В данном проекте исследованы левополушарные и правополушарные типы людей. Проанализированы успеваемость, интересы, качество почерка и рисунка исследуемых обучающихся. Проведены социологические опросы и практическое тестирование. Выявлено количество "мыслителей", "художников" и равнополушарных. Изучена роль полушарий головного мозга в балетном искусстве. Представлены полезные рекомендации ученых для тренировки межполушарных связей головного мозга, способствующих успешной учебе и дальнейшей карьере.
Вложение | Размер |
---|---|
Левополушарные и правополушарные типы людей | 64.64 КБ |
Министерство культуры Республики Бурятия
ГАПОУ РБ «Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева»
Исследовательский проект по биологии:
«ОСОБЕННОСТИ ЛЕВОПОЛУШАРНЫХ И ПРАВОПОЛУШАРНЫХ ТИПОВ ЛЮДЕЙ»
Выполнила: Кузнецова Вероника,
уч-ся 5/9 класс
Научный руководитель: Цыбикова Н.Л.,
преподаватель биологии
г. Улан-Удэ,
2024 год
Особенности левополушарных и правополушарных типов людей
План работы:
1. «Художник» и «мыслитель».
2. Исследование левополушарных и правополушарных типов людей
3. Важности развития межполушарной связи
4. Роль полушарий в балетном искусстве
5. Заключение
6. Список литературы
7. Приложения
В исследовательском проекте по биологии «Левополушарные и правополушарные типы людей» была поставлена и достигнута цель – исследование левополушарных и правополушарных типов людей.
Я, Кузнецова Вероника Руслановна, автор исследовательской работы по биологии «Левополушарные и правополушарные типы людей» изучила теоретическую основу вопроса, провела исследование среди обучающихся колледжа.
Актуальность: Однажды я заметила, что девочка из другого класса пишет и рисует левой рукой. Поинтересовавшись у нее об этом, я спросила – какое направление у нее доминантное в балете (вправо или влево), на что она мне ответила – влево. Тогда я задумалась, отличается ли она от нас, праворуких. Я решила этот вопрос исследовать. В ходе изучения литературы по этому вопросу, я узнала, что во всём «виноваты» полушария головного мозга.
Проблема: как полушария головного мозга влияют на индивидуальность человека?
Гипотеза: в зависимости от преобладающей функции того или иного полушария каждый человек имеет свою индивидуальную особенность.
Цель работы: исследование левополушарных и правополушарных типов людей.
Задачи:
Методы проведения исследования:
Практическая значимость моей работы заключается в том, что результаты данной работы могут быть использованы на классных часах и родительских собраниях, а также на уроках биологии.
Человеческий мозг состоит из двух полушарий: левого и правого. Каждое полушарие головного мозга регулирует противоположную половину тела. Так за праворукость «отвечает» левое полушарие, а за леворукость – правое полушарие.
Оба полушария взаимосвязаны и работают слаженно, одновременно. Но при этом каждое полушарие выполняет определенную психическую функцию: левое полушарие отвечает за логическое мышление, а правое полушарие – за образное мышление.
Русский физиолог Иван Петрович Павлов выделил два основных типа деятельности головного мозга - художественный (доминирует правое полушарие головного мозга) и мыслительный (доминирует левое полушарие головного мозга). Художники захватывают действительность целиком, без всякого дробления. Мыслители именно дробят ее, делают из нее какой-то временный скелет, и затем только постепенно, как бы снова собирают ее части.
Правое полушарие дает нам возможность мечтать, фантазировать, сочинять различные истории, а также отвечает за способности к музыке и изобразительному искусству.
Обычно какое-то из полушарий у человека является доминирующим, что отражается на индивидуальных свойствах личности. Например, левополушарных людей больше тянет в науку, а правополушарных – в искусство.
И меня заинтересовал вопрос: сколько же среди моих знакомых «художников» и «мыслителей», и чем они увлекаются.
Объектами исследования были учащиеся 5/9, 4/8 и 3/7 классов. На первом этапе мною был составлен опросник, выявляющий, чем они любят заниматься, их хобби, какие школы дополнительного образования они посещали или посещают до сих пор. (Приложение 1)
На втором этапе эксперимента мною было проведено индивидуальное тестирование опрашиваемых на доминирующую руку и более удобное направление сторон в балете.
На третьем этапе эксперимента мною было проведено индивидуальное тестирование опрашиваемых на доминирующее полушарие головного мозга. Для этого я использовала тест нейропсихолога Александра Романовича Лурия. (Приложение 2)
Все опрашиваемые распределились на три группы:
И получилось, что независимо от того, какой рукой пишет или рисует человек, у него развито то или иное полушарие, или оба. То есть у праворукого человека не всегда доминирует левое полушарие, как это выходило из теории, у него может доминировать и правое или два полушария равномерно функционируют.
Именно эту особенность я и стала исследовать. И получилось, что правополушарные люди не посещали научных кружков, а больше склонялись к искусству, что им и свойственно по теории. А вот большинство опрошенных левополушарных, более склонны к логическому мышлению, нежели к образному. Равнополушарных людей в моем исследовании выявилось немного, но их интересы были полностью смешаны, т.е. их интересовали обе сферы деятельности одинаково.
Отсюда же исходит вопрос, как добиться одинаковой работы обоих полушарий?
Важности развития межполушарной связи
Маленький ребенок равномерно пользуется возможностями, которые заложены у него изначально в разных полушариях. Однако в процессе его развития и обучения одно из полушарий начинает развиваться более активно. Например, в математических школах мало времени уделяется творчеству, а в художественных и музыкальных школах у детей почти не развивают логическое мышление.
Для успешной и активной жизни нужна слаженная работа обоих полушарий мозга. Это своеобразный ключик, позволяющий открыть дверцу, за которой спрятаны огромные потенциальные возможности человека.
Существуют специальные упражнения, направленные на развитие межполушарной связи. Программа «Гимнастика Мозга» была разработана в 1970-х годах американским доктором Полом Деннисоном в Центре группового учения для неуспевающих детей. За год обучения успеваемость детей повышалась в два раза. (Приложение 3)
Мы можем самостоятельно тренировать оба полушария мозга. Так, Леонардо да Винчи, регулярно тренировался и в совершенстве владел как правой рукой, так и левой. Он был не только творческим человеком, но и аналитиком, у которого было отлично развито логическое мышление, причем в абсолютно разных сферах деятельности.
Роль полушарий в балетном искусстве
Балет – это прекрасное искусство, которому обучаются творческие личности. За творческую деятельность, как мы выяснили из вышесказанного, отвечает правое полушарие головного мозга. Делая выводы из своей работы, я решила разобраться в вопросе – неужели все успешные артисты балета являются правополушарными людьми?
Изучив биографические данные и карьерный успех известных балерин, таких как – Светлана Захарова, Евгения Образцова, Диана Вишнева, Ульяна Лопаткина, я сделала вывод, что у артисток развиты оба полушария головного мозга одинаково. Развитие обоих полушарий головного мозга в балете действительно считается огромным преимуществом артистов. Как минимум потому, что у таких людей очень хорошо развита координация и они могут быстро схватывать и переваривать всю информацию, выливая ее сразу в танец. А также, у успешных артистов, должны быть развиты оба направления движений – движения влево, движения вправо, такими движениями могут быть, к примеру, вращения.
Таким образом, можно сделать вывод, что у успешных артистов балета должны быть развиты оба полушария одинаково, несмотря на то, что артисты балеты – это деятели искусства, у них должно быть хорошо развитое логическое мышление для быстрого координирования движений.
В начале исследования меня интересовал вопрос, чем леворукая девочка отличается от остальных праворуких ребят. Узнав, что ведущей рукой управляет противоположное полушарие головного мозга, которое, в свою очередь, может быть доминирующим и влияющим на формирование индивидуальной особенности того или иного человека, я стала выявлять среди своих знакомых «художников» и «мыслителей», а также сделала выводы для своей профессиональной сферы деятельности и поняла, что в балете важно развитие обоих полушарий головного мозга. В ходе практического исследования мною были получены данные о том, что все праворукие и леворукие отличаются друг от друга. Среди них есть правополушарные, левополушарные и равнополушарные. И им свойственны разные увлечения.
Практическая значимость моей исследовательской работы и проекта по биологии на тему "Особенности левополушарных и правополушарных типов людей" заключается в том, что в процессе изучения литературы по теме исследования, я нашла полезные рекомендации ученых, как тренировать мозг для развития межполушарной связи, способствующей успешной учебе. А практическое исследование показало, что этому способствуют занятия спортом, музыкой и стихотворство. Полученные данные подтвердили и то, что у равнополушарных людей высокий потенциал для развития карьеры. А также конкретная информация о доминирующем полушарии у моих одноклассников и знакомых поможет каждому из них использовать ее себе во благо не только в личной жизни, а также в профессиональном опыте.
Замок | Поместите руки перед собой и переплетите пальцы. Посмотрите, какой из двух больших пальцев оказался сверху - правый или левый. Зафиксировать результат. | Л / П |
Прицел | Сложите указательные пальцы рук перед открытыми глазами так, словно вы прицеливаетесь из ружья, при этом поймайте и зафиксируйте глазами точку, в которую вы стреляете (не закрывайте глаза). Итак, сложите пальцы рук в ствол ружья и прицельтесь в точку. Начали. А сейчас закройте сначала один, а затем другой глаз. Посмотрите, в каком из этих двух случаев точка прицела сместится. Если точка сместилась при закрытом правом глазе, то тип вашей реакции - правый, если точка сместилась при закрытии левого глаза - тип реакции левый. Зафиксировать результат. | Л / П |
Поза Наполеона | Скрестить руки на груди перед собой и посмотреть, какая рука окажется сверху. Зафиксировать результат. | Л / П |
Аплодисменты | Немного поаплодировать в ладоши. А сейчас обратите внимание, какая рука при аплодировании у вас оказывается сверху - правая или левая. Зафиксировать результат | Л / П |
Телефон | Вам позвонили. Приложите телефон к уху. Обратить внимание, к какому уху приложена трубка. Зафиксировать результат | Л / П |
Обработка результатов. По наибольшему количеству баллов «П» или «Л» делается вывод о доминировании одного из полушарий головного мозга.
1. «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе
2. «Кулак-ребро-ладонь». Надо последовательно на плоскости стола делать разные положения руки: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром. Повторять 10 раз. Проба выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях можно помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
3. «Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
4. «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
5. «Ухо-нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
6. «Горизонтальная восьмерка». Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев, хорошо выдвинутым изо рта языком.
Рыжие листья
Злая мать и добрая тётя
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Военная хитрость