Исследовательская работа: «Духовное наследие грядущим поколениям».
Цель работы: познакомиться с творческим наследием художников-земляков, обогатить этими знаниями учащихся школы, молодёжь села.
Задачи:
1.Возрождать духовно-нравственное воспитание молодёжи на примере изучения биографии и картин наших земляков-художников.
2.Повысить интерес к изучению предметов – истории, литературе, живописи, обществознанию.
3. Повысить интерес к изучению истории Рязанского края.
4.Показать преемственность поколений, начиная с 19-го столетия и до наших дней.
Проблема:
Привлечь внимание общественности к восстановлению и созданию дома-музея (памятной доски) художника Д.А.Райского.
ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
«МОЙ ВКЛАД В ВЕЛИЧИЕ РОССИИ»
Направление работы:
Культурное наследие и современное искусство
Тема:
«Духовное наследие грядущим поколениям».
Автор: Дубкова Евгения Павловна
Научный руководитель: Гусева Марина Николаевна
Место выполнения работы: МОУ «Пертовская школа».
С.Пертово, 2020
Исследовательская работа: «Духовное наследие грядущим поколениям».
Цель работы: познакомиться с творческим наследием художников-земляков, обогатить этими знаниями учащихся школы, молодёжь села.
Задачи:
1.Возрождать духовно-нравственное воспитание молодёжи на примере изучения биографии и картин наших земляков-художников.
2.Повысить интерес к изучению предметов – истории, литературе, живописи, обществознанию.
3. Повысить интерес к изучению истории Рязанского края.
4.Показать преемственность поколений, начиная с 19-го столетия и до наших дней.
Проблема:
Привлечь внимание общественности к восстановлению и созданию дома-музея (памятной доски) художника Д.А.Райского.
Описание работы.
Велика и прекрасна наша Родина. И самое дорогое место на земле – малая родина. Для меня это село в рязанской глубинке – Пертово.
Н.Рыленков
«Всё в тающей дымке: холмы, перелески.
Здесь краски не ярки и звуки не резки.
Здесь медленны реки, туманны озёра,
И всё ускользает от беглого взора.
Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.
Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой русской природы».
Эти поэтические строки Рыленков посвятил русской природе: «застенчивой», внешне неприметной, неяркой. При чтении произведения меня всегда не покидает одно удивительное чувство: это о моём крае пел поэт. В них столько теплоты, нежности и любви.
Восхищение красотой природы явили на своих полотнах и известные русские художники.
Поэзия, живопись проникают в самые потаённые уголки души человеческой, рождая в ней любовь, доброту. Поистине велика сила искусства.
Размышления о прекрасном очень плавно перешли в думы о родном крае и подвели меня к творческим поискам: «А есть ли в моём родном селе поэты, художники, воспевшие «всю прелесть» её «застенчивой природы»?
Школьные воспоминания дали ответ на вопрос. Есть в нашем поселении самобытные, талантливые художники-певцы родной природы. Это Д.А.Райский и В.И.Петрушов. Моё знакомство с творчеством этих художников прошло в школьные годы.
До сих пор помню тот момент, когда впервые увидела работы Д.А.Райского (они представлены на стендах в нашей школе).
Д.А.Райский «Берёзовая аллея» «Сосновый лес»
Восторг и восхищение. Именно эти чувства сопровождали меня и тогда, и сейчас. Каждый раз, когда рассматриваю его творения, невольно задумываюсь о том, на что способны талант и любовь. Любовь к своему делу, к своему дому, Родине. Вдохновляясь сознанием художника, шла с альбомом на улицу и рисовала родные пейзажи.
с.Пертово, Никольская церковь
А вот как происходило знакомство с В.И.Петрушовым.
В школе сказали, что к нам приедет художник и поэт Виталий Петрушов. Моей радости не было предела. Это такая уникальная возможность пообщаться с человеком, добившимся высот в той области, в которой ты только начинаешь свой путь!
Был восхитительный день, актовый зал школы был уставлен картинами. Я рассмотрела каждую из них. Они были настолько невероятными! Иногда казалось, что это не картина, а окошко в волшебное, запечатлённое воспоминание, которое вот-вот оживёт и перенесёт тебя в свой нарисованный мир. Мне бы очень хотелось также научиться передавать людям эмоции, которые ты вкладываешь в свой рисунок. Чтобы передать зрителю, смотрящему на натюрморт, запах свежих фруктов или дуновение ветра, раскачивающего деревья, нужно обладать магией, которой Виталий Петрушов, несомненно, обладал. Магией искусства.
В.Петрушов «Девочка с куклой» «Барышня- крестьянка»
А.П.Чехов писал: «Искусство даёт крылья и уносит далеко-далеко». И это действительно так. Искусство помогает мне всегда. Свой небольшой опыт в живописи я стремлюсь передать младшим школьникам родной школы.
Занятие Дубковой Евгении с учащейся 6 класса Гуреевой Анной.
И уже видны плоды моей работы. РИС А.Гуреевой
I.Биография художников.
Я решила изучить биографию наших земляков-художников. И начала с Д.А.Райского.
Дмитрий Александрович Райский ( 1892 - 1985 г.г.) – человек легенда.
Д.А.Райский
Дмитрий Александрович Райский родился в 1892 году, в семье церковнослужителей. Творец и создатель картин о русской природе. Милые, знакомые уголки родной природы, как будто оживают на его холстах, в них потрясающая, правда, жизненной красоты. Кто бывал в его доме, тот замирал от удивления. Картины, картины, картины - они повсюду, на стенах, столах и полах. Они разные - большие и маленькие, выполненные акварелью и маслом, на полотне и простой бумаге. Изображая, природу Дмитрий Александрович удивительно воссоздавал ее красоту, стремился показать ее величественный мир.
С 1926 года Дмитрий Александрович был, заведующим школы, которая до 1937 года считалось начальной, преподавал математику. Это был очень грамотный и очень скромный человек. Дмитрий Александрович был участником областного слета сельских учителей. Одновременно работал и бухгалтером в колхозе, характеризовался как строгий, требовательный, исполнительный работник.
В 1937 году был репрессирован, но никогда не говорил почему, возможно, что был сыном церковнослужителей.
Возвратившись в село, не затаил обиды, а снова засучив рукава принялся за работу. Он организовал хор украинской песни, почему именно украинской никто не знает. Каждый участник художественной самодеятельности был одет в украинский народный костюм. Под руководством Дмитрия Александровича, хор добивался значительных результатов. Выступал на областном смотре художественной самодеятельности и занимал 1 место.
С 1946 по 1949 г.г., по навету злопыхателей, Райский Д.А. попал под вторую волну репрессий. Возвратившись в село, он снова берется за любимое дело - он рисует и дарит свои произведения знакомым, просто людям, просто так, потому что так хотел.
Д.А.Райский во время работы
Дмитрий Александрович был очень энергичным человеком. К юбилею А.П.Чехова, по его настоянию был поставлен спектакль, по произведению писателя «Налим»,в действии приняли участие двадцать человек. Сценарий и все декорации к спектаклю были выполнены Дмитрием Александровичем. Декорации были нарисованы на мешковине, во всю длину сцены нынешнего клуба. Когда открыли занавес, зал ахнул от величины и красоты.
Дмитрий Александрович Райский - дипломат Всесоюзной выставки художников любителей, у него множество почетных грамот и дипломов. В дом к нему приходили как на экскурсию - в местную галерею искусств. Все, кто был в гостях у Дмитрия Александровича, оставлял запись в книге отзывов. И кого здесь только не было, например,
Экскурсия с Рязанского дома народного творчества.
Из воспоминаний сельчан: «Будучи пионерами, мы как тимуровцы, часто приходили к старому художнику. Небольшого роста, в старенькой косоворотке, седой, бородатый дедушка казался нам старичком-лесовиком, среди множества пейзажей о природе. Мы приносили воды, дров, убирались по дому, а потом за большим дубовым столом, за чашечкой чая слушали рассказы Дмитрия Александровича об истории создания каждой картины».
Д.А.Райский с учителем биологии Глазыриной А.А.
Мы только сейчас задумываемся, а ведь он никогда ничего не рассказывал о себе, о семье, никогда не слышали от него жалоб, никогда не слышали - «Я».А ведь это был поистине человек интереснейшей судьбы. Он вел здоровый образ жизни, за свою жизнь не выпил ни одной таблетки, лечился только дарами природы.
От старшего поколения я узнала, что у Дмитрия Александровича был сын - Анатолий Дмитриевич, который погиб на фронте и три родных дочери – Ийя, Ира, Юля и приёмная дочь Таня. Одна из дочерей в настоящее время живёт в Москве.
Дмитрия Александровича, как почетного гостя приглашали на все мероприятия села. И будучи стареньким, он всегда старался быть рядом с сельчанами.
Очень прискорбно, что после его смерти, односельчане не смогли сохранить ни дом, ни картины художника. Лишь малую часть большого искусства удалось «вырвать» из лап забытья стараниями учителей нашей школы. В школе на втором этаже оформлен стенд, посвящённый Д.А.Райскому.
Д.А.Райский был инициатором (вместе с учителем физики Глазыриным Г.К.) по созданию памятника в честь двадцатилетия победы советского народа над фашистской Германией в годы Великой Отечественной войны.
В нашем парке были оформлены четыре щита с фамилиями погибших воинов.
Парк. С.Пертово 1965 год
Сейчас мы видим памятник в современном варианте.
Учащиеся МОУ «Пертовская школа» обратились к главе нашей сельской администрации Лёшкину Ю.Е. с предложением о создании дома-музея Д.А.Райского (дом сохранился, но в ветхом виде), собрать картины, которые в своём большинстве находятся на руках у населения и немного в нашей школе. А мы поможем навести порядок и около дома и внутри него. Глава администрации пообещал к 75-му юбилею победы в Великой Отечественной войне сделать памятную доску.
Дом Д.А.Райского в 1970-е годы
Современный вид дома
Дмитрий Александрович Райский был художником- искателем. Его картины - это чудо песни о русской природе. В моей душе они оставили неизгладимое впечатление на всю жизнь.
2.Художник-современник Виталий Иванович Петрушов (уроженец с. Мелехово, Чучковского района, Рязанской области).
В.И.Петрушов в своей мастерской
С.Мелехово, Чучковский район, родительский дом
В.И.Петрушов родился 5 мая 1953 г. в с.Мелехово Чучковского района Рязанской области. После окончания средней школы обучался в Инякинском СПТУ-4, начал трудовую деятельность шофёром в г.Рязани на автобазе-1. По вербовке работал на рыболовецких судах в Тихом океане. В Уссурийске трудился экспедитором. Принимал участие в строительстве БАМА. В Магаданской области работал старателем по добыче золота. За время странствий накопил большой опыт творческого потенциала в сфере живописи и литературы. Как профессиональный художник участвует во многих выставках. Его работы востребованы в г.г. Рязани, Москве и за рубежом.
В ноябре месяце 2013года в нашей школе состоялась встреча с В.И.Петрушовым. Он познакомил нас со своим творчеством: живописью, поэзией.
Встреча с учащимися, 2013 год
Презентация картин, 2013 год
С.Мелехово, 1970-е годы
В последнее время он увлёкся бальными танцами.
Я узнала Виталия Ивановича Петрушова не только как художника, но и как поэта, который пишет о своём родном крае, природе, любви. У меня имеется два его поэтических сборника: «Сирень для двоих», и «Полузабытые страницы».
Мелехово
И снова я в деревне дальней,
Где жили мой отец и дед.
Когда-то здесь весною ранней
Мать родила меня на свет.
Природа здесь почти что та же,
Деревья только подросли,
Зарос репейником овражек,
Инет тропинки вдоль реки.
Коров, овец, гусей не слышно.
Осталось их на пересчет.
У дома покосилась крыша,
Чертополох кругом цветет.
И жителей нечасто встретишь.
Деревня нынче не у дел.
Вчера здесь, где-то уж под вечер,
Мужик соседский овдовел.
Я их с удовольствием читаю. Поэтический колорит стихов даёт право назвать их живописью, перенесённой на бумагу.
Творчество этих людей вдохновило меня на изучение техники реализма и оттачивание своих художественных навыков (хотя я и учусь в Рязанской радиоакадемии, сфере далёкой от искусства).
II Начала я с изучения истории возникновения реализма.
Реализм — стиль живописи, которому свойственен отказ от идеализации окружающего мира в пользу изображения обычных людей и ситуаций. Этим он отличается от кубизма, футуризма и многих других направлений. Стиль возник в середине XIX века, когда французский живописец Густав Курбе не смог представить своё произведение «Мастерская художника» на Всемирной выставке в Париже — организаторы сочли его не соответствующим академическим традициям, которые господствовали в то время. Художник не опустил руки и разбил по соседству с выставкой собственный шатёр, в котором организовал экспозицию с названием Le Realisme («Реализм»). Идея увенчалась успехом — новая выставка привлекла внимание публики, а реализм как перспективный стиль живописи начал своё победоносное шествие по миру.
Реализм возник в ответ на запрос общества на слом традиции изображать мир в идеальном свете — так, как это было принято среди мастеров эпохи Возрождения. Художники, творившие в этом стиле, чувствовали новые потребности — они изображали окружающий мир таким, каким он видится каждому из нас. Многие мастера достигали почти фотографической точности своих полотен, чем восхищали ценителей искусства. В этом проявилось отличие реализма от других направлений живописи — в частности, экспрессионизма, которому было свойственно отображать не реальность, а реакцию людей на неё.
Реализм проник буквально во все жанры изобразительного искусства — пейзажный, исторический, портретный и многие другие. С течением времени он расслоился на несколько направлений, что во многом было связано с индустриальным и экономическим развитием разных стран. Рассматривать реализм целесообразно именно в разрезе различных ответвлений этого стиля — между ними есть отличия, подчас довольно существенные.
Жанры живописи.
В ходе развития изобразительного искусства сформировались несколько классических жанров картин, которые обрели свои особенности и правила.
Портрет.
Портрет – это реалистичное изображение человека, в котором художник пытается добиться сходств с оригиналом. Один из самых популярных жанров живописи. Портреты различных стилей являются самой массовой частью экспозиции большинства художественных музеев и частных коллекций. Данный жанр включает в себя и такую разновидность портрета, как автопортрет – изображение самого художника, написанное им самим.
Пейзаж
Пейзаж – один из популярных живописных жанров, в котором художник стремится отобразить природу, её красоту или особенность. Различные виды природы (настроение времени года и погоды) оказывают яркое эмоциональное влияние на любого зрителя – это психологическая особенность человека. Стремление получить эмоциональное впечатление от пейзажей сделало этот жанр одним из самых популярных в художественном творчестве.
И.Шишкин «Дубовая роща»
Архитектурная живопись
Архитектурная живопись – этот жанр во многом похож на пейзаж, но имеет ключевую особенность: на картинах изображаются пейзажи с участием архитектурных объектов, зданий или городов.
Натюрморт
Натюрморт – это жанр живописи с композициями из неодушевлённых предметов, с использованием цветов, продуктов, посуды. Этот жанр один из самых поздних и сформировался в голландской школе живописи.
Жанровая живопись
Жанровая живопись – сюжетом картин являются бытовые сцены повседнвной жизни или праздников, обычно с участием простых людей. Так же как и натюрморт, получает распространение у художников Голландии в 17 веке. В период романтизма и неоклассицизма это жанр обретает новое рождение. Картины стремятся не столько отразить повседневный быт, сколько романтизировать его, внести в сюжет определённый смысл или мораль.
Анималистическая живопись
Анималистическая живопись – особенностью этого жанра является создание реалистических картин. Изображающих красоту животных и птиц. Одной из интересных особенностей этого жанра является наличие картин, изображающих несуществующих или мифических животных.
В России начало развития реализма связано с именем А. Г. Венецианова (1780-1847 гг.), являющегося родоначальником крестьянского бытового жанра. Полотна с изображением бытовой и трудовой деятельности крестьян («Жнецы», 1825 г.; «На пашне. Весна», начало 1820-х гг.; «Гумно» 1821 г. и др.), проникнуты любовью к родной земле и большой симпатией к персонажам.
«На пашне»
Взлет русской реалистической живописи связан с именем И. Е. Репина (1844-1930 гг.). С начала 1870-х гг. он выступает как художник-демократ, сражающийся против академизма, идеализирующего реальность и не способного отразить жизнь. Живописец критиковал эксплуатацию народа, показывал нарастающую в нем скрытую силу («Бурлаки на Волге» 1870-73 гг., «Отказ от исповеди» 1879-85 гг.).
фрагмент картины «Бурлаки на Волге»
Традиции реализма в России утвердились и продолжились в творчестве таких художников, как А. Н. Серов, К. А. Коровин, С. В. Иванов и др. После революции на базе традиций критического реализма стал развиваться социалистический реализм, провозглашающий правдивое отображение жизни в ее революционном развитии. Самые известные представители соцреализма в живописи – К. С. Петров-Водкин, К. Ф. Юон, А. А. Рылов, И. И. Бродский, А. А. Дейнека и др.
III. Реализм в картинах Д.А.Райского и В.И.Петрушова.
Работы художников-земляков можно отнести к реалистической живописи.
Д.А.Райский работал в таких направлениях как автопортрет
автопортрет Д.А.Райский
Пейзаж
«Сосновый лес»
У В.И.Петрушова просматриваются такие жанры живописи, как портрет, пейзаж. натюрморт.
«Сирень» «Барышня-крестьянка»
«Незнакомка»
IV.Работы Дубковой Евгении.
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Рисуем "Осенний дождь"
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Как нарисовать китайскую розу
3 загадки Солнечной системы