40 лет работает в Устьперской школе учителем английского языка моя бабушка, из них почти четверть века она была директором. Это добрый, чуткий и отзывчивый человек, влюбленный в свою работу, имеющий много наград и звание «Заслуженный учитель». Это в нашей школе известно всем.
А вот то, что бабушка еще и автор многих стихотворений, знают не все нынешние ученики. Ведь многие из этих стихов, написанные карандашом, сохранились лишь на пожелтевших тетрадных листочках, некоторые можно найти на страницах старых школьных газет, а часть их просто осталась в бабушкиной памяти. Поэтому мне захотелось собрать ее стихи, систематизировать и оформить сборник.
Вложение | Размер |
---|---|
moya_babushka_uchitel_s_dushoy_poeta.doc | 84 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Устьперская основная общеобразовательная школа.
«Моя бабушка –
учитель с душой поэта»
Выполнила учащаяся 8 класса
Лаптева Мария
Руководитель учитель истории
Клипикова Ирина Николаевна
Усть-Пёра
2009
СОДЕРЖАНИЕ.
1. КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ______________________________________ 3
II.ВВЕДЕНИЕ____________________________________________________4
III.ОПИСАНИЕ РАБОТЫ _________________________________________5
IY.РЕЗУЛЬТАТЫ ______________________________________________12
1.КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ.
40 лет работает в Устьперской школе учителем английского языка моя бабушка, из них почти четверть века она была директором. Это добрый, чуткий и отзывчивый человек, влюбленный в свою работу, имеющий много наград и звание «Заслуженный учитель». Это в нашей школе известно всем.
А вот то, что бабушка еще и автор многих стихотворений, знают не все нынешние ученики. Ведь многие из этих стихов, написанные карандашом, сохранились лишь на пожелтевших тетрадных листочках, некоторые можно найти на страницах старых школьных газет, а часть их просто осталась в бабушкиной памяти. Поэтому мне захотелось собрать ее стихи, систематизировать и оформить сборник.
II.ВВЕДЕНИЕ
В 2008 году исполнилось ровно 40 лет, как работает в Устьперской школе учителем английского языка моя бабушка Лаптева Галина Ивановна, из них почти четверть века она была директором. За все эти годы школа действительно стала для нее родным домом, а коллектив дружной семьей.
Галина Ивановна – добрый, чуткий и отзывчивый человек, который влюблен в свою работу и отдает ей много сил и времени. У нее всегда интересные уроки. Она требовательна к себе и к ученикам, и в то же время заботливо и внимательно относится к каждому. К этому учителю можно обратиться за любым советом и помощью и всегда найти поддержку. Трудолюбивая и ответственная она никогда не думает о славе, а просто работает с душой. За свой труд Галина Ивановна имеет много наград и звание «Заслуженный учитель». Об этом знают в нашей школе все.
А вот то, что Галина Ивановна еще и автор многих стихотворений, которые не раз звучали на школьных праздниках, юбилеях, конкурсах художественной самодеятельности, знают не все нынешние ученики. Ведь многие из этих стихов, написанные карандашом, сохранились лишь на пожелтевших тетрадных листочках, некоторые можно найти на страницах школьных газет, собранных в краеведческой комнате, а часть их просто осталась в бабушкиной памяти. Я знаю, что она много раз хотела собрать все свои стихи и напечатать их и в этом году даже начала работу, но недостаток времени - вечная проблема учителя - не позволил довести начатое до конца. Поэтому мне захотелось помочь бабушке собрать ее стихи, систематизировать и оформить сборник, который стал бы хорошим подарком для нее и одновременно мог бы пополнить материалы по истории нашей школы. Это и стало целью моей работы.
Цель: оформить сборник стихотворений моей бабушки.
Задачи:
Источники:
III. ОПИСАНИЕ РАБОТЫ
1.Сбор материала, его анализ и систематизация.
Сначала я собрала все рукописные записи стихотворений, перелистала школьные стенгазеты разных лет и отпечатала полученный материал на компьютере, а затем распределила по разделам «Тебе, Россия», «Школьные годы чудесные…», «Коллегам – учителям».
В разделе «Тебе, Россия» представлены стихи о Родине, о красоте ее природы. Одни их них, с одноименным названием, были написаны еще в 2000 году, а в этом году звучали на школьном конкурсе чтецов «Я люблю тебя, Россия».
Прославилась ты, Россия,
И полем сражений былых,
И полем пшеничным под небом синим,
Дарами природы в лесах густых.
Ты в сердце моём, родная страна.
Мне дорого всё: и холмы, и моря,
Озёра и реки, и их берега,
И песня, и пляска твоя дорога,
И дикие звери, и рыбы, и птицы-
Всё то, чем могу я, родная, гордиться.
Звучит в стихах и тревога за будущее природы, ведь
«…люди жестоки бывают порой,
Сжигая поляны, луга и леса.
Их " Красный Петух" пожирает природу-
Исчезнет навеки былая краса!»
Мне хочется крикнуть: «Опомнитесь, люди,
Страдает планета Земля
Она - наша мать, детей своих любит.
Не причиняйте ей зла!»
Из всех собранных стихотворений больше всего о школе. Среди них есть те, которые посвящались праздничным и юбилейным датам. Есть строки, адресованные выпускникам, коллегам-учителям. Много стихов было написано для художественной самодеятельности и сатирических газет.
За годы работы Галина Ивановна дала знания многим поколениям учеников, для некоторых была классным руководителем. На память одному из своих выпусков она подарила такие строки:
Вы прощаетесь со школой
Да и с детством навсегда.
Хоть звенит звонок веселый,
Но грустит он иногда.
Сатирическими стихотворениями представлены на страницах школьных стенгазет, «молний» и «колючек» выявленные комиссией Учкома ученические проблемы:
Оказалось, у Андрея
Нет учебников в портфеле.
Нет тетрадей, словарей –
Потерял их наш Андрей!
И сидит он на уроках.
Забавляется, чем может.
Поглядит в окно –
Сорока развлечёт его, быть может? ...
И призыв к порядку:
Надо, надо вам, ребятки,
Содержать портфель в порядке.
Ведь портфель не для блинов,
Колбасы и пирогов,
А для книжек и тетрадок,
Дневников, карандашей.
Наведите - ка порядок,
Научите малышей!
В 2008 году Устьпёрской школе исполнилось 40 лет. На празднике, посвяшенном этому юбилейному событию, была исполнена песня на стихи Галины Ивановны, из которой все ученики и гости узнали,что
Каждый пятый в Усть-Пере –
Выпускник нашей школы.
Хочешь верь, хочешь нет – это так!
И врачи и юристы,
Продавцы, машинисты
Помнят школу свою – это факт
А такими песенными строками участники представляли свою команду на турслете:
Где течёт река Юхтинка
Собрался районный слёт.
Из Усть - Пёры «Бригантина»
Вам привет туристский шлёт.
И вновь с командой соперников
Сильных, уверенных
Встретились мы через год.
Кто победит в этот раз,
Будет видно со временем -
Чётко жюри счёт ведёт.
А вот реклама моркови на Празднике урожая -2002 :
Витаминами богата,
И на вкус сладка, сочна
И прической кудревата,
И фигуркою стройна.
Почти четверть века Галина Ивановна проработала директором школы. Быть руководителем - это не так просто, ведь приходилось решать много проблем, и порой не хватает времени на любимые занятия.
Жаль в сутках лишь двадцать четыре
Астрономических часа!
А было б больше – можно в мире
Творить такие чудеса! –
Ходить в кино, читать газеты,
Вязать перчатки и жилеты…
Да все это мечты. А наяву –
С «вечерниками» рандеву,
Тетради, планы и доклады,
Еще урок открытый надо,
И классный час, и сбор, и вечер,
С родителями Бори встреча…
Но я об этом не жалею,
Не стану на судьбу роптать.
Коль я учитель, то не смею
О тихой жизни и мечтать.
А вот, что снится женщине-директору школы, года ей много приходится думать о капитальном ремонте:
На - днях беда у нас случилась:
Стена от школы отвалилась.
Я на развалины гляжу,
О смете на ремонт тужу...
И вдруг подходит Представитель
(не помню, в звании каком):
«Галин Ивановна, взгляните! »-
И указал мне вдаль перстом.
Я глянула и обомлела:
Там, на пригорке средь берёз
Школа - красавица белела,
Пред нею клумба вся из роз.
Спорткомплекс рядом,
А на нём детишки бегают с мячом.
Эти строки были написаны в 1984 году, а через четыре года Галина Ивановна действительно стала хозяйкой новой построенной школы. И всегда она была не просто директором, а душой коллектива. По различным поводам посвящала стихотворные строчки своим коллегам.
Много лет отдано школе, лет, наполненных радостями и переживаниями, достижениями и проблемами. Но уверенность в том, что профессия учителя самая лучшая, и она достойна гордости звучит в стихах:
Учитель... Мне это слово
Дорого с детских лет.
Я вспоминаю снова и снова
Скромный осенний букет.
Первый букет, что под звуки вальса
Я подарила Ей,
Женщине строгой и седовласой-
Первой учительнице своей.
Знала ли я, что спустя много лет,
Буду учить ребятишек
И получу не один «букет»
Девчонок и шустрых мальчишек?
Что будет звучать каждый раз школьный вальс
В первый сентябрьский день,
А те, кто когда - то учились у нас,
Детей приведут к нам теперь.
Что будут радости. А неудачи –
Порою такие, хоть плачь! ...
Но я не свернула с трудных дорог.
Горжусь тем, что я — педагог.
2. Написание биографической статьи.
Затем я приступила к написанию биографической статьи. Многое о жизни Галины Ивановны мне было известно. Дополнить мне помогли фотографии семейных альбомов и материалы школьной краеведческой комнаты: статьи газет, записи рассказов учителей и учеников.
Галина Ивановна родилась 13 февраля 1943 года в селе Ромны Советского района Амурской области. Осенью 1947 года семья переехала в Черновку, затем в город Свободный, где 1 сентября 1951 года маленькая Галя пошла в первый класс школы № 16. В 1960 году после окончания 10 класса выбрала профессию доктора, но при поступлении в институт не прошла по конкурсу. Да и выбор этот был случайный, просто перед выпускными экзаменами девушка прочитала книгу о докторе-патриоте, которая произвела на нее сильное впечатление. Давней же мечтой Галины Ивановны была мечта стать учителем. Но прежде, чем ей суждено было сбыться, Галине Ивановне пришлось поработать продавцом в гастрономе города Свободного, куда она была направлена по путевке Горкома комсомола. Но эта работа была ей не по душе, и в августе 1961 года Галина Ивановна обратилась в Свободненский районный отдел народного образования с просьбой направить в сельскую школу учительницей или вожатой. Просьбу удовлетворили, и она стала работать в Черниговской школе учителем начальных классов, английского языка и вожатой. Потом закончила педагогический институт (в 1966 году), работала в Загорненской школе, а с 1968 года работает в Джалуньской (Устьперской) школе. Сначала была завучем, а с 1974 по 1998 год директором. За эти годы школа стала ее родным домом, а коллектив – дружной семьей. Галина Ивановна известна всем, как опытный руководитель, мастер своего дела. Она всегда требовательна к себе. К коллегам по работе, к ученикам. Энергичная, трудолюбивая, она никогда не думает о славе, а просто работает с душой. За заслуги в обучении и воспитании учащихся, за многолетний труд Галина Ивановна награждена почетными грамотами, значками «Отличник народного образования», «Отличник просвещения», имеет звание «Заслуженный учитель».
Все эти факты из жизни Галины Ивановны рассказывают о ней как об учителе. А о том, как она стала писать стихи, мне ничего не было известно, и я решила взять у нее интервью. Вот, что я узнала.
М.: Когда были написаны первые стихи?
Б.: Я не совсем уверена, что это можно назвать стихами. Но говорить и писать в рифму я стала уже в начальной школе.
М.: Что подтолкнуло к этому?
Б.: Однажды моя учительница поручила мне выпустить классную стенгазету «Колючка», в которой мы критиковали плохие поступки одноклассников. Я решила, что сатирические частушки больше подойдут, и решила попробовать сочинять, переделав знакомые. Получилось неплохо.
А позже, почему-то по просьбе моей младшей сестры, написала четверостишие о Кубе и помню его до сих пор:
«Там, где пальмы дивные растут,
Кауто несет спокойно воды,
Люди свое счастье берегут,
Завоеванное в битвах за свободу».
М.: Когда и почему было написано стихотворение «Витин сон»?
Б.: О, это длинная история. Я начала работать учительницей после окончания десятого класса в Черниговской школе. В моем классе был неисправимый двоечник. Вот о нем я и написала несколько четверостиший. А закончила его лет пятнадцать спустя, когда уже работала в Устьперской школе. Оказалось такие Вити есть везде и во все времена.
М.: Можно ли научиться писать стихи?
Б.: Можно научиться рифмовать слова. (Ты должна помнить, как мы с тобой это делали). Существуют специальные размеры стиха (ямб, хорей и т.д.), стили. Этому можно теоретически научиться. Но главное, нужно передать свое отношение к тому, о чем ты хочешь сказать, выразив свои чувства стихами.
М.: Кто любимый поэт? Любимое произведение?
Б.: В юности я очень любила читать и слушать стихи Сергея Есенина. Может быть, это потому, что мой отец многие из них читал наизусть и исполнял переложенные на музыку стихи. В студенческие годы мы все увлекались поэзией и посещали литературные вечера. Читали стихи наших современников: Роберта Рождественского, Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского и других. «Реквием» Роберта Рождественского до сих пор читаю с болью в душе и знаю его наизусть. Люблю стихи Тютчева, Твардовского.
М.: В какие годы было написано больше всего стихов?
Б.: В восьмидесятые. И посвящала я их, в основном, своим коллегам, ученикам. Поздравляла своих родных и друзей стихами. Это сейчас можно для любого случая найти в магазинах открытки с готовыми пожеланиями. Но мне кажется, что тобою написанное гораздо дороже и важнее для того, кому посвящаешь пожелания. И не обязательно стихами можно выразить свои чувства!
3.Оформление поэтического сборника.
Когда был готов весь собранный и отпечатанный материал, я приступила к оформлению поэтического сборника. Подобрала иллюстрации для титульного листа и каждого раздела, рамочки для страниц. На первых страницах поместила биографическую статью и интервью, а далее распределила стихотворения в каждом разделе по годам..
IY.РЕЗУЛЬТАТЫ
Главным итогом моей работы стало оформление сборника стихотворений Лаптевой Галины Ивановны, который я хочу подарить ей. Кроме того, можно считать результатами:
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Рисуем акварельное мороженое
Акварельные гвоздики
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Юрий Алексеевич Гагарин