Индивидуальный ученический проект ученика 9 класса. В работе отображены наиболее простые и доступные способы определения здоровья (экспресс - диагностические методы оценки здоровья), которые значительно расширяют диапазон контролируемых и оцениваемых показателей жизнедеятельности организма, предоставляют большие возможности для самооценивания физического здоровья.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mutovin.docx | 164.34 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дедовичская средняя школа №1»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ
по физической культуре
«Оценка состояния здоровья школьников посредством экспресс-диагностических методов»
Выполнил:
ученик 9 «б»класса
Мутовин Дмитрий Игоревич
Руководитель:
учитель физической культуры
Васильева Алла Алексеевна
2023-2024учебный год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………3-4
ГЛАВА 1
1.2Характеристика экспресс – диагностических методов……….............6-9
ГЛАВА 2
2.2Описание методики исследования……………………………………..10
2.3Результаты исследования………………………………………........11-13
Заключение…………………………………………………………………..14
Литература ………………..…………………………………………………15
Приложение 1 ……………………………………………………………….16
Приложение 2 ……………………………………………………………….17
ВВЕДЕНИЕ
В детском возрасте не задумываешься о своём здоровье, но, понимая важность его сохранения и укрепления надо говорить о здоровом образе жизни уже сейчас. Прививать устойчивые навыки сбережения здоровья, так как состояние здоровья подрастающего поколения вызывает большую тревогу.
Физически здоровых детей в школу приходит с каждым годом меньше. Поэтому поиску оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья: физического, психического и социального, созданию наиболее благоприятных условий по формированию у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении своего успеха необходимо уделять значительное внимание. В наше время нет универсального критерия оценки здоровья, поэтому в своей работе мы попытались найти наиболее простые и доступные способы определения здоровья (экспресс - диагностические методы оценки здоровья), которые значительно расширяют диапазон контролируемых и оцениваемых показателей жизнедеятельности организма, предоставляют большие возможности для самооценивания физического здоровья. Их преимущество – это ускоренная диагностика, основанная на нормативном подходе к оценке здоровья. Именно это обусловило актуальность и выбор темы исследования.
Цель работы - изучение наиболее доступных способов (экспресс - диагностических методов) оценки состояния здоровья, для того, чтобы учащиеся могли объективно оценить свое индивидуальное здоровье и внести коррективы в свой образ жизни с целью его сохранения и укрепления.
Объект исследования – состояние здоровья школьника, предмет исследования: наиболее доступные способы определения состояния здоровья.
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
Основу гипотезы составило следующее предположение: знание основ здорового образа жизни и умение оценить состояние своего здоровья формирует здоровую личность, способствует стремлению сохранить и укрепить свое здоровье.
В процессе исследования использовались следующие методы: анкетирование, анализ литературы, объяснительно-иллюстративный метод, метод практических действий, индивидуальная и групповая работа.
В содержательной части работы описаны проведённые исследования, в приложении имеется дополнительный материал по пропаганде здорового образа жизни.
В работе использовались образовательные технологии: мультимедийные, исследования, развитие познавательных интересов, коллективного и группового обучения.
Ожидаемые результаты: овладение учащимися экспресс – диагностическими методами оценки здоровья, умение оценивать состояние своего здоровья для его сохранения и укрепления.
Практическая значимость исследования: объективная оценка здоровья учащихся; рекомендации школьникам по сохранению и укреплению здоровья.
ГЛАВА 1
Здоровье – это «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (из Устава Всемирной организации здравоохранения, 1949). Определение здоровья с позиции ВОЗ ориентирует на идеальный случай, что по своей сути недостижимо. Всегда имеются объективные причины для того, чтобы в одной, а то и в двух-трех перечисленных сферах имелись какие-либо проблемы. Здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно – состояние, которое позволяет человеку вести нестесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, т.е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие. По оценкам экспертов ВОЗ факторы, определяющие здоровье отдельного индивида и общества в целом, имеют следующее соотношение: 50 % и более – здоровье обусловлено образом жизни; на 20-25 % - состоянием внешней среды; на 20 % - генетическими факторами; на 8-10 % - состоянием здравоохранения.
Как видно из вышесказанного, основная роль в поддержании здоровья отводится здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни – это совокупность сознательно сформированных привычек человека, направленных на поддержание и укрепления здоровья и творческого долголетия. Потому необходимо с раннего возраста формировать у себя привычки укрепления здоровья, чтобы они стали неотъемлемой сущностью нашей жизни и не вызывали никакого эмоционального дискомфорта.
Системный подход к любой проблеме требует объективной оценки параметров, которые существенно влияют на ее решение. Если не отличать то, что формирует здоровье, от того, что его характеризует, не удастся решить проблему управления здоровьем.
В течение всей жизни на человека оказывают влияние самые разнообразные факторы внешней и внутренней среды. Все факторы можно ранжировать в порядке их значимости для здоровья не только отдельного человека, но и человечества в целом. Такая попытка была сделана Всемирной организацией здравоохранения (здравоохранение – система общественных и государственных социально – экономических и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и улучшение здоровья населения) несколько лет назад.
В результате было выделено более 200 факторов, которые оказывают самое значительное, существенное влияние на современного человека. Особого внимания заслуживает упоминание четырёх факторов:
1.Гиподинамия (недостаток движения);
2.Неправильное питание (прежде всего избыточный вес);
3.Вредные привычки (употребление алкоголя, никотина, наркотиков и других химических веществ);
4.Экология.
Формирование здоровья должно стать одной из важнейших целей каждого человека. В школе необходимо заложить фундамент здоровья каждого ученика и для этого научить его создавать внутренние резервы жизнедеятельности, жизнеспособности, накапливать и разумно расходовать их независимо от состояния окружающей среды. Каждому человеку важно научиться оценивать и постоянно контролировать состояние своего здоровья – заниматься его мониторингом. Овладение экспресс - диагностическими методами позволяет достаточно объективно оценить состояние своего здоровья.
1.2 Характеристика экспресс – диагностических методов
Для оценки состояния здоровья из всего многообразия существующих диагностических методов мы выбрали наиболее простые в использовании, не требующие специальной медицинской подготовки, специального оборудования и много времени - комплексную программа (КП) экспресс - оценки уровня физического здоровья школьников, разработанную Федерацией спортивной медицины и НИИ педиатрии РАМИ.
Комплексная программа включает в себя 5 морфофункциональных индексов (Кетле, Робинсона, Скибинского, Шаповаловой, Руфье), имеющих взаимосвязь с уровнем адапционно-энергитического потенциала организма.
Необходимо было получить 8 простых показателей, результаты которых входят в эти индексы и доступны любому пользователю, не требующих значительных временных затрат.
Индекс Кетле
Для оценки физического развития человека используется ряд методов. В последние годы широко применяется метод нахождения индекса Кетле (весоростового показателя) – ИК.
Для определения весоростового показателя, необходимо вес разделить на квадрат роста.
ИК = М (кг) / Р2 (м)
где М – масса тела в килограммах, а Р – рост в метрах.
Должная величина индекса Кетле составляет:
● для детей 6-8 лет обоего пола – 16;
● для детей 9-10 лет обоего пола – 17;
● для детей 11 лет обоего пола – 18;
● для детей 12 лет обоего пола – 19;
● для детей 13-16 лет (мальчики) – 20;
● для детей 17 лет (мальчики) – 21;
● для детей 13-14 лет (девочки) – 20;
● для детей 15-17 лет (девочки) – 21.
Верхняя граница нормы, т.е. величина, с которой вес считается избыточным, определяется путем прибавления к должной величине 2-х единиц, что составляет примерно 10% от приведенных возрастно-половых норм. Так, избыток массы тела для 6-летних детей начинается с 18 (16 + 2), для детей 9-10-летних – с 19 (17 + 2) и т.д. снижение индекса на 2 единицы свидетельствует о дефиците массы тела.
Алгоритм действий:
1. Указать школу, в которой проводится исследование.
2. Измерить массу тела ребенка (с указанием возраста, а для детей с 13 лет – и с указанием пола).
3. Измерить рост ребенка (с указанием возраста, а для детей с 13 лет – и с указанием пола).
4. Рассчитать значение индекса Кетле по формуле, приведенной выше.
Оценка индекса Кетле
Результат | Оценка |
Менее 20 | Дефицит массы тела, пониженное питание |
20–24,9 | Норма, нормальное питание |
25–25,9 | Избыток, повышенное питание |
30–39,9 | Ожирение |
Более 40 | Риск велик, ожирение IV степени |
Индекс Робинсона
Этот индекс характеризует состояние регуляции сердечнососудистой системы.
Для того чтобы посчитать индекс Робинсона для организма, необходимы данные о частоте сердечных сокращений и систолическое артериальное давление ("верхнее").
1. После 5-минутного отдыха в положении стоя определите частоту сердечных сокращений (пульс) за 1 минуту.
2. Измерить давление и записать его "верхнее" значение (систолическое).
Расчет индекса производится по формуле:
ЧСС (уд. в мин) х АД (сист.) | |
= | ----------------------------------- |
100 |
Индекс Скибинского
Этот тест отражает функциональные резервы дыхательной и сердечно-сосудистой систем:
• после 5-минутного отдыха в положении стоя определите ЧСС (по пульсу), ЖЕЛ (в мл);
• через 5 мин после этого задержите дыхание после спокойного вдоха (ЗД);
• индекс рассчитайте по формуле:
ЖЕЛ (мл) х время задержанного дыхания на вдохе (сек.) | |
= | ---------------------------------------------------------------------- |
ЧСС (уд. в мин.) |
Оценка индекса Скибинского для учащихся
Результат | Оценка |
Более 60 | Отлично |
60–31 | Хорошо |
30–11 | Удовлетворительно |
10–5 | Неудовлетворительно |
Менее 5 | Очень плохо |
Индекс Шаповаловой
Проба заключается в расчете развития силы, быстроты и скоростной выносливости мышц спины и брюшного пресса. Методика состоит в подсчёте числа подъёмов туловища в сек без помощи рук из положения лёжа на спине. Обследуемый лежит на мате или кушетке, ноги слегка согнуты в коленях, напарник удерживает стопы. Регистрируется полное число посадок из положения лёжа за 60 секунд. Задача обследуемого - совершить как можно больше количество подъёмов
Индекс мощности Шаповаловой рассчитывается по формуле:
вес тела (г) | количество наклонов за 1 минуту | ||
= | ----------------- | x | ------------------------------------------- |
рост (см) | 60 |
Индекс Руфье
Проба Руфье заключается в том, что у испытуемого, находящегося в положении лёжа на спине, в течение 5 минут определяют частоту сердечных сокращений (ЧСС) за 15 секунд (Р1). Затем испытуемый выполняет 30 приседаний за 45 секунд. После окончания нагрузки испытуемый ложится на спину и у него вновь подсчитывают ЧСС за первые 15 секунд (Р2) и последние 15 секунд (Р3) первой минуты периода восстановления. Индекс Руфье (ИР), который характеризует физическую работоспособность сердца, вычисляют по формуле:
4 (Р1 + Р2 + Р3) - 200 | |
= | ----------------------------- |
10 |
Результаты оценивают по таблице:
Оценка индекса Руфье
Величина ИР | Характеристика работоспособности сердца |
0-3 | Высокая |
4-6 | Хорошая |
7-9 | Средняя |
10-14 | Удовлетворительная |
15 и выше | Плохая |
Так, низкая оценка индекса Кетле может свидетельствовать о недостаточном питании школьника или способом развития мышц, либо, наоборот, об угрозе ожирения. Низкая оценка индекса Робинсона свидетельствует о нарушении регуляции деятельности сердечно – сосудистой системы. При низкой оценки индекса Скибинского можно говорить о недостаточных функциональных возможностях органов дыхания и кровообращения сниженной устойчивости организма к гипоксии. Низкая оценка индекса мощности В.А. Шаповаловой, кроме слабого развития двигательных качеств - силы, быстроты и выносливости, свидетельствует о недостаточных возможностях кардио-респираторной системы. Низкие оценки Руфье определённо говорят о недостаточном уровне адаптационных резервов сердечнососудистой и дыхательной систем, что лимитирует физические возможности организма школьника
ГЛАВА 2
2.1 Состояние здоровья школьников
Состояние здоровья учащихся 9 б класса анализировалось по медицинским справкам, предоставленным в начале учебного года для посещения уроков физической культуры.
Таблица 1. Состояние здоровья учащихся 9 Б класса МБОУ «Дедовичская СШ №1»
(по группам здоровья) 2023/24 г.
Пол | Всего | Группа здоровья | |||||||||||
1-я | 2-я | 3-я | 4-я | ||||||||||
Кол-во | В % | Кол-во | В % | Кол-во | В % | Кол-во | В % | ||||||
Мальчики | 7 | 5 | 70 | 2 | 50 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||||
Девочки | 4 | 2 | 30 | 2 | 50 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||||
ИТОГО | 11 | 7 | 100 | 4 | 100 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Анализ состояния здоровья (по группам здоровья) позволяет сделать вывод, что в нашем классе здоровых детей больше. То есть, нет учащиеся, относящиеся к третьей и четвертой группе.
2.2 Описание методики исследования
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе изучили проблему, определили цель и задачи теоретической и экспериментальной работы, отобрали наиболее оптимальные экспресс - диагностические способы оценки здоровья. Перед началом эксперимента мы изучили состояние здоровья учащихся испытуемых классов по медицинским показаниям и уровень физической подготовленности по результатам тестирования.
На втором этапе исследования провели анкетирование и эксперимент, обработали данные экспериментальной работы, обобщили результаты исследования.
На третьем этапе оформили результаты исследования.
Исследование проводилось на уроках физической культуры и во внеурочное время в 9 классе. С учащимися было проведено анкетирование (приложение 1) с целью выяснения насколько учащиеся придерживаются здорового образа жизни. Как видно из ответов ребят, 5 % из них курят; 3 % - употребляют спиртные напитки; питаются правильно – 62 %, спят достаточно – 61 %, режим дня соблюдают лишь 23% учащихся, только половина регулярно занимаются физической культурой и спортом, 2 % - занимаются закаливанием, 63% учащихся достаточно проводят времени на свежем воздухе.
Проанализировав результаты анкетирования, мы пришли к выводу, что учащиеся не придерживаются здорового образа жизни, а это не способствует сохранению и укреплению здоровья. Затем была проведена оценка состояния здоровья с помощью экспресс – диагностических методов и анализ полученных результатов.
2.3 Результаты исследования
Таблица 4. Результаты степени гармоничности физического развития и телосложения (индекс Кетле)
№ | Показатель | Количество (чел) | В % отношении |
1. | Норма | 5 | 46 % |
2. | Ниже нормы | 4 | 36 % |
3 | Избыток массы тела | 1 | 9 % |
4. | Ожирение | 1 | 9 % |
По индексу массы тела (индекс Кетле) вес ниже нормы имеют 4 (36 %) человек; нормальный вес – 5 (36%); избыток массы тела - 1 (9 %), ожирение (первой степени) – 1 (9 %) человек.
Таблица 5. Результаты состояния энергопотенциала организма
(индекс Робинсона)
№ | Показатель | Количество (чел) | В % отношении |
1. | Норма | 5 | 50 % |
2. | Выше нормы | 3 | 25 % |
3. | Ниже нормы | 3 | 25 % |
Анализ полученных данных показал, что показатели состояния сердечно - сосудистой системы испытуемых средние. Частота сердечных сокращений (ЧСС) в состоянии покоя у 7 (60%) испытуемых из 11 выше 85 уд./Мин, что говорит о нарушениях в работе сердечнососудистой системе. И у 4 учащихся ( 40%) показатель – хорошо (реже 80 уд./Мин).
Таблица 6. Результаты оценки функциональных возможностей системы дыхания, устойчивости организма к гипоксии и волевые качества
(Индекс Скибинского)
№ | Показатель задержки дыхания (с) | Количество (чел) | В % отношении |
1. | Отлично (больше 60) | 1 | 9 % |
2. | Хорошо (30-60) | 7 | 64% |
3. | Среднее (10-30) | 3 | 27% |
4. | Плохое (5-10) | 0 | |
5. | Очень плохое (меньше 5) | 0 |
Состояние дыхательной системы у основной массы испытуемых удовлетворительное: задержка дыхания соответствует норме у 7 (почти 65 %) человек; ниже нормы (плохое и очень плохое значение) отсутствует. И только 1 учащийся имеет отличные показатели.
Таблица 7. Показатели развития силы, быстроты и скоростной выносливости
мышц спины и брюшного пресса (индекс Шаповаловой)
№ | Показатель | Количество (чел) | В % отношении |
1. | Низкий | 1 | 9 % |
2. | Ниже среднего | 1 | 9 % |
3. | Средний | 5 | 46 % |
4. | Выше среднего | 2 | 18 % |
5. | Высокий | 2 | 18 % |
У учащихся 9 класса сила, быстрота и скоростная выносливость мышц спины и брюшного пресса развиты хорошо – у 9 (82 %) человек, и только у 2 (18 %) ниже нормы.
Таблица 8. Результаты выраженности реакции сердечнососудистой системы
на стандартную физическую нагрузку (Индекс Руфье)
№ | Показатель | Количество (чел) | В % отношении |
1. | Отлично | 3 | 27 % |
2. | Хорошо | 4 | 37 % |
3. | Удовлетворительно | 3 | 27 % |
4. | Плохо | 1 | 9 % |
У 4 человек (37%) плохая реакция сердечнососудистой системы на физическую нагрузку, у остального количества учащихся – хорошая.
Выводы:
Заключение
В сохранении и укреплении здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. Для этого крайне необходимо уметь его оценивать. Точность самооценки здоровья зависит от знания:
Каждому человеку важно научиться оценивать и постоянно контролировать состояние своего здоровья – заниматься его мониторингом.
Здоровьеформирующая деятельность может быть по-настоящему творческой, позволяющей человеку находить собственные пути укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни на базе сформированной культуры здоровья.
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Анкетирование
№ | Вопросы |
1. | Курите ли вы? |
2. | Употребляете ли вы спиртные напитки, в том числе и пиво? |
3. | Правильно ли вы питаетесь по вашему мнению? |
4. | Достаточно ли вы спите? |
5. | Соблюдаете ли вы режим дня? |
6. | Занимаетесь ли вы регулярно физкультурой и спортом? |
7. | Достаточно времени вы проводите на свежем воздухе? |
8. | Занимаетесь ли вы закаливанием? |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Как нарисовать черёмуху
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Философские стихи Кристины Россетти
Ель