Это очень важно – не только любить свою Родину, но и знать её историю, чем она славится. А если Родина-это не огромная страна? А если Родина - это небольшое село, да просто улица? Разве это - не Родина? И это - тоже Родина. Только - малая. Но от этого она не становится менее любимой. Поэтому актуальность данной работы заключается в изучении всего, что связано с нашей малой родиной – селом Палаевка, чтобы мы всегда помнили о нем, гордились им и рассказывали другим людям о его истории, людях и достопримечательностях.
Цель работы: разработать мини-экскурсиюпо родному селу. В задачи вошло: выяснить историю села, найти исторические памятники и достопримечательности своей малой Родины, собрать материал о своём селе, оформить собранный материал в презентации «Живи, село мое родное!», научиться сотрудничать с одноклассниками, родителями и людьми, знающими историю возникновения села.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zhivi_selo_moe_rodnoe.docx | 35.13 КБ |
МБУ ДО «Центр эстетического воспитания детей (национальной культуры) «Тяштеня» Рузаевского муниципального района
Исследовательский проект
«Живи, село моё родное!»
Выполнил: Родионов Родион,
Руководитель: Родионова Татьяна Алексеевна, методист
Рузаевка 2021 г.
Оглавление
Введение …………………………………………….…..стр 2
Глава 1. Мое родное село - Палаевка
Глава 2. Богатство села.
2.1. Экскурсия по достопримечательностям села……………стр 7
2.2. Традиции села………………………………………………стр 9
2.3. Моя семья……………………………………………………стр 9
Заключение……………………………………………стр 11
Список литературы……………………………………стр12
Приложения……………………………………………стр13
Введение
Это очень важно – не только любить свою Родину, но и знать её историю, чем она славится. А если Родина-это не огромная страна? А если Родина - это небольшое село, да просто улица? Разве это - не Родина? И это - тоже Родина. Только - малая. Но от этого она не становится менее любимой.
Природные просторы родного края, традиции народа, местные легенды, исторические повествования и памятники оставляют большой след в нашей душе и способствуют формированию любви к родному краю, без которой мы черствеем и становимся равнодушными. Наш современный мир многообразен и более цивилизован, но многое в нем – это отголосок старого времени, ставшего для нас историей. Поэтому нужно не только любить свою Родину, но и знать её историю, чем она славится.Верно говорит народная мудрость - не зная прошлого, не поймешь и настоящего.И мы должны знать землю наших предков и их самих – тех, с кого пошел наш род.
Поэтому актуальность данной работы заключается в изучении всего, что связано с нашей малой родиной – селом Палаевка, чтобы мы всегда помнили о нем, гордились им и рассказывали другим людям о его истории, людях и достопримечательностях.
Цель работы: разработать мини-экскурсиюпо родному селу.
В задачи вошло: выяснить историю села, найти исторические памятники и достопримечательности своей малой Родины, собрать материал о своём селе, оформить собранный материал в презентации «Живи, село мое родное!», научиться сотрудничать с одноклассниками, родителями и людьми, знающими историю возникновения села.
Работа включала в себя работу с толковым словарем, изучение архивных данных, фотографирование достопримечательностей, поиск информации в интернете, опрос одноклассников, родителей, учителей об истории села.
Использованные методы работы: поисковый, исследовательский.
Глава 1. Мое родное село –Палаевка.
В 30-ти километрах от Рузаевки в живописных местах речек Дивеевка и Палаевка раскинулось мое исконно мордовское село Палаевка, основанное в 1694 году.В «Списке населенных мест Пензенской губернии» (1869) Палаевка - деревня казенная из 94 дворов Инсарского уезда. Название села связано с дохристианскими именами Чевтомас (Цифтамас) и Полай, которые были первопоселенцами, основателями населенного пункта. В актовом документе 1706 года сообщается: «Инсарского уезду деревня Чевтомасовы мордва ПолайкаРузаев, ПолайкаМелишев с товарищами всею деревнею в прошлом де 202 (1694) году били челом великому государю».
17 июня 1706 года царь Петр I подписал указ, которым Саранскому подъячему Андрею Исаеву предписывалось произвести размежевание спорных земель между татарами деревни Урледим, мордвой деревни Чевтомас, а также мордвой деревни Мураевка. Жители ЧефтомасаПолайкаРузаев, ПолайкаМелишев и Петрушка Семенов передвинули столбы-грани на смежных землях, покосах и других угодьях в свою пользу, иначе говоря, совершили самовольный захват чужой земли. Но, как видно из того же Указа, крестьяне деревни Чефтомаса еще 1694 году обращались к царю с челобитной, обосновывая свои права на упомянутую землю.
Выходит, в 1694 году перечисленные выше деревни уже существовали. Со временем Мураваевка стала называться Муравьевкой, а Чефтомас - Цифтамасом и Палаевкой.
На территории нынешней Палаевки когда-то располагались две деревни: Цифтамас и Палаевка. Шли годы, население росло, деревни совсем сблизились и слились. По состоянию на январь 1762 года население Цифтомаса насчитывала 165 человек. По тем временам, это солидное селение.
Христианизация мордвы, как известно, шла медленно. В Чевтомасе многие жители носили языческие имена: Алемашка, Балдашка, Радайка, Несмейка, Тингайка и т.д. Палаевцы легко узнают в них фамилии своих земляков: Алемаев, Несмеев, Богдашкин и т.д. Но к 1762 году в Палаевке уже имелось несколько глав семей с христианскими именами: Николай, Тихон, Григорий, Тимофей…
В селе были и бедные, и зажиточные крестьяне, помещиков не было. Дивеев Иван Егорович ( мой прадед) имел 40 десятин земли, несколько лошадей, стадо овец. В Палаевке помещиков никогда не было. После Октябрьской революции у моего прадеда отобрали дом, где после разместилось правление колхоза. Ему пришлось со своей семьей уехать в Нижний Новгород. Мой прадед всегда любил работать на земле, поэтому он решил вернуться снова в свое село. «Что будет, то будет. Пусть хоть расстреляют, но я вернусь домой» - сказал он семье. Взял жену, детей и приехал обратно в село. Благодаря своему трудолюбию, он снова построил дом и стал трудиться в колхозе.
1.2. Жизнь села в годы войны
Почти все мужчины призывного возраста во время войны стали фронтовиками. Первым из села был призван мой прадед Катаев Петр. Взамен ушедшим на фронт мужчин на производство приходили женщины и подростки. Невиданный патриотизм в годы войны проявили работницы колхозов и совхозов, на плечи которых легли основные заботы по ведению сельского хозяйства.
По призыву тогдашнего председателя колхоза М.И. Алемаева девушки и молодые женщины пошли на курсы трактористов при МТС. Овладев профессией механизатора девушки сели на трактора, пахали, бороновали, сеяли, водили прицепные комбайны. Самоотверженно трудились на колхозных полях А.Ф.Шекова, Е.В.Котлова, М.М.Киреева, М.В.Шинкина. Нелегко жилось палаевцам. Но еще тяжелее пришлось людям, эвакуированным из западных районов страны. К весне 1942 года жители Палаевки приютили 45 человек, делясь с ними всем, что имели. В письмах своим женихам и мужьям они не жаловались на трудности, горячо надеялись на то, что они с победой вернутся домой.
Храбро сражались палаевцы и озерковцы на фронтах Великой Отечественной войны. Но война не обходится без жертв. Более 163 палаевских и озерковских мужчин сложили на фронтах Великой Отечественной свои головы. А десятки человек возвратились в родное село инвалидами. С войны не возвратились мои 2 прадеда: Катаев Петр, Лаушкин Яков.
1.3. Послевоенное время.
Жизнь после войны на селе налаживалась медленно. Нелегко пришлось рабочему классу, но еще труднее – колхозникам, труд которых оплачивался весьма скудно. Засушливым был 1946 год. На трудодни получили очень мало хлеба. Имевшиеся до войны сельхозмашины износились, новых не поступало. В колхозе то и дело меняли председателей, но положительных результатов это не приносило.
Заметное улучшение в жизни колхоза «Новая жизнь» наметилось с председательством москвича Е.К. Ковальчука. Начали выращивать больше конопли, построили несколько производственных помещений, получили прирост денежных доходов хозяйства.
В начале 1972 года избрали председателем Н.П.Рыбина. Развернулось строительство типовых животноводческих помещений, соорудили крупный зерноочистительный комплекс. Выросли две новые улицы, Дом культуры, торговый центр, школа, административное здание, медпункт, заработал профилакторий, по улицам проложили асфальт, палисадники огородили общей изгородью. За несколько лет Палаевка превратилась в одно из самых благоустроенных сел не только района, но и республики.
Коваль Юрий (09.02.1938 – 02.08.1995) – советский, российский писатель, поэт, автор детских произведений. Художник, автор песен, сценариев для мультипликационных фильмов. Неоднократно награждался премиями крупных конкурсов. Он является внуком Татьяны Дмитриевны Колыбиной, первой учительницы Палаевской школы. Его мать – Ольга Дмитриевна Колыбина, детские годы провела в Палаевке. Быстро сдружилась со своими сверстниками, поэтому хорошо выучила мокшанский язык. Она помогала своей маме в общении с детьми.
В 1987 году Юрий Коваль пишет «Полынные сказки», основанные на жизни и воспоминаниях своей матери в Палаевке. Издание было признано лучшей детской книжкой 1987 года в стране. По нескольким сказкам были выпущены мультфильмы.
В 1994 исполнилось 300 лет селу Палаевка Рузаевского района Республики Мордовия. Примерно такой же возраст имеет деревня Озерки Палаевского сельского совета. О долгом пути, пройденном ими, об организации и развитии колхоза «Новая жизнь» повествует автор этой книги журналист Михаил Николаевич Бычков.
1.5.Знаменитые и успешные люди Палаевки.
1.Н.П.Рыбин- первый секретарь Рузаевского райкома комсомола, заслуженный работник сельского хозяйства МАССР, проработал председателем колхоза «Новая жизнь» 22 года.
2.В.М.Лапштаев - заместитель главы Рузаевского муниципального района
3.В.И. Серебрякова – заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия.
4.П.М.Богдашкин – молодой, но очень перспективный хирург 3 городской больницы г.Саранска.
5. Василий Сергеевич Родионов – музыкант, композитор, заслуженный деятель культуры Республики Мордовия , художественный руководитель фольклорного ансамбля « Келу» им. Г.И.Сураева-Королева с 2002 по 2009г.
6. Вячеслав Максимович Тишкин – директор Палаевской школы с 1989 по 1997 год, начальник управления образования Рузаевского района с 2000 по 2009 год, директор муниципального бюджетного учреждения Рузаевского муниципального района «Центр обслуживания муниципальных учреждений» с 2009 по 2018 год, заслуженный работник образования.
7. Анна Ивановна Тишкина – директор Палаевской школы с 1997 по 2008 год,,директор МБУ ДОД «Центр «Тяштеня»,председатель Рузаевского отделения межрегиональной общественной организации мордовского ( мокшанского и эрзянского) народа, «Почетный работник общего образования Российской Федерации
8. Клавдия Борисовна Кузнецова – глава Палаевского сельского поселения с 1997 по 2018 год.
Глава 2. Богатство нашего села
Разрабатывая мини-маршрут по селу, убедился, что все важные для сельчан объекты находятся рядом, в центре села. Среди них- наш храм, школа, культурно-досуговый центр, обелиск павшим воинам, живописные уголки родной природы.
Но самая важная достопримечательность села, с которой нужно начать экскурсию – это храм Казанской иконы Божией Матери.С ним связаны все важнейшие события наших сельчан.
Он был построен в 1868г. и потом достраивался по проекту Эренберга А. Е. (1863-1938), служившего в ту пору на месте архитектора Пензенской епархии.«Причта по штату положено: священник и псаломщик. Земли 33 десятин. Дома для членов причта общественные. Жалования 392 руб., братского дохода 385 руб. Приход состоит из одного села, имеется церковно-приходская школа».
Местный храм сохранился в лучшем состоянии, чем в соседних селах. Удивительно: все эти развалины были аккуратно описаны работниками Министерства Культуры СССР, были оформлены Паспорта памятников культуры и истории. Постановлением Совета Министров Мордовской АССР №128 от 20.03.1981г. храм был отнесен к Памятникам архитектуры республиканского значения. Тем не менее, достояние республики: иконы и утварь - были полностью утрачены. Без должной охраны все было растащено. Когда палаевский колхоз приступил к работе над созданием музея боевой славы и трудовой славы, под него решено было приспособить деревянное здание местной церкви, которая с 1963 года не действовала. Когда здание было отремонтировано, оно по просьбе верующих было возвращено им. 12 июля 1989 года она была открыта. В настоящее время храм является украшением с.Палаевка и всей округи.
Казанская церковь села Палаевка 25 сентября 2012 г. принимала чудотворную икону Песчанскую Божьей матери и мироточивую икону Святителя Иосафа Белгородского.
Одной из особенностей храма является Корона на вершине надглавного креста, которая встречается не очень часто. Архимандрит Макарий (Миролюбов) в своем труде «О форме крестов на главах храмов и колоколен» пишет следующее: «...на некоторых храмах поверх крестов имеются короны. Но короны эти, как думают, приделаны только к тем храмам, которые находились в особенных отношениях к коронованным лицам».
Несомненно, это так. Корона помещалась на вершине надглавного креста в знак того, что данная церковь была возведена по царскому указу и на пожертвования из царской казны. Однако в подавляющем большинстве случаев корона на вершине креста-накупольника указывает, что перед нами Царский Крест, или Крест Небесного Царя. Священное Писание называет Иисуса Христа Царем царей и Господином господствующих. И царская власть — тоже от Бога.
Корона на надкупольных крестах могла иметь как реальную, близкую к русскому царскому венцу форму так и достаточно условную.
Следующем объектом мини-экскурсии является школа. Школа сейчас не работающая, и ставшая лишь историческим объектом, напоминающим о том, что раньше в селе было много детей и школьные коридоры оглашались их смехом.
Вообще первая Палаевская школа была основана в 1891 году при церкви, по инициативе и на средства священника Дмитрия.
Занятия с ребятишками, в основном мальчиками, проводилась в церковной сторожке. Учил их сначала священник Смирнов, а позднее учительница Татьяна Дмитриевна Колыбина. Первые годы новой власти Колыбина одна занималась с детьми в нескольких классах. Ей помогали председатели Палаевского сельсовета Сергей Ефимович Безруков, Василий Родионов, Яков Дивеев, Михаил Сараев и Иван Киреев.
С 1891 г. по 1947 г. школа функционировала в статусе начальной, с 1947 по 1987 г. в статусе основной, с 1987 г. по 2011 – в статусе основной школы.К сожалению, сейчас ее закрыли, но она всегда останется в моей памяти. Здесь я проучился 2 года. Мне нравились мои учителя, мой класс. Мы проводили много интересных мероприятий, встречали гостей.
Традиции села.
Село Палаевка- это музыкальное село. В селе всегда любили петь мордовские песни на праздниках, на посиделках. В 1989 г. под руководством Тишкиной А.И. в школе был организован фольклорный коллектив «Марлюня». В состав которого входили педагогический коллектив и учащиеся школы. После в состав ансамбля вошли и жительницы села. Фольклорный ансамбль и по сей день успешно участвует во всех сельских, районных и республиканских мероприятиях.
В селе традиционно проводится празднование христианских праздников: престольный праздник день Казанской Божьей Матери,Рождество Христово,Крещение Господня, Пасха,Троица и т. д.
Особенно запоминающее проходит празднование Дня Победы. В этот день проводится митинг. К обелиску павшим воинам в ВОВ приходят жители села, чтобы почтить память павших с фотографиями своих родственников. В этот день по традиции всех угощают перловой кашей полевой кухни. Администрация села поздравляет тружеников тыла и ветеранов войны. Также в КДЦ традиционно проводятся праздники улиц, новый год, осенний бал, международный женский день.
Моя семья очень большая. В ее состав входит 7 человек: мама, папа, брат Артем, жена брата Настя, мой племянник Всеволод, сестренка Алена и я – Родион. У нас семья очень дружная. Мы все помогаем друг другу. А на праздники мы, уже традиционно, собираемся все вместе. Наша семья творческая, практически все играют на музыкальных инструментах. Брат Артем, профессиональный баянист, его жена актриса. Она играет на рояле, танцует. Папа хорошо играет на гитаре, сам научился играть на гармошке. Сестра Алена начала играть на гитаре еще в шесть лет. Моя мама хорошо поет. Я очень люблю танцевать, слушать музыку. Так же у меня есть дядя, который известный музыкант и композитор, заслуженный деятель культуры Республики Мордовия - Василий Родионов. Он очень хороший баянист. Дядя Вася написал много песен на мордовском языке. Я люблю их слушать.
Моя семья самая лучшая и она много значит для меня. Мы все любим свое село, свой дом. Я хочу, чтобы она осталась такой всегда.
Заключение
Закончив проект, могу с уверенностью сказать, что всё поставленные задачи выполнены: изучена история происхождения села, найдены исторические памятники и достопримечательности своей малой Родины, собранный материал оформлен в форме презентации. С ней познакомил пока учащихся нашей школы, а затем и познакомим и всех желающих, в том числе и так называемых виртуальных туристов.
Таким образом, проделав исследовательскую работу, ответил на вопрос «За что можно любить своё село?». А главное, получил массу интересной информации, положительных впечатлений и полученными знаниями об истории села и его людях показал, каким прекрасным и интересным является малый уголок нашей страны – моя малая родина, село Палаевка. Приехав сюда, познакомившись с его достопримечательностями, а также с радушием и гостеприимством местного населения, нисколько не пожалеешь и захочешь рассказать о них другим
Литература и информационные ресурсы
Историческая справка в основном содержит материалы сайта http://ruzaevka-rm.ru/1127.html
Источник: http://stories-of-success.ru/yuriya-kovalyaИсточник: http://stories-of-success.ru/yuriya-kovalya
Источник: http://fb.ru/article/140835/yuriy-koval---biografiya-i-tvorcheskaya-deyatelnost-pisatelya
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Сладость для сердца
Зимовье зверей
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Эта весёлая планета