Целью моей работы стало изучение истории создания и развития школы в селе Орлик.
При написании работы проводил поиск архивных материалов, опрос местных жителей, изучение материалов из личных архивов работников школы, статистических данных.
Практическая значимость моего исследования: материал, собранный в ходе написания исследовательской работы, будет продолжаться накапливаться и использоваться на музейных уроках и на классных часах.
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/system/temporary/filefield_paths/stranitsy_istorii.docx | 27.42 КБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Окинский район
МОУ «Орликская средняя общеобразовательная школа»
Республиканская научно-практическая конференция учащихся начальных классов
«Первые шаги»
Номинация: История родного края
Страницы истории моей школы
Автор:Гунгаев Доржо,
ученик 4 класса
Орликской СОШ
Окинского района
Домашний адрес: с. Орлик
Ул. Телевизионная, 2
Телефон: 89243960501
Руководитель: Дамбаева Н.Б.
Телефон: 83015051583
г. Улан-Удэ
2014 г.
1
Содержание
Введение ………………………………………………………………….. 2
Основная часть……………………………………………………………..2
Заключение………………………………………………………………...5
Литература…………………………………………………………………5
1
Введение.
В последние годы большое внимание уделяется изучению региональной истории, так как через изучение истории своей малой Родины человек осознает свою причастность к стране, ее прошлому, настоящему, будущему. Знание родного края есть сила и величие Родины. Благодаря урокам краеведения я заинтересовался историей своей родной школы.
Целью моей работы стало изучение истории создания и развития школы в селе Орлик.
При написании работы проводил поиск архивных материалов, опрос местных жителей, изучение материалов из личных архивов работников школы, статистических данных.
Практическая значимость моего исследования: материал, собранный в ходе написания исследовательской работы, будет продолжаться накапливаться и использоваться на музейных уроках и на классных часах.
Основная часть.
История школы – это судьбы тысячи людей, в сердцах которых живет добрая память о школе, любимых педагогах, друзьях, интересных делах.
В силу отдаленности и труднодоступности, не имея никаких связей с другими районами республики, Окинский край был отсталым в экономическом и культурном развитии. Была сплошная неграмотность населения. В молодой стране Советов первостепенное значение придавалось образованию, ликвидации неграмотности, выводу страны из экономической и культурной отсталости. В августе 1926 года на пленуме Бурятского обкома ВКП (б) были приняты директивы о всемерном развитии письменности родного языка, литературы и искусства, о развитии народного образования в целом. Принятые директивы дали толчок в развитии образования не только в республике, но и в нашей далекой Оке. В целях принятых решений в 1927 году из местности Жэлгэн в Орлик был перевезен жилой дом. В нем открыли первый класс Орликской начальной школы, а позже в 1929 году под Орликскую начальную школу приспособили здание избы - читальни. Как тогда говорили «резиденцию избы – читальни в Орлике использовать под школу». В конце 1920-х и в начале 1930-х годов в Окинском районе не было своих педагогических кадров. Поэтому в школах района работали в эти годы в основном приезжие специалисты – учителя, которые внесли большой вклад в
2
развитие культуры и народного образования в Окинском крае. Старшее поколение окинцев с благодарностью и признательностью помнят своих первых учителей, которые вели их по трудным тропам образования. Первыми учителями в Орликской средней школе в 1930-х годах были: Ф. Ушнаев, В.Иринчеева, П.В.Монкетов, П.Д.Лыгденов, В.В.Зангеев, В.П.Зангеев и другие.
В Орлике начальная школа была открыта в 1932 – 33 учебном году, на базе которой в 1933 – 34 учебном году был организован 5 класс школы рабочей молодежи с контингентом учащихся 9-10 человек. В октябре 1933 года в Орлике была открыта типовая семилетняя школа крестьянской молодежи (ШКМ), что явилось событием большого значения в культурной и экономической жизни Окинского хошуна.
Первым директором Орликской ШКМ был Зангеев Виктор Васильевич, молодой, энергичный педагог, человек редкого обаяния и большой доброты. Особое внимание он и руководимый им коллектив обращали на серьезное улучшение деятельности учкома и ученического самоуправления, на выявление и формирование способных, активных, творчески думающих ребят через улучшение и усиление работы органов ученического самоуправления. В школе были созданы учком, совет дружины, организована школьная печать. В деятельность школ самоуправления учителя вовлекли наиболее активных и энергичных школьников – Аюшеев Д.Д., Ошоров Д., Урбаев Н., Пежемский Н., и др.
Благодатной, содержательной для учащихся была педагогическая деятельность ряда талантливых учителей ШКМ в Орлике. В первые годы работы ШКМ учителями работали в основном мужчины, прибывшие по направлению Министерства просвещения республики, не было местных кадров учителей. Среди них можно назвать Василия Протасовича Зангеева (языковед – русист), Степана Алексеевича Дуринова (биолог, химик, обществовед), Максима Афанасьевича Тулохонова (родновед, бурятовед) и др. Первыми учителями – окинцами стали выпускники Орликской ШКМ, окончившие после школы педагогические курсы – Марзаев Бато Максарович, Урбаев Петр Сыденович, Данцаранов Содном Будаевич. Каждый из них относился к ученикам с любовью и особой теплотой, проявлял постоянную и трогательную заботу о материально- бытовых условиях жизни детей, успехах их учебы и общественной работы.
С открытием семилетней школы выпускники начальных школ получили возможность продолжить учебу у себя в аймаке. В эту школу съезжались дети скотоводов из всех 14 колхозов Окинского аймака. В ШКМ особое внимание уделялось трудовому обучению. В учебной мастерской, которая размещалась в шестистенной юрте, имелось некоторое оборудование: самодельный станок с ножным приводом, несколько верстаков и
3
столярные инструменты. Учащиеся занимались изготовлением детских столов, стульев, вырезали и вытачивали шахматные фигуры. Девочки занимались рукоделием: художественной вышивкой, вязанием кружев, раскроем и шитьем детских одежд.
Во время работы директором Зангеева В.В. было построено двухэтажное здание интерната, укреплялась материальная и хозяйственная база школы, приобретались учебные и наглядные пособия и различное оборудование. В 1937-1938 учебном году Орликская семилетняя школа (ШКМ) выпустила первых своих выпускников. В числе их был и Дугаров Соном Гомбоевич, который стал видным деятелем народного образования Бурятии. Работал на посту министра просвещения республики. Ему присвоено почетное звание отличника народного просвещения Бур. АССР, Российской Федерации, заслуженного учителя школы Бур. АССР и РСФСР, отличника просвещения СССР. Им был основан факультет начальных классов БГПИ им. Д. Банзарова.
В 1938 году в числе 12 учителей Бурятии, добившихся лучших результатов в учебно-воспитательной работе, двое учителей – окинцев были награждены путевкой в Москву и Ленинград, это Марзаев Б.М. и Ошоров Д.Д. В своих воспоминаниях, опубликованных в районной газете «Саянская новь»в 1984 году, Даша Дашеевич Ошоров писал: «В Москве Министерство просвещения РСФСР организовало прием, на котором нашу делегацию приняла Надежда Константиновна Крупская – заместитель Министра просвещения РСФСР. В беседе с нами она интересовалась состоянием работы школ и ходом ликвидации неграмотности среди населения. Она придавала большое значение работе школ и условий для детей, охвату всех детей обучением. Н.К.Крупская радовалась тому, что в отдаленных окраинах страны успешно развиваются школы. Эта встреча зарядила нас учителей на творческую работу на поприще народного просвещения».
В 1946 году Орликская семилетняя школа крестьянской молодежи была реорганизована в среднюю школу и через год, в 1947 году выпустила своих первых выпускников. Их было пятеро – Аюшинов Ю.С., Дугарова Л.И., Байминова В.А., Мархаева Т.А., Федорова В.В.
Начиная с 1955 года в школы района приезжают специалисты из коренного населения Оки. Это Патархеева (Цыремпилун) Е.Д., Аюшеева А.Ш., Марзаев П.Д., Захарова (Галсанова) М.П., Никифорова (Демина) Т.Б.
В январе 1956 года директором Орликской средней школы был назначен Лыгденов Д.Д., проработавший к этому времени в начальных школах, инспектором аймоно. В эти годы коллективом учителей и учащихся старших классов была проведена большая работа,
4
был сделан пристрой к школе. Особое внимание в школе уделялось трудовому воспитанию и развитию самоуправления.
В 1965 году по инициативе директора школы Марзаева П.Д. и учителя русского языка и литературы, классного руководителя Жертановой Р.Ж. впервые в истории школы была организована поездка учащихся 10 класса в г. Ленинград. В последующие годы ежегодно учащиеся школы выезжали по путевке в города – герои по советскому Союзу.
По 1977 год наша школа работала в две смены, в иные годы даже в три смены (вечерняя школа). С 1975 года начали строительство второго корпуса школы, строили представители из союзной республики Белоруссия. Строительство закончили в 1977 году и сдали в эксплуатацию во втором полугодии 1977-88 учебного года.
Наша школа сильна традициями, педагогическими кадрами, учениками. И неоспоримая заслуга в этом талантливых, профессиональных, искренне преданных делу энтузиастов. Профессия учителя необходима и очень востребована всегда. Всех ее представителей объединяет любовь к детям и преданность избранной профессии. Но есть среди них такие люди, у которых эта любовь в крови. Секреты педагогического мастерства передаются продолжателям учительских династий. Подрастают дети и внуки замечательных, заслуженных семей Цыремпилун Е.Д., Галсановой М.П., Мунконовой Д.Д., Галсановой З.Б., Дамбаевой Я.Д., Осохеева В.Д. и др.
За всю историю существования Орликская школа выпустила более двух тысяч выпускников. 75 процентов педагогического коллектива состоит из числа выпускников.
Заключение.
Сегодня Орликская средняя общеобразовательная школа – динамично развивающееся общеобразовательное учреждение. У школы широкие связи. На протяжении десятка лет продолжается сотрудничество с Бурятским государственным университетом, Институтом общей и экспериментальной биологии СО РАН. Одним из эффективных форм партнерства является Университетский образовательный комплекс – объединение 25 школ из городских и сельских районов Бурятии.
Перспективой моей работы является продолжение поиска сведений о родной школе.
5
Литература
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Рисуют дети водопад
Рукавичка
Как напиться обезьяне?
А теперь — мультфильм