актуальность данного исследования заключается в определении важности анализа образов труда в сказках двух народов, которые переплетены исторически и культурно : русского и мордовского , как средства воспитания ответственного отношения к труду.
Гипотезу составляет следующее предположение: существует сходство в понимании взаимоотношений образа труда в сказке мордовского и русского народа, как одного из методов ответственного трудового воспитания детей.
Цель работы : выявить семантическое наполнение и взаимоотношения внутри образа труда в мордовских и русских народных сказках.
Задачи:
Объект исследования: 14 мордовских и 60 русских народных сказок, в которых встречаются образы (« Благодатный медведь», «Пугливая мышь», «Как собака друга искала», «Единственная дочь», « Мороз и старик», « Чучело в перьях», « Дуболго Пичай», «Лиса и журавль», « Петушок и кошечка», « Как собака друга искала», «Врозь- плохо, вместе – хорошо», « Как мужик перехитрил барина», « Горячие сани», «Кот и лиса», « Медведь, собака и кошка», «Журавль и цапля», «Лиса-ночлежница», «Лиса, заяц и петух», «Мужик, медведь и лиса», «Кот, петух и лиса», «Лисичка-сестричка и волк», «Овца, лиса и волк», «Звери в яме», «Лиса и тетерев», «Колобок», «Кот и баран», «Волк и коза», «Волк-дурень», «Коза рьяная, за боки драная», «Медведь и петух», «Медведь», «Сказка о том, как судился Лещ с Ершом», «Зимовье зверей», «Кочет и курица», «Смерть петушка», «Яичко», «Ворона и рак», « Петушок – золотой гребешок и жерновки», « Лесной гнёт», «Теремок мышки», « Пузырь, Соломинка и Лапоть», « Василиса Прекрасная», «Царевна – лягушка», «Мизгирь», «Ивашко и ведьма», «Козьма Скоробогатый», «Морозко», «Баба-яга», «Ведьма и Солнцева сестра», «Бурёнушка»( «Хаврошечка»), «Дочь и падчерица», «Птичий язык», « Иванушка- дурачок», «Хитрая наука», « Царевич-козленок», «Дурак и береза», «Форма Беренников», «Горе», «Две доли», «Горшеня», «Мудрые ответы», «Дочь- семилетка», «Гуси», «Солдатские проказы», «Солдатская нагрузка», «Морока», «Хитрый мужик», «Знахарь», «Мена», «Хорошо, да худо», «Не любо- не слушай»
Предмет исследования: тексты сказок, в которых присутствуют языковые средства, через которые представлен образ труда.
Общенаучные методы в работе: прямое наблюдение (визуальное), анализ, анкетирование, статистический подсчет.
Методы лингвистических исследований: метод сплошной выборки лингвистического материала, лексико-семантический анализ.
Вложение | Размер |
---|---|
Образ труда в мордовских и русских народных сказках | 76.02 КБ |
Окружная научно-практическая конференция «Знаменские чтения»
Научно-исследовательская работа
Образ труда в мордовских и русских народных сказках
Секция: русская культура: литература, русский язык
Выполнил(а):
Смолина Алиса Алексеевна
Обучающийся (яся) 2 класса
НРМОБУ «Обь-Юганская СОШ»
Руководитель:
Паршина Светлана Александровна
Учитель английского языка
НРМОБУ «Обь-Юганская СОШ»
Юганская Обь,2024
Оглавление
Введение…………………………………………………..4
Основная часть……………………………………………5
Заключение……………………………………………….10
Список литературы………………………………………11
Введение
Еще М.В.Ломоносов признавал, что у сказочного вымысла есть серьезное значение. Поучительный смысл сказки, ее роли в воспитании поколений исследовался многими учеными. Для нас главная роль сказки в том, что с окончанием сказки смысл остается надолго в сознании маленького читателя. Не случайно, что сказки- это первые тексты, с которыми знакомятся еще в самом раннем, даже младенческом возрасте по всему миру.
Давно замечено, что сказки разных народов очень схожи между собой: повторяются сюжетные ситуации, действия зверей и птиц. Но при этом у каждого народа свой облик. Именно о таком проявлении национальных особенностей в художественном творчестве писал А.С.Пушкин:«Есть образ мыслей и чувствований , есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежавших исключительно какому-нибудь народу». Образные сюжеты повторяются у разных народов. В том числе, образ труда встречаются в разных фольклорных традициях. Проблема обращения к образу труда в современном обществе актуальна. Все чаще мы слышим, что старшее поколение обвиняет молодежь в том, что они не умеют трудиться, безответственно относятся к труду. Надеются на то, что в будущем роботы будут выполнять всю физическую и интеллектуальную работу за человека.
Кроме того, на федеральном уровне рассматривается проект закона об обязательном уроке труда в школе. [9] Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва Володин
Вячеслав Викторович говорит: «"Трудовое воспитание - неотъемлемая часть образовательного процесса. Если с детства ребенку прививать трудолюбие, то в будущем у него все будет хорошо".[9]
Таким образом, актуальность данного исследования заключается в определении важности анализа образов труда в сказках двух народов, которые переплетены исторически и культурно : русского и мордовского , как средства воспитания ответственного отношения к труду.
Гипотезу составляет следующее предположение: существует сходство в понимании взаимоотношений образа труда в сказке мордовского и русского народа, как одного из методов ответственного трудового воспитания детей.
Цель работы : выявить семантическое наполнение и взаимоотношения внутри образа труда в мордовских и русских народных сказках.
Задачи:
Объект исследования: 14 мордовских и 60 русских народных сказок, в которых встречаются образы (« Благодатный медведь», «Пугливая мышь», «Как собака друга искала», «Единственная дочь», « Мороз и старик», « Чучело в перьях», « Дуболго Пичай», «Лиса и журавль», « Петушок и кошечка», « Как собака друга искала», «Врозь- плохо, вместе – хорошо», « Как мужик перехитрил барина», « Горячие сани», «Кот и лиса», « Медведь, собака и кошка», «Журавль и цапля», «Лиса-ночлежница», «Лиса, заяц и петух», «Мужик, медведь и лиса», «Кот, петух и лиса», «Лисичка-сестричка и волк», «Овца, лиса и волк», «Звери в яме», «Лиса и тетерев», «Колобок», «Кот и баран», «Волк и коза», «Волк-дурень», «Коза рьяная, за боки драная», «Медведь и петух», «Медведь», «Сказка о том, как судился Лещ с Ершом», «Зимовье зверей», «Кочет и курица», «Смерть петушка», «Яичко», «Ворона и рак», « Петушок – золотой гребешок и жерновки», « Лесной гнёт», «Теремок мышки», « Пузырь, Соломинка и Лапоть», « Василиса Прекрасная», «Царевна – лягушка», «Мизгирь», «Ивашко и ведьма», «Козьма Скоробогатый», «Морозко», «Баба-яга», «Ведьма и Солнцева сестра», «Бурёнушка»( «Хаврошечка»), «Дочь и падчерица», «Птичий язык», « Иванушка- дурачок», «Хитрая наука», « Царевич-козленок», «Дурак и береза», «Форма Беренников», «Горе», «Две доли», «Горшеня», «Мудрые ответы», «Дочь- семилетка», «Гуси», «Солдатские проказы», «Солдатская нагрузка», «Морока», «Хитрый мужик», «Знахарь», «Мена», «Хорошо, да худо», «Не любо- не слушай»
Предмет исследования: тексты сказок, в которых присутствуют языковые средства, через которые представлен образ труда.
Общенаучные методы в работе: прямое наблюдение (визуальное), анализ, анкетирование, статистический подсчет.
Методы лингвистических исследований: метод сплошной выборки лингвистического материала, лексико-семантический анализ.
Основная часть
Вячеслав Володин - в ходе пленарного заседания сказал: «"Труд еще никого еще не испортил. Талант без трудолюбия проспят на диване, размотают. В итоге даже самый талантливый ребёнок окажется в ситуации тяжелейшей. Потому что у него нет того, что должно появиться еще в юном возрасте, - навыков.
Ну, и конечно, ребят надо готовить к взрослой жизни. Учить варить борщ, потому что надо заботиться о будущем муже. Учить держать молоток, либо пускай это будут какие-то новые технологии, потому что в жизни они пригодятся. Надо думать о нашей второй половине, о женах. А какой мужчина, если у него нет навыков к труду, если он не будет опорой для женщины в будущей жизни?
Поэтому все это отражено в нашем законе. Это также просьба всех родителей. Мы с вами опрос проводили, поддерживают все принятие закона, и учителя, и родительское сообщество. Ну а тот, кто хочет нашу страну разрушить - да, они выступают против введения такого предмета как труд. Они за то, чтобы дети вместо занятий сидели в гаджетах». [11]
Обучение труду становится сегодня актуальной темой на уровне Федерации. Труд становится одним из средств успешности человека, а отсутствие трудовых навыков – путь к разрушению не только личности, но и целой страны.
Сказка- древний метод воспитания детей, и наравне с государственными решениями может способствовать воспитанию ответственного отношения к труду у детей. Кроме того, на вопрос «Есть ли у вас постоянные домашние обязанности?» Большинство респондентов ответили «да». Рисунок 1:
Рисунок 1 «Диаграмма ответов на вопрос ««Есть ли у вас постоянные домашние обязанности?»»
На вопрос «Заменят ли роботы в скором будущем людей при выполнении физического труда?» «Нет» ответили 59%, «Да» -41 %. Рисунок 2:
Рисунок 2«Диаграмма ответов на вопрос «Заменят ли роботы в скором будущем людей при выполнении физического труда?»
Но, несмотря на то, что мнения о роботах разделились почти напополам, большая часть респондентов на вопрос « Нужно ли приучать детей быть трудолюбивыми?» ответили «да». Рисунок 3:
Рисунок 3 «Диаграмма ответов на вопрос « Нужно ли приучать детей быть трудолюбивыми?»
Применяя лексико-семантический анализ, мы выявили, что образ труда в русских народных сказках может быть выражен глаголом «работать» или существительным «работа» и «труд». В толковом словаре русских глаголов « работать – трудиться» находятся в синонимических отношениях и являются глаголами группы профессионально-трудовой деятельности. [8] Например, «… Крошечка-Хаврошечка на них работала не покладая рук: их и обшивала, для них пряла и ткала…» [9] Глагол «работать» усиливается фразеологизмом «не покладая рук» , то есть «усердно, без передышки работать» [10] . В сказке «Василиса Прекрасная» [9] «работа так и горит», т.е. «выполняется быстро, ловко, хорошо» [12].
Содержание глагола «работать» в русских народных сказках раскрывается через лексическую группу со значением «хозяйственные занятия» : «избу строить», «печку топить , будешь кашу варить, … кашей кормить», «обшивала, … пряла и ткала…», «дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела…», «испечь каравай…», «…и пряла, и ткала, и по воду ходила, и дрова носила, и коров доила…», «ушел в лес на работу…», «вечерние работы- кружева плести….чулки вязать…прясть», «дрова и воду носила, и печку топила, и полы подметала, и скотине корм задавала». [9]
В мордовских народных сказках образ труда также выражается через идентичную группу : «спину гнул», «спины не разгибая» -«много, до изнеможения работать» [12], «хлеб сеял», «бьет молотом по наковальне», «дома строить, «работа в руках спорится», «вышивала, нанизывала бисер да блесточки», «рожь жать…».
В мордовских сказках присутствует такое средство выражения образа труда, как ««пошел на промысел» . «Промысел»-« занятие охотой, добычей зверя, птицы, рыбы» [6] , чего нет в русских сказках . В русских сказках мы не встречаем и «стричь овец» , «посеяли горох».
Образ труда может быть выражен и лексической группой « помощь», например в сказке «Благодарный медведь» -«Вытащила девушка занозу, приложила к ране целебной травы…» [4]
«Работать» в русских сказках могут не только люди, но и звери «собака …устарела, перестала и лаять и оберегать двор с амбарами», «смолоду сторожила весь дом…». [9] Но труд зверей не является по- сравнению с человеческим «мучением» («… мучили ее всевозможными работами..», ««…старуха ее не любила, с раннего утра и до вечера утруждала работою»). Звери относятся к своим обязанностям как средству выживания. Как только они лишаются физических сил, наступает опасность погибнуть с голода. «Покуда есть сила, кормят и поят, а как пропадет сила от старости, ну и прогонят со двора!» («Медведь, собака, и кошка») [9]:
«…и кот свою кошачью работу работал хорошо- в хлебных лобазах ловил крыс и мышей. Наконей Васька-Муська стал старый… надоел помещику, схватил его помещик за загривок, выбросил на задворок и пнул ногой» («Васька-Муська»).
Как и в русских сказках, в мордовских звери исполняют свои обязанности с радостью служить человеку. «Согласился человек, накормил собаку, возле своей избы теплую конуру ей построил. Ночью собака лает, дом охраняет. А человек не ругает ее за это – спасибо говорит…» («Как собака друга искала»). [4]
Труд, даже незначительный может быть спасительным путем для героев сказок обоих народов от злых сил. Например, в мордовской сказке «Единственная дочь» девочка «смазала петли маслом» и освободилась от ведьминого плена. Так, труд- путь к спасению и благодарности :
«Бросилась ведьма к двери, стала ругать ее:
-Зачем выпустила?
А дверь в ответ:
-Зачем мне ее держать? Я вот уже сорок лет тебе служу , а ты еще ни разу мои петли не смазала…» [4]
Сказка со схожим сюжетом есть и в русском фольклоре –«Баба- Яга» :
«…Ворота говорят:
Мы тебе столько служим, ты нам водицы под пяточки не подлила, а она для нас маслица не пожалела…» [9]
Образ труда противопоставляется лени в сказках обоих народов.
«Труд- целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей [6]
«Лень-отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью» [6]
Понятия «труд-лень» находятся в антонимических отношениях. [7] Так, и образы «труда» и «лени» находятся в оппозиции в текстах русских народных сказок. Например, в сказке «Хаврошечка»:
«…Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала не покладая рук: их и обшивала, для них пряла и ткала…» [9]
Образ «лени» раскрывается через словосочетание « у ворот сидеть, на улицу глядеть, дурака валять» . В противоположность образ труда «некогда бить баклуши», «работала не покладая рук…обшивала….пряла и ткала». «Бить баклуши» - « ничего не делать, бездельничать, бесполезно проводить время» .[1]
Показательно, что и результаты от труда и лени полярно противоположны:
«… мучили ее всевозможными работами, чтобы она от трудов похудела, ото ветра и солнца почернела. Василиса все переносила молча и с каждым днем хорошела все более и более, а мачехины дочки, несмотря на то, что всегда сидели сложа руки, худели и дурнели от злости». («Василиса Прекрасная») [9]
«…Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: их и обшивала, для них пряла и ткала…
« Сестры хотели сбить яблочки-листья глаза засыпают, хотели сорвать-сучки косы расплетают…руки изодрали, а достать не смогли…»
«Подошла Хаврошечка- веточки к ней приклонились и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека, и он на ней женился. И стала она в добре поживать, лиха не знать…» («Хаврошечка»). Или в сказке «Чернушка»: «Заставляли они бедную Машу на себя работать, приказывали ей сидеть у печки и выгребать золу, оттого Маша была всегда и грязна и черна , и прозвали они ее Чернушкой.» А в финале сказки: «… вот привезли Машу в княжие терема, и на другой день была свадьба.»
Трудолюбие всегда награждается и у мордовского, и у русского народа, например в сказке « Морозко»:
«Падчерица и скотину поила- кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела еще до рассвету…»
«Вдруг заскрипели ворота, отворилась дверь, в избу идет падчерица- в злате-серебре…А за ней несут короб высокий, тяжелый.
…А старухиной дочери в мешке косточки везут…»
Тот же мотив и в сказке «Девушка в колодце» : «… И так хорошо работала, что хозяева ее полюбили..и входит она вся в золоте».
«Любил отец Марьюшку : рад был, что такая умная да работящая дочка растет. Все-то она умеет, все-то у нее ладится…» В финале сказки : «и согласились все, что жена Финиста- ясна сокола- Марьюшка. И тали они жить-поживать да добра наживать».
Лень карается: « Та вошла вся в смоле…», «Ну, стала она служить , и все не ладно, все спортит, ленится да неряшится…».
В мордовской сказке «Благодарный медведь» : «Положил он свою ношу перед девушкой да как ударит лапой-борть надвое раскололась. Медом доверху наполнена….Всей деревней зимой тот мед ели…».
Образ труда в мордовских и русских сказках противопоставляется зависти: «…невзлюбили они Дуболго Пичай…что все, за что она бралась, ей удавалось…» («Дуболго Пичай»), «…а завистливая мачеха со своей дочерью затаили черную думу» («Волшебная дудочка»).
Заключение
Итак, мы изучили литературу по теме. В основном мы работали с текстами русских и мордовских народных сказок и словарями.
Образ труда и в мордовских и в русских народных сказках может быть выражен словами «работа», «труд» и их однокоренными эквивалентами «работать», «трудиться».
Фразеологизмы придают образу труда большую экспрессивность: «спину гнуть», «не покладая рук».
Образ труда может быть выражен в сказках обоих народов через семантическую группу со значением «хозяйственные дела». В этом мы наблюдаем сходство двух культур. Но заметны и отличия : в мордовских сказках встречается «ходить на промысел» , чего мы нет в русских сказках Видимо это обусловлено социально-экономическими историческими особенностями региона, в котором находится современная Республика Мордовия.
Образ труда противопоставляется лени и зависти в сказках обоих народов. Лень несет отрицательное значение и «ленивицы» , завистницы наказываются в финале сказки. Усердная работа всегда вознаграждена «златом-серебром» и хорошим мужем для трудолюбивой девушки.
Труд, даже незначительный помогает героям сказок избежать несчастий от злых духов, ведьм и Бабы-Яги.
Трудятся не только люди, но и звери в сказках двух народов.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась – существует сходство в понимании взаимоотношений образа труда в сказке мордовского и русского народа, как одного из методов ответственного трудового воспитания детей.
Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что тексты русских и мордовских сказок могут и в 21 веке рассматриваться как эффективное средство воспитания молодежи, в частности воспитывать ответственное отношение к труду. Сказка сможет стать верным помощником будущему закону «Об обязательных уроках труда в школе», и как результат, «Если с детства ребенку прививать трудолюбие, то в будущем у него все будет хорошо". [9]
Список источников и литературы
Мать-и-мачеха
Агния Барто. Сережа учит уроки
Лист Мёбиуса
Рисуем ананас акварелью
По морям вокруг Земли