В данном документе представлена разработанная контекстная математическая задача с полным разбором и ходом решения. Также представлен паспорт задачи
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_3_kontekstnaya_zadacha_didakticheskiy_material.docx | 182.62 КБ |
Задача.
По территории Орловской области протекает более 2000 рек, где возможна ловля рыбы. Одной из наиболее известных является Ока - главная река области. Это крупнейший правый приток Волги. Ока берёт своё начало на юге Орловской области, в деревне Александровка Глазуновского района. Длина главной реки в регионе составляет 1498,6 км – это чуть больше, чем расстояние от Орла до Сочи (1452,5 км). С давних времен люди занимались рыболовством. Данный вид работы сохранился и по сегодняшний день. Туристы решили провести эксперимент и отправились в путешествие по реке, в направлении к Калужской области от д. Жилина. Сначала они прошли вниз по реке 42 км, а затем 27 км против течения, затратив на весь путь 15 часов. Вопрос, стоящий перед ними: какова скорость течения, если скорость лодки, на которой они совершали путешествие в стоячей воде равна 5 км/ч.
Решение.
х (км/ч) – скорость течения реки.
(5+х) км/ч скорость моторной лодки по течению реки
(5-х) км/ч скорость моторной лодки против течения. Известно, что моторная лодка прошла по течению реки 42 км, а значит, затратила на это расстояние
42
(5+х) ч. – время, затраченное на движение по течению реки.
27
(5-х) ч. -время, затраченное на движение против течения реки.
42 27
(5+х) + (5-х) – время, затраченное на весь путь, что по условию задачи равно 15 ч.
42 27
(5+х) + (5-х) = 15 ОДЗ: 5+х≠0 5-х≠0
х≠-5 х≠5
42 (5-х) + 27 ( 5+х) = 15 (5-х) (5+х)
210 – 42 х+135+ 27х=375 -15х²
15х²-15х-30=0 ( разделим все на 15)
х²-х-2=0
1 способ:
D= (-1)² - 4 *1*(-2)=9
Х1=(1+3)/2=2
Х2= (1-3)/2=-1 - не является решением.
Ответ: 2 км /ч
2 способ:
х1+х2 = 1
х1*х2 = -2
Следовательно: х1=-1, х2=2
Ответ: 2 км /ч
Вопросы к задаче:
Паспорт контекстной задачи
Тип контекстной задачи | Предметная |
Место контекстной задачи в образовательном процессе | |
| 8 класс |
| 10-15 минут |
| Данную задачу возможно предлагать для решения на втором уроке по изучаемой теме : «Решение задач с помощью дробно- рациональных уравнений» |
Дидактические цели | |
Вид функциональной грамотности | Математическая грамотность |
| формирование умений применять дробные рациональные уравнения при решении задач с последующей проверкой найденных решений на соответствие условию задачи; научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «равенство», «верное и неверное равенство», «уравнение», «рациональное уравнение», «корень уравнения». |
| умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни. |
Методический паспорт к контекстной задаче
Название контекстной задачи | |
Место задания в образовательном процессе | |
| Алгебра |
| 8 класс |
| Решение задач с помощью дробно – рациональных уравнений |
| Этап актуализации знаний |
| Математическая грамотность |
Характеристика контекстной задачи | |
| |
Контекст | общественный |
Содержательная часть | Изменение и зависимости между величинами |
Формируемые математические компетенции | Умение формулировать, рассуждать, применять |
Уровень сложности | средний |
Критерии оценивания | 2 балла – приведены все необходимые рассуждения, которые позволили составить верно уравнение, решить и его и получить верный ответ. 1 балл -Правильно составлено уравнение, но при его решении допущена вычислительная ошибка, с её учётом решение доведено до ответа 0 баллов - Другие случаи, не соответствующие указанным критериям |
Формат ответа | Развернутый ответ, который требует доказательства выбранных действий с опорой на ранее изученный материал |
Дидактический материал
Рисуют дети водопад
Цветок или сорняк?
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Кто чем богат, тот тем и делится!
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"