Значение Русской Православной Церкви в истории России и моей семьи
Вложение | Размер |
---|---|
n.r.goshunovich.docx | 43.93 КБ |
Управление образования администрации города Невинномысска
МБУ «Центр развития образования» города Невинномысска
XXII городская научно-практическая конференция школьников
Секция: Краеведение
Научно-исследовательская работа
Значение Русской Православной Церкви в истории России и моей семьи
Автор работы: Гошунович Валерия,
8 класс, МБОУ СОШ №20
Место выполнения работы:
г.Невинномысск, ул. Калинина 159а
Руководитель: Фомина Лариса Владимировна,
учитель истории МБОУ СО №20
Невинномысск, 2023 год
План
Введение…………………………………………………………………………………..3
Заключение………………………………………………………………………………..12
Список литературы……………………………………………………………………….13
Введение
Проблемы религии всегда волновали человечество. На фоне глубоких перемен в экономической, политической и духовной сферах жизни общества интерес к религии резко возрос.
Так распорядилась история, что православная вера играла главную роль на всех этапах Российского государства и именно она определила основные моральные и нравственные нормы поведения русского человека, способствовала просвещению Руси.
Тема. Выбор темы исследовательской работы «Значение Русской Православной Церкви в истории России и моей семьи» непосредственно связан с моим личным интересом к истории страны и православной культуре.
Актуальность. В последнее время довольно остро поставлен вопрос о формировании у подрастающего поколения чувства любви к своей Родине, понимания православных истоков русской государственности, нравственности, духовности и культуры. И изучение истории православия и истории церковно-приходских школ, особенно на примере родного села, поможет в этом.
Обзор литературы. В процессе работы над данным исследованием было рассмотрено большое количество источников посвящённых русской православной церкви и её влиянию на общество. Некоторые были использованы при написании работы. Среди них следует отметить: Игумен Георгий (Шестун) Православная школа. – М.: Издательство «Воскресная школа», Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2004-368 с., Каутский К. Происхождение христианства: Пер. с нем. – М.: Политиздат, 1990-463 с.,Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. - М.: Политиздат, 1987-336 с.
Цель. На основе подбора, систематизации и обобщения имеющихся источников проанализировать роль церкви в истории нашей страны
Задачи:
Методы работы. Проведение учебно-исследовательской деятельности, связанной с подбором и анализом исторических источников, обобщением, систематизацией и анализом собранного материала:
-интервьюирование;
-опрос своей семьи;
-работа в краеведческом музее;
-работа с архивными документами;
-изучение литературы, связанной с темой работы.
Гипотеза моего исследования: православная церковь играла и играет большую роль в истории Русского государства
Объект исследования – история православной церкви и православных храмов города Невинномысска..
Предмет исследования – роль православной церкви в истории страны.
I. История Русской Православной Церкви
Начавшемуся в IX в. распространению христианства на Руси способствовало ее соседство с могучей христианской державой - Византийской империей. Юг Руси был освящен деятельностью святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, просветителей славян. В 954 году приняла крещение княгиня Киевская Ольга. Все это подготовило величайшие события в истории русского народа - крещение князя Владимира и в 988 году Крещение Руси.
Русская Церковь в домонгольский период своей истории была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Возглавлявший Церковь митрополит назначался Константинопольским Патриархом из греков, но в 1051 году на первосвятительский престол был впервые поставлен русский митрополит Иларион, образованнейший человек своего времени, замечательный церковный писатель.
С X века строятся величественные храмы. С XI века на Руси начинают развиваться монастыри. В 1051 году преподобный Антоний Печерский принес на Русь традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший центром религиозной жизни Древней Руси. Роль монастырей на Руси была громадна. И главная их заслуга перед русским народом - не говоря об их чисто духовной роли - в том, что они были крупнейшими центрами образованности. В монастырях, в частности, велись летописи, донесшие до наших дней сведения о всех знаменательных событиях в истории русского народа. В монастырях процветали иконопись и искусство книжного писания, выполнялись переводы на русский язык богословских, исторических и литературных произведений. Широкая благотворительная деятельность монашеских обителей способствовала воспитанию в народе духа милосердия и сострадательности.
В XII веке, в период феодальной раздробленности, Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства русского народа, противодействовавшей центробежным устремлениям и междоусобицам князей. Татаро-монгольское нашествие - величайшее бедствие, постигшее Русь в XIII веке, - не сломило Русской Церкви. Она сохранилась как реальная сила и была утешительницей народа в этом трудном испытании. Духовно, материально и морально она способствовала воссозданию политического единства Руси - залога будущей победы над поработителями.
Объединение разрозненных русских княжеств вокруг Москвы началось в XIV веке. И Русская Церковь продолжала играть важную роль в деле возрождения единой Руси. Выдающиеся русские святители были духовными руководителями и помощниками московских князей. Святитель Митрополит Алексий (1354-1378) воспитал святого благоверного князя Димитрия Донского. Он, как позднее и святитель митрополит Иона Московский (1448-1471), силою своего авторитета помогал московскому князю в прекращении феодальных смут и сохранении государственного единства. Великий подвижник Церкви русской преподобный Сергий Радонежский благословил Димитрия Донского на величайший ратный подвиг - Куликовскую битву, послужившую началом освобождения Руси от монгольского ига.
Сохранению национального самосознания и культуры русского народа немало содействовали в тяжелые годы татаро-монгольского ига и западных влияний монастыри. В XIII веке было положено начало Почаевской Лавре. Эта обитель и ее игумен преподобный Иов многое сделали для утверждения Православия в западнорусских землях. Всего с XIV до половины XV века на Руси было основано до 180 новых монашеских обителей. Крупнейшим событием в истории древнерусского монашества было основание преподобным Сергием Радонежским Троице-Сергиева монастыря (около 1334 года). Здесь, в этой прославленной впоследствии обители, расцвел дивный талант иконописца преподобного Андрея Рублева.
Освобождаясь от захватчиков, Русское государство набирало силу, а с ним росла и сила Русской Православной Церкви. В 1448 году, незадолго до падения Византийской империи, Русская Церковь стала независимой от Константинопольского Патриархата. Митрополит Иона, поставленный Собором русских епископов в 1448 году, получил титул Митрополита Московского и всея Руси.
В дальнейшем возрастающая мощь Русского государства содействовала и росту авторитета Автокефальной Русской Церкви. В 1589 году московский митрополит Иов стал первым русским Патриархом. Восточные патриархи признали за русским Патриархом пятое по чести место.
XVII век начинался для России тяжело. С запада на Русскую Землю вторглись польско-шведские интервенты. В это время смут Русская Церковь, как и прежде, с честью выполнила свой патриотический долг перед народом. Горячий патриот Патриарх Ермоген (1606-1612), замученный интервентами, был духовным вождем ополчения Минина и Пожарского. В летопись истории Русского государства и Русской Церкви навсегда вписана героическая оборона Троице-Сергиевой Лавры от шведов и поляков в 1608-1610 годах.
В период, последовавший за изгнанием из России интервентов, Русская Церковь занималась одной из очень важных внутренних своих проблем - исправлением богослужебных книг и обрядов. Большая заслуга в этом принадлежала Патриарху Никону. Вместе с тем недостатки в подготовке реформы и насильственное насаждение ее нанесло Русской Церкви тяжелейшую рану, последствия которой не преодолены и по сей день, - раскол старообрядчества.
Начало XVIII века ознаменовалось для России радикальными реформами Петра I. Реформа коснулась и Русской Церкви: после кончины в 1700 году Патриарха Адриана Петр I задержал выборы нового Предстоятеля Церкви, а в 1721 году учредил коллегиальное высшее церковное управление в лице Святейшего Правительствующего Синода, который оставался высшим церковным органом в течение почти двухсот лет. Члены Святейшего Синода назначались императором, управляли Синодом светские государственные чиновники - обер-прокуроры. Превращение в государственное учреждение и лишение самостоятельности самым пагубным образом сказались на состоянии Русской Церкви.
В Синодальный период своей истории (1721-1917 годы) Русская Церковь особое внимание уделяла развитию духовного просвещения и миссионерству на окраинах страны.
XIX век дал великие образцы русской святости: выдающихся иерархов митрополитов Московских Филарета и Иннокентия, преподобного Серафима Саровского, старцев Оптиной и Глинской пустынь.
В начале XX века началась подготовка к созыву Всероссийского Церковного Собора. Созван был Собор только после Февральской революции - в 1917 году. Крупнейшим его деянием было восстановление Патриаршего управления Русской Церковью. Митрополит Московский Тихон был избран на этом Соборе Патриархом Московским и всея Руси (1917-1925).
Святитель Тихон прилагал все усилия, чтобы успокоить разрушительные страсти, раздутые революцией. В Послании Священного Собора от 11 ноября 1917 года говорилось: "Вместо обещанного лжеучителями нового общественного строения - кровавая распря строителей, вместо мира и братства народов - смешение языков и ожесточенная ненависть братьев. Люди, забывшие Бога, как голодные волки бросаются друг на друга... Оставьте безумную и нечестивую мечту лжеучителей, призывающих осуществить всемирное братство путем всемирного междоусобия! Вернитесь на путь Христов!"
Для большевиков, пришедших к власти в 1917 году, Русская Православная Церковь априори была идеологическим противником. Именно поэтому многие епископы, тысячи священников, монахов, монахинь и мирян были подвергнуты репрессиям вплоть до расстрела и потрясающих своей жестокостью убийств.
Когда в 1921-22 годах советское правительство потребовало выдачи ценных священных предметов, дело дошло до рокового конфликта между Церковью и новой властью, решившей использовать ситуацию для полного и окончательного уничтожения Церкви.
В мае 1922 г. Патриарх Тихон (Белавин) был арестован и под контролем власти возник т.н. "обновленческий раскол", провозгласивший полную солидарность с целями революции. В раскол ушла значительная часть духовенства, однако массовой поддержки в народе он не получил. В июне 1924 г. Патриарх был освобожден и обновленческое движение пошло на убыль.
Еще до своего ареста Патриарх Тихон подчинил все зарубежные русские приходы митрополиту Евлогию (Георгиевскому) и объявил недействительными решения т.н. "Карловацкого Собора", создавшего собственное Церковное Управление. Непризнание этого Указа Патриарха положило начало самостоятельной "Русской Православной Церкви зарубежом" (РПЦЗ).
После смерти Патриарха Тихона развернулась сложная, направляемая властью, борьба за иерархическое руководство Церковью. В конечном счете во главе церковного управления встал митрополит Сергий (Страгородский). Обязательства перед властью, которые он был вынужден при этом принять, вызвали протест некоторой части духовенства и народа, ушедших в т.н. "правый раскол" и создавших "катакомбную церковь".
К началу Второй мировой войны церковная структура по всей стране была почти полностью ликвидирована. На свободе осталось лишь несколько епископов, которые могли исполнять свои обязанности. Во всем Советском Союзе было открыто для богослужений лишь несколько сотен храмов. Большая часть духовенства находилась в лагерях, где многие были убиты или пропали без вести.
Катастрофический для страны ход боевых действий в начале II Мировой войны заставил Сталина мобилизовать для обороны все национальные резервы, в том числе Русскую Православную Церковь в качестве народной моральной силы. Для богослужений открылись храмы. Священнослужители, включая епископов, были выпущены из лагерей. Русская Церковь не ограничилась только духовной поддержкой дела защиты находящегося в опасности Отечества - она оказала и материальную помощь, вплоть до обмундирования для армии, финансирования танковой колонны имени Димитрия Донского и эскадрильи имени Александра Невского.
Кульминацией этого процесса, который можно охарактеризовать как сближение государства и Церкви в "патриотическом единении", был прием Сталиным 4 сентября 1943 года Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича).
На Соборе епископов 1943 г. митр. Сергий был избран Патриархом, а на Поместном Соборе 1945 г.- митр.Алексий. После этого большая часть т.н. "катакомбной церкви" по призыву еп. Афанасия (Сахарова), которого многие катакомбники считали своим духовным лидером, воссоединилась с Московской Патриархией.
С этого исторического момента начался короткий период "потепления" в отношениях Церкви с государством, однако Церковь непрестанно пребывала под государственным контролем, и любые попытки расширения ее деятельности вне стен храма встречали непреклонный отпор, включая административные санкции.
В 1948 в Москве было созвано масштабное Всеправославное совещание, после чего Русская Церковь была привлечена к активному участию в развернутому по инициативе Сталина международному движению "борьбы за мир и разоружение".
Трудным стало положение Русской Православной Церкви в конце так называемой "хрущевской оттепели", когда в угоду идеологическим установкам были закрыты тысячи церквей на всей территории Советского Союза. В "брежневский" период активное гонение на Церковь прекратилось, но никакого улучшения отношений с государством также не имело места. Церковь оставалась под жестким контролем власти и верующие рассматривались как "граждане второго сорта".
Празднование Тысячелетия Крещения Руси в 1988 году ознаменовало закат государственно-атеистической системы, придало положительный импульс церковно-государственным отношениям, заставило власть предержащих начать диалог с Церковью и выстраивать взаимоотношения с нею на принципах признания ее огромной исторической роли в судьбе Отечества и ее вклада в формирование нравственных устоев нации.
Однако последствия гонений оказались весьма и весьма тяжкими. Предстояло не только восстановить из руин тысячи храмов и сотни монастырей, но и возродить традиции образовательного, просветительного, благотворительного, миссионерского, церковно-общественного служения.
Возглавить церковное возрождение в этих непростых условиях было суждено митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию, который был избран Поместным Собором Русской Православной Церкви на овдовевшую после кончины Святейшего Патриарха Пимена Первосвятительскую кафедру. 10 июня 1990 года состоялась интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
II.Православные храмы города Невинномысска
2.1. История создания первого храма в Невинномысске
Небольшая церковь, судя по всему разборная, появилась еще в Невинномысской крепости, первое упоминание о ней относится к 1803 году. А в 1834 году «тщанием прихожан» был построен небольшой постоянный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Он имел каменный фундамент, но о внешнем виде церкви, внутреннем убранстве судить сложно — никаких архивных данных не сохранилось. В 1871 году храм сгорел, вскоре был выстроен новый. Интересно, что условия жизни семьи священника тогда почти не отличались от тех, в которых жили простые казаки. Например, в хате зимой, в холода, приходилось размещать живность, которая летом обитала в дворовых постройках: телят, ягнят, поросят, птицу, чтоб не замерзли. Убранство жилища духовного лица было самое простое.
Шли годы, росла казачья станица, славящаяся кустарными производствами и ярмарками. Постепенно менял свой облик и храм, он расширялся, богаче стало внутреннее убранство. Церковь становилась не только духовным, но и культурным, образовательным центром. Один только пример: судя по сохранившимся сборникам церковных песнопений тех лет, уровень подготовки певчих был не ниже современных профессиональных певцов! В церковно-приходской же школе получали образование юные станичники. А затем было революционное лихолетье, национализация церковных строений, земельного надела.
В 1934 году Покровскую церковь разрушили… Но уже менее чем через полтора года верующие приобрели дом, ставший молельным. И только в 1988 году началось возведение нынешнего Покровского храма. Окончательно постройка была завершена в 1998 году. Сегодня собор Покрова Пресвятой Богородицы (достоинство собора храм получил девять лет назад) является украшением Невинномысска.
2.2. История строительства храма Петра и Февронии
Храм в котором служит мой папа на данный момент, находится неподалеку от 20 школы. В 2018 году папу перевели из храма Серафима Саровского в ныне действующий храм. От предыдущего священника остался только фундамент будущего храма. Служил папа в обычном строительном вагончике. Там сделали маленький алтарь, освятили и по март 2020 года все богослужения осуществлялись там. Сейчас же данный вагончик стоит на территории храма. Места было мало, но так как это считалось обычным храмом, службы проходили там, и в холод, и в жару, и днем, и ночью. Естественно все православные люди не помещались в нем и поэтому от жары спасались маленьким навесом, а от холода теплой одеждой. Так как спонсоров у храма не было, в 2018 году была составлена модель будущего храма из сруба. И в том же году был объявлен сбор на сруб и обстройку самого храма.
С уже сложившейся в предыдущем храме общиной понемногу началось строительство. Храм строили с нуля не только рабочие, но и неравнодушные прихожане храма. Строился храм всего лишь два года, но это время длилось неимоверно долго. И вот в марте 2020 года, на праздник Пасхи, в ночь, была проведена первая служба.
На сегодняшний день службы проводятся каждый понедельник, четверг, пятницу, субботу, воскресенье. По сей день, стройка храма продолжается и на данный момент строится здание, в котором будет свечная лавка, столовая и воскресная школа.
III. История моей семьи
По папиной линии мой папа стал первым священником. Его мама была учителем биологии, а папа работал в милиции. Бабушка Аня (мама) однажды сказала ему, чтобы он стал священником. И исполнив сыновье послушание, он пошел учиться в семинарию. Во время учёбы в семинарии он познакомился и женился на моей маме, дочери протоиерея. Так как в РПЦ сан священника даётся только после вступления в брак, то после свадьбы его рукоположили в дьяконы, а по истечении сорокоуста его рукоположили в священники и дали указ окормлять приход храма Казанской иконы Божьей Матери в село Алексеевское Благодарненского района, рядом с родным городом папы города Благодарного.
Мама воспитывалась в семье, которая была связана с духовенством. Каждый 2 родственник является священником или каждая 2 родственница вышла замуж за священника. Начиная с папы протоиерея Иоанна, двух дядь священников, мужей тёть и заканчивая маминым мужем. В семье мамы всегда были многодетные дети. В семье маминого папы 13 детей и все дожили до взрослого возраста, у всех многодетные семьи. А мамина мама и семьи 6 детей, где тоже многодетные и все замужем за священником или сами являются священником. И все связаны с церковью.
Заключение
Русская Православная церковь всегда занимала важную позицию в жизнедеятельности государства. Не малую роль Церковь сыграла в становлении Российской державы. История России знает примеры, когда государством фактически правила Церковь. Так в годы царствования Михаила Романова важную государственную роль играл его отец патриарх Филарет. Так же при правлении Алексея Михайловича государственные вопросы решал Никон. При церквях, храмах открывались первые школы, переписывались фолианты и создавались хранилища книг. Иконописцы в стенах монастырей писали иконы.
Православная церковь - это духовность, нравственность русского народа. В самые тяжелые времена священнослужители вдохновляли и поднимали русский народ на борьбу с врагом. Религия в России всегда была стержнем государственности, церковь участвовала во всех сферах жизни: политической, экономической, социальной. Советское время стало периодом кризиса религии в нашей стране. В современной ситуации сама страна оказалась ввергнута в сильнейший моральный, идеологический, культурный кризис. Общество поражено сегодня разного рода бедами, именно это толкает значительную часть российского населения искать духовного убежища в религии. Возрождение религии происходит не только стихийно, но и благодаря усилиям нынешнего государства и религиозных организаций.
В современных условиях требуется поиск новых подходов, которые позволили бы российскому обществу внутри страны и за рубежом использовать свои духовные устремления и приспосабливать их к современной жизни. В связи с этим, несомненное значение имеет изучение истории религий, в данном случае истории православия в России.
Среди живописных уголков России есть много мест дорогих и близких сердцу русского человека, и каждое из них имеет свою историю, свои духовные истоки. Именно к одному из таких мест можно отнести храм Петра и Февронии в моем родном городе Невинномысске, где настоятелем служим мой отец Гошунович Алексей Владимирович. Отец Алексей проводит лекции и семинары в различных учебных заведениях, неоднократно приходил в нашу школу.
Я надеюсь на то, что в моем городе будет больше людей, умеющих раскаиваться в своих грехах, совершать добрые дела, людей с чистой душой и сердцем.
Список литературы
Игумен Георгий (Шестун) Православная школа. – М.: Издательство «Воскресная школа», Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2004-368 с.,
Каутский К. Происхождение христианства: Пер. с нем. – М.: Политиздат, 1990-463 с.,
Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. - М.: Политиздат, 1987-336 с.
Хитрый коврик
Ах эта снежная зима
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Ледяная внучка
Большое - маленькое