Подводные лодки широко используются в научно-исследовательских целях России, составляют основу военно-морского флота, а исторические суда позволяют лучше познать конструкторские и инженерные способности, развить техническое мышление.
Область исследования: география, физика, механика, инженерия.
Цель: изучение и изготовление макета подводной лодки К-19.
Методы работы: анализ, моделирование
Вывод: в настоящее время подводные лодки составляют основу военно-морского флота вооружённых сил многих государств мира. В истории отечественного подплава подводная лодка К-19 занимает особое место. Прежде всего это первый в нашей истории атомный подводный ракетоносец. Субмарина прошла 332 396 миль за 20 223 ходовых часа. Выполнила 6 боевых служб, осуществила пуск 22 баллистических ракет, провела 60 торпедных стрельб. Это значит, что несмотря на множество аварий и смертей, К-19 сыграла значимую роль в развитии военного флота. Лодка с драматичной судьбой открыла новый этап в развитии советских стратегических сил, положила начало строительству атомных подводных ракетоносцев.
В ходе работы были решены следующие задачи:
- изучена история создания подлодки «К-19»;
- проанализированы технические характеристики подлодки «К-19»;
- сопоставлены сильные и слабые стороны легендарной подлодки;
- создан макет подводной лодки К-19 для кабинета истории;
Я уверен, что модель подлодки и вообще судомоделирование увлечет и многих моих друзей, и одноклассников, которые с удовольствием будут заниматься этим увлекательным делом.
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_statya_k-19.docx | 866.68 КБ |
Научная статья
на тему: «К-19 самая аварийная подлодка:
символ мужества и стойкости»
Автор: Богомолов Георгий Русланович
Российская Федерация
Печенгский муниципальный округ
Мурманской области
н.п. Лиинахамари
МБОУ СОШ №23
Класс: 11
Научный руководитель: Желтырёв Виталий Владиславович,
учитель географии
Введение……………………………………..…………………………………...……..…...3
Основная часть………………………………………………………..…………………4-15
Заключение……………………………………………………………...............................10
Интернет-ресурсы.……………………………………………………..……………….....11
Приложение…………………………………………………………..……………………12
Проблема: в конце 1950-х подводную лодку запустили в производство и в спешном порядке провели испытания. К-19 имела плохое качество изготовления и с самого начала была подвержена авариям. Какова роль существования этого судна для развития судостроения и выполнения стратегических задач Военно-морского флота?
Актуальность: подводные лодки широко используются в научно-исследовательских целях, составляют основу военно-морского флота, а исторические суда позволяют лучше познать конструкторские и инженерные способности, развить техническое мышление.
Область исследования: география, физика, механика, инженерия.
Цель: изучение и изготовление макета подводной лодки К-19.
Гипотеза: советское время отмечено созданием ряда лодок мировых рекордсменов, которые вынуждены были действовать в чрезвычайно опасных оперативно-тактических условиях.
Задачи: создание сборной модели подводной лодки К-19, которая позволит воссоздать знаменитый первый советский атомный ракетоносец. Формирование понятия о конструкции, авариях и истории службы АПЛ, развития флота в стране.
Ожидаемый результат: подводные лодки стали основой ядерных сил СССР. Они совершили более 600 боевых походов, проведя под водой в общей сложности свыше 125 лет. В настоящее время на вооружении ВМФ России состоят подводные лодки 13 проектов. Все это позволяет решать широкий круг экономических, научных, военных и иных задач, однако их строительство и развитие является достаточно сложным делом.
Методы работы: моделирование.
К-19 (Проект-901) — Первый советский атомный ракетоносец. Подводная лодка проекта 658 (658М) с баллистическими ядерными ракетами. Общие требования к АПЛ: прочность и водонепроницаемость корпуса, управляемые погружение и всплытие, оптимальное обтекание и боеспособность. В отличие от лодок предыдущих проектов, которые имели скруглённую форму носовой оконечности, проект 658 имел заострённую носовую оконечность. Такое решение было принято для улучшения ходовых качеств АПЛ в надводном положении, так как старт баллистических ракет будет производиться только в таком положении. Набор наружного корпуса выполнялся по продольной системе для обеспечения экономии металла. Корпус на большей части длины лодки имел цилиндрическую форму, переходящую к конусовидной в оконечностях. Только 4-ый отсек был выполнен в форме «8-ки» с распорной горизонтальной платформой, разделявшей отсек на верхнюю и нижнюю половины. АПЛ проекта 658 делилась поперечными переборками на десять отсеков (Приложение 1): носовой торпедный, кормовой торпедный, жилой и аккумуляторный, ракетный, дизель-генераторный, реакторный, турбинный, электромоторный отсеки, центральный пост и отсек вспомогательных механизмов. Основная энергетическая система - это два водо-водяных атомных реактора ВМ-А с парогенераторами и два турбозубчатых агрегата 60-Д, два электродвигателя «подкрадывания» ПГ-116 по 450 л.с. каждый и два дизель-генератора ДГ-400 с дизелями М-820. На АПЛ К-19 проекта 658 использовали баллистические ракеты типа Р-13 и Р-21. Длина - 114 м, ширина - 9,2 м, осадка – 7,5 м, водоизмещение подводное - 5375 тонн, надводное – 4030 тонн, судовая силовая установка - два ядерных реактора, скорость хода подводная – 18 узлов, скорость хода надводная - 26 узлов, глубина погружения предельная - 330 м, рабочая – 240 м, экипаж - 104 человека, автономность - 50 суток.
В конце 50-х — начале 60-х годов во всем мире происходила настоящая революция в строительстве подводных кораблей. И компактный атомный реактор был прорывной технологией в те годы. В то время Холодная война между СССР и США была в самом разгаре. И весомым аргументом в этом противостоянии с обеих сторон стали подводные лодки. Это была настоящая гонка вооружений. Американцы первыми построили лодку на ядерной энергетической установке, СССР отставал и создал свою К-3 «Ленинский Комсомол» лишь четыре года спустя. 9 июня 1959 года США спускают на воду подлодку «Джордж Вашингтон» — первый атомный ракетоносец, способный нести ядерные ракеты на борту. После этого советский «ответ империалистам» пришлось достраивать в авральном режиме. Спешка при строительстве К-19 была чрезмерной. Конструкторы, инженеры и простые рабочие трудились в три смены. И хотя К-19 была спущена на воду на четыре месяца позже «Джорджа Вашингтона» — построили ее быстрее, за 359 дней против 586 у США. Киль субмарины был заложен 17 октября 1958 года на военно-морской верфи в Северодвинске. При строительстве подводной лодки погибло несколько рабочих: двое рабочих погибли при пожаре, а позже шесть женщин, приклеивавших резиновую прокладку к цистерне для воды, погибли от паров. Во время погрузки ракет электрик был насмерть раздавлен крышкой ракетной шахты, а инженер упал между двумя отсеками и погиб. Многие советские морские офицеры считали, что корабли непригодны для боя. Еще в ходе испытаний подлодки были опасения, что крайне сжатые сроки ее создания могут в будущем привести к большим проблемам. Впрочем, в состав советского военно-морского флота К-19 была принята с максимальной торжественностью. Экипажи атомных подводных лодок советского флота были обеспечены продуктами питания очень высокого качества, включая копченую рыбу, колбасы, изысканные сорта шоколада и сыры, в отличие от стандартного питания, предоставляемого экипажам других военно-морских судов. Лодка была спущена на воду и названа 8 апреля 1959 года. Нарушая традицию, мужчина вместо женщины был выбран для того, чтобы разбить церемониальную бутылку шампанского о корму корабля. Бутылка не разбилась, что было отмечено как дурной знак суеверными моряками. Капитан 1 ранга Николай Владимирович Затеев был первым командиром подводной лодки.
Флаг подводной лодки был впервые поднят 12 июля 1960 года. С 13 по 17 июля 1960 года судно проходило ходовые испытания, в ходе которых чуть не врезалось в грунт на скорости 20 узлов из-за неверной установки рулей глубины. Вовремя давший задний ход матрос спас АПЛ от столкновения. С 12 августа по 8 ноября 1960 года проводились вторые ходовые испытания, К-19 прошла 17 347 километров (10 779 миль). В процессе испытаний впервые опробовали 5-ти суточный режим полного подводного хода на предельной мощности, испытания завершились успешно. Во время проверки критической глубины в 300 метров поступило сообщение о затоплении реакторного отделения, и капитан Затеев приказал подводной лодке немедленно всплыть, после чего лодка накренилась из-за набранной воды. АПЛ завалилась с опасным креном примерно в 45° на правый борт, а потом на левый.
Корабль считался достроенным 12 ноября 1960 года. После запуска на полную мощность и всплытия экипаж обнаружил, что большая часть резинового покрытия корпуса отсоединилась, и пришлось заново покрывать всю поверхность лодки. Позже было установлено, что во время строительства рабочие не смогли заменить прокладку.
В октябре 1960 года экипаж камбуза утилизировал древесину из ящиков с оборудованием через систему сбора отходов камбуза, засорив ее. Это привело к затоплению девятого отсека, который на треть наполнился водой.
В декабре 1960 года потеря охлаждающей жидкости была вызвана отказом насоса главного контура. Специалистам, вызванным из Северодвинска, удалось завершить ремонт в море в течение недели. Лодка была введена в эксплуатацию 30 апреля 1961 года. На борту подводной лодки находилось в общей сложности 139 человек, включая ракетчиков, офицеров реакторной службы, торпедистов, врачей, поваров, стюардов и нескольких офицеров-наблюдателей, которые не входили в стандартный экипаж.
Летом 1961 года было принято решение правительства о стрельбе ракетами с последующими ядерными взрывами. 20 октября 1961 года, в ходе проведения учений «Радуга», ракетоносцем «К-102» по полигону на Новой Земле был произведён пуск ракет Р-13. Стрельбы были произведены двумя пусками: первый - ракетой с боеголовкой в контрольной комплектации, второй — в штатной. Головная часть первой ракеты в инертном оснащении пришла на боевое поле с существенным отклонением по дальности и направлению от точки прицеливания. Это произошло потому, что пуск был осуществлён в условиях штормовой погоды, и лодка не смогла уточнить свои координаты. Пуск ракеты с боевым зарядом был произведён в тех же сложных погодных условиях. Аппаратура боевого поля на Новой Земле зафиксировала воздушный ядерный взрыв в точке с координатами, незначительно отличающимися от места падения первой ракеты. Это подтвердило стабильность траектории ракеты.
4 июля 1961 года К-19 под командованием капитана первого ранга Николая Владимировича Затеева проводила учения в Северной Атлантике у юго-восточного побережья Гренландии. В 04:15 по местному времени давление в системе охлаждения ядерного реактора правого борта упало до нуля. Команда реакторного отделения обнаружила серьезную утечку в системе охлаждения реактора, в результате чего вышли из строя насосы охлаждающей жидкости. Лодка не смогла связаться с Москвой и запросить помощь, потому что в результате отдельной аварии была повреждена система большой дальности. Стержни управления были автоматически введены аварийной системой SCRAM, но температура реактора бесконтрольно повышалась. Тепло распада от продуктов деления, образующееся при нормальной работе, в конечном итоге разогрело реактор до 800 ° C. Приняв радикальное решение, Затеев приказал инженерному отделу изготовить новую систему охлаждения, отрезав клапан выпуска воздуха и приварив к нему трубу подачи воды. Это требовало от мужчин длительной работы в условиях высокой радиации. Разработанная присяжными система охлаждения воды успешно снизила температуру в реакторе. В результате аварии произошел выброс радиоактивного пара, содержащего продукты деления, которые попали в систему вентиляции корабля и распространились по другим отсекам корабля. Весь экипаж подвергся облучению, как и большая часть корабля и некоторые из баллистических ракет на борту. Все семь членов инженерной команды и их дивизионный офицер умерли в течение следующего месяца от радиационного облучения (лучевой болезни, при которой многие испытывали боли в груди, онемение, развивались рак и почечная недостаточность). В течение следующих двух лет погибло еще пятнадцать моряков. Вместо того чтобы продолжить выполнение запланированного маршрута миссии, капитан решил направиться на юг, чтобы встретиться с дизельными подводными лодками, которые, как ожидалось, будут там. Опасения по поводу возможного мятежа экипажа побудили Затеева выбросить за борт все стрелковое оружие, за исключением пяти пистолетов, розданных его самым доверенным офицерам. Дизельная подводная лодка S-270 приняла маломощные сигналы бедствия К-19 и присоединилась к ней. Американские военные корабли поблизости также услышали передачу и предложили помощь, но Затеев, боясь выдать Западу советские военные секреты, отказался и поплыл навстречу S-270. Он эвакуировал экипаж и приказал отбуксировать лодку на ее место базирования. В течение следующих двух лет ремонтные бригады демонтировали и заменили поврежденные реакторы и сменили комплекс ракет подводного старта. В процессе ремонта была загрязнена окружающая среда поблизости в зоне в пределах 700 м (2300 футов), и ремонтная бригада. Согласно официальному правительственному объяснению катастрофы, ремонтные бригады обнаружили, что катастрофа была вызвана неправильной сваркой во время первоначального строительства. Они обнаружили, что во время монтажа трубопроводов первичной системы охлаждения сварщик не смог прикрыть открытые поверхности труб асбестовыми салфетками (требуется для защиты систем трубопроводов от случайного попадания сварочных искр) из-за ограниченного рабочего пространства. Капля с сварочного электрода упала на незащищенную поверхность, образовав невидимую трещину. Эта трещина подвергалась длительному и интенсивному давлению, что поставило под угрозу целостность трубы и, в конечном итоге, привело к ее разрушению.
Советский военно-морской флот сбросил первоначальный радиоактивный отсек в Карское море. К -19 вернулась на флот с прозвищем "Хиросима" 15 октября 1963 года спущена на воду после ремонта и модернизации, 14 декабря вышла на государственные испытания и осуществила подводный пуск ракеты Р-21. В последующие годы совершила ряд боевых дежурств с выполнением ракетных и торпедных стрельб, неоднократно с оценкой «отлично».
15 ноября 1969 года К-19 столкнулась с ударной подводной лодкой USS Gato в Баренцевом море в результате манёвра К-19, которая увеличивала глубину с 60 до 90 метров. Она смогла всплыть, воспользовавшись аварийным продувом главной балластной цистерны. Удар полностью разрушил носовые гидроакустические системы и повредил крышки носовых торпедных аппаратов. К-19 смогла самостоятельно вернуться в порт в надводном положении, где была отремонтирована и возвращена флоту. Пострадавших на борту не было. Американская лодка Gato была относительно неповрежденной и продолжала патрулирование. Немного позже стало известно, что командир торпедного отсека американской лодки, приняв столкновение за намеренный таран, пытался торпедировать К-19, но американский капитан вовремя отменил его приказ.
24 февраля 1972 года, когда подводная лодка находилась на глубине 120 м (390 футов), примерно в 1300 км от Ньюфаундленда (Канада), вспыхнул пожар. Когда пламя вырвалось в верхнюю, основную часть отсека, ликвидировать пожар своими силами матросы уже не могли. Прозвучал сигнал тревоги, по которому межотсечные двери тут же были задраены. Каждый отсек должен был бороться с огнем самостоятельно. Обитателям последнего, 10-го отсека, где буквально лежа на торпедах спали 12 человек, это спасло жизнь. Тем, кто находился в 9-м, это подписало смертный приговор. Лишь нескольким матросам из него, когда по приказу командира корабля капитана второго ранга Виктора Кулибабы ненадолго отдраили переборку, чтобы восьмой отсек принял живых из девятого, удалось выйти из объятого огнем помещения. Остальных отрезала стена огня. Лодка всплыла, и экипаж был эвакуирован на надводные военные корабли, за исключением 12 человек, запертых в кормовом торпедном отделении. Буксировка была отложена из-за шторма, и спасатели не смогли добраться до кормового торпедного отделения из-за условий в машинном отделении. В результате пожара погибли 28 моряков на борту К-19 и еще двое погибли после того, как их перевели на спасательные суда. Следователи установили, что причиной пожара стала утечка гидравлической жидкости в горячий фильтр. Спасательная операция длилась более 40 дней, и в ней участвовало более 30 судов. С 15 июня по 5 ноября 1972 года К-19 была отремонтирована и снова введена в строй. 15 ноября 1972 года в 6-м отсеке вспыхнул еще один пожар, но он был потушен с помощью химического огнетушителя, и жертв не было.
В 1979 году К-19 была признана утратившей значение как крейсер-ракетоносец, переоборудована в лодку связи по проекту 658С и переименована в КС-19. 19 апреля 1990 года лодка была выведена из боевого состава ВМФ СССР в резерв, уже после этого переименована в БС-19 (1992). Несмотря на все старания ветеранов-подводников, пытавшихся сохранить первый атомный подводный ракетный крейсер, в 2003 лодка была отправлена на утилизацию на завод «Нерпа». Рубка была отремонтирована и после этого вместе с ограждением осталась стоять возле автостоянки, напротив проходной завода. Всего с момента постройки К-19 прошла 332 396 миль за 20 223 ходовых часа, выполнила 6 боевых служб общей длительностью 310 суток, осуществила пуск 22 баллистических ракет, провела 60 торпедных стрельб.
На Кузьминском кладбище в Москве на могилах пятерых подводников, погибших в результате аварии 1961 года, был открыт мемориал. Из предварительных эскизов памятника был выбран следующий: силуэт подводной лодки, объединяющий шесть каменных надгробий. Центральную часть лодки представляет высокая рубка с двумя барельефами моряков, один из которых приваривает трубки к крышке реактора, а другой держит атомное ядро с электронами. По замыслу скульптора, черты лица второго моряка-подводника напоминают командира подводной лодки — капитана 1-го ранга Николая Затеева, который неоднократно консультировал рабочую группу во время строительства монумента, но умер в 1998 году после долгой болезни и был похоронен тут же, рядом со своими моряками. Поверх силуэта лодки была выгравирована надпись: «Героям-подводникам первой ракетной атомной лодки К-19, первопроходцам подводного ядерного флота России». 4 июля 1998 года на Кузьминском кладбище состоялось торжественное открытие памятника морякам-подводникам. С года открытия памятника на Кузьминском кладбище 4 июля проходит ежегодный траурный митинг. В нём принимают участие ветераны энергетической отрасли, моряки-подводники и их родственники и кадеты морского класса ярославской школы № 50, которая носит имя её выпускника Валерия Харитонова, одного из членов экипажа К-19. Со временем к могилам некоторых подводников добавились могилы их вдов.
В 2003 году на экраны вышел голливудский блокбастер «К-19: оставляющая вдов». Режиссер Кэтрин Бигелоу в свободной форме рассказала историю аварии реактора на советской подлодке, а роль капитана Николая Затеева исполнил знаменитый актер Харрисон Форд.
Вновь о К-19 заговорили в 2006 году, тогда бывший президент СССР Михаил Горбачев обратился в Нобелевский комитет с предложением номинировать экипаж советской атомной подводной лодки на премию мира. По мнению Горбачева, экипаж подлодки предотвратил крупнейшую экологическую катастрофу и международный кризис.
Литовский бизнесмен Владимир Романов, в свое время служивший на К-19, узнал, что после утилизации от «Хиросимы» осталась рубка, которая долгое время просто лежала у проходной судоремонтного завода «Нерпа» в городе Снежногорске (Мурманская область). В 2018 году он выкупил рубку с намерением "превратить ее в московское место встреч для налаживания связей между ветеранами-подводниками из России и других стран". Романов установил рубку на берегу Пяловского водохранилища в Московской области близ деревни Никульское и обустроил мемориал, который служит памятником погибшим и местом встречи выживших бывших подводников К-19.
В настоящее время подводные лодки составляют основу военно-морского флота вооружённых сил многих государств мира. В истории отечественного подплава подводная лодка К-19 занимает особое место. Прежде всего это первый в нашей истории атомный подводный ракетоносец. Субмарина прошла 332 396 миль за 20 223 ходовых часа. Выполнила 6 боевых служб, осуществила пуск 22 баллистических ракет, провела 60 торпедных стрельб. Это значит, что несмотря на множество аварий и смертей, К-19 сыграла значимую роль в развитии военного флота. Лодка с драматичной судьбой открыла новый этап в развитии советских стратегических сил, положила начало строительству атомных подводных ракетоносцев.
В ходе работы мной были решены следующие задачи:
- изучена история строительства и службы, также технические характеристики АПЛ К-19;
- создана модель подводной лодки К-19.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Простые новогодние шары из бумаги
Как готовятся к полетам на Луну
Как нарисовать черёмуху
Почему люди кричат, когда ссорятся?