В настоящее время только незначительная часть выпускников СПО на высоком уровне владеет коммуникативной культурой речи. Профессия повара-кондитера относится к сфере сервиса, которая включает в себя многообразие норм коммуникаций, это и этикет деловой беседы, и этикетные требования к проведению переговоров, презентаций, и этикет телефонного разговора. Поэтому основная цель данной исследовательской работы обратить внимание на важность развития культуры речи будущих выпускников.
Полученные результаты можно использовать на внеклассных мероприятиях, имеющих своей целью пропаганду нормированной речи, привитие уважительного отношения к языку; создание творческого продукта: 1. Памятки «Речевой этикет», 2. Деловая игра «Деловое общение», 3. Презентация «История этикета».
Вложение | Размер |
---|---|
Речевой этикет в профессиональной деятельности | 313.18 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РАКИТЯНСКИЙ АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Секция 1: Социально-гуманитарная. Бережливое управление.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ТЕМА: РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Выполнила
Гайворонцева Снежана Ивановна,
студентка группы № 28.4ПК
ОГАПОУ «РАТТ»
Научный руководитель
Люст Ирина Анатольевна,
преподаватель русского языка
ОГАПОУ «РАТТ»
п. Ракитное
2024 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Введение | 3 |
1.1 | Цели и задачи | 3 |
1.2 | Актуальность темы, ее практическое применение | 3 |
2. | Основная часть | 4 |
2.1 | Культура поведения и общения | 4 |
2.2 | Исследования | 4 |
3. | Заключение | 7 |
3.1 | Выводы | 7 |
3.2 | Собственная точка зрения | 7 |
4. | Литература | 8 |
5. | Приложения | 9 |
1.Введение
Само слово этикет возникло во Франции и употребляется со времен Людовика XIV. В русский язык «этикет» стало входить в начале 18 века. В 1717 по распоряжению Петра 1 была издана книга «Юности честное зерцало», в которой содержался свод правил, регулирующих поведение молодого человека той эпохи: «Никто не имеет права, повеся голову и потупя глаза вниз, по улице ходить или на людей косо взглядывать, но прямо и не согнувшись ступать. Над едою не чавкай, как свинья, не проглотя куска, не говори, ибо так делают невежи».
Воспитанному дворянину полагалось, например, быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим. Разумеется, этикет сегодняшнего дня далек от этикета времен Петра 1.
Речевой этикет – это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение.
Чтобы быть востребованными на рынке труда, мы, как будущие выпускники техникума, должны обладать множеством качеств: высоким уровнем общего образования; умением работать с другими людьми; умением быстро адаптироваться в новых условиях; высоким уровнем общей и профессиональной культуры.
Профессиональный имидж молодого специалиста – это образ, который создаётся с помощью одежды, причёски, а также навыков общей и профессиональной культуры. В том числе – речевого этикета.
1.1 Цели и задачи
Цель моей работы состоит в том, чтобы привлечь внимание студентов к теме использования речевого этикета в профессиональной деятельности повара, кондитера.
Для этого поставила следующие задачи:
- изучить литературу по данной теме; проанализировать собранную информацию, выбрать из нее самое полезное и ценное;
- познакомиться с основными правилами общения;
- исследовать уровень речевого поведения у студентов поваров;
- разработать памятку «Речевой этикет»;
- провести деловую игру «Деловое общение».
1.2. Актуальность темы, ее практическое применение
Люди профессии «повар-кондитер» не настолько много общаются с потребителем как, например, официанты. Но, тем не менее, в общении с потребителями повар также должен владеть своим поведением и речью.
Профессия повара-кондитера относится к сфере сервиса, которая включает в себя многообразие норм коммуникаций, это и этикет деловой беседы, и этикетные требования к проведению переговоров, презентаций, и этикет телефонного разговора. Тем более что большинство людей, приходящих в эту профессию повара, стремятся к карьерному росту: стать шеф-поварами, открыть собственное кафе или ресторан. Владение речевым этикетом поможет в выгодном свете презентовать свою деятельность, успешно провести деловую беседу, переговоры, пообщаться с клиентами по телефону. Поэтому данная тема актуальна и важна для нашей профессии.
2. Основная часть
2.1 Культура поведения и общения в деловых отношениях сферы сервиса во многом определяется правилами речевого этикета. Громкость голоса, тональность, владение паузами, подбор лексики, грамматически правильное построение речи ярко демонстрируют уровень культуры общения.
При этом в нашей профессии нужно руководствоваться не только общими нормами поведения, но и профессиональными требованиями, такими как: постоянная приветливость, вежливость, тактичность. В деловом разговоре надо уметь дать ответ на любой вопрос и самому уметь задавать вопросы, оставаясь при этом вежливым и ненавязчивым.
Общаясь с людьми в деловой обстановке, всегда необходимо помнить о чувстве меры. Если Вы мало того, что не слушаете своего собеседника, да ещё и постоянно перебиваете его, не позволяя договорить, знайте, Вы не просто демонстрируете отсутствие у себя культуры речи, но и проявляете неуважение к личности собеседника, что характеризует Вас отнюдь не с положительной стороны.
По мнению большинства людей, речь – это всего лишь механизм оформления своих мыслей в слова. Но это ошибочное суждение. Речь и речевой этикет – это важные инструменты в налаживании общения с людьми, в установлении контактов, в повышении продуктивности общения.
2.2 Исследование
Чтобы увидеть, какие нормы речевого этикета знакомы студентам моей группы, как они соблюдаются, и чтобы выявить уровень владения речевым этикетом я провела ряд исследований:
- анкетирование
- наблюдение за студентами во время перемен, в столовой
- проанализировала, как общаются студенты в сети Интернет
- Также на классном часе мы проиграли различные ситуации, где училась общаться.
2.2.1 Результаты наблюдений
Я провела наблюдение за студентами во время перемен, в столовой, проанализировала общение в Интернете. По результатам наблюдений за своими одногруппниками, я также пришла к выводу, что студенты, обучающиеся по профессии Повар, кондитер овладели правилами речевого этикета не в полной мере. В устном и письменном общении студенты используют слова-паразиты, не могут до конца сформулировать свою мысль. Не следят за своей речью, манерой разговаривать, используют нецензурные слова.
2.2.2 Результаты анкетирования
В анкетировании приняли участие 34 человека – обучающихся 1,2,3 курсов по профессии «Повар, кондитер».
1. По результатам анкетирования большинство студентов знают, что такое речевой этикет.
2. Только 3 человека из опрошенных считают, что навыки речевого этикета для нашей профессии не нужны.
3. 25 человек считают, что они следуете речевому этикету в повседневной речи, общаясь по телефону, в сети Интернет.
Здесь выяснилось, что они имели в виду взрослых и чужих людей. Потому что проанализировав общение между собой в сети Интернет, можно сделать вывод, что ни о какой вежливости говорить не стоит. Посмотрев сообщения, можно в этом убедиться.
Поэтому вопрос анкеты пришлось уточнить:
4. Задан был самый простой вопрос «Здороваешься ли ты с учителями, знакомыми, техническими работниками в техникуме?» (всегда, иногда, никогда) 8% опрошенных никогда не здороваются. Большинство здороваются.
5. На вопрос «Владеете ли вы в полной мере навыками профессионального речевого этикета?» 22 человека ответили, что владеют. 12 человек считают, что нет.
2.2.3 Результаты деловой игры
Проведенные деловой игры позволило увидеть, умеют ли ребята договариваться, разрешать конфликты. Слайд17 Выяснилось, что больше половины студентов нашей группы не владеют техникой профессионального этикета или владеют очень слабо. Также ходе игры возникли следующие трудности:
- многие студенты испытывают большие трудности, при презентации своей работы, не могут рассказать о себе;
-мы не умеем договариваться;
- не умеем разрешать конфликты или уходить от них,
3. Заключение. Выводы
Обобщая проделанную работу, я пришла к таким результатам наблюдения:
1. Одногруппники овладели правилами речевого этикета не в полной мере.
2. Многие ребята не следуют правилам речевого этикета в повседневной жизни. Например, тратят время на разговоры и бессмысленные смс- сообщения, чаще безграмотные.
3. Многие знают этикетные слова, но их не употребляют.
4. Некоторые совсем игнорируют употребление правил речевого этикета.
5. На занятиях (во время перемен) частотность употребления грубых слов выше, чем этикетных.
6. Обеспечение речевого этикета осуществляется чаще в кругу незнакомых взрослых и отсутствует в кругу друзей.
7. Больше половины студентов нашей группы не владеют техникой профессионального этикета или владеют очень слабо (не умеют договариваться, слышать собеседника, разрешать конфликты или уходить от них, презентовать свою работу).
Из выше сказанного можно сделать вывод: знать правил речевого этикета не достаточно, необходимо их выполнять.
Собственная точка зрения
Мне бы хотелось научиться культуре общения, так как мне это пригодится моей профессии. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение
Продукты данного исследования: - памятка «Речевой этикет» и разработка деловой игры «Деловое общение», которые можно использовать на внеклассных мероприятиях.
4. Литература
5. Приложения
Приложение 1
Анкета.
1.Знаешь ли ты, что такое речевой этикет?
2. Необходимо ли овладевать навыками речевого этикета для нашей профессии?
3. Следуете ли вы речевому этикету в повседневной речи, общаясь по телефону, в сети Интернет?
4. Задан был самый простой вопрос «Здороваешься ли ты с учителями, знакомыми, техническими работниками в техникуме?» (всегда, иногда, никогда)
5. Владеете ли вы в полной мере навыками профессионального речевого этикета?
Вопрос | Ответ |
1.Знаешь ли ты, что такое речевой этикет? (Да, нет) | |
2.Необходимо ли овладевать навыками речевого этикета для нашей профессии? (Да, нет) | |
3. Следуете ли вы речевому этикету в повседневной речи, общаясь по телефону, в сети Интернет? (Да, нет) | |
4. Здороваешься ли ты с учителями, знакомыми, техническими работниками в техникуме? (всегда, иногда, никогда) | |
5. Владеете ли вы в полной мере навыками профессионального речевого этикета? (Да, нет) |
Приложение 2
ПАМЯТКА ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ
Ёлочная игрушка "Новогодняя калитка"
Рисуем акварельное мороженое
Новогодние гирлянды
Весенние чудеса
"Не жалею, не зову, не плачу…"