Мотивация к занятиям ФК
XIX городская научная конференция молодых исследователей
«Шаг в будущее»
«Формирование мотивации к занятиям физической культурой
у учащихся с нарушением слуха»
Автор: Джафаров Раджаб Сулитдинович МБОУ СОШ № 18 имени В.Я. Алексеева 11 В класс Научный руководитель: Загребалов-Тутулов Владимир Алексеевич, учитель физической культуры МБОУ СОШ № 18 имени В.Я. Алексеева |
Сургут, 2017
Оглавление
1. | Аннотация …………………………………………………………………………….. | 3 |
2. | Введение ……………………………………………………………………………… | 4 |
3. | Основная часть ……………………………………………………………………….. | 7 |
4. | Заключение …………………………………………………………………………… | 14 |
5. | Список используемой литературы ………………………………………………….. | 15 |
6. | Приложение …………………………………………………………………………... | 17 |
Формирование мотивации к занятиям физической культурой
у учащихся с нарушением слуха
Аннотация
В данной работе представлено исследование проблемы формирования мотивации к занятиям физической культурой у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а именно - у старшеклассников с нарушением слуха. В настоящее время физическое развитие подрастающего поколения достаточно низкое. Отмечается факт падения престижа физической культуры среди учащихся. Занятия на школьных уроках позволяют лишь поддерживать физическое состояние, но не сформировать устойчивую потребность к занятиям спортом. Поэтому нами проведено исследование основных мотивов к занятиям физической культурой у подростков с нарушением слуха, проведена работа по подбору эффективных методов, средств обучения, в том числе, путем разработки совместно учителем и учащимся программы упражнений, формирующих мотивацию к систематическим занятиям физической культурой.
Введение
«Глухота не может закрыть все дороги вступающим в жизнь.
Надо только твердо знать, чего ты хочешь и уверенно идти к своей цели»
Б.А. Комашинский (глухой ученый-поэт)
Учащиеся с нарушением слуха имеют особенности развития в психологическом, функциональном, физическом развитии. Показатели физического развития глухих подростков уступают показателям физического развития слышащих сверстников по всем основным соматометрическим признакам [9]. Уровень их двигательной подготовленности ниже уровня физической подготовленности слышащих сверстников; физическое развитие глухих подростков практически идентично уровню физического развития слышащих, но показатели уровня двигательной подготовленности глухих гораздо ниже уровня двигательной подготовленности слышащих подростков.
Для глухих характерны следующие разнообразные нарушения в двигательной сфере [9]: недостаточно точная координация и неуверенность в движениях; относительная замедленность овладения двигательными навыками; трудность сохранения статического и динамического равновесия; низкий уровень развития ориентировки в пространстве; низкий уровень развития силовых качеств (особенно статической и силовой выносливости, а также силы основных мышечных групп – сгибателей и разгибателей); замедленная скорость обратной реакции; невыраженное снятие тормозного влияния коры головного мозга. Уроки физической культуры в школе, как правило, лишь поддерживают имеющееся физическое состояние.
Всё это приводит к тому, что занятия физической культурой становятся для подростка с нарушением слуха утомительными и не вызывающими интереса, мотивация к спорту постепенно снижается.
Актуальностью настоящего исследования является необходимость создания системы специальных средств обучения по физической культуре, которая способствовала бы решению проблем воспитания старшеклассников с физическими недостатками, формирования у них мотивации к физическому самосовершенствованию, здоровому образу жизни; необходимостью управления мотивами приобретения знаний в области физического развития, имеющей не только теоретическое, но и практическое значение.
Объект исследования: процесс формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом учащихся старшего школьного возраста с нарушением слуха.
Предмет исследования: условия, средства формирования мотивация к занятиям физической культурой и спортом учащихся старшего школьного возраста с нарушением слуха.
Цель работы: создание условий для формирования мотивации к занятиям физической культурой у учащихся старшего школьного возраста с нарушением слуха.
Задачи:
1. Изучить степень разработанности проблемы формирования мотивации к занятиям физической культурой у учащихся с нарушением слуха.
2. Выявить факторы формирования мотивации у учащихся с нарушением слуха к занятиям физической культурой.
3. Разработать программу упражнений в рамках уроков физической культуры, учитывающую психические и физические особенности развития учащихся с нарушением слуха.
4. Исследовать эффективность применения разработанной программы, ее воздействия на мотивационную сферу личности старшеклассников с нарушением слуха.
Гипотеза исследования: формирование мотивации к занятиям физической культурой, формирование потребности систематически заниматься спортом у учащихся с нарушением слуха будет эффективным если:
- в программу по физической культуре будут внедрены упражнения, подобранные с учетом интересов учащихся с нарушением слуха;
- подобранные упражнения будут учитывать особенности восприятия учащимися с нарушением слуха инструкции к выполнению упражнений;
- подобранные упражнения будут направлены не только на совершенствование физических качеств, но и на повышение интереса, получения положительных эмоций.
Методы исследования:
- анализ научно-методической литературы;
- анкетирование;
- педагогический эксперимент;
- педагогическое наблюдение;
- анализ полученных данных.
В настоящее время важное место в жизни каждого человека, а тем более учащегося старшего школьного возраста, лежит мотивация. В общей психологии проблема мотивации разрабатывалась такими известными учеными, как Выготский Л.C., Леонтьев А.И., Гальперин П.Я., Рубинштейн С.Л. и др. «Мотивация – побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности» [10].
Формированию мотивации к физической культуре у учащихся с нарушением слуха уделено крайне мало места в учебниках и учебных пособиях для образовательных учреждений. До настоящего времени не определено само понятие мотивации к занятиям физической культурой, не разработаны методологический и концептуальный подходы к решению этой, по существу центральной научно-практической проблемы в области физического воспитания школьников с нарушением слуха.
Данная работа направлена на практическое решение проблемы мотивации к занятиям физической культурой учащихся старшего школьного возраста с нарушением слуха.
Новизна исследования заключается в следующем:
- определены мотивы, вызывающие интерес к занятиям физической культурой у старшеклассников с нарушением слуха;
- разработана программа упражнений, учитывающая особенности обучающихся с нарушением слуха, особенности восприятия, психологического и физического состояния, направленная на формирование мотива занятием спорта как средства самосовершенствования.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в работе учителей физической культуры с учащимися с ограниченными возможностями здоровья.
В решении поставленной проблемы нами проведен анализ научно-методической литературы (1 этап – сентябрь, 2016); проведено анкетирование среди старшеклассников с нарушением слуха с целью определения основных мотивов занятия физической культурой (2 этап – октябрь, 2016); совместно учащимися и учителем разработана программа специальных упражнений для формирования мотивации к занятиям физической культуры именно у старшеклассников с нарушением слуха (3 этап – ноябрь, 2016 - март, 2017); проведен анализ эффективности выбранной системы упражнений для развития мотивационной сферы старшеклассников к занятиям физической культуры (4 этап – апрель, 2017 – июнь, 2017).
Основная часть
1 этап исследования – анализ научно-методической и специальной литературы.
Мотивация в научной литературе рассматривается как совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения [8].
Ильин Е.П. утверждает, что «мотив - это осознанная причина активности человека, направленной на достижение цели. Мотив - сложное психическое образование, которое начинает формироваться под влиянием возникающей у человека потребности» [6].
По характеру направленности мотивы занятий физическими упражнениями подразделяются на процессуальные и результативные [6]. Процессуальные мотивы реализуются в процессе занятий физической культурой: школьник удовлетворяет потребность в движениях, получает наслаждение от процесса деятельности (азарт, соперничество, мышечные ощущения, приподнятость настроения, чувство удовлетворения от выполнения сложных упражнений и от победы).
Результативные мотивы направлены на результат деятельности. В процессе занятий как физической культурой, так и спортом школьники стремятся к какому-то результату, достигнуть который можно в течение длительных и систематических тренировок. Мотивы этой группы могут быть направлены на: 1) самосовершенствование (укрепление здоровья, улучшение телосложения, устранение дефектов в фигуре, развитие физических и волевых качеств); 2) самовыражение и самоутверждение (стремление стать ловким и сильным, быть не хуже других, выступать в спортивных соревнованиях и т. п.). Мотивы, направленные на результат деятельности, возникают под влиянием внутренних факторов (самооценки, убеждения, желания и др.). Укрепление их обусловлено достигаемыми результатами. Формированию таких мотивов в большей мере способствуют занятия в спортивных секциях, где спортивное соревнование является необходимым компонентом.
В соответствии с работами Ильина И.П., по степени осознанности мотивы занятий физической культурой и спортом могут быть осознаваемые и неосознаваемые. Школьники, занимаясь физической культурой, зачастую не осознают зачем им это нужно (неосознаваемые мотивы). По мере взросления учащихся мотивы приобретают определенную осознанность.
По локализации мотивы подразделяются на внешние и внутренние. Внешние мотивы лежат за пределами субъекта деятельности. В качестве внешних мотиваторов учащихся могут быть учителя физкультуры, родители, друзья по классу и т.п. Эффективность воздействия внешних мотивов не высокая. Внутренние мотивы исходят непосредственно из процесса занятий физическими упражнениями. Школьник, занимаясь физическими упражнениями, получает удовольствие от двигательной активности, и это побуждает (выступает внутренним мотивом) на дальнейшие занятия.
Мотивацию занятий к физической культуре представил в своих работах Наговицын Р.С. [11]. Автором было определено несколько больших групп мотивов, которые и исследовались в нашей работе:
- оздоровительные мотивы – возможность укрепления здоровья, профилактика возможных заболеваний;
- двигательно-деятельностные мотивы – непрерывное выполнение монотонной работы (теоретические занятия на других предметах) приводит к снижению восприятия информации. Смена деятельности в данном случае умственной на физическую приводит к повышению уровня работоспособности;
- соревновательно-конкурентные мотивы – стремление учащегося улучшить собственные спортивные достижения;
- эстетические мотивы – совершенствование телосложения, пластичность движений, эстетический вид, все это оказывает положительное впечатление производимого на окружающих;
- познавательно-развивающие мотивы – познание учащимися своего организма, возможностей, а затем дальнейшее улучшение;
- творческие мотивы – познавая ресурсы своего организма, учащиеся начинают искать возможности духовного развития;
- психолого-значимые мотивы – обретение уверенности в себе, снятие эмоционального напряжения, предупреждение развития стрессовых состояний и так далее;
- воспитательные мотивы – развитие самоконтроля и самоподготовки.
2 этап исследования - анкетирование.
С целью определения ведущих мотивов у старшеклассников с нарушением слуха нами проведено анкетирование учащихся МБОУ СОШ №18 имени В. Я. Алексеева. Анкеты (приложение 1) содержали вопросы по перечню типичных групп мотивов, которые побуждают к занятиям физической культурой. В анкетировании приняли участие школьники старшего школьного возраста с нарушением слуха: 9 класс - 4 человека, 10 класс - 9 человек.
Результаты проведенного анкетирования (входной контроль), проведенного в представлены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты проведенного анкетирования
(входной контроль)
№ | Группы мотивов | Число учащихся, обозначивших значимость мотива для себя | |
Кол-во | % | ||
1 | Оздоровительные | 10 | 77 |
2 | Двигательно-деятельностные | 4 | 31 |
3 | Соревновательно-конкурентные | 8 | 61 |
4 | Эстетические | 12 | 92 |
5 | Познавательно-развивающие | 4 | 31 |
6 | Творческие | 3 | 23 |
7 | Психолого-значимые | 7 | 54 |
8 | Воспитательные | 6 | 46 |
Из таблицы 1 видно, что у учащихся 9-10 классов с нарушением слуха наиболее представлены мотивы эстетические, то есть мотивация учащихся к занятиям физическими упражнениями заключается в улучшении внешнего вида. Данная группа мотивов тесно связана с развитием «моды» на занятия физической культурой, однако, часто является внешним мотиватором.
77% обучающихся занимаются спортом с целью оздоровления, занятия физической культурой являются возможностью укрепления своего здоровья.
Менее всего среди опрошенных учеников представлен творческий мотив (23%). Занятия физической культурой не воспринимаются учащимися как развивающие, как представляющие возможность для саморазвития, нет представлений о дальнейшем применении полученных знаний в жизни. Это подтверждается и низким результатом выраженности познавательно-развивающего мотива (31%). Мотивация основана не на желании победить себя, свою лень, а скорее на стремлении победить соперника (соревновательный мотив – 61%).
Таким образом, анкетирование показало, что старшеклассники с нарушением слуха занимаются физической культурой для совершенствования внешнего вида, для оздоровления, а также для того, чтобы оказаться лучше других одноклассников. Однако, физическая культура не воспринимается ими, например, для дальнейший выбор профессии. Значит необходимо осуществлять ряд мероприятий, которые поддерживали бы намерения учащихся самостоятельно заниматься физической культурой для применения полученных знаний в дальнейшей жизни.
Интерес учащихся c нарушением слуха к самостоятельному систематическому выполнению физических упражнений будет стимулироваться в том случае, если упражнения, выполняемые на уроке, будут подобраны с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с учетом их физического состояний, а также с учетом их интересов.
Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности - возможность проявить самостоятельность. Чем активнее ученики принимают участие в выборе учебного материала, особенно если это учащиеся с нарушением слуха, которые отдают предпочтение понятным им видам деятельности, тем легче заинтересовать ими учащихся.
Основываясь на результатах опроса, на 3 этапе исследования нами разработана программа упражнений, направленная на формирование мотивации к стабильному занятию спортом как ценности жизни; снижению уровня тревожности учащихся старшего школьного возраста, позволяющая успешно выполнять комплекс упражнений, тем самым повышая самооценку и формируя позитивное отношение к физической активности.
На данном этапе совместно с учителем были подобраны упражнения, которые не только успешно выполнялись учащимися с нарушением слуха, но и были доступны в усвоении.
Занятия проводятся 2 раза в неделю и занимают 20 минут от общего времени урока.
При написании разделов, входящих в состав вариативного блока, нами учитывались индивидуальные особенности физического здоровья, физической подготовленности, сопутствующие заболевания школьников, степень нарушения слуха и психоэмоционального состояния. В данных разделах характер средств подбирался в соответствии с особенностями функций нервно-мышечной системы, вестибулярного аппарата и, конечно же, слуховой сенсорной системы. Для повышения мотивации и эмоционального состояния школьников, в вариативном блоке нами были использованы упражнения, которые носят дух состязания и борьбы, что положительно сказывается на формировании лидерских качеств и уверенности в собственных силах.
Доступность в понимании инструкции к технике выполнения упражнения оказалась важным фактором. Поэтому был опробован ряд упражнений, выбраны те, которые возможно уяснить как с использованием специальных средств (таблицы, световые маяки и пр.), так и без. Было также отмечено, что чем лучше учащимися получается то или иное упражнение, тем лучше и чаще они его стараются выполнять.
Программа представлена следующими упражнениями:
- упражнения с ограничителями движений;
- упражнения с использованием света ламп и цветовых табличек;
- элементы йоги, bodyflex (бодифлекс), crossfit (кроссфит);
- использование музыкального сопровождения.
1. Упражнения с ограничителями движений (набивные мячи, резиновый жгут, барьеры, отягощения).
Недостаток в нарушении слуха и несформированность устной речи оказывают отрицательное воздействие на восприятие информации, все это не благоприятно влияет на формирование интеллектуального и двигательного мышления. Для положительного воздействия на развитие двигательного мышления, мы использовали ограничители движений в легкоатлетических упражнениях, которые направлены формирование пространственной ориентировки и кинетического ощущения. Именно использование ограничителей движений способствует полному осмыслению выполняемого упражнения по заданной амплитуде и траектории движений, что отличается от выполнения простых двигательных действий по той же амплитуде и траектории движения.
2. Упражнения с использованием света ламп и цветовых табличек.
У школьников с нарушением слуха в отличие от здоровых сверстников концентрация внимание гораздо ниже, что влияет на эффективность усвоения учебного материала, в процессе физического воспитания.
Используемые упражнения способствуют максимальному сосредоточению внимания школьников, что в свою очередь находит отражения на организацию учебного процесса и повышение моторной плотности урока. Повышенная сила зрительного раздражителя и выполнение упражнений из положения «Финального усилия» способствует к возбуждению большего числа, задействованных в двигательном действии, мышечных волокон которые в свою очередь воздействует на формировании скоростно-силовых способностей и быстроты.
3. Элементы йоги, bodyflex (бодифлекс), crossfit (кроссфит).
Упражнения йоги доступны, просты для выполнения, помогают сконцентрироваться и развивать необходимые физические и психологические качества: гибкость, умение концентрироваться, память и дисциплину.
Упражнения bodyflex (бодифлекс) представляют собой основу оригинальной гимнастики, которая совмещает глубокое дыхание и выполнение упражнений, направленных на увеличение гибкости и укрепление различных групп мышц.
Упражнения crossfit (кроссфит) - это круговая тренировка без отдыха, вы выполняете упражнения одно за другим без отдыха (либо с минимальным отдыхом).
Все эти упражнения способствуют совершенствованию физических качеств учащихся, привлечение к выполнению данных упражнений в домашних условиях.
4. Использование музыкального сопровождения.
Использование звукового сопровождения на занятиях по физическому воспитанию помогает развитию чувства ритма, вибрационной чувствительности, различению медленных и быстрых звучаний, таким образом, способствует развитию остаточного слухового восприятия. Музыкальное сопровождение обеспечивает музыкально-эстетическое развитие, осуществляется развитие остаточного слуха, обогащение представлений о звуках окружающего мира, а в сумме с успешным выполнением физических упражнений обеспечивает положительные эмоции.
4 этап исследования – анализ проведенного педагогического эксперимента, анкетирование учащихся, внесение коррективов в комплексную коррекционно-оздоровительную программу (по необходимости).
Таблица 2. Сравнительные результаты проведенного анкетирования
№ | Группы мотивов | Число учащихся, обозначивших значимость мотива для себя | |
Сентябрь, 2016 | Март, 2017 | ||
1 | Оздоровительные | 10 | 12 |
2 | Двигательно-деятельностные | 4 | 7 |
3 | Соревновательно-конкурентные | 8 | 9 |
4 | Эстетические | 12 | 12 |
5 | Познавательно-развивающие | 4 | 5 |
6 | Творческие | 3 | 3 |
7 | Психолого-значимые | 7 | 10 |
8 | Воспитательные | 6 | 7 |
Повторное анкетирование показывает значительную динамику в развитии двигательно-деятельностных мотивов. То есть при выполнении упражнений прослеживается снижение однообразия. Возрастает удовольствие от процесса занятий физическими упражнениями.
Повысился процент значимости психолого-значимых мотивов. То есть занятия физическими упражнениями положительно влияют на психическое состояние старшеклассников, в особенности обучающейся обретают уверенность в себе. На наш взгляд, данный результат получен за счет подбора упражнений, посильных для выполнения и простых в понимании.
Результаты и их обсуждение:
При анализе полученных данных контрольного опроса учащихся с целью выявления мотивирующих факторов на занятия физической культурой были выявлены следующие результаты:
Повысилось количество учащихся с профессионально-ориентированной мотивацией к занятиям физической культурой, так как занятия физической культурой для многих опрошенных стали психологически значимыми. Отмечено увеличение числа учеников с мотивом оздоровительным (с 10 до 12) и двигательно-деятельностными (с 4 до 7), то есть занятия физической культурой и спортом значимы как для укрепления здоровья, так и для получения положительных эмоций.
Однако, не исследовано влияние повышения мотивации к занятиям физической культурой, как развивающего средства, на изменения в физической подготовке учащихся с нарушением слуха. Необходимо проведение экспериментальных работ по сравнению исходных и конечных результатов экспериментальных и контрольных групп учащихся с нарушением слуха, а также влияние самостоятельно разработанной программы упражнений на старшеклассников из обычных классов.
Заключение
Результаты проведенного исследования позволяют нам сделать следующие выводы:
1. Для формирования мотивов, побуждающих к занятиям физической культурой учащихся с нарушением слуха, можно с успехом внедрять в уроки упражнения, подобранные на основе изучения мотивации обучающихся, диагностики индивидуальных особенностей, позволяющих определить их возможности к выполнению ряда упражнений;
2. Самостоятельно подобранные упражнения, учитывающие особенности восприятия старшеклассников с нарушением слуха, вызывают интерес со стороны школьников, так как способствуют полнейшему удовлетворению потребности в понимании и конечно повышают эффективность выполнения действий;
3. Для детального исследования влияния подобранного комплекса упражнений на формирование мотивов необходимо:
- увеличение занятий физической культурой за счет вовлечения в физкультурно-спортивную деятельность дополнительного образования;
- исследование изменения физических качеств обучающихся;
- внедрение программы упражнений, разрабатываемых с учетом запросов и особенностей старшеклассников, в обычные классы.
Список используемой литературы
Приложение 1
Дорогой ученик!
Приглашаем принять участие в вопросе.
Ответьте, пожалуйста, на ряд несложных вопросов, это не займет много времени.
Для правильного заполнения анкеты достаточно поставить галочку или обвести вариант ответа, наиболее точно соответствующий вашему мнению.
Благодарим за внимание!
Вопросы | Вариант ответов | Ответ | |
Нравятся ли Вам уроки физкультуры? | да | ||
нет | |||
не знаю | |||
Почему Вы посещаете уроки физкультуры? | укрепить здоровье | ||
отдохнуть от занятий в классе | |||
улучшить настроение | |||
Для достижения какой цели вы занимаетесь на уроке физической культуры? (возможно несколько вариантов ответа) | Оздоровительная - возможность укрепления здоровья, профилактика возможных заболеваний | ||
Двигательно-деятельностная – смена рода деятельности (теоретической на практическую), что в последствии приводит к повышению восприятия информации. | |||
Соревновательно – конкурентная – стремление улучшить собственные спортивные достижения | |||
Эстетическая - совершенствование телосложения, пластичность движений, эстетический вид, все это оказывает положительное впечатление производимого на окружающих. | |||
Познавательно-развивающая - познание учащимися своего организма, возможностей, а затем дальнейшее улучшение. | |||
Творческая - познавая ресурсы своего организма, учащиеся начинают искать возможности духовного развития. | |||
Психолого – значимая - обретение уверенности в себе, снятие эмоционального напряжения, предупреждение развития стрессовых состояний и так далее. | |||
Воспитательная - развитие самоконтроля и самоподготовки. | |||
Что не устраивает Вас на уроках физкультуры? | недостаточные нагрузки | ||
большие физические нагрузки | |||
не нравятся упражнения | |||
мало моментов состязаний | |||
мало упражнений под музыку | |||
С желанием ли Вы идете на урок физкультуры? | да | ||
нет | |||
не знаю | |||
Какое настроение у Вас после уроков физкультуры? | хорошее | ||
плохое | |||
бывает по- разному | |||
Что бы вы хотели изменить в уроке физической культуры и почему? (ответ запишите в свободной форме) |
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Как нарисовать портрет?
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Ералаш
Тигрёнок на подсолнухе