Индивидуальный итоговый проект для старших классов на тему " Граффити - искусство или вандализм?"
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 31.43 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«ОЦ №3 Майкопский район»
Исследовательский проект на тему:
«Современное уличное искусство – вандализм или новый вид мышления»
Автор: Сохина Людмила Сергеевна
Ученица 11 «А» класса
Руководитель проекта: Сохина Галина Николаевна
Учитель русского языка и литературы
2024 учебный год
1
Содержание:
Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. История граффити……………………………………...…....4
1.1 История появления граффити…………………………….……….4
1.2 Зарождение современного граффити……………………………..6
1.3 Стили и виды граффити………….………….……………………..9
Глава 2. Граффити в России………………...……...…………..……10
2.1 Уличное искусство в России………………………………..……10
2.2 Граффити Майкопа…...…..………………………………………11
Глава 3. Является ли граффити искусством или вандализмом?.......12
3.1 Социологический опрос школьников и учителей………………12
3.2 Итоги опроса……………………………………………………....13
Заключение………………………………..……………………..…..14
Список литературы……………………………………..……….……15
2
Введение
Искусство на протяжении многих веков эволюционировало, развивалось, ответвлялось на разные направления. Тенденции в искусстве приходили и уходили на протяжении всего времени, как и мода, и эпоха. Разные стили искусства заставали разные поколения. С древнейших времен до нашего времени сквозь века искусство трансформировалось, видоизменялось, подвергалось критическому анализу. Таким образом, современное искусство – это результат длительного преображения уже известного нам древнего искусства. Многие виды современного искусства не находят отклика среди людей, а их творцы остаются непонятыми. А случается и так, что за твое искусство тебя могут и привлечь к ответственности.
Рассматривая эту тему, я наткнулась на один из самых противоречивых видов искусства – граффИти (Graffiti от итал. Graffito – надпись). Актуальность данной темы заключается в том, что в обществе до сих пор идут горячие споры о том, является ли граффити искусством. Многие люди утверждают, что граффити – это не более, чем вандализм, порча государственного имущества. С одной точки зрения, оно не несет в себе никакого смысла, это лишь непонятные, уродливые рисунки, совершенно не радующие глаз. С другой точки зрения, граффити – это одно из наиболее ярких представлений массовой культуры, колоссальное культурное наследие, один из древнейших видов искусства, сохранившихся до наших дней.
Цель данной работы:
1) выяснить, чем является граффити: искусством или вандализмом.
2) выяснить отношение людей к граффити.
3) сформировать суждение о граффити.
Объект исследования: граффити мира, СтритАрт, граффити Адыгеи, граффити города Майкопа.
Методы исследования:
1) теоретическая информация.
2) социологический опрос.
3) анализ результ
3
Глава 1. История граффити.
В основном, когда мы говорим о граффити, людям представляются пестрые, лаковые изображения и надписи на стенах городов. В голову приходит Нью-Йорк, с его разрисованными улочками, площадками и станциями метро. Поэтому, задаваясь вопросом о том, когда зародилось граффити, люди обычно отвечают приблизительно: в начале ХХ века. И ошибаются.
Граффити – это один самых первых видов изобразительного искусства, появившийся задолго до н. э. Явление граффити разделяется на два понятия «дипинти» и «граффити». Граффити от итальянского «graffiare» означает «царапать», а словом «дипинти» обозначали надписи, сделанные краской. Таким образом, первые наскальные рисунки есть своего рода граффити: нацарапанные на стенах пещер и скал, нарисованные глиной, изображения первобытных людей и животных. Так называемые петроглифы – выбитые или нанесенные краской, знаки, символы и изображения, которые начали появляться еще в палеолите приблизительно 10-ом тысячелетии до н. э. Далее, с развитием письменности и созданием алфавита, люди использовали граффити не только как искусство, но еще и в практических целях, как объявления, требования, послания, заклинания, молитвы, политические лозунги, своды законов и просто шуточные изречения. Например, один из первых прототипов граффити расположен в городе Эфес в Турции. Он представляет из себя камень с нацарапанными предложениями различных услуг и цен. Древние римляне часто использовали граффити для изображения власти имущих. Они рисовали на стенах и площадях карикатуры, писали наиболее известные изречения политиков. Зачастую это служило инструментом признания в любви или наоборот, для высмеивания, для передачи своих мыслей. Граффити использовались также для отображения действительности, поэтому они имеют историческую ценность и доказательность. Например, изображение таких известных событий, как гибель Помпеи, рисунок извержения вулкана Везувия. Или, например, религиозный характер граффити: египетские гробницы, расписанные наскальными изображениями богов, правителей и надписями молитв.
Одним из известных и популярных на весь мир явлений в истории граффити стало обозначение присутствия, обозначение своего нахождения в какой-либо точке мира. Для этого широко используется фраза «кто-либо (имя) был здесь!», которая распространена по всему миру. Фраза «Kilroy was here» стала феноменом присутствия в истории граффити. Это связано с историей, случившейся во время Второй Мировой войны: 46-летний американский
4
гражданин Килрой работал на верфи во время Второй Мировой войны, и, чтобы обозначить выполненную работу, он рисовал определенный знак и подписывал его «килрой был здесь». Корабли с верфи из Америки отправлялись в Европу, из-за военных действий времени раскрашивать корабли не было, поэтому рисунки Килроя остались на кораблях. Его сообщение, очевидно, понравилось военнослужащим, которые в шутку наносили его везде где проходили. Таким образом, надпись распространилась по всей Европе. Надпись Килроя встречалась повсюду, но никто, даже солдаты, которые распространяли этот знак, не знали, кто такой Килрой. Килрой стал супер-солдатом, который всегда «уже был» везде, где бы он ни был. Сейчас этот знак находится в самых неожиданных местах: на вершине горы Эверест, на Статуе Свободы, в нижней части Триумфальной арки в Париже, на Эйфелевой башне.
Явление обозначения присутствия распространилось далее. Например, советские солдаты Второй Мировой войны оставляли свои имена на стенах Рейхстага, что также является часть массового культа граффити.
5
Временем трансформации граффити в привычный нам вид стал ХХ век. Именно в это время окончательно сформировалось современное направление граффити. В начале ХХ века граффити все больше преображается в субкультуру. Появляются такие течения и явления как Пишасао и Хобо-граффити, так называемый язык бродяг.
Особенностью граффити является то, что оно появилось примерно одновременно в разных частях света и развивалось там по-разному. Поэтому единого центра развития граффити не существует. Формально главным центром распространения граффити культуры является Нью-Йорк. Период с 1969 по 1974 год принято считать в истории революционным. Именно тогда в Нью-Йорке зарождается огромное количество новых направлений в искусстве. Большое количество городских застроек, зданий под снос, заброшенных построек, которые стали местом работы граффитистов, способствовали появлению новых стилей граффити. ХХ век – век становления граффити как искусства, но не всегда оно воспринималось таковым и было таковым. Здесь нужно обратить внимания на граффити как проявление вандализма.
Хобо-граффити или язык бродяг: Во времена Великой депрессии в США (1929-1939 года) оформляется новая субкультура хобо-граффитистов, использующая граффити не только как способ самовыражения, но и как язык. Хобо – это мигрирующие рабочие, путешествующие по всей Америке в поисках работы и как свободные бродяги, появляющиеся после гражданской войны в период кризиса. Для общения между собой, бродяги придумали собственный язык, состоящий из символов и знаков. Такой язык мог предупредить бродяг об опасности или наоборот указать безопасное место.
Пишасао или Бразильские граффити: Еще одним популярным центром для граффитистов является город Сан-Паулу в Бразилии, в котором началась история граффити-субкультуры пишадоров. Зародились идеи пишадоров в 1960 годах на волне политического протеста: политические надписи, направленные на свержение власти. Далее пишасао развивалось как социально-политический протест молодежи обществу и государству. По большей части пишадоры являются выходцами из самых маргинальных слоев общества, ныне существующий в Сан-Паулу и в Бразилии в целом. Связано это с очень сильным расслоением общества в Бразилии и проблемой образования. Пишасао – это не творческое объединение, это маргинальная субкультура, целью которой является проведения актов вандализма. В Бразилии пишасао официально признано вандализмом и наказывается
6
законом, именно поэтому в современном мире различают граффити, как творчество, и пишасао, как визуально-агрессивную, преступную деятельность, направленную на деградацию городского ландшафта.
В это же время, во второй половине двадцатого века, граффити интегрируется в мир искусства. Проводятся выставки, собираются творческие объединения и группы, граффити, как жанр, занимает свое место в истории искусства. Рассмотрим граффити в рамках искусства.
UGA-United Graffiti Artists: История творческой группы UGA началась в 70-х годах и связана с именем Уго Мартинеса. Будучи молодым студентом, Уго был вдохновлен граффити, набиравшим популярность в США. Он проникся этой субкультурой и стал искать знакомства с людьми, стоящими за именами, изображенными на стенах. Первым, с кем познакомился Уго, стал Генри 161, который познакомил его с искусством пуэрториканских граффитистов. Все это привело к тому, что в 1972 году Уго совместно с Генри создал группу UGA, в которую по мимо них входило 12 художников-граффитистов: молодых людей, преимущественно из неблагополучных семей. Проект Уго обеспечил многих художникам не только материальную обеспеченность – работы продавались на выставках – но и известность. Первая выставка UGA была проведена в колледже, где учился Мартинес , и имела настолько большой успех, что даже New York Times написала об этом. Появление группы и ее большая популярность стали переломом в истории граффити – вскоре журнал New York опубликовал статью с участниками UGA. Это все способствовало тому, что общество пересмотрело свои взгляды на счет граффити. Позже были проведены не только выставки, но и шоу, где граффити соединялось с другими видами искусства, например, с балетом, танцами и музыкой.
BANKSY: Затрагивая тему граффити, нельзя не сказать о самом известном имени в истории граффити – о Бэнкси. Личность Бэнкси остается секретом по сей день, а вот его работы имеют всемирную популярность и признание. Считается, что Бэнкси ( имя неизвестно) родился в 1974 году в Англии. В 90-х начал свой путь как обычный райтер, сейчас же Бэнкси является самым дорого оплачиваемым стрит-райтером в мире: в 2008 году его работа достигла ценового рекорда в сумму 1,9 млн. долларов. Особенностью работ Бэнкси является использование трафаретной техники нанесения рисунка. В молодости, когда Бэнкси только начинал свой путь, рисуя на городских улицах, его часто задерживала полиция за хулиганство. Тогда Бэнкси понял, что, если создавать трафарет рисунка заранее, то у него появится больше времени на перенос рисунка на стену, что спасет его от полицейских. Позже это станет узнаваемым подчерком Бэнкси: большинство его работ сделаны с
7
помощью трафарета. Бэнкси оказал влияния на культуру граффити не только как художник, но и как режиссер. Его документальный фильм «Выход через сувенирную лавку», в котором рассказывается об культуре стрит-арта, в 2011 году был номинирован на премию «Оскар» в категории «Лучший документальный фильм». Деятельность Бэнкси способствовала популяризации культуры граффити и признанию ее как отдельного жанра в искусстве. Многие работы Бэнкси были признаны мировыми шедеврами. Например, «Девочка с шаром», «Обезьяний парламент», «Метатель цветов», «Я хочу перемен».
8
Инструменты, необходимые для создания граффити:
Основные виды граффити:
Writing- основной стиль нанесения граффити, который является основоположником всех стилей. Является самой распространенной техникой, так как не имеет строгих правил, ограничений или определенной техники. В работе могут присутствовать как рисунки, так и надписи. Работы, выполненные в этом стиле, также называют Скетчами (Sketch).
Tagging- теггинг (таггинг) стиль написания надписей, подписей, использующий разные шрифты и каллиграфические виды букв. В основном используется как подпись к основной работе (рисунку), но может быть также и самостоятельным произведением. Теги, также, могут рисоваться как от руки, так и через шаблон.
Bombing- экстремальный вид граффити, суть которого заключается в нанесении рисунка, как можно быстрее, на движущихся предметах или в опасных местах. Активно используется пишадорами.
9
Глава 2. Граффити в России.
2.1 Уличное искусство в России
Граффити, как явление, начинает появляться в России в 80-х годах, когда в СССР набирает популярность хип-хоп культура, к которой в частности относится и граффити. Сложностью на пути развития стрит-искусства являлось то, что в СССР очень трудно было достать аэрозольную краску, которая является главным инструментом художника. Поэтому, после распада СССР и с начала 00-х граффити начинает развиваться более быстрыми темпами. Развитие граффити в России имеет эпизодический характер и связано с именами известных граффитистов, которые и продвигали граффити среди молодежи.
Вадим Крыс: Рижский уличный художник, стоявший у истоков зарождения граффити в России.
Владимир Абих: Российский художник и райтер.
Анатолий Акуе: Представитель московского уличного искусства, начавший свой путь еще в 1997 году.
Дмитрий Аске: Художник, который пришел в современное искусство, имея за плечами опыт райтер-граффитиста.
Арт-группа «Злые»: Российская мультижанровая группа, созданная в Каменск-Уральске в 2004 году.
Искусство граффити объединяло художников разных направлений, и в разных городах создавались свои группы, творческие объединения, которые преображали лик города. Каждый крупный город России несет на себе свой определенный стиль, определенную тему.
10
2.2 Граффити Майкопа
Рассматривая тему граффити, я, конечно, заинтересовалась граффити моего города. Оказалось, что в Майкопе большое количество очень красивых и интересных граффити, посвященных разным легендам Адыгеи, праздникам, и даже конкурсам. Так, например, в 2022 году Адыгея поучаствовала в стрит-арт проекте в честь российского триколора. Суть заключалась в изображении граффити на любую тему при задействовании цветов триколора. Проект был направлен на поддержание граффити движения в России и художественное оформление города. Автором работ выступил Михаил Жаров.
11
Глава 3. Является ли граффити искусством или вандализмом?
3.1 Социологический опрос школьников и учителей
Итак, для формирования окончательного оценочного суждения о граффити я решила провести социологический опрос.
Анкета для устного опроса:
1.Знаете ли вы что такое граффити? Да/Нет
2.Каково ваше отношение к граффити? Положительное/Отрицательное
3.Как вы считаете граффити – это искусство или вандализм? Искусство/Вандализм
4.Вы были бы рады увидеть граффити в вашем городе? Да/Нет
5.Вы когда-нибудь рисовали граффити? Да/Нет
6.Хотели ли вы когда-нибудь попробовать? Да/Нет
12
3.2 Итоги опроса
Номер вопроса | Вариант ответа | Ответ в % |
№ 1 | Да/Нет | 90 % (Да) 10% (Нет) |
№ 2 | Положительно/Отрицательно | 75% (Пол) 25% (Отр) |
№ 3 | Искусство/Вандализм | 80% (Иск) 20% (Ван) |
№ 4 | Да/Нет | 75% (Да) 25% (Нет) |
№ 5 | Да/Нет | 95% (Нет) 5% (Да) |
№ 6 | Да/Нет | 60% (Нет) 40% (Да) |
По итогам опроса можно сказать, что в большинстве своем граффити воспринимается положительно или безразлично, как искусство и как важная составляющая искусства в целом. В основном наибольшее количество положительных ответов наблюдается у подростков, что говорит о том, что среди молодежи граффити стремительно набирает популярность.
13
Заключение
Итак, подводя итог всему сказанному, можно сказать, что все понятие граффити воспринимают по-разному. Для кого-то это один из самых красивых и интересных жанров в искусстве, для кого-то это бессмысленная, противозаконная деятельность, которая не несет ничего кроме вреда. Так или иначе каждый человек сам должен сделать вывод о том, чем же все-таки является граффити – Искусством или Вандализмом.
14
Список литературы:
https://crossarea.ru/graffiti/graffiti-chto-jeto-takoe/
http://www.furfur.me/furfur/heros/heroes-furfur/213821-hobo
https://opiumsmoker.livejournal.com/126857.html
https://habr.com/ru/articles/599743/
https://theblueprint.ru/culture/art/behnksi-ot-a-do-ya
https://samokraska.ru/articles/forglass/185-how-to-make-graffiti
https://maikop.bezformata.com/listnews/strit-art-proekte-v-chest/108568306/
https://crossarea.ru/street-art/movies/v-otkrytuju/
15
Композитор Алексей Рыбников
Подарок
Цветущая сакура
Знакомые следы
Медведь и солнце