В работе показано как зарождалась медицинская служба на территории Бурятии в XIX векe.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.76 КБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию г. Улан-Удэ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 3»
При ФКУ ИК-8 УФСИН России по РБ
реферат
Тема:
«Они были первыми»
Выполнил:
ученик 10 «в» класса
Х - в Жалсан
Научный руководитель:
Гаврилова Елена Ревмировна
Учитель химии и биологии высшей
квалификационной категории
Улан-Удэ
2022 год.
Оглавление
Цель работы:
Показать как зарождалась медицинская служба на территории Бурятии в XIX векe. Какие значительные усилия приходилось первым врачам прилагать, чтобы лечить местное население, преодолевая неграмотность и предрассудки. Сформировать своеобразный слепок прошлого, воскресить память о людях, живших в XIX-начале XX веков. На их примере, формировать чувство гордости за свою Родину, формировать патриотическое воспитание.
Актуальность темы:
В 2023 году исполняется 100 лет становлению системы здравоохранения Бурятии. Кто же заложил основы всей медицинской службы республики?
Оборудование:
Мультимедиа, презентация
В 2023 году здравоохранению Бурятии исполняется 100 лет.
Главным итогом завершившегося столетия явилось то, что, пройдя испытание войнами, революциями, сопутствующими голодом и болезнями, человечество пришло к восприятию жизни и здоровья человека, как главной своей ценности, как важнейшего стратегического ресурса, развития и процветания каждого государства.
Сегодняшний уровень здравоохранения республики – это плодотворная работа многих поколений врачей, медицинских сестер, воспитанных в лучших традициях российской медицинской школы.
На современном этапе в условиях реформирования, пандемии ковида, острых конфликтов, поиска путей развития, проблемы здравоохранения приобретают особую остроту и актуальность.
Изменение торгово-промышленной и военной политики Российской империи в регионе привело к возникновению горных и военно-медицинских учреждений. В конце первой половины XVIII века (1742г.) открывается Нерчинский Горный госпиталь, в интересах лечения рабочего персонала сереброплавильных и золотоносных рудников и военных чинов, находившихся в Нерчинском Горном округе.
В Западном Забайкалье создание медицинского дела началось с военного лазарета и аптеки, которые открылись в городе Селенгинске в 1765 году. Город Селенгинск обладал особым военно-пограничным статусом и был воздвигнут на торговом пути в Монголию и Китай. Вторым стационарным лечебным учреждением в Западном Забайкалье в конце 80-х гг. XVIII века стал батальонный лазарет в городе Верхнеудинске, с 1790 года переименованный в военный «гошпиталь». Лекарем там до 31 июля 1805 года был Иван Федорович Ресслейн — один из первых врачей-хирургов Забайкалья и Восточной Сибири. В двух комнатах лазарета лечилось 10-15 человек.
Гражданская система лечебных учреждений развивалась со значительным опозданием относительно военных и горнозаводских. Первым из них получил право магистратского управления Верхнеудинск. Дата открытия Верхнеудинской гражданской больницы - 1803г., которая стала первой городской больницей Забайкалья. Организатором ее был лекарь Кларин Шиллинг.
В 1812 году больница обустроилась новым корпусом и переведена на безопасное в санитарно-гигиеническом отношении место. Лечение было платным и не всегда доступным бедным слоям «пришлого» и коренного населения.
Вторую гражданскую больницу Забайкалья организовали в городе Троицкосавск в 1820 году. И соответственно в 1827 году открыли третью городскую больницу в городе Нерчинск. Она же стала первой на территории Восточного Забайкалья.
Иван Федорович Ресслейн - один из первых врачей-хирургов Забайкалья и Восточной Сибири. По воспоминаниям известного полярного исследователя, а позже Верхнеудинского уездного начальника М.М. Геденштрома, Ресслейн «был один из благотворительнейших мужей своего времени, но притом имел величайшие странности. Ни от кого он не принимал денег за лечение, или даже подарков, большую часть жалованья своего он оставлял в казначействе и брал только то количество, которое считал необходимым на свое скудное содержание…».
Ресслейн имел учеников, которым преподавались медико-хирургические науки, латынь, анатомия, внутренние болезни. Он первым добился разрешения вскрывать трупы для учебных целей. Он же был первым оспопрививателем в Верхнеудинске. Тогда использовался метод вариоляции - активной иммунизации против натуральной оспы путем введения здоровым людям содержимого оспенных пузырьков больных людей.
Штаб-лекарь 7-го класса Иван Шиллинг. Шиллинг служил в Восточной Сибири более 30 лет, активно внедрял оспопрививание, за что Вольным Экономическим обществом был награжден медалью. Кроме того, он был одним из первых исследователей «притуркинских вод», то есть Горячинского источника.
В конце 1830-х годов в Верхнеудинске городским врачом был Александр Иванович Орлов, до этого служивший в Кяхтинской таможне и на Нерчинских горных заводах. Живя в Кяхте, А.И. Орлов выпускал рукописную газету «Кяхтинская стрекоза» и журнал «Кяхтинский литературный цветник», в подготовке которых принимали участие ссыльные декабристы. В 1839-1840 годах в Верхнеудинске А.И. Орлов стал выпускать рукописную газету «Метляк» («метляк» - «мотылёк» в сибирских и дальневосточных говорах русского языка). Среди ее авторов были декабристы Михаил Бестужев и Вильгельм Кюхельбекер.
Доктор Фердинанд Вольф - врач, декабрист, просветитель. Доктор Фердинанд Бернхардович Вольф - штаб-лекарь при главной квартире 2-й Армии, ближайший друг П. И. Пестеля.
Декабрист Н. И. Лорер писал: «... казалось бы, для чего принимать доктора в члены общества? Но судьба готовила нам нашего общего спасителя. Сосланный с нами на 15 лет в Сибирь почтенный ученый доктор Вольф... лечил наших дам, детей и всех нас самих».
Основное время доктор Вольф отдавал медицинской помощи. Это был титанический труд, добровольный и совершенно бескорыстный. Человек замечательных душевных качеств, обширных медицинских познаний. Михаил Бестужев говорил о Вольфе: «Искуснейший врач, который мертвых поднимал на ноги».
Вместе с братьями Муравьевыми, М. С. Луниным Вольф стал поселенцем деревни Урик Иркутской губернии и занимался там врачебной практикой. Слава о замечательном докторе разнеслась по сибирским просторам. Приезжали из отдаленных улусов и районов Забайкалья, даже из Иркутска просить его советов и помощи, и он не отказывал никому, лечил взрослых и детей, - терапевтических, инфекционных, хирургических больных, принимал роды.
Будучи сам образованным человеком, он обучал и консультировал лекарской деятельности также и декабристов А.З. Муравьева, братьев Бестужевых, М.К. Кюхельбекера. Бестужевы в Селенгинске, М.К. Кюхельбекер в Баргузине, занимались медициной, лечили русских, бурят, тунгусов.
Занимаясь исследовательской работой, Ф. Б. Вольф был в Горячинске (ныне курорт Горячинск), где разработал основы бальнеологии на местных термальных водах.
Он проводил просветительскую работу, находясь в Чите и Петровском заводе. Сюда часто приезжали врачи Забайкалья, например, А.И. Орлов, И.С. Персин и другие, которые в дальнейшем работали в тесной связи с декабристами.
5. Михаил Владимирович Танский
С 1906 года по 1929 год Верхнеудинской городской больницей заведовал Михаил Владимирович Танский (1869 - 1962) - свидетель строительства Транссибирской железнодорожной магистрали, Русско-японской войны, революции, обеих мировых войн, репрессий… и первого полёта человека в космос.
Человек-легенда, врач, литератор, библиофил, знаток музыки и живописи и один из самых уважаемых и известных жителей Верхнеудинска XX века. Танский был талантлив во многом. В Национальном архиве Республики Бурятия хранятся 1200 фотографий, рукописей, среди которых - стихотворения, повести и романы, дневниковые заметки Михаила Владимировича.
По специальности Танский был гинекологом, но вообще был человеком энциклопедического ума. Интересовался стоматологией, хирургией, отоларингологией и мог оказать практически любую медицинскую помощь.
Верхнеудинцы буквально молились на врача, выказывая ему почёт и уважение. Такое отношение легко объяснить тем, что Танский оказывал неимущим горожанам помощь абсолютно бесплатно.
В 1886 году на должность окружного врача в город прибыл Николай Васильевич Кирилов (1860-1921), впоследствии известный исследователь Сибири и Дальнего Востока.
Кроме лечебной работы, он вёл метеорологические наблюдения, собирал коллекции насекомых и растений, занимался этнографией, изучал тибетскую медицину, активно сотрудничал с Русским географическим обществом.
Николай Васильевич Кирилов жил в селении Уро, севернее Баргузина. Его квартира была и приемным покоем, и операционной и стационаром для больных в трудных случаях. Он жил трудно, лечил больных крестьян и эвенков за свой счет.
Позднее Кирилов работал в Забайкалье и на Дальнем Востоке. Николай Васильевич Кирилов почти три года вёл лечебную и разъяснительную работу среди семейских в Бичуре, которая приносила свои плоды. Мнимой причиной изгнания доктора из села стал флюгер, установленный во дворе его дома. Староверы посчитали, что он приводит к засухе.
В 1887, 1891 г. Кирилов совершил путешествия по Монголии. С помощью сведущих лам он перевел на русский язык пять главных медицинских «священных» тибетских сочинений и несколько монгольских книг.
Сультим (Александр) Бадмаев родился в улусе Табтанай Дульдургинского района Агинского Бурятского автономного округа. В семье было четырнадцать детей: семь сыновей и семь дочерей. Старшим был Сультим, который был отдан малолетним в дацанскую школу, где обучался десять лет азам индо-тибетской медицины, встал на путь лекаря.
В то время как центры восточной медицины получили популярность такие дацаны, как Агинский, Цугольский и Ацагатский. Используя материалы классического медицинского сочинения «Чжуд-ши», бурятские эмчи создавали популярные лечебники «Дурбэн ундусэн».
Сультим Бадмаев быстро получил призвание как искусный эмчи-лама. Молва о лечебной практике Бадмаева, о «чудодейственном излечении сородичей» получила широкое распространение в Нерчинском округе, в степях Даурии и Аги, вскоре по всему Забайкалью. К нему обращались не только буряты, но и русские.
Во время эпидемии тифа в крае генерал-губернатор Н.Н. Муравьев-Амурский прибег к помощи эмчи-лама Бадмаева, который со своими помощниками сумел локализовать опасную эпидемию, используя лечебные средства тибетской медицины. Врач И. Реман, ознакомившись с методами лечения Бадмаева, стал горячим сторонником изучения основ и принципов тибетской медицины, внедрения ее в медицинскую практику России.
По высочайшему повелению генерал-губернатор Н.Н. Муравьев- Амурский сделал предложение ехать Сультиму Бадмаеву в Санкт-Петербург. В столице он прошел непростые испытания, методы его лечения были проверены самым строгим образом. Бадмаев сумел справиться с поставленными задачами, трудясь упорно и самозабвенно. В 1860 году вышел вердикт, согласно которому Бадмаеву разрешено было лечить больных в военном госпитале.
Через год, в 1861 году, выдержал экзамен на звание лекарского помощника и ему присвоили чин с правом носить военный мундир и пользоваться привилегиями военного врача. До приезда в Санкт-Петербург он был избран членом Сибирского отделения Императорского Русского географического общества. В столице ему присвоили чин коллежского регистратора.
В 1864 году Сультим Бадмаев по его просьбе был направлен в Петербургскую военно-медицинскую Академию для изучения хирургии. В его жизни происходят важные события: он принимает православие, где ему дают имя Александр, вступает в брак с русской женщиной. Начинает вести занятия монгольского языка на восточном факультете Петербургского университета.
Главным занятием С. Бадмаева являлась лечебная практика по методу тибетской медицины. В 1860 году в Песках под Петербургом открыл аптеку тибетской медицины, первую в России и Европе. Авторитет Сультима (Александра) был достаточно высоким среди столичной аристократии. Вскоре он вызвал к себе в качестве помощника своего брата Жамсарана.
Александр Бадмаев стоял у истоков перевода основного трактата индо-тибетской медицины «Чжуд-ши». Он был одним из главных инициаторов его перевода, в котором участвовали преподаватели университета главе с профессором А.М. Позднеевым, также брат Жамсаран-Петр. Но при жизни не была реализована эта его мечта.
Сультим - Александр Бадмаев скончался в 1873 году весьма почитаемый населением, медицинской и университетской общественностью. Его богатое медицинское наследие, в том числе и аптека медицинских препаратов перешли в распоряжение Жамсарана. Основным продолжателем его дела стал их племянник Осор, по православию Николай Николаевич Бадмаев, выпускник Императорской Военно-медицинской Академии, в годы массовых репрессий попавший в застенки Гулага.
Самый известный в истории Петр (Жамсаран) Бадмаев всегда подчеркивал, что опирается он на достижения своего старшего брата Сультима.
Каждая историческая эпоха имеет свой неповторимый образ. Для здравоохранения Верхнеудинска значимым стал XIX век, когда период затишья сменился периодом развития, постепенного и неспешного. Появление дипломированных врачей, лечебных учреждений для гражданского населения, зубоврачебных кабинетов и лечебниц - характерные приметы того времени.
Работа врача в те времена была крайне трудной. Два-три специалиста на весь город. Это были настоящие энтузиасты. И их авторитет был велик и непоколебим.
Добрая и светлая память о представителях медицинской интеллигенции Верхнеудинска, которые несли еще и иные знания и идеи.
1.Верхнеудинск лечебный : иллюстрированный историко-медицинский нон-фикшн / составители : А. Н. Калашникова, О. В. Касаткина;– Улан-Удэ : Издательство ГБУЗ «ЦОЗиМП РБ им. В. Р. Бояновой», 2022. – 56 с. : ил.
2. «Здравоохранение Бурятии в лицах» Л.Д. Мадыева, Н.П. Демкова и др. Улан-Удэ. Изд-во ГУЗ РЦМП МЗ РБ. 2008
Кактусы из сада камней
Именинный пирог
«Течет река Волга»
Кто грамотней?
Какая бывает зима