Всё главное в судьбе человека начинается со школы, с первого учителя, встречающего его на пороге. Многое со временем стирается в человеческой памяти, но школа и первый учитель остаются в памяти на всю жизнь. Какова же была судьба моей школы? Задумавшись над этими вопросами, я пришел к решению провести исследование и найти ответы на них.
Вложение | Размер |
---|---|
npk_zahar_gotovaya_1_1.docx | 50.25 КБ |
ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ КОНКУРС
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ
«ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ»
Секция: «Краеведение»
Тема: «Учитель! перед именем твоим…»
(Истоки учительства в Башаровской школе)
Автор: ученик 5 класса Зарубин Захар
Научный руководитель: учитель русского языка и литературы
Милюшина Диана Николаевна
Место выполнения работы: с. Адамово, Баргузинский район, Республика Бурятия
Оглавление
Приложение 1
Всё главное в судьбе человека начинается со школы, с первого учителя, встречающего его на пороге. Именно учитель открывает ученикам огромный увлекательный мир знаний, учит любить Родину, верить в свои силы и всегда добрым словом или нужным поступком наставляет и направляет к победам. Для детей педагог является значимой фигурой, обязанной обучать не только школьным премудростям, но и жизненным ценностям. Хороший учитель может найти подход к каждому ребенку, увлечь своим предметом, научить уважать окружающих, наставить на правильный путь. Многое со временем стирается в человеческой памяти, многое забывается, но школа и первый учитель остаются в памяти на всю жизнь.
У каждой школы своя неповторимая история, свое особое лицо. Какова же была судьба моей школы? Какой была школа в прошлом? Какие учителя в ней работали? Кто открыл нашу школу? Кто были ее выпускники? Задумавшись над этими вопросами, я пришел к решению провести исследование и найти ответы на них.
Тема нашей краеведческой работы особенно актуальна. Указом Президента РФ В.В. Путиным в целях признания особого статуса педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность, 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. История страны, населенного пункта сплетается из судеб людей, живущих и работающих на благо своей большой и малой Родины. Изучение истории, сохранение памяти о людях, фактах и событиях без искажения, обучение и воспитание граждан своей страны – одна из приоритетных задач политики государства. Наш президент обратил особое внимание на то, что нужно рассказывать о вкладе учителей и наставников в успех и достижения всей страны, необходимо привлечь внимание общества к труду людей, которые отдают своё время и силы детям и молодёжи.
Цель: показать роль педагога – наставника в становлении подрастающего поколения на примере учителей Башаровской школы.
Задачи:
Объект исследования: История Башаровской школы.
Предмет исследования: История учительства Башаровская начальная школа.
Новизна состоит в том, что эта тема в конкретной школе была изучена не в полной мере, нуждалась в доработке и систематизации данных по истории и учительству.
Поставленные задачи решались с использованием различных методов исследования, основными из которых являлись следующие: метод опроса, анализ архивных документов, хронологический метод.
Гипотеза исследования: Изучение истории учительства внесет значимый вклад в понимание неоспоримой роли учителя в жизни их учеников.
Практическая значимость работы заключается в следующем: результатом исследования будут материалы, которые послужат частью школьной экспозиции в музее села Макаринино.
Много талантов существует на свете. Но я считаю, что самый великий талант на земле – умение делиться знаниями с другими. Получается, что один из самых важных на Земле людей - это учитель! И это не просто профессия, учитель - это призвание.
По-моему, учительство - это особая категория людей, которая прокладывает путь к сердцу каждого ребенка, раскрывая его лучшие качества. Учителя "сеют разумное, доброе, вечное ...",[1] открывая своим ученикам дорогу во взрослую жизнь.
УЧИТЕЛЬ – происходит от двух древних корней: основной корень *euk /*ouk «привыкать», «привязывать(ся)» и дополнительный (суффикс) -тель «сила или лицо, исполняющее свое предназначение в добровольном действии». Слово “учитель” произошло от глагола “учить”, также прослеживается связь с глаголами тренироваться, упражняться.[2]
Великий писатель Лев Николаевич Толстой писал: «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя. А тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным».[3]
Российский педагог, писатель, один из основоположников научной педагогики в России Константин Дмитриевич Ушинский утверждал, что учитель – самый важный элемент в педагогическом процессе: «… влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».[4]
Российская система образования имеет многовековую историю. Но особенно стремительное развитие в этом направлении началось в 19 веке. Государству того времени требовались грамотные и знающие люди. Они нужны были везде – в боярской думе и на воеводствах, в приказах и земских избах, в войсках и в торговле, в городе и деревне. Грамотность стала залогом успеха и в хозяйственной жизни и на государственной службе. В связи с этим начинает складываться развитая государственная система образования в России, как необходимое условие процветания государства.
Первыми в России школами, доступными для простонародья, стали церковноприходские школы, которые появились в 1804 г. и просуществовали до 1918 г., являясь самим распространённым типом отечественных школ.
Церковноприходские школы изначально были ориентированы на религиозно-нравственное воспитание при минимальном уровне образования. Как правило, детей обучали служители церкви, не имеющие педагогической подготовки (основы педагогики стали преподаваться в духовных семинариях лишь в середине 1860-х гг.), использующие малоэффективные методы обучения, а содержание образования в своей основе оставалось неизменным в течение полувека.[5]
На рубеже 19-20 века территория нашего района входила в состав Иркутской губернии, где активное развитие церковноприходского образования началось с конца 19 века. Такая школа была построена в селе Макаринино в 1902 году, это явилось точкой отсчета в ее истории. В ней стали учиться мальчики из Усть-Баргузина, Адамово, Зорино и Башарово. В основном это были дети рыбаков. Школа содержалась за счет местного прихода церкви. Уроки продолжались с 9 утра и до часу дня. Основные предметы: закон божий, старославянский язык, церковное пение, русский язык, чистописание, арифметика. На урок школьников собирал колокол, позднее колокольчик, который сохранился до сегодняшних дней. Учитель разрешал ребятам присаживаться на лавочку только после того, как они поклонятся три раза перед иконами и один раз в ноги учителю. Лавка обычно находилась у окна, чтобы было больше света. Когда все рассаживались, учитель начинал урок. Для провинившихся учеников применяли телесные наказания. Обучение в школе длилось 3 года. После окончания каждого класса проводились экзамены. Окончившим школу выдавали свидетельства. Однако, в силу своего социального положения, дальше мальчики учиться уже не могли, но среди своих односельчан и родственников они считались большими учеными. Мальчики читали письма, иногда залетавшие в этот глухой уголок Российской империи, составляли прошения или петиции уездному и даже губернскому начальству, вели хозяйственные записи, учитывающие доход.
В 20-х годах прошлого столетия в школе обучалось от двадцати до тридцати детей. Обучение в Башаровской начальной школе проводилось уже по новым законам и направлениям, согласно положению «О единой трудовой школе РСФСР» 1918 года.[6]
В 1953 году наша здание школы было перенесено на другое место, в связи со строительством Иркутской ГЭС и возможностью подтопления территорий, находящихся в устье реки Баргузин.
Так как количество учеников стало стабильно увеличиваться, в 1965 году к зданию школы был сделан пристрой, добавился еще один класс и увеличился коридор. По воспоминаниям старожилов, это было небольшое одноэтажное здание с печным отоплением.
В 90 годы во времена Перестройки финансирование школ было скудным. Учителям, как и всем бюджетникам, было особенно тяжело, но несмотря на все трудности наша школа была всегда готова к новому учебному году. Силами коллектива проводились ремонтные работы, учителя разрисовывали стены композициями из художественной литературы, делали кашпо, самодельные карнизы.
В 2021 году в школе был сделан капитальный ремонт, и она превратилась в современное учреждение.
Первым директором Башаровской школы в 1902 году стал Иванов Иннокентий Александрович. В списке учителей того времени были Кальсин Илья Иванович, сестры Ивановы и Кондаковы, Анна Алексеевна Баткова. С 1908 по 1932 года в школе преподавал Дмитрий Валерьянович Давыдов. Его вспоминают, как одного из лучших учителей нашей школы.
Учительское поколение тридцатых и сороковых годов представляли Цивилева Елизавета Ивановна, Молчанова Анна Федоровна, Гуревич Самуил Борисович, Дамба Самбилович. Анна Федорова Секисова, Вера Дмитриевна Соколова, Ольга Петровна Синюк.
Много работы проводилось учителями в эти годы. В здании школы демонстрировалось немое кино о трудовых буднях советского народа. Дети готовили и показывали населению спектакли, выпускались школьные стенгазеты, была создана пионерская организация. Это способствовало развитию духовно - нравственных ценностей, приучало к труду.
В тяжелое военное время учительствовали Брагина Антонина Петровна, Васса Никифоровна. Вместе с учениками они помогали колхозу, работали на огороде, собирали дикоросы.
До сих пор в памяти жителей села Барамович Хая Григорьевна. С 1948 года она проработала в нашей школе около 15 лет. За годы своей работы обучила и воспитала много «учёных» людей. Бывшие ученики вспоминают её как строгую, но очень справедливую учительницу. На долю этой женщины выпало немало житейских трудностей, преодолевать которые пришлось в нелегкие послевоенные годы.
Башаров Василий Иванович, выпускник Башаровской школы, рассказывает: «О школьных годах нашей начальной школы у меня остались самые тёплые воспоминания. Всё потому, что учился я у прекрасного преподавателя, учителя с большой буквы – Барамович Хаи Григорьевны. Ни один учитель больше так не запал мне в сердце, как она: лучше всех была, добрее всех. Всегда относилась к нам, детям, очень вежливо. В то же время была требовательна, за невыполненные домашние задания, бывало, и «двойки» ставила, но запомнилась всё же исключительно только с положительной стороны. Доброта и уважение к своим ученикам - вот что, считаю, отличает хорошего учителя от плохого.»
В 1952 году переводом из Усть-Баргузинской школы, проработав 2 года после окончания Старитского педагогического училища Калининской области Ржевского района, приехала учить макарининских ребят молодая учительница Драгунова Тамара Дмитриевна.
36 лет она проработала в Башаровской школе, 25 из которых была заведующей, 12 лет являлась депутатом местного совета, проводила полит.информации в колхозном Красном уголке. Её ученица, Каретникова Ирина Васильевна, вспоминает о ней: «Каждый человек помнит своего первого учителя, от его отношения к жизни зависит то, каких людей он воспитает. Моим первым учителем была Тамара Дмитриевна Драгунова. Тамара Дмитриевна не только учила, но, в первую очередь воспитывала чувство патриотизма в подрастающем поколении. Очень много знала песен и после занятий собирала нас в школе петь песни о Родине, о войне, о природе. Любовь к Родине занимала первое место в воспитании нас, детей. Ходили на демонстрации, посещали с учителем местный клуб, где смотрели кинофильмы, заставляющие задуматься о судьбе своей страны. В 1 классе 1967 года в октябре месяце нас приняли в октябрята. В 3 классе мы выучили пионерскую клятву, и нас приняли в пионерскую организацию имени В. И. Ленина. С 1 класса Тамара Дмитриевна нагружала нас общественной деятельностью, каждый ученик в классе имел своё поручение. Тамара Дмитриевна была активным членом нашего общества, чему научила нас - быть активными гражданами своей страны».
С 1965 года в школе стала работать Клавдия Кузьминична Клюкина, которая пришла в Башаровскую начальную школу переводом из с.Максимиха. Первое время она жила в школе. Клавдия Кузьминична всегда была активным участником общественной жизни села. Вела работу над основными принципами единой трудовой школы. Школьная жизнь протекала ярко и радостно. Октябрятские звездочки, пионерские слеты, патриотические классные часы, сборы советов отрядов и дружин – это только маленькая толика деятельности замечательного педагога - учителя с большой буквы.
Клавдия Кузьминична воспитала много замечательных людей, которые, в большинстве своем, остались на своей малой родине, внесли большой вклад в её развитие. Будучи детьми, они помогали колхозу ухаживать за урожаем, собирали сосновые и березовые почки, занимались озеленением школы, принимали активное участие в сборе металлолома, макулатуры. Основная направленность работы учителя заключалась в воспитании чувства любви к природе, родному краю, своей земле.
В 1987 году Тамара Дмитриевна и Клавдия Кузьминична в звании «Ветеран труда» ушли на заслуженный отдых. Но, уйдя на пенсию, они оказывали методическую помощь молодым педагогам.
В 1987 году в нашей школе преподавали Вера Ринчиновна Бадмаева, Светлана Васильевна Новоженова. В 1988 году к ним присоединилась Софья Базаровна Ухинова. Учителя работали в тесном контакте с родителями. Они были постоянными участниками различных школьных мероприятий, инициировали и построили спортивную площадку. За время работы Софьи Базаровны было приобретено спортивное оборудование, новые парты.
Вспоминая занятие «Профессия» с нашим библиотекарем, Малыгиной Юлией Иннокентьевной, я сделал вывод, как важен выбор профессии в жизни каждого человека. В её жизни на этот выбор повлияла Софья Базаровна. Она проводила интересные уроки литературного чтения, разыгрывала целые мини-спектакли, тем самым прививая с первого класса любовь к книге, к искусству, к литературе в целом.
В 1994 году в школу приехали два молодых педагога Коневина Ольга Александровна и Сорокина Наталья Николаевна. Вместе они проработали 16 лет. Время их работы выпало на тяжелые перестроечные годы. Несмотря на трудности, работа велась полным ходом. Духовно – нравственное направление было доминирующим. Базовые национальные ценности являлись основой воспитания подрастающего поколения. В тандеме с работниками Макарининского сельского Дома культуры проводились мероприятия патриотического характера: концерты, митинги, акции. Не прекращалась работа и по спортивному направлению: осенний марафон, лыжные гонки, веселые старты, походы, игра «Зарница». Состязания проводились каждый год, тем самым, учителя прививали интерес к физической культуре и здоровому образу жизни.
Молодые педагоги душой прикипели к школе и остались жить в селе, создали семьи.
Учитель русского языка и литературы, Милюшина Диана Николаевна, с восхищением отзывается о своём первом учителе Коневиной Ольге Александровне: «В жизни человека иногда так случается, что определенные обстоятельства становятся судьбоносными и предопределяют жизненный путь, так, можно сказать, произошло и в моей жизни. В 1-ом классе я попала к замечательному молодому креативному педагогу Коневиной Ольге Александровне. С первых школьных дней Ольга Александровна зажгла во мне необычайный интерес к завораживающей профессии «Учитель». Занятия проходили в интересном формате. Каждый последующий урок не был похож на предыдущий, на каждом уроке было что-то новое и очень интересное. Игры, походы, разнообразные мероприятия - всё это было неотъемлемой частью образовательного процесса. Особенно мне запомнился урок математики, на котором мы решали задачи, играя в ролевую игру «магазин»: в колпаке продавца, стоя поочерёдно за прилавком, развешивая на весах разную утварь, мы, дети, настолько были увлечены, что не заметили, как прозвенел звонок на перемену. Тему, конечно, все поняли на «отлично». Благодаря таким занятиям, я поняла важность применения нестандартных форм проведения урока. Уже тогда, в начальной школе, благодаря Ольге Александровне, во мне возникло непреодолимое желание посвятить свою жизнь обучению и воспитанию подрастающего поколения. Спустя годы, мне посчастливилось стать частью дружного педагогического коллектива, стать коллегой своего первого учителя.
Я уверена, что оценить вклад учителя можно потому, насколько реализовали себя в жизни его ученики. Несмотря на то, что наше взросление пришлось на сложный исторический период, 90 – е годы, ни один из моих одноклассников не пошел по сомнительному пути, все работают, имеют семьи, являются достойными гражданами своей страны, и в этом, я считаю, в том числе, заслуга Коневиной Ольги Александровны».
Учитель математики Адамовской школы, Шелковников Михаил Алексеевич, воспоминание о своём первом учителе начал словами: «Наталья Николаевна всегда ассоциируется у меня с солнечным светом, когда она заходила в класс, всё как будто озарялось. В течении четырёх лет я учился у неё на «отлично». На празднике Последнего звонка она сказала мне: «Не подведи меня! В жизни тебя ждет много трудностей, но никогда не сдавайся, дерзай, всегда иди вперёд!». Эти наставнические слова повлияли на становление моего характера, жизненной позиции, ценностных ориентиров. Будучи всегда ответственной, уважительной к людям, она и в нас воспитала эти качества. Наталья Николаевна стала нам другом, из любой ситуации находила такой выход, чтобы всем детям было комфортно, в то же время была требовательна и справедлива. Здоровая конкуренция в нашем классе побуждала нас учиться, выкладываясь на все сто».
По просьбе родителей и РУО в 1996 году Клавдия Кузьминична вышла на работу и учила детей в течение 3 лет. В 1997 году она приглашает на работу свою ученицу Малыгину Лидию Геннадьевну. Слова: «Ты справишься!» - становятся девизом начинающего преподавателя и способствуют выбору её дальнейшей профессии.
Отличник просвещения, Ветеран педагогического труда, Лидия Геннадьевна Нолева вспоминает своего наставника с большим уважением, любовью и теплотой: «Я считаю, что мне очень повезло, так как моим первым учителем была Клавдия Кузьминична, которая дала мне прочные знания, заложила стремление к самосовершенствованию, воспитала культуру, укрепила основы гражданственности, привила любовь и уважение к большой и малой Родине.
Еще большим везением было то, что Клавдия Кузьминична, по прошествии лет, стала моим наставником в профессиональной деятельности как педагога. Неоценима была ее вера в меня, поддержка всех моих начинаний и искренняя радость за мои успехи. За долголетний добросовестный труд Клавдия Кузьминична внесена в Книгу Почета работников образования Баргузинского района и награждена медалью Союза женщин России. Она – воплощение достоинства, строгости, интеллекта, выдержки и безмерной любви к детям Это Учитель с большой буквы!»
Молодой педагог Лидия Геннадьевна старалась сделать жизнь своих учеников яркой и интересной. В сложные 90-е годы она создала кружок хореографии, хотя оплату за него не получала, делала кашпо из пластинок, мастерила самодельные полки под цветы и карнизы на окна, разрисовывала стены композициями из художественных произведений. Ее картина «Иван царевич ловит Жар-птицу» несколько лет украшала стену в классном кабинете даже после перехода педагога в Адамовскую школу.
В 1998 - 1999 учебном году Лидия Геннадьевна, видя перспективы нового направления в образовании, стала тесно сотрудничать с экологическим центром «Подлеморье». С того времени, экология и краеведение стали одним из ведущих направлений внеурочной деятельности в работе самого учителя и дальнейшей работе Башаровской школы.
Опрашивая выпускников Лидии Геннадьевны, я узнал много нового об этом замечательном педагоге, который в данное время является директором нашего образовательного учреждения и моим учителем английского языка. Лидия Геннадьевна начала свою деятельность с креативных изменений – жизнь детей наполнилась безграничным творчеством. Всё свободное время дети проводили в школе с увлечённым своей работой педагогом. В каждом ребёнке она видела личность, развивала его способности и таланты, ставила перед учениками высокие цели.
С 1999 в школе снова работают Коневина Ольга Александровна и Сорокина Наталья Николаевна. Вскоре к ним присоединяется новый учитель с музыкальным образованием Колмакова Алла Павловна. Активная жизненная позиция молодых педагогов и веяние времени выводит школу на более высокий уровень. На базе нашей школы проводились районные семинары экологического направления «Сохраним природу Байкала», духовно-нравственного направления «Во всех ты, душечка, нарядах хороша!». Участие в семинарах, олимпиадах и конкурсах различного уровня, победа в конкурсе воспитательных систем, приобретение музыкального оборудования - вот с чем вошла наша школа в 21 век.
За такую долгую историю преподаватели выучили и воспитали немало талантливых и выдающихся людей, которые внесли огромный вклад в развитие и процветание села, района, региона и страны. Школа гордится своими выпускниками: руководители и медики, спортсмены и культурные деятели, военные и учителя, научные сотрудники и механизаторы. (Приложение 1)
Многие выпускники разлетелись по разным уголкам нашей необъятной страны, но целая плеяда замечательные людей, которые получили начальное образование в нашей школе, связали свою жизнь с профессией «учитель». Это Саган Наталья Николаевна, Шелковникова Оксана Геннадьевна, Нолева Лидия Геннадьевна, Кашеня Галина Васильевна, Кашеня Лариса Васильевна, Чиркова Жанна Валерьевна, Милюшина Диана Николаевна, Шелковников Михаил Алексеевич, Коневин Борис Сергеевич, Водальчук Анна Александровна, Любовникова Галина Александровна, Шелковникова Екатерина Федоровна, Вторушина Дарья Валерьевна. Это люди, которые, оставшись на родной земле, решили посвятить себя воспитанию и обучению подрастающего поколения Баргузинского района.
Проведя исследовательскую работу, я пришёл к выводу, что историю родной школы надо знать обязательно, так как она является связующей нитью между поколениями. Наш нравственный долг сохранить память о школе и учителях-наставниках, ведь знание истории школы, истоков учительства, людей, прославивших её, формируют в человеке чувство гордости и достоинства, положительно влияют на формирование личности.
Заключение
В ходе данного исследования на тему «Учитель! перед именем твоим…» (Истоки учительства в Башаровской школе) мне удалось проследить влияние педагога – наставника на формирование личности человека на примере выпускников Башаровской школы. Благодаря архивным данным, изучению материалов истории, воспоминаниям ветеранов педагогического труда, нынешних преподавателей и выпускников школы, я восстановил информацию о том, когда появилась школа в селе Макаринино, кто был ее первым учителем, получил сведения об учителях, работавших в Башаровской школе, познакомился с важными событиями ее истории, узнал, как взаимодействие с педагогом влияет на процесс развития личности.
Таким образом, я считаю, что цель и задачи моего исследования были достигнуты, гипотеза доказана. Данная работа в дальнейшем может быть использована в учебно - воспитательном процессе, а материалы, опубликованные в альбоме, будут переданы в музей села.
Список литературы и источников
Приложение 1
Выпускники, которыми гордится школы
Алексей Матвеевич Липанов (выпускник 1945г.) – действительный член российской академии наук. Известный ученый в области создания межконтинентальных ракет наземного и морского базирования, основатель научных направлений внутренней баллистики систем на твердом топливе и по математическому моделированию нано систем, автор многочисленных изобретений, лауреат государственной премии СССР и премии имени Цандера.
Александр Иванович Жеравин (выпускник 1943г.) – заслуженный работник культуры РСФСР, директор Томского драматического театра, заместитель председателя по культуре совета старейшин Томска, второй секретарь РК КПСС. Благодаря его деятельности были внедрены новые культурные программы, открыты музеи. А.И. Жеравин создал благотворительный фонд им. Т. П. Лебедевой. Неоднократно избирался депутатом Томского горсовета, был членом Томского горисполкома, Томского горкома КПСС, Томского обкома профсоюза работников культуры. Награжден медалями «100 лет профсоюзам России» (2004), «400 лет городу Томску» (2004), нагрудным знаком «Отличник культурного шефства над Вооруженными силами СССР» (1973), знаком отличия «За заслуги перед Томской областью» (2008). После ухода на заслуженный отдых Александр Иванович становится председателем Томского отделения Союза театральных деятелей.
Мария Ивановна Колмакова (выпускница 1958г.) – подполковник ОБЭП отдела криминальной полиции. Имеет награды за безупречную службу: нагрудной знак «За отличную службу в МВД СССР», наградные часы ОБХСС.
Сергей Трофимович Милюшин (выпускник 1963г.) - автор статей Баргузинской правды, долгие годы проработавший в Сельском Доме культуры, он отличался широкой эрудицией, профессионализмом и оставил добрую память о себе на селе.
Кожевников Сергей Васильевич (выпускник 1965г.) - доктор сельско - хозяйственных наук, профессор кафедры биологии и ветеринарии, доцент кафедры зоогигиены и морфологии Курганской ГСХА.
Саган Наталья Николаевна (выпускница 1980г.) - Почетный работник воспитания и просвещения РФ, методист МКУ «Управления образования АМО «Баргузинский район», член ГЭК.
Лидия Геннадьевна Нолева (выпускница 1987г.) - директор Адамовской основной школы, Отличник просвещения, Ветеран педагогического труда.
Россия Николай Николаевич (выпускник 2001г.) – мастер спорта России по универсальному бою, 3-ёх кратный чемпион сибирского федерального округа, серебряный призёр чемпионата России, 2–х кратный серебряный призёр чемпионата Европы, бронзовый призёр чемпионата мира, чемпион мира среди студентов по универсальному бою.
Саган Виктория Андреевна (выпускница 2008г.) – заведующая по проектному управлению Регионального образовательного центра поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Асториум», региональный координатор Всероссийского Конкурса научно-технических проектов «Большие вызовы», региональный координатор Всероссийской образовательной инициативы по поиску и реализации научно-технических проектов школьниками под руководством наставников «Сириус. Лето: начни свой проект».
Распопова Виктория Александровна (выпускница 2008г.) – солист Народного Забайкальского казачьего ансамбля «Станица» в городе Улан-Удэ. Ансамбль является победителем Всероссийского фольклорного конкурса «Казачий круг», участником гала-концерта Межвойскового конкурса II этапа Всероссийского фольклорного конкурса «Казачий круг», участником гала-концертов I и II межрегионального конкурса казачьей культуры имени атамана М.И. Платова (г. Москва).
Весенняя гроза
Медведь и солнце
"Морская болезнь" у космонавтов
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Сказка "Морозко"