизни подростков чувство одиночества занимает большое место: подросток обособляется, учится быть самостоятельным, ищет новые формы взаимоотношений с другими людьми. Трудности нахождения этих форм, отвержение в свою очередь отражаются и проявляются в переживании чувства одиночества. [1]
Мне 15 лет, и я тоже являюсь подростком, и чувство одиночества, как и всем моим сверстникам, мне также знакомо. Вот почему меня заинтересовала тема моей исследовательской работы.
Актуальность исследуемой проблемы выражается в том, что переживание одиночества у подростка может перерасти в устойчивое негативное психическое состояние, накладывающее отпечаток на все остальные чувства и переживания и даже стать препятствием для личностного развития. Подростки чаще всего остро переживают одиночество как свою заброшенность, покинутость и отверженность.
Цель исследования: выяснить особенности переживания одиночества подростками МБОУ «Амитхашинской СОШ».
В ходе проведения исследования решались следующие задачи:
1. Изучить теоретический аспект проблемы одиночества, описать причины и возможные последствия данного явления в жизни подростков;
3. Проведение опроса учащихся 8-9 классов «Как я понимаю одиночество».
4. Определение социальной изолированности одиночества у подростков.
5. Описание, анализ и обобщение результатов исследования.
6. Подготовка рекомендаций для подростков по результатам исследования.
Были использованы следующие методы проведения исследования:
- теоретические: поиск, анализ и обобщение информации, интерпретация и анализ полученных данных.
- эмпирические: анкетирование, психологическая диагностика, описание; сравнение.
Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты работы могут быть использованы для подготовки и проведения классного часа, родительского собрания, при планировании профилактической работы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательного учреждения.
Объектом исследования является подростковое одиночество.
Предмет исследования: особенности переживания одиночества в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: подростки нашей школы остро переживают одиночество.
Научная статья
Глава I.Теоретический анализ проблема одиночества в подростковом возрасте.
1.1. Определение понятия "одиночество"
Одиночество - это переживание ощущения разобщенности с окружающим миром, недостаток близости и интимности в отношениях с другими людьми. Это может быть, как временным переживанием, так и состоянием, которое длится многие годы.
Одиночество - это широкое понятие, которое может быть определено по-разному. Например, одиночество может быть физическим, когда человек фактически находится в одиночестве, или эмоциональным, когда человек не чувствует близости и связи с другими людьми, даже если он находится в многолюдном окружении.
Одино́чество - социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми или со страхом их потери в результате вынужденной или социальной изоляции. [2]
В психологических словарях [3] одиночество трактуется как один из психогенных факторов, влияющий на эмоциональное состояние и психическое здоровье человека. Понятие одиночества связано с переживанием ситуаций, субъективно воспринимаемых как нежелательный, личностно неприемлемый для человека дефицит общения с окружающими людьми. Условием его проявления определяется изоляция: физическая или эмоциональная. В таких условиях резко актуализируется потребность в общении, неудовлетворение которой может вызывать острые психические состояния, например, напряженность, тревожность, опустошенность, депрессию.
В свою очередь, некоторые авторы отождествляют понятие одиночество со словом "одинокий", указывая на тот факт, что одиночество - это способность к отстраненному самостоятельному существованию и не требующему поддержки со стороны общества.
В то же время, следует отметить, что одиночество - это всегда индивидуальный опыт, который не может быть полностью описан в общих терминах. Это состояние, которое может быть вызвано множеством факторов, исходя из жизненного опыта и особенностей каждого конкретного человека.
В целом, одиночество - это сложное и многоплановое понятие, которое невозможно охарактеризовать исключительно на базе категорий социальных и психологических факторов. Его понимание должно базироваться на всестороннем анализе не только социальной, но и биологической и иных аспектов, а также на учете индивидуальных особенностей и контекста жизненного опыта каждого человека.
1.2. Современные теории появления одиночества в подростковом возрасте
Одиночество является распространенной проблемой в подростковом возрасте. Согласно исследованию "Международного обзора психологии одиночества", по данным 2017 года, в 21-26% случаев подростки страдают от одиночества. Хотя в причинах возникновения этого явления существует много различных теорий, все они сходятся в том, что подростки испытывают нехватку близости и общения, и это влияет на их психологическое и эмоциональное благополучие.
В данной главе детально описаны современные теории, объясняющие причины возникновения одиночества у подростков.
1. Социально-психологическая теория
В социально-психологической теории основным фактором, обуславливающим одиночество у подростков, считается нехватка социальной поддержки, понимания и принятия. Этот дефицит может возникнуть в результате различных причин: переезда в новый город, вывода из школы, проблем в отношениях с друзьями или семьей.
2. Психологическая теория
Теория, основанная на понимании психологических причин возникновения одиночества, считает его результатом негативной оценки со стороны подростков и, как следствие, стремления избегать общения с другими людьми. Ощущения неприятия, неудовлетворенность личной жизнью, неспособность достичь социального признания, низкая самооценка могут стать причиной возникновения одиночества.
3. Биологическая теория
Биологические теории объясняют одиночество у подростков, как следствие психофизиологических изменений, происходящих в организме на данном этапе развития. Уровень гормонов и некоторые физические изменения могут влиять на уровень тревожности и появление чувства одиночества. Это также может быть связано с биологическими стрессовыми реакциями на кризисные периоды в жизни, такие как болезнь, развод родителей, переезд и переход от одной стадии жизни к другой.
4. Теория социального сравнения
Согласно теории социального сравнения, подростки могут испытывать одиночество из-за постоянного сравнения себя с другими людьми. Они часто сравнивают свои достижения, внешний вид, социальный статус и отношения с другими, и если они видят, что другие люди лучше или имеют больше, то это может вызвать чувство недостаточности и одиночества. Также возможны ситуации, когда подростки сравнивают себя с идеализированными образами, которых они видят на ТВ или в социальных сетях, что также может привести к чувству одиночества.
6. Теория переживания потерь
Эта теория утверждает, что одиночество может быть следствием переживания потерь, таких как смерть близкого человека, разрыв отношений либо затруднения в общении с другими людьми из-за психических и физических барьеров. Подростки могут чувствовать боль, грусть и потерю, что может привести к их изоляции и появлению одиночества. [4]
С учетом вышеперечисленных теорий, можно сделать вывод, что одиночество - это многоплановый и комплексный процесс, состоящий из психологических, социальных, биологических факторов.
1.3. Факторы, способствующие увеличению уровня одиночества в подростковом возрасте
Одиночество в подростковом возрасте может быть вызвано различными факторами, создающими препятствия к социальной адаптации и эффективной коммуникации.
Изменение социальной среды – один из ключевых факторов, вызывающих увеличение уровня одиночества в подростковом возрасте. Переезд в новый город или же смена школы могут легко вызвать сильный дискомфорт и ощущение изоляции. Другие примеры изменений в социальной среде, могущие повлиять на уровень одиночества, это смерть близкого человека, развод родителей, потеря работы одного из родителей. [5]
Низкий социально-экономический статус также может быть фактором, способствующим увеличению уровня одиночества в подростковом возрасте. Подростки, выросшие в семьях, испытывающих финансовые трудности, могут иметь ограниченный доступ к социальным мероприятиям и опыту общения с разнообразными людьми.
Индивидуальные особенности могут также быть фактором увеличения уровня одиночества. Это могут быть неразрешенные проблемы социальной адаптации, низкая эмоциональная устойчивость, социальная тревожность и другие проявления, которые делают подростков трудно приспособиться к условиям современного мира.
Одним из главных факторов, способствующих увеличению уровня одиночества у подростков, является отсутствие родительской поддержки. Родители играют важную роль в жизни подростков, и отсутствие поддержки, общения и внимания может привести к возникновению чувства одиночества.
Интернет и социальные сети могут влиять на уровень одиночества у подростков. На первый взгляд, казалось бы, что социальные сети должны улучшать коммуникацию и помогать создавать новые связи. Однако, использование с технических средств общения может привести к уменьшению реального общения с другими людьми, и в итоге привести к увеличению чувства одиночества.
Подростки могут испытывать одиночество из-за различных причин, в том числе из-за личных особенностей, изменений социальной среды, низкого дохода семьи и других.
1.4. Последствия одиночества для подростков
Одиночество может иметь серьезные последствия для подростков и их будущего развития. В этой главе мы рассмотрим основные последствия, которые могут возникнуть из-за длительного периода одиночества в подростковом возрасте
Длительное одиночество может вызывать серьезные психологические проблемы у подростков, такие как депрессия, тревожность и повышенный уровень стресса. Подростки, чувствующие себя одиноко, могут начать переживать негативные эмоции, такие как беспокойство, страх, отчаяние и разочарование. [6]
2. Недостаток социальной поддержки
Одиночество также означает, что подростки не имеют достаточной меры социальной поддержки. Они могут столкнуться с проблемой, когда им нужна помощь, совет или просто кто-то, кто сможет выслушать. Отсутствие эмоциональной и физической поддержки может приводить к развитию различных негативным последствия для здоровья, таких как психосоматические заболевания, переедание, нарушения сна.
3.Поведенческие проблемы
Молодые люди, часто чувствующие себя одиноко, могут проявлять агрессивное или рискованное поведение, поскольку они могут считать, что у них нет ничего, что имеет значение, и что им в общем-то не повезло с жизнью. Также они могут чаще пользоваться алкоголем и наркотиками.
Одиночество может привести к серьезным последствиям для подростков и их будущего развития. Психологические проблемы, недостаток социальной поддержки, социальная изоляция и поведенческие проблемы - только некоторые из них.
Вывод: В данной главе была проведена теоретический анализ проблемы одиночества в подростковом возрасте. Были рассмотрены основные аспекты одиночества, его причины и последствия для подростков. Одиночество может вызвать серьезные психологические, социальные и поведенческие проблемы, которые могут влиять на дальнейшее развитие подростков.
2. Практическая часть
Описание процедуры исследования и его результаты
С целью исследования особенностей одиночества у подростков нашей школы мною было опрошено 88 учащихся 8 и 9 классов. Этот возраст был выбран не случайно, т.к. подростки 14-15 лет уже могут осознать, одиноки они или нет. Испытуемым были предложены анкета «Как я понимаю одиночество», состоящий из 6 открытых вопросов, и опросник «Социальная изолированность» авторов Д. Рассел и М. Фергюссон. В тесте на выявление социальной изолированности (одиночества) предложено 20 утверждений и система ответов: часто, иногда, редко, никогда. Выбрать можно было только один ответ (Приложение I, II).
Результатом исследования стало как видно на диаграммах 1 и 2, высокий уровень одиночества испытывают 2% учащихся 8-х классов, 3% - в 9-х классах. Средний уровень – 11% восьмиклассников и 43% девятиклассников. Низкий уровень - 75% учащихся 8-х классов и 55% учащихся 9-х классов. (Приложение III, диаграммы 1,2)
Рассмотрим ответы учащихся на вопросы второго блока анкеты, измеряющего отношение к одиночеству.
На первый вопрос: «чувствуешь ты себя одиноким по жизни?»
88% ответили «нет»,
9% ответили «да»,
5% ответили «не совсем». (Приложение III, диаграмма 3).
На второй вопрос: бывают ли ситуации, когда ты чувствуешь себя одиноким?»
34% ответили «нет», 59 % ответили «да», 7% ответили «иногда». (Приложение IV, диаграмма 4).
На третий вопрос: «как ты думаешь, почему подростки испытывают одиночество?»
25% «нет друзей», необщительный
22% ответили «не знаю»,
6% ответили «нехватки поддержки; переходный возраст; нет желания проявить себя в какой-то деятельности; они боятся общества;
36% нехватка внимания»
3% ответили «комплексы, такой человек; скромность, застенчивость; предательства друзей, ссоры с родителями; не получают взаимные симпатии; не ценят друзей и в итоге остаются одни; 17% ответили отдаленность» (Приложение IV,диаграмма5)
На четвертый вопрос: «Что ты чувствовал, испытывая чувство одиночества?»
22% ответили «я не был одинок (а)»,
16% ответили «Боль»;
5% ответили «ничего не чувствовал;
Грусть; ненужность» всего 15%;
6% ответили «тоска; пустота; обида; нужда в разговоре с кем-то; скука» всего 25%,
3% ответили «ничего не хотелось делать; разочарование;
Всего 22% - тревога; боязнь; подавленность» (Приложение V, диаграмма 6).
На пятый вопрос: «что нужно, чтобы не быть одиноким?»
38% ответили «найти друзей»,
16% ответили «общаться»,
13% ответили «Быть позитивным»,
33% ответили «посещать общественные мероприятия; быть проще; проявить желание; раскрыть себя, найти свое окружение; увидеть, что ты кому-то нужен; любить то, что ты любишь; полюбить кого-нибудь по-настоящему; помогать другим; слиться с окружающем миром; быть самим собой; проявлять инициативу». (Приложения V, диаграмма 7).
На шестой вопрос: «как помочь одиноким подросткам?»
28% ответили «общаться с ними»,
22% ответили «подружиться с ними»,
13% ответили «не могу определиться,
11% ответили «позвать гулять»,
8% ответили «познакомиться и развеселить»,
3% ответили «поддержать их; не оставлять их; придти на помощь;
Поговорить с ними» всего 18%. (Приложение V, диаграмма 8)
Вывод: среди 8-9 классов МБОУ «Амитхашинской СОШ» выявлены то, что с высоком уровнем 5% подростков. Также данные анкетирования позволяют говорить о том, что иногда испытывали чувство одиночества 59% учащихся. Подростки указывают, что одиноким может чувствовать себя любой человек, но более предрасположен к одиночеству человек необщительный.
А теперь, рассмотрим, каковы особенности переживания одиночества разными учащимися. Проанализируем ответы на следующий вопрос анкеты: «Что ты чувствовал, испытывая чувство одиночества?»
В результате опроса выявлено, что если ученики называли себя одинокими, то чаще всего указывали такие чувства: грусть, ненужность, боль, боязнь, подавленность.
Не одинокие же учащиеся указывают на такие чувства: скука, плохое настроение, тоска, спокойствие.
По мнению подростков, пережить чувство одиночества помогает друзья - 38%; общение-16%, посещение общественных мероприятий-33%.
Вывод: В данной главе были проанализированы анкеты подростков. Согласно данным анкетирования, можно сделать вывод, что более общительные, коммуникативные подростки реже чувствуют себя одинокими. Влияет на формирование чувства одиночества и стиль поведения подростка.
Заключение
При анализе литературы были выявлены следующие причины подросткового одиночества: отрицательное отношение к себе; деформация отношений подростка в семье, неполноценное общение со сверстниками, замена живого общения общением в сети Интернет. Одиночество может привести к депрессиям, подростковым суицидам.
В ходе исследования проекта, выдвинутая гипотеза о том, что большинство подростков 14 – 15 лет Амитхашинской СОШ испытывают глубокое чувство одиночества подтвердилась частично. В моем обществе существуют подростки, которые находятся в состояние одиночества. Их немного, но они, к сожалению, есть. Подросткам нашей школы знакомо чувство одиночества.
Одиночество переживается подростками, преимущественно как личная ущербность и заброшенность, отсутствие внимания со стороны других, как некое тягостное состояние.
В целом, проблема одиночества в подростковом возрасте является актуальной и требует внимания со стороны общества. Совместные усилия родителей, учителей, психологов и молодежных организаций могут помочь подросткам избежать негативных последствий одиночества и обрести новых друзей и единомышленников.
Даны рекомендации и сделан буклет в помощь для тех, кто чувствует себя одинокими. (Приложение VI, VII)
Список литературы
1. В.Л. Леви «Одинокий друг одиноких» - М.: Торобоан, 2009. -356 с.: ил.- (Серия «Доверительные разговоры»).
2. Психологический словарь/ под ред. В. П. Зинченко, Б.Г. Мещерекова. - М.: Педагогика - Пресс, 1997
3. Возрастная и педагогическая психология: Словарь. - М.: Ред. МГОПУ,1999.
4. Перлман Д., Пепло Л.Э. Теоретические подходы к одиночеству/ Д. Перлман, Л.Э. Пепло. – Лабиринты одиночества. – М.: Прогресс, 1989.
5. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000.
6. В.Г. Казанская «Подросток. Трудности взросления. /2-е издание, дополненное» - Питер; Спб., 2008
Приложение I
Опросник «Социальная изолированность»
Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления в вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов:
- «часто» - 3 балла,
- «иногда» - 2 балла,
- «редко» - 1 балл,
- «никогда» - 0 баллов.
Выбранный вариант обведите в бланке ответов.
Опросник
Высокой степени социальной изолированности соответствуют 41-60 баллов, средней - от 21 до 40 баллов, низкой - от 0 до 20 баллов.
Приложение II
Анкета для выявления отношения школьников к одиночеству
Приложение III
Диаграмма 1
Диаграмма 2.
Диаграмма 3
Приложение IV
Диаграмма 4.
Диаграмма 5
Приложение V
Диаграмма 6.
Диаграмма 7
Диаграмма 8.
Приложение VI
Рекомендации тем, кто чувствует себя одиноким.
Приложение VII
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Именинный пирог
Как нарисовать черёмуху
Кто должен измениться?
Галка в чужих перьях