По мнению ученых, пропорция человеческого тела имеет решающее значение при определении создаваемых вещей. В соответствии с пропорциями человеческого тела зодчие устанавливали соразмерность и пропорцию храмов, сооружений и построек. Однако, соблюдение пропорций и их значение столь велико и значимо, что без них практически невозможно обойтись не только в изобразительном искусстве и архитектуре, но и в науке, технике, медицине и многих других сферах жизнедеятельности человека.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1012.5 КБ |
![]() | 1.06 МБ |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
Индивидуальный итоговый проект
ТЕМА: «Геометрия человеческого тела»
Тип проекта: исследовательский
Срок реализации (август 2021 – декабрь 2021)
Выполнила: Чурилова Анастасия,
ученица 9А класса
Руководитель: Иванова Н.А.,
учитель математики
Минусинск 2021
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………….. стр. 2
Глава 1. Пропорция вокруг нас………………………………….. стр. 3
Глава 2. Родоначальники пропорции …………………………… стр. 5
Глава 3. Мои исследования……………………………………......стр. 6
Заключение…………………………………………………………стр.9
Список использованных источников……………………………. стр. 10
Введение
Тема: Геометрия человеческого тела
Тип проекта: исследовательский проект
Форма предъявления продукта: буклет
Временной промежуток: август-декабрь 2021
План работы над проектом:
№ | Этап | Действия | Сроки |
1 | Подготовительный | Планирование темы и формулировка задач. Создание общей концепции проекта. | Август-сентябрь 2021 |
2 | Сбор информации по теме | Август-сентябрь 2021 | |
3 | Основной | Работа с литературой, относящейся к теме проекта, измерение, работа с таблицей | Сентябрь-декабрь 2021 |
4 | Оформление материалов Анализ и переоформление (Проверка результатов) | Ноябрь-декабрь 2021 | |
5 | Предъявление результатов | Подготовка буклета. | Декабрь 2021 |
По мнению ученых, пропорция человеческого тела имеет решающее значение при определении создаваемых вещей. В соответствии с пропорциями человеческого тела зодчие устанавливали соразмерность и пропорцию храмов, сооружений и построек. Однако, соблюдение пропорций и их значение столь велико и значимо, что без них практически невозможно обойтись не только в изобразительном искусстве и архитектуре, но и в науке, технике, медицине и многих других сферах жизнедеятельности человека.
Средневековый философ Марсилио Сичино сказал: «Измерь самого себя – и ты станешь настоящим геометром!»
Поэтому, именно определение пропорций собственного тела и сопоставление их с идеальными, по представлению ученых, пропорциями, является целью моего исследования.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературы определить идеальные пропорции человеческого тела;
2. Провести измерения собственного тела и сопоставить полученные результаты.
Объект исследования: тело человека.
Предмет исследования: особенности пропорциональной зависимости частей тела.
Глава 1. Пропорция вокруг нас
Все мы знаем, что геометрия – это наука, изучающая формы, размеры и взаимное расположение геометрических фигур.
С раннего детства нас учат различать разнообразные формы окружающих предметов. У всех детей были такие игрушки, как кубики, пирамидки, конструкторы, с помощью которых мы узнавали, насколько важна форма предмета, приобретали первый опыт правильного ее применения.
Став старше, мы можем замечать, как много в окружающем нас мире геометрических форм. Необыкновенно красивы и разнообразны многогранники, созданные самой природой. Например, причудливые формы растений или природных ландшафтов, космических тел, кристаллов, животных и многое, многое другое (рис.1).
Рис.1
Наблюдая гармонию и рациональность окружающей нас природы, человек также научился создавать предметы различной формы и применять их в своей жизни.
Геометрия – одна из древнейших наук, которая возникла и развивалась в связи с потребностями практической деятельности человека. Первоначально этот термин трактовался как землемерие. С древних времён люди сталкивались с необходимостью находить расстояния между предметами, определять размеры участков земли, ориентироваться по расположению звёзд на небе и т. п. В то же время, под влиянием гармонии и красоты живой природы, формировались и человеческие представления о красивом, появлялось стремление воспроизвести эту красоту в произведениях искусства и архитектуры.
Люди заметили, что красота и гармония окружающего мира во многом определяется геометрическими пропорциями. Именно поэтому ученые разных эпох стремились познать закономерности пропорций объектов окружающего мира, и в особенности пропорции человеческого тела. Одним из основных тезисов античной философии является: «Человек – мера вещей».
Наши предки располагали только собственным ростом, длиной рук и ног. Если при счете человек пользовался пальцами рук и ног, то при измерении расстояний использовались руки и ноги. Не было народа, который не избрал бы свои единицы измерения.
Глава 2. Родоначальники пропорции
Одни из первых, известных нам, сведений о пропорциях человеческого тела, принадлежат римскому зодчему и инженеру Марку Витрувию Поллиону, жившему во второй половине 1 века до н.э. (рис.2).
Рис.2
В заслугу Витрувию поставлено заключение о пропорциональности отношений в строении Вселенной и человека, следовательно, в соразмерности здания и человека, чем надлежит руководствоваться и при сооружении зданий, и при построении машин. Он первым задумался над истоками возникновения архитектуры, первым исследовал вопрос музыкальной акустики помещений.
Перу Витрувия принадлежит формула «Прочность-Польза-Красота». Это золотое правило архитектуры гласит, что только сочетание указанных свойств позволит зданиям выглядеть гармоничными и завершенными. И никакое свойство нельзя компенсировать другим.
Позднее, наибольший вклад в изучение данного вопроса внесли величайший ученый-итальянец Леонардо да Винчи (1452-1519), немецкий художник Альбрехт Дюрер (1471-1528) и другие ученые.
Примерно в 1490 году Леонардо да Винчи нарисовал свой знаменитый рисунок Витрувианский человек. На нем изображена фигура обнаженного мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведёнными в стороны руками и ногами, вписанная в окружность; с разведёнными руками и сведенными вместе ногами, вписанная в квадрат. Значение рисунка состоит в том, что он является символом не только внутренней симметрии человеческого тела, но и всей Вселенной в целом. Со времен золотого века в древней Греции художники также уделяли много внимания пропорциям фигуры.
Глава 3. Мои исследования
Основной мерой пропорциональных соотношений фигуры человека является голова. Именно с размером головы соизмеряют другие части тела человека: рост, длину руки, стопы, локтя, кисти руки и т.д.
Например, согласно теории Витрувия, расстояние от линии волос до подбородка равняется 1/10 роста человека, расстояние от макушки до подбородка равняется 1/8 его роста.
Мой рост составляет 153 см, а расстояние от линии волос до подбородка – 18 см. Это составляет 1/9 часть. Расстояние от макушки до подбородка – 22 см., следовательно, это составляет 1/7 часть.
Следует отметить, что сведения о пропорции человеческого тела имеют средние величины, за основу измерения и изучения взят пропорционально сложенный человек лет 30, с ростом 172-175 см.
Позднее исследователи изучили особенности детских пропорций и установили, что у подростка 15-ти лет соотношение размеров головы и роста составляет 1/7. Поэтому, можно сказать, что мои размеры соответствуют идеальным пропорциям.
Кроме того, в исследованиях Витрувия приводятся и другие соотношения частей тела человека и его роста. Данные Витрувия и наши измерения представлены в таблице 1.
Таблица 1
Части тела | Соотношение длины частей тела и роста по Витрувию | Результаты моих измерений (см) | Пропорции моего тела |
Длина ладони (от запястья до кончика среднего пальца) | 1/10 | 15.5 | 1/10 |
От верхней части груди до корней волос | 1/6 | 24 | 1/6.6 |
От середины груди до макушки | 1/4 | 37 | 1/4.2 |
От локтя до кончика руки | 1/4 | 41 | 1/3.8 |
Длина руки | 2/5 | 69 | 2.2/5 |
Длина от локтя до подмышки | 1/8 | 22 | 1/7 |
Ширина плеч | 1/4 | 38 | 1/4.1 |
Длина стопы | 1/6 | 24.5 | 1/6.4 |
Анализируя полученные результаты можно отметить, что они не имеют абсолютного совпадения с идеальными, однако очень близки по значению. Возможно, это связано с индивидуальными особенностями моего организма или некоторой неточностью измерений.
Проведя необходимые измерения, я установила, что расстояние между разведенными в стороны руками у меня равно росту (153 см). Следовательно, мое тело также можно вписать в квадрат.
Расстояние от центра окружности, которым является пуп, до кончика среднего пальца руки равно 85 см и несколько отличается от расстояния отрезка, соединяющего центр окружности и пятку ноги (90 см). Поэтому вписать мое тело в окружность нельзя. В то же время данные отклонения являются незначительными и не противоречат общей закономерности.
Также существуют пропорции частей лица человека по отношению к длине лица. Полученные нами данные представлены в таблице 2.
Таблица 2
Части лица | Идеальные пропорции | Мои результаты (см) | Мои пропорции |
От подбородка до носа | 1/3 | 6 | 1/3 |
От носа до бровей | 1/3 | 6 | 1/3 |
От бровей до корней волос | 1/3 | 6 | 1/3 |
Длина ушей | 1/3 | 6 | 1/3 |
Анализируя полученные данные можно отметить соответствие моих пропорций лица идеальным пропорциям человека.
Заключение
Таким образом, в результате моего исследования было выявлено, что:
-пропорции моего тела не в полной мере соответствуют пропорциям тела Витрувианского человека, однако, по ряду показателей совпадают с идеальными пропорциями. Различия могут быть связаны с индивидуальными и возрастными особенностями моего организма, что подтверждается исследованиями других авторов.
-пропорциональные каноны античности не являются абсолютной пропорцией для каждого человека, но отмеченная ими закономерность соотношения частей человеческого тела верна для всех.
Кроме того, значимость данного исследования состоит в том, что я познакомилась со способами измерения человеческого тела, узнала о связи геометрии с представлениями человечества о гармонии и пропорциональности не только человеческого тела, но и всего окружающего мира. В процессе исследования я больше узнала об архитектуре, искусстве и, особенно, о геометрии как науке.
Список использованных источников
Акварель + трафарет = ?
Знакомимся с плотностью жидкостей
Лист Мёбиуса
Рождественский венок
Горка