исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_samsonov_stepan.docx | 33 КБ |
Научно-практическая конференция «Сегодня павшим и живым спасибо говорит Россия», посвященная 77-летию Победы в Великой Отечественной войне»
Секция «За мирный труд, за ясный день
За ливни вешние косые
Сегодня павшим и живым
Спасибо говорит Россия»
Исследовательская работа
«Осмысление темы войны в творчестве Л.А.Кассиля»
Автор:
Самсонов Степан Александрович, обучающийся
Муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа с.Мироновка
Питерского района Саратовской области»
Научный руководитель:
Михайлова Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
Муниципального образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа с.Мироновка
Питерского района Саратовской области»
2022
Содержание
Введение
В этом году празднуется 77-летие со дня Великой Отечественной войны. И чем дальше уходят события этой войны, тем ценнее воспоминания, документы, свидетельства тех страшных дней. Великая Отечественная война отражена в русской литературе XX – начала XXI веков. Писатели – фронтовики в своих произведениях изображали реальные факты, события, показывая драматические человеческие судьбы. Мне стало интересно, а наши земляки-писатели Саратовской области принимали ли участие в боях за родную землю и как они писали о Великой Отечественной войне.
Актуальность и значимость данной темы заключается в том, что история нашей страны является частью нашего настоящего. Память о Великой Отечественной войне составляет основу гордости за страну. В этих события проявляется мужество, патриотизм, сплоченность, стойкость русского народа. Эти качества способны изменить настоящее и стать основой будущего.
Цель моей работы: познакомиться с писателем Львом Абрамовичем Кассилем – участником Великой Отечественной войны, уроженцем города Энгельса Саратовской области, его творчеством и с произведениями о Великой Отечественной войне.
Для достижения цели я поставил следующие задачи:
- Изучить литературу по теме;
- Подготовить презентацию – плакат о жизни и творчестве Л.А. Кассиля;
- Систематизировать материал и на уроке литературы познакомить одноклассников с данной темой.
Объект исследования: жизнь писателя Л.А. Кассиля и его творчество о Великой Отечественной войне.
Методы исследования:
1. Анализ;
2. Изучение;
3. Описание.
Благодаря моим исследованиям я узнал, что писатель Л.А. Кассиль тоже являлся участником Великой Отечественной войны. Прочитав его произведения можно лучше узнать свою малую Родину и людей, которые здесь жили и живут. Ведь только книга способна показать героизм, стойкость русского человека, показать события, места боевых действий, душевное состояние героев, которые сражались за родной клочок земли. В этом и заключается практическая значимость данной темы.
Исследовательская часть
Для достижения своей цели я обратился к сетевым ресурсам интернета, а также посетил библиотеку с.Мироновка. Найти материал оказалось нелегко. Чтобы получить нужную информацию, необходимо было посидеть в читальном зале и поработать с книгой. Я познакомился с жизнью и творческой деятельностью писателя Л.А. Кассиля- участника Великой Отечественной войны – нашего земляка.
Детство и юность
Лев Кассиль родился в 1905 году, 10 июля, в еврейской семье. Местом рождения стала Покровская слобода, в Саратовской губернии, ныне это город Энгельс. Отец будущего детского писателя, Абрам Григорьевич Кассиль работал врачом, а мать Анна Иосифовна Перельман преподавателем музыки, но затем и она выучилась на зубного врача.
Лев с самого раннего детства имел целый набор талантов. Он отлично рисовал, увлекался музыкой, пристрастие к которой у него было благодаря его матери. Ребёнок очень любил читать приключенческие книги. Но Лев не собирался в будущем становиться литератором, он грезил в детстве о другом, его привлекала, романтическая профессия извозчика.
Поступил учиться Лев Абрамович в гимназию, которая после революции переименовалась в Единую трудовую школу. Он закончил её в 1923 году. В школе он получил и первый трудовой опыт, так как школа направляла учащихся на общественные трудовые работы. Льву очень повезло, его местом работы стала детская библиотека. Он попал в свой любимый мир книг. И здесь впервые проявился его талант как организатора. Ему было интересно работать, он стал собирать различные творческие кружки, был организован журнал, который писался от руки. Лев Кассиль стал редактором, и тут пригодились его навыки по рисованию, он взял на себя художественное оформление.
Общественная работа, которую Лев Абрамович выполнял с энтузиазмом, была отмечена обкомом партии, который дал ему направление на обучение в МГУ. Но окончить университет ему не пришлось. Уже на третьем курсе он понимает, что литература и журналистика его увлекает намного больше, чем математика. Учиться дальше он не видел смысла, и забирает документы из образовательного учреждения.
Личная жизнь
Лев Абрамович два раза состоял в браке. Его первой избранницей стала Елена Ильинична Кассиль. У них в браке родилось двое детей. Старший сын — Владимир Львович Кассиль родился в 1934 году, повзрослев, он выбрал профессию медика, продолжив традицию своего деда. Он был реаниматологом. Впоследствии стал доктором медицинских наук, является заслуженным деятелем науки Российской федерации и профессором.
Второй сын, Дмитрий Львович Кассиль, который родился спустя шесть лет, в 1940 году, выбрал творческую профессию, он стал художником, получив от отца талант к рисованию.
Второй супругой писателя стала Светлана Леонидовна Собинова, дочь известного оперного певца Леонида Витальевича Собинова. Женщина имела творческую профессию, она была артисткой, и являлась доцентом ГИТИСа. В этом браке у Льва Абрамовича появилась дочь — Ирина Львовна Собинова-Кассиль. Своей профессией она выбрала работу, связанную с детьми. Она стала режиссёром-мультипликатором на студии «Союзмультфильм». Позднее стала заниматься кукольной анимацией на киностудии «Стайлер».
Эти короткие сведения из жизни писателя дали возможность узнать мне много интересного. Я начал лучше понимать его творчество.
Творчество
Лев Абрамович начинает писать, вначале это было неважно о чём, он просто хотел делиться своими мыслями и наблюдениями с читателями. Он пишет письма домой, своему младшему брату. Они были поистине огромными и составляли не менее 25-30 рукописных листов. В них он описывал Москву, такую, какую он видел, гуляя по столице. Предметом описания стали посещения музеев и выставок, он описывал своё восхищение от театральных представлений, походов на футбольные матчи, уличные праздники, на которых ему посчастливилось побывать.
Его близкие были осведомлены обо всём, что происходило в его жизни. Братишка, Иосиф, обожал читать его письма, и ему пришла идея относить тексты в газету, для того, чтобы и другие узнали о жизни Москвы. Он стал перепечатывать тексты и относить их в редакцию местной газеты, в которой появилась колонка «Письма из Москвы». На гонорары юный предприниматель, накупал сладостей, которыми угощал своих друзей «за здоровье брата».
Лев Абрамович узнал о проделках своего младшего брата, и решил, что он и сам может позаботиться о своём здоровье. С 1925 года Л.Кассиль начинает свою литературную деятельность. С 1928 года по 1937 год он пишет очерки и фельетоны, работает корреспондентом в газетах «Советская Сибирь», «Правда Востока», «Известие», в которых он пишет очерки о «челюскинских» эпопеях, о запуске аэростата «СССР». Немного позже он станет работать и в журнале «Пионер». В это же время он начинает пробовать себя в роли детского писателя.
Знакомство с Владимиром Маяковским позволяет ему войти в творческую элиту, в которой хорошо приняли молодого писателя. Со временем В.Маяковский стал не только его творческим наставником, но и другом. Лев Абрамович прислушивается к советам мэтра советской литературы, следуя его наставлениям. Позднее В.Маяковский начинает печатать его в своём журнале «Новый ЛЕФ». Быстрая известность и любовь читателей пришла ко Льву Абрамовичу после выхода его двух биографических повестей, которые стали классикой детской отечественной литературы XX века. В 1930 году вышла повесть «Кондуит», а в 1933 году «Швамбрания».
В произведении рассказывается о приключениях еврейских братьев-школьников, которым наскучил мир взрослых, и они страстно желают приключений. В 1935 году Лев Абрамович объединил их в одну книгу. На вопрос: «Почему его произведения стали столь популярны?». Автор отвечал: «Дети выбирают то, что им интересно».
После выхода «Кондуита» и сотрудничества с журналом «Пионер», Лев Абрамович окончательно определяется в творческом жанре. С 1937 году становится редактором журнала «Мурзилка». Затем появились ещё две выдуманные страны Синегория и Джунгахора, с ними маленькие читатели познакомились на страницах книг «Дорогие мои мальчишки», которая вошла в цикл о Великой Отечественной войне и «Будьте готовы, ваше Высочество!». Льву Абрамовичу в написании этих произведений помог опыт военного корреспондента.
Позднее Лев Абрамович напишет ещё целый ряд произведений, которые причислят к золотому наследию детской литературы. К ним можно отнести «Великое противостояние», «Огнеопасный груз», «У классной доски», и «Улица младшего сына», которую он написал в соавторстве с Максимом Полянским. Это произведение рассказывает о смерти совсем юного партизана. Правительство отметило эту книгу, наградив автора сразу тремя орденами: «Красной звезды», «Красного знамени» и «Знаком почета».
Успевал Лев Абрамович и путешествовать. Поездки в зарубежные страны давали ему необходимую творческую энергию. Он плавал вокруг Европы, посетил Италию, разъезжая по стране, читал лекции о В.Маяковском, в которых знакомил с его творчеством и личностью. Проводил много встреч и со своими соотечественниками, которые любили его творчество. Кассиль был очень увлекающимся человеком, причём в абсолютно разных областях. Путешествие по родной стране было главным его увлечением. Но мало кто знает, что он испытывал новые модели самолётов, ходил в поход советских глиссеров, посещал шахту строящегося метро, и совершил поездку совместно с футбольной командой в Турцию. Он был знаком со знаменитыми людьми того времени. Его другом стал Владимир Маяковский, он навещал Константина Эдуардовича Циолковского, у него дома в Калуге. С его лёгкой подачи, в нашей стране стал проводится праздник «Неделя детской книги», который существует до сих пор. Но первые празднования Кассиль называл «Книжные именины».
1943 год. Шла Великая Отечественная война. Кругом холодно, голодно и мало радостей выпадало на долю ребятишек в те суровые годы. И тут родилась идея организовать неделю детской книги. В Москве в Колонном зале собрали ребятишек, объединенных любовью к книгам. Именно Лев Кассиль дал этому празднику книги название «Книжкины именины». Каждую весну мы до сих пор отмечаем этот замечательный праздник.
Лев Абрамович Кассиль, никогда не жалел, что выбрал для себя путь, ведущий к ребятам. Ему всегда было интересно встречаться с ними. Он пользовался каждой возможностью, позволяющей встречаться с маленькими читателями с глазу на глаз и нос к носу.
Осмысление военной темы в творчестве Л. А. Кассиля
О войне написаны тысячи книг, но эта тема неисчерпаема и до сих пор волнует читателей, потому что именно в них человек осознает силу духа и стойкость своего характера – это самые жизнеутверждающие произведения в мире литературы.
Первые поэтические строчки, рожденные войной, прозвучали через считанные часы после ее начала. Они были вызваны к жизни святым чувством оскорбленного народа. В начале войны писатели и поэты стремились достичь рождения такого слова, которое бы вдохновляло народ на борьбу с врагом. Важной задачей было как можно скорее донести это слово до каждого человека, поэтому на первое место выдвинулась поэзия и произведения малой прозаической формы: рассказ, очерк, статья, которые можно было напечатать в «боевом листке» и дать возможность прочитать их в окопах на передовой.
Последующие годы характеризовались расширением проблематики произведений: это были книги, в которых мысль художника проникала в глубь явлений, связанных с прошедшей войной. Герои этих необычайно правдивых произведений не знаменитые полководцы или разведчики, проникающие во вражеские штабы. Нет, это солдаты, сержанты и совсем юные офицеры, вчера еще бывшие десятиклассники, часто обычные мальчишки и девчонки. В своем ребячьем возрасте они успевают совершить подвиги, о которых всегда будут помнить люди. Они взошли на пьедестал, так и не успев подрасти.
Произведение писателей-фронтовиков стали важным звеном в литературы о Великой Отечественной войне, но требовалось осмысление событий в более широком «глобальном» масштабе, нужно было критически оценить, сопоставить, проанализировать объективную картину, причины и следствия свершившегося.
К этой плеяде авторов можно отнести Л.А.Кассиля. В годы Великой Отечественной войны Л.А.Кассиль был военным корреспондентом, выступал по радио, в школах, воинских частях, на предприятиях Москвы и Урала.
Тема войны отразилась во многих его произведениях («Рассказ об отсутствующем», «Линия связи», «Зелёная веточка», «Всё вернётся», «У классной доски», «Отметки Риммы Лебедевой», «Держись капитан!»). Очень часто героями рассказов Льва Кассиля становились «обыкновенные ребята, поставленные войной в необыкновенные условия». Именно детям и о детях войны были написаны повести «Дорогие мои мальчишки» и «Улица младшего сына».
В годы войны издал сборник рассказов. В них повествуется о повседневном героизме не только взрослых, но и детей. Рассказы, собранные в этой книге, Лев Абрамович Кассиль написал в годы Великой Отечественной войны. Он был корреспондентом на Северном флоте, на Первом западном фронте и на Первом Украинском. В самое тяжёлое военное время, в 1942 году, вышли сборники «Линия связи», «Твои защитники», в 1943 – м – «Есть такие люди», «Всем сердцем». За каждым из них стоит реальная история - о мужестве и героизме русского народа на фронте и в тылу.
Так среди героев рассказа «Федя из подплава» мы встречаем подводника Фальковского и лётчика Свистнева, а это Герой Советского Союза командир подводной лодки Израиле Ильиче Фисановиче (1914 -1944) и Герой Советского Союза военный лётчик Петре Георгиевиче Сгибневе (1920 – 1943). Этот рассказ показывает, как война заставляет совсем еще юного Федю стать ответственным и взрослым, чтобы не подвести моряков.
И за другими рассказами стоят реальные истории. Например, сообщение о подвиге сержанта Новикова («Линия связи»). Лишь несколько кратких информационных строк было напечатано в газетах об этом. Нам неизвестны подробности, мы не знаем, как жил человек, совершивший этот подвиг. Мы знаем только, как кончилась его жизнь. Он восстанавливает связь, зажав зубами концы кабеля. Немцы, осмелев, с криком набегают на него. Но опять он наскреб в себе остатки жизни, достаточные, чтобы приподняться в последний раз и выпустить в близко сунувшихся врагов всю обойму…
После поездки на Западный фронт вышел рассказ «Зелёная веточка». Что помогает человеку выжить, не пасть духом в трудных обстоятельствах? Об этом заставляет задуматься писатель Лев Абрамович Кассиль.
В тексте повествуется о встрече рассказчика на дорогах войны с одним интересным человеком — техником-интендантом оперативной части штаба гвардейской бригады Тарасниковым. Неся исправно свою военную службу, он успевал заботиться о маленьком зеленом побеге, проросшем из толстого кругляша вяза в потолке землянки: подвязал тесёмочками, не топил лишний раз печки, чтобы исходящий от нее угар не навредил растеньицу, все время думал о нём, замечал в его развитии и самочувствии малейшие изменения. Такое нежное, трепетное отношение к ростку посреди ужасов войны поразило рассказчика и навело на философские мысли. Лев Абрамович считает: «Есть у каждого из нас своя заветная зелёная веточка… Ради нее готовы мы перенести все мытарства и невзгоды военной поры…».
«Рассказ об отсутствующем» основан на письме, присланном в Радиокомитет. Писатель рассказывает о мальчике-подростке, который отдал свою жизнь ради спасения разведчика, чем помог вырваться из окружения целому отряду солдат, попавших в немецкое окружение. Мальчик предстаёт перед нами совсем ребёнком: растрёпанный, босоногий, с веснушками и наивными глазами. Но он знает, что идёт на верную смерть.
Рассказ "Огнеопасный груз" - одно из первых произведений литературы, запечатлевших подвиг юного героя Великой Отечественной войны, отдавшего жизнь для спасения жизни других. Рассказ написан на основе настоящего события. Опубликован в 1943 г.
Рассказ «Держись, капитан!» Л. Кассиль записал после посещения больницы, где лежали раненые дети. Речь в рассказе идет о раненом мальчике по имени Гриша, лежащем в московском госпитале, специально предназначенном для пострадавших на войне детей и подростков. До войны Гриша был капитаном юношеской футбольной команды. Навестить его приехали ребята из его команды. Друзья были шокированы, когда увидели, что у Гриши нет одной ноги. Они лишились дара речи. Разговор получился вялый. Гриша был грустный, а они не знали, как себя вести и где найти нужные слова, чтобы утешить друга. Эти слова нашла Варя, которая, оставшись с ним наедине, подарила ему книгу из серии «Жизнь замечательных людей» об английском поэте Байроне, который, несмотря на хромоту, стал незаурядным спортсменом. Эта книга и разговор с Варей, которая увидела в Грише не калеку, а дорогого ей человека, вернули мальчика к жизни, и он стал мечтать.
Тема войны в рассказах Л.А.Кассиля раскрывается с разных сторон. Но мне становится понятным, как нужно вести себя в экстремальных условиях, несмотря на возраст. Герои Л.А.Кассиля понятны читателю и близки. Автор любит своих героев и переживает за них. Это чувствуется в каждом произведении. И я тоже начинаю сопереживать автору и героям.
Читайте рассказы Льва Кассиля о войне, ведь они написаны для детей и о детях!
Заключение
Изменилось время, изменилась наша страна. Новые книги о ратном подвиге отцов и дедов рождаются сейчас.
Необходимо читать книги о войне. Ведь каждый человек должен знать историю своей страны, в которой мы живем, чтобы помнить о людях и их мужестве. Изучая художественную литературу о войне, мы знакомимся с биографиями выдающихся писателей, оставивших глубокий след в истории, жизни и творчестве. Особенно интересно изучать биографию и творчество писателей-земляков. Ведь это завораживает, когда ты, при желании, можешь прикоснуться к миру писателя (посетить музей).
В ходе исследования я познакомился с Львом Абрамовичем Кассилем — прозаиком, советским писателем и сценаристом, лауреатом Сталинский премии третьей степени.
Во многих своих произведениях Лев Кассиль писал о детях. Мы видим решительных, смелых людей, наших ровесников, мальчишек и девчонок, которые горячо любят свою Родину, которые даже перед лицом смерти делают все возможное, что в их силах, чтобы приблизить ход победы над фашизмом. Они были партизанами, разведчиками, участвовали в различных операциях против врага, распространяли листовки, они попадали в плен и не сдавались, несмотря на все трудности и жестокость со стороны немцев, они голодали, умирали, но никогда не думали о предательстве, не думали о себе. Глядя на них через многое время, узнавая об их подвигах и об их исключительной жизни, мы знаем, что нам есть с кого брать пример, есть чему поучиться у них. И мы точно знаем, что каждый может стать героем, если следовать зову совести, если быть смелым и отважным и ничего не бояться.
Для своих одноклассников я подготовил презентацию-плакат о жизни и творчестве писателя. На уроке литературы при изучении темы «Великая Отечественная война», я познакомил одноклассников с творчеством Л.А. Кассиля. Я считаю, что данная работа достигла мой цели.
Список литературы
Снег своими руками
Зимовье зверей
Лиса-охотница
Ручей и камень
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"