ИИП по теме "Изучение стессоустойчивости у подростков"
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 158.76 КБ |
МБОУ «Косиновская средняя общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
Итоговый индивидуальный проект
Тема:
«Изучение особенностей стрессоустойчивости у подростков»
Тип проекта: исследовательский
Работу выполнил: ученица 9 класса Негара Арина Руководитель проекта: Конева Лариса Александровна учитель биологии |
п. Касиновский
Содержание
Введение 3
2.2 Рекомендации по преодолению и профилактике стрессовых ситуаций 27
Список литературы__________________________________________________30
Введение
Стрессу подвержены люди разных возрастов, его влияние в современных условиях становится всеобъемлющим. Внешние признаки стресса почти всегда выражаются в утомлении, обидчивости, падении интереса к жизни, ослаблении защитной силы. До 40% всех факторов, ухудшающих условия существования детей сосредоточены в школе. Ведущую роль в быстром ухудшении здоровья играет школьный стресс. В развитии школьного стресса большую роль играет сложная школьная программа, дополнительные внешкольные мероприятия. Многие учащиеся постоянно испытывают нехватку времени при подготовке к занятиям. Школьная учеба - это постоянные контрольные работы, опросы. Повседневные школьные стрессы со временем превращаются в настоящую проблему и грозят разрушением здоровья, ухудшением успеваемости, плохим поведением. К признакам стресса среди учащихся относятся: тревожность, страхи, раздражительность.
Стресс многолик в своих проявлениях. Он играет важную роль в возникновении не только нарушений психической деятельности человека или ряда заболеваний внутренних органов. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание. В связи с этим в настоящее время расширяется потребность как можно больше узнать о стрессе и способах его предотвращения и преодоления. Однако это не значит, что стресс является только злом, бедой, но и важнейшим инструментом тренировки и закаливания, ибо стресс помогает повышению сопротивляемости организма, тренирует его запретные механизмы. Стресс является нашим верным союзником в непрекращающейся адаптации организма к любым изменениям в окружающей нас среде. В связи с этим первостепенную важность приобретает изучение биологических основ стресса и выяснение механизмов его возникновения и развития. Стресс вызывает изменения физиологических реакций организма, которые могут не выходить за рамки нормальных состояний, однако в ряде случаев становятся достаточно сильными и даже повреждающими. Поэтому правильное понимание положительных и отрицательных сторон стресса, их адекватное использование или предотвращение играют важную роль в сохранении здоровья человека, созданием условий, для проявления его творческих возможностей, плодотворного и эффективного распространения в обыденной жизни и трудовой деятельности человека, делает целесообразным ознакомление широкого круга людей с различными аспектами проблемы стресса.
Цель: изучение особенностей стрессоустойчивости у подростков
Задачи:
1.Рассмотреть понятие и основные характеристики стресса.
2.Дать определение понятию стрессоустойчивости.
3.Рассмотреть причины стрессов у подростков.
4.Провести исследовательскую работу по проблеме стресса и стрессоустойчивости.
5.Выработать общие рекомендации по профилактике стрессовых ситуаций.
Объект особенности стрессоустойчивости у учащихся 8 - 11 классов школы на протяжении двух лет.
Предмет – уровень тревожности и стресса у подростков 8 – 11классов на протяжении двух лет
Методы: анализ естественнонаучной и научно-популяционной литературы, наблюдение, математический метод обработки и графическое представление результатов, тестирование.
Гипотеза:
У подростков выпускных классов будет наблюдаться повышенный уровень стресса и низкий уровень стрессоустойчивости.
Практическая значимость работы состоит в том, что в ней раскрываются механизмы стресса и показаны простые способы, как избежать стрессовых ситуаций.
1. Теоритические аспекты вопроса стресса и стрессоустойчивости.
В переводе с английского языка «стресс» обозначает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Предполагается, что английское слово «stress» происходит от латинского «stringere» - затягивать.
Понятие «стресс» подвергалось со временем существенным изменениям и стало более широким. Слово «стрессор» стало обозначать не только физическое, но и чисто психологическое воздействие, а слово «стресс» - реакцию не только на физически вредные воздействия, но и на любые события, вызывающие отрицательные эмоции.
Научные статьи о стрессе, как правило, начинается с жалоб на отсутствие четких определений, а в словарях дается не какое-то одно, а множество сосуществующих. В кратком Оксфордском словаре - пять определений стресса, среди них есть следующие: побуждающая и принуждающая сила; усилие или большая затрата энергии; силы, оказывающие воздействие на организм.
Стресс — неспецифическая (общая) реакция организма на физическое или психологическое воздействие, нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма или организма в целом. Стресс – особое функциональное состояние, которым организм реагирует на экстремальное воздействие. Впервые стресс описан Гансом Селье как общий адаптационный синдром. Термин стресс был предложен им позднее.
Г.Селье выделил три стадии стресса. Первая - реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма. За ней наступает стадия сопротивления, когда организму удается (за счет предшествующей мобилизации) успешно справится с внешними воздействиями. В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость. Если же действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть, наступает третья стадия - истощение. Приспособительные возможности организма снижаются. В этот период он хуже сопротивляется новым «вредностям», увеличивается опасность заболевания.
Позднее Г.Селье предложил различать два вида стресса дистресс (от английского слова distress - истощение, несчастье) и эустресс. Сам по себе эустресс Г.Селье стал рассматривать как положительный фактор, источник повышения активности, радости от усилия и успешного преодоления. При эустрессе происходит активизации процессов самосознания, осмысления действительности, памяти. Дистресс же наступает лишь при очень частых и чрезмерных стрессах, в таких сочетаниях неблагоприятных факторов, когда преобладает не радость преодоления, а чувство беспомощности, безнадёжности, сознание чрезмерности, непосильности и нежелательности, «обидной несправедливости» требуемых усилий.
В последние годы отмечают условность полного разделения физиологического и психического стресса. Физиологический стресс связан с реальным раздражителем. Психологический стресс характерен тем, что во время него человек оценивает предстоящую ситуацию на основе индивидуальных знаний и опыта, как угрожающую, трудную. В свою очередь психологический стресс делится на информационный и эмоциональный. Информационный стресс развивается тогда, когда возникает информационная перегрузка, т.е. человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности. Для этого вида стресса характерно ухудшение памяти, снижение концентрации внимания и усиление отвлекаемости.
Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д., когда человек в течение длительного времени остаётся один на один со своими переживаниями. При этом отмечается рост напряжения, беспокойства, тревоги. Ухудшается сон. Аккуратные люди могут стать неряхами, а общительные - замкнутыми. Возможно, как появление депрессии, беспомощности, так и эмоциональных взрывов. Этот вид стресса опасен тем, что в его проявлении возникают мысли и фразы, содержащие угрозу самоубийства.
Но какие бы определения не давали разные авторы, всегда в качестве центрального звена стресса предполагается та самая неспецифическая реакция организма, имеющая независимо от причины стресса, свои закономерности развития. Попробуем разобраться в этом центральном (физиологическом и биохимическом) звене стресса, чтобы понять каким образом психические переживания, эмоциональные реакции переходят в телесные расстройства: болезни всех органов или общее физическое недомогание.
Возникающее при стрессе сложные физиологические и биохимические сдвиги - это проявление древней, сформировавшейся в ходе эволюции оборонительной реакции, или как её называют, «реакции борьбы и бегства».
Эта реакция мгновенно включалась у наших предков при малейшей угрозе, обеспечивая с максимальной быстротой мобилизацию сил организма, необходимых для борьбы с врагом или бегства от него.
Если говорить о стрессоустойчивости, то, прежде всего, определим это понятие. Б.Х. Варданян определяет стрессоустойчивость как особое взаимодействие всех компонентов психической деятельности, в том числе эмоциональных. Он пишет, что стрессоустойчивость «...можно более конкретно определить, как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности».
На одну из существенных сторон стрессоустойчивости обращает свое внимание П.Б. Зильберман, говоря о том, что устойчивость может быть нецелесообразным явлением, характеризующим отсутствие адекватного отражения изменившейся ситуации, свидетельствующим о недостаточной гибкости, приспособляемости. Он же предлагает свою и, на наш взгляд, одну из самых удачных трактовок стрессоустойчивости, понимая под ней «..интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке».
Таким образом, стрессоустойчивость - это способности и возможности преодоления экстремальной ситуации связана с ресурсом личности или запасом, потенциалом различных структурно-функциональных характеристик, обеспечивающих общие виды жизнедеятельности и специфические формы поведения, реагирования, адаптации и т.д.
Как следует из приведенных определений стрессоустойчивости, данный феномен (качество, черта, свойство) рассматривается в основном, с функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность (успешность) деятельности.
Итак, стресс - это психофизиологическая реакция, которая является неотъемлемой частью нашей жизни. Избежать его в условиях нашего существования невозможно, да это не всегда и надо, т.к. стресс имеет способность закалять психику человека и подготавливать его к более сложным ситуациям в будущем. Каждый человек имеет свое понятие о стрессе, каждый переживает то или иное происшествие по-разному, поэтому говорить о том, что «вот это» надо избегать, а «вот это» надо пережить, нельзя.
Итак, стресс - это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение. Рассмотрим различные состояния человека, которые могут сигнализировать о наличии в организме внутреннего напряжения:
Телесные проявления: изменение частоты сердцебиения, поверхностное дыхание, ускорение ритма дыхания. При повышении напряжения краснеет или бледнеет кожа лица и шеи, увлажняются ладони, расширяются зрачки, повышается или понижается активность некоторых желез внешней секреции (слюнных, потовых).
Поведенческие проявления: изменение мимики, тембра голоса и интонаций, скорости, силы и координации движений. Сжатие губ, напряжение жевательных мышц. Грустный, унылый или обеспокоенный взгляд. Двигательное беспокойство и частая смена поз, или, наоборот, - пассивность, заторможенность, вялость в движения.
Переживание напряжения у некоторых людей даже в очень ответственные моменты может не иметь соответствующего выражения во внешнем облике и поведенческих проявлениях. Человек может отрицать у себя чувство тревоги и страха, показывать внешне ровное, спокойное поведение, расслабленность и раскрепощённость. Попытки такого преодоления могут наблюдаться у тех, кто намеренно пытается скрыть свои переживания, например, у стеснительных людей. Отрицание напряжения может быть и у тех, кто неспособен к анализу своего психического состояния, не имеет никаких навыков самообладания.
К наиболее частым проявлениям относятся следующие:
- ощущение потери контроля над собой;
- недостаточно организованная деятельность (рассеянность, принятие ошибочных решений, суетливость…);
- вялость, апатия, повышенная утомленность;
- расстройство сна (в том числе, более долгое засыпание, ранее пробуждение).
Для обнаружения стресса стоит учесть и другие его симптомы, такие как:
- раздражительность, снижение настроения (придирчивость, необоснованная критичность…);
- повышенный аппетит;
- расстройства половой функции;
- неблагополучное физическое состояние (головная боль, боли в мышцах, спине, изжога, повышение давления…).
Последствия стресса
Плюсы и минусы стресса
«+»
«-»
Три основные стадии в развитии общего адаптационного синдрома были выделены еще Г. Селье:
1. Стадия тревоги состоит в мобилизации адаптационных возможностей организма, при которой сопротивляемость стрессу падает ниже нормы. Она выражается в реакциях надпочечников, иммунной системы и желудочно-кишечного тракта. Если стрессор сильный, (тяжелые ожоги, крайне высокая или низкая температура), из-за ограниченности резервов может наступить смерть.
2. Стадия сопротивления возникает, если действие совместимо с возможностями адаптации. При этом признаки тревоги практически исчезают, а уровень сопротивляемости выше обычного. При большинстве болезней или травм к пораженному участку направляются антитела. При психологических стрессах симпатическая нервная система готовит организм к борьбе или бегству.
3. Стадия истощения. Каждый человек проходит через выше перечисленные стадии множество раз. Когда сопротивление оказывается успешным, организм возвращается к нормальному состоянию. Но если стрессор продолжает действовать, ресурсы организма могут истощиться. Тогда наступает стадия истощения, при которой возникают признаки реакции тревоги, но теперь они необратимы и индивид погибает. В случае психологического стресса истощение принимает форму нервного срыва.
Человек, находящийся в состоянии стресса на стадии истощения, в повседневной жизни может долгое время производить впечатление физически и психически здорового. Однако что-то в характере подспудно меняется. Прекрасный специалист вдруг становится недееспособным (синдром "выгорания"), добрый и мягкий человек превращается в раздражительного и подозрительного субъекта и т.д. В таких случаях обычно говорят о сильных личностных деформациях. Это типичный и весьма распространенный вид нарушений, связанный, как правило, с выполнением социально значимых функций, профессиональной деятельностью, когда человек буквально превращается в деспота. Заболевание распространено среди врачей, педагогов, продавцов, работников социальных служб. Каждый из нас, вероятно, не раз сталкивался с подобными персонажами: учителем, который тиранит учеников, врачом, который, похоже, ненавидит пациентов и т.д. Причем в таких случаях страдают не только окружающие, но и сама «зловредная личность».
Подобные нарушения либо перерастают, в конечном счете, в тяжелые психосоматические клинические заболевания, либо толкают своих жертв к аномальному, часто асоциальному поведению: суициду, наркомании, пьянству. В каждом конкретном случае можно проследить цепочку нанизывающихся друг на друга неразрешенных стрессовых ситуаций, которые и приводят к столь плачевным результатам.
Влияние стрессовых состояний на деятельность в целом и на отдельные ее процессы неоднозначно. Различия обусловлены существованием трех основных фаз развития стресса, по-разному влияют на деятельность.
Фаза мобилизации. Первые этапы развития стрессового состояния характеризуются тем, что общая эмоциональная напряженность еще не достигает своего максимума. Поэтому она оказывает преимущественно положительное (стеническое) воздействие и на психические процессы, и на общую организацию деятельности. Здесь эмоциональная активация повышает продуктивность выполнения основных управленческих функций. Внешние стрессоры выступают в роли своеобразных стимулов для интенсификации психических процессов и для полного вовлечения потенциала личности в деятельность. Данная фаза обозначается понятием продуктивного стресса или «эвстресса» (эвстресс – сложносокращенное слово от сочетания «эвристический стресс»). Возрастает объем восприятия и внимания, повышается гибкость и лабильность оперативной памяти. В состояния «повышенной готовности» переводится информация прошлого опыта; увеличивается оригинальность, продуктивность и креативность мышления (феномен гиперактивации мышления). Возрастает способность к формулировке альтернатив и их анализу, что повышает эффективность процессов принятия решения. Способы и методы организации деятельности становятся также более адекватными, разнообразными, эффективными. В целом эту фазу следует рассматривать как адекватную – мобилизующую реакцию психики и организма в целом на усложнение внешней ситуации.
Фаза расстройства. В силу объективно присущих психической и физиологической организации человека ограничений существует некий предел сопротивления интенсивности стрессовых воздействий. До тех пор, пока он не достигнут, происходит мобилизация имеющихся возможностей. Однако затем психика «начинает давать сбои»; эмоции из положительного (мобилизующеэнергетического) фактора трансформируются в преимущественно отрицательный – деструктивный фактор. В первую очередь изменения возникают в когнитивной сфере. Сужается объем восприятия, снижается объем и качество оперативной памяти, затрудняется актуализация информации из долговременной памяти (феномен блокады прошлого опыта). Особо значительные изменения характерны для мышления. Возрастает его стереотипность, резко снижается продуктивность и способность к адекватной переработке информации. Поиск решения подменяется попытка вспомнить решения, встречавшиеся ранее (репродуктивизация мышления); снижается оригинальность мышления (феномен уплощения мышления).
Для деятельности в целом характерными становятся попытки ее организации не по типу создания адекватного ситуации способа, а по типу подыскания в прошлом опыте нормативного способа (явление заалгоритмизированности деятельности). В процессах принятия управленческих решений возникает феномен глобальных реакций. Он состоит в тенденции к выбору слишком общих и неточных вариантов действия; решения утрачивают конкретность и реализуемость; кроме того, они становятся либо импульсивными, либо чрезмерно затянутыми – инертными. Возникающие и нарастающие на этой фазе явления характеризуют, таким образом, непродуктивный стресс, обозначаемый понятием дистресса (дистресс – сложносокращенное слово от словосочетания «дисфункциональный стресс»).
Фаза деструкции характеризуется максимальной дистрессовостью – полным распадом организации деятельности и значительными нарушениями психических процессов, обеспечивающих ее. Может иметь место феномен блокады восприятия, памяти, мышления (явления типа «ничего не вижу», «потемнело в глазах», явление «белой пелены», а также провалов в памяти, «отключения мышления», «интеллектуального ступора» и др.). Основной закономерностью фазы деструкции в плане общей организации деятельности и поведения является то, что они приобретают одну из двух основных форм: деструкция по типу гипервозбуждения и деструкция по типу гиперторможения. В первом случае поведение становится полностью хаотичным, строится как беспорядочная последовательность неорганизованных действий, поступков, импульсивных реакций – человек «не находит себе места». Во втором случае, наоборот, имеет место блокада деятельностной и поведенческой активности; возникает состояние заторможенности и оцепенения, «выключенности» из ситуации. Фаза деструкции характеризуется уже не просто снижением показателей эффективности деятельности, а ее общим срывом.
Три отмеченные фазы имеют общий характер. Однако наряду с ними имеют место и достаточно выраженные индивидуальные различия реагирования на стрессовые воздействия. Они выражаются в сравнительной длительности указанных фаз; в их общей динамике; в зависимости показателей деятельности от силы стрессовых воздействий. Для обозначения «меры сопротивляемости» человека стрессовым воздействиям используется понятие стрессоустойчивости личности. Это – способность сохранять высокие показатели психического функционирования и деятельности при возрастающих стрессовых нагрузках. Важной стороной стрессоустойчивости является способность не только сохранять, но и повышать показатели эффективности, продуктивности деятельности при стрессовом усложнении условий. Иначе говоря, эта способность зависит от того, насколько сильно у человека представлена первая фаза развития стресса – фаза мобилизации.
Выделяют системный и психический тип воздействия стрессового фактора. Системный тип – это ответная реакция организма на инфекционное заболевание, воспаление, травму, свет, высокую или низкую температуру. Психический тип – проявляется на эмоциональной и психической сфере, следом на биологическом уровне.
К группе психических причин возникновения стресса относятся:
Последствия длительного стресса у мужчин и женщин одинаковы – депрессия и соматические заболевания. Поэтому важно своевременно отметить признаки психофизического напряжения, выявить его причины и устранить.
В общем, согласно данным подростковой психиатрии, средняя и тяжелая формы депрессии в возрасте от 13 до 19 лет встречаются довольно редко, но ее симптомы могут представлять угрозу для жизни тех, кто оказался в таком состоянии. Например, результаты исследований показывают: несмотря на то, что процент случаев депрессии в средней и тяжелой формах увеличивается при переходе от отрочества к юности, процент переживающих депрессию остается низким на протяжении всего этого периода, обнаруживая пики в 16 и 19 лет.
Различия в симптомах у испытывающих проблемы подростков имеют связь с полом. Подростки-мальчики, вероятнее всего, втягиваются в антиобщественные формы поведения, такие как пьянство или употребление наркотиков. Подростки-девочки, скорее, загоняют свои симптомы внутрь и развивают депрессию. В общем, среди тех, кто испытал депрессию, девочек-подростков и взрослых женщин вдвое больше, чем представителей мужского пола. Хотя причины этого полового различия неясны, психологи полагают, что они могут быть связаны со значительным снижением самоуважения, которое иногда наблюдается у девочек при переходе в среднюю школу. Это - влияние полоролевой социализации, которая сопровождает половое созревание. Давление со стороны сверстников и средств массовой информации понуждает девушек стремиться быть более привлекательными и ценить отношения выше достижений. В общем, сочетание менее эффективных стилей совладающего поведения с более сложными проблемами, вызванными этим давлением, может увеличивать вероятность депрессий у девочек на пути от отрочества к юности и взрослости. Высокие оценки по шкале депрессии не редкость для представителей молодежной гомосексуальной популяции, а риск суицида среди них в 2 раза выше, чем среди гетеросексуалов данной возрастной группы.
Депрессия в подростково-юношеском возрасте появляется одновременно с другими расстройствами в ответ на внутреннее и внешнее напряжение. У мальчиков-подростков и юношей депрессия нередко сопровождается срывами, у девочек и девушек - нарушениями пищевого поведения, такими как анорексия или булимия. Значительная доля тех, кто покушается на самоубийство, переживают депрессию, по меньшей мере после своей попытки. Депрессия, мысли о самоубийстве и употребление наркотиков также связаны между собой. У девушек недовольство своим телом может привести к расстройствам пищевого поведения, а затем и к депрессии. Как известно, особую опасность депрессии всегда связывали с нездоровьем, - исходя из предположения, что депрессия делает человека уязвимым к болезни. Депрессия может вызывать и другие проблемы, вследствие ее влияния на межличностные отношения. Вызываемое депрессией обеднение общения может ухудшать отношения «родитель-ребенок» в отрочестве и влиять на романтические отношения в юности. Например, среди переживающих депрессию девушек число беременностей в три раза превышает среднестатистическую «норму». Биологические изменения в процессе полового созревания, равно как и социальные перемены, связанные с переходом из начальной школы в средние и особенно старшие классы, - все это требует громадных усилий для психологического приспособления, особенно от девочек-подростков.
Мы уже отмечали, что объективными признаками, по которым можно судить о стрессе, являются его физиологические проявления (повышение кровяного давления, изменение сердечно-сосудистой деятельности, мускульное напряжение, изменение ритма дыхания и пр.) и психологические (переживание тревоги, раздражительность, ощущение беспокойства, усталость и пр.). Но главным признаком стресса является изменение функционального уровня деятельности, что проявляется в ее напряжении.
Стресс дезорганизует деятельность человека, его поведение, приводит к разнообразным психоэмоциональным нарушениям (тревожность, депрессия, неврозы, эмоциональная неустойчивость, упадок настроения, или, наоборот, перевозбуждение, гнев, нарушения памяти, бессонница, повышенная утомляемость и др.). В результате человек может мобилизовать свои силы или наоборот, функциональный уровень понижается, и это может способствовать дезорганизации деятельности в целом.
При демобилизующем стрессе (дистрессе) деформируются вся мотивационная сфера личности и ее адаптивно-поведенческие навыки, нарушается целесообразность действий, ухудшаются речевые возможности. Но в ряде случаев стресс мобилизует адаптивные возможности личности (такая разновидность стресса называется австрессом).
Для юридической оценки поведения человека в состоянии стресса следует иметь в виду, что в состоянии австресса сознание человека может и не сужаться – человек может быть способным предельно мобилизовать свои физические и психические возможности для преодоления экстремального воздействия разумными способами.
Человеческое поведение при стрессе не низводится полностью на бессознательный уровень. Его действия по устранению стрессора, выбор орудий и способов действия, речевых средств сохраняют социальную обусловленность. Сужение сознания при аффекте и стрессе не означает его полного расстройства.
1.5 Стрессоустойчивость как индивидуальная особенность
Стрессоустойчивость может быть определена как способность человека переносить большие физические и умственные нагрузки, успешно решать задачи в экстремальных ситуациях и даже сохранять здоровье в среде с плохой экологией. Качество стрессоустойчивости зависит от функциональной организации индивидуального мозга, которая определяется как его природными свойствами, так и влиянием на него средовых факторов.
На психологическом уровне индивидуальная стрессоустойчивость может быть измерена как по поведенческим показателям (результатам и стилю деятельности), так и с помощью ряда психологических тестов. Сочетание некоторых индивидуальных качеств делает человека более уязвимым к воздействию самых различных стрессовых факторов. Обследование работников вредного химического предприятия показало, что лица, отличающиеся низкой личностной тревожностью (по Спильбергеру), низким нейротизмом (по Айзенку) и обладающие сильной нервной системой (по тесту Стреляу), подвергаются меньшему риску со стороны онкологических и сердечнососудистых заболеваний (Данилова, 1992).
На физиологическом уровне стрессоустойчивость может быть измерена объективным методом с помощью физиологических показателей, характеризующих функциональное состояние человека и его изменения на информационную нагрузку. Известно, что модулирующая система мозга, определяющая реакции активации и функциональное состояние, гетерогенна. Сегодня в ней выделяют несколько субсистем активации. Имеются все основания связывать формирование активации как реакции внимания на новый стимул со стволово-таламо-кортикальной системой. Активация на значимый стимул, а именно на условный сигнал награды, реализуется с участием базальной холинергической системы переднего мозга. Паттерн активации, охватывающий не только сенсорные, но и исполнительные системы, и отвечающий требованиям решаемой задачи, обеспечивается каудо-таламо-кортикальной системой.
Вместе с тем ряд исследователей склонны выделять прежде всего две основные и оппонентные системы активации. Одну из них связывают с появлением ориентировочного рефлекса и выбросом в мозге опиоидов, ростом содержания гормона тестостерона и уменьшением кортизола. На субъективном уровне этому комплексу реакций соответствует переживание положительных эмоций. Другая система активации причастна к появлению пассивно оборонительного поведения, которое характеризуется ростом гормона стресса - кортизола при уменьшении тестостерона и редукции опиоидов. С этим комплексом реакций ассоциировано появление отрицательных эмоций в том числе страха потерять контроль над ситуацией.
Можно предположить, что индивидуальность мозга в значительной степени зависит от баланса этих двух систем активации, а индивидуальная стрессоустойчивость от природного соотношения ориентировочного и оборонительного рефлексов.
Для психофизиологического измерения стрессоустойчивости человека удобно использовать параметры сердечного ритма, так как последний позволяет не только оценивать функциональное состояние человека, но и выявлять его связь с ориентировочным и оборонительным рефлексами в процессе когнитивной деятельности. Известно, что физический ориентировочный рефлекс проявляется в снижении ЧСС, а оборонительный рефлекс, вызываемый аверсивным, угрожающим или болевым стимулами, сочетается с увеличением частоты сердечного ритма. Тонические формы ориентировочного и оборонительного рефлексов в СР также как и фазические выражаются противоположно в изменении его частоты. Известно, что решение трудных арифметических задач обычно вызывает у испытуемых состояние подобное стрессу, что проявляется ростом ЧСС. Этот эффект в значительной мере зависит от уровня личностной тревожности. Показано, что группа лиц с высокой личностной тревожностью по сравнению с низкотревожными характеризуется более высокой ЧСС и большим значением индекса напряжения при меньшей величине стандартного отклонения от среднего RR-интервала. Уровень личностной тревожности влияет на особенности когнитивных процессов. Согласно Шенпфлугу, когда у нетревожных субъектов при решении когнитивных задач наблюдается низкая ЧСС, это указывает на творческий, аналитический характер их когнитивной деятельности. Более высокая частота СР у тревожных субъектов - показатель напряженности и трудностей, что обычно проявляется в ухудшении ее результатов.
В зависимости от степени стрессоустойчивости, а также от способности выдерживать стресс в течение длительного времени выделяют три основных типа личностей. Они различаются по тому, как долго личность может сохранять стрессоустойчивость (резистентность) к временному давлению хронических стрессовых условий, характеризуют ее индивидуальный порог стрессоустойчивости. Одни руководители могут выдерживать стрессовые нагрузки длительное время, адаптируясь к стрессу. Другие даже при относительно краткосрочных стрессовых воздействиях уже дают сбои. Третьи – вообще только и могут эффективно работать в условиях стресса. Соответственно эти три типа обозначаются как «стресс вола», «стресс кролика» и «стресс льва».
2. Опытно-исследовательская работа по проблеме стресса и стрессоустойчивости.
2.1. Тесты на стрессоустойчивость и результаты исследования стресса.
Наше исследование проводилось на протяжение 2х лет в период с 2021 по 2023г. В нашем исследовании с 2021 по 2022 г. участвовали 35 учащихся из 8-11 классов в возрасте от 14 до 17 лет. С 2022 по 2023 г. участвовали 26 учащихся из 9-11 классов в возрасте от 14 до 17 лет.
В данной работе мы использовали методику выявления степени подверженности стрессорным воздействиям, составитель которой Е.А. Тарасов. Цель данной методики: выявление степени подверженности стрессам и их вредоносных последствий.
Испытуемым необходимо ответить на 20 вопросов теста, давая один из четырёх возможных вариантов ответов:
а) почти никогда,
б) редко,
в) часто,
г) почти всегда.
Вопросы:
1) Вас легко раздражают мелочи, пустяки?
2) Вы нервничаете, когда приходится кого-нибудь ждать?
3) Вы способны обидеть кого-нибудь, когда сердитесь?
4) Вы не переносите критики, выходите из себя?
5) Вы краснеете, попав в неловкое положение?
6) Если вас кто-то толкает в транспорте, то отвечаете ли вы тем же или говорите что-нибудь грубое?
7) Вы всегда приходите на встречу заранее или опаздываете на неё?
8) Вы заполняете всегда чем-нибудь всё своё свободное время?
9) Вы не умеете терпеливо выслушивать других, вставляя реплики?
10) Вы неважно чувствуете себя по утрам?
11) Вы страдаете отсутствием аппетита?
12) Вы бываете беспокойны без видимой причины?
13) Вы постоянно чувствуете себя уставшим, не можете отключиться от переживаний?
14) После продолжительного сна вы чувствуете себя неважно?
15) У вас бывают боли в спине и шее?
16) Вам кажется, что у вас не в порядке сердце?
17) Вы часто барабаните пальцами по столу, а когда сидите - покачиваете ногой?
18) Вы мечтаете о признании, хотите, чтобы вас хвалили за то, что вы делаете?
19) Вы считаете себя во многом лучше других, хотя этого никто не признает?
20) Вы не соблюдаете диету, ваш пищевой рацион крайне не постоянен?
Критерии оценки: а) - 1 балл; б) - 2; в) - 3; г) - 4.
Теперь необходимо подсчитать набранные баллы и оценить состояние каждого испытуемого.
Если у вас до 30 баллов, то это может означать, что вы живете спокойно и размерено, разумно и прагматично, успевая справляться с проблемами, которые возникают. Вы не страдаете ни от ложного честолюбия, ни от чрезмерной скромности. Было бы неплохо проверить ваш ответы с человеком, который вас хорошо знает - люди с такой маленькой суммой баллов, скорее всего, видят себя в розовом цвете.
Если вы набрали от 31 до 46 баллов, то ваша жизнь, наверняка, наполнена деятельностью и напряжением. Порой вы страдаете от стрессов (в первую очередь из-за стремления чего-то ещё достичь). По всей видимости, вы не измените своего образа жизни, но попробуйте оставить немного времени и для себя, для укрепления своей психологической защиты.
Если вы набрали от 47 до 60 баллов, то это может означать, что ваша жизнь - это беспристрастная борьба. Вы честолюбивы и мечтаете о солидной карьере. Для вас мнение других чрезвычайно важно, и это держит вас в постоянном напряжении. Если вы будете продолжать в том же духе, то многого можете добиться, но вряд ли вам это доставит радость, постарайтесь избегать лишних споров, усмиряйте свой гнев, вызванный мелочами, не пытайтесь добиваться максимального результата.
Если вы набрали от 61 балла и более, то вы похоже живете как водитель машины, который одновременно жмет на газ и на тормоза. Поменяйте образ жизни. Стрессы, которым вы весьма подвержены, угрожают вашему здоровью, всему вашему будущему. Возможно, вам уже пора обращаться за лечебной помощью к соответствующим специалистам.
Данные исследования:
Класс | Всего | Повышенный уровень стресса/ низкая стрессоустойчивость | Уровень стресса в норме/ стрессоустойчивости | Низкий уровень стресса/ высокий уровень стрессоустойчивости |
8 | 17 | 6 | 9 | 2 |
9 | 11 | 4 | 6 | 1 |
10 | 3 | 0 | 3 | 0 |
11 | 4 | 0 | 4 | 0 |
Таблица 1 среднеарифметические значения результатов теста в период с 2021 по 2022 г.
Гистограмма 1 среднеарифметические значения результатов теста в исследованиях с 2021 г по 2022г.
Класс | Всего | Повышенный уровень стресса/ низкая стрессоустойчивость | Уровень стресса в норме/ стрессоустойчивости | Низкий уровень стресса/ высокий уровень стрессоустойчивости |
9 | 18 | 11 | 7 | 0 |
10 | 4 | 0 | 3 | 1 |
11 | 4 | 3 | 1 | 0 |
Таблица 2 среднеарифметические значения результатов теста в период с 2022 по 2023 г.
Гистограмма 2 среднеарифметические значения результатов теста в исследованиях с 2022 г по 2023г.
Вывод:
При подсчете результатов исследования 2021 – 2022 г., выяснилось, что в 8 -11 классах приблизительно 71% (25 человек) учеников обладают высокой и нормальной стрессоустойчивостью. Примерно 29% (10 человек) учеников имеют повышенный уровень стресса и низкий уровень стрессоустойчивости. В 2022 -2023 г. в 9-11 классах приблизительно 46% (12 человек) учеников обладают высокой и нормальной стрессоустойчивостью. Примерно 54% (14 человек) учеников имеют повышенный уровень стресса и низкий уровень стрессоустойчивости.
Электронный тест IDR-ASD © предназначен для определения уровня таких негативных состояний, как тревожность, стресс и депрессия. Этот тест позволит определить психическое состояние с помощью шкал, соответствующих состояниям тревожности, стресса и депрессии.
Результаты исследования:
1. Шкала «Депрессия»
Класс | Всего | Низкий уровень | Средний Уровень | Повышенный уровень |
8 | 17 | 12 | 3 | 2 |
9 | 11 | 7 | 3 | 1 |
10 | 3 | 3 | 0 | 0 |
11 | 4 | 4 | 0 | 0 |
Таблица 3 среднеарифметические значения результатов теста по шкале «Депрессия» в период с 2021 – 2022 г.
Гистограмма 3 среднеарифметические значения результатов теста по шкале «Депрессия» в исследованиях с 2021 г по 2022г.
Класс | Всего | Низкий уровень | Средний Уровень | Повышенный уровень |
9 | 18 | 5 | 10 | 3 |
10 | 4 | 4 | 0 | 0 |
11 | 4 | 1 | 2 | 1 |
Таблица 4 среднеарифметические значения результатов теста по шкале «Депрессия» в период с 2022 – 2023 г.
Гистограмма 4 среднеарифметические значения результатов теста по шкале «Депрессия» в исследованиях с 2022 г по 2023г.
Вывод:
При подсчете результатов с 2021 – 2022 г. выяснилось, что в 8 -11 классах приблизительно 74% (26 человек) учеников обладают низким уровнем депрессии, это говорит о высоком и среднем уровне стрессоустойчивости. Примерно 26% (9 человек) учеников имеют повышенный уровень и средний уровень депрессии, а значит уровень стрессоустойчивости снижен. В исследовании с 2022 – 2023 г. в 8 -11 классах приблизительно 39% (10 человек) обладают низким уровнем депрессии, это говорит о высоком и среднем уровне стрессоустойчивости. Примерно 61% (16 человек) имеют повышенный уровень и средний уровень депрессии, а значит сниженный уровень стрессоустойчивости.
Средний и повышенный уровень депрессии можно наблюдать при длительном пребывании в стрессе, отсюда можно сделать, что у данных подростков низкий уровень стрессоустойчивости.
2. Шкала «Тревожность»
Класс | Всего | Низкий уровень | Средний Уровень | Повышенный уровень |
8 | 17 | 5 | 6 | 6 |
9 | 11 | 5 | 5 | 1 |
10 | 3 | 3 | 0 | 0 |
11 | 4 | 4 | 0 | 0 |
Таблица 5 среднеарифметические значения результатов теста по шкале «Тревожность» в период 2021-2022 г.
Гистограмма 5 среднеарифметические значения результатов теста по шкале «Тревожность» в период 2021-2022 г.
Класс | Всего | Низкий уровень | Средний Уровень | Повышенный уровень |
9 | 18 | 6 | 8 | 4 |
10 | 4 | 1 | 3 | 0 |
11 | 4 | 1 | 1 | 2 |
Таблица 6 среднеарифметические значения результатов теста по шкале «Тревожность» в период 2022-2023 г.
Гистограмма 6 среднеарифметические значения результатов теста по шкале «Тревожность» в период 2022-2023 г.
Вывод:
При подсчете результатов за исследование с 2021 – 2022 г выяснилось, что в 8 -11 классах приблизительно 48% (17 человек) учеников обладают низким уровнем тревожности, это говорит о высоком и среднем уровне стрессоустойчивости. Примерно 52% (18 человек) учеников имеют повышенный уровень и средний уровень тревожности, а значит уровень стрессоустойчивости снижен. В период с 2022 – 2023 г. приблизительно 31% (8 человек) учеников обладают низким уровнем тревожности, это говорит о высоком и среднем уровне стрессоустойчивости. Примерно 69% (18 человек) имеют повышенный уровень и средний уровень тревожности, а значит уровень стрессоустойчивости снижен.
Подростки с средним и повышенным уровнем тревожности более подвержены к стрессам.
3. Шкала «Стресс»
Класс | Всего | Низкий уровень | Средний Уровень | Повышенный уровень |
8 | 17 | 6 | 7 | 4 |
9 | 11 | 4 | 2 | 5 |
10 | 3 | 2 | 1 | 0 |
11 | 4 | 3 | 1 | 0 |
Таблица 7 среднеарифметические значения результатов теста по шкале «Стресс» в период 2021-2022 г.
Гистограмма 7 среднеарифметические значения результатов теста по шкале «Стресс» в период 2021-2022 г.
Класс | Всего | Низкий уровень | Средний Уровень | Повышенный уровень |
9 | 18 | 9 | 7 | 2 |
10 | 4 | 2 | 2 | 0 |
11 | 4 | 0 | 2 | 2 |
Таблица 8 среднеарифметические значения результатов теста по шкале «Стресс» в период 2022-2023 г.
Гистограмма 8 среднеарифметические значения результатов теста по шкале «Стресс» в период 2022-2023 г.
Вывод:
При подсчете результатов, выяснилось, что в 8 -11 классах приблизительно 43% (15 человек) учеников обладают низким уровнем стрессом, это говорит о высоком и среднем уровне стрессоустойчивости. Примерно 31% (11 человек) учеников имеют средний уровень стресса, это говорит о сниженном показателе уровня стрессоустойчивости. Примерно 26% (9 человек) учеников имеют высокий уровень стресса, что говорит о низком уровне стрессоустойчивости. В 2022 – 2023 г. приблизительно 42% (11 человек) учеников обладают низким уровнем стрессом, это говорит о высоком и среднем уровне стрессоустойчивости. Около 42% (11 человек) имеют средний уровень стресса, это говорит о сниженном показателе уровня стрессоустойчивости. Примерно 16% (4 ученика) имеют высокий уровень стресса, что говорит о низком уровне стрессоустойчивости.
Выводы по практической части:
Гипотеза нашего исследования состояла из того, что у подростков выпускных классов будет наблюдаться повышенный уровень стресса и низкий уровень стрессоустойчивости. В ходе исследования мы получили показатели. Которые частично опровергают нашу гипотезу.
При подсчёте результатов исследования за 2021 -2022 г. повышенный уровень стресса и сниженный уровень стрессоустойчивости, наблюдаются у учеников 8-9 классов. Также у данных подростков наблюдается повышенный показатель по шкале «Тревожность». Можно предположить, что данный феномен связан с тем, что подростки переживают из-за предстоящих экзаменов по ОГЭ, так как раньше они не сталкивались с такой учебной нагрузкой.
В период за 2022 - 2023 г. повышенный уровень стресса и низкий уровень стрессоустойчивости, наблюдается у учеников 9 и 11 классов. Обобщая полученные данные за 2 года, можно сделать вывод о том, что у учащихся, которые в период 2021 – 2022 г. были в 8 классах, сейчас в 9 классах уровень стресса и тревожности сохранился или усилился введу предстоящих экзаменов по ОГЭ.
У учащихся, которые в период 2021 -2022 г. были в 9 классах, на данный момент обучаются в 10 классе, можно наблюдать снижение уровня стресса и тревожности и повышение уровня стрессоустойчивости введу того, что подростки уже преодолели этап сдачи экзаменов и выработали для себя подходящие стратегии для борьбы со стрессами и нагрузками.
У подростков 11 классов (на период 2021-2022 г. – учащиеся 10 класса) можно наблюдать повышенный уровень стресса и тревожности, снижение стрессоустойчивости, говорит о том, что подростки переживают из-за предстоящих экзаменов по ЕГЭ, можно предположить, что снижение уровня стрессоустойчивости связан с тем, что организм подростка уже пришёл в истощение и не справляется от повышенной учебной нагрузки для подготовки к экзаменам.
С этой целью мы подготовили рекомендации по преодолению и профилактике стрессовых ситуаций.
2.2 Рекомендации по преодолению и профилактике стрессовых ситуаций
Приёмы снятия стресса:
Рекомендации по профилактике и преодолению стрессовых ситуаций
Методы работы со стрессом
Физические:
Психотерапия:
Йога
Глубокое дыхание при ходьбе
Остановка внутреннего диалога
Полное расслабление
Список литературы
1. Селье Г. Стресс без дистресса. — Москва, Прогресс, 1982
2. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме, М., 1960.
3. Бабский Е. Б. Физиология человека. М.: Медицина, 1992.
4. У. Вейтен, М. Ллойд. Стресс и его эффекты// Общая психология. Тексты. Т.2. Книга 1. – М.: Генезис, 2002. – с. 501-542.
5. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.
6. Трошин В.Д. Стресс и стрессогенные расстройства. Диагностика, лечение и профилактика. – М.: Медицинское информационное агентство, 2007. – 784 с.
Три коробки с орехами
Солдатская шинель
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Рисуем тыкву
Агния Барто. Сережа учит уроки