Реферат. Анализ текста, сравнительный анализ двух редакций повести; проблемы, поднятые в повести, и их актуальность в 2000 году.
Департамент образования Владимирской области
Муниципальное образовательное учреждение
средняя школа №31
Образ родного края в лирической повести
Владимира Алексеевича Солоухина
«Владимирские просёлки»
Реферат ученицы 9 класса
Исаевой Анастасии
научный руководитель –
учитель русского языка и литературы
Чипчагова Любовь Константиновна
Владимир
2001
Оглавление
1. В.А.Солоухин – автор «Владимирских проселков» 4
1.1. Творческий метод писателя «Владимирские проселки» – начало литературного направления «деревенская проза». Причины создания повести 5
1.2. Подготовка писателя к созданию повести 6
1.3. В.А.Солоухин – родоначальник жанра лирической повести 7
2. Образ родного края в лирической повести «Владимирские проселки» 8
2.1. «Чувство родной природы всегда входило и входит в такое важное понятие, как чувство родины, наряду с чувством родной истории и народа» В.Солоухин – мастер пейзажа; лиризм повести; эстетическая ценность книги 8
2.2. «Как птица создана летать, так человек создан жить среди природы» Экологические проблемы, поднятые В.Солоухиным в 1957 году (на примере загрязнения рек Пекши и Колокши); современные исследования экологических проблем, упомянутых в повести 10
2.3. «Из любви к конкретным вещам складывается любовь к родине…» 12
2.4. О чем может рассказать карта Владимирской области Топонимические исследования, проведенные В.Солоухиным; список всех географических названий, которые встречаются в лирической повести 13
Составление маршрута сорокадневного путешествия В.Солоухина Выявление исчезнувших деревень, описание которых есть во «Владимирских проселках» 14
2.5. История родного края во «Владимирских проселках» Село Караваево (фамильные склепы графов Апраксиных, князей Воронцовых); село Клины (вотчина бояр Романовых); село Варварино; уроки истории (на примере Липецкого сражения) 15
2.6. Развитие национального самосознания. Охрана исторических и культурных памятников 17
Село Симы (проблема исторической памяти народа) 17
Георгиевский собор в Юрьев-Польском глазами В.Солоухина. Проблемы Георгиевского собора в 2001 году 18
2.7. Проблема сохранения народных традиций, культуры История рожечников во «Владимирских проселках» 20
Утрата народных традиций ведет к очерствению души (продолжение темы рожечников в рассказе в.Солоухина «Немой») 20
Ансамбль «Владимирские рожечники» областного Центра народного творчества (2001 год) 21
2.8. Гражданская позиция В.Солоухина – писателя и человека 21
Два пласта в лирической повести «Владимирские проселки» (эстетический и деловой) 22
3. Две редакции «Владимирских проселков» 23
3.1. Подробный построчный сравнительный анализ редакций с указанием страниц, границ сокращенного текста 24
3.2. Вывод из сделанных наблюдений 28
Заключение. Значимость книги для современного молодого человека 29
Изучением творчества В.А. Солоухина занимаюсь два года. Встречалась, беседовала с людьми, знавшими Солоухина (родственники, земляки, владимирские писатели). Участвовала в заседаниях солоухинского литературного общества «Слово». Ездила в Черкутино, переписывалась, встречалась с учащимися Черкутинской школы, которая носит имя Солоухина; была в Алепино, беседовала с героями лирической повести «Капля росы». Собран и оформлен материал по творчеству В.Солоухина: фотографии, сопровождающиеся текстами из разных произведений писателя, отзывы писателей о Солоухине, материал из педагогического университета о присуждении стипендий имени В.Солоухина, составлена фонотека и т.д. (см. приложение).
Считаю, что лучшие книги у Солоухина те, которые посвящены родному краю, поэтому для реферата выбрала тему: «Образ родного края в произведениях В.Солоухина (на примере лирической повести «Владимирские проселки»).
Разговаривая со сверстниками, да и со взрослыми людьми, убедилась, что с творчеством В.Солоухина знакомы немногие.
Цель моей работы: показать актуальность проблем, поднятых В.Солоухиным в его произведениях, убедить, что лирическая повесть «Владимирские проселки» – современная, интересная, познавательная и очень полезная книга для молодежи.
При написании реферата изучались материалы, посвященные творчеству писателя. Большая часть материалов, указанных в картотеке, это публикации в местной печати, опубликованные после 1997 года. Как правило, такие материалы научной ценности не представляют, многие из них прочитаны, но указаний на них в библиографии нет. Те источники, которые существуют в областной юношеской библиотеке, не содержат подробных аналитических работ, посвященных «Владимирским проселкам», в них, как правило, раскрывается одна из сторон: достаточно подробно говорит о лиричности повествования, как основной особенности «Владимирский поселков», Е.Старикова в книге…
Для уточнения некоторых исторических фактов, выяснения современного состояния архитектурных памятников, по экологическим проблемам в ходе исследований приходилось обращаться к историческим книгам, например, к «Истории земли русской» Нечволодова, к работникам Владимиро-Суздальского заповедника, периодической печати (газета «Молва»).
Считаю, что тема воспевания красоты родного края в трудах В.Солоухина представленным рефератом исследована не полностью. Прежде всего, это связано с определенными объективными трудностями. Вместе с тем, полагаю, что данная работа даст определенный толчок ознакомившимся с ней исследователям русской литературы, прежде всего, юным, заинтересоваться и более глубоко изучить творчество этого, без сомнения талантливого писателя-патриота владимирской земли.
Великий сын родной земли
Без тени фальши и лукавства
Воспел талантливо и властно
Проселки вечные свои
Ольга Маркова
Владимир Алексеевич Солоухин родился 14 июня 1924 года в селе Алепино Владимирской области.
Писал сначала стихи, потом прозу. Первое опубликованное стихотворение появилось в газете «Призыв» в 1938 году. (Нами просмотрена подшивка газеты «Призыв» за 1938 год в научной библиотеке г.Владимира, стихотворение Солоухина не обнаружено. Работа по поиску первой публикации продолжается). Большую известность получили такие произведения как «Мать-мачеха», «Владимирские проселки», «Капля росы», «Черные доски», «Записки из Русского музея», «Трава», «Тихая охота», «Смех за левым плечом», «Последняя ступень».
В.Солоухин в лирической повести «Капля росы» писал: «Автобиография состоит не из описания самого себя, а из описания всего, что ты увидел и полюбил на земле».
В библиотеках нет подробных исследовательских работ, посвященных творчеству писателя, его жизни. Но живут замечательные произведения, в которых душа писателя, его жизненные принципы, его нравственные законы. Многие творения писателя посвящены родной Владимирщине.
В 1957 году, после сорокадневного путешествия писателя по Владимирской земле, была написана лирическая повесть «Владимирские проселки».
В.Солоухин считал, что его творческий метод сформулирован в эпиграфе из Аксакова, предпосланном «Капле росы»: «Передавать другим свои впечатления с точностью и ясностью очевидности…» Сам Солоухин как-то сказал о себе, что относится к типу художников, у которых документ, факт стоят впереди фантазии. «Каждый раз, когда оказывался созерцающим великую одухотворенную красоту природы, говорил про себя: но ведь не должно же быть, что мне это дается одному, должны и другие видеть то же и чувствовать то же, нужны сопереживатели, созерцатели, тогда и природа сама будет еще ярче, еще духовнее и богаче».
Произведение написано от первого лица, от этого возникает дополнительное ощущение достоверности, убедительности.
«Владимирские проселки» и «Капля росы» положили начало целому литературному направлению – так называемой «деревенской прозе».[1]
О причине создания лирической повести «Владимирские проселки» В.Солоухин пишет: «По разным Заполярьям разъезжаешь, а родная земля совсем в забросе. Другие люди тебе о ее красоте рассказывают. …осознался моральный долг перед Владимирской землей, красивее которой (это всегда я знал твердо) нет на свете, потому что нет земли роднее ее. Тогда и пришло непреодолимое желание увидеть ее всю как можно подробнее и ближе».
Прежде чем отправиться в путь по родной земле, много часов провел В.Солоухин над картой, составляя маршрут. Карта была достаточно подробной: в каждый сантиметр укладывалось 5 км земли. Были перечитаны все путеводители, справочники, много часов проведено в залах библиотек, чтобы узнать как можно больше об истории родных мест, тех, по которым предстояло пройти.
«Одновременно созревал и план книги. Так что, отправляясь в поход, я имел более или менее четкую конструкцию ее…Задача состояла в том, чтобы незаметно для глаза, ловко распределить десятки элементов, составляющих повествование: плохие и средние колхозы, дремучие леса и бывшие барские усадьбы, собирание живицы и рыбную ловлю, недоверчивость людей и их природную сердечную доброту, процесс влияния городов на деревню, память о прошлом и взгляды на будущее… Да мало ли чего! Все это нужно было ухитриться разместить так, чтобы ничто не показалось нарочитым, ничто не резало глаза и слуха и чтобы в результате проступил сквозь страницы портрет родной земли», - так писал В.Солоухин в своей статье «Рассказать и сказать».[2]
В.Солоухин отправился в сорокадневное путешествие (пешком!) по Владимирской земле вместе с женой 7 июня 1956 года, в полдень, от деревянного моста через реку Киржач, которая служит в этом месте границей между областями Московской и Владимирской. Ими было пройдено 680 километров.
Только так, пешком проходя по земле, можно ее понять и почувствовать. «Бодро, хорошо идти по земле ранним утром. Воздух, еще не ставший знойным, приятно освежает гортань и грудь. Солнце, еще не вошедшее в силу, греет бережно и ласково. Под косыми лучами утреннего света все кажется рельефнее, выпуклее, ярче: и мостик через канаву, и деревья, подножия которых еще затоплены тенью, а верхушки влажно поблескивают, румяные, яркие»
В стихотворении В.Солоухина «Человек пешком идет по земле» (1964 г.) есть строки:
А человек между тем идет пешком по земле.
Вот сейчас еще на полметра вперед
Переставит он правую ногу.
Он глядит, как травинка дождинку пьет.
Он глядит, как пчела цветоножку гнет.
Он глядит, как домой муравей ползет.
Он глядит, как кузнец подкову кует.
Он глядит, как машина пшеницу жнет.
Как ручей течет.
Как бревно под ручьем лежит.
Жаворонком песня над ним дрожит.
Человеку тепло. Он снимает кепку.
Он куда-то идет по зеленой и доброй земле.
Когда повесть была напечатана, в 1957 году, критики не нашли точного слова, чтобы определить жанр произведения. Только потом появилось название: лирическая повесть. В книге Е.Стариковой «Поэзия прозы», вышедшей в 1962 году, есть статья «Родное и близкое», посвященная «Владимирским проселкам» В.Солоухина, в статье нет указания на жанр, употребляются слова «произведение» и «в дневнике», «в записках». Уже в последующие годы термин лирическая проза был переведен на «Дневные звезды» Ольги Берггольц, «Вишневый омут» и «Хлеб – имя существительное» Михаила Алексеева…Таким образом, В.Солоухина можно считать родоначальником жанра лирической повести.
Особенность жанра в творчестве В.Солоухина (лирические повести, этюды) объясняются, вернее всего тем, что он был поэтом и прозаиком одновременно. «Как человек, знающий в совершенстве несколько языков, думает все же на каком-нибудь одном, а именно на родном языке, так и поэт, если даже он пишет статьи, очерки, повести и рассказы, должен сохранить способность думать стихами», - так писал В.Солоухин в своей статье «Я шел по родной земле, я шел по своей тропе».[3]
«Владимирская земля отблагодарила внимательного путника. Именно при «пешем хождении» ему легче было рассмотреть на ней и маленькое и большое… А чтобы все увиденное расцвело под пером автора, надо, чтобы он был настоящим художником. Именно таким и оказался для счастливых читателей Владимир Солоухин. Он сумел передать красоту и обаяние родной природы во всех подробностях: в цвете, запахах и звуках».[4]
Велика эстетическая ценность книги. Она написана прекрасным, образным, «цветным» языком. После прочтения уже первых страниц повести «Владимирские проселки» поражает лиричность повествования, особая поэтичность пера Солоухина. «А попробуй лечь под березой на мягкую прохладную траву так, чтобы только отдельные блики солнца и яркой полудневной синевы процеживались к вам сквозь листву. Чего-чего не нашепчет вам береза, тихо склонившись к изголовью, каких не нашелестит ласковых слов, чудесных сказок, каких не навеет светлых чувств!»
Только поэт, влюбленный в родную природу, мог написать такие строки, полные чувства, света и красок. В статье «Цивилизация и пейзаж»[5] В.Солоухин пишет: «Чувство родной природы всегда входило и входит в такое важное понятие, как чувство родины, наряду с чувством родной истории и народа».
Е.Старикова в статье «Родное и близкое» отмечает: «Бесчисленные пейзажи любовно написаны в дневнике рукою поэта, чувствующего прелесть всех оттенков звуков, запахов и красок. От книги В.Солоухина в памяти остается аромат пригретого солнцем соснового бора и цветущего июньского луга.[6] «Безмолвно и тихо было в этом лесу. Там, высоко-высоко, где яркая зелень сосновых крон оттенялась яркой белизной облаков, может, и бродили какие ветерки, у нас, внизу было совсем тихо. В неподвижном нагретом воздухе крепко пахло медом, и некоторое время мы не могли решить, откуда исходит медвяный запах… Нам и в голову не могло прийти, что вон та невзрачная цветочная мелюзга может напоить огромный бор своим ароматом. Я сказал «невзрачная цветочная мелюзга» и тем незаслуженно оскорбил один из самых изящных и красивых цветов. Нужно только не полениться сорвать несколько веточек, а еще лучше опуститься на колени и бережно разглядеть. То, что издали казалось одинаковым, поразит вас разнообразием».
Художник вглядывается в каждый цветок, видит его неповторимость и изящество: «Если вглядеться – по тонкости работы, по изящности и хрупкости ничем не уступит брусничный колокольчик другому, большому цветку. У ювелиров, например, мелкая работа ходит в большой цене».
Любой цветок сорви среди поляны –
Тончайшего искусства образец,
Не допустил ваятеля резец
Ни одного малейшего изъяна.[7]
Когда читаешь «Владимирские проселки» В.Солоухина, невольно приходят на память слова Рыленкова: «здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться…». Удивляет способность писателя всматриваться в родную землю, вслушиваться в ее дыхание, чувствовать всем своим существом пульс родной земли. Писатель не просто сам видит, слышит, чувствуют природу, он уверен, что общение с ней поможет людям стать чище, добрее. «Как птица создана летать, так человек создан жить среди природы», - уверяет В.Солоухин.
В.Солоухин сожалеет, что «в наше время, увы, за каждым обращением к природе невольно подразумевается, что ее надо охранять, защищать и даже спасать». С горечью звучат слова одного из жителей села Караваева о реке Пекше: «Что вы, нет ни одной рыбины. Кольчугино в верхах стоит – вся рыба передохла».
В.Солоухин пишет: «Мы спим, занимаемся своими делами, а в это время и день и ночь сотни тысяч ядовитых потоков беспрерывно хлещут в светлые рыбные реки, убивают всякую жизнь».
Возникает вопрос: насколько проблема, поднятая В.Солоухиным в 1957 году, злободневна сегодня?
Мы обратились к документам, в которых содержатся данные по интересующему нас вопросу, интересовала не проблема вообще, а состояние конкретных рек, названных Солоухиным, и конкретные предприятия:
«Комитетом по водному хозяйству (Владводресурсы) за счет госбюджетных средств в 1993 году подготовлены 8 проектов по установлению водоохранных зон и прибрежных полос, направленных на улучшение состояния, охрану малых рек и увеличение водосборных площадей рек Колокша, Рпень, Пекша, Нерль, Вороновка, Ундолка, Ушна, Ворша».[8]
Это сообщение давало нам основание для оптимизма, но материалы 1998 года не оставили от этого чувства и следа.
«АООТ «Кольчугцветмет» является основным источником загрязнения реки Беленькая. В 1998 году в водный объект предприятием сброшено 2601.0 тыс.м3 загрязненных сточных вод, в том числе 468.1 тыс.м3 без очистки. Сброс неочищенных сточных вод осуществляют АОА «Кольчугцветмет», МУП «Кольчугтеплоэнерго» и завод «Электрокабель».[9]
Владимирская инспекция по надзору за радиационной безопасностью осуществляет надзор на 89 предприятиях Владимирской области. Наиболее потенциально опасными предприятиями являются ……АО «Кольчугцветмет» (названо 6 предприятий)[10]
Проблема, о которой писал В.Солоухин в 1957 году, стала угрожающей. В авторском первоначальном варианте «Владимирских проселков» есть жесткое высказывание писателя по поводу загрязнения рек промышленными отходами: «…лишняя тонна проволоки ценнее и нужнее, чем лишний год жизни, прожитый каждым горожанином в отдельности. Недодать тонну проволоки – преступно. Вылить яд в речную воду, которая потечет через сотни деревень – не преступно. А, по-моему, также надо за это судить, как за умышленное преднамеренное убийство» (авторский вариант опубликован в 1990 году).
Прошло 44 года, во многом изменилась жизнь, экономика, только наши малые реки по-прежнему несут «мертвую» воду.
Из чего складывается любовь к родной земле? Где истоки этого чувства?
На 15 день путешествия исполнилась давняя мечта В.Солоухина – увидеть, где рождается с детства любимая, протекающая рядом с родным Олепино река Ворща. «Теперь можно было разглядеть дно колыбели. Оно было песчаное, чистое. Там и тут мельтешили в неподвижной, как бы застекленной воде фонтанчики песка. Значит, там-то и вырываются из земли родниковые струи. Я насчитал 60 мельчайших песчаных фонтанчиков. Конечно, мы пили родниковую воду и умывались почти благоговейно. А потом пошли по течению. Вода повела нас туда, где заплуталось во ржи да клеверах мое невозвратное детство».
Родина – родник это слова одного корня. Для Солоухина они становятся словами синонимами. Мотив родины, родника звучит и в стихотворении 1945 года «Родник»:
Я тех мест святыми не считаю,
Только я не так еще отвык,
Только пусть пока не высыхает
Очень звонкий маленький родник.
Пусть вдали от низенького дома
Я, мужая, сделаюсь седым.
Я еще приду к нему, живому,
И еще напьюсь его воды.
В очерке В.Солоухина «Время собирать камни» есть замечательные слова: «Да, из любви к конкретным вещам складывается любовь к родине, если же эта любовь озарена и оплодотворена любовью к преданиям, к легендам, к истории, то это и будет культура».
Автор «Владимирских проселков» хорошо знал историю своего края. Недаром Солоухин упоминает о зимних сидениях в Ленинской библиотеке над старинными книгами, справочниками, о работе с картой.
О чем же рассказала карта В.Солоухину?
О том, что жили на нашей земле некие племена финского корня: мурома, меря и весь. До сих пор живут таинственные, не расшифрованные никем названия: Муром, Суздаль, Нерль, Пекша, Ворща, Колокша и т.д.
Но появились славяне и построили села: Красное, Доброе. По названиям можно узнать, откуда шли славяне: Лыбедь, Галич, Вышгород – все это киевские словечки.
Рассказала карта и о поэтичности народа, потому что черствый, сухой человек никогда не дал бы деревне такого названия как Вишенки, Жары или Венки.
В лирической повести «Владимирские проселки» мы встречаем около 80 географических названий:
Озеро Введенское, река Шеридарь, село Воскресенье, село Перново, река Вольга, село Головино, река Кучебжа, село Колобродово, село Жары, село Воспушки, река Большая Липна, село Караваево, река Пекша, село Троица, село Дубки, село Кольчугино, село Ильинское, дорога Стромынка, деревня Федоровка, село Клины, город Юрьев-Польской, река Колокша, река Гза, село Глотово, село Симы, село Вески, село Числовские Городищи, Липецкое поле, село Варварино, село Ратислов, деревня Бусино, село Олепино, село Спасское, деревня Корнево, село Небылое, село Кобелиха (Красное заречье), село Невежино, город Нежинск, город Суздаль, село Омутское, село Сергеиха, река Киржач, село Гусево, село Полушино, деревня Ивановская, село Володарка, река Увадь, деревня Понюхина, село Клячково, озера Ратчино, Пескра, Вичуги, Зарослое, Поганое, Штаны Большие и Малые, Бобры, река Клязьма, деревня Старый Двор, деревня Зайкино, деревня Куземино, село Санниково, село Мстеры, город Вязники, озеро Кшары. Без подробного описания упоминаются: село Митино, село Троица, село Новоселки, село Фроловское, река Черная, деревня Городища, река Еза, деревня Лежнево, река Кидекша, деревня Лошаки, река Каменка, деревня Негодяиха (Львово). (Названия расположены в том же порядке, что в книге В.Солоухина)
За каждым географическим названием в лирической повести стоит его описание. С любовью, а иногда с болью повествует автор о судьбе сел и деревень, рассказывает о деревенских жителях. Через годы доходят до нас слова деда Антона (в 1957 году ему было 76 лет) из села Жары :
«Куда уходят с этих-то воздухов! Нельзя землю бросать. Нельзя золото бросать. Ведь это золото: Придет время, спохватятся. Поймут… Все вернутся к земле. Нельзя бросать… Золото…»
Перед нами тоже карта Владимирской области, достаточно подробная: ее масштаб 1:200000, т.е. в 1 см 2 км, что в 2,5 раза подробнее карты В.Солоухина. Год издания карты 1987 (см. приложение).
Мы проложили маршрут сорокадневных путешествий В.Солоухина и его спутников (сопровождала писателя Роза Лаврентьевна Солоухина, а в Юрьеве к ним присоединился художник Сергей Куприянов).
На нашей карте мы, к сожалению, не нашли село Колобродово, деревню Федоровку,село Гусево, село Полушино, где так заразительно плясали Елецкого, деревню Куземино.
Почему нет этих сел на карте? Неужели, безжалостное время навсегда стерло их с лица земли, и остались они в воспоминаниях людей, там живших, да в лирической повести В.Солоухина «Владимирские проселки»:
«Редко стояли дома в Колобродове. Между соседними домами можно видеть две или три ямы, заросшие лопухами и крапивой. Иногда тут же стоит целая печь с трубой, но чаще кирпичи, сложенные в штабель. А то и нет ничего. Два дерева со скворечниками да горькие лопухи. Было это похоже на выпавшие от цинги зубы. Некоторые дома стоят еще исправные, но заколоченные наглухо…В Лошаках и вовсе один дом остался…».
В литературно-художественном и краеведческом сборнике «Владимир» за 2000 год опубликован список исчезнувших деревень Владимирской области (автор работы Николай Померанцев). В этом списке значатся: деревня Лошаки, деревня Полушино, деревня Гусево. Деревня Куземино, деревня Федоровка, село Колобродово не обозначены на карте, но их нет и в списке исчезнувших. Судьбу этих деревень предстоит выяснить. Надеемся встретится с автором списка (см. приложение).
Село Числовские Городищи почему-то обозначено как Городище, село Кобелиха, прославившееся своими рожечниками, именуется по колхозу Красное Заречье (интересно, не жаль старого названия, прошедшего через годы?).
«Владимирские проселки» содержат много исторических сведений о родном крае. Когда читаешь эту книгу, появляется гордость за то, что довелось тебе жить в самом историческом центре России, хочется больше узнать об истории народа, его культуре, и появляется ответственность за эту родную тебе землю.
Узнаешь, что в селе Караваеве были фамильные склепы графов Апраксиных, князей Воронцовых, к сожалению, они разорены.
Село Клины, как говорят, было вотчиной бояр Романовых, от которых пошла династия русских царей, и первый русский царь Михаил Романов родился будто бы именно в Клинах.
О сельце Вески в 1853 году была написана книжица помещиком Владимиром Васильевичем Калачевым, который захотел оставить память потомкам о своем селе. В книге подробнейшим образом сообщается о жителях, их привычках, одежде, сельском хозяйстве. Какую память оставят потомкам о себе, люди, живущие в селе Вески в 20-21 веке?
Интересна история невежинской (или нежинской) рябины, рассказанная на страницах лирической повести «Владимирские проселки».
Необычна история села Варварино, которым во второй половине 19 века владела Екатерина Федоровна Тютчева – дочь поэта. Сюда был выслан Иван Сергеевич Аксаков, в это село приезжал Репин, чтобы написать портрет Аксакова. В частной коллекции профессора Зильберштейна хранится картина Репина с пейзажем села Варварина. В.Солоухин пишет, что, может быть, увековечат в селе Варварино имя Аксакова, хоть клуб назовут его именем.
Сведений о селе Варварино во Владимиро-Суздальском заповеднике нам не дали, музея в селе нет, имя Аксакова не увековечено.
Интересны сведения о знаменитой Липецкой долине. Солоухин читал о Липецком сражении по Костомарову, Соловьеву и Карамзину, а также частично по летописи. «Много прошло веков, затянулась, пересохла речка, остались только кусты на дне долины».
Это место должно быть вечным предостережением русскому народу, рассказывая о тех тяжелых временах России, когда «сын шел на отца, брат шел на брата, рабы на господ». Всегда ли впрок идут уроки истории? Не повторяет ли народ уже однажды совершенных ошибок? О многом заставляют задуматься страницы «Владимирских проселков», будят мысль, зовут к размышлению.
Что же случилось с нашими людьми, если умирает гордость за свой народ, не хранятся в памяти и не передаются по наследству предания о славных подвигах своих прадедов, нет бережного отношения к истории своего народа.
Интересны сведения о селе Симы, где в 1812 году, после ранения в Бородинском сражении, умер Багратион. Так луч Багратионовой славы упал на глухое село, «осветил его для многих и многих поколений, отняв у безвестности». В 1957 году В.Солоухин пишет: «Собственно, смотреть в доме было уже нечего. Мы надеялись, что одна историческая комната в нем сохранена в неприкосновенности. Но ошиблись. Мало того, провожатый совсем не знал, где эта комната, и от нас впервые услышал, что здесь, в этом доме, где теперь он постигает азы агротехники и винокурения, в 1812 году, после ранения под Бородиным, умер Багратион. Мы сходили и к церкви, где славный полководец был похоронен сначала. Но никто не мог нам объяснить, где же была могила».
В марте 2001 года во Владимирском музее-заповеднике мы получили следующие сведения: «Музей в селе Симы был открыт в семидесятые годы в период объединения музеев области во Владимиро-Суздальский музей-заповедник. В настоящее время музей существует – это небольшая выставка на стендах об истории села Симы и его обитателях. Выставка расположена в помещении Дома культуры. Это бывшая усадьба князей Голицыных. Сохранился двухэтажный каменный дом, территория парка в запущенном состоянии. В селе существует церковь, где похоронены отдельные представители семьи князей Голицыных. Там же был первоначально похоронен Багратион, а в 30-е годы 19 века его прах перенесен на Бородинское поле» (см. приложение).[11]
Судьба русских церквей, архитектурных памятников всегда волновала В.Солоухина.
Конечно, можно прочитать о Юрьев-Польском в справочниках, исторических книгах, но только у Солоухина «Белые церкви Юрьева мы увидели вписанными в загустевшую синеву, от этого белизна их казалась неестественно яркой. Мы остановились на минуту на холме, с которой древний и деревянный городок открылся во всех подробностях, как бы положенный на дно глубокого ярко-зеленого блюда». Великолепный Георгиевский собор мы видим глазами В.Солоухина: «Обстроенный со всех сторон пышными и громоздкими церквами, он все равно выделяется и теперь, но уже своей простотой и скромностью». С маленькой скромной жемчужиной среди морских камней сравнивает писатель собор. С горечью (в который уже раз) замечает писатель, что разрушается собор в Юрьев-Польском, никаких восстановительных или укрепительных работ там не ведется. «Может быть, мы последнее поколение, кто имеет возможность увидеть глазами эту истинную жемчужину, пролежавшую на зеленом берегу Колокши восемьсот лет».
Через 44 года после написания «Владимирских проселков» мы обратились во Владимирский музей-заповедник и получили следующие сведения: «В 1980 году реставрацией Георгиевского собора занимались Владимирские реставрационные мастерские (ВСЭНРПМ), главный архитектор И.А.Столетов. Были заменены кровли, произведена вычинка белокаменных блоков с утратами, укрепление и очистка белого камня от поздних побелок и загрязнений. Сейчас оказалось, что снятие поверхностного слоя повлияло на рельефы пагубно. Георгиевский собор ныне – сплошной клубок проблем. Реставрационные работы так и не закончены, не ведутся; камень разрушается как снаружи, так и внутри. Мероприятий по температурно-влажному режиму не проводится. Кажется, нет даже смотрителя (в соборе экспозиция с большим количеством разных камней» (см. приложение).[12]
Отдельным законченным произведением можно считать главу, посвященную селу Глотово, точнее описанию Глотовской церкви.
«В окружении могильных крестов и деревьев, дошедшая из тьмы времен, пришедшая сразу из всех сказок, стояла деревянная церковка».
Подробно, стараясь сохранить, подметить каждую деталь рисует нам художник-Солоухин эту церковь. Болью пропитаны слова: «Осенние дожди насквозь пробивают изъеденную желтым лишайником крышу глотовской церковки. Она истлевает на корню, а когда истлеет, не останется второй такой во всей России… В Швеции да и ближе еще, в Риге есть оригинальный музей. В парке собраны разные деревянные старинные постройки… Неужели мы меньше шведов и латышей любим свою старину, что не можем устроить такого музея! Осенние дожди насквозь пробивают изъеденную желтым лишайником крышу глотовской церковки. Она истлевает на корню, а когда истлеет, не останется второй такой во всей России. Созданная безымянными мастерами, она создана как бы самим народом, она фольклор… Былину можно издать большим тиражом, а церковь одна, ее можно лишь беречь и хранить».
Сколько боли в этих словах, сколько желания спасти, сохранить.. У этой истории счастливый конец. Уже после выхода в свет лирической повести «Владимирские проселки» Глотовская церковь была перенесена в город Суздаль. Стоит она сейчас за Рождественским собором, радуя своей красотой. Конечно, в спасении этого шедевра деревянного зодчества большая заслуга и В.Солоухина.
Е.Старикова[13] отмечает: «Читая записки В.Солоухина, очень остро ощущаешь, какая она, действительно, древняя, владимирская земля. На каждом шагу подстерегают здесь путника прославленные и безвестные свидетельства глубокой старины. Поэтические описания Суздаля, Юрьев-Польского, храмов, соборов, крепостных валов и заросшей травой Стромынки сообщают запискам писателя трепет подлинного прикосновения к народным святыням.» (см. приложение)
По мнению Солоухина, утрата народных традиций, культуры неминуемо ведет к очерствению, опустошению души, утрате нравственных идеалов.
Село Кобелиха знаменито тем, что славилось когда-то рожечниками. Раньше в деревнях Владимирщины пастуха выбирали по тому, как он на рожке играет. Далеко по России шла слава о Владимирских рожечниках, играли и самому царю, бывали за границей. Но в селе не удалось В.Солоухину послушать рожок, остались только воспоминания о былых временах. Только под Суздалем удалось путешественникам услышать настоящий владимирский рожок: «В такую вот тихую минуту в занерльских далях и заиграл рожок. Казалось, он поет совсем близко за холмом. Нужно только перебежать речку и взобраться на холм, как тотчас увидишь, кто играет. А пел рожок переливчатую песню».
О потере вековых традиций рассказ Солоухина «Немой». Давно уже нет романтики пастушьего рожка, созывающего стадо. Пастух Анатолий в рассказе нерадив и пьяница. Но однажды прорвалось наружу то, что спрятано глубоко в тайниках его души. Была у Анатолия в юности мечта – научиться играть на рожке, но умер старик-учитель, не успел передать своего мастерства Анатолию. «Что же мне делать, а? Ведь оно –утро, солнышко восходит, река, туман, тишина вокруг. В душе музыка, а сам я – немой. Немой! … А как же мне быть? Куда музыку-то мою девать?…»
Тема рожечников не оставляла равнодушными владимирских писателей: в 1952 году Сергей Никитин написал рассказ «Чудесный рожок»
В лирической повести В.Солоухина «Деревенские проселки» есть такие строки: «…унесли на память по отличному пальмовому рожку, которые лет через двадцать так же трудно будет достать на земле, как и живого мамонта».
К счастью, В.Солоухин ошибся. Искусство рожечников продолжает жить. Его в наши дни бережно сохраняет и продолжает ансамбль «Владимирские рожечники» (художественный руководитель Виталий Вуколов) областного Центра народного творчества. Мы с удовольствием посещаем концерты владимирских рожечников, хочется верить, что на одном из солоухинских праздников зазвучат над селом Олепино звуки владимирских рожков - напоминание о бессмертной душе русского народа, о его национальных традициях. Об истории владимирских рожечников можно прочитать в газете «Молва» за 16 марта 2000 года (см. приложение).
Во «Владимирских проселках» только два героя, - отмечает Е.Старикова,- земля, скромная красавица, одетая в благоухающий наряд июня, и автор, влюбленный в нее. А книга В.Солоухина носит характер лирического признания, приглашающего весь мир разделить восхищение и радость поэта, как бы вновь открывшего для себя и для людей прелесть родного края.
Конечно, хотелось бы на этой оптимистической ноте закончить свой рассказ, но не влюбленным юношей, а любящим свой край зрелым человеком идет по земле Солоухин.
В статье «Рассказать и сказать»[14] Солоухин пишет: «Любовь диктует слова. Толстой где-то сказал: «Посмотрите на влюбленных – всегда талантливы». Не нужно твердить, разумеется, на каждом шагу: «О, любимая земля!», «О, люди, как я вас люблю!"»Но если вы действительно любите, то любовь независимо даже от сознания осветит и согреет страницы, написанные вами. Она подскажет вам слова, даст краски, навеет музыку. И что самое главное – ее обязательно почувствует читатель».
Любить – значит сопереживать, сочувствовать, вместе делить радости и горести. И не только любовь, но и боль за родную землю звучит в его «Владимирских проселках», а также огромное желание помочь, спасти.
Не все стороны жизни одинаково поэтично раскрываются во «Владимирских проселках». В.Старикова выделяет в произведении два пласта наблюдений: эстетический и деловой, хотя и дополняющие друг друга, но не всегда сливающихся. Вот этот самый, деловой пласт совершенно не остается в памяти даже после третьего прочтения «Владимирских проселков», хотя автор добросовестно и обстоятельно рассказывает о достижениях, заботах, проблемах каждого колхоза. В своей работе мы не будем подробно разбирать эту сторону «Владимирских проселков», хотя для изучения истории края, его экономического развития пятидесятых годов, книга содержит ценный материал.
И здесь Солоухин не посторонний наблюдатель. Болью отзывается в сердце описание вымирающих деревень, равнодушие крестьян и к результатам своего труда и к самой жизни. Бегает по селу Головино бригадир, сзывая своих нерадивых односельчан на работу; в сенокосной поре нет прежней радости (даже косы не запасены); спит в селе Колобродово в самую горячую летнюю пору пьяный (уже который день) председатель. Пьянство всегда было бедой русского народа. Но пьяная деревня Клячково, в которой не было трезвых, потому что все самозабвенно второй день праздновали престол – Владимирскую богоматерь, вызывает страх. Главное-то противоречие заключается в том, что разграблены все церковные святыни, разрушаются храмы, а церковный праздник отмечается поголовным пьянством, а часто и страшными драками. «Старички рассказали нам, что на этот раз Владимирская обошлась без убийства. «Слава Богу, нынче все тихо. Если вечером ничего не случится, значит, и пронесло!» (Эти строки в редакции 1957 года были вычеркнуты).
Почему В.Солоухин, у которого лучше всего получаются пейзажные зарисовки (а их светом и наполнены все страницы повести), поднимает в своем произведении нравственные и социальные проблемы? Наверное, потому что В.Солоухин был не только художником, но и гражданином, и сыном своей родной земли, жил ее болью и радостью.
«Владимирские проселки» принесли писателю первый настоящий успех. Однако более 30 лет (до 1990 года) читатели могли познакомиться лишь с урезанным вариантом повести. Вот как складывалась история публикации «Владимирских проселков». Из дневника жены писателя Розы Солоухиной:[15]
«-Розанька, прочитай, - сказал В.А. как-то неуверенно. - Не знаю, что получилось. Может… это никому не нужно… Куда нести? В «Новый мир»? В «Знамя»?
Надо ли напоминать, как я ждала эту книгу? Не отрываясь, читала всю ночь. Я ликовала. Град Китеж поднялся! Не было еще такой книги, как «Проселки». Этими словами я разбудила В.А.
-Только в «Новый мир»!
К.М.Симонов был тогда главным редактором «Нового мира». Рукопись он взял и наутро звонит:
- Старик, ночь читал напролет… Отодвинем все – пускаем «Проселки» вне очереди».
Ликование молодого автора очень скоро сменилось отчаянием: редактор не только вычеркнул самые злободневные места, но и заставил дописать несколько вставок «В духе приближающегося сорокалетия» Советской власти. В.Солоухин писал: «Когда я перелистал рукопись и увидел все отчеркнутое и подчеркнутое… преувеличу, если скажу, что я рыдал и плакал, но рыдать и плакать мне хотелось».
Лишь в 1990 году был опубликован первоначальный вариант повести. Конечно, как писал автор в предисловии к этому изданию, всему свое время, «дорога ложка к обеду»; впечатление от произведения формируется раз и навсегда на основе его первой публикации, и для огромной массы читателей «Владимирские проселки так и останутся «приглаженными».
Сравнивая редакции 1990 (первоначальный вариант повести) и 1957 годов, указываю страницы книги Владимир Солоухин «Возвращение к началу» (Лирическая повесть и роман. Москва «Современник» 1990)
Стр.11 В редакции 1957 года нет сообщения о ворожее в Пересекино. Сокращение от слов «Там, ведь у вас волшебница объявилась… до слов …в самовнушении кое-что понимает».
Стр.18, 19 В редакции 1957 года сокращения от слов «Слово – серебро, а молчание – золото…» по «…Почти всегда бывает так в этих случаях». (Встреча с Сергеем Никитиным и земляком поэтом – песенником. Фатьяновым)
Стр. 20 Редакция 1990 года: «Что же касается Дмитрия Пожарского, то с его могилы на облицовку Московского метрополитена увезли только мраморный мавзолей, а останки князя и поныне - в Суздале». Редакция 1957 года: Что касается Дмитрия Пожарского, то с его могилы куда-то увезли только мраморный мавзолей, а останки князя и поныне в Суздале». Восстановление первоначального варианта этой фразы считаю принципиальным (примечание автора реферата).
Стр. 21, 22 Сокращения в редакции 1957 года значительные. Полностью отсутствует эпизод встречи с «самым ответственным человеком в области», отсутствует тема, связанная с Сергеем Никитиным.
День первый.
Стр. 29, 30, 31 В редакции 1957 года отсутствует указание, что в Введенском монастыре – женская колония.
День второй.
Стр. 31 В редакции 1957 года нет стихотворения. Последнее четверостишие стихотворения:
Земля на всех одна – и все же
За двадцать верст уйдешь пешком,
И назовут тебя прохожим,
Не называя земляком…
А дальше следует предложение: «А пусть называют прохожим. Лишь бы на деле оставаться всегда земляком».
Эта мысль содержится, подразумевается почти на каждой странице повести, поэтому прямая формулировка здесь и не обязательна. Начало главы в редакции 1957 года выглядит более цельным. (Мнение автора реферата).
Стр.39 Первоначально было предложение: «Тут внизу раздалась матерная брань и крики». В редакции 1957 года слово «матерная» убрано. Восстановление первоначального варианта дает правдивую картину, к сожалению, матерщина – болезнь на теле русского языка.
День третий.
Стр. 41, 42 В издании 1957 года отсутствует рецепт Верзилина приготовления чая из земляничных и малиновых листьев.
Стр.55 В редакции 1957 года произведена замена диалога.
День пятый.
Стр.66 В редакции 1957 года отсутствует текст:
А сколько их в Пекше, памятников таких, - объяснил Володя Сахаров, взявший на себя обязанности гида.
Как так? Очень просто. Как с горки толкнешь, так в реке и будет.
Мы подошли к обрыву. Обрыв представлял крутую, высокую кирпичную осыпь. Оказывается, одну разломали и кирпичи свалили с обрыва. К другой церковке приделали бетонную пристройку с высокой тонкой железной трубой – паточный завод. Пока он еще не работает, а почему – Володя не знал. Под разломанной церковью и был склеп графов Апраксиных – переоборудованный теперь в прохладное просторное овощехранилище».
День шестой, седьмой, восьмой, девятый.
Стр.76 В редакции 1957 года содержание беседы с девушкой – крановщицей изменено.
Стр. 80, 81 В редакции 1957 года нет текста об изобретении нового устройства, зато вписан рассказ старика о забастовке.
Стр. 86 В редакции 1957 года убраны слова, в которых содержится отношение автора «Владимирских проселков» к загрязнению рек промышленными отходами:
«А все это от убеждения, рожденного десятилетиями. Состоит оно в том, что лишняя тонна проволоки ценнее и нужнее, чем лишний год жизни, прожитый каждым горожанином в отдельности. Не додать тонну проволоки – преступно. Вылить яд в речную воду, которая потечет через сотни деревень – не преступно; А, по-моему, также надо за это судить, как за умышленное преднамеренное убийство».
Стр.92,93 В редакции 1957 года есть сокращения текста.
Стр.97 В редакции 1957 года изменен диалог с рыбаками.
День одиннадцатый.
Стр.104 В редакции 1957 года незначительные сокращения
Стр.105 В редакции 1957 года сокращения со слов «Нужно сказать, что в далекие времена…» по «…Теперь снова потребовалось красивое»
День тринадцатый.
Стр.125 В редакции 1957 года есть небольшие сокращения текста.
День четырнадцатый.
Стр.144 В редакции 1957 года нет диалога о пенсии.
День шестнадцатый.
Стр.148 В редакции 1957 года сокращена часть диалога, нет упоминания о деревенских драках.
День семнадцатый.
Рассказ о событиях этого дня отсутствует в первоначальном варианте, в редакции 1957 года дописан.
День двадцать третий.
Рассказ о Прасковье Ивановне, депутате Верховного Совета, отсутствовал в начальном варианте, существует в редакции 1957 года.
Стр.155-158. В редакции 1957 года нет описания чайной.
Двадцать четвертый день.
Стр. 163. В редакции 1957 года небольшие сокращения в диалоге.
Двадцать шестой день.
Стр.181 В редакции 1957 года диалог сокращен от слов «Однако, когда я решил…» по слова: «…Мы назвались, но, кажется, это мало его успокоило».
Двадцать седьмой – тридцатый день.
Стр. 185 В редакции 1957 года небольшие изменения, чаще всего перестроение предложений.
Стр.190 В редакции 1957 года сокращение абзаца «А то, что даны нам смета и план реставрации…»
Стр. 191, 192 Редакция 1957 года не содержит сведений о том, что в Спасо-Евфимиевском монастыре находится женская тюрьма.
Стр.193,194 В редакции 1957 года был сокращен текст со слов «Начальство областное и московское…» до конца главы.
Тридцать первый день.
Стр.197,198 В редакции 1957 года сокращен текст со слов «Все шло хорошо…» по слова «…нельзя ли где прилечь». Существуют сокращения при описании горохового поля.
Тридцать второй день.
Стр.205 В редакции 1957 года не названа деревня Ивановская, прославившаяся деревянными кружевами. Небольшие сокращения в конце главы.
Стр.210 В редакции 1957 года отсутствует текст: «Старички рассказали нам, что на этот раз Владимирская обошлась без убийства. «Слава Богу, нынче все тихо. Если вечером ничего не случится, значит, и пронесло!»
День тридцать четвертый.
Стр.218 В редакции 1957 года небольшое сокращение (завтрак)
Тридцать девятый день.
Стр. В редакции 1957 года нет эпизода встречи с Иваном Симоновым со слов «К вечеру мы зашли на квартиру…» по слова «…для материального подкрепления, да, верно, и отдыха».
Стр. 246 Несовпадение имени героя - Гена (1957год) – Володя (1990год)
Стр.248 После абзаца «Мы закричали «ура»… в редакции 1957 года есть вставка текста.
Сравнив две редакции, можно сделать следующие выводы:
К счастью, эстетическая сторона повести в редакции 1957 года не пострадала, нет сокращений в пейзажах, описаниях памятников, исторических событий, нет в них и лексического редактирования.
По нашему мнению (возьмем на себя такую смелость), не пострадала лирическая повесть и от того, что полностью убрана повествовательная линия, связанная с Сергеем Никитиным. Произведение стало более цельным.
Большинство правок носят «приглаживающий» характер, ретуширующий. В результате теряется достоверность, во многих сценах меняется колорит повествования. Редакция «Владимирских проселков» 1957 года напоминает ситуацию перед приездом высокопоставленного чиновника, когда быстро асфальтируют дороги, на тракториста надевают новый светлый комбинезон, и он заучивает свою речь, написанную на бумажке. Так выглядят в исправленных диалогах герои повести. Многие вставки, написанные Солоухиным поневоле, - яркие приметы времени (рассказ о депутате, воспоминание о забастовке).
Проведя сравнительный подробный анализ редакций, указываю все сокращения с обозначением страницы и границ сокращенного текста. Те части текста, которые считаю принципиально важными, цитирую полностью, иногда вношу небольшие комментарии.
Не смотря на все сокращения и преобразования текста в редакции 1957 года, В.А.Солоухин сумел сохранить и отстоять гражданскую позицию человека, болеющего сердцем за родной край.
Лирическая повесть В.А.Солоухина «Владимирские проселки» написана прекрасным, ярким, образным языком, имеет огромную эстетическую ценность, содержит множество интересных исторических сведений о родном крае. В книге находим злободневные проблемы: вопросы экологии, сохранение культурных ценностей, возрождение духовности русского народа. Привлекает гражданская позиция В.Солоухина – художника и человека.
Считаю, что книга В.Солоухина современна, полезна, и необходима для чтения и изучения молодым людям.
В.Солоухин завещал похоронить себя в родном селе Алепино. Он вернулся к родной земле, которую так любил. А отпевали первого президента общественного Совета по восстановлению Храма Христа Спасителя в только что возведенных стенах этого храма. На панихиде присутствовал Святой Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, который, отдавая дань писателю, сказал, что Владимир Алексеевич был первым, кто обратил внимание общественности к своим историческим корням (см. приложение).[16]
Каждое лето в маленькое село Алепино съезжаются поэты, писатели, почитатели таланта В.Солоухина, люди, любящие свой родной Владимирский край.
* * *
[1] «Певец владимирских проселков» (к 75-летию со дня рождения В.А. Солоухина) Методико – библиографические материалы Владимир, ОУНБ им. М.Горького, 1999 год, стр. 7
[2] Владимир Солоухин «Волшебная палочка» Московский рабочий 1983 год, статья «Рассказать и сказать», стр.10
[3] В.Солоухин 4-х томное собрание сочинений Москва «Художественная литература» 1983 год т.1, стр.216
[4] Е.Старикова «Поэзия прозы» Советский писатель Москва 1962 год, статья «Родное и близкое»
[5] Владимир Солоухин Волшебная палочка» Московский рабочий 1983 год, статья «Цивилизация и пейзаж», стр. 240
[6] Е.Старикова «Поэзия прозы» Советский писатель Москва 1962 год, статья «Родное и близкое»
[7] В.Солоухин «Венок сонетов», сонет 2
[8] Ежегодный доклад «О состоянии окружающей среды и здоровья населения во Владимирской области в 1993 году» Под редакцией В.М.Вильдеева. Владимир 1994 Администрация Владимирской области
[9] Ежегодный доклад «О состоянии окружающей природной среды и здоровья населения Владимирской области в 1998 году» Владимир 1999 Администрация Владимирской области, Управление природовользования стр.25, 32
[10] Ежегодный доклад «О состоянии окружающей природной среды и здоровья населения Владимирской области в 1998 году» Владимир 1999 Администрация Владимирской области, Управление природовользования стр 65
[11] Информация предоставлена работником Владимирского музея-заповедника Серебряковой Мариной Алексеевной.
[12] Справка получена от работника Владимирского музея-заповедника Серебряковой Марины Алексеевны.
[13] Е.Старикова «Поэзия прозы» Советский писатель Москва 1962 год, статья «Родное и близкое»
[14] Владимир Солоухин «Волшебная палочка» Московский рабочий 1983 год, статья «Рассказать и сказать», стр.8
[15] Солоухина Р. Дневник «Юность» 1998 № 7, 8, 10
[16] СЛОВО Российский журнал художественной литературы и общественной мысли № 1 1998 год, статья Сергея Харламова «Вспоминая Владимира Солоухина»
Две лягушки
Ель
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Ёлочная игрушка "Новогодняя калитка"
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку