Индивидуальный проект "Исторические события в литературе"
Вложение | Размер |
---|---|
tarasova_yu_9_643_1.docx | 98.85 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №643
Московского района Санкт-Петербурга
Индивидуальный итоговый проект
Описание исторических событий в художественной литературе
Выполнила
Ученица 9 «А» класса
Тарасова Юлия Георгиевна
Проектный руководитель:
Волковская Людмила Вадимовна
Санкт-Петербург
2023-2024 г.
Содержание
Введение.........................................................................................................2
Глава 1. Анализ произведений и краткая информация о событии...........
Великая Отечественная война 1941-1945 года...................................
Отечественная война 1812 года.......................................................
Глава 2. Историзм в произведениях...........................................................
Заключение...................................................................................................
Список литературы......................................................................................
Приложение..................................................................................................15
Введение
Наша жизнь связана с историей. Каждый день мы встречаемся с архитектурой, которая сформировалась в ходе развития человечества. Так же мы ходим в образовательное учреждение, которое передаёт знания, накопленные за многие столетия. Можно привести ещё множество примеров, которые доказывают, что человек каждый день встречается с историей. Культура – тоже пример истории, так как она постепенно формируется с каждым новым поколением. Так, художественная литература тоже связана с прошлым.
Многие известные авторы, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, А. Т. Твардовский и другие, создают произведения на основе прошедших исторических событий, либо герои существуют в современной для писателя или поэта эпохе. Каждый подбирает обстоятельства, которые наиболее точно выполняют авторский замысел и глубоко раскрывают образ персонажа.
По произведениям современный человек может узнать об устройстве жизни людей в определённый период времени; всё зависит от выбранной книги. Изучая историю на уроках, мне часто говорят, что, читая литературу, можно лучше понять мировоззрение людей, живших в определённую эпоху.
Так же в некоторых произведениях исторические события описываются через несколько десятилетий или столетий после случившегося. В таком случае авторы опираются на документы, мемуары и рассказы очевидцев. Так, писатели проводят широкое исследование, которое ложится в основу произведения. Следовательно, в таком случае читатель знакомится с эпохой, которая уже проанализирована и изучена автором. В этом и заключается актуальность моего проекта.
В этой проектной работе я хочу изучить Отечественную войну 1812 года и Великую Отечественную войну 1941-1945 года в литературе. А именно, изображение героев и самих событий в произведениях «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского, «Судьба человека» М. А. Шолохова, «Война и мир» Л. Н. Толстого и «Бородино» М. Ю. Лермонтова.
Задачами моего проекта является:
В художественной литературе большое внимание уделяется краткому изучению исторических событий, чтобы лучше понять произведение. Но также есть и статьи, направленные на эту тему. Например, «Как был написан "Василий Теркин" (ответ читателям)» А.Т. Твардовского, в котором писатель объяснил почему не будет продолжения поэмы, по каким причинам авторское определение жанра – это «книга про бойца» и другие. Так, теоретическая основа моего исследования базируется на статьях и произведениях авторов произведений и статей в Интернете.
Глава 1. Анализ произведений и краткая информация о событии
Великая Отечественная война 1941-1945 года
С 1938 по 1945 год мир захлестнула Вторая мировая война. Особенно серьёзное противостояние было между Германией и СССР, оно получило отдельное название – Великая Отечественная война. В 1939 году государства подписали пакт, который гарантировал мир между двумя странами. Но в 1941 году Германия нарушила договор: 22 июня внезапно напала. Эта дата и считается началом Великой Отечественной войны 1941-1945 года.
Жизнь каждого человека перевернулась, что отражается в искусстве. Литература же стала тем, что давало надежду, силы бороться дальше и идти до конца. С первых дней войны писатели говорили о страданиях и лишениях, об ответственности за судьбу Родины, которую переживали люди. Многие авторы уходили на фронт корреспондентами, чтобы освещать солдатскую жизнь, вселять веру и надежду в победу, подбадривать людей. Всё это было необходимо народу. В связи с этим газеты регулярно публиковали творчество советских поэтов.
Наш народ заплатил огромную цену ради победы и мира, заключающуюся в гибели лучших сыновей и дочерей. Читая советские произведения, сразу приходят мысли о потерях и страданиях людей.
Огромный вклад в военное творчество сделал Александр Трифонович Твардовский. Самое известное его произведение – поэма «Василий Теркин», которая стала иллюстрацией жизни простого солдата. Она глубоко раскрывает черты советского воина.
Но что говорит автор в этой поэме? Почему она стала известной и любимой? Как создавалось произведение? Какие у поэмы особенности? Почему автор называет произведение «Книгой про бойца»?
Думаю, стоит начать с истории создания поэмы «Василий Теркин».
Александр Трифонович Твардовский с 1939 года работал в газете Ленинградского военного округа «На страже родины». Коллеги решили завести «уголок юмора». Для армейской печати эта идея не была новой. Писатели решили создать один образ для небольших произведений. Они договорились, что герой должен быть весёлым, удачливым бойцом. Избрав характер, коллеги выбрали ему имя: Вася Теркин. В печати ещё во время русско-финской войны появились маленькие сатирические произведения с Теркиным. Но более плотно работой над поэмой «Василий Теркин» автор занялся в 1941 году, когда А. Т. Твардовский был на фронте в горячих точках. Это произведение и стало для автора основным делом во время Великой Отечественной войны. Уже в сентябре 1942 года были напечатаны первые главы поэмы во фронтовой газете. К этому моменту образ Васи Теркина из фельетонов преобразовался в характер обычного, простого солдата и большого патриота. Новые главы создавались до окончания войны, до 1945 года, по просьбам читателей. По изначальному замыслу автора поэма должна была быть окончена в 1943 году, как того требовал сюжет. «Но по письмам читателей я понял, что этого делать нельзя» - писал в своей статье А. Т. Твардовский и продолжал создавать новые главы произведения. В 1945 году была опубликована последняя глава «От автора», и, несмотря на многочисленные просьбы читателей о продолжении, книга была закончена.
Так была написана поэма «Василий Теркин», которая имеет ещё и свои особенности.
Особенности композиции поэмы – это отсутствие определённого места и времени, начала и конца, единого сюжета. Также каждая глава имеет динамичность развития, свой сюжет, из-за чего эпизоды имеют завершенность. Эти факторы сделали произведение бессмертным и своеобразным.
Все эти особенности обусловлены тем, что А. Т. Твардовский писал произведение на войне и проживал всё это с солдатами на линии фронта. У него не было времени начать или закончить, как и у читателя прочитать от начала до конца, так как их жизни могли закончиться в любую секунду. Автор хотел сразу заинтересовать и ввести в действия того, кто первый раз увидит любую главу «Василия Теркина». Поэтому каждый фрагмент имел завершенность, а как такого единого сюжета не было. Была лишь суровая действительность войны. Целостность произведения осталась благодаря мотиву дороги, присутствующему на протяжении всей «книги про бойца». Именно путь связывает все части поэмы, но не уменьшает уникальности и завершенности каждой главы. Такая композиция стала новаторством автора, но была единственно верной и подходящей произведению и событиям.
А. Т. Твардовский в своей статье «Как был написан "Василий Теркин" (ответ читателям)» часто называл поэму «Василий Теркин» «книгой про бойца». Но почему автор определил именно этот жанр?
А. Т. Твардовскому не удалось уложить произведение в традиционные структуры и компоненты поэмы. Это тревожило автора, но в связи с тяжёлым военным времен он «порвал все внутренние обязательства», и ему стало гораздо легче писать. Сам А. Т. Твардовский определил жанр как «книга про бойца», так как произведение писалось для народа. Автор создавал что-то идентичное и то, что есть в «единственном экземпляре», то, что простые люди будут называть книгой, в которой «то-то и то-то написано». Так появилось жанровое определение «книга про бойца».
Следует сказать и о главном герое поэмы – Василии Теркине. Персонаж «книги про бойца» - это обычный крестьянин из-под Смоленска, служащий рядовым в пехоте и получивший орден. Василий Теркин не какой-то определённый солдат или человек, а собирательный образ русского человека на войне с твёрдым характером, отвагой и страхами. Эти качества приближают героя к читателю и делают его бессмертным образом. Портрет персонажа не точный: «Просто парень сам собой \ Он обыкновенный», «Красотою наделён \ Не был он отменной, \ Не высок, не то чтоб мал, \ Но герой - героем». Такое описание внешности также обобщает образ героя. Василий Теркин поднимает боевой дух своих товарищей с помощью шутки или песни. Например, в главе «Гармонь» герой на остановке решил сыграть на инструменте, который нашёлся у танкистов. Это действие героя помогло согреться бойцам и развеселить их. Не стоит забывать и про остальных героев поэмы. Они хоть и остаются без имён, но играют важную роль в жизни Теркина. Персонажи помогают Василию и совершают героические поступки. Сильным характером обладают и русские женщины, изображенные в произведении. Она встречает своего мужа и его товарищей, провожает на фронт, пишет оптимистичные письма, чтобы поддержать. Она, как и Василий Теркин, являются собирательными образами.
Все эти факторы сделали поэму известной. Её перепечатывали центральные газеты «Известия», «Правда» и «Знамя», также главы иллюстрировал художник Орест Георгиевич Верейский. Поэма вошла в школьную программу. О произведении восторженно отзывались Александр Солженицын, Борис Пастернак, Иван Бунин. В театрах Москвы, Санкт-Петербурга и Архангельска долгое время ставили постановки «Василия Теркина». Александр Трифонович Твардовский создал великое произведение, которое помогало во время войны, а сейчас является произведением, с помощью которого можно узнать историю и понять народ.
«Книга про бойца» была написана в военные годы, но многие произведения о Великой Отечественной войне стали писаться позже, в 60х-70х годах. Одним из таких писателей был Михаил Александрович Шолохов. В своём произведении «Судьба человека» автор отразил трагедию человека, пережившего войну и многое потерявший.
История создания рассказа довольно интересная. Михаил Шолохов в первый послевоенный год встретил мужчину с мальчиком на охоте поблизости от хутора Моховского. Встретившиеся ему люди и стали прототипами героев рассказа: Андрей Соколов и Ванюша. Усталые путники присели рядом с писателем, и мужчина поведал о своей жизни, которая произвела на М. А. Шолохова впечатление: он сразу решил, что из этого рассказа появится произведение. Андрей Соколов окончил рассказывать о своей жизни и собирался уже идти, но подъехала жена писателя и сказала про профессию мужа. Мужчина удивился, быстро распрощался и ушёл. К сожалению, сразу после встречи произведение не появилось. Через десять лет автор вспомнил о задумке, перечитывая Хемингуэя, Ремарка и других. В итоге сам рассказ М. А. Шолохов написал за неделю. Впервые произведение было напечатано в газете «Правда» в номерах от 31 декабря 1956 года и 1 января 1957 года. Вскоре рассказ «Судьба человека» был зачитан по Всесоюзному радио и вызвал большое количество читательских откликов.
Рассказ написан в конкретной эпохе и достаточно реалистично. Эти факторы позволяют определить литературное направление – реализм. Жанр произведения также не является сложным, как, например, у поэмы «Василий Теркин». «Судьба человека» - это рассказ. Композиция произведения – это рассказ в рассказе. Сначала повествование ведётся от лица автора-повествователя, а потом уже от самого героя.
Смысл названия рассказа «Судьба человека» заключается в отражении жизненного пути русского человека, которому пришлось преодолеть множество испытаний. Через судьбу Андрея Соколова автор показывает то, что пережил каждый боец вовремя Великой Отечественной войны. Слово «человек» в названии обращает внимание на то, что герой прошёл через трагедии жизни и всё равно остался способным на сострадание.
Так через что прошёл Андрей Соколов? Какой сюжет в произведении?
Рассказчик со своим товарищем ехал на бричке, им надо было переправиться через реку. На другом берегу его ждал шофёр с легковым автомобилем. Там же автор-повествователь встретился с мужчиной и маленьким мальчиком. Мужчины познакомились, и у них завязался разговор. Андрей Соколов принял рассказчика за шофёра и начал говорить ему о своей жизни.
Герой назвал свою жизнь «обыкновенной». Родился он в Воронежской губернии в 1900 году, «в голодный двадцать второй год» персонаж работал в Кубани. Все родственники, «отец с матерью и сестрёнкой», погибли от голода. Андрей Соколов остался один. Через год он продал родительский дом и отправился в Воронеж, женился на Ирине. У них появился сын и две дочки. С этого времени он все деньги приносил в семью, а не пропивал с товарищами. В 1929 году Андрей Соколов стал шофёром, а через десять лет началась война. На фронт его провожала вся семья. Жена прощалась с ним навсегда: «Родненький мой… Андрюша… не увидимся мы с тобой… больше… на этом… свете…» Герой разозлился от таких слов, так как ему самому жаль было прощаться с семьёй. Он прикрикнул на неё, потому что остальные не так прощались со своими мужьями. Этот момент остался в памяти Андрея Соколова навсегда. Герой поехал на фронт и то же работал шофёром. В первый год войны его дважды ранили. В мае 1942 года Андрей Соколов вызвался везти боеприпасы, но оказался в тылу врага. К нему подошли немцы и отправили в лагерь военнопленных. По пути герой думал о побеге и в один момент ему удалось. Четверо суток Андрей Соколов убегал от фашистов, но его всё-таки догнали. Месяц его держали в карцере, а потом отправили в Германию, где он два года работал. В одном лагере недалеко от Дрездена герой дерзко высказался о немцах, и на него донесли. Он пришёл к коменданту лагеря, который сообщил ему, что расстреляет героя собственноручно. Андрей Соколов повёл себя спокойно, тогда ему налили и предложили закусить. Герой выпил «за свою погибель и избавление от мук» и не закусил после первого и второго стакана. После третьего он откусил маленький кусочек хлеба. Всё это Андрей Соколов делал, чтобы доказать, что не нуждается в подачках. Комендант похвалил его за храбрость и не расстрелял. В 1944 году Андрей Соколов стал шофёром у майора-инженера, который в один день приказал везти его за город. По пути герой оглушил немца и доставил его к советской территории. За это Андрея Соколова обещали «к награде представить». Потом персонажа отправили в госпиталь, откуда он написал письмо жене. Через две недели он получил известие от соседа, в котором говорилось, что в июне 1942 года на дом попала бомба. Погибли Ирина и обе дочери, «Настенька и Олюшка», а сына Анатолия не было дома. После этого он ушёл добровольцем на фронт. Через три месяца после выписки из госпиталя герой получил письмо от сына, который командует артиллерийской батареей. Андрей Соколов после весточки от сына мечтал с ним увидеться, но этого так и не произошло: 9 мая 1945 года Анатолий был убит. Андрей Соколов был в этот день в том же городе. После окончания войны герой поехал в Урюпинск к сослуживцу, который с женой жил в собственном доме. Товарищ работал шофёром и помог устроиться на ту же работу Андрею Соколову. Каждый день герой встречал маленького мальчика, Ванюшку, и один раз после работы забрал его к себе, так как ни у него не было семьи, ни у ребёнка. Так они стали жить вместе, как отец и сын. Осенью машину Андрея Соколова занесло на дороге, и он случайно сбил корову, которая не пострадала, но шофёрскую книжку забрали. Потом другой сослуживец пригласил к себе. Андрей Соколов решил отправиться с сыном в другую область, а по дороге познакомился с рассказчиком. Герой окончил рассказывать о своей жизни, и подъехала лодка с товарищем и шофёром. Рассказчик попрощался с Андреем Соколовым и стал думать об услышанном и будущем Ванюшки и героя. Вот что смог выдержать русский человек во время Великой Отечественной войны.
Следует сказать, что все герои рассказа «Судьба человека» передают характеры людей, которые были задействованы в войне и которые отстаивали свои интересы. Произведение показывает жизнь на войне.
М. А. Шолохов поднял несколько тем в рассказе, связанных с жизнью Андрея Соколова. Герой любил и несколько раз создавал семью, так как она является наивысшей ценностью человека. Он после всех испытаний не ожесточился сердцем, а остался человечным. Также герой хотел обрести счастье, каждый день делал нравственный выбор и жил во время войны, которая калечит все жизни. Таким образом, автор поднимает такие темы, как семья, человечность, счастье, нравственный выбор и влияние войны.
Проблематика рассказа напоминает нам о том, что вытерпели наши предки. Они пережили войну, которая своей жестокостью меняет всех, но она является важным испытанием для каждого. Также все советские люди того времени обладали большой силой духа, которая помогала им не терять надежду в победу.
Главная идея произведения заключается в том, что на примере судьбы Андрея Соколова М. А. Шолохов рассказывает об испытании, которое прошли все советские люди. Простой народ не только победил в Великой Отечественной войне, но и сохранил свою человечность, сочувствие и смог восстановить потери в боевых действиях.
«Судьба человека» - это произведение, которое отражает состояние людей во время войны, их тревоги и трагедии, их жизни, надежды и победы. Вся художественная литература о Великой Отечественной войне не оставляет читателя равнодушным, потому что это историческое событие произошло достаточно недавно и до сих пор является актуальным.
Отечественная война 1812 года
До начала Отечественной войны Франция воевала с европейскими государствами и добилась господства над ними, поэтому не было возможности коллективного отпора. За это время Наполеон Бонапарт создал огромную армию (примерно 600 тысяч человек), а русские войска составляли гораздо меньшую численность (около 200 тысяч). Ночью 12 июня 1812 года Наполеон начал вторжение на территории России. Военное министерство и Главный штаб разрабатывали планы ведения воны, но неудачное стратегическое развертывание на границе русских армий, отсутствие у них единого руководства вынуждали первую и вторую армии под командованием М.Б. Барклая де Толли и П.И. Багратиона соединиться, отходя вглубь территорий. Во второй половине июля войска встретились в Смоленске.
В начале августа 1812 года произошло крупное сражение под Смоленском, но город удержать не удалось. После этого войска продолжили отступление в сторону Москвы, и Александр I назначил главнокомандующим М. И. Кутузова. Новый главнокомандующий продолжил тактику отступления. Лишь недалеко от древней столицы он решил дать генеральное сражение, которому предшествовал бой за Шевардинский редут. Крупнейшее сражение войны произошло под Бородином 26 августа 1812 года. В ходе сражения французы атаковали русские укрепления. Несмотря на видимый успех неприятеля, сражение не принесло победу ни одним, ни другим. Количество потерь было очень велико: Великая армия потеряла от 35 тысяч до 60, а Российская империя – 45 тысяч. После сражения русская армия отступила к Москве, так как все резервы были израсходованы. А 1сентября 1812 года было принято решение оставить древнюю столицу.
2 сентября армия покинула Москву, а за ней двинулось население. Наполеон вступил в опустевший город и отдал его на разграбление. Грабежи и насилие носили невиданный характер. В это время русская армия совершила Тарутинский маневр и стала защищать юг страны.
Наполеон пребывал в Москве месяц, за который город охватывали пожары несколько раз. В преддверии зимы он решил покинуть город и отправился на юг, где их встретила окрепшая русская армия. Поражения, нанесенные французам под Тарутином и Малоярославцем, вынудили Наполеона повернуть войска на Смоленскую дорогу, по которой они попали в Москву. Русская армия гнала неприятеля по этому пути, а Великая армия истреблялась, так как им не хватало провизии. Итогом войны стало фактическое уничтожение армии Наполеона Бонапарта.
Не стоит забывать, что Отечественная война носила общенародный характер, поэтому в ней участвовали партизанские отряды, которые успешно нападали на ничего не подозревающих французов. От действий партизан неприятель потерял 30 тысяч человек. Это говорит об огромном вкладе народа в войну.
Отечественная война 1812 года вызвала всплеск национального самосознания русских людей. Все хотели защитить свою Родину. Это отражает искусство, посвященное этому событию, включая литературу. Самые известные произведения про Отечественную войну – это роман-эпопея «Война и мир» Льва Николаевича Толстого и стихотворение «Бородино» Михаила Юрьевича Лермонтова.
Я начну рассматривать произведение Л. Н. Толстого с истории создания.
Произведение "Война и мир" достаточно интересно создавалось, так как изначально Л. Н. Толстой собирался писать совершенно другую историю. Считается, что работа продолжалась семь лет (с 1863 года по 1869). Но замысел появился гораздо раньше. Первоначально Л. Н. Толстой собирался писать о возвращении декабриста из ссылки. Писатель принялся за работу в 1856 году. Во время написания произведения и исследования героя автор сначала из 1856 года перенесся в 1825, а потом уже в молодость героя, в события 1805 – 1812 годов: «Чтобы понять его, мне нужно перенестись к его молодости, и молодость его совпадала с славной для России эпохой 1812 года…» - приведены слова Л. Н. Толстого в «Комментариях» к произведению. Писатель всё больше погружался в изучение того времени. И так план произведения выглядел примерно так: 1) события 1812 года; 2) восстание 1825 года; и 3) возвращение из ссылки в 1856 году; при этом произведение называлось бы «Три поры». Но, погружаясь всё больше в изучение Отечественной войны, Л. Н. Толстой отказался от этой идеи. Название произведения изменялось несколько раз: «Все хорошо, что хорошо кончается», «Тысяча восемьсот пятый год» и «Три поры». Версия «Война и мир» появилась в 1867 году. В этот же год началось печатание романа, и только в 1869 году вышел в свет последний том.
«Это не роман, ещё менее поэма, ещё менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось», - писал Л. Н. Толстой в статье «Несколько слов по поводу книги “Война и мир”». Это утверждение говорит о том, что автор не мог определить жанр произведения, так как в нём есть элементы романа, хроники и эпопеи. Но литературоведы определили, что «Война и мир» - это роман-эпопея(2).
У произведения интересная композиция, потому что автор переплетает между собой несколько сюжетных линий жизни героев и свои рассуждения, которые дают читателю возможность взглянуть на ситуацию более широко.
В романе-эпопее «Война и мир» обширная система образов. Центральные персонажи произведения – это Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа и Николай Ростовы, Соня и Анатоль Курагин. Также следует сказать, что в произведении присутствует более 500 героев, а 200 из них – исторические лица.
У романа-эпопеи «Война и мир» обширная тематика. Автор говорит о народе, любви, войне, жизненных ценностях, душевных исканиях, патриотизме, жизни и смерти. Также Л. Н. Толстой поднял важные проблемы, как то поиск смысла жизни, честь и бесчестие, влияние воспитания на становление личности, влияние власти на характер человека, милосердие на войне. Все эти проблемы заставляют читателя задуматься над его жизнью.
Философский характер имеет и название романа-эпопеи. На первый взгляд «Война и мир» являются антитезой, но это не столь очевидный смысл. Дело в том, что в дореволюционное время слово «мир» имело два буквенных начертания и два значения: «мiръ» — «вселенная, люди», и «миръ» — антоним к слову «война». Так же и понятие “война” можно трактовать как военные действия или в переносном смысле, когда в понятие войны вкладывается смысл противостояния и борьбы.
Основная мысль романа-эпопеи заключается в «народности», поскольку именно народ – это движущая сила и величие нации. По мнению автора, каждый человек должен жить интересами своего народа, стремиться к истинной гармонии, позабыв об амбициях и соперничестве.
Произведение было восторженно встречено не только русским, но и мировым литературным сообществом. Все критики отмечали масштабность и значимость проделанной работы Л. Н. Толстого.
Отечественная война описывается не только в произведении «Война и мир». М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Бородино» говорит про события 1812 года.
Стихотворение «Бородино» было написано в 1837 году, в год двадцати пятилетия Отечественной войны. К созданию этого произведения поэта подтолкнули воспоминания родственника, Афанасия Алексеевича Столыпина. При написании стихотворения автор использовал многие детали из его рассказа.
Жанром "Бородино" принято считать лирическое стихотворение, но многие исследователи определяют его как баллада или народная ода. Стихотворение написано в форме рассказа пожилого солдата, который участвовал в Бородинском сражении. Произведение состоит из 14 строф. В содержательном плане делится на две части: описание подготовки к бою и само сражение. Стихотворение начинается и заканчивается словами старого солдата: "Да, были люди в наше время, / Не то, что нынешнее племя: / Богатыри — не вы! / Плохая им досталась доля: / Немногие вернулись с поля… / Не будь на то господня воля, / Не отдали б Москвы!" Эти слова определяют отношение героя к нынешнему поколению и прошедшим событиям. Также рифмовка, выбранная автором, делает стихотворение подобным народному сказанию.
Тема произведения - показ мужественного подвига народа на войне. Также автор сравнивает два поколения: тех, кто участвовал в войне, и современников М. Ю. Лермонтова: «Богатыри – не вы!».
Глава 2. Историзм в произведениях
В уже проанализированных произведениях есть ярко выраженный историзм. Что это такое? Историзм - это отображение облика конкретной исторической эпохи, реальных черт быта и характеров людей определённой реальности, описанной в художественном произведении. Этот приём выражается в воспроизведении прошлого. Принцип историзма в точности передаёт обстановку и изображает подлинные события, на фоне которых развивается сюжет.
Понятие «историзм» появилось в XIX веке, а исторический жанр, как то роман, драма и поэма, возник в конце XVIII — начале XIX века. В первую очередь приём историзма связан с литературным направлением романтизм. Важнейший признак – это воссоздание местного колорита, героического облика персонажей и своеобразие местных характеров.
Глубина историзма в повествовании может отличаться. Одни авторы затрагивают исторические события весьма поверхностно, другие посвящают историческим фактам всё произведение. Для одних произведений необходимо знать исторический контекст, чтобы понимать смысл, вкладываемый автором, а для других – нет.
Так, в романе-эпопее «Война и мир» автор посвятил описанию боёв, хода войны, особенностям быта и элементам одежды того времени достаточно значительную часть произведения. Например, Л. Н. Толстой описывает Бородинское сражение, даже приводит собственную иллюстрацию боя(3). В статье «Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников» шурин писателя, Степан Берс, вспоминает, что Л. Н. Толстой в 1867 году побывал на поле, где проходило сражение. Также известно, что автор в написании романа-эпопеи использовал различные исторические документы и труды на тему Отечественной войны того времени.
Наравне с вымышленными героями (Наташа Ростова, Пьер Безухов и Андрей Болконский) в книге присутствуют исторический личности: Наполеон Бонапарт, М. И. Кутузов и Александр I. В произведении есть 250 реальных персонажей. Для создания их образов Л. Н. Толстой проделал огромную работу, так как он хотел, чтобы исторические личности в романе были похожи на самих себя в реальном мире.
Важно отметить, что Л. Н. Толстой уделяет огромное внимание быту людей того времени. Для этого приведены диалоги и письма на французском языке, показано отношение общества до и после войны к Франции, описан быт не только светского общества, но и простого народа.
Многие критики спорят на тему исторической правды в романе-эпопее «Война и мир», так как автор соединил в одном произведении событие, произошедшее не так давно и поменявшее сознание русского общества, и вопросы, интересующие современное для писателя общество. На протяжении всего произведения автор перемещается от событий, происходящих с героями и касающихся их, к общим фактам, которые касаются истории. В статье «Несколько слов по поводу книги “Война и мир”» Л. Н. Толстой говорит о разности историка и художника, подчеркивает разность изображения личности в истории и искусстве: «Итак, задача художника и историка совершенно различна, и разногласие с историком в описании событий и лиц в моей книге – не должно поражать читателя».
В ещё одном произведении, посвященном Отечественной войне 1812 года, историческое событие появляется в диалоге героев: лирического «Я» и рассказчика. В образе рассказчика М. Ю. Лермонтов воплотил черты немолодого, но простого солдата: честность, отвага, порядочность и мужество. Из-за просторечных слов, используемых героем, рассказ «дяди» кажется ещё более искренним и родным: «господня воля», «ушки на макушке», «брат мусью», «в этакой безделке», «ворча сердито», «наши груди», «бусурманы» и так далее.
Очень ярким образом в лирическом стихотворении является полковник. Не смотря на то, что он «сражен булатом», герой вдохновил солдат на битву: «И молвил он, сверкнув очами:/“Ребята! Не Москва ль за нами?/Умремте же под Москвой,/Как наши братья умирали!”/И умереть мы обещали,/И клятву верности сдержали/Мы в Бородинский бой». Так, М. Ю. Лермонтов передаёт атмосферу эпохи через героев и их поступки, слова.
В произведениях, посвященных Великой Отечественной войне, также присутствует историзм. В рассказе «Судьба человека» историческое событие появляется в описании жизни Андрея Соколова. В образе главного героя воплощён весь русский народ. В рассказе персонажа передана страшная атмосфера войны и страданий простых людей, не заслуживших такого события в их жизнях.
В произведении М. А. Шолохова нет как такого описания хода войны и военных действий, но автор показал, как событие коснулось каждого: и взрослого человека, и солдата, и молодежи, и женщин, и детей. Война не пощадила никого. Через жизнь героя читатель видит разные испытания людей войны: предательство, смерть, патриотизм, подвиги, ранения.
В поэме «Василий Теркин» А. Т. Твардовский также передал атмосферу Великой Отечественной войны, но уже только через собирательный образ солдата Василия Теркина. В "Книге про бойца" также нет описания хода войны, определенных битв и сражений. Автор показал, как война коснулась каждого гражданина страны: и пожилого солдата, который боится умереть в плену, и жену командира, которая приняла отряд в доме, и детей, которые беспокоятся за отцов.
Несмотря на то, что поэма написана легким разговорным языком, а рассказы Теркина всегда пересыпаны шутками, автор сумел передать боль, которую народу принесла война. После прочтения поэмы появляется понимание, что человечество не должно допустить повторения таких событий.
Заключение
Мой проект направлен на изображение исторических событий в художественной литературе. После изучения произведений и исторических событий, как в истории, так и в произведениях, я пришла к нескольким выводам:
Исторические события, особенно войны, очень сильно влияют на людей, а соответственно, и на искусство. Многие книги, картины, памятники, архитектурные сооружения посвящены войне или изменены ею. Если на картине можно запечатлеть момент боя или эмоции человека, то литература может красочно объяснить и показать (если есть богатое воображение) это событие или описать эмоцию человека.
Таким образом, художественная литература тоже может помочь в изучении истории. Ведь в истории важны не только события, но и люди, их переживания, развитие, эмоции и чувства.
Список литературы
Приложение
1. Фельетон – это газетная сатирическая статья, очерк, заметка.
2. Роман-эпопея – это роман, сюжет которого охватывает масштабные исторические события, имеет обширную проблематику.
3. Иллюстрация Бородинского сражения Л. Н. Толстовым:
Лавовая лампа
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Есть в осени первоначальной...
Волшебные звуки ноктюрна
Иван Васильевич меняет профессию