Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 113.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Троекурово Лебедянского района Липецкой области
Исследовательская работа:
«Святой колодец села Троекурово»
Работу выполнили:
ученики 4 класса
Коробко Полина,
Сигаева Варвара
Руководитель:
учитель начальных классов
МБОУ СОШ с.Троекурово
Иншакова Л.В.
Троекурово
2024г.
Содержание.
Введение
Актуальность исследования
Цели и задачи
Место исследования, материал и методика исследования
Основная часть
1. Родник или святой источник?
2. Географическое положение. История появления Святого колодца с.Троекурово.
3. Социологическое исследование и результаты.
4 Исследование воды родника «Святой источник Владимирской Божьей Матери».
5.Святой колодец в наши дни
Заключение
Литература и источники
Приложения
Введение.
Любой край, город, любая деревня неповторимы. Мы живем в селе
Троекурово. Для нас наше село самое лучшее. Природа здесь прекрасна в любое время года. Каждый человек гордится своей Малой родиной, его памятными местами, интересными объектами. В качестве объекта исследования мы выбрали Святой источник, расположенный в селе Троекурово.
Он является не только исторической, краеведческой ценностью Липецкой области, но и, развивая духовную культуру, воспитывает нравственные качества личности. Святой источник – Божий дар, это прекрасное место на земле, куда приезжают душой отдохнуть, соприкоснувшись с чудом. У каждого источника есть своя история, которую хотелось бы знать. На уроках ОРКСЭ тема: «Святые источники» заинтересовала нас, и мы решили изучить историю своего Святого колодца.
Актуальность темы исследования
Актуальность данного проекта состоит в том, что он способствует
привлечению подростков к сохранению уголка природы. Родники стали символом самых дорогих для нас вещей: отчего дома, края, где мы выросли, Родины в целом. В истории нашей страны есть «страшные страницы». Это время разорения и уничтожения храмов, разрушение монастырей, гонения на служителей церкви, людей исповедующих православную веру. Таким же испытаниям подвергся и наш Святой источник. Его засыпали землей, заваливали мусором и замуровывали цементом. Но все действия были напрасны…
Чудесным образом, святые струи пробивались сквозь толщу бетона, очищались от грязи, направляя свои воды навстречу верующим. Сегодня мы исправляем ошибки наших прадедов, восстанавливая источники, изучаем по крупицам историю их возникновения.
Недаром у слов «Родина» и «родник» общий корень. Родники называют алмазными бусинками России.
Поэтому целью данной работы является изучение истории возникновения Святого источника в селе Троекурово, а также показать силу святой воды , её значение в жизни человека.
Проблема: малая изученность истории возникновения Святого колодца с.Троекурово.
Для достижения поставленной цели нам предстоит решить следующие задачи:
1.Провести исследовательскую работу через изучения научной, научно-популярной, художественной литературы, периодической печати и сайтов Интернета по теме исследования.
2.Расспросить местных жителей о легендах, связанных со Святым источником села и «Явленной» иконой Владимирской Божией Матери.
3.Выяснить, почему вода в источниках, которые называются святыми, пользуется такой популярностью.
4.Собрать полный и достоверный материал по теме, сделать выводы по результатам проведенной исследовательской работы, подготовить презентацию
Объект исследования – святой источник села Троекурово
Предмет исследования – история возникновения и преобразования Святого колодца
Методы исследования:
- анализ источников информации;
- наблюдение;
- личная беседа;
- обобщение и систематизация полученных результатов
Гипотеза. Если изучить источник, то это даст возможность расширить знания о
водных ресурсах края и позволит сберечь эту удивительную природу – вот
шанс выжить будущему поколению.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что вода из святого колодца является исцеляющей, придающей силы. С водной стихией связана жизнь каждого человека.
Основная часть
1. Родник или святой источник
Перед началом выполнения работы мы обратились к энциклопедическим понятиям, провели исследовательскую работу через изучения научной, научно-популярной, художественной литературы, периодической печати.
Родник - ручей, водный источник, текущий из глубины земли, ключ.
Исток, источник, начало чего-нибудь.
Родник по В. Далю — ключ, бьющая из земли водяная жила, место рождения ключа. Ключ же — это источник, отпирающий недра земли.
Родником, или ключом обозначается небольшой водный поток, бьющий непосредственно из земных недр.
Определение святого источника предельно просто: вода его считается святой в том случае, если известно, что родник открылся в этом месте молитвами определенного святого, либо в случае явления на нем, чудотворной или местночтимой иконы. Около таких источников принято было строить часовни или церкви, создавать монастыри. В наше время, для того чтобы люди могли совершить омовение, святые источники оборудуются специальными купелями. Люди верят, что Господь являет свою милость людям через воду источника. Но нет смысла уповать на помощь святых источников, если в сердце нет истинной веры в Бога. Нелишне тут вспомнить и наставление святого Феофана Затворника. «Сходить в какое-либо святое место, в чаянии исцелиться, хорошо, — наставлял Феофан Затворник. — Но не по своему гаданию, а когда будет такое указание. На колодезь отца Серафима Саровского хорошо добраться… но если вера есть теплая». Святитель говорит нам, что посещать святые источники куда полезнее с благословения старца или священника. А самовольные «купания» часто не дают ожидаемого результата.
Издавна родники считались святым местом. Люди приходили к роднику с тяжелым грузом на сердце и душе. Им казалось, что Бог отвернулся от них и их больше не интересует жизнь. Помолившись на роднике, попросив прощения, они уходили с облегчением, светлой головой и желанием жить. На родниках люди обращались к Богу с молитвами об урожае и дожде. Люди верят в святую силу воды.
У человека родники пользуются особенным вниманием и любовью. Это не только за то, что они дают начало большим и малым рекам, а скорее за удивительно вкусную, чистую, прозрачную воду, которую нельзя сравнить ни с чем. Веками, из поколения в поколение, передавалась любовь к родникам. Но в последнее время мы стали забывать о них, хотя состояние подземных вод уже требует человеческой заботы. В настоящее время все чаще стали встречаться родниковые источники с некачественной водой. А это сигнал природы нашему здоровью.
Всем известно, что вода, которую мы используем ежедневно грунтовая. 90 % водоснабжения осуществляется за счет подземных водоисточников. К жителям нашего района вода также поступает по водопроводу с водонасосных башен, которые качают ее из водоносного слоя. А водоносные горизонты нашей местности легко уязвимы, так как они не имеют сверху надежного водоупорного слоя и могут загрязняться с поверхности. Всем известно, от того, какое качество у воды зависит очень многое.
2.Святой колодец расположен к западу от монастыря в 2,5
верстах. Широта: 52.970855. Долгота:38941284.
Святой источник связан с появлением в окрестностях села Троекурово иконы Владимирской Божией Матери. В Троекуровском монастыре есть две чудотворные иконы Владимирской Божией Матери. Одна из них написана более 200 лет назад. Другая, именуемая « Явленной», была обретена лесником в начале XIX века. По легенде, лесник (полесовщик) обходил урочище Липяги, находившееся в овраге Жаров Верх. Между корней старого дерева, по другой легенде на дереве, на выходе из леса, он нашел икону. Напившись воды, лесник ушел домой. Икону с собой он не взял. Через некоторое время , во сне, он увидел Божию Мать, которая попросила его забрать икону домой , а потом отнести в церковь. Лесник повиновался и в сопровождении нескольких человек отправился в Липяги. Икона находилась на прежнем месте. Под деревом, на котором она была обретена, оказался родник. Родник освятили, сделали колодец, откуда богомольцы черпали воду. Вода из источника обладала целебными свойствами. Постепенно территория обустраивалась, появилась часовня.
Троекуровский помещик граф И. И. Раевский соорудил для образа серебряную ризу, убранную жемчугом, велел поставить икону в иконостас Димитриевской церкви. Перед тем, как установить икону в храме, граф пожелал поновить лик иконы и поручил реставрацию живописцу. Окончив работу, живописец поставил икону на просушку, но на следующий день увидел, что вся его живопись тончайшим слоем, как лист бумаги, снята, а лик иконы остался в своем прежнем виде. Благочестивый живописец больше не осмелился своей кистью касаться Божественного лика Царицы небесной (до наших дней древняя икона не подвергалась записи или реставрации). Эта икона пребывала во Владимиро-Димитриевском Троекуровском женском монастыре, который был основан позднее в селе Троекурово. Икона прославилась в 1871 году, когда на кухне графского двора, через дорогу от обители, начался пожар. Ветер нес пучки горящей соломы прямо на монастырские постройки, покрытые соломой. Тут же рядом находились графские сеновалы и сараи. Настоятельница велела вынести иконы святителя Николая, преподобного Илариона Великого и впереди всех чудотворную Владимирскую икону Божией Матери. Как только эта священная стена встала вблизи пожара, ветер утих, и огонь не коснулся ни одной из построек. Жертвой пожара стала только загоревшаяся кухня. В годы гонений на Церковь явленная икона была сохранена жителями села и бережно хранилась до середины девяностых годов XX столетия. После открытия в Троекурово монастыря в него вернулась древняя святыня. В годы гонений икона была спасена жительницей села Троекурово Анастасией Прокопьевной Масальской. В 1920-е годы, когда иконы вынесли из храма и приготовились их жечь, она выкупила у сторожа чудотворный образ, хранила икону дома на чердаке, всегда молилась пред ним. После её смерти она передала икону Зюзиной Серафиме Михайловне. На праздник Владимирской Божией Матери , очень рано, за иконой приходили верующие и с ней шли на Святой колодец . Перед этим Серафима Михайловна с любовью украшала икону цветами из гофрированной бумаги. После открытия обители икона была возвращена Церкви, и сейчас оба чтимых образа пребывают в монастырском храме Архангела Михаила.
Каменная часовня на особо почитаемом святом источнике, построенная в 1841 г. помещиком И.И. Раевским находилась к западу от Троекуровского монастыря в 2,5 верстах, была приписана к нему. Часовня была построена Раевским одновременно с Успенской кладбищенской церковью, украшена им стенной живописью и иконостасом. В просторном, оштукатуренном снаружи здании часовни над святым колодезем находилась (кроме образов в иконостасе) большая Владимирская икона Богородицы в медной ризе – список с местной чудотворной иконы Божией Матери Троекуровской.
К этой часовне и святому источнику под ней ежегодно 3 июня (по ст. стилю 21 мая) совершался крестный ход. После ранней литургии в храме св. Димитрия Солунского при многочисленном стечении богомольцев от монастыря с обеими Владимирскими иконами Божией Матери – местной чудотворной и явленной – и другими святыми образами шествие двигалось между лощиной и живописной берёзовой рощей к высокому холму, где среди зелени и стояла часовня. Возле неё служился молебен Божией Матери с акафистом и совершалось освящение воды.
3. Как вспоминали участники этих крестных ходов, «… какое-то особенно благодатное чувство объемлет душу каждый раз, как приближаешься к этому благословенному месту. С особенным благоговением слушаешь акафист Царице Небесной; с особенным духовным наслаждением вкушаешь освящённую воду». Считается, что вода, набранная в этот день из источника, может исцелять от всех болезней и стоять долгие годы, не портясь. По воспоминаниям жителей села «… раньше, после крестного хода, в Липягах на Владимирскую и на Святую Троицу были массовые гуляния с песнями, играми, катаниями на качелях. Люди собирали лекарственные травы. Считалось, что травы, собранные в этот день, обладали чудодейственной силой».
Даже в наши дни монахини монастыря собирают лекарственные травы именно там.
Существует много легенд и подтверждений целебных свойств этой воды среди местных жителей. Известно о том. что умываясь этой водой ,можно вылечиться от многих кожных заболеваний (псориаз ,экзема) Женщина, болевшая экземой, приходила утром и вечером на колодец и умывалась водой. И, по милости Владимирской Божией Матери, исцелилась. Часовня на святом колодце, стоящая в глубокой балке на краю леса, была разрушена в 1930-е гг. Как вспоминала Наталия Васильевна Проскурнина, в 1950-е гг. проживавшая в Троекурове, в то время ещё сохранялись остатки часовни. Были целы и каменные ступени, ведшие в часовне к колодцу. По её словам, «…в тёплое время года там всегда стояли букеты цветов, на кирпичах были огарки свечей и даже мелкие деньги. Каждый год летом на местный престольный праздник Владимирской иконы Божией Матери на святом колодце проходил молебен и освящение воды приезжими священниками. Людей на торжество собиралось по несколько сотен. Особо верующие приезжали в Троекурово накануне и проводили ночь в лесу в молениях. На сам молебен привозили болящих, в основном с нервными заболеваниями. Люди с пением молитв подходили к колодцу. Видела я процедуру изгнания бесов. Это зрелище не для слабонервных. Освящённую воду люди набирали в ёмкости, которые затем хранили до следующего года. За это время вода не портилась, не мутнела. Этой водой окропляли жилище, пили или брызгали при некоторых заболеваниях. Некоторые верующие омывались у святого источника, одевали новую одежду, а старую выбрасывали в лесной овраг
Из воспоминаний Москвичевой Александры Васильевны: «Несколько раз во времена безбожного лихолетья пытались «закрыть» - засыпали землей, заливали бетоном. Однажды, когда вновь приехал трактор засыпать колодец, люди легли под колеса. Власти отступили. Но каждый раз святая вода пробивала себе путь наверх - к свету, к жаждущим исцеления людям.
Крестные ходы прекращались, но местные жители, тайком, приходили на праздники к колодцу.
Вот как вспоминает о своем визите к источнику монахиня Елезавета:
«После молебна радостные, будто сбросившие с души груз, идем за село. Все набирают домой целебной воды, умываются, обливают голову. Купальни там нет. Есть глубокий колодезь среди красивейших холмов. Воду черпаем ведром на длинной веревке, чтобы разлить всем жаждущим. Но о себе и силе целебной воды я расскажу все как было. Еще в первый приезд в Троекурово cо мной, всегда боявшейся холода так сильно, что без крика не проходило ни одного омовения во святых местах, произошло необъяснимое. Я поднялась на пригорок повыше колодезя, освободилась от одежды и, стоя босиком (осенью!!) в ожидании, когда матушки принесут ведро с водой, невероятно удивилась, что не мерзну на этой земле.
Меня облили трижды, каждое ведро поочередно вытаскивая и доставляя ко мне, и я не только не окоченела, не только не пикнула, а лишь молилась, но и почувствовала сказочную радость и тепло».
Воду родника верующие считают святой, исцеляющей, придающей силы. С водной стихией связана жизнь каждого человека. Это его рождение и крещение. Маленький человечек становится взрослым, а ручеек полноводной рекой. Русский народ испокон веков - православный народ, который знает и помнит, что к святым местам не зарастает тропа даже в годы испытаний.
4.В 1960-е годы по указанию районных властей директор совхоза «15 лет Октября», на землях которого находится источник, В.С. Топильская распорядилась вновь засыпать колодец. По сохранившимся среди старожилов преданию, директор Варвара Семеновна, лично севшая за руль трактора для уничтожения святого колодца, вскоре погибла в автокатастрофе.
В 90-е годы в урочище Липяги существовала экологическая тропа. В 2003 году учащиеся Троекуровской школы под руководством учителя Москвичевой С.П. изучили химический состав воды Святого колодца. Специалисты экологической лаборатории ОКУ «Гидротехнические комплексы» взяли пробы воды и установили, что вода в Святом источнике полностью соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.
4 . Исследование воды родника «Святой источник Владимирской Божьей Матери».
Воду для анализа мы брали из двух источников - из «святого колодца», и водопровода.
Анализ родниковой воды
1. Содержание взвешенных частиц.
Цель исследования: определить наличие взвешенных частиц.
Оборудование: фильтровальные воронки, фильтры, весы, разновесы, мерные цилиндры.
Этот показатель качества воды определяем фильтрованием определенного объема воды через бумажный фильтр и последующим высушиванием на фильтре осадка до постоянной массы. Для анализа берем 500мл воды. Фильтр перед работой взвешиваем. После фильтрования осадок с фильтром высушиваем до постоянной массы, охлаждаем и взвешиваем. Содержание взвешенных веществ в мг/л в испытуемой воде определяем по формуле: (m1-m2)*1000/V, где m1- масса бумажного фильтра с осадком взвешенных частиц , m2- масса бумажного фильтра до опыта, V-объем воды для анализа в л. ПДК 10мл/л.
m1 (фильтра) =1г
m2 =1г
m1 (фильтра с осадком) = 1г
m2 =1г
Вывод: в пробах № 1,2 осадка не обнаружили.
2. Цвет (окраска)
Цель: определить цветность воды.
Оборудование: лист белой бумаги, прозрачная пластмассовая бутылка.
Диагностика цвета - один из показателей состояния воды. Для определения цветности воды берем стеклянный сосуд и лист белой бумаги. В сосуд наливаем воду и на белом фоне бумаги определяем цвет воды (голубой, зеленый, серый, коричневый) - показатель определенного вида загрязнения.
Вывод: Установили цвет родниковой воды №1 и№2 – голубой цвет.
3. Прозрачность
Для определения прозрачности воды используем прозрачный мерный цилиндр с плоским дном, в который наливаем воду, подкладываем под цилиндр на расстоянии 4 см от его дна, шрифт, высота букв которого 2мм, а толщина линий букв-0,5 мм, и сливаем воду до тех пор, пока сверху через слой воды не будет виден этот шрифт. Измеряем высоту столба оставшейся воды линейкой и выражаем степень прозрачности в см.
Вывод: Установили - степень прозрачность воды – 48 см.
4. Запах
Запах воды обусловлен наличием в ней пахнущих веществ, которые попадают в нее естественным путем и со сточными водами. Характер и интенсивность запаха определяем по предлагаемой методике (таблица 1, 2).
Характер и род запаха талой воды естественного происхождения.
Характер запаха | Примерный род запаха |
Ароматический | Огуречный, цветочный |
Болотный | Илистый, тинистый |
Гнилостный | Фекальный, сточной воды |
Древесный | Мокрой щепы, древесной коры |
Землистый | Прелый, свежевспаханной земли, глинистый |
Плесневый | Затхлый, застойный |
Рыбный | Рыбы рыбьего жира |
Сероводородный | Тухлых яиц |
Травянистый | Скошенной травы, сена |
Неопределённый | Не подходящий под предыдущие определения |
Интенсивность запаха воды.
Балл | Интенсивность запаха | Качественная характеристика |
0 | - | Отсутствие ощутимого запаха |
1 | Очень слабая | Запах, не поддающийся обнаружению, но обнаруживаемый в лаборатории опытным исследованием |
2 | Слабая | Запах, не привлекающий внимание потребителя, но обнаруживаемый, если на него обратить внимание |
3 | Заметная | Запах, легко обнаруживаемый и дающий повод относиться к воде с неодобрением |
Вывод: Проба №1 - Запаха нет
Проба №2 - Запаха нет
(Характер интенсивности запаха отмечали несколько исследователей.)
Определение рН родниковой воды
Цель работы: оценить кислотность;
Ход работы
Для проведения опыта отлили по 2мл проб.
С помощью прибора определи рН
В пробе №1-5,88
В пробе №2 -5,88
ВЫВОД: установили, что среда растворов во всех пробах – слабокислая.
Определение жесткости воды
Взяли 100 мл исследуемой воды добавили 5 мл аммиачно-буферной смеси, индикатор. Титруем трилоном - Б до изменения окраски. Жесткость определяем по затраченному объёму трилона - Б.
Проба №1- 2,8 мг - экв/л., проба №2-0,5 мг - экв/л.
Вывод:
Исследовав пробы родниковой воды, сделали вывод, что родниковая вода пригодна для питья. Вода, взятая из родника, не имеет фтора, а, как известно, что в нашей водопроводной воде его избыток.
Сравнительный анализ воды
показатели | «Святой источник» | водопроводная |
Жёсткость (при добавлении мыльного раствора из расчёта 3мл на 1 стакан) | Устойчивая пена (1 см) | Пена неустойчивая с присутствием хлопьев |
Родниковая вода доходит до нас в своем первозданном, природном по своему гидрохимическому составу виде. Кроме того, она живая, подвижная. Родниковая вода из экологически чистого проверенного источника практически не нуждается в очистке: добираясь из недр до поверхности Земли и проходя через песок и гравий, она подвергается естественной и практически идеальной очистке.
В отличие от родниковой воды, все другие типы воды требуют очистки с помощью различных технологий (адсорбция, обратный осмос, ионообменные смолы) изменяющих физико-химический состав и природную структуру воды. Это связано с тем, что присутствующие в исходной воде в повышенной концентрации различные вещества требуют значительных преобразований для достижения водой соответствия нормам СанПин для питьевой воды.
Природа у родниковой воды такая же, как у колодезной или артезианской, так как она поступает с подземного водоносного горизонта или бассейна. Чтобы соответствовать термину “родниковой”, вода должна поступать на поверхность под влиянием естественных сил.
Считается, что родниковая вода обладает целебными свойствами и поэтому в народе предпочтение отдается именно родниковой воде.
Выводы:
Самая жесткая вода - водопроводная. Ее употребление способствует образованию накипи при кипячении и даже камней на внутренних органах.
Самая мягкая вода - в «Святом источнике», что подтверждает его название и давнюю любовь к этой воде жителей села. Употребление этой воды способствует повышению кислотности организма.
Употребление родниковой воды - наилучший выход в современных условиях. От природы чистая, сбалансированная по физико-химическому составу, природная родниковая вода, дарит энергию тем, кто ее пьет.
Пить родниковую воду полезно, потому что: благодаря естественной фильтрации она полностью сохраняет свои природные качества, структуру и свойства.
5.Святой источник в наши дни.
9 июня 2007 г. архимандритом Иосифом (Пальчиковым) освящён колодец на источнике, обустроенном местными жителями на территории бывшего Голдобинского хутора, принадлежавшего некогда Троекуровскому монастырю.
После засушливого 2010 года источник прекратил своё существование из-за отсутствия воды. Но местные жители решили отстоять свою святыню. Организатором акции по возрождению родникового источника стал архимандрит Троекуровского Свято-Димитриевского Иларионовского женского монастыря. Это благое начинание поддержали и оказали помощь глава администрации сельского поселения Троекуровский сельсовет, неравнодушные местные жители. Их усилиями родник расчищен, руками мастеровых поставлен новый сруб, построены стены, кровля, а в колодце появилась вода. На эти работы понадобилось почти два года. 10 Октября 2014 закончено обустройство святого источника.
3 июня 2015 года, в день памяти Владимирской иконы Божией Матери — престольный праздник Свято-Димитриевского Иларионовского женского монастыря с. Троекурово, Божественную литургию в обители возглавил Преосвященнейший Максим, епископ Елецкий и Лебедянский.
По окончании богослужения Владыка обратился к молящимся с проповедью, а далее, по случаю престольного праздника, состоялся крестный ход со святыней монастыря — чтимой иконой Троекуровская Явленная ко святому источнику — месту её чудесного обретения.
У источника был совершен праздничный молебен с малым водосвятием.
Владыка Максим обратился ко всем участникам крестного хода и ко всем благоустроителям и благоукрасителям обители и святого источника со словами благодарности и преподал им своё благословение, а присутствовавшие на молебне поблагодарили Владыку Максима за его архипастырское попечение о вверенной ему пастве.
По возвращении крестного хода во святых вратах обители паломники и богомольцы с благоговением приложились ко святой иконе Божьей Матери Троекуровская Явленная.
Сердца и души всех побывавших в этот день на Празднике в Троекуровской обители исполнились радости и благоговения.
Несмотря на то, что родник находится в двух километрах от села, в урочище Липяги, желающих испить прозрачной и студеной воды из обустроенного красивого источника немало.
Заключение.
В Лебедянском районе местные жители с любовью и заботой относятся к родникам. В обустройстве родников активное участие принимают школьники, юннаты, администрация сельских поселений, работники организаций. В своих выступлениях глава региона Олег Королёв неоднократно подчеркивал, что забота о восстановлении и обустройстве родников и источников объединяет людей для сохранения природных богатств, укрепления здоровья, помогает глубже узнать историю родного края и участвовать в возрождении духовных традиций. Воду родника верующие считает святой, исцеляющей, придающей силы. С водной стихией связана жизнь каждого человека. Это его рождение и крещение. Маленький человечек становится взрослым, а ручеек полноводной рекой. Русский народ испокон веков - православный народ, который знает и помнит, что к святым местам не зарастает тропа даже в годы испытаний. Вода имеет очень большое значение в жизни растений, животных и человека. Совершенно очевидна потребность населения в чистой, прозрачной, без цвета, вкуса и запаха, питьевой воде. В своей работе мы подобрали и освоили методики эксперимента, позволяющие выявить физико-химические свойства воды. Провели исследование качества питьевой воды святого источника нашего села. Полученные результаты проанализировали. По результатам анализов воду родника «святой источник» можно считать экологически безопасной. Был проведен социологический опрос с целью изучения общественного мнения об использовании воды родника.
Своё выступление мы хотели бы закончить стихотворением неизвестного поэта, которое залегло в нашу душу:
Святому источнику я поклоняюсь,
Воды родниковой с ладони напьюсь.
Вода ключевая! Святая вода!
Храни от болезней, жестокости, зла.
Полную чашу живительной влаги
Дарит природа в тенистой прохладе,
Вливаясь струёй, как нить серебра
В источник любви в потоке добра.
Берёзы тихонько шумят над тобой,
Питаются корни водой ключевой.
Тиха и прозрачна живая вода.
Спокойна, как сон и чиста, как слеза.
Список использованной литературы
1.А.Ю.Клоков, А.А.Найденова «Жизнеописание затворника Иларионова и история Троекуровской обители»,2008г.
2.Е.Селянин «Жизнь преподобного Илариона Троекуровского»,1965г.
3 . Толковый словарь В.И.Даля.
4.С.В.Булгаков «Русские монастыри в 1913 году»
5. Богдановский А.В. Химическая экология: Учеб. пособие. – М.: Изд-во МГУ, 1994.
6. Буйволов Ю.А. Физико- химические методы изучения качества природных вод. Методическое пособие. М.:Экосистема,2000.
7. Вода питьевая. Методы анализа. Справочник. М.:1998.
8. Воскресенская О.Л. Контрольно-измерительные материалы по экологии: олимпиады и конференции/ О.Л. Воскресенская и др.- Волгоград: Учитель, 2008. – 167с.
9. ГОСТ Р52232 - 98. Вода питьевая.
Источники интернета:
Лиса Лариска и белка Ленка
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Смекалка против Змея-Горыныча
Проказы старухи-зимы