Наша малая Родина – Пугачевский район Саратовской области – имеет давнюю и богатую историю. В далеком прошлом через тюльпанные заволжские степи кочевали различные племена. Ненадолго останавливались они здесь: съедал скот траву, и люди перекочевывали на новое пастбище.
В 12 веке через степи прошли войска грозного завоевателя – хана Батыя. В эпоху Золотой Орды на территории современного города существовало золотоордынское поселение. Об этом свидетельствуют результаты археологических раскопок, в ходе которых обнаружены курганные погребения монголов.
После распада Золотой Орды в наших краях кочевали ногайцы. Временами здесь бывали башкиры, калмыки. Русские стали селиться в 17 веке, здесь появились казаки-отходники, рыболовы-крестьяни.
В 17 веке патриарх Никон провел церковную реформу, но часть верующих не приняла нововведения. Многие из них, опасаясь преследований , бежали на окраины России, в том числе на берега Иргиза.
Легальное заселение Иргиза началось в 60-е годы 16 века. 4 декабря 1762 года императрица Екатерина 2 издала манифест «О позволении иностранцам селиться в России и свободном возвращение русских людей, бежавших заграницу».
В нем она призывала русских людей, бежавших за границу в 16 веке, возвращаться в Россию и селиться в Заволжье. На берега реки Большой Иргиз в 1764 году стали прибывать старообрядцы. Они считаются основателями слободы Мечетной так в 17 веке называлось поселение, на его основе позже возник наш город. Слобода называлась Мечетной потому, что была основана на развалинах золотоордынских мечетей.
Одновременно с возникновением слободы выше и ниже ее по течению реки Большой Иргиз образовалась группа старообрядческих скитов. Впоследствии они были преобразованы в монастыри, которые приобрели широкую известность: мужские - Верхний Спасо - Преображенский, Средне-Никольский и Нижне-Воскресенский и женские - Покровский и Успенский. Все они играли немаловажную роль в хозяйственной и духовной жизни нашего края.
Актуальность православного краеведения обусловлена потребностью в решении задач духовно-нравственного воспитания и образования школьников. Православное краеведение формирует чувство причастности к своему народу, чувство подлинного патриотизма, приобщает к вере.
Основой целью является возрождение исторического сознания, способствуя патриотическому и духовному воспитанию, воспитанию любви к Родине.
Объектом настоящего исследования является храмы и монастыри Николаевского уезда.
Предметом нашего исследования является, Свято-Воскресенский храм не только как выдающегося архитектурно исторического сооружения, но и как центра духовной жизни города.
Задачи исследования: изучить архитектурную и историческую уникальность храмов и монастырей.
Гипотеза исследования: предполагаю, что храмы и монастыри Николаевского уезда являются уникальными архитектурными историческими объектами среди множества других храмов Саратовской области .
Вложение | Размер |
---|---|
svyatynya_nikolaevskogo_uezda.docx | 474.09 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13
Города Пугачева Саратовской области имени М.В. Ломоносова»
Проект по теме:
«Святыня Николаевского Уезда»
Работу выполнила:
Андриянова Софья Сергеевна
Ученица 9 В класса МОУ СОШ №13
Карьер МВД д.6 89371417555
Агеев Александр Алексеевич учитель общества и истории
pugachevsosh13@mail.ru , (84574)2-70-53
Пугачев, 2024г
Оглавление.
Введение…………………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Иоанно-Предтеченский собор……………………………………..………..……5
Глава 2 . Свято - Воскресенский собор………………………………………………….....7
Глава 3. Николаевский Вознесенский женский монастырь…………………………..…10
Глава 4. Свято-Никольский женский монастырь………………………………..…….…14
Заключение……………………………..………………………………………………..….18
Список использоваемой литературы……………………………...……………...……….19
Введение.
Наша малая Родина – Пугачевский район Саратовской области – имеет давнюю и богатую историю. В далеком прошлом через тюльпанные заволжские степи кочевали различные племена. Ненадолго останавливались они здесь: съедал скот траву, и люди перекочевывали на новое пастбище.
В 12 веке через степи прошли войска грозного завоевателя – хана Батыя. В эпоху Золотой Орды на территории современного города существовало золотоордынское поселение. Об этом свидетельствуют результаты археологических раскопок, в ходе которых обнаружены курганные погребения монголов.
После распада Золотой Орды в наших краях кочевали ногайцы. Временами здесь бывали башкиры, калмыки. Русские стали селиться в 17 веке, здесь появились казаки-отходники, рыболовы-крестьяни.
В 17 веке патриарх Никон провел церковную реформу, но часть верующих не приняла нововведения. Многие из них, опасаясь преследований , бежали на окраины России, в том числе на берега Иргиза.
Легальное заселение Иргиза началось в 60-е годы 16 века. 4 декабря 1762 года императрица Екатерина 2 издала манифест «О позволении иностранцам селиться в России и свободном возвращение русских людей, бежавших заграницу».
В нем она призывала русских людей, бежавших за границу в 16 веке, возвращаться в Россию и селиться в Заволжье. На берега реки Большой Иргиз в 1764 году стали прибывать старообрядцы. Они считаются основателями слободы Мечетной так в 17 веке называлось поселение, на его основе позже возник наш город. Слобода называлась Мечетной потому, что была основана на развалинах золотоордынских мечетей.
Одновременно с возникновением слободы выше и ниже ее по течению реки Большой Иргиз образовалась группа старообрядческих скитов. Впоследствии они были преобразованы в монастыри, которые приобрели широкую известность: мужские - Верхний Спасо - Преображенский, Средне-Никольский и Нижне-Воскресенский и женские - Покровский и Успенский. Все они играли немаловажную роль в хозяйственной и духовной жизни нашего края.
Актуальность православного краеведения обусловлена потребностью в решении задач духовно-нравственного воспитания и образования школьников. Православное краеведение формирует чувство причастности к своему народу, чувство подлинного патриотизма, приобщает к вере.
Основой целью является возрождение исторического сознания, способствуя патриотическому и духовному воспитанию, воспитанию любви к Родине.
Объектом настоящего исследования является храмы и монастыри Николаевского уезда.
Предметом нашего исследования является, Свято-Воскресенский храм не только как выдающегося архитектурно исторического сооружения, но и как центра духовной жизни города.
Задачи исследования: изучить архитектурную и историческую уникальность храмов и монастырей.
Гипотеза исследования: предполагаю, что храмы и монастыри Николаевского уезда являются уникальными архитектурными историческими объектами среди множества других храмов Саратовской области .
Этапы исследования:
1.Составление плана исследования
2. Сбор и анализ информации из различных источников
3. Уточнение месторасположения храмов и монастырей на карте города
4. Экскурсия в храм.
5.Консультация с руководителем
6. Оформление и представление с выводами о культурологической ценности и практическом использовании проекта.
Глава 1.Иоанно-Предтеченский собор.
Здание первого городского собора, построенного в 1843 году, было деревянным, на каменном фундаменте. В нем было три престола: в честь Рождества Иоанна Предтечи, во имя святителя Николая Чудотворца и во имя святителя Митрофана Воронежского. Собор имел особенность расположения : ориентирован не с запада на восток ( как принято при строительстве православных храмов), а с севера на юг. Несколько десятилетий собор оставался главным центром духовной жизни уездного города. Именно в нем в 1883 году крестили нашего знаменитого земляка – писателя Алексея Николаевича Толстого, о чем свидетельствует запись в сохранившейся метрической книге собора. В тяжелые года бедствий и войн Православная Церковь, каждый ее приход оказывал посильную материальную и духовную помощь людям. Заметную роль в приходской жизни собора сыграл её настоятель - протоиерей Василий Парадоксов. За большие заслуги отец Василий был награждён митрой. В голодные годы настоятель Иоанна -Предтеченского собора ходатайствовал об открытии бесплатных столовых в городе Николаевске, входил в состав Николаевского попечительства Красного Креста. В самом соборе как и в других церквях , шли сборы пожертвований в помощь голодающим, а также кружечные сборы. В годы Первой мировой войны собор содержал две копейки в одном из городских лазаретов, жертвовал средства на содержание Епархиального лазарета. Только в 1915 году попечительство Иоанна-Предтеченского собора оказала помощь семействам воинов.
Более 20 лет церковным старостой Иоанна - Предтеченского собора был купец и городской голова Семён Осипович Локтев. По его инициативе и при активном участии к концу 19 века в Николаевске был построен ещё один собор, Воскресенский, ныне действующий. Многие прихожане потянулись в новый собор. Иоанно-Предтеченский с тех пор стали называть «старым».
11 сентября 1899 года епископ Самарский Гурий совершил крестный ход для переноса святых мощей из «старого» соборного Иоанна - Предтеченского храма в новопостроенный. В новый собор перенесли иконы Божьей Матери и святителя Николая Чудотворца, а также иконы с ликами святых. К сожалению образ Божией Матери и иконы с ликами святых были утеряны. А вот образ святителя Николая Чудотворца, покровителя нашего города, сохранился и сегодня украшает Воскресенский собор.[1]
В 20-30 годы прошлого века по заволжским городам и уездам, как и по всей стране, прошла волна гонений на Православие. Один за другим следовали аресты священнослужителей, закрывали храмы. За этот период в Николаевском викариатстве Самарской епархии из двухсот церквей осталось двадцать. Но Иоанно - Предтеченский собор продолжал действовать.
В 1923 году в «старый» соборное служение был назначен священник Николай Амасийский, прославленный в лике святых Русской Православной Церковью в 2000 году . Он прослужил в соборе до своего ареста 1934 году. Через год из городских священников остался только старый и больной настоятель собора протоиерей Василий Парадоксов. Здание первого храма не сохранилось. В середине 1930 годов храмовую часовню сломали, а в самом храме сделали мясной магазин. В 1957 году, после сооружения кирпичного корпуса рынка, здание «старого» собора было разрушено, и брёвна использовали при строительстве летнего театра в парке.
Ещё в начале XX века старый храм планировали перенести в новое здание. Храм задумывали большим и необыкновенно красивым. Но помешали годы бедствий и начавшейся Первой мировой войны, так что успели возвести только стены . Чудом сохранившийся проект нового Иоанна- Предтеченского храма находится в городском краеведческом музее. По словам специалистов, по нему можно от начала и до конца восстановить недостроенный когда-то храм . Время постепенно стёрло память о «старом» соборе, многие, даже коренные жители, уже не помнят о нём. На месте, где стоял первый городской собор, сегодня автобусная остановка, рядом с которой находится рынок . По свидетельству очевидцев ,вокруг храма были захоронения священнослужителей, теперь здесь ходят люди ездят машины.Жители города должны знать и помнить ,что когда-то на этом месте стоял храм , где одних наших земляков крестили, венчали, а другие - и сам храм разрушили, и почти уничтожили память о нём. По благословению епископа Покровского и Николаевского Пахомия в нашем городе в настоящее время ведётся строительство храма во имя Иоанна Предтечи.
Глава 2. Свято- Воскресенский собор
Кафедральный собор в честь в Воскресение Христова - это один из старейших действующих храмов Саратовской митрополии. Сооружение собора началось по инициативе Семёна Осиповича Локтева. Он же стал ктитором строящегося храма, председателем приходского попечительства и строительного комитета. Строительство Воскресенского собора стала главным делом Локтева. Подготовительные работы по заготовке камня и рытью канав для фундамента производились в 1874 - 1875 годах. Саму закладку совершил 9 мая 1876 года епископ Самарский Герасим.
Проект нового храма разработал известный саратовский архитектор Алексей Маркович Салько. Каменную кладку выполнил сызранский мастер Макаров. Воскресенский собор строили более 20 лет. Строили его всем миром . Николаевские старожилы вспоминали, что мужики с окрестных деревень везли на лошадях возы с куриными яйцами. Используя их, замешивали раствор из извести для кладки кирпича.
После смерти Локтева должность церковного старосты и председателя попечительского совета взял на себя купец Елагин. При нём для храма был приобретён золоченый четырёхъярусный иконостас с иконами живописной работы. Заключительные хлопоты по подготовке собора к освещению выпали на долю приходского священника Василия Парадоксова. Собор достраивали и украшали на пожертвования благотворителей. Кто заказывал иконостас, кто оплачивал литьё колоколов, кто покупал церковную утварь и священнические облачения.
Торжество освещения Воскресенского собора началось вечером 11 сентября 1799 года. Крестным ходом, который совершали епископ Гурий, архимандрит Тихон и местное духовенство при большом скоплении съехавшихся со всей округи народа, из "старого" собора перенесли святые мощи.
В новом соборе отслужили всенощную, после чего в воскресенье 12 сентября Гурий освятил главный престол в честь Воскресения Христова и совершил первую Божественную литургию. На следующий день состоялось освещение правого придела в честь Казанской иконы Божией Матери. Этот придел храма был сооружён на средства купца Желаева.
14 сентября в соборе служили всенощную с совершением чина Воздвижения Креста Господня. Завершились торжества 15 сентября Литургией и молитвой о храмоздателях, не доживших до освещение собора. Построенный собор был пятиглавым, большим, кирпичным и вмещал до 3,5 тысяч прихожан . Рядом с храмом возвышалась высокая трёхъярусная колокольня. Большой колокол был отлит в Саратове, он весил 624 пуда. Второй, весом в 300 пуд пудов, привезли из Ярославля. Третий колокол самый маленький, весил 200 пудов. Привозили и поднимали соборные колокола в августе 1899 года с крестными ходами и народными гуляниями. Прихрамовая территория была обнесена временной деревянной оградой. Штат причта составили протоиерей, три священника, два диакона и четыре псалмовщика.
3 июля 1902 года было освещён третий (левый) престол в честь Покрова Божией Матери . В 1911 году вместо деревянной была установлена новая железная ограда. Впечатлялоо и внутреннее убранство Воскресенского собора. Его стены украшали многочисленные фрески с изображением библейских сюжетов. После революции собор в честь Воскресения Христова, в отличие от многих и других, не был закрыт. Но концу 1935 года было арестовано практически всё духовенство города Пугачёва во главе с викарным епископом Стефаном. Некоторое время в Воскресенском соборе совершал службы священномученик Александр, который с февраля 1939 года был архиепископом Пугачёвским.
В 1936 году главный православный храм был закрыт, колокола сброшены на землю, а сама колокольня взорвана. Милостью Божией собор уцелел, в нём было устроено зернохранилище. Но и сегодня мы можем увидеть раны, нанесённые храму, -оставшиеся на плиточном полу следы от тракторных гусениц.
Возвращен храм верующим только в 1945 году. Воскресенский собор пережил свое второе рождение. Его восстановили буквально по крупицам: верующие несли из дома все необходимое .
В 1980 годы стараниями протоиерея Анатолия Капцова удалось восстановить росписи Воскресенского собора, что придало ему первоначальный облик. Воссозданием исторических фресок занимался выдающийся реставратор Трескин, трудами которого был возвращён Павловский дворец Санкт-Петербурга и десятки других исторических зданий.
В 2006 году, в настоятельство протоиерея Алексия Субботина, при храме была возведена звонница взамен некогда разрушенной колокольни. Работы по её строительству осуществлялись на пожертвования прихожан и при активном участии пугачёвских предпринимателей. Для новой звонницы отлили пять колоколов весом 100,42,25,18 и 7 килограммов. Колокола с таким весом составляют малую звонницу.
В декабре 2007 года, на праздник святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца ,город более чем через семь десятилетий вновь услышал колокольный звон. А в мае 2008 года был освещён большой колокол весом в 844 кг. Освещение главного колокола «Благовест» совершил епископ Саратовский и Вольский Лонгин.
В 2011 году при настоятеле архимандрите Инокентии купола храма засверкали золотом. Прежде они были серебристые. В храме появились новые иконы: Святой Троицы, святого праведного Иоанна Кранштадтского, блаженных Ксении Петербургской и Матроны Московской. Кроме того, после внутренней реставрации храма вернулись на свои места старинные иконы, которые украшали храм до его закрытия .
В 2019 году, в год 120-летия храма, при настоятеле протоиерея Владимире Растопшине установлены новые наружные иконы Спасителя, Пресвятой Богородицы, святителей Николая из Спиридона Тримифунтского.
Сегодня Свято-Воскресенский соборный храм - центр духовной жизни города. При нём работает воскресная школа, оказывают материальную поддержку малоимущим и духовную помощь заключённым местных колоний .Сбылись слова священника Константина Самуилова, служившего в тяжёлые для храма времена: «Наш собор будет стоять до тех пор, пока найдутся люди, которые не пожалеют себя за него». Стоит он и сегодня.[2]
Глава 3. Николаевский Вознесенский женский монастырь
Николаевский Вознесенский женский монастырь Самарской духовной консистории играл важную роль в православной жизни заволжского края. Расположенный среди единоверческих монастырей, он осуществлял миссионерскую и благотворительную деятельность.
Вознесенский монастырь был основан в 1851 году как женская община. В архивных документах сохранилось имя «девицы из государственных крестьян» с. Большая Глушица Николаевского уезда Надежды Конаревой. Она явилась зачинателем создания женской православной общины в городе Николаевске. На приобретенном для общины участке имелись два дома, трапезная и различные хозяйственные постройки.
В 1855 году Надежда Конарева была утверждена настоятельницей этой общины. За добросовестное управление и ревностное попечение об устройстве Вознесенской общины в феврале 1864 года ей была объявлена архипастырская благодарность. В августе 1870 года община была преобразована в общежительный женский монастырь. Обитель располагалась на окраине города, на правом берегу реки Иргиз. В основном сестрами общины были девицы из государственных крестьян сел Николаевского в соседнего Новоузенского уездов. Об известности общины говорит присутствие в ее обители представительниц дворянского, купеческого и духовного сословий из Новочеркасской, Астраханской, Казанской, Курской и других губерний.
В 1868 году исполняющей должность настоятельницы назначена Анна Ефимовна Пчелинцева. В октябре 1870 года Анна Пчелинцева одна из первых была пострижена в монахини с именем Анастасия, а в марте 1871 года утверждена на должность настоятельницы монастыря. За усердные труды она была награждена двумя наперсными крестами и серебряной медалью. Более двадцати лет во главе обители стояла матушка Анастасия. За эти годы Вознесенский монастырь разросся и преобразился. С 1901 по 1917 год монастырь возглавляла игуменья Зоя Кузнецова. С 1917 года во главе обители находилась игуменья Маргарита. Послед ней настоятельницей монастыря была игуменья Нина Потаенкова.
Одним из первых священников общины был отец Григорий Вианцев. «За добрую жизнь и отличное ревностное служение» в октябре 1863 года он был награжден набедренником. Позднее в монастырь стали назначать двух священников и дьякона. Около 20 лет в обители прослужил протоиерей Алексей Горизонтов. Известны имена и других служителей. На территории монастыря было три храма. Первым появился де ревянный однопрестольный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Он был построен еще до утверждения общины в 1860 году. В 1870 году возвели каменный однопрестольный храм в честь Вознесения Господня. В 1879 году на средства тульской мещанки был построен третий храм: деревянный, трехпрестольный, главный престол которого был освящен во имя святителя Николая Чудотворца. В 1880 году к храму был пристроен и освящен правый придел в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1894 году- левый придел во имя святителя Феодосия Черниговского.
Главными монастырскими святынями были иконы:
• Божией Матери «Всех скорбящих Радость»;
• святителя Феодосия Черниговского с частицей его мощей, пожертвованных монастырю епископом Гурием;
• общая икона святого великомученика и целителя Пантелеимона и святых мучеников Хараламния и Трифона, изображенная на верхней доске ковчега, в котором хранились частицы их мощей;
• Казанский образ Божией Матери
Вознесенский монастырь был общежительным, и епархиальный бюджет не предусматривал расходы на его содержание, поэтому сестры обители должны были зарабатывать деньги сами. Доход монастырю приносили принадлежащие ему земли, обширные сады, рогатый скот. Кроме того, монастырь жил за счет частных пожертвований и денег, получаемых за совершение разных церковных треб. Доход монастырю приносили также белошвейная, ковровая и портняжная мастерские. Заказы на вышивки, плетение кружев, вязание поступали не только от местных жителей, но и из Самары, Вольска, Саратова. Монастырские рукодельницы даже собирались принять участие во всемирной выставке в Париже в 1900 году. Сестры, работающие в ковровой мастерской, ткали ковры двух сортов: сибирские и персидские. Портняжная мастерская обслуживала в основном монастырские нужды, а также выполняли мелкие заказы от местных жителей. В 1910 году в Вознесенском монастыре побывал саратовский журналист Л. Мизинин. Монастырские мастерские произвели на него такое впечатление, «точно он побывал на фабрике».
На территории монастыря находилось 8 жилых корпусов и 5 хозяйственных, включая ремесленные мастерские, больницу и богадельню для престарелых сестер. Постройки преимущественно были деревянные. Каменное строительство началось в монастыре в 80-е годы XIX века. Теперь монастырь окружала каменная стена, в середине передней части находилась четырехъярусная колокольня. За оградой было построено здание гостиницы для приезжих богомольцев. При монастыре находилось женское училище, открытое в 1870 году на правах школы грамоты. Размещалось оно в специально построенном для него здания и обеспечивалось учебниками из Николаевского уездного училищного совета. Преподаванием занимались монастырские священники. В 1885 году училище было преобразовано в соответствии с новыми правилами о церковно-приходских школах. Для преподавания приглашались учительницы, окончившие курсы Епархиального женского училища. Летом 1890 года рядом со школой построили одноэтажный флигель для обучающихся в школе девочек. В 1893 году в монастырской школе было 28 девочек, к 1916 году число учениц возросло до 33.
Монастырь участвовал в благо творительной деятельности, откликаясь на воззвания таких обществ как «Красный Крест», «Алексеевское братство», «Православное миссионерское общество» и др. Сестры обители привлекались к облуживанию больниц и богаделен. В самом Вознесенском монастыре действовала больница на 10 коек. В 1914 году для престарелых сестер была открыта богадельня на средства неизвестной благотворительницы.
Начало Первой мировой войны вызвало патриотический подъем среди жителей Николаевского уезда. Посильная помощь по уходу за ранеными, открытие лазаретов, сбор денежных средств семьям погибших – еще одна страница жизни православной обители. 18 сентября 1914 года на заседании Николаевской городской думы был заслушан доклад об отводе помещений под лазареты для раненых и больных воинов в Преображенском мужском и Вознесенском и Никольском женских монастырях. Николаевский Вознесенский женский монастырь принял на полное содержание 20 раненых воинов, обитель отвела монастырский корпус под лазарет для 100 раненых. На жителей уезда, кроме прочего, легла забота и беженцах. После установления советской власти монастырские постройки, земля и инвентарь были переданы городским властям. Монахинь начинают уплотнять, вселяя в монастырь стариков и инвалидов.
В 1920 году все трудоспособны монахини в возрасте от 15 до 50 лет были направлены на борьбу эпидемиями и работу в госпитале.Монастырские церкви были переданы общине верующих числом 99 человек.Последним священником, служившим в монастыре до его окончательного закрытия, был отец Александр Ахматов. В 1937 году арестован по обвинению в «антисоветской агитации среди верующих и населения г. Пугачёва». Приговорен к расстрелу. Местом гибели - священника стала Пугачёвская тюрьма, расположившаяся на месте его бывшего служения.
С 1925 года монастырские здания стали использовать в качестве тюремного учреждения. К этому времени там еще действовала церковь, часть корпусов занимали монахини, которых постепенно переселяли в город. Старожилы помнят, как монахини жили в домах горожан и даже хранят вещи, сделанные из руками.
Весной 1927 года была закрыта Вознесенская церковь. В то же время несколько монахинь еще продолжали жить в кельях, по возможности помогая заключенным, количество которых ежедневно увеличивалось. Через тюрьму на территории бывшего монастыря прошло немало священников, а также мирян, пострадавших за веру.
В 1930-х годах архитектурный комплекс монастыря был практически уничтожен. Сегодня Вознесенский монастырь можно увидеть лишь на нескольких сохранившихся фотографиях начала прошлого века. Сохранилось также несколько предметов, принадлежавших когда-то Вознесенскому монастырю. Это антиминс, переданный монастырю в сентябре 1880 года при освящении правого придела нового деревянного храма, а также закладной камень от монастырского храма (по всей видимости, Вознесенского).
На территории монастыря сегодня располагается режимный объект - мужская исправительная колония № 17. От большого монастырского комплекса осталась лишь часть восточной стены толщиной около 1 метра.
В 2000 году на территории бывшего монастыря был обустроен тюремный храм во имя святителя и чудотворца Николая.
Глава 4. Свято-Никольский женский монастырь .
Многим жителям нашего края хорошо известна дорога к действующему Свято-Никольскому монастырю. Он находится в трех километрах от города и в настоящее время является одним из главных духовных центров Николаевского благочиния. В монастырь приезжают помолиться, окрестить детей, поклониться святыням. В благолепной тишине монастыря люди размышляют о своих поступках, стремятся очистить душу, а многие помогают насельницам в хозяйственных делах.
Иргизский Свято-Никольский монастырь имеет богатую историю. Он был основан в середине 60-х годов 18 века как раскольнический мужской скит, а в 1837 году обращен в единоверие и преобразован в Средне-Никольский мужской монастырь.
В 1843 году Средне-Никольский монастырь стал женским. Первой настоятельницей была игуменья Евфросинья (Ерёмина).
В 19 веке на территории монастыря находилось две церкви: в честь Покрова Божией Матери и во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Средне-Никольский монастырь был необыкновенно богат. Множество образов и различной церковной утвари, серебряные ковчеги на престолах, украшенные камнями и позолотой кресты и ризы на образах. Об этом свидетельствует «Опись церковной утвари, ризницы и имущества, принадлежащего Никольскому единоверческому монастырю», хранящаяся в Пугачёвском краеведческом музее.
В 1891 году в монастыре открыли училище, в котором обучали детей из окрестных сел находившихся на полном содержании монастыря.
После революции 1917 года и прихода к власти большевиков судьба монастыря сложилась трагически: Никольский монастырь был закрыт одним из первых. В феврале 1918 года все имущество и постройки монастыря были переданы в ведомство Николаевского уездного земельного отдела. Перед новой властью возник вопрос: что делать с теми богатствами, которые были накоплены в иргизских монастырях?
Летом 1919 года в Средне- Никольском монастыре побывал историк М.Н. Тихомиров. В 1920-е годы он трижды бывал в иргизских монастырях с целью спасения и описи их ценностей. Благодаря его деятельности, многие сокровища Никольского монастыря были сохранены для потомков. Так, в часовне монастыря стояла статуя Иисуса Христа в терновом венце, которая ныне хранится в художественном музее имени Радищева г. Саратова.
В 1929 году последние насельницы - 40 монахинь покинули монастырь. Они поселились в Николаевске и ходили в обитель ухаживать за помещенными туда детьми-сиротами, отдавая им свой скудный паек.
В 1937 году пять послушниц монастыря: Ксения Ивановна Дворянкина, Анастасия Дмитриевна Дворянкина, Параскева Ефимовна Поргайкина, Прасковья Павловна Новикова, Мария Антоновна Мирошникова - по ложному обвинению были арестованы и расстреляны.
В 1930 году на территории обители и во всех ее уцелевших помещениях расположилась колхозная бригада. При колхозе, в одном из бывших монастырских зданий, был основан опорный пункт, названный «Между народная организация помощи борцам революции». Так аббревиатура МОПР стала названием колхозного поселения на территории монастыря. Новые хозяева устроили в Никольском храме клуб, а теплую церковь в честь Покрова Богородицы разобрали на строительство машинно-тракторной станции. Могучие стены монастырской каменной ограды во многих местах разрушили. На месте Покровского храма оборудовали свинарник, но животные постоянно проваливались под землю в образовавшиеся пустоты.
Разоренный Никольский монастырь, закрытый в 20-е годы 20 столетия ,оставался разве что в сердцах и памяти верующих. И только в конце века, в 1997 году, силами прихожан Воскресенского собора г. Николаевска (Пугачева) началось восстановление Свято-Никольского монастыря в поселке МОПР. Сохранившийся Никольский храм был очищен от мусора, установлены временный иконостас, престол, жертвенник. Первым настоятелем возрожденной церкви назначили иеромонаха Иоанна (Климова).
Приход во имя святителя Николая Чудотворца был зарегистрирован министерством юстиции Саратовской области 26 ноября 1998 года. Практически одновременно с началом ремонтных работ шли службы. Молились и работали послушницы, приходили и приезжали трудники. По благословению Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода Русской Православной Церкви 28 декабря 2000 года при храме во имя святителя Николая Чудотворца поселка МОПР Пугачёвского района Саратовской области был учрежден Свято-Никольский женский монастырь. Во время восстановления монастыря в храме во имя святителя Николая появилась новая святыня. Икону Николая Чудотворца подарила жительница города Балаково Л.Г. Жарова, а реставрировал ее балаковский художник Александр Вихров. Работа по восстановлению образа продолжалась около двух месяцев. Так Свято-Никольский монастырь вновь обрел икону Николая Чудотворца, не оставляющего николаевскую землю своей милостью.[3]
В Свято-Никольском монастыре есть еще один образ с интересной судьбой - икона Божией Матери «Скоропослушница». Образ находится в храме во имя святителя Николая Чудотворца и написан специально для Свято-Никольского монастыря на Афоне. Устные свидетельства очевидцев дают возможность восстановить историю ее написания. По словам иерея Сергия Анохина (1960-2020), священника Свято-Никольского храма, большую роль в приобретении иконы сыграл балаковский предприниматель Андрей Владимирович Крылов. Непросто было заказать икону в греческом монастыре. Работа над ней продолжалась около года.
Географически Афон - это полуостров, добраться туда можно только на пароме, который ходит только раз в сутки. Опасались, как доставят. По лесу, по обрывам, ночью с иконой… Ho монархи сказали: «Думайте не думайте ни о чем, ведь с вами Богородица».
20 сентября 2008 года епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершил Чин освящения и первую Божественную литургию в восстановленном храме во имя святителя Николая Чудотворца.
С августа 2013 года в обители начали строить новый храм-часовню в честь Покрова Божией Матери, который был освящен в 2014 году епископом Покровским и Николаевским Пахомием.
29 октября 2016 года из Московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря в Покровскую епархию был доставлен ковчег с частицей мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Кроме мощей святителя Николая, в храме монастыря имеется ковчежец с частицами мощей многих святых. Есть также иконы с вмонтированными мощевиками: преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, блаженной Варвары Скворчихинской, праведного Александра Чагринского.
С декабря 2020 года настоятельницей Свято-Никольского женского монастыря является игуменья Виринея (Букатова). Она стала преемницей схиигуменьи Севастианы (Власовой), которая 20 лет возглавляла монастырь. Под ее руководством и была восстановлена обитель.В настоящее время Свято-Никольский женский монастырь Покровской епархии для многих людей является святым местом. Бури, проносившиеся над ним в течение трех столетий, не осквернили святости места, не погубили веры, не разрушили всего того, что нелегким трудом созидали многие поколения иноков и инокинь Иргиза. И по сей день среди бушующего житейского мира высится тихая обитель, где ни на минуту не прекращается молитва о мире всего мира, о соединении и спасении всех людей.
Заключение.
Служившие Церкви пером и словом, отстоявшие жизнью и смертью истинность слова Божия, священномученики Иоанн Заседателев и Николай Амасийский оставили нам пример истинной веры, несения своего креста ,пример святости к которой призван всякий христианин.
Милостью Божией сегодня звучит в наших храмах тропарь Собору Саратовских святых, и горечь человеческих утрат сменяется Божьим утешением: «Сегодня да празднует земля Саратовская и да радуется красоте молитвенных песнопений, так теперь настал день прекрасного торжества, общая память святых, происходящих из нее (земли Саратовской): святителей почитаемых и удивительных праведников, мучеников, прославленных победами, и преподобных отцов, к ним же верой все взываем : "О полк пресветлый и богоизбранный, не оставляйте в своих святых молитвах нас, на земле память нашу совершающих"». Как важен этот молитвенный опыт общения с нашими святыми земляками!
Список используемых источников и литературы:
I. Источники:
1. Библия . Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета . – Изд.4 –е.- Б 59 . – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви , 2013 . – 1376 с.
2. Архивы Пуачёвского краеведческого музея им. К.И.Журавлёва.
II. Литература:
3. Православное краеведение. Рабочая тетрадь для учащихся воскресных и общеобразовательных школ/авт.-сост.: прот. Владимир Растопшин, Л.А.Зякина , Ю.Б. Морозова, Е.В. Митина .- Пугачёв, 2021.-96 с.
III. Электронные ресурсы:
4. Архивы Покровской епархии: cайт oldsaratov.ru
5. Николаевское благочиние : voskresen.ru e-mail: voskresenskiihram@yandex.ru
[1] Православное краеведение. Рабочая тетрадь для учащихся воскресных и общеобразовательных школ/авт.-сост.: прот. Владимир Растопшин, Л.А.Зякина , Ю.Б. Морозова, Е.В. Митина .- Пугачёв, 2021.-96 с.
[2] Архивы Пуачёвского краеведческого музея им. К.И.Журавлёва.
[3] Архивы Покровской епархии: cайт oldsaratov.ru
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Зимний лес в вашем доме
Сказка "12 месяцев". История и современность
Три орешка для Золушки
Сказка об одной Тайне