Проект посвящен изучению значения жестов в жизни разных социальных групп.
Вложение | Размер |
---|---|
beresneva_proekt.docx | 273.74 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Солтонская средняя общеобразовательная школа
(МБОУ Солтонская СОШ)
Жестовые знаки
(Индивидуальный проект)
Руководитель проекта:
Фролякина Тамара Николаевна
Проект выполнила:
ученица 10 класса
Береснева Светлана Александровна
Проект допущен к защите
«___» __________________2024г
Проект защищён
«___» __________________2024г
Оценка_________________________
с. Солтон – 2024
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава Ⅱ. Экспериментальная работа 7
2.1 Описание экспериментальной работы 7
2.2 Анализ полученных результатов 7
Список использованных источников 12
«Без содействия рук всякая речь слаба и недостаточна»
Тема проекта: Жестовые знаки.
Актуальность: выбранная тема имеет широкое распространение в социуме.
Цель: узнать значения жестов в жизни разных социальных групп.
Проблемный вопрос: нужны ли невербальные средства общения для коммуникаций?
Гипотеза: Жестовые знаки используются не только для людей с ограниченными возможностями, но и в нашей повседневной жизни
Задачи:
1.Узнать о жестах из разных источников и обработать полученную информацию.
2. Провести два опроса среди учащихся моей школы. Первый опрос: «Пользуетесь ли вы жестовыми знаками?». Второй опрос: «Знаете ли вы, что обозначают эти жесты в жестовом алфавите?»
3. Провести анализ полученных данных.
4. Доказать или опровергнуть гипотезу.
5.Ответить на проблемный вопрос.
Методы исследования:
1) Сбор, первичная обработка научных фактов.
2) Работа с информационными источниками.
3) Проведение анкетирования.
4) Классификация, анализ и обобщение информации.
Еще в древности, а именно когда появились первые разумные люди, первым способом нормального и понятного общения стали жесты рук, так как привычный нам лексикон отсутствовал.
Человек всю жизнь находится в социуме. С детства нас окружают люди. Где бы мы не находились, будь то школа, двор, работа, мы везде контактируем с другими людьми.
Жесты нельзя рассматривать отдельно от речи, так как в большинстве случаев жесты лишь дополняют речь. Нельзя рассматривать их друг от друга отдельно, не обращая внимания на внешние факторы (страну, религию), так как один и тот же жест, может иметь несколько совершенно разных значений.
Так что же все-таки представляют из себя жесты? Жесты - выразительные движения рук, служащие средством невербального общения, наряду с мимикой (выражениями лица), пантомимикой (выразительными движениями тела, позами), интонациями голоса.
Человеческая жестикуляция происходит от импульсивных инстинктивных движений, непосредственно выражающих эмоциональные состояния. Человек обучается в процессе общения культурно обусловленным и привычным его месту жительства жестам, играющим важную роль в социальных отношениях как заменяющий и дополняющий речь канал коммуникации, форма передачи эмоциональных переживаний, оценок, желаний и намерений.
Жесты варьируются в зависимости от национального и культурного контекста, индивидуальных свойств и конкретной ситуации.
Все человеческие жесты делятся на семь основных групп: иллюстраторы, регуляторы, адаптеры, эмблемы, аффекторы, контактные и дистантные жесты.
Иллюстраторы
ИЛЛЮСТРАТОРЫ — это жесты, подкрепляющие сообщение. Среди них прежде всего выделяются:
указатели (указываем рукой или пальцем),
пиктографы (изображаем руками предмет или его размеры),
кинектографы (движения всем телом),
жесты-биты (разного рода отмашки, подкрепляющие такт речи),
идеографы (жесты, которые объединяют отдельные воображаемые предметы),
жесты-биты (т.е. различные отмашки, подкрепляющие такт речи).
Регуляторы
Регуляторы — жесты, используемые для контроля или организации общения.
Регуляторы могут сообщать:
об отношении к собеседнику или аудитории (улыбка, кивок головы, взгляды).
о завершении разговора,
о готовности слушать,
просьбу подождать (ладонь вытянутой руки обратная аудитории),
подтверждение слов оппонента (ладонь вверх),
желание объяснить ситуацию или утверждение (ладонь вниз)
К ним также относятся поглаживание волос, дерганье галстука и паузы.
Адаптеры
Адаптеры — движения, которые используются для эмоциональной саморегуляции или снятия стресса, например, касание лица или поглаживание волос.
Объединяют три группы специфических движений руками:
почесывание, подергивание отдельных частей тела;
прикосновения, похлопывания;
поглаживание, перебирание, переворачивание различных предметов.
В основном это нежелательные движения, являющиеся скорее вредными привычками.
Эмблемы
Эмблемы представляют собой жесты-заменители слов или целых фраз.
Например: махание рукой человеку перед встречей означает: привет! Большой палец руки, опущенный вниз или поднятый вверх: осуждение или одобрение действий.
Аффекторы
Аффекторы выражают эмоции, это — движение различных частей тела, в первую очередь мышц лица (мимика). Они используются для того, чтобы выразить эмоциональный отклик или добавить эмоциональное измерение к общению.
Аффекторами могут быть:
Выражение лица: приподнятые или нахмуренные брови, улыбка.
Жесты руками: объятия, взмахи и прочие движения, усиливающие эмоциональное состояние, например, разведение рук в стороны.
Прикосновения или поглаживания, прочие выражения тепла, сострадания или поддержки.
Язык тела: скрещивание пальцев или рук, наклон головы, изгиб тела, закладывание ноги за ногу и проч.
Контактные жесты
Движения, включающие физический контакт, такие как объятия, рукопожатие, толчки и т.д.
Дистантные жесты
Жесты, используемые для указания объектов или пространственных отношений, такие как показ пальцем или махание рукой в определенном направлении.
Функции жестов разнообразны в зависимости от социальной группы, национальности и страны человека. Один и тот же жест может обозначать совсем разные эмоции или значения. Например, жест «Рога» в России используют люди чаще всего увлекающиеся рок-музыкой, в Италии этот же знак иллюстрирует, как защиту от сглаза. Проведя анализ, я выделила несколько основных функций:
Выражение эмоций. Для этого мы чаще всего используем мимику лица, чтобы выразить недовольство, счастье и другие эмоции. Если посмотреть, то именно мимика лица, можно сказать, говорит за нас. По выражению лица мы можем почти сразу понять, что чувствует человек на момент контакта. Во всех странах мимика лица одинаково изображается и «переводится». Это можно понять, например, из фильмов от разных стран. Там по выражению лиц героев мы понимание, что они ощущают.
Дополнение к речи. Во время разговора мы частенько на подсознании подключаем жесты рук или всего тела в целом. Например, чтобы показать, что люди рады долгожданной встречи, они машут рукой в знак приветствия и иногда обнимаются. В отличие от мимики лица, жестикуляции тела в зависимости от страны слегка изменяются. В Америке чаще всего женщины при встрече могут поцеловать друг друга в щеки, в Японии принято кланяться в знак уважения и приветствия.
Жестовый алфавит. И наконец, для людей с ограниченными возможностями придумали специальный жестовый алфавит. Он подходит для людей с проблемами речи и слуха. Они не могут услышать или сказать нам что-то в ответ, поэтому большинство таких людей знают этот алфавит. Из этого можно заметить, что и окружение таких людей пользуется жестами полностью или частично. В отличие от двух предыдущих функции, алфавиты в разных странах могут отличаться частично или полностью. Один жест может обозначать разные слова или предложения.
Мне стало интересно, пользуются ли ученики и персонал МБОУ Солтонской СОШ жестовыми знаками и знают ли они их значение в русском жестовом алфавите? Данная работа состояла из двух частей: социальный опрос учеников и персонала МБОУ Солтонской СОШ и анализ полученных данных.
Для выполнения первой части своей работы я сформулировала два вопроса «Пользуетесь ли вы жестами?» и «Знаете ли вы их значение в русском жестовом алфавите?». Опрос был проведен в течение недели, чтобы опросить как можно больше людей. Полученные ответы я записывала в тетрадь, чтобы после проанализировать.
Во второй части моей работы полученные данные в ходе опроса я проанализировала и сделала для себя выводы.
Данные полученные в ходе анкетирования были мной проанализированы и визуализированы. Ответы на два моих вопроса я изобразила в качестве диаграмм:
Первый опрос «Пользуетесь ли вы жестовыми знаками?». Он показал такую статистику: 90% опрошенных пользуются жестами в повседневной жизни, 8% сказали, что не замечали за собой частое использование жестов и ответили, что используют, но крайне редко, наименьшее количество ответили, что вовсе не используют жесты, таких людей среди опрошенных составило всего 2%. Ради интереса я попросила показать людей, которые положительно ответили, показать самые часто используемые ими жесты.
Самыми частыми стали: лайк, указательный палец и знак ок.
Вторая диаграмма соответствует данным, полученным в ходе ответа людей на вопрос «Знаете ли вы их значение в русском жестовом алфавите?».
Статистика данного вопроса показала, что 94% из опрошенных мною людей совсем не знают жестовый язык, 5% от числа всех опрошенных знают лишь значение пары знаков, и лишь 1 % знаю. По моему мнению, это очень плохие результаты. Ведь почти никто не знает, что он показывает и как это воспримут другие.
Так же я уточнила, знают ли люди, что обозначают их жесты в специальном алфавите? Люди, знающие предназначение, ответили мне верно, а оставшаяся часть выдвигала разные предположения, которые почти близко были с истиной. Для сравнения я выбрала три цитаты, которые были близки по смыслу.
1. Наверно указывает на что-либо или куда-либо.
2. Одобрение, скорее всего.
3. Показывает то, что со мной все хорошо.
Истинное значение:
1. В России и большинстве стран, жест указывает на направление или предметы, в зависимости от ситуации и вопроса.
2. В России этот жест обозначает «все очень хорошо». В отдельных ситуациях показывает одобрение или согласие.
3. Этот жест в России и Америке используется для невербальной передачи значения слова «ОК». Заменяя словосочетания: «Я в порядке», «Все хорошо».
Выбранные мною жесты в результате опросов, к сожалению или к счастью, в разных странах имеют разную смысловую нагрузку. Разберем их.
1.Указательный палец. Указательный палец правой руки, поднятый вверх, у мусульман является символом провозглашения единобожия, то есть в переводе на русский это означает: «Нет Бога, кроме Аллаха!». В Германии же этот жест говорит: «Все прекрасно». В славянских странах указательный палец, чаще всего указывает направление, а в американских школах ученики таким образом просят у преподавателя разрешения ответить на вопрос.
2.Лайк или большой палец вверх. Рука с поднятым вверх большим пальцем в США, России, Великобритании — признак одобрения или какой-то позитивной эмоциональной реакции: «класс», «здорово». А вот в Греции таким образом просят замолчать. Еще более резкий смысл этот жест приобретает в странах Ближнего Востока: так в грубой форме вас могут послать.
3.Знак «окей». Американский жест OК (окей) - соединение большого и указательного пальцев - в ряде стран означает "все в порядке, все хорошо" и показывает одобрение. Но Франции он означает "ничего не вышло". В Испании, Греции и Южной Америке этот жест носит оскорбительный оттенок. В Бразилии жест OK считается вульгарным. Однако есть страны где этот жест не носит позитивный или негативный оттенок, так, в Японии он означает деньги и используется в магазинах.
Смотря на большие различия в значении, которые зависят от страны, в которой используются, я решила поискать что-нибудь о международных жестах. И нашла.
Сигнал о помощи или сигнал о помощи при домашнем насилии — это международный универсальный сигнал о помощи, который можно подать одной рукой.
Этот жест можно показать одной рукой вовремя видеозвонка или при личном общении, давая другим понять, что вы чувствуете угрозу и нуждаетесь в помощи. Сигнал был создан как инструмент для борьбы с ростом числа случаев домашнего насилия во всём мире, связанных с мерами самоизоляции, которые были введены во время пандемии COVID-19.
Для подачи сигнала нужно поднять руку, прижать большой палец к ладони, затем согнуть четыре других пальца, символически захватывая ими прижатый большой палец. Сигнал был специально разработан как единое непрерывное движение руки, а не как знак, удерживаемый в одном положении, чтобы его можно было легко увидеть.
«Сигнал о помощи» был представлен Канадским женским фондом 14 апреля 2020 года. Вскоре его признали, и он распространился по всему миру. Он получил одобрение местных национальных и международных новостных организаций за помощь в обеспечении современного решения проблемы роста числа случаев домашнего насилия.
Если вы увидели, что человек использует этот жест во время видеозвонка, следует связаться с ним по другим каналам (например, с помощью текстовых сообщений или электронной почты) и узнать, в чём дело, задавая вопросы, предполагающие односложные ответы «да» или «нет», и обращаться в службы экстренной помощи только в том случае, если сигналящий чётко об этом просит.
В своей работе я обратила внимание, на первый взгляд, на обычные мелочи, которые, казалось бы, совсем ничего не решают в нашей жизни. Провела опрос среди учащихся МБОУ Солтонская СОШ и проанализировала полученные данные.
Результаты, полученные мной, заставляют задуматься над использование жестов в правильном направлении. Ведь большинство из нас используют их без задних мыслей, не думая о том, что они «Кидают слова на ветер». Ведь жесты буквально «слова» для людей с ограниченными возможностями в плане речи или слуха. Для них неправильный жест, будет равен оскорбительным словам для нас.
Я рекомендую пользоваться жестами с умом, а не в любой момент жизни.
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Два морехода
Рождественский венок
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Как нарисовать ветку ели?