В последнее время в стране возрастает интерес к прошлому, к историческим корням. Всё больше людей обращается к вере. Возрождаются храмы. У каждого храма есть своя история. В результаты нашего исследования получена и систематизирована информация об истории православных храмов Белореченского района;
- составлена историческая справка по каждому изученному храму района;
- разработан маршрутный лист, по которому учащиеся смогут познакомиться с местонахождением храмов района;
Данная работа может применяться на уроках ОРКСЭ, на уроках ОПК, кубановедения, внеклассных мероприятиях, позволит расширить кругозор о святых местах нашего района и будет полезна как детям, так и взрослым. Маршрутный лист разработанный в ходе работы, поможет учащимся совершить экскурсию по святым местам Белореченского района.
Вложение | Размер |
---|---|
po_svyatym_mestam_belorech.rayona.docx | 41.72 КБ |
po_svyatym_mestam_belorechenskogo_rayona-szhatyy.pdf | 1.86 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16 имени П.А.Сидорова п. Первомайского муниципального образования Белореченский район Краснодарского края
Святые места Кубани
ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ БЕЛОРЕЧЕНСКОГО РАЙОНА
Исследовательская работа
Выполнил: ученик 9 «А» класса
Гладков Ярослав
Руководитель проекта:
Пасхина Ольга Николаевна
Содержание
#1042;ведение ……………………………………………………………….. 4 стр.
#1054;сновная часть
1. Свято Успенский храм (г.Белореченск)………………………………4-6стр.
2. Храм Покрова Пресвятой Богородицы (г. Белореченск)……………6 стр.
3. Храм- часовня иконы Казанской Божией Матери (п. Первомайский )7 стр.
4. Храм Сергия Радонежского ст .Рязанская…………………………….8 стр.
5Свято-Никольский храм (с. Великовечное)……………………………9-10 стр.
6. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (ст. Пшехская) …….. 11стр.
7. Храм Серафима Саровского пос. Дружный
8. Свято – Покровская церковь ст. Бжедуховская
#1046;ивотворящий родник великомученицы Параскевы Пятницы
#1047;аключение
IV. Список используемой литературы.
Актуальность выбранной темы. В последнее время в стране возрастает интерес к прошлому, к историческим корням. Всё больше людей обращается к вере. Возрождаются храмы. У каждого храма есть своя история.
В своём исследовании я хочу рассказать об истории некоторых храмов нашего района, о тех, которые сохранились до наших дней полностью или частично.
Цель: изучить историческое прошлое и настоящее православных храмов Белореченского района и показать историческую значимость церкви в жизни людей.
Задачи:
Найти сведения о возникновении православных храмов в селах, поселках, станицах Белореченского района.
Изучить историю храмов.
Развить интерес к храмовой культуре и архитектуре Белореченского района;
Воспитывать уважительное отношение к духовному, историческому прошлому.
Избранные методы исследования: При изучении истории церкви использовались разные методы и формы работы: работа с архивными документами, с газетными публикациями, интернет-ресурсами, посещение храма.
Новизна исследовательской работы заключается в том, что предметом исследования избрана фактически малоизученная тема.
Предмет исследования: православные храмы Белореченского района.
Продукт проекта: Маршрутный лист «По святым местам Белореченского района».
Введение
Без прошлого нет будущего. Для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа. Мы должны уважительно относиться к вере своих предков, к историческим памятникам.
История наших храмов, – это история родного района. А знание истории малой Родины помогает лучше понять историю своей страны, крепче любить родную землю.
В своей исследовательской работе я попытался узнать о храмах Белореченского района.
Первоначально была изучена карта района, чтоб узнать названия станиц, хуторов и поселков Белореченского района , их месторасположение . Далее необходимо было получить информацию о названиях церквей и храмов в этих поселениях, узнать какие храмы функционируют в наши дни.
Я расскажу лишь о некоторых храмах, судьба которых тесно переплелась с судьбой моего народа, моей земли.
Слайд№ 4-6
#1057;вято Успенский храм (г.Белореченск)
Станица Белореченская была основана в 1862 году. Молились станичники в походной разборной церкви. В 1864-65 годах в станице появилось обширное поселение старообрядцев-ветковцев. В 1868 году была построена Покровская церковь. Однако, в архивных документах есть и иные данные: в 1868 году действовала войсковая церковь. А храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы был построен в 1882 году. Впрочем, Покровская церковь тоже являлась войсковой. Построена на войсковые деньги суммой в 10 000 руб. Церковь была первоначально деревянная. Однако имела при себе в кирпичных зданиях две школы и два училища одно и двух- классные . Каменное здание Покровской церкви было взорвано в 1934 году.
Год рождения Успенской церкви – 1892. Церковь была так же деревянной. И так же имела при себе кирпичное здание, в котором располагалась школа грамоты. Успенская церковь значится в документах, как «бедная», ибо располагала только теми средствами, которые выделил Синод: 3 000 рублей. В церкви служили один священник и один псаломщик за жалование в 300 и 120 руб. соответственно. Месторасположение церкви нам пока не известно.
В материалах Белореченского архива находятся Метрические книги, начиная с 1893 года. По ним-то и удалось установить имена служителей церкви. Четыре внушительных тома – светло-зелёные книги с пожелтевшими от времени страницами содержат актовые записи: рождения, бракосочетания, смерти… В этих скупых строках – история станицы Белореченской. Наша церковь везде значится как единоверческая, относящаяся к Ставропольской епархии.
Судьба храма в 20-30 годы – увы, тоже пока не известна. Но поиски архивных документов продолжаются. Ведь сказано: есть птица о двух крылах: одно крыло – Вера Православная, другое крыло – родная история и традиционная культура. Имя птицы – Святая Русь. На крылах этой птицы поднимаемся мы в Небеса. К сим словам можно добавить: история нашей родины – полноводная река, в которую вливаются маленькие ручейки: история отдельных регионов России, история городов, сёл, станиц, монастырей и церквей. Иссякнут, исчезнут маленькие ручейки – пересохнет река. И будем мы, как говорят в таких случаях, «Иванами, не помнящими родства». А таким не жалко ни земного, ни небесного Отечества. Надеемся, что среди нас – таких нет.
Возобновляется история храма с военного 1942 года. Во время оккупации, в 1942 году храм стал действовать вновь. Открыт он был в помещении районного дома соцкультуры. В 1943-44 годах была оформлена купля-продажа дома по адресу: Клубная, 37. Этот дом и был пожертвован для Свято-Успенской церкви. Свято-Покровская церковь станицы Черниговской пожертвовала храму Престол, Жертвенник, церковную утварь, Богослужебные книги. Первые служители церкви с 1942 года – священник Покровский Александр Александрович и дьякон и псаломщик Василий Николаевич Томилин.
Старое здание по улице Клубной пришло в негодность. В 1955 году верующие купили дом по ул. Толстого. Это была постройка 1905 года. Он находился тоже далеко не в лучшем состоянии. Но всё же был не таким ветхим, как дом по Клубной. В 1965 году посильной лептой верующих были закуплены стройматериалы, площадь храма расширена. Половина работы делалась прихожанами втайне от властей. В 1986 году саманные стены обложили кирпичом. По благословению митрополита Кубанского и Екатеринодарского Исидора в 2008-10 годах храм был полностью реконструирован.
Слайд № 7
#1061;рам Покрова Пресвятой Богородицы (г. Белореченск)
Покровский храм в станице Белореченской был построен из дерева в 1868 году. Храм стоял между торговой площадью и рекой Белой. В 1934 году был разрушен. В настоящее время на его месте разбит Парк Победы и установлен обелиск павшим воинам.
В память о первом станичном храме в 1995 году в г.Белореченске был возрождён Свято-Покровский приход, но восстановление храма на прежнем месте уже оказалось невозможным. В 1997 году решением городского Совета депутатов приходской общине в безвозмездное пользование под храм было передано здание детского кинотеатра. Построено оно было купцом Иконниковым в 1907 году, как торговый дом. После Гражданской войны реконструировано под кинематограф. Восстановление здания под приходской храм занимался , ныне покойный, отец Николай Меденцев. Начатое им дело, с Божией помощью, продолжается.
Слайд № 8
#1061;рам- часовня иконы Казанской Божией Матери (п. Первомайский )
История храма-часовни началась с благословения митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора. В 2010 году начались работы по возведению в посёлке Первомайском храма-часовни во имя Иконы Казанской Божьей Матери. Был осуществлён отвод земли под этот объект, разработана техническая документация.
На месте будущей часовни в 2012 году был заложен первый камень.
Строительство храма начато в 2013 году.
Возглавил стройку директор ООО «Кубаньстройконструкция» казак Первомайского хуторского казачьего общества Белореченского РКО Майкопского отдела Кубанского казачьего войска вахмистр Александр Коваленко.
Он вкладывал не только собственные средства, но и организовал сбор пожертвований на строительство часовни от юридических и физических лиц.
Строили всем миром. Особенно большой вклад внесли руководитель Первомайского сельпо казак Первомайского ХКО вахмистр Сергей Жирма, руководители ООО «Мельник» Сергей Ермоленко и Самвел Макарян. Казаки Первомайского ХКО (атаман старший вахмистр Владимир Пальчиков) принимали непосредственное участие в строительстве часовни.
Каменная одноглавая церковь-часовня представляет собой куб под восьмискатной крышей, увенчанный восьмигранным шатром. Изготовлен и доставлен к месту строительства золочёный купол. И вот шестого февраля 2016 года состоялось его торжественное освящение и установка на церковь-часовню.
Для участия в таком богоугодном деле прибыли атаман Майкопского казачьего отдела подъесаул Александр Данилов со своим заместителем подъесаулом Николаем Старковым, казаки Белореченского районного казачьего общества в количестве тридцати человек во главе с атаманом подъесаулом Виктором Мельниковым, жители посёлка Первомайского во главе с председателем ТОС Валентиной Криворучко.
Слайд № 9-10
#1061;рам Сергия Радонежского ст .Рязанская
Храм был построен в 1873 году. В 1934 году разобран. Материал пошёл на строительство здания райисполкома. После войны на фундаменте церкви был построен магазин который в 1995 году передан вновь открытому приходу.
1 июля 2005 года Епископом Ейским Тихоном, недалеко от места бывшего прихода, в парке, была совершена закладка нового Михайло-Архангельского храма.
Слайд № 11
#1057;вято-Никольский храм (с. Великовечное)
Свято-Никольский храм основан в 1896 году, построен как кирпичное строение в 1912 году.
В период правления безбожной власти храм, построенный в виде креста, по жизни нёс свой тягостный крест. Сначала «новая власть» приспособила храм под зернохранилище, затем устроили клуб. А потом, ещё много лет, храм, взирая на небо пустыми глазницами оконных проёмов, предавался на волю ветров и дождей, произволу людскому, незнающему страха Божьего.
Но храм выстоял. Милостью Божией храм устоял и перед ветрами, и перед дождями, и перед теми, кто, не теряя времени, под веянием новых перемен (90-е годы) пытался «пристроить» его под коммерческое заведение.
В 2012 году Свято-Никольскому храму исполнилось 100 лет.
Иконостас в храме из писанных монастырскими иконописцами икон. В Свято-Никольский храм со Святой горы Афон из Греции была доставлена икона с частицей Святых мощей Святителя и Чудотворца Николая для постоянного пребывания. Вот уже более двух лет в храме мироточит икона Матери Божьей «Целительница».
В 2007 году привез отец Анатолий из многих монастырей нашей православной России частицы святых мощей: Марии Магдолины, Анны Кашинской и Амвросия Оптинского. Хранятся частицы мощей великомученика Евстафия, пострадавшего за веру Православную в 3 веке. Частицы мощей 23святителей, преподобных и мучеников покоятся в храме. Множество исцелений и чудес происходит здесь. Неоднократно батюшка служил здесь просительные и благодарственные молебны. Село Великовечное до революции имело статус районного центра. Здесь проводились международные ярмарки и все наиболее значимые мероприятия района. Поэтому, когда было решено строить здесь храм, он был построен с особенной любовью, выложен из кирпича, а для кладки каждый двор выделил по 300 яиц, что не позволило власти в 30-ых годах прошлого века взорвать его. До 1935 года все храмы в районе прекратили свое существование. И в селе Великовечном был сожжен деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы, а Свято-Никольский храм, лишенный куполов и крестов устоял.
И только в 1991 году он был отдан Русской Православной Церкви
Слайд № 12-13
#1062;ерковь Рождества Пресвятой Богородицы ст. Пшехская
В 1871г. в станице Пшехской на пособие от войска была построена деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Само здание было деревянным, а вот ограда - железная. На содержание церкви казаками было выделено 99 десятин земли, однако жалование священнику и псаломщику выплачивало войско. На общественные деньги также была построена церковно-приходская школа из кирпича, с квартирой для учителя в том же строении.
Выразительным объемно-планировочным приемом и декоративной особенностью восточного фасада скромного и небольшого здания является пятигранная апсида с арочными окнами, прорезанными на каждой грани. В 1930 году священник был расстрелян. В 1933 храм был закрыт, разграблен и переоборудован под школу. В 1995 году был передан вновь возрождённой приходской общине. Даже в далёком 1930-м, когда богоборцы разорили церковь, верующих не оставляла надежда, что в этом храме ещё будет звучать радостное: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенной, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш…». И через 65 лет молитва в него вернулась. Храм Рождества пресвятой Богородицы в станице Пшехской сгорел 11 апреля 2016 года.Сгорели стены, кровля, пол храма, но не поколебалась вера, в душах нынешних прихожан, устояла надежда на возрождение Дома Божия на пепелище . Новый храм начали строить в ноябре 2016 года.
Слайд № 14
#1061;рам Серафима Саровского пос. Дружный
В поселке Дружном Белореченского района 23 июля 2015 года заложили камень в основание православного храма Серафима Саровского.
Храм построили в центре поселка недалеко от дома культуры, детского сада и школы.
В поселке Дружном появился уголок севера , деревянный храм древнерусской архитектуры посвященный Серафиму Саровскому. «Вятский терем» так называется архитектурный стиль .Построенный он топорица без гвоздей.
Святой чудотворец и угодник Божий Серафим , Саровский Чудотворец, велики чудеса его! Люди всегда просят его об укреплении в вере. Всегда просят утвердить их в вере и разумении воли Божией. В продолжении многих лет со дня кончины преподобного Серафима ,Саровского Чудотворца , православные люди во множестве приходили с верой к могиле его и по молитве получали чудесные исцеления от разных болезней душевных и телесных.
Строительство осуществлялось благодаря поддержке местного самоуправления и на деньги меценатов-предпринимателей.
Слайд № 15
#1057;вято – Покровская церковь ст. Бжедуховская
В 1882 году была построена Бжедуховская Покровская церковь, сейчас в этом здании располагается станичный клуб. Затраты на строительство церкви в то время составили 20 тысяч рублей, из которых 9 тысяч 50 рублей выделило Кубанское войско, а остальные деньги пожертвовали прихожане. При церкви, с 1903 года стала работать церковно-приходская школа на 60 учеников. Для этой школы прихожане сами выстроили собственное здание.
Во дворе церкви находилось кладбище для священников. В первые годы советской власти надгробные плиты последнего дьякона и его жены были свергнуты и погребены под зданием сельского совета, а в здании церкви было решено сделать клуб для сельской молодежи. Сейчас памятники дьякону и его жене восстановлены и возвращены на свое место, а здание клуба планируется передать для размещения церкви для станичных прихожан. Это здание самое старейшее во всей станице, ему 126 лет, и его по праву можно считать историческим памятником. Зарегистрировано 11 ноября 2016 .
Слайд № 16-17
#1046;ивотворящий родник великомученицы Параскевы Пятницы
Есть в Белореченском районе святое место, куда приезжают люди, чтобы помолиться и набрать святой и прохладной воды. С давних пор в пос. Новом бьет ключом животворящий родник великомученицы Параскевы Пятницы, а построенная рядом с ним православная часовня лишь подтверждает особое отношение белореченцев к этому месту.
Святая мученица Параскева, нареченная Пятницею, жила в III веке в Иконии (ныне территория Турции) в богатой и благочестивой семье. Родители святой особенно почитали день страданий Господних — пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскевою, что в переводе с греческого и означает — Пятница. Всем сердцем возлюбила юная Параскева чистоту и высокую нравственность девственной жизни и дала обет безбрачия. Она захотела посвятить всю свою жизнь Богу и просвещению язычников светом веры Христовой. На этом праведном пути суждено было Параскеве, носившей в имени своем память о дне великих Страстей Иисусовых, приобщиться и в жизни Страстям Христовым через телесные муки.
За исповедание православной веры озлобившиеся язычники схватили ее и привели к городскому властителю. Здесь ей предложили принести богомерзкую жертву языческому идолу. С твердым сердцем, уповая на Бога, отвергла преподобная это предложение. За это она претерпела великие мучения: привязав ее к дереву, мучители терзали ее чистое тело железными гвоздями, а затем, устав от мучительства, всю изъязвленную до костей, бросили в темницу. Но Бог не оставил святую страдалицу и чудесно исцелил ее истерзанное тело. Не вразумившись этим Божественным знамением, палачи продолжали мучить Параскеву и, наконец, отсекли ей голову.
Слайд № 18
Заключение.
Человек, приходящий в храм, пытается найти ответы на вопросы, не имеющие научного обоснования, ищет поддержку и защиту у того, кто никогда не откажет и не предаст, кто способен укрепить его веру в несокрушимость добра и света, любви и тепла, надежды и мудрости. Мы - сегодняшние молодые люди верим, что возрождение наших храмов обязательно приведёт к возрождению духовности, добра, совести и справедливости.
Как важно сегодня осознать, что именно наше историческое прошлое, неразрывно связанное с Православием, поможет возродить нравственность и будет способствовать формированию духовного стержня у подрастающего поколения, сохранению и развитию исторических и культурных традиций своего народа. Надо сохранить эти красивейшие и уникальные места для будущих поколений, чтобы они знали и понимали, чем восхищались их предки!
Давайте беречь и возрождать святыни нашей малой Родины!
Ведь не может цветок без земли, жить и цвести, так и человек не может без Веры!
Слайд № 19
В результаты нашего исследования получена и систематизирована информация об истории православных храмов Белореченского района;
- составлена историческая справка по каждому изученному храму района;
- разработан маршрутный лист, по которому учащиеся смогут познакомиться с местонахождением храмов района;
Данная работа может применяться на уроках ОРКСЭ, на уроках ОПК, кубановедения, внеклассных мероприятиях, позволит расширить кругозор о святых местах нашего района и будет полезна как детям, так и взрослым. Маршрутный лист разработанный в ходе работы, поможет учащимся совершить экскурсию по святым местам Белореченского района.
Слайд № 20
Светло на сердце и легка душа,
И взор слеза уже не застилает.
Я выхожу из храма чуть дыша.
Внутри меня
Твоя любовь сияет.
Слайд № 21
IV. Список используемой литературы.
1. Материалы статей из районной газеты «Огни Кавказа», «Белореченская правда». (Белореченская правда 2008г. Страница православие, статья «Начинающему христианину».)
2. Журнал Одигитрия» (Путеводительница по святым местам земли русской)
#1048;нтернет ресурсы
Военная хитрость
Если хочется пить...
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Солдатская шинель
«Течет река Волга»