проект по историографии БАМа
РЖД лицей №10
Проект
«Историография БАМа»
Выполнила: ученица 10 класса
Кузнезова Е.
Руководитель: Самданова И.Б.
Улан-Удэ 2024
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1: Историография БАМа……………………………………………4
Глава 2. Анализ литературы по БАМу советского периода …………..5
Глава 3. Литература постсоветского пространства……………………..13
Заключение ……………………………………………………………….16
Список литературы……………………………………………………….18
Введение
Актуальность.Историческая наука всегда проявляла интерес к изучению истории Байкало-Амурской магистрали. Объясняется это тем, что Транссибирская магистраль является крупнейшим транспортнымобъектом на строительство которой, были затрачены значительные материально-технические и человеческие ресурсы Советского союза. В современной истории России этот интерес продиктован также желанием извлечь практический опыт советских строителей в освоении обширных территорий на Востоке, когда в условиях санкционной политики экономика Российской Федерации заинтересована в дальнейшем хозяйственном освоении и развитии её Сибирского и Дальневосточного региона. В современной исторической науке история строительства БАМа получила достаточно широкое освещение. В то же время следует отметить, слабую изученность историографических источников по данной теме.В отечественной историографии выделяют два этапа в исследовании строительства Байкало-Амурской магистрали. Основное внимание на первом этапе уделяется изучению роли КПСС при строительстве магистрали, а на втором этапе в исторической науке идёт переосмысление всех реалий постсоветского пространства.
Цель:Дать краткий историографический анализ по истории БАМа.
Задачи:
Методологической основой данной работы является применение сравнительного и описательного методов.
Глава 1. Историография БАМа
В современной историографии изученность данной тематики крайне низкая. К работам исторического порядка можно отнести статью Байкалова Н. С., где он даёт анализ литературы по БАМу. В своей статье автор на основе анализа более 100 работ выделяет три тематическихблокаи отмечает наиболее важныеаспекты в полемике зарубежных исследователей в изучении строительства БАМа.
К первой группе исследуемой литературы выделяет работы, где рассматриваются причины строительства магистрали, мотивы населения прибывающего в районы строительства, даётся образ БАМа, общая оценка экономических, политических, социальных и культурных эффектов, вызванных стройках века, её роли и место с истории советского государства.
Ко второму блоку относит литературу, где основное внимание уделяется строителям магистрали, их мотивам приезда на стройку, выделяя их «материальные интересы» и «духовно-нравственные и патриотические мотивы», а также отмечается эволюция в методике изучения общественного мнения от массовых опросов к изучению коллективной памяти.
К третьей группе относят литературу, где зарубежные историки дают оценку БАМу, как экономическому, политическому и соцкультурному проекту в развитии региона.
Имеющаяся литература по историографии БАМа показывает её недостаточную изученность.
Глава 2. Анализ литературы по БАМу советского периода
Историография проблемы состоит из двух разделов: работы по истории урбанизации районов нового освоения Сибири и Дальнего Востока и исследования, посвященные непосредственно районам БАМа. В рамках первого направления история населенных пунктов освещалась, преимущественно, в трудах многих исследователей индустриального развития региона. В работах В. И. Лукьяненко были рассмотрены политика партийных организаций в жилищном и культурно-бытовом строительстве новых индустриальных центров во второй половине 1950-х - 1960-х гг. Социально-экономическое развитие сибирских городов-новостроек в 1960-е - 1970-е гг. анализировалось в диссертации Л. В. Дашкевич.
Социологические исследования были положены в основу работ Г. Ф. Куцева, который выделил несколько типов новых городов, опираясь при этом на принципы их размещения, народнохозяйственные функции, условия формирования градообразующей базы, показатели численности населения.
Изучению проблем урбанизации в Западно-Сибирском нефтегазовом комплексе посвящены исследования Н. Ю. Гавриловой, В. П. Карпова, Г. Ю. Колевой, Д. В. Кирилюка, И. Н. Стася.
Различные аспекты формирования и развития городского населения Западной Сибири подробно рассматривались в исследованиях В. В. Алексеева, С. С. Букина, В. И. Исаева, Н. В. Куксановой, А. И. Тимошенко. Авторы выявили региональную специфику формирования социально-бытовой сферы, жилищно-коммунального хозяйства, транспортного обслуживания, социально-культурного развития городов Сибири во второй половине 1940-х-1980-х гг.
Основные тенденции развития городского населения и факторы, определявшие динамику рождаемости, смертности в городах Сибири в 1930-1950-е гг. были выявлены в работах В.А. Исупова. В работах А. А. Долголюка были подробно освещены отдельные аспекты развития социально-бытовой инфраструктуры, показано влияние материального благосостояния горожан на закрепление кадров, уровень профессиональной подготовки рабочих и т. д.
Проблемы формирования трудового потенциала промышленности Восточной Сибири в 1950-1980-е гг. изучались С. Л. Рубцовым. Автором затрагивались такие вопросы, как развитие строительной базы, создание системы здравоохранения, в том числе и новостроек Иркутской области
В монографии А. В. Шалака рассмотрены такие стороны повседневной жизни, как снабжение населения продовольствием, жилье и условия
проживания в нем, состояние жилищно-коммунального хозяйства, санитарно-гигиеническое состояние городов Восточной Сибири в 1940-1950 гг.
Г. А. Цыкунов на материалах Ангаро-Енисейского и Братско-Усть-Илимского ТПК обращает внимание на особенности формирования производственной и социальной инфраструктуры в районах нового хозяйственного освоения, выявляет причины отставания в жилищного и культурно-бытового строительства, анализирует структуру капиталовложений, планирование и фактическое освоение выделяемых средств, обеспеченность населения объектами соцкультбыта и прочие вопросы.Выявлению особенностей развития советского градостроительства и архитектуры посвящен целый ряд исследований М. Г. Мееровича.
Переходя к историографии строительства БАМа и социально-экономического развития прилегающих территорий, следует отметить, что в изучении БАМа можно выделить три периода - позднесоциалистический (1970-е - середина 1980-х гг.), «перестроечный» (середина 1980 - начало 1990-х гг.) и постсоветский (1990-е-2020-е гг.).
На первом этапе исследования проводились одновременно с процессом сооружения магистрали, что обусловило такие особенности публикуемых работ, как агитационно-пропагандистская направленность, описательность, недостаточно критичный подход к источникам. Строительство дороги рассматривалось как закономерная победа развитого социализма, главным приоритетом проекта провозглашалось вовлечение в социально-экономическое развитие отдаленных северных регионов Сибири и Дальнего Востока.
В 1975 г. был организован Научный совет АН СССР по проблемам БАМ во главе с А. Г. Аганбегяном, под эгидой которого изучались перспективы освоения зоны БАМа, предпосылки создания новых ТПК, система расселения, подходы к организации населенных пунктов.
Критическую точку зрения на результаты проводимой в регионе градостроительной и социальной политики высказал Ю. А. Соболев. В комплексе мер по созданию инфраструктуры поселений он выделил высокую зарплату, привилегированное товарное снабжение, повышенную обеспеченность жильем и социально-бытовыми учреждениями. Проанализировав каждый из показателей, автор пришел к выводу об отставании уровня потребления в поселках БАМа на 15-20 % от среднего по РСФСР.
И. Б. Загородников и В. Я. Ткаченко обратились к анализу затрат на временную социально-бытовую инфраструктуру в поселках БАМа и обнаружили, что стоимость временных объектов превышала сметную на 61 %, а их содержание обходилось в три раза дороже постоянных сооружений.
Зависимость закрепления населения в новых поселениях от удовлетворенности уровнем социально-бытового и культурного обслуживания подчеркивалась в ряде работ социологов и экономистов. На основе факторного анализа данных социологических опросов ВКШ ЦК ВЛКСМ на БАМе была выявлена структура потребностей строителей и разработаны рекомендации по дальнейшему развитию городских поселений.
На страницах специализированных журналов «Архитектура СССР», «Декоративное искусство СССР», «Транспортное строительство», «Жилищное строительство» разрабатывались общие основы планировки и градостроительства в зоне стройки, проблемы проектирования и возведения временных поселков, проекты технических и производственных объектов, вопросы постоянного жилищно-гражданского строительства, инженерного благоустройства, архитектурного и декоративного оформления населенных мест.
В историко-партийной литературе вопросы градостроительства рассматривалась, прежде всего, в контексте исторического опыта КПСС, местных партийных организаций по строительству и освоению зоны БАМа. Освещение получили деятельность КПСС по развертыванию всесоюзного шефства над сооружением дороги, организационно-партийная и идейно-политическая работа, руководство соцсоревнованием и комсомольско-молодежными коллективами]. В качестве эмпирической базы большинства работ были материалы текущего делопроизводства, статистические данные и периодическая печать. Авторы многих работ являлись крупными партийными и комсомольскими руководителями в районах БАМа, что также оказало влияние на содержавшиеся в их работах оценки и выводы.
Одной из главных тем в изучении строительства БАМа являлась деятельность комсомола в зоне магистрали. Авторы давали высокую оценку комсомольскому шефству, подчеркивали большое значение ударных комсомольских отрядов в проведении общественного призыва молодежи. Особое внимание уделялось участию в возведении магистрали комсомольцев союзных республик, организации соцсоревнования, вопросам идеологического просвещения и воспитания строителей БАМа, а также роли в этом процессе печатных СМИ.
Большое значение для данного исследования имеют работы по изучению исторического опыта местных Советов депутатов трудящихся по управлению и развитию населенных мест, координации хозяйственного, социально-бытового и культурного строительства в городах и поселках.
С 1980-х гг. началось систематическое изучение истории БАМа силами региональных отделений АН СССР. При Бурятском центре СО АН СССР была создана группа ученых под руководством Г. Л. Санжиева, занимавшаяся исследованиями бурятского участка стройки. Коллективом авторов в составе М. Н. Балдано, В. В. Беликова, К. Б.-М. Митупова, Т. Е. Санжиевой, М. М. Халбаевой была подготовлена серия сборников статей, в которых были рассмотрены основные этапы строительства дороги и особенности социально-экономического развития прилегающих к трассе районов.
Группой ученых ДВО АН СССР во главе с А. П. Деревянко были выделены такие особенности формирования населенных пунктов БАМа, как линейная растянутость, непродолжительность существования временных поселков, ведомственный характер застройки. Освещение получили вопросы улучшения жилищных условий и бытового обслуживания населения, повышения материального благосостояния, культурного строительства в районах восточного участка БАМа.
В 1984 г. в Новосибирске прошла Всесоюзная научная конференция «История строительства Байкало-Амурской магистрали», в которой приняло участие более 60 ученых из разных городов страны. Были рассмотрены процессы создания сети соцкультбыта на отдельных участках, подчеркнута рольместных Советов в формировании инфраструктуры, выявлены недостатки в территориальном планировании поселков, такие как нарушения комплексностии очередности застройки, ведомственность, диспропорциональность непроизводственного строительства.
В том же году вышел ряд научных трудов обобщающего характера, посвященных БАМу. В сборнике «БАМ: первое десятилетие», выпущенном СО АН СССР, рассмотрены итоги сооружения железной дороги и перспективы хозяйственного освоения прилегающих территорий. В первом разделе учеными и руководителями стройки была дана оценка проведенной работы по строительству магистрали, организации шефства, развитию территориально-производственных комплексов, формированию трудовых ресурсов в районах нового освоения. Во втором разделе представлены предложения в программу социально-экономического развития зоны БАМа с упором на развитии минерально-сырьевых направлений, проанализированы особенности эксплуатации магистрали и формирования железнодорожного хозяйства, описаны проблемы и перспективы Южно-Якутского угольного и Усть-Илимского лесопромышленного комплексов.
В работе «БАМ: строительство и хозяйственное освоение» основное внимание уделялось описанию текущего состояния региона в контексте предстоящего хозяйственного освоения новых территорий. Анализируя градостроительную политику, авторы подчеркивали, что «неопределенность исходной информации о развитии производства на долгосрочную перспективу» затрудняет разработку структуры расселения, прогнозирование масштабов и функциональной роли городов и поселков в районах освоения. В работе были представлены рекомендации по застройке населенных пунктов в соответствии с природно-географическим зонированием и оценкой уровня комфортности условий проживания.
Деидеологизация исторической науки и переосмысление всего исторического наследия советской эпохи во второй половине 1980-х гг. привели кросту работ, критиковавших всесоюзную стройку. Впервые ученые открыто заговорили о просчетах и ошибках в возведении магистрали, диспропорциях в сооружении промышленных и гражданских объектов, отставании в развитии социальной инфраструктуры притрассовых населенных пунктов, формализме отдельных руководящих работников, погоне за количественными показателями в ущерб качественным, приписках, отсутствии экономической заинтересованности рабочих. Появились статьи о переходе к новым условиям хозяйствования, о коренной перестройке управления экономикой. Наконец, в обществе развернулась дискуссия о необходимости строительства дороги как таковой и экономической целесообразности освоения прилегающих территорий. Вместе с признанием неоправданности затрат и экономической нерентабельности строительства получила распространение оценка БАМа как преимущественно геополитического проекта.
В монографии Ю. В. Аргудяевой на базе статистики и соцопросов центрального участка трассы проанализированы динамика сооружения и благоустройства жилищного фонда, становление служб быта, торговли и медобслуживания в поселках БАМа, представлена структура досуга и социальных ожиданий молодых строителей. Были рассмотрены условия организации и оплаты труда, жилищного и социально-бытового строительства, организации торговли, быта, здравоохранения, образования и культуры в городах и поселках восточного участка БАМа в 1974-1984 гг., разработана периодизация деятельности культурно-просветительных учреждений региона в первое десятилетие сооружения магистрали.
С образованием современного российского государства история БАМа стала рассматриваться в рамках концепции административно-командной системы как неудачная попытка продлить существование последней. Призыв на«стройку века» молодой, наиболее активной части населения страны представлялся как механизм снижения социальной напряженности и сохранения терявшей доверие советской идеологии.Благодаря ретроспективному анализу опыта сооружения магистрали была предложена методология реформирования хозяйственной политики и разработана программа долгосрочного развития региона.
Для исторических исследований постсоветского периода характернытакие тенденции, как регионализация, распространение микро исторического подхода, междисциплинарность, превалирование критических оценок проекта. Г. П. Власов, рассматривая строительство иркутского участка БАМа, отметил негативное воздействие неразвитой социальной сферы поселений на демографическую ситуацию в регионе и на народнохозяйственную эффективность формирующегося экономического пояса в целом. В более поздних работах Г. П. Власов подчеркивал, что оценка магистрали как «одной из ошибок периода социализма» не имеет аргументированных оснований. Роль БАМа в фокусе геополитических, геоэкономических и географических факторов, по мнению автора, сопоставима с ролью крупнейших транспортно-коммуникационных структур Северной Америки, Европы и Азии.
Историки стали уделять больше внимания вопросам влияния стройки на местные сообщества, в том числе на коренные народы Севера. Своеобразным итогом в изучении бурятского участка БАМа стал выход сборника научных статей «БАМ на территории Бурятии...», приуроченный к 25-летию начала строительства. Учеными были проанализированы мотивационная структура прибывающего на стройку населения, особенности формирования производственных коллективов, национальный состав строителей и пр.
Влияние строительства дороги на индустриальное развитие Бурятии, в том числе на формирование рабочего класса в республике, рассматривалось в обобщающих трудах М. Н. Балдано, Т. Е. Санжиевой, М. М. Халбаевой. Исследователи показали, что рост миграций на БАМ не оказал существенного влияния на состояние трудовых ресурсов в промышленности республики, но строительство повлияло на увеличение капвложений в индустриальные отрасли Бурятии в целом.
Глава 3. Литература постсоветского пространства
С образованием современного российского государства история БАМа стала рассматриваться в рамках концепции административно-командной системы как неудачная попытка продлить существование последней. Призыв на«стройку века» молодой, наиболее активной части населения страны представлялся как механизм снижения социальной напряженности и сохранения терявшей доверие советской идеологии.
Благодаря ретроспективному анализу опыта сооружения магистрали была предложена методология реформирования хозяйственной политики и разработана программа долгосрочного развития региона [Регион БАМ, 1996].
В 1997 г. было принято решение о создании акционерного общества «БАМинвест», на которое возлагались функции координации деятельности по экономическому развитию районов БАМа, что стимулировало проведение новых экономических исследований. В них было сформировано два подхода решения социально-экономических проблем притрассовых районов: «пессимистический» и «оптимистический». Согласно первому пуск магистрали опоздал к периоду всплеска мировых цен и повышению спроса на природные ресурсы начала 1970-х гг., что не позволило обеспечить эффективную загрузку объекта. В соответствии со вторым БАМ мог стать одной из главных магистралей подключения России к динамично развивающимся странам АТР, прежде всего, за счет развития добывающих и обрабатывающих отраслей промышленности через объявление притрассовых районов особыми экономическими зонами [Савватеев, 1998; Аршба, 2005].
Экономисты считают, что БАМ в настоящее время и в обозримом будущем останется экономически нерентабельным объектом. Перспективным является встраивание БАМа в мировую транспортную систему, для чего необходимо доведение магистрали до соответствующего мировым стандартам уровня, привлечение грузопотоков стран АТР и Европы; создание условий для притока инвестиций. Решение этих задач во многом определится возможностью переключения на БАМ части грузопотока между Японией, Россией и странами Европы, что, в свою очередь, потребует укрепления транспортных связей острова Сахалина с материком [Сибирь и Дальний Восток в XXI веке, 2017].
Для исторических исследований постсоветского периода характерны такие тенденции, как регионализация, распространение микро исторического подхода, междисциплинарность, превалирование критических оценок проекта. Г. П. Власов, рассматривая строительство иркутского участка БАМа, отметил негативное воздействие неразвитой социальной сферы поселений на демографическую ситуацию в регионе и на народнохозяйственную эффективность формирующегося экономическогопояса в целом [Власов Г.П., 1998; Власов Г. П., 2008]. В более поздних работах Г. П. Власов подчеркивал, что оценка магистрали как «одной из ошибок периода социализма» не имеет аргументированных оснований. Роль БАМа в фокусе геополитических, геоэкономических и географических факторов, по мнению автора, сопоставима с ролью крупнейших транспортно-коммуникационных структур Северной Америки, Европы и Азии [Власов Г. П., 2015; 2017].
Историки стали уделять больше внимания вопросам влияния стройки на местные сообщества, в том числе на коренные народы Севера [Винокуров, 1994; Поворознюк, 2011; Север и северяне, 2012]. Своеобразным итогом в изучении бурятского участка БАМа стал выход сборника научных статей «БАМ на территории Бурятии...», приуроченный к 25-летию начала строительства [БАМ на территории Бурятии, 1999]. Учеными были проанализированы мотивационная структура прибывающего на стройку населения, особенности формирования производственных коллективов, национальный состав строителей и пр.
Влияние строительства дороги на индустриальное развитие Бурятии, в том числе на формирование рабочего класса в республике, рассматривалось в обобщающих трудах М. Н. Балдано, Т. Е. Санжиевой, М. М. Халбаевой [Халбаева, 1993; 1999; Балдано, 2000; 2001; Санжиева, 2002]. Исследователи показали, что рост миграций на БАМ не оказал существенного влияния на состояние трудовых ресурсов в промышленности республики, но строительство повлияло на увеличение капвложений в индустриальные отрасли Бурятии в целом.
Новым направлением в изучении БАМа стала устная история и историческая антропология. В 2010-е гг. вышла серия работ, посвященных проблемам формирования коллективной памяти о БАМе, поиску идентичности местных сообществ, повседневной истории строителей [Воронина, 2009; Богданова, 2013; Поворознюк, 2020].
В связи с нарастающим вниманием государства к проблемам БАМа в последние годы стали появляться работы, освещающие различные аспекты модернизации магистрали и прилегающих к ней территорий [Митрофанова, Жуков, 2014; Неволина, Самуйлов, 2015; Дондоков, Борисов, 2015; Кибалов, Быкадоров, 2016; Кин, 2016; Рубан, Мете-лева, 2017; Медведева, 2020; Куклина, Красноштанова, 2021]. В июле 2014 г. на международной конференции «Байкало-Амурская магистраль: геоэкономика железнодорожного транспорта и роль в развитии Сибири и Дальнего Востока» отмечалось, что одной из задач правительства является расширение рамок проекта модернизации БАМа и Транссиба, его синхронизация с социальными проектами переселения людей из ветхого жилья, развития инфраструктуры, создания новых рабочих мест в регионах присутствия, а также экономическими программами развития северных территорий РФ и выхода к новым месторождениям природных ресурсов.
История БАМа широко представлена в зарубежной историографии «развитого социализма». Интерес исследователей к данному проекту был обусловлен желанием оценить эффективность позднесоветской системы и определить перспективы ее развития.
Заключение
В современной историографии изученность данной тематики крайне низкая. К работам исторического порядка можно отнести статью Байкалова Н. С., где он даёт анализ литературы по БАМу. В своей статье автор на основе анализа более 100 работ выделяет три тематических блока и отмечает наиболее важные аспекты в полемике зарубежных исследователей в изучении строительства БАМа.
К первой группе исследуемой литературы выделяет работы, где рассматриваются причины строительства магистрали.
Ко второму блоку относит литературу, где основное внимание уделяется строителям магистрали, их мотивам приезда на стройку.
К третьей группе относят литературу, где зарубежные историки дают оценку БАМу.
Историография проблемы состоит из двух разделов: работы по истории урбанизации районов нового освоения Сибири и Дальнего Востока и исследования, посвященные непосредственно районам БАМа. В рамках первого направления история населенных пунктов освещалась, преимущественно, в трудах многих исследователей индустриального развития региона. В работах В. И. Лукьяненко были рассмотрены политика партийных организаций в жилищном и культурно-бытовом строительстве новых индустриальных центров во второй половине 1950-х - 1960-х гг. Социально-экономическое развитие сибирских городов-новостроек в 1960-е - 1970-е гг. анализировалось в диссертацииЛ.В. Дашкевич.
С образованием современного российского государства история БАМа стала рассматриваться в рамках концепции административно-командной системы как неудачная попытка продлить существование последней. Призыв на «стройку века» молодой, наиболее активной части населения страны представлялся как механизм снижения социальной напряженности и сохранения терявшей доверие советской идеологии.
Благодаря ретроспективному анализу опыта сооружения магистрали была предложена методология реформирования хозяйственной политики и разработана программа долгосрочного развития региона.
Цель и задачи, поставленные в исследовательской работе, считаю достигнутой. Были показаны различные взгляды на БАМ в трудах исследователей.
Считаю целесообразным дальнейшее изучение данной темы в связи с ее малоизученностью историографии по данному вопросу.
Список литературы
1. Исторический опыт формирования и развития населенных пунктов в зоне Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (1970-е–1990-е гг.) / Н.С. Байкалов, 2020.
2. Амарин Т. Ударная сила Таксимо / Т. Амарин // Витимские зори. - 1983.
3.Аникин Н. И. Стройка века / Н. И. Аникин. - Москва: Транспорт, 1976.
4. Анищенко, О. На выставке «БАМ театральный» в музее истории БАМа есть стенд, посвящённый Владимиру Лелеке / О. Анищенко // Интернет-портал «Газета БАМ». - 2019. - № 15. - URL: http://gazeta-bam.ru/news/media/2019/4/14/na-vyistavke-bam-teatralnyij-v-muzee-istorii-bama-est-stend-posvyaschyonnyij-vladimiru-leleke (дата обращения: 30.08.2020).
5. Антушев С. Концерт для строителей БАМа / С. Антушев // Правда Бурятии. - 1976. - 6 февраля.
6. Бадарин Н. Торговые тупики БАМа // Советская торговля. - 1988. - 15 сент.
7. БАМ - дорога в будущее России: скоростное преодоление барьерных мест, события, факты, люди / сост. А. И. Белоозеров. - Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2004. - ISBN 5-93461-148-8.
8. БАМ - дорога дружбы: Записки, дневники, очерки о строительстве БАМ / сост. Л. П. Каминская. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1984.
9. БАМ - дорога нашей судьбы: вчера и сегодня: в трех частях / авт. -сост. А. И. Белозеров. - Новосибирск: СГУПС, 2012. - Ч. 1: Северобайкальский регион Восточно-Сибирской железной дороги. - 508 с. - ISBN 978-5-93461561-2; Ч. 2: Тындинский регион Дальневосточной железной дороги. - Новосибирск: СГУПС, 2012. - 575 с. - ISBN 978-5-93461-562-9; Ч. 3: Комсомольский регион Дальневосточной железной дороги. - Новосибирск: СГУПС, 2013. - ISBN 978-5-93461-563-6.
10. БАМ - дорога созидания / сост. И. Л. Печенюк. - Москва: Советская Россия, 1983.
11. БАМ - из века в век. Эстафета поколений: в двух частях / авт.-сост. А. И. Белозеров. - Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2016. - Ч. 1. Северобайкальский регион ВСЖД: (Лена -Северобайкальск - Хани). - 432 с.; Ч. 2. Тындинский и Комсомольский регионы ДВЖД: (Хани - Тында - Комсомольск-на-Амуре). - Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2016. - 524 с. - ISBN 978-5-93461815-6.
12. БАМ - стройка века: сборник. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1984.
13.БАМ - стройка века: сборник. Вып. 1. - Москва: Современник, 1974.; Вып. 2. - Москва: Современник, 1975.; Вып. 3. - Москва: Современник, 1977. - 309 с.; Вып. 4. - Москва : Современник, 1978.; Вып. 5. - Москва : Современник, 1979.; Вып. 6. - Москва : Современник, 1980.; Вып. 7. - Москва : Современник, 1983.; Вып. 8. - Москва : Современник, 1984.
14. БАМ в советской пропаганде и культуре. - URL: https://arzamas.academy/materials/1738 (дата обращения: 30.08.2020).
15. БАМ имени Ленинского комсомола: сборник / ред. А. Г. Борисов. - Благовещенск: Хабаровск. кн. изд-во, 1987.
16. БАМ. Магистраль в будущее: посвящается 40-летнему юбилею с начала строительства Байкало-Амурской магистрали. -Благовещенск: Изд-во «Благовещенск. Дальний Восток», 2014.
17. БАМ. Навстречу солнцу / сост. С.И. Акимова. - Улан-Удэ: Нова-Принт, 2013.: ил.
18. БАМ: панорама всенародной стройки: сборник. Вып. 1. 1974 / ред.-сост. Ю. В. Ефименко. - Хабаровск : Хабаровск. кн. изд-во, 1975.; Вып. 2. 1975 / ред.-сост. Ю. В. Ефименко. - Хабаровск : Хабаровск. кн. изд-во, 1976.; Вып. 3. 1976 / ред.-сост. Ю. В. Ефименко. - Хабаровск: Хабаровск. кн. изд-во, 1977.; Вып. 4. 1977. - Хабаровск: Хабаровск. кн. изд-во, 1978.; Вып. 5. 1978. - Благовещенск: Хабаровск. кн. изд-во, 1979.; Вып. 6. 1979 / сост. О. К. Мамонтова. - Благовещенск: Хабаровское кн. изд-во, 1980.; Вып. 7. 1980 / сост. О. К. Мамонтова. - Благовещенск: Хабаровск. кн. изд-во, 1981.; Вып. 8. 1981 / сост. О. К. Мамонтова. - Благовещенск: Хабаровск кн. изд-во; Амурское отделение, 1982.; Вып. 9. 1982 / сост. О. К. Мамонтова. - Благовещенск: Хабаровск кн. изд-во; Амурское отделение, 1983.; Вып. 10. 1983 / сост. О. К. Мамонтова. - Благовещенск: Хабаровск кн. изд-во; Амурское отделение, 1984.; Вып. 11. 1984. - Благовещенск: Хабаровск. кн. изд-во, 1985. -; Вып. 12. 1985. - Благовещенск: Хабаровск. кн. изд-во, 1986.
19. БАМ: Панорама всесоюзной ударной комсомольской стройки [1984]: сборник / сост. А. В. Николашкина, Ю. Л. Яхнин. - Хабаровск: Кн. изд-во, 1984. - Спец. вып., посвященный открытию рабочего движения по всей магистрали.
20. БАМ: путь из прошлого в будущее: БАМ-40 лет / авт.-сост. Т. С. Андреева. - Москва: УП Принт: РЖД, 2014. - ISBN 978-5-91487-055-0.
21. Бароян О. В. Врач на строительстве БАМа / О. В. Бароян // Наука и жизнь. - 1977. - № 3.
22. Башкуев Г. Место действия - Таксимо / Г. Башкуев // Правда Бурятии. -1981. - 19 мая.
23. Белоусов М. В. БАМ, до востребования... / М. В. Белоусов. - Ленинград: Лениздат, 1981.
24. Белоусова Т. Город юности дряхлеет на глазах: о проблемах и перспективах города Тынды // Комсомольская правда. - 2010. - 11 сент.
25. Бирюков В. Г. Дороги жизни / В. Г. Бирюков. - Москва: РИЦ ИСПИ-РАН, 2004. - ISBN 5-7556-0293-Х.
26. Богачев Е. В. Встречи в пути / Е. В. Богачев. - Иркутск: ООО «Репро-центр А1», 2010.
27. Болотин С. Служба, нужная во все времена / С. Болотин // Газета «БАМ». - 2012. - 26 сентября. - Вып. 39. - URL: http://gazeta-bam.ru/articles/media/2012/9/26/sluzhba-nuzhnaya-vo-vse-vremena/ (дата обращения: 30.07.2020).
28. Борбылева Н. Хранительница истории / Н. Борбылева // Северный Байкал. - 2003. - 10 декабря.
29. Брежнев Л. И. Великий подвиг советского народа: речь на Торжественном заседании в Алма-Ате, посвященном 20-летию освоения целины 15 марта 1974 г. / Л. И. Брежнев. - Москва: Политиздат, 1974.
30. Вербицкий Ю. С. Правда о БАМе. БАМ глазами участников его строительства / Ю. С. Вербицкий, В. Д. Пьянков, В. А. Сущевич. - Москва: АС-МО-пресс, 2010.
31. Верхотурова Г. А. Золотой край Бурятии / Г. А. Верхотурова, В. Ф. Жер-лов. - Улан-Удэ: ОАО «Республиканская типография», 2001.
32. Верхотурова Г. А. Рожденный БАМом / Г. А. Верхотурова. - Улан-Удэ: ОАО «Республиканская типография», 2014.
33. Викторов В. От Байкала до Амура / В. Викторов // Гудок. - 2004. - 24 апреля.
34. Вишневский Б. Игры «в начальника»: БАМ перед выбором / Б. Вишневский // Комсомольская правда. - 1987. - 22 октября.
35. Водопьянова О. Ю. Дневник строителя, 1974-2014 / О. Ю. Водопьянова. - Тында, 2014.
36. Воины-комсомольцы на БАМе: сборник / сост. А. М. Филимоновым, В. Д. Сафошкиным, П. И. Карповым, А. П. Ивановым. - Москва: Воениздат, 1978.
37. Вокзал Тынды вошёл в список самых интересных в России // Интернет-портал «Газета БАМ». - 2017. - 4 января. - Вып. 1. - URL: http://gazeta-bam.ru/news/media/2017/1/12/vokzal-tyindyi-voshyol-v-spisok-samyih-interesnyih-v-rossii/ (дата обращения: 20.12.2020).
38. Герчиков Л. Б. Московские километры БАМа / Л. Герчиков, В. Харчен-ко. - Москва: Моск. рабочий, 1981.
39. Глан И. В. Дорога на океан / И. В. Глан; худож. В. Харченко. - Москва: Стройиздат, 1982.
40. Гмызин В. В труде и спорте мастера / В. Гмызин // Северный Байкал. -1984. - 5 сентября.
41. Горлач Л. Н. От Днепра до Амура: докум. повесть-репортаж о строительстве БАМа / Л. Н. Горлач, С. В. Телънюк. - Киев: Молодь, 1976. - 269 с. Гринько В. «Бум и БАМ»: после критики / В. Гринько // Правда. - 1987.- 27 октября.
42. Грушевский В. Без фанфар: БАМ: памятник застою или дорога в будущее? / В. Грушевский // Правда. - 1988. - 28 декабря.
43. Гыпылов Г. Я пойду с ними на проходку. / Г. Гыпылов // Правда Бурятии. - 1987. - 17 января.
44. Дедул А. БАМ: социальная программа развития / А. Дедул // Правда Бурятии. - 1977. - 16 марта.
45. Дело великой эпохи / сост. С. Ю. Петрова. - Иркутск: ООО «Репро-центр А1», 2009.
46. Димуцкий В. М. Магистрали Александра Рябкова / В. М. Димуцкий. -Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1978.
47. Долгодворов В. А. Оптимальный вариант. Очерки о строителях БАМа / В. А. Долгодворов. - Хабаровск: Кн. изд-во, 1983.
48. Дорога нашей жизни / автор-сост. В.Д. Пьянков. - Москва: Экон-Информ, 2004.
49. Дорога, которую не выбирали [Об участии железнодорожных войск в строительстве БАМа]: сборник / под общ. ред. Г. И. Когатько. - Москва: Изд. центр «РОСС», 1993. - ISBN 5-86447-005-8.
50. Дроваль Н. П. Ускоряя темпы проходки / Н. П. Дроваль. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1987.
51. Друзенко А. На БАМе: 1. Собственность МПС / А. Друзенко, Б. Резник // Известия. - 1987. - 19 августа.
52. Друзенко А. На БАМе: 2. Продолжение с уравнениями / А. Друзенко, Б. Резник // Известия. - 1987. - 20 августа.
53. Друзенко А. На БАМе: 3. Уроки прогнозов и прогнозы уроков / А. Друзенко, Б. Резник // Известия. - 1987. - 21 августа.
54. Дульбеев К. БАМ - творческая мастерская / К. Дульбеев // Правда Бурятии. - 1979. - 11 апреля.
55. Журавлев В. А. Сказание о БАМе / В. А. Журавлев. - Москва: Мысль, 1976.
56. Звездный час: рассказы о героях БАМа / сост. Б. С. Ротенфельд. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1985.
57. Золотое звено / сост. А. П. Фадеев. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1984.
58. Зуев В. Ф. Байкало-Амурская - магистраль жизни / В. Ф. Зуев. - Хабаровск: Частная коллекция, 2004.
59. Измайлов В. В. Ушедшим в бессмертие / В. В. Измайлов. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1982.
60. Испытание трассой: сборник / ред. К. Н. Балков. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1978.
61. История Северо-Байкальского района / Т. П. Темникова. - Улан-Удэ: Нова-Принт, 2015.
62. История школы газетной строкой. Северобайкальская детская школа искусств / С. В. Вахрушева, Л. С. Давыдова. - Красноярск: ООО ИД «Класс Плюс», 2017.
63. Казьмин Г. Байкало-Амурская целина / Г. Казьмин // Правда Бурятии. -1979. - 2 февраля.
64. Казьмин Ю. А. Себе и потомкам. Репортажи о строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали / Ю. А. Казьмин. - Москва: Экономика, 1975.
65. Капелюшный Л. Разлом: о драме строительства уникального тоннеля в Северомуйске и будущем Сибири / Л. Капелюшный // Бурятия. - 1992. - 17 июня.
66. Каширская В. Б. Он вчера не вернулся из боя...: документальная повесть: [О строителе БАМа А. Байкове] / В. Б. Каширская, Т. Шубина. - Москва: Мол. гвардия, 1987.
67. Кривой А. С. БАМ от А до Я / А. С. Кривой. - Иркутск: ЗАО «Вост.-Сиб. издательская компания», 2004.
68. Крючков Н. И. Магистраль у Байкала (репортаж с места событий) : книга воспоминаний / Н. И. Крючков. - Симферополь: Дар, 1999.
69. Кузьмин Ю. А. Себе и потомкам: репортажи о строительстве БАМ / Ю. А. Кузьмин. - Москва: Экономика, 1975.
70. Левашов В. В. Золотое звено : книга про БАМ, написанная ее строителями / В. В. Левашов. - Москва: Молодая гвардия, 1982.
71. Лейссон Э. Л. Наш дом - БАМ / Э. Л. Лейссон. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1983.
72. Либин В. В. Надежные плечи мостов: рассказ о мостостроительном отряде № 64 и его людях. - Благовещенск, 2004.
73. Лосев П. С. День победы В. Р. Толстоухова / П. С. Лосев. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1981.
74. Лосев П. С. Товарищ БАМ / П. С. Лосев. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1982.
75. Лосев П. С. Утро БАМа / П. С. Лосев. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1979.
76. Макарцев М. К. Восточный фланг БАМа / М. К. Макарцев. - Москва: Лика, 2012.
77. Маньковский В. БАМ строят молодые / В. Маньковский. - Ленинград: Лениздат, 1984.
78. Михеев Г. Г. Зейск... Центральный участок БАМа. Путевые заметки журналиста / Г. Г. Михеев. - Уфа: Башк. кн. изд-во, 1980.
79. Муравьева И. Во имя будущего / И. Муравьева // Северный Байкал. -1984. - 6 октября.
80. На страже людского здоровья: 75 лет районного здравоохранения / сост. С. Бухаев. - Нижнеангарск: Мини типография администрации Северобайкальского района, 1999.
81. Назарчук С. Юбилей БАМовской медицины / С. Назарчук // Гудок. -2013. - № 13. - URL: https://gudok.ru/zdr/171/?ID=906269&archive=30503 (дата обращения: 21.05.2020).
82. Наумчик А. Т. Чарский дневник / А. Т. Наумчик. - Алма-Ата: Казахстан, 1987.
83. Непомнящих П. К. В сердце вас навек сохраню: сборник очерков, рассказов, былей / П. К. Непомнящих. - Улан-Удэ: Нова Принт, 2012.
84. Орлов В. А. Байкальское притяжение / В. А. Орлов. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1985.
85. Орлов В. А. Друзья мои, тоннельщики / В. А. Орлов. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1983.
86. От Байкала до Амура: сборник / сост. Л. Ильюшенко. - Москва: Молодая гвардия, 1984.
87. От Байкала до Амура: сборник / сост. С. С. Цырендоржиев. - Москва: Современник, 1986.
88. Охолин Н. БАМ. Суровое поле Севера / Н. Охолин // Правда Бурятии. -1979. - 10 апреля.
89. Павлов С. Н. БАМ - жар сердец молодых / С. Н. Павлов. - Улан-Удэ: Респ. тип., 2008.
90. Павлович В. Ю. Притяжение. Участие комсомольцев Белоруссии в строительстве БАМа / В. Ю. Павлович. - Минск: Беларусь, 1984.
91. Памяти бамовцев / Т. Муратова. - Северобайкальск, 2001. - URL: https://www.proza.ru/2004/03/28-29.
92. Панков А. С. Жемчужина БАМа: (Путешествие по Южной Якутии) / А. С. Панков. - Москва: Мысль, 1982.: ил.
93. Парилов А. В. Сквозь тайгу и скалы: репортаж с бурятского участка БАМ / А. В. Парилов. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1979.
94. Переведенцев В. Куда ведет дорога? Социально-экономическое обеспечение БАМа / В. Переведенцев // Советская культура. - 1988. - 11 октября.
95. По рельсам времени приходят поезда / ред. -сост. В. В. Островский. -Иркутск: Иркутский дом печати, 2001.
96. Подзарей А. И. Мы строили БАМ не в белых перчатках: рассказы и очерки "Судьбы людские»: (документальная повесть) / А. И. Подзарей. -Книга 1. - Протвино, 2008. - 400 с.; Книга 2. - Протвино, 2008. - 380 с. -ISBN 5-7151-0150-6.
97. Пушкарь А. Солдаты БАМа. Очерки // Дальний Восток. - 1976. - № 9. -С. 109-112; № 10.
98. Рожденный магистралью. К 15-летию треста "ЗапБАМстроймеханизция" 1974-1989. - Усть-Кут, 1989.
99. Ротенфельд Б. С. Земля доброй надежды / Б. С. Ротенфельд. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1983.
100. Самарин Е. А. Дорога. Страницы из дневника строителя БАМа / Е. А. Самарин. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1986.
101. Светиков В. Н. Магистраль мужества / В. Н. Светиков. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1987.
102. Северобайкальск - ленинградский город на БАМе: книга о строителях ПМК «ЛенинградБАМстрой» / автор-сост. Т. А. Муратова. - Северобайкальск, 2014.
103. Серов В. А. Зажги свой факел: [о строителях БАМа] / В. А. Серов. - Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1984.
104. Сквозь горы, сквозь годы. К 25-летию "БАМтоннельстрой" / ред.-сост. В. В. Островский. - Иркутск: Иркутский дом печати, 1999.
105. Скотников А. Чтобы рекорд стал нормой / А. Скотников // Правда Бурятии. - 1979. - 3 октября.
106. Снегур А. Е. Золотая стыковка / А. Е. Снегур. - Чита: Экспресс-издательство, 2009. - 192 с. - ISBN 978-5-9566-0177-8.
107. Снегур А. Е. МК «БАМ»: документальная история самого известного рабочего коллектива на Читинском Прибамье / А. Е. Снегур. - Чита: Экспресс-издательство, 2011. - ISBN 978-5-9566-0244-7.
108. Соболев И. Первопроходцы. О строителях БАМа: из дневника писателя / И. Соболев // Правда. - 1976. - 4 января.
109. Соколов А. Г. Обратный адрес: БАМ / А. Г. Соколов. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1976.
110. Солдатские рельсы БАМа: сборник / сост. А. М. Филимонова. – Москва: Воениздат, 1980.
111. Солдаты БАМа: сборник очерков / ред. В. В. Моспин. - Москва: Воениздат, 1977. - 175 с.: ил.
112. Сорокин В. Н. Рельсы сквозь тайгу / В. Н. Сорокин. - Ленинград, 1979.
113. Стальная колея Владислава Сакуна / Б. В. Сакун, И. М. Шестак, В. Д. Пьянков. - Москва: АСМО-Пресс, 2015.
114. Творцы магистрали / сост. М. А. Жарков. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1985.
115. Телепнев В. П. Автограф века. Очерки о БАМе / В. П. Телепнев. - Киев, 1978.
116. Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали - мост между прошлым и будущим России / под общ. ред. В. Н. Тарасовой, В. С. Наговицына. - Москва: Изд-во Центра "Транспорт", 2005. - 348 с. - ISBN 5-9900461-1-1.
117. Трасса мужества. Бурятский участок БАМа / ред.-сост. П. Л. Натаев. -Улан-Удэ: Респ. тип., 2005.
118. Трасса. От выездной редакции «Известий» на БАМе / ред. В. Архангельский. - Москва: Известия, 1985.
119. Тында. Город, люди, судьбы / [гл. ред. Е. Башурова]. - Благовещенск: Благовещенск. Дальний Восток, 2015.
120. Тында: от оленьих троп до столицы БАМа / сост. В. Гузий. - Новосибирск: Наука, 2003. - 308 с. - ISBN 5-02-032054-4.
121. Федоров В. В. БАМ строит нас / В. В. Федоров. - Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1981.
122. Халиулин М. Г. Рождение магистрали / М. Г. Халиулин. - Иркутск: Библиотека журнала «Камены», 2004.
123. Харитонов А. И. БАМ: люди, которых я знаю / А. И. Харитонов. - Иркутск: ООО типография «На Чехова», 2016.: ил. - ISBN 978-5-98839107-4.
124. Харитонов А. И. Эх, путь-дорожка.: записки провинциального журналиста / А. И. Харитонов. - Иркутск: Издатель Сапронов Г. К., Агентство «Комсомольская правда - Байкал», 2002.- ISBN 5-94535-012-5.
125. Харитонов А. Судьба и театр Анатолия Байкова: рассказ о народном театре «Молодая гвардия» и его режиссере / А. Харитонов // Областная газета.- 2014. - 16 мая. - URL: http://www.ogirk.ru/2014/05/16/41980/ (дата обращения: 30.08.2020).
126. Хатунцев В. Бум и БАМ: Почему молодая магистраль не работает в полную силу / В. Хатунцев // Правда. - 1987. - 11 июня.
127. Художественно-историческое объединение г. Северобайкальск // Культура РФ. Портал культурного наследия, традиций народов России. - URL: https://www.culture.ru/institutes/27799/khudozhestvenno-istoricheskoe-obedinenie-g-severobaikalsk (дата обращения: 15.11.2018).Цветные металлы // Официальный сайт администрации муниципального образования «Муйский район». - URL:http://admmsk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1133&Itemid =242 (дата обращения: 01.12.2020).
128. Чаушеску Ф. Байкало-Амурская магистраль / Ф. Чаушеску. - Москва: Прогресс, 1988.
129. Чернова Г. Наша гордость / Г. Чернова // Северный Байкал. - 2004. - 23 июня.
130. Чудный В. П. БАМ: страницы великой стройки / В. П. Чудный. - Киев: Политиздат Украины, 1985.
131. Чудный В. П. Краны над тайгой / В. П. Чудный. - Киев: Будiвельник, 1981.
132. Чуль В. Е. БАМ: дорога через сердце / В. Е. Чуль. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1984.
133. Чуль В. Е. Дружбой рожденная / В. Е. Чуль. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1989.
134. Чуль В. Е. Крылья БАМа / В. Е. Чуль. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1985.
135. Чуль В. Е. Мосты БАМа: автографы мужества / В. Е. Чуль. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1986.
136. Чунавлев В. А. «...Ваш собственный корреспондент по БАМу». Наследие. Творческий портрет. Воспоминания: по материалам З. И. Чунавлевой идругих / В. А. Чунавлев; авт. проекта и ред.-сост. Е. Ф. Куренная. - Чита: Экспресс-издательство, 2011.: фото. - (Летописцы прибайкальских эвенков; Кн. 1). - ISBN 978-5-9566-0284-4
137. Чунавлева-Лазутина З. И. Муйская долина - неразгаданная краса / З. И. Чунавлева-Лазутина. - Улан-Удэ: ОАО «Республиканская типография», 2013. - 304 с. - ISBN 978-5-91407-087-5.
138. Шестак И. М. Мы были в ответе за эту трассу. Страницы истории. Деятельность УМВД СССР на БАМе / И. М. Шестак, А. И. Недорезов. - Москва: Лика, 2019.
139. Шестак И. М. БАМ: братание одержимых. К 40-летию начала строительства БАМа / И. М. Шестак. - Новосибирск, 2014.: 80 ил.
140. Шестак И. М. БАМ: километры эпохи. Факты, события, размышления / И. М. Шестак. - Новосибирск, 2009.
141. Шестак И. М. БАМ: пикеты памяти. К 45-летию начала строительства БАМа / И. М. Шестак. - Новосибирск, 2019.
142. Шестак И. М. Главный город магистрали / И. М. Шестак. - Новосибирск: ООО «Офсет-ТМ, 2020. - 334 с. - ISBN 978-5-85957-165-9.
143. Шестак И. М. Здесь мой причал и здесь мои друзья / И. М. Шестак. -Тында: Редакция газеты «Авангард», 2004.
144. Шестак И. М. Стальная колея Владислава Сакуна: книга памяти / И. М. Шестак. - Асмо-Пресс, 2015.
145. Шинкарев Л. И. Байкало-Амурская магистраль / Л. И. Шинкарев. - Москва: Советская Россия, 1975.
146. Шинкарев Л. И. Второй Транссиб. Новый этап освоения восточных районов / Л. И. Шинкарев. - Москва: Политиздат, 1979.
Слайд 1
Частное образовательное учреждение РЖД лицей №10 ПРОЕКТ По обществознанию на тему: «Историография БАМа» Ученицы 10 класс Кузнецова Елизавета Руководитель проекта: Самданова Инга Борисовна г. Улан-Удэ 2024 г .Слайд 2
Историческая наука всегда проявляла интерес к изучению истории Байкало-Амурской магистрали. Объясняется это тем, что Транссибирская магистраль является крупнейшим транспортным объектом на строительство которой, были затрачены значительные материально-технические и человеческие ресурсы Советского союза. В современной истории России этот интерес продиктован также желанием извлечь практический опыт советских строителей в освоении обширных территорий на Востоке, когда в условиях санкционной политики экономика Российской Федерации заинтересована в дальнейшем хозяйственном освоении и развитии её Сибирского и Дальневосточного региона. В современной исторической науке история строительства БАМа получила достаточно широкое освещение. В то же время следует отметить, слабую изученность историографических источников по данной теме. В отечественной историографии выделяют два этапа в исследовании строительства Байкало-Амурской магистрали. Основное внимание на первом этапе уделяется изучению роли КПСС при строительстве магистрали, а на втором этапе в исторической науке идёт переосмысление всех реалий постсоветского пространства. Актуальность темы
Слайд 3
Цель: Дать краткий историографический анализ по истории БАМа. Задачи: 1. Кратко раскрыть историографию по избранной теме. 2. Проанализировать литературу по БАМу советского периода 3. Изучить историческую литературу постсоветского пространства . Введение
Слайд 4
Глава 1. Историография БАМа В современной историографии изученность данной тематики крайне низкая. К работам исторического порядка можно отнести статью Байкалова Н. С., где он даёт анализ литературы по БАМу. В своей статье автор на основе анализа более 100 работ выделяет три тематических блока и отмечает наиболее важные аспекты в полемике зарубежных исследователей в изучении строительства БАМа. К первой группе исследуемой литературы выделяет работы, где рассматриваются причины строительства магистрали. Ко второму блоку относит литературу, где основное внимание уделяется строителям магистрали, их мотивам приезда на стройку. К третьей группе относят литературу, где зарубежные историки дают оценку БАМу.
Слайд 5
Глава 2. Анализ литературы по БАМу советского периода Историография проблемы состоит из двух разделов: работы по истории урбанизации районов нового освоения Сибири и Дальнего Востока и исследования, посвященные непосредственно районам БАМа. В рамках первого направления история населенных пунктов освещалась, преимущественно, в трудах многих исследователей индустриального развития региона. В работах В. И. Лукьяненко были рассмотрены политика партийных организаций в жилищном и культурно-бытовом строительстве новых индустриальных центров во второй половине 1950-х - 1960-х гг. Социально-экономическое развитие сибирских городов-новостроек в 1960-е - 1970-е гг. анализировалось в диссертации Л. В. Дашкевич.
Слайд 6
Глава 3. Литература постсоветского пространства С образованием современного российского государства история БАМа стала рассматриваться в рамках концепции административно-командной системы как неудачная попытка продлить существование последней. Призыв на «стройку века» молодой, наиболее активной части населения страны представлялся как механизм снижения социальной напряженности и сохранения терявшей доверие советской идеологии. Благодаря ретроспективному анализу опыта сооружения магистрали была предложена методология реформирования хозяйственной политики и разработана программа долгосрочного развития региона.
Отчего синичка развеселилась
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Лиса Лариска и белка Ленка
Самодельный телефон
Рисуем осень: поле после сбора урожая