Автор в своей работе раскрывает историю происхождения самых распространенных сегодня марок отечественных автомобилей. Своим исследованием он показал, что названия марок автомобилей помогают заглянуть в историю автомобилестроения и связаны с какой-то характеристикой машины.
Вложение | Размер |
---|---|
iz_istorii_nazvaniy_avtomobiley.docx | 39.29 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа
д. Цепели Орловского района Кировской области
Исследовательский проект
Из истории названий автомобилей
Работу выполнил:
Ялтаев Лев Геннадьевич,
ученик 9 класса
Руководитель:
Червоткина Надежда Аркадьевна,
учитель русского языка и литературы
Цепели, 2023
Оглавление
Введение ________________________________________________________3
Библиография и источники_______________________________________ 5
Глава 1 Российские автомобили и их названия______________________ 6
Глава 2 История происхождения марки автомобиля «Победа»________ 7
Глава 3 «Волга» и «Чайка» – символы силы и мощи России __________ 8
Глава 4 История названия автомобиля «Москвич»___________________9
Глава 5 Происхождение названия «Жигули»________________________10
Глава 6 История названия автомобиля «Нива»______________________11
Глава 7 Автомобиль «Ока» - это народное название
Заключение_____________________________________________________12
Введение
Кто из нас в детстве не играл с машинками, не рисовал их, не лепил из пластилина, не строил из конструктора.
Я очень люблю с детства технику, эту любовь мне привил мой папа. Зная мое увлечение, на праздники мне часто дарили машинки. Подрастая, я уже легко определял марки машин, хорошо разбирался в их эмблемах.
В современном мире трудно представить хотя бы один день без автомобиля. Это одно из самых удачных и незаменимых изобретений человечества. Мы привыкли к разнообразию названий машин и огромному количеству торговых марок. Однако мало кто задумывается над тем, как выбираются названия новых моделей. Почему автомобиль называется именно так? Что стоит за этим названием?
Эти вопросы заинтересовали меня давно. Изучая на уроках русского языка этимологию, я захотел узнать историю происхождения названий российских автомобилей. Актуальность темы заключается в том, что мало кто знает историю происхождения марок автомобилей.
Цель исследования:
изучить историю происхождения самых распространенных сегодня марок отечественных автомобилей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
В ходе работы была выдвинута гипотеза:
названия марок автомобилей помогают заглянуть в историю автомобилестроения и связаны с какой-то характеристикой машины.
Объектом исследования являются названия автомобилей и их марки, предмет исследования – способ возникновения названий.
Библиография и источники
В процессе исследования привлекались данные справочной литературы, материалы энциклопедии, ресурсы Интернета. Наиболее ценной оказалась работа А.А. Исакова и И.С. Карабулатова «Тайна имени автомобиля», а также книга В.Б. Альгина и И.С. Цитович «Динамика автомобиля»
Входе работы над исследованием был проведен опрос среди обучающихся, который показал интерес к автомобилям. Большинство обучающихся нашей школы хорошо знают марки российского автопрома, а вот объяснить происхождение названий автомобилей почти никто не смог не только из школьников, но и из педагогов и родителей
Глава 1 Российские автомобили и их названия
Российская автопромышленность зародилась в конце XIX века. В 1896 году изобретатели Яковлев и Фрезе построили первый отечественный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. В 1912 году в стране существовали два завода по производству автомобилей: «Завод Пузырева» и «Русско-Балтийский вагонный завод», а массовое производство автомобилей началось в 1960 годах, когда в Тольятти был построен и запущен «Волжский автомобильный завод». В те годы годы отечественные автомобили играли важную роль для нашей страны и пользовались огромным успехом.
В наше время популярность отечественных автомобильных марок гораздо ниже, хотя некоторые марки имеют высокий рейтинг. Многие автомобильные компании страны после долгих лет своего упадка медленно и постепенно начинают возрождаться.
Названия автомобилей имеют большой смысл. «Волга», «Победа», «Жигули», «Москвич», «Ока», «Нива» - это не просто красивые названия машин, а отражение характера машины, её внешнего вида. По автомобилю мы можем представить себе черты его хозяина, даже его привычки и интересы.
На протяжении всей истории автомобильного производства название модели играло и играет важную роль. Название должно не только отображать характеристики машины, но и быть запоминающимся и привлекательным для покупателей. Поэтому выбор названия марки автомобиля всегда был серьёзным и ответственным делом.
Глава 2 История происхождения марки автомобиля «Победа»
Легендарный советский автомобиль ГАЗ-20, или «Победа», стал целой эпохой отечественного автомобилестроения, его первой и настоящей Победой. Это была первая машина, которой кроме серийного номера дали имя собственное.
Оценивая новый русский автомобиль, один из американских журналов в 1957 году писал: «Спокойная на колдобинах, в поворотах и при ускорениях. Хороша на трудных дорогах, если вы не спешите. На дороге держится великолепно. Для своего размера очень стабильна – видимо, из-за веса и мощных рессор».
А журнал «Auto Age» за 1953 год сообщал, что «американские инженеры тщательно осмотрели Победу и сочли качество изготовления по многим показателям отличным. На кузовных элементах много признаков ручного труда. Кое-где можно рассмотреть следы напильника, но, в общем, качество кузова весьма хорошее». Это была высокая оценка.
Зарождение легенды Советского Союза началось в тяжелом 1943 году, когда началась разработка новых машин, а в ноябре 1944 года главный конструктор лично сел за руль опытного образца и вывел его на испытания.
Машина выглядела очень динамично и современно, была продумана чрезвычайно основательно, и оказалась не только красивой, но и практичной. Обилие хромированных деталей придавало автомобилю элегантный и солидный вид, он имел комфортный и просторный салон, в котором свободно располагались 5 человек.
19 июня 1945 года, за 5 дней до парада Победы, легендарный автомобиль предстал на суд Иосифу Сталину. И вскоре постановлением ГКО «О восстановлении и развитии автомобильной промышленности» было предусмотрено с 28 июня 1946 года начать серийный выпуск нового автомобиля.
Первоначально автомобиль планировали назвать «Родина» («Победа» была запасным вариантом). На обсуждении Сталин спросил: «А сколько будет стоить Родина?»… И машину назвали «Победой».
Эта машина стала символом Победы России в Великой Отечественной войне. Кроме того, это была одна из первых машин, доступных рядовому потребителю.
С 1946 года «Победами» стали комплектовать таксопарки СССР.
Всего было выпущено 235 999 машин, включая 14 222 кабриолетов и 37 492 такси. Причем «Победа» была первым советским автомобилем, который стал известен за границей – его экспортировали в Финляндию и Бельгию именно для таксопарков.
Итак, название «Победа» было выбрано не случайно: вслед за Победой в войне последовала еще и «Победа» отечественного автопрома.
Глава 3. «Волга» и «Чайка» – символы силы и мощи России
В 1950-х годах в Советском Союзе было принято решение разработать новый автомобиль, который станет символом силы и мощи. Название для этой модели было выбрано — «Волга».
История машины «Волга» началась в 1955 году, когда на Горьковском автомобильном заводе начали выпуск автомобилей, в разработке и производстве которых участвовало несколько стран. Волга стала первой советской легковой машиной, которая внешне была схожа с зарубежными аналогами.
Ключевые характеристики автомобиля Волга
Само название «Волга» было выбрано неслучайно. Волга – это одна из самых известных и красивых рек России. Она протекает через большую территорию страны, связывая разные города и регионы. Волга является символом единства и национального достояния России.
Выбор названия говорил о стремлении создать такой автомобиль, который будет достойным представителем советской родины и национальной гордости.
Название «Волга» идеально подходит для автомобиля, который планировалось сделать просторным и комфортабельным, подобно самой реке. Автомобиль Волга был спроектирован для дальних поездок и предлагал большое пространство внутри, что делало его популярным выбором для семейных и деловых поездок.
Кроме того, река Волга была символом России и ее мощи. Выбор названия «Волга» должен был подчеркнуть качество и надежность автомобиля, что было особенно важно для рынка автомобилей в Советском Союзе. «Волга» была олицетворением престижа и статуса в то время, когда большая часть населения не могла позволить себе автомобиль. Название придало модели особую привлекательность и востребованность среди покупателей.
Название «Волга» вызывает определенные эмоции. Оно воспитывает чувство патриотизма и любви к Родине. Эта машина ассоциируется с комфортом, надежностью и уверенностью. Владельцы Волги с гордостью представляли свою машину как символ советской индустрии и мощи. Это не просто средство передвижения, но и своего рода флаг, который свидетельствует о достижениях страны в области автомобилестроения.
Несмотря на свою экономичность и доступность, Волга была знакомом роскоши. Благодаря своему дизайну и характерным чертам, эта машина не оставляла равнодушными никого.
С конца 1950-х до конца 1980-х годов, почти тридцать лет чиновники высокого ранга пользовались автомобилями ГАЗ-14 и ГАЗ-13, которые получили название «Чайка». Никто не думал о том, почему машина называлась именно «Чайка». А все дело в том, что на одном Горьковском автозаводе выпускали «Волгу» и «Чайку». Но «Чайка» была выше классом, чем популярный автомобиль «Волга». А что может быть выше Волги? Конечно, чайка, парящая над Волгой. Вот и появилось у нового автомобиля это красивое название.
Глава 4. История названия автомобиля «Москвич»
6 ноября 1930 года начал свою работу Московский автосборочный завод имени Коммунистического интернационала молодежи (КИМ), позднее завод получил название Московский завод малолитражных автомобилей, в октябре 1968 года завод переименовали в Автомобильный завод имени Ленинского комсомола.
Первым серийным изделием этого завода стал «Москвич-400».
А встречный, встречный ветер – нипочём!
Как песню, трассу новую начнём.
Мне нравится рабочий твой характер –
Не зря тебя назвали «Москвичом»!
Не каждый отечественный автомобиль может похвастаться тем, что для него песню написали Александра Пахмутова и Николай Добронравов, а спел Эдуард Хиль. «Москвич» – яркий символ советского автопрома, герой множества советских фильмов, надёжный «друг». Как сказал Армен Джигарханян, который исполнил роль тренера в фильме «Гонщики»: «не машина ломается у спортсмена, а спортсмен ломает машину». Советские гонщики на «Москвичах» действительно достойно выступили на трансконтинентальных ралли Лондон – Сидней и Лондон – Мехико в конце 60-х и начале 70-х годов. Этот период считается «золотым» в истории завода: тогда были и регулярное изменение модельного ряда, и приемлемое качество продукции, и удачные выступления на международных соревнованиях, и успешные экспортные продажи.
Самые первые «Москвичи» – 400 и 401, носили народное имя «хоттабыч», а запущенный после этого седан «Москвич-412» иногда ласково называли «барсиком».
Само слово «москвич» означает уроженец Москвы, московский житель. В таком значении слово использовалось для указания первоначального местоположения автомобилей, произведенных там, а затем тем стало названием автомобиля.
А в 2002 году конвейеры завода остановились, долгое время здесь производились только некоторые запчасти. В 2006-м официально было объявлено о банкротстве легенды советского автопрома. В 2022 году московский автозавод начал своё возрождение, здесь вновь собирают легковые автомобили под брендом «Москвич».
Глава 5. Происхождение названия «Жигули»
Появившийся в середине 60-х Волжский автозавод долго искал название для своих автомобилей. Среди вариантов были и «Катюша», и «Аврора», и даже «ВИЛ» (Владимир Ильич Ленин), но в итоге всем этим красивым вариантам сотрудники предпочли слово «Жигули».
Этот автомобиль был самым популярным в России. В советское время о ВАЗе мечтали все и к его покупке относились очень трепетно. Но почему машины Волжского автозавода назвали именно «Жигулям»? Откуда взялось такое название?
Название «Жигули» было выбрано благодаря конкурсу, инициатором которого стал автомобильный журнал «За рулем». Итогом конкурса стала пятерка лидеров: «Волжанка», «Мечта», «Дружба», «Жигули» и «Лада». Название «Жигули» было утверждено директором завода В. Н. Поляковым ещё в начале работы над проектом автомобиля. Всего конструкторы предложили населению восемь названий марки. При этом изначально «Жигулей» в списке не было. Это название в самый последний моментв список предложил конструктор А.М.Черный. «Жигули» были добавлены в список под девятым номером. Голосование проходило в три тура. Чтобы отдать свой голос, советские граждане присылали в комиссию письма и телеграммы. Далее специальная комиссии произвела подсчет.
Эта марка от названия Жигулевских гор. Сами Жигулевские горы также не являются прародителями названия. Жегулей издавна называли узкий проток Дона неподалеку от Северского Донца. Связано это название может быть с такими словами, как «жигулистый», то есть «тонкий, длинный», «жгуль» - «тюк белья», «жегулиться» - «мерзнуть», «жгулик» - замерзший человек. Также близким словом к «Жигули» является «жгут», слово, имеющее древний индоевропейский корень ghegh, что означает «гнуть». Исконным значением слова «жегуль» было «извилина, изгиб реки». В нашей стране это название машины звучало ярко и привлекательно.
В 1973 г. советские «Жигули» стали поставляться за рубеж, и вот тогда с названием возникли проблемы. Название приглянулось советским гражданам и быстро вошло в обиход, но уже через пять лет завод столкнулся с серьезной проблемой – оно совершенно не подходило для экспорта в капиталистические страны. В Финляндии, на которой Советский Союз намеревался опробовать экспорт автомобиля, нет ни звука «Ж», ни звука «Г», а потому для финнов это название звучало как «Сипули», что на их языке означает «лук». Еще хуже дело обстояло с европейскими странами, где слово «Жигули» ассоциировалось с обидным словом «жигало». В плане маркетинга продавать машину с таким странным для европейцев названием было неразумно. Возник вопрос искать другое название марки автомобиля. И руководство ВАЗ решило сменить имя экспортных моделей "Жигулей" на «Ладуе», а придумал его А. М. Чёрный – один из конструкторов. Поскольку концерн АвтоВАЗ стоит на реке Волге, по которой в старину плавали на больших парусных суднах, которые назывались ладьями, то и решили назвать автомобиль Ладой – так звучит и символично, и благозвучно. Как раз на логотипе автомобиля Лада и изображено славянское парусно-весельное судно.
Жигули имеют несколько моделей. Одна из них ВАЗ – 2101, прозванная в народе «копейкой», а ВАЗ-2106 - прозвали шестёркой.
Модель «копейка» стала крайне популярной в Советском Союзе благодаря своей доступности и простоте в эксплуатации. Данный автомобиль стал символом массовой автомобилизации и приобрел огромную популярность среди разных слоев населения.
Название «копейка» получило свое происхождение несколько десятилетий назад, и до сих пор оно остается интересным для многих автолюбителей и коллекционеров.
История названия «копейка» берет свое начало в 1940-х годах. Первоначально, автомобиль был разработан и выпускался под названием «Москвич-400». Но среди населения быстро укоренилось название «копейка», которое происходит от небольших медных монет – копеек. Это название связано с компактным размером и дешевизной автомобиля «копейка», которые позволяли многим советским гражданам себе позволить его приобрести.
Во-первых, ваз-2101 был одним из самых доступных автомобилей того времени - его стоимость была невелика. Этот факт стал одной из причин его популярности среди населения.
Во-вторых, ваз-2101 был массовым автомобилем, как и копейка монета. Он был выпущен в большом количестве и стал самым распространенным автомобилем на советских дорогах. Эта параллель с копейкой монетой, которая тоже была в обращении в большом количестве, привела к появлению прозвища «копейка».
Таким образом, происхождение названия «копейка» для автомобиля ваз-2101 связано с его доступностью и массовым производством, сходными чертами с старой русской монетой.
Начиная с 1970-х годов, «копейка» стала основным средством передвижения для большинства семей в СССР. Ее недорогая цена и низкие эксплуатационные расходы делали ее доступной для многих, а простота и надежность конструкции обеспечивали долгий срок службы.
К массовому распространению «копейки» также способствовало ее производство на большом автомобильном заводе АвтоВАЗ в Тольятти, который был крупным предприятием и имел возможность выпускать большое количество автомобилей.
Отсутствие серьезной конкуренции на отечественном автомобильном рынке также способствовало популярности «копейки». Существовали и другие отечественные модели, но они не были настолько доступны и практичны для среднего класса населения. Модель «копейка» часто использовалась как служебное такси, а также в такси семейного типа, что увеличивало ее видимость и распространенность на дорогах.
В целом, модель «копейка» стала настоящим автомобилем народа. Ее популярность продержалась на протяжении десятилетий, и многие владельцы «копеек» до сих пор ощущают ностальгию по этой легендарной модели.
Автомобиль «копейка» имел огромное влияние на развитие автомобильной индустрии в Советском Союзе. Безусловно, первоначальный успех автомобиля был обусловлен его доступной ценой и простотой эксплуатации. Но «копейка» сумела оставить заметный след не только в сердцах множества владельцев, но и в истории автомобильного производства.
Основными достоинствами «копейки» были надежность и высокая проходимость. Модель прошла испытания в самых тяжелых условиях – от суровых зим в Сибири до бездорожья в глубине России. Она подтвердила превосходные качества и устойчивость к эксплуатационным нагрузкам. Благодаря простоте конструкции и недорогому обслуживанию, «копейка» была доступна широким массам населения.
Автомобиль «копейка» также был одним из первых серийных автомобилей на территории СССР, что также оказало значительное влияние на автомобильную индустрию. Впервые большое количество людей имело возможность приобрести собственный автомобиль, что способствовало росту мобильности и улучшению качества жизни. «Копейка» стала символом продвижения обычных советских граждан в мир автомобилей и принесла множество радостных моментов своим владельцам.
Не только в СССР, но и за его пределами автомобиль «копейка» стал знаком тысячам людей. Экспортная версия автомобиля была популярна во многих странах Восточной Европы и даже дальше. Обилие запчастей и простота ремонта делали «копейку» очень привлекательным вариантом для многих автолюбителей по всему миру.
Изначально автомобили ВАЗ называли Жигули. Теперь "LADA" – это основной бренд АВТОВАЗа, который он продвигает, называя свои разработки новыми именами, но всегда оставаясь верным Ладе.
Глава 6. История названия автомобиля «Нива»
В начале семидесятого года перед производителями советской страны поставили задачу создать автомобиль повышенной проходимости и с комфортными условиями. Уже в апреле 1972 года на ВАЗе был создан опытный образец, который назвали «Нива». Такой автомобиль изначально был создан для сельских дорог. Некоторые считают, что так и появилось это название, но это не совсем верно. Над созданием автомобиля трудились конструкторы Соловьев и Прусов. У одного из них было две дочки: Наталья и Ирина, а у второго два сына – Вадим и Андрей. Так что название внедорожника получилось путем сложения начальных букв имен детей конструкторов.
Интересно, что «Нива» за границей стоила недешево и пользовалась большим спросом. К примеру, в Англии машина стоила 8 000 футов стерлингов, а в Германии больше 20 000 марок. Но нужно понимать, что экспортный товар сильно отличался от тех автомобилей, которые продавали в советских странах.
Глава 7. Автомобиль «Ока» - это народное название
Машина Ока, также известная, как ВАЗ-1111, является одним из наиболее узнаваемых российских автомобилей. Название «Ока» вызывает интерес у многих людей, особенно у тех, кто не знает об истории автомобиля. Производство и продажи автомобиля начались в 1988 году. «Ока» - наиболее известная модель автомобилей АвтоВАЗа, широко распространенная по всей России. Название машины является народным псевдонимом, присвоенным автомобилю в связи с его особенностями и особенностями его производства.
Создание автомобиля Ока началось в конце 1980-х годов в СССР, когда появилась необходимость в разработке и производстве недорогого и компактного автомобиля для массового потребителя. Проект был осуществлен АвтоВАЗом (Автомобильный завод имени Ленина), крупнейшим автомобильным предприятием в России. Первый автомобиль серии Ока был выпущен в октябре 1988 года. Этот автомобиль был разработан для более экономичного использования и был предназначен для перемещения внутри города.
Поиск названия для нового автомобиля начался еще в начале 1980-х годов. В то время автомобилестроителям требовалось придумать название, которое бы отражало характер и особенности этого компактного автомобиля.
Название "Ока" происходит от названия реки Ока в России. Река Ока является одной из наиболее известных рек в стране и протекает через несколько областей, в том числе и через Нижегородскую область, где находился завод "АвтоВАЗ" – производитель автомобиля Ока.
Река Ока имеет давнюю историю и является символом России. Это одна из самых известных и красивых рек страны, а ее название ассоциируется со всеми понятиями, связанными с русской природой и культурой.
Выбор названия "Ока" был связан с желанием создателей автомобиля передать несколько важных символических значений. Во-первых, эти значения включали прочность и надежность, а также привязанность к традициям и истории России.
Во-вторых, название "Ока" отражает размеры и характеристики автомобиля. Автомобиль Ока был разработан как компактная модель, и его размеры напоминают размеры небольшой реки. Название было выбрано для подчеркивания уникальности и небольших габаритов автомобиля.
На протяжении истории река Ока играла значительную роль в этом регионе, обеспечивая его жителей водными путями и обеспечивая возможность для развития торговли и промышленности. Также река Ока символизирует связь с богатой культурной и исторической наследием этого региона. Это название стало популярным, потому что оно простое и легко запоминаемое, а также связано с местом производства автомобилей Ока. Оно связано и с особенностями автомобиля. Этот автомобиль имеет небольшие габариты, легко маневрирует в городской среде, что делает его идеальным для использования в условиях ограниченного пространства. Кроме того, Ока имеет хорошую проходимость, позволяя легко передвигаться по дорогам, не зависимо от условий.
Название «Ока» также несет в себе ещё и культурное значение. В русской литературе и искусстве река Ока считается одной из символических русских рек. Она упоминается во многих стихотворениях, песнях и произведениях искусства. Таким образом, выбор названия "Ока" для автомобиля привнес культурные и исторические ассоциации, что усиливало его узнаваемость
Итак, машина Ока получила свое название по причине географической привязки к реке Ока, которая протекает через город Нижний Новгород, где был произведен этот автомобиль. Выбор этого названия также отражает культурное и историческое наследие этого региона.
Заключение
В жизни современного человека автомобиль имеет большое значение. Он служит для преодоления больших расстояний, является средством самовыражения владельца, показывает положение человека, он является важной частью нашей жизни, хобби, «членом семьи». Работа над проектом помогла мне ответить на многие вопросы о марках машин и раскрыть загадки названий известных отечественных автомобилей. В ходе работы я открыл для себя много неожиданных и интересных фактов. Моя гипотеза во многом подтвердилась: названия марок автомобилей помогают заглянуть в историю автомобилестроения, но не всегда связаны с важной характеристикой машины.
Список литературы
Список интернет-ресурсов
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Лиса и волк
Весёлые польки для детей
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Петушок из русских сказок