Санкция — это мера, применяемая в случаях нарушения какой-либо нормы национального или международного права
Вложение | Размер |
---|---|
nir410bn_egorova.docx | 199.82 КБ |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
«ТУЛЬСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ: «Санкции в отношении РФ и их последствия»
Работу выполнила: студентка специальности 38.02.01
Экономика и бухгалтерский учет
Группы 410-БН Егорова Евгения
Руководитель: преподаватель Жижина К.В.
2024
Название работы: «Санкции в отношении РФ и их последствия»
Автор: Егорова Евгения Павловна
Руководитель: Жижина Кристина Владимировна
Организация: Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области «Тульский экономический колледж»,
г. Щекино Тульской области
Аннотация
Санкция — это мера, применяемая в случаях нарушения какой-либо нормы национального или международного права. Санкция имеет несколько целей: наказание виновного, охрана общественного порядка и официальное подтверждение того, что данное положение права сохраняет свое действие, несмотря на его нарушения. В то же время нарушение режима санкций является правонарушением, за совершение которого предусмотрена административная и уголовная ответственность. 2022 год показал, что нарушение режимов санкций сопровождаются качественно новым риском — уголовной ответственностью.
Задание
на научно-исследовательскую работу
Наименование темы: «Санкции в отношении РФ и их последствия»
Вид НИР: фундаментальный.
Характер НИР:
Руководитель: Жижина Кристина Владимировна.
Организация: ГПОУ ТО «Тульский экономический колледж».
Приоритетное направление науки и техники, по которому проводиться НИР:
Ключевые слова: санкции, экономика, проблемы
Исполнитель: Егорова Евгения
Основание для НИР: участие в выставке научно-исследовательских работ студентов.
Сроки проведения: февраль 2024
Цели, содержание и основные требования к проведению НИР
Ожидаемые результаты:
Мировая экономика продолжает нести ощутимые потери вследствие тотального сворачивания коллективным Западом торгово-экономических и инвестиционных связей с Россией и принуждения к этому других государств. Практически во всех странах фиксируется замедление динамики экономического роста. Ряд ведущих западных экономик, по сути, оказались на грани рецессии. Сокращаются доходы населения. Ощутимые потери несут предприниматели. Острая социально-экономическая проблема – беспрецедентно высокая инфляция, особенно в Европе.
Таблица 1. Этапы НИР
№ п/п | Наименование этапа | Сроки | Научно-технический результат |
1 | Планирование | Октябрь 2023год | Выбор темы и подбор литературы |
2 | Выполнение работы | Ноябрь - Декабрь – 2023год | Подготовка доклада и создание презентации |
3 | Отчет о проделанной работе | Февраль 2024год | Участие в выставке НИР студентов |
Перечень научной, технической и другой документации, предоставляемой по окончании НИР:
1. Доклад по теме.
2. Презентация.
Руководитель НИР: К.В.Жижина
Рецензия
Экономические санкции в начале XXI в., как и в ХХ в., остаются важным, хотя и обоюдоострым, инструментом внешней политики и международной дипломатии. Принимаемые на ограниченный срок, они могут оказывать длительное воздействие, и в полной мере экономика ощущает их эффект не сразу, а спустя определенное время. Многие негативные последствия (снижение темпов прироста ВВП, потеря рабочих мест и возможностей развития предпринимательского сектора) проявляются с временным лагом. Кроме того, санкции отменяют не всегда так же быстро, как вводят.
Экономика вводящей санкции стороны, как правило, гораздо крупнее той, против которой они вводятся. Для сравнения: по данным Всемирного банка, на Россию (в пересчете по текущему валютному курсу) приходится 2,8% ВВП мира, на ЕС — 23%1 , то есть разница почти на порядок. Объективно более уязвима сторона с менее мощной экономикой.
Подчеркнем, что санкции, ухудшающие положение в экономике России, не выступают первопричиной ее нынешнего состояния. Прежняя хозяйственная модель себя исчерпала, но выход из сложившегося положения, по нашему мнению, не в мобилизационной, а в рыночной модели, с применением средств налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, механизмов партнерства государства и частного капитала
Автор данной работы раскрыл все основные понятия санкций. И ответил на вопрос.
Руководитель НИР К.В.Жижина
Введение
Санкции представляют собой «ограничительные меры против определенных государств, отдельных компаний или физических лиц, применяемые в качестве наказания за какие-либо проступки или действия. Создаваемые таким образом препятствия для деятельности могут не только затрагивать отдельные направления развития и сферы экономики, но и носить всеобъемлющий характер»
Ключевой целью современной санкционной политики выступает оказание воздействия на государство. Объект данной политики, чтобы последнее изменило свое поведение (прекратило какие-либо действия). В то же время иногда санкционные ограничения имеют обратное влияние – государство находит способы их обхода, соответственно, улучшает свои позиции, несмотря на желание других стран не допустить этого (к примеру, речь может идти о наращивании объемов внутреннего производства, развитие сфер, которые ранее «закрывались» импортируемыми товарами/услугами и т.п.). Санкции, несомненно, налагают экономические издержки на страну, которая их ввела. Против России, начиная с 2014 и по 2022 год, со стороны мирового сообщества были выдвинуты санкции, которые оказали существенное влияние на все сферы общественной жизни страны. Выдвинутые санкции оказали колоссальное влияние не только на экономику России, но и на весь мир.
Санкции — это инструмент ведения внешней политики, представляющий собой ограничения для другой страны или ее граждан. По сути, это инструмент убеждения в необходимости отмены какого-то действия или решения.
Санкции могут накладываться на участников торговых и финансовых отношений, на отдельные компании, на граждан. Их можно назвать наказанием за ведение опасной деятельности, за нарушение международных норм. Чаще всего они появляются в результате:
Чаще всего термин “санкции” используется в международной политике, тем не менее, они применяются и внутри стран. Например, существуют такие виды санкций: уголовно-нормативные, имущественные, административно-правовые, дисциплинарно-правовые.
Кроме экономических санкций существуют торговые и персональные санкции, но сейчас все чаще встречаются ограничения именно экономического характера. Они наиболее эффективны в борьбе с нарушителями, причиняют им больше негативных последствий.
Если рассматривать ограничения, которые могут применяться и применяются, то их перечень выглядит так:
Экономические санкции могут вводиться как странами в отношении других стран и их отдельных юридических и физических лиц, так и международными организациями. Они могут применяться “штучно” или комплексно, могут быть полностью блокирующими или секторальными, частичными.
В целом санкции накладываются в случае угроз безопасности конкретной страны или международной угрозы. Это более сильный инструмент давления, чем дипломатия. Но при этом он не такой решительный и разрушительный, как ответ в виде военных действий.
Если одна страна выступает против действий другой страны, то вместо организации военных действий она применяет санкции. Это менее разрушительно, менее рисковано и затратно. Тем более что ограничения можно отменить.
Санкции первой волны, начавшейся в 2013- 2014 гг. в большей степени имели символический характер, выступали проявлением несогласия с реализуемой политикой России. Они не имели характер финансовой блокады, поэтому не повлияли на динамику развития экономики. Однако последующие санкции, связанные с развитием конфликта на территории Украины, ужесточали меры принудительного воздействия. Международным ограничениям подверглись известные политики, активно выступавшие за присоединение Крыма к России и бизнесмены, имеющие значительную долю акций в государственных корпорациях. Кроме того, деятельность практически всех банков и многих предприятий за границей была существенная ограничена. Таким образом, антироссийские санкции не позволили банкам прибегать к более дешевым зарубежным займам. В значительной мере сократились инвестиционные поступления в отечественное производство. Кроме того, были наложены ограничения на поставки на российский рынок технологий, вооружения и других товаров американскими, европейскими, канадскими, австралийскими и японскими компаниями. Таким образом, санкции стран Запада в 2014-2019 гг. охватили пятую часть валового внутреннего продукта (ВВП) России.
В период с 2014 по 2016 год наблюдалось: сокращение ВВП, рост инфляции, сокращение объемов экспортно-импортных потоков, обесценивание национальной валюты, сокращение потока иностранных инвестиций. Постепенно российская экономика смогла приспособиться к санкциям и не допустить того серьезного негативного эффекта, на который рассчитывали западные страны. На сегодняшний день ситуация с санкционным воздействием на экономику страны повторяется: вновь сокращается объем ВВП, растет инфляция, сокращается объем импорта.
Если рассматривать санкции против России, то именно США в 2022 году ввели самые мощные санкции в виде блокировки важных российских банков, заморозки их активов. Именно Америка благодаря своим возможностям может создавать и применять самые жесткие ограничения.
Более того, в США создано несколько законов, которые регулируют введение санкций: один из них — Закон о торговле с враждебными государствами был введен еще в 1917 году. А для санкций против Ирана был даже введен отдельный закон.
В 2022 году на РФ стали сыпаться санкции сразу после оглашения Владимиром Путиным признания ДНР и ЛНР. Если рассмотреть хронологию ограничений, то она выглядит так:
22 января в сербском издании "Политика" был опубликован совместный материал посла Германии в Сербии Анке Конрад и посла Франции Пьера Кошара, в котором дипломаты призвали сербские власти определить вступление в ЕС как национальный приоритет и подтвердить свою приверженность европейской безопасности путем присоединения к санкционной политике, направленной против РФ. Вулин, комментируя материал европейских послов, также отмечал, что "для того, чтобы послы выбрали правительство вместо сербов, им придется дождаться, пока мы станем их колонией, или хотя бы НАТО нас оккупирует.
Президент Сербии Александар Вучич неоднократно подчеркивал, что страна будет выстраивать самостоятельную политику, продолжать путь в ЕС и сохранять традиционно дружественные отношения с Россией и Китаем, несмотря на недовольство других. Он уточнял, что Белград не намерен вводить санкции против РФ или постоянно выступать с заявлениями против Москвы и Пекина, чтобы "кого-то удовлетворить".
Россия, как и другие страны, также объявляет свои ограничения в отношении других стран, граждан и компаний. Это регулирует ФЗ-281 О специальных экономических мерах. Предложения об ограничения создают Совет безопасности, Правительство или Федеральное собрание. Решение же о введении мер принимается Президентом РФ.
5 марта 2022 года президентом РФ был подписан указ, который установил временный порядок выплат иностранным кредиторам из стран, принявших санкции против России. В соответствии с указом все расчеты с зарубежными кредиторами из недружественных стран должны производиться в рублях. В тот же день, 5 марта, во исполнение указа главы государства правительство РФ утвердило перечень стран, совершающих в отношении России, ее компаний и граждан недружественные действия. В список вошли США и Канада, все государства Евросоюза, Великобритания (включая Джерси, Ангилью, Британские Виргинские острова, Гибралтар), Албания, Андорра, Исландия, Лихтенштейн, Монако, Норвегия, Сан-Марино, Северная Македония, Украина, Черногория, Швейцария, а также Австралия, Микронезия, Новая Зеландия, Сингапур и Тайвань (считается территорией Китая, но с 1949 года управляется собственной администрацией), Южная Корея и Япония. 23 июля 2022 года список дополнили Багамские острова и острова Гернси и Мэн (т. н. владения британской короны). 30 октября того же года правительство РФ включило в перечень недружественных стран 11 британских заморских территорий, поддержавших санкции, введенные Великобританией в отношении России. Это Бермуды, Британская антарктическая территория, Британская территория в Индийском океане, острова Кайман, Фолклендские острова, Монтсеррат, острова Питкэрн, Святой Елены, Вознесения и Тристан-да-Кунья, Южная Георгия и Южные Сандвичевы острова, Акротири и Декелия, Теркс и Кайкос. Таким образом, с учетом Ангильи, Британских Виргинских островов и Гибралтара, все 14 британских заморских территорий вошли в перечень недружественных России стран.
В ответ на западные санкции Россия предприняла меры, призванные защитить экономику страны и бизнес в условиях внешнего давления. 8 марта 2022 года был подписан указ президента РФ о применении специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности. Документом предписано ограничить или запретить вывоз из страны и ввоз в нее отдельной продукции и сырья, кроме товаров, перевозимых гражданами для личного пользования (в июле 2023 года действие указа продлено до конца 2025 года). Правительство определило перечень ранее ввезенных в Россию из-за рубежа товаров и оборудования, которые временно запрещается вывозить из страны. В него было включено технологическое, телекоммуникационное, медицинское оборудование, транспортные средства, сельхозтехника, электрическая аппаратура - всего более 200 наименований. В октябре 2022 года список был расширен - более 1,6 тыс. наименований товаров, включая турбины, ядерные реакторы, кабели волоконно-оптические, отдельные виды летательных аппаратов, радиолокационные приборы, аккумуляторы, станки для обработки металла. Их вывоз запрещен во все зарубежные страны, за исключением государств - членов ЕАЭС. Кроме того, временное ограничение на вывоз касается некоторых видов лесоматериалов, отходов и лома стали, вольфрама, металлокерамики.
23 ноября 2022 года правительство РФ утвердило перечень товаров двойного назначения, которые запрещено вывозить в недружественные страны. В список вошли в том числе ракеты-носители, вертолеты Ми-2, Ми-8, Ми-17 и Ми-26, нарезное оружие, взрывчатка, беспилотники и различное оборудование. В новый список вошли также грузовая автомобильная техника и бронированные автомобили повышенной проходимости, бронежилеты, приборы ночного видения, оптические прицелы, - всего более 150 наименований.
29 марта 2022 года премьер-министр России Михаил Мишустин подписал постановление, отменяющее ответственность за так называемый параллельный импорт. Правительство разрешило ввоз в страну востребованных оригинальных товаров иностранного производства без согласия правообладателей. Позднее был опубликован перечень товаров для параллельного импорта, в который вошли автокомплектующие, одежда и косметика, техника и смартфоны и др. Одним из принципов формирования перечня стала защита интересов отечественных потребителей продукции тех иностранных компаний, которые покинули российский рынок в условиях санкций. 28 июня 2022 года был подписан закон, предусматривающий легализацию использования результатов интеллектуальной деятельности, выраженных в товарах, перечень которых устанавливает правительство.
3 мая 2022 года Путин подписал указ "О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций" (так называемый указ о контрсанкциях). Документ, в частности, запрещает совершать сделки и исполнять обязательства перед зарубежными физическими и юридическими лицами, подпавшими под ответные ограничительные меры, а также вывозить из России сырье и продукцию в пользу этих лиц.
11 мая 2022 года правительство РФ утвердило перечень юридических лиц, в отношении которых вводятся ответные санкции. В список вошла 31 организация из Германии, Франции и других европейских стран, а также из Сингапура и США. Среди них и бывшие европейские дочки "Газпрома", трейдеры и операторы подземных хранилищ газа. 30 сентября перечень пополнило Erdgasspeicher Peissen GmbH - совместное предприятие "Газпром экспорта" и немецкой VNG AG. 5 ноября в список вошли также юридические лица, в отношении которых будут применяться специальные экономические меры в области военно-технического сотрудничества - 74 организации из Болгарии, Великобритании, Германии, Канады, Литвы, Польши, Словакии, США, Черногории, Чехии, Эстонии.
Кроме того, 29 сентября 2022 года был подписан указ президента, который предоставил правительству РФ право на введение запрета на автомобильные грузоперевозки по России для компаний из недружественных стран.
22 декабря 2022 года президент России подписал указ о применении специальных экономических мер в сфере поставок природного газа в связи с недружественными действиями США и примкнувших к ним стран и организаций. В частности, указом предусмотрено, что "Газпром" не будет исполнять некоторые обязательства по оплате газа лицам из таких стран, если цена превысит установленную кабмином.
5 августа 2022 года президент РФ подписал указ о применении специальных экономических мер в финансовой и топливно-энергетической сферах. Документ в том числе запрещает совершать некоторые сделки, касающиеся участия иностранцев из недружественных стран в российских компаниях. Под запрет подпадают любые сделки, которые меняют структуру владения российскими компаниями, их уставный капитал и сложившийся порядок реализации инвестиционных проектов. Речь идет в основном о ТЭК, при этом отдельно прописан запрет на сделки в проектах "Сахалин-1" и Харьягинском соглашении о разделе продукции. Также указ распространяется на сделки с акциями российских банков и на сферу добычи редкоземельных металлов. Документ позволяет на зеркальной основе защищать российские активы за рубежом от необоснованного изъятия. 5 декабря действие указа было продлено до конца 2023 года.
Ранее, 30 июня 2022 года, президент подписал указ о применение специальных экономических мер в ТЭК, согласно которому имущество компании "Сахалин энерджи" должно перейти в собственность России с одновременной передачей в безвозмездное пользование новому оператору. Позднее РФ перевела в российскую юрисдикцию операторов "Сахалин-2" и "Сахалин-1" - двух из трех российских проектов, действующих на условиях соглашении о разделе продукции.
8 августа 2022 года Владимир Путин подписал указ о временном порядке исполнения валютных обязательств по договорам банковского вклада и обязательств по облигациям, выпущенным иностранными организациями. Согласно указу, российские банки, чьи активы в иностранной валюте за рубежом заморожены, смогут приостанавливать операции с бизнесом в этой валюте. 26 октября 2022 года был утвержден перечень из 45 российских банков, с долями иностранцев в которых временно нельзя совершать сделки. Среди этих организаций - "Америкэн экспресс банк", "Вестерн юнион ДП Восток", Райффайзенбанк, "Озон банк", "ОТП банк", Ситибанк, Юникредитбанк, "Яндекс банк" и другие.
17 января 2023 года Владимир Путин подписал указ, устанавливающий временный порядок принятия решений в крупных российских акционерных обществах в сфере энергетики, машиностроения, торговли, чей размер выручки за предшествующий год превышает 100 млрд рублей. До 31 декабря 2023 года органы управления таких компаний смогут принимать решения без учета голосов представителей из недружественных стран. Такой порядок будет применяться, если против владельцев или бенефициаров компании были введены санкционные ограничения, если в уставном капитале есть акции (не более 50%) иностранных лиц, которые связаны с недружественными странами.
25 апреля 2023 года президент РФ подписал указ "О временном управлении некоторым имуществом", касающийся ответных мер в случае изъятия российских активов за рубежом. Согласно документу, в случае изъятия или ограничения прав на имущество России за рубежом будет введено внешнее управление на активы недружественных стран в РФ. Расходы по временному управлению иностранными активами будут финансироваться за счет доходов от их использования. В соответствии с указом 83,73% акций "Юнипро", принадлежащих германскому концерну Uniper, и 98,23% акций "Фортума", которыми владеет финская группа Fortum, передаются во временное управление Росимуществу.
4 марта 2022 года Владимир Путин подписал поправки к закону 2012 года "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ". В соответствии с ними ответные меры, которые раньше касались только граждан США, будут применяться против граждан любых иностранных государств и лиц без гражданства, нарушивших права россиян или совершивших против них преступление. Они предполагают в том числе запрет на въезд в РФ, арест финансовых и иных активов, запрет на любые сделки с собственностью и инвестициями. Кроме того, деятельность юридических лиц, которые находятся под контролем иностранцев, нарушающих права граждан РФ, в России может быть приостановлена, как и полномочия таких лиц в советах директоров и других органах управления организаций, зарегистрированных в РФ. Также может быть установлен запрет на распоряжение имуществом, находящимся на территории РФ.
В тот же день были подписаны федеральные законы об административной и уголовной ответственности за призывы к иностранным государствам и объединениям ввести санкции в отношении России. Так, за призывы к введению санкций гражданам грозит административный штраф в размере до 50 тыс. рублей, а должностным и юридическим лицам - до 200 тыс. и 500 тыс. рублей соответственно. Если правонарушение в течение года будет совершено повторно, за это предусмотрена уже уголовная ответственность. За подобные действия может грозить лишение свободы на срок до трех лет.
Мировая экономика продолжает нести ощутимые потери вследствие тотального сворачивания коллективным Западом торгово-экономических и инвестиционных связей с Россией и принуждения к этому других государств. Практически во всех странах фиксируется замедление динамики экономического роста. Ряд ведущих западных экономик, по сути, оказались на грани рецессии. Сокращаются доходы населения. Ощутимые потери несут предприниматели. Острая социально-экономическая проблема – беспрецедентно высокая инфляция, особенно в Европе.
По оценке Центра стратегических разработок, на фоне санкций в отношении России иностранный бизнес потерял около 240 млрд долл. В наибольшей степени пострадали американские компании, потерявшие более 100 млрд долл. В Европе в расчете на ВВП уход компаний из России оказал наибольшее влияние на экономику Финляндии (минус 2% ВВП), Швеции (минус 1,5%), Великобритании (минус 1,3%) и Дании (минус 1%).
Так, например, решение покинуть российский рынок обошлось американской компании McDonald’s в 1,3 млрд долл. с начала 2022 г. Американская нефтесервисная корпорация Halliburton продала российские активы, которые изначально оценивались в 340 млн долл. Расходы, которые понесет один из крупнейших финансовых конгломератов – американская компания CityGroup, оцениваются примерно в 170 млн долл., а под сокращение попадут около 2,3 тыс. сотрудников и 15 филиалов. Компания Microsoft оценила расходы из-за сворачивания деятельности в России в 126 млн долл. США.
Из числа немецких компаний концерн «Siemens» вследствие сворачивания своего присутствия в России понес убытки на 1,1 млрд евро. «Linde AG» потеряла 901 млн евро. Под вопросом судьба еще 2 млрд евро, вложенных в заблокированные санкциями Евроcоюза проекты. «RWE» списал 748 млн евро в результате угольного эмбарго, «Daimler» - 710 млн евро, страховые группы «Munich Re» и «Allianz» - 715 и 600 млн евро соответственно. 1,15 млрд евро инвестиций в строительство «Северного Потока-2» списаны химическим гигантом «BASF», который владеет 72% акций «Wintershall AG». При этом предприятие критически зависит от российского газа, стоимость которого растет, а судьба поставок неизвестна. Расходы Германии на спасение газового гиганта Uniper оцениваются в 29 млрд евро.
Финский разработчик навигации для судов Wartsila продал свои подразделения «Транзас Навигатор» и «Вяртсиля Восток» российскому менеджменту. Из-за прекращения деятельности компания списала 200 млн евро. В результате ухода из России датская пивоваренная компания Carlsberg потеряет около 1,18 млрд долл., морской грузоперевозчик Maersk - 654 млн долл., а производители насосного оборудования Grundfos и тепловой автоматики Danfoss 111 и 78,5 млн. долл. соответственно. Расходы шведской компании H&M в результате сворачивания бизнеса в России составят около 2 млрд шведских крон.
С убытками также сталкиваются и французские компании: Renault оценила чистый убыток от ухода из России в 2,3 млрд евро., а ущерб компании Danone от решения отказаться от своего бизнеса в России составит примерно 1 млрд евро.
Фактическая «заморозка» значительной части золотовалютных резервов (ЗВР) России подтолкнула многие страны к переоценке стратегий в этой области. В частности, страны, стремящиеся проводить независимую от Запада политику, активно возвращаются к тому, чтобы хранить свои сбережения в золотых слитках: за первое полугодие 2022 г. совокупный объем на балансах центральных банков увеличился на 300 тонн золота, в т.ч. за счет Турции (+63,5 т), Египта (44,1 т), Узбекистана (26,4 т), Индии (14,7 т) и Аргентины (7 т). В апреле 2022 г. Банк Израиля обнародовал новую стратегию управления своими резервами, предусматривающую сокращение доли доллара и евро. В июне 2022 г. Народный Банк Китая в сотрудничестве с Банком международных расчетов объявил о создании резервной юаневой системы с участием Индонезии, Сингапура, Малайзии, Гонконга и Чили, каждая из которых вложит в общий фонд по 15 млрд юаней. Прорабатывается вопрос создания международной резервной валюты на основе национальных валют стран БРИКС.
Активизировались продажи облигаций госдолга США. С 28 февраля по 31 августа с.г. общий объем иностранных инвестиций в американские «трежерис» сократился на 201 млрд долл. США, в т.ч. за счет Китая (сократил свои капиталовложения на 8,5% или на 90 млрд долл.). Активно «сбрасывают» бумаги Бразилия, Ирландия, Гонконг, Израиль, Польша, Индонезия – их доля в национальных портфелях сократилась до многолетних минимумов. Турция фактически «обнулила» соответствующие вложения.
В международных расчетах увеличивается доля альтернативных доллару и евро валют. Особенно заметным стало ослабление позиций расчетной единицы ЕС и её удельного веса в системе «SWIFT» (с февраля с.г. сократился с 38% до 33%). Предметные усилия по переходу на торговлю в нацвалютах также активизировали Турция, Индия, Индонезия, ОАЭ и ряд других стран. В марте появились сообщения, что Саудовская Аравия и КНР ведут переговоры о поставках аравийской нефти с оплатой в юанях. В июле 2022 г. ЦБ Индии разрешил использовать рупию в международных расчетах. По прогнозам Банка международных расчетов, доля мирового валютного оборота, совершаемого в китайских юанях, уже в 2022 г. превысит 7% (в сравнении с 4% в 2019 г.). Вместе с тем продвигаются проекты по трансграничному использованию и конвертации цифровых валют центральных банков (т.н. «мульти-CBDC»), в т.ч. в рамках совместной разработки Гонконга, Китая, ОАЭ и Таиланда «mBridge», позволяющей повысить конфиденциальность внешнеторговой деятельности и исключить риски блокировки Западом соответствующих транзакций.
В зоне неопределенности находится энергетический рынок. За период с июля по октябрь с.г. цены на нефть снизились со 109 до 94,5 долл. США за баррель марки Brent. В то же время остаются в силе решения США и ЕС о введении эмбарго на закупки российской нефти с 5 декабря 2022 г. и нефтепродуктов с 5 февраля 2023 г.
Рассмотрение вопроса о введении предельной цены на природный газ пока отложено из-за определенного дефицита этого вида топлива на мировых рынках. По оценкам руководства ПАО «Газпром», в настоящее время в Европе наблюдается относительно высокий уровень заполняемости ПГХ (более 90%), достаточный для обеспечения среднего уровня потребления в зимний период. Однако в случае неблагоприятных погодных условий и пикового потребления ежесуточный дефицит «голубого топлива» может достигать 800 млн куб. м.
Вместе с тем энергетический кризис может приобрести долгосрочный характер в связи с трудностями по заполнению ПХГ в 2023 г. из-за резкого сокращения импорта «голубого топлива» из России. В целом, по экспертным оценкам, расходы европейских стран на выплаты потребителям, пострадавшим из-за санкций, составят несколько сотен миллиардов евро. По имеющимся данным, бюджетные расходы стран ЕС на компенсацию высоких цен на энергоносители могут достичь 300 млрд евро (по оценке главы «Роснефти» И.В.Сечина, затраты стран ЕС на компенсацию потребителям издержек от санкций превысили 500 млрд евро и достигнут 1 трлн евро к концу 2022 г.).
В частности, из-за резкого роста цен многие поставщики сжиженного природного газа (СПГ) в Южную Азию просто отменили отгрузки по долгосрочным контрактам. Высокие цены, которые они могут получить на спотовых рынках стран ЕС, более чем компенсируют штрафы за уклонение от выполнения контрактов. Это ведет к остановкам производства, всё более частым и продолжительным перебоям в подаче электроэнергии и росту социальной напряженности.
Причем положение развивающихся стран в этой сфере будет только усугубляться. По оценкам Блумберг, потребление СПГ в ЕС к 2026 г. увеличится почти на 60% по сравнению с 2021 г. и составит 120,3 млн т/год. Причем этот рост будет во многом обеспечен за счет поставок на развивающиеся рынки. Так, прогноз по поставкам СПГ в Индию на 2025 г. снижен на 6,4 млн т/год, до 24,4 млн т/год, в Пакистан - на 6,7 млн т/год, до 10,8 млн т/год.
Положение развивающихся стран ухудшается и в связи с укреплением доллара США, что ставит их перед необходимостью выбора между закупкой энергетического сырья и выплатами по долгам. В свою очередь поставщики вынуждены учитывать риски поставок топлива в государства, в которых может случиться дефолт. Как следствие, Бангладеш и Таиланд фактически отказались от попыток подписать контракты на поставки с новых крупных СПГ-терминалов в Катаре и США. Пакистан в октябре 2022 г. не сумел заключить 6-летнее соглашение, срок действия которого должен был начаться в 2023 г., попытки страны договориться о краткосрочных закупках также потерпели неудачу. Филиппины вновь отложили дату запуска своего первого регазификационного терминала. Вьетнам рассматривает вопрос о сокращении генерирующих мощностей запланированных к строительству газовых электростанций.
Иными словами, как полагает ряд экспертов, США, раскручивая санкционную спираль в отношении России, фактически занимаются откровенным грабежом своих европейских союзников, а те, в свою очередь, опираясь на концепции «зеленого» развития стремятся к тому, чтобы переложить основное бремя на развивающиеся экономики.
Заключение
Санкции могут оказать серьезное влияние на экономический рост России. Когда на страну налагаются санкции, это означает, что ее экономические связи с другими странами ограничиваются или прерываются. Это может привести к снижению объема экспорта и импорта, а также к сокращению инвестиций и торговых отношений. Снижение экономического роста означает, что ВВП (валовой внутренний продукт) страны уменьшается. ВВП – это сумма всех товаров и услуг, произведенных в стране за определенный период времени. Когда экономический рост замедляется или останавливается, это означает, что страна производит меньше товаров и услуг, что ведет к снижению доходов и уровня жизни населения.
Ухудшение инвестиционного климата – это одно из основных экономических последствий санкций для России. Инвестиционный климат – это совокупность условий, которые влияют на привлекательность страны для инвесторов. Он включает в себя такие факторы, как политическая стабильность, правовая система, доступность финансовых ресурсов, наличие инфраструктуры и др.
В целом, экономические санкции являются серьезным вызовом для экономики России и требуют принятия соответствующих мер для минимизации их негативных последствий. Экономика России подстроилась под санкции лучше, чем ожидали власти и эксперты в начале кризиса.
Экономика справляется с ограничениями лучше, чем можно было ожидать, «России удалось избежать финансового хаоса, а в реальном секторе за счет фокуса на внешнеторговую деятельность поддерживается приток нефтегазовых доходов в экономику. По импорту тоже произошла подстройка: в последний месяц, по нашим оценкам, спад импорта составлял 5% — это меньше, чем в пандемийный кризис», — отмечает она.
Между тем санкции и нарушение логистических цепочек по-разному повлияли на отрасли экономики
Список используемой литературы
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Заповеди детства и юности
Рисуем лошадь акварелью
Снежная сказка
Вода может клеить?