Архитектура и устройство православного храма в целом символизирует единство Божественного, земного и небесного Царства Божиего. «Освященный по особому чину, увенчанный крестом и украшенный святыми изображениями, храм являет собой прекрасное знамение всего мироздания во главе с Богом его Творцом и Создателем».
После Крещения Руси при князе Владимире Святославиче (980–1015) начинается духовное осмысление божественной красоты и приобщение Древней Руси к византийскому церковному искусству. Крупнейшие соборы Киевской Руси XI века стали воплощением византийской архитектурной традиции, в основе которой была заложена крестно-купольная система.
Центральной частью храмового здания являлось подкупольное пространство. Распор купола поддерживали четыре массивных столба. Такое архитектурное решение передает главную христианскую мысль: восхождение к Богу стало возможно только благодаря Крестной Жертве Христа. При этом сам крест является образом спасения и освобождения от смерти, а купол – это символ Божественного Неба.
В дальнейшем, как в Византии, так и на Руси различные элементы архитектурного облика храма – его декоративное убранство, масштаб, пропорции, – могли меняться и развиваться. Но важнейший символический образ оставался неизменным до XVI века.
Византийские храмовые архитектурные традиции в Древней Руси получают свое развитие и иногда приобретают более глубокое богословское значение. Так, например, исследователь Аристова В. В. подчеркивает: «Если в Византии купол обозначал небесную сферу, то на Руси еще глубже подчеркивалась связь земного и небесного: купол символизировал непрестанное молитвенное обращение к Богу».
Предлагаемое исследование направлено на раскрытие богословского значениея архитектуры и убранства русского храма, на примере архитектуры Свято-Воскресенского соборного храма города Николаевск (Пугачёв), возрождающей богословскую символику византийских и древнерусских храмов.
Актуальность темы исследования связана, во-первых, с тем, что православный храм является центром духовной жизни христианина. В нем происходит его духовное рождение и преображение. В православном храме особенно чувствуется благодать Божия. Помолившись в церкви, верующий человек выходит очищенным, утешенным, укрепленным духовно. На это ориентирована богословская символика архитектуры Свято-Воскресенского соборного храма города Николаевск (Пугачёв), построенного в Русско-византийском стиле XIX века, который частично возрождает древнюю символику, направляющую верующих к духовному преображению.
Во-вторых, актуальность исследования обусловлена недостаточностью научных исследований, связанных с историей строительства Николаевского Воскресенского собора и с изучением его архитектурных особенностей. Однако данный храм, освященный 12 сентября 1899 года, является не только одним из старейших действующих храмов Саратовской митрополии, но и прекрасным памятником одного из архитектурных направлений – Русского историзма XIX века, построенным по проекту выдающегося саратовского архитектора Алексея Салько.
Объектом курсовой работы является художественный стиль Свято-Воскресенского соборного храма города Николаевск (Пугачёв).
Предмет – Свято-Воскресенский соборный храм города Николаевск (Пугачёв).
Цель работы: выявить особенности архитектурного облика Свято-Воскресенского соборного храма города Николаевск (Пугачёв).
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1) осветить историю развития архитектурных стилей храмового строительства в России ;
2) раскрыть понятия историзма в храмовой архитектуре середины XIX – начала ХХ вв. и русской эклектики: Русский и Русско-Византийский стили;
3) изложить историю создания и проанализировать архитектурный стиль Кафедрального собора в честь Воскресения Христова в г. Николаевск (Пугачев);
4) отметить особенности судьбы храма в советский период и его восстановление в постсоветское время.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 58.38 КБ |
МОУ СОШ №13 Города Пугачева Саратовской области имени М.В.Ломоносова
Всероссийская научно-практическая конференция учащихся
«Путь к возрождению»
Секция: Духовное наследие наших предков (история, краеведение)
Тема: Архитектура Свято - Воскресенского соборного храма
города Николаевск (Пугачёв).
Автор работы: Мотин Данил Денисович, 9Б класс,
МОУ СОШ № 13 г. Пугачева,
домашний адрес М. Горького дом 115,
телефон 8 927 168 01 55
Научный руководитель: Агеев Александр Алексеевич
учитель истории и общества
pugachevsosh13@mail.ru , (84574)2-70-53
Пугачев, 2024г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Кафедральный собор в честь Воскресения Христова
в г. Николаевск (Пугачев) как образец «историзма» в храмовой
архитектуре конца XIX в……………………………………………………..8
2. История создания и художественный стиль храма воскресения
Христова в г. Николаевск (Пугачев) 11
3. Судьба храма в советский период и его восстановление
в постсоветское время 13
Заключение 16
Список источников и литературы 18
ВВЕДЕНИЕ
Обоснование выбора темы.
Архитектура и устройство православного храма в целом символизирует единство Божественного, земного и небесного Царства Божиего. «Освященный по особому чину, увенчанный крестом и украшенный святыми изображениями, храм являет собой прекрасное знамение всего мироздания во главе с Богом его Творцом и Создателем»[1].
После Крещения Руси при князе Владимире Святославиче (980–1015) начинается духовное осмысление божественной красоты и приобщение Древней Руси к византийскому церковному искусству. Крупнейшие соборы Киевской Руси XI века стали воплощением византийской архитектурной традиции, в основе которой была заложена крестно-купольная система.
Центральной частью храмового здания являлось подкупольное пространство. Распор купола поддерживали четыре массивных столба. Такое архитектурное решение передает главную христианскую мысль: восхождение к Богу стало возможно только благодаря Крестной Жертве Христа. При этом сам крест является образом спасения и освобождения от смерти, а купол – это символ Божественного Неба.
В дальнейшем, как в Византии, так и на Руси различные элементы архитектурного облика храма – его декоративное убранство, масштаб, пропорции, – могли меняться и развиваться. Но важнейший символический образ оставался неизменным до XVI века.
Византийские храмовые архитектурные традиции в Древней Руси получают свое развитие и иногда приобретают более глубокое богословское значение. Так, например, исследователь Аристова В. В. подчеркивает: «Если в Византии купол обозначал небесную сферу, то на Руси еще глубже подчеркивалась связь земного и небесного: купол символизировал непрестанное молитвенное обращение к Богу»[2].
Предлагаемое исследование направлено на раскрытие богословского значениея архитектуры и убранства русского храма, на примере архитектуры Свято-Воскресенского соборного храма города Николаевск (Пугачёв), возрождающей богословскую символику византийских и древнерусских храмов.
Актуальность темы исследования связана, во-первых, с тем, что православный храм является центром духовной жизни христианина. В нем происходит его духовное рождение и преображение. В православном храме особенно чувствуется благодать Божия. Помолившись в церкви, верующий человек выходит очищенным, утешенным, укрепленным духовно. На это ориентирована богословская символика архитектуры Свято-Воскресенского соборного храма города Николаевск (Пугачёв), построенного в Русско-византийском стиле XIX века, который частично возрождает древнюю символику, направляющую верующих к духовному преображению.
Во-вторых, актуальность исследования обусловлена недостаточностью научных исследований, связанных с историей строительства Николаевского Воскресенского собора и с изучением его архитектурных особенностей. Однако данный храм, освященный 12 сентября 1899 года, является не только одним из старейших действующих храмов Саратовской митрополии, но и прекрасным памятником одного из архитектурных направлений – Русского историзма XIX века, построенным по проекту выдающегося саратовского архитектора Алексея Салько.
Объектом курсовой работы является художественный стиль Свято-Воскресенского соборного храма города Николаевск (Пугачёв).
Предмет – Свято-Воскресенский соборный храм города Николаевск (Пугачёв).
Цель работы: выявить особенности архитектурного облика Свято-Воскресенского соборного храма города Николаевск (Пугачёв).
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1) осветить историю развития архитектурных стилей храмового строительства в России ;
2) раскрыть понятия историзма в храмовой архитектуре середины XIX – начала ХХ вв. и русской эклектики: Русский и Русско-Византийский стили;
3) изложить историю создания и проанализировать архитектурный стиль Кафедрального собора в честь Воскресения Христова в г. Николаевск (Пугачев);
4) отметить особенности судьбы храма в советский период и его восстановление в постсоветское время.
Оценка использованной литературы.
Среди работ, которые легли в основу курсовой работы, можно выделить три основные группы.
Первая группа – это исторические источники, в которых содержатся сведения о русском храмовом строительстве в различные века. Это, в частности, летописные источники – Новгородская летопись[3], Собрание законов Российской империи[4]. Кроме того, к этой группе относятся святоотеческие творения, которые помогают раскрыть богословские аспекты храмового зодчества, например, Творения[5] свт. Григория Богослова.
В IV томе «Настольной книги священнослужителя»[6] раскрывается символика архитектуры православного храма, приводятся догматические обоснования тех или иных элементов устройства храма, а также ссылки на Ветхозаветные истоки символики храма. Митрополит Иларион (Алфеев) во втором томе своего труда «Православие»[7] несколько глав отводит особенностям русской церковной архитектуры Древней Руси и ее взаимосвязи с византийскими традициями.
Вторая группа – это статьи современных авторов на тему курсовой работы, включая электронные ресурсы. В частности, это статьи Е. И. Кириченко[8], А. В. Берташ[9], А. Г. Туманик[10]. В статье «К выяснению сущности пропорций структурных ядер в древнерусских христианских храмах X–XV веков»[11] автор М. Э. Венгерова анализирует различные пропорции церквей как решения богословской задачи «квадратуры круга» (поскольку круг – это символ «неба», а квадрат – «земли»).
Третью группу составляют источники, непосредственно связанные с историей и архитектурой Кафедрального собора Воскресения Христова г. Николаевска (Пугачева). Это преимущественно электронные ресурсы, в частности – официальный сайт храма[12], статья О. Гаркавенко[13] об истории храма, размещенная на информационно-аналитическом портале Саратовской митрополии. Кроме того, для практической части курсовой работы использовались материалы об истории Воскресенского храма, размещенные на портале Пугачевского краеведческого музея им. К. И. Журавлева[14], статья А. С. Сирина «Храмы Саратовской епархии: история стиля»[15].
Структура работы обусловлена поставленными целью и задачами. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении раскрыта актуальность темы, сделан обзор использованной литературы, указаны предмет и объект исследования, поставлены цель и задачи.
В первой главе – теоретического характера – анализируется архитектурный образ православного храма в конце XIX века, выявляется символика храмовой архитектуры и отмечаются особенности архитектурного стиля этого периода. Во второй главе – практического характера – особенности архитектурного «историзма» иллюстрируются на примере Кафедрального собора Воскресения Христова г. Николаевска (Пугачева).
В заключении приведены основные итоги и выводы работы. Приложение содержит иллюстрации, связанные с историей строительства и архитектурным обликом Воскресенского храма.
1. Кафедральный собор в честь Воскресения Христова
в г. Николаевск (Пугачев) как образец «историзма» в храмовой
архитектуре конца XIX в.
Кафедральный собор в честь Воскресения Христова в г. Николаевске был построен в конце XIX в., относится к наиболее старинным храмам Саратовской митрополии и в настоящее время является самой высокой постройкой города.
История создания храма связана с именем С. О. Локтева – городского главы г. Николаевска, который также является председателем строительного комитета. Благодаря его инициативе около 1875 г. началась подготовка к строительству храма, с заготовки каменных материалов и рытья канав, необходимых для укладки фундамента, который был заложен в 1876 г.
Строительство храма осуществлялось по проекту Алексея Марковича Салько, который в период с 1870 по 1914 гг. выполнял обязанности городского архитектора г. Саратова. В целом его авторству принадлежит более двухсот проектов зданий различного назначения в Саратове и окрестностях.
Исследователь…описывает стиль светских построек А. М. Салько следующим образом: «Здания Салько узнаваемы, так как архитектору присущ свой характерный почерк. Стилю его свойственны ненавязчивые ритмы полуколонн, разделяющих высокие, закругленные вверху окна, часто сдвоенные, полуовальные наличники, изящные консоли, оригинальные рельефные карнизы и панели. Фасады его зданий включают в себя причудливую мозаику кранокирпичных узоров»[16].
В русско-византийском стиле по проектам А. М. Салько построены также Княже-Владимирский собор в г. Саратов.
Проект А. Салько по строительству храма в г. Николаевск получил одобрение со стороны технического строительного комитета в июне 1875 г.[17]
Строительство храма продолжалось более двух десятилетий из-за того, что материальные средства, необходимые для сооружения храмов в г. Николаевск, в то время неравномерно распределялись между тремя строительными точками: храм воскресения Христова, храм в честь мученической кончины Царя-освободителя Александра II, и единоверческий храм. Вероятно, неравномерность распределения средств была связана и с некоторыми бюрократическими особенностями того времени. Например, известно, что епархиальный архитектор в XIX веке вместо фиксированного жалования получал процент от сумм, затраченных на постройку того или иного храма.[18]
Всего же на начало реализации проекта на строительство Вознесенского храма имелось 400 руб. общественных средств.[19]
С. О. Локтев всеми силами поддерживал продолжение строительства храма воскресения Христова, вкладывая в этот проект и собственные средства и привлекая пожертвования со стороны. По воспоминаниям современников, «мужики с окрестных деревень везли на лошадях возы с куриными яйцами, из которых замешивали раствор из извести для кладки кирпича»[20].
Спустя год после кончины С. О. Локтева, согласно его пожеланию, высказанному перед смертью, в 1895 г. попечение по завершению строительства храма перешло в руки купца В. А. Елагина, который становится церковным старостой и председателем церковного попечительства.
При следующем председателе, священнике В. И. Парадоксове, который занял эту должность в 1899, происходила подготовка храма к освящению. Большое значение в это время также имели средства жертвователей, благодаря которым был изготовлен иконостас, отлиты колокола, приобретена церковная утварь, киоты, священнические облачения. «О пожертвованиях на собор свидетельствуют билеты государственной комиссии погашения долгов на вечный вклад, хранящиеся в Пугачевском краеведческом музее»[21]. Среди имен жертвователей, которые оказали значительную поддержку строительству, стоит упомянуть вдову С. О. Локтева, купца И.П. Желаева, Мокроусову, Менькова, Г.Н. Попова, И.И. Иселаева.
12 сентября 1899 года состоялось торжественное освящение построенного храма при участии Высокопреосвященного Гурия (Буртасовского), епископа Самарского и Ставропольского, который освятил Престол главного придела и совершил Божественную литургию, а также произнес приветственное слово к прихожанам, приуроченное к событию освящения храма.
13 сентября состоялось освящение правого придела храма – в честь Чудотворного Казанского образа Божьей Матери.
Всего в храме имеется три Престола: основной – в честь Воскресения Христова, правый – в честь Казанской иконы Божией Матери, левый – в честь Покрова Божией Матери.
Каменный храм имел пять глав, а рядом располагалась трехъярусная колокольня. Вес колоколов храма составлял 624, 300 и 200 пудов. Первый и второй колокол были отлиты в Саратове и Ярославле.
2.История создания и художественный стиль храма воскресения
Христова в г. Николаевск (Пугачев)
В архитектурном смысле в храме были воспроизведены основные черты традиционных православных храмов соборного типа: пятиглавие, четырех-столпие, позакомарное покрытие, членение стен на прясла. В фасадном декоре использованы полукруглые кокошники, аркатурно-колончатый пояс, перспективные порталы и полукруглые обрамления окон (см. Приложение 7).
Храм был построен в русско-византийском стиле, имел крестово-купольную структуру с пятью луковичными главами. Признаками византийского стиля является наличие строенных арочных окон в и наличие пяти шлемовидных куполов, что указывает и на чисто русские традиции.
Важно, что архитектурные элементы Воскресенского храма в Пугачёве содержат важнейшую богословскую христианскую символику. Так, храмовый купол является образом Неба и Бога Вседержителя. Глава храма имеет вид изменённой в русской архитектуре полусферы, и поэтому зрительно выглядит так, будто служит проводником божественного света, проникающего на землю и покрывающего собой весь тварный мир. А. Ф. Лосев, исследуя мнения святых отцов Церкви, отмечает, что «сфера – это символический образ бытия бесплотных сил»[22]. Так же пятиглавие символизирует четырех евангелистов во главе со Христом.
Что касается особенностей пропорций храма, то относительно архитектуры древнерусских храмов необходимо отметить следующее. Еще в IV в. святитель Григорий Богослов описал образ Троицы, сравнив Его с рекой с двумя рукавами: «Река – это образ Отца, а рукава – образ Сына и Святого Духа, которые, по сути, есть одно, но имеют три ипостаси (лица)»[23]. Именно такой образ мы увидим, если посмотрим одновременно на три центральных нефа Свято-Воскресенского соборного храма города Николаевск (Пугачёв).
«Под центральным куполом находится «Животворящий столп» с горизонтальным сечением в виде круга, образа Бога. Этот круг равен по площади подкупольному квадрату в 75% обследованных храмов. Далее пропорции внутренней ширины трёх центральных нефов выстраиваются удвоением диаметра этого же круга, в образ горизонтальных сечений двух рукавов реки, о которой говорил Григорий Богослов»[24], – комментирует исследователь М. Э. Венгерова, анализируя особенности древнерусского храмового зодчества.
Таким образом, проект Воскресенского храма подразумевал использование русско-византийского стиля, включающего как элементы древнерусского храмового зодчества, так и византийской традиции.
3. Судьба храма в советский период и его восстановление
в постсоветское время
С установлением в стране советской власти Воскресенский храм г. Пугачев закрыт не был, избежав участи многих других храмов. Как отмечает свящ. Кирилл Петрович, «древность саратовских церквей отмечали многие путешественники, однако это обстоятельство не помогло сохранить данное наследие в 30-е годы советского периода, когда государство стремилось уничтожить не только Церковь, но и малейшие напоминания о ней»[25].
Однако поздней осенью и в начале зимы 1935 г. почти всё городское духовенство, включая викарного епископа Стефана (Виноградова) было взято под арест. После этого на протяжении трех лет богослужения в храме проводил свщмч. Александр (Трапицын), затем расстрелянный в 1938 г. Канонизация свщмч. Александра, который занимал пост архиепископа г. Пугачев, состоялась в 2000 г.
Воскресенский храм г. Пугачев действовал вплоть до 1937 г., несмотря на то, что еще шестью годами ранее колокольня храма была снесена. Это произошло сразу же после праздника Богоявления в 1931 г., когда с колокольни было приказано сбросить все колокола. При этом из всех колоколов, сброшенных и разбившихся о землю, не пострадал самый большой, который безуспешно попытались вывезти трактором. В результате этот колокол был взорван и увезен частями. Сама колокольня была взорвана в 1936 г., при этом на протяжении нескольких лет оставшиеся от взрыва осколки оставались лежать в центре города.
По одной из версий, уничтожение самого Воскресенского храма не состоялось из-за того, что эту идею не одобрил Б. А. Душков, который в то время занимал должность первого секретаря райкома. Он был недоволен тем, что город был засыпан осколками от взрыва колокольни и поэтому не хотел усугублять ситуацию.
Тем не менее, храм был полностью закрыт в 1937 г., и его пространство стали использовать под нужды зернохранилища (см. Приложение 8).
Возобновление богослужений пришлось на военный период, когда в 1942 г. храм открыли и начали восстановление усилиями верующих горожан. Храм был передан верующим в 1945 г.
С 90-х гг. ХХ в. при храме была возведена звонница вместо колокольни, взорванной в 30-е гг. (см. Приложение 9). Строительство проводилось по инициативе Пугачевской районной власти и священнослужителей Воскресенского храма и было завершено в 2006 г. Работы по возведению звонницы осуществлялись на пожертвования прихожан и при активном участии предпринимателя В. Ю. Сгибнева.
Восстановление колоколов звонницы произошло спустя более 70 лет с момента прекращения работы колокольни храма в советское время.
Малая звонница, сооруженная в XXI веке, не является восстановленным образом разрушенной в 30-х гг. ХХ в. колокольни. Однако она также выполнена в русско-византийском стиле и гармонично дополняет облик храма.
В сентябре 2007 г. в храме были установлены колокола, отлитые в Воронеже. Малая звонница теперь состоит из пяти колоколов, вес которых составляет 100, 42, 25, 18 и 7 кг. В декабре 2007, в день свт. Николая Мирликийского, в храме впервые за многие десятилетия снова зазвучал колокольный звон.
Освящение самого большого колокола под названием «Благовест», вес которого составляет 844 кг, произошло в мае 2008 г. В этот раз осуществлению этого проекта также помогли средства жертвователей. Освящение этого совершил Преосвященнейший Лонгин, Архиепископ (ныне Митрополит) Саратовский и Вольский.
В настоящее время Свято-Воскресенский храм является центром духовной жизни г. Николаевск. При храме действует Свято-Сергиевская воскресная школа для детей, состоящая из трех возрастных групп: от 4 до 10 лет, от 10 до 18 лет.
При храме построено здание, в котором проходят по праздникам организовываются чаепития для прихожан.
К храму приписаны молельная комната при городской больнице, храм-часовня во имя Святого великомученика Димитрия Солунского г. Пугачева.
Храм участвует в церковно-социальной деятельности, оказывая помощь малоимущим и людям в трудной жизненной ситуации. Оказывается помощь духовной литературой ИК-4, ИК-17. Духовенство храма сотрудничает с ОВД г. Пугачева.
Обобщая изложенное во второй главе, можно сделать вывод о том, что Воскресенский храм г. Николаевск является важным для истории русского церковного архитектурного искусства. В проекте этого храма архитектор А. М. Салько воплотил идею возрождения духовной символики древних храмов Византии и Руси.
Заключение
В русской храмовой архитектуре отражается богатая христианская символика заимствованного из Византии крестово-купольного типа храма. Вместе с тем, византийский стиль, развиваясь на территории Древней Руси, очень быстро приобретает уникальные русские черты и преобразуется в древнерусский стиль. Этот стиль воссоздается в проектах церковных архитекторов, ориентирующихся на традиции старины и русско-византийский стиль.
Византийский храм в единстве его внешнего и внутреннего убранства представлял собой образ идеального, совершенного мира как пространства, в котором Бог создал человека, призванного к обожению, стремлению к Своему Творцу. Роскошь и великолепие внутреннего убранства храма символизирует неисчерпаемое многообразие как материального, так и духовного мира.
Византийские традиции храмового зодчества и их духовное основание были положены в основу храмостроительства в Древней Руси. Вместе с тем, эти традиции получили свое развитие и уникальные черты в последующие века.
Проявление русско-византийского стиля иллюстрируется на примере архитектуры Свято-Воскресенского соборного храма города Николаевск (Пугачёв), построенного по проекту конца XIX в. Внешний облик храма обладает главными признаками этого стиля, а именно: наличие строенных арочных окон, крестово-купольная структура, перспективные порталы, полукруглые кокошники и обрамления окон и др.
В целом по результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что храмовая архитектура, как отдельный вид искусства, обладает уникальным, свойственным только ей языком – языком архитектурных форм. Этот язык тесно связан с богословием и христианским мировоззрением человека, с его духовными устремлениями. При этом богословское содержание тех или иных элементов архитектуры русских храмов остается неизменным на протяжении столетий. Как в византийский период, так и в XX веке важнейшие христианские символы и изображения передаются в архитектурных решениях храмов.
Элементы различных стилей и направлений в храмовом зодчестве предыдущих веков, включая шатровый стиль, древнерусский и византийский стиль, объединенные в русско-византийском стиле конца XIX века – все это свидетельствует о незыблемости главной традиции русского храмового строительства. Эта традиция заключается в стремлении человека, используя язык архитектуры, передать в храмовом зодчестве важнейшие богословские идеи и выразить любовь к Богу.
Список источников и литературы
Источники
Литература
[1] Настольная книга священнослужителя. М.: Московская патриархия, 1983. Т. IV. C. 7.
[2] Аристова В. В. Символика древнерусского храма // Преподавание истории в школе. 2002, № 7. С. 5.
[3] Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов / под ред. и с предисл. А. Н. Насонова. М.–Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1950. 640 с.
[4] Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. СПб., 1875. Т. XLVII. Отд. 1. 1872. 1049 с.
[5] Григорий Богослов, свт. Собрание творений в 2-х томах. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 1. 672 с.
[6] Настольная книга священнослужителя. М.: Московская патриархия, 1983. Т. IV. 824 c.
[7] Иларион (Алфеев), митр. Русская церковная архитектура // Православие (в 2 т.). М.: Сретенский монастырь, 2012. Т. II. 864 с.
[8] Кириченко Е. И. Романтизм и историзм в русской архитектуре XIX в. (к вопросу о двух фазах эклектики) // Архитектурное наследство. М., 1988. Вып. 36. С. 130–143.
[9] Берташ А., прот. Русское храмостроительство середины XIX – начала XX вв. в оценке дореволюционных и советских историков архитектуры: к историографии вопроса // Христианское чтение. № 5, 2017. С. 183–197.
[10] Туманник А. Г. Идейно-символические аспекты архитектуры русского православного храма // Христианское зодчество. Новые материалы и исследования. М.: УРСС, 2004. 878 с.
[11] Венгерова М. Э. К выяснению сущности пропорций структурных ядер в древнерусских христианских храмах X–XV веков // Architecture and Modern Information Technologies. № 3(44), 2018. С. 331–345.
[12] Кафедральный собор Воскресения Христова г. Николаевска (Пугачева) [Электронный ресурс]. URL: http://voskresenhram.ru/ (дата обращения: 01.02.2023).
[13] Гаркавенко О. Один из старейших действующих храмов митрополии // Православное Поволжье: информационно-аналитический портал Саратовской митрополии [Электронный ресурс]. URL: https://eparhia-saratov.ru/Articles/odin-iz-starejjshikh-dejjstvuyushhikh-khramov-mitropolii (дата обращения: 01.02.2023).
[14] Краткая история Воскресенского храма // МБУК "Пугачевский краеведческий музей им. К.И. Журавлева" [Электронный ресурс]. URL: http://muzey-pugachjov.ru/ (дата обращения: 01.02.2023).
[15] Сирин А. С. Храмы Саратовской епархии: история стиля // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2009. № 2. С. 3–8.
[16] Сирин А. С. Храмы Саратовской епархии: история стиля // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2009. № 2. С. 29.
[17] Кафедральный собор Воскресения Христова г. Николаевска (Пугачева) [Электронный ресурс]. URL: http://voskresenhram.ru/ (дата обращения: 01.02.2023).
[18] Именной, объявленный Сенату Святейшим Синодом 13 октября о вознаграждении епархиальных архитекторов 1 % за составление планов и смет и за наблюдение за работами // Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. СПб., 1875. Т. XLVII. Отд. 1. 1872. С. 993.
[19] Строитель Воскресенского храма // Пугачевское время [Электронный ресурс]. https://pugachevskoevremya.ru/stroitel-voskresenskogo-xrama (дата обращения: 01.03.2023).
[20] Гаркавенко О. Один из старейших действующих храмов митрополии // Православное Поволжье: информационно-аналитический портал Саратовской митрополии [Электронный ресурс]. URL: https://eparhia-saratov.ru/Articles/odin-iz-starejjshikh-dejjstvuyushhikh-khramov-mitropolii (дата обращения: 01.02.2023).
[21] Краткая история Воскресенского храма // МБУК "Пугачевский краеведческий музей им. К.И. Журавлева" [Электронный ресурс]. URL: http://muzey-pugachjov.ru/ (дата обращения: 01.02.2023).
[22] Лосев А. Ф. Первозданная сущность // Библиотека Гумер [Электронный ресурс]. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Losev/perv_susch.php (дата обращения: 20.02.2023).
[23] Григорий Богослов, свт. Собрание творений в 2-х томах. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 1. С. 325.
[24] Венгерова М. Э. К выяснению сущности пропорций структурных ядер в древнерусских христианских храмах X–XV веков // Architecture and Modern Information Technologies. № 3(44), 2018. С. 335.
[25] Собрать камни истории // Православное Поволжье: информационно-аналитический портал Саратовской митрополии [Электронный ресурс]. URL: https://eparhia-saratov.ru/Articles/sobrat-kamni-istorii (дата обращения: 01.03.2023).
Эта весёлая планета
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Этот древний-древний-древний мир!
Рисуем ананас акварелью
Астрономы получили первое изображение черной дыры