Произведения искусства Аллы Цыбиковой воспитывают в человеке гуманные чувства, любовь к своей малой родине.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_udivitelnyy_mir_kartin_ally_tsybikovoy.ppt | 2.86 МБ |
udivitelnyy_mir_kartin_ally_tsybikovoy.doc | 50.5 КБ |
Слайд 1
Работа ученицы : Иванова Милена Руководитель : Доржиева В.В .Слайд 2
Цель исследования : привлечь внимание к вопросам сохранения культурного наследия родного края.
Слайд 3
Гипотеза: произведения искусства Аллы Цыбиковой воспитывают в человеке гуманные чувства, любовь к своей малой родине.
Слайд 4
Задачи: Выяснить, как личность художника, влияет на отношение к окружающему миру, проблемам взаимоотношений природы и человека. Познакомить с творчеством Аллы Цыбиковой.
Слайд 5
Была единственным ребенком в семье. Родители старались исполнить все её желания и капризы.
Слайд 6
Занавес для театра «Ульгэр» Фреска «На земле Гэсэра» в Бурятском академическом театре драмы Гобелен - триптих «Облачный край. Легенда. Первый снег» в читальном зале Центра чтения юношества имени Д. Батожабая Гобелен «Игра на флейте» в республиканской детско-юношеской библиотеке «Панорама сказки» в комнате матери и ребенка в аэропорту Улан-Удэ
Слайд 11
«Сестры» 1978 г
Слайд 12
«Под зимним солнцем» 1997г
Слайд 13
«Сентябрь» 1997г
Министерство образования и науки РБ
Хоринский район
МБОУ «Удинская средняя общеобразовательная щкола»
Научно- практическая конференция
«Я –личность!»
Номинация: «Искусство»
Тема: « Удивительный мир картин
Аллы Цыбиковой »
Выполнила:
Иванова Милена.
Руководитель:
Доржиева Валентина Владимировна
с. Удинск
2022
Цель исследования: привлечь внимание к вопросам сохранения культурного наследия родного края.
Гипотеза: произведения искусства Аллы Цыбиковой воспитывают в человеке гуманные чувства, любовь к своей малой родине.
Задачи:
1.Познакомить с творчеством Аллы Цыбиковой.
2. На основе картин А. Цыбиковой показать истинную красоту природы родного края.
Предмет исследования: взаимодействие человека и природы
Объект исследования: живопись Аллы Цыбиковой
Методы исследования: изучение литературы, презентация творчества автора.
Новизна исследования заключается в изучении новой грани живописи А. Цыбиковой, отображающей взаимосвязь человека и природы; в привитии землякам любви к своему краю.Каждая эпоха рождает своих героев.
Цыбикова Альбина Ойдоповна родилась в 1951 году в селе Агинское (Агинский Бурят-Монгольский национальный округ Читинской области). Предпочитала, чтобы её называли Аллой, так как не любила своё «паспортное имя».
С самого раннего детства начала тянуться к перу. С самого малого возраста уже рисовала. Росла единственным ребенком в семье, где любые её желания и прихоти родители старались выполнять. Алла ещё студенткой проявила свою индивидуальность в портретной живописи. Одна из её первых работ « Портрет матери», «Жаргал», «Оюна с кошкой», «Автопортрет с пером сороки». Её дипломная работа - эскизы к пьесе В. Шекспира «Сон в летнюю ночь»-это своего рода импровизация на шекспировскую тему. В этой работе, перекликающийся с произведениями других молодых художников середины 1970-х годов, проявились индивидуальность автора, раскованность его мышления, непринужденность, импульсивность исполнительной манеры.
Многие картины нарисованы в Барун-Хасурте, сюда Алла приезжала чтобы отдохнуть, от городской суеты, побыть наедине с природой, за новыми идеями для своих работ.
-«Красивейшие места, где есть все: и горы и степи» - говорила художница.
Когда приезжала в деревню она уходила в местность Шибирь на весь день. Многие односельчане видели её с мольбертом и радовались, узнав свою деревню и свои родные места в её картинах.
В живом общении Алла была удивительно легким человеком. Она никому не навязывала и не «раскрывала душу». Была эмоциональна и сдержана одновременно. В ней органически соединялось возвышенное и земное. Алла Ойдоповна обладала уникальным свойством чувствовать и распознавать людей. Соприкоснувшись, раз с её миром люди менялись.
По комсомольской путевке в 1979 году она попала на БАМ. Результатом поездки явились картины «Нижнеангарск. Пейзаж с лодки», « Гоуджекит 2 апреля». В этих произведениях видно её грустное сочувствие бытовой неустроенности людей в суровых условиях сибирской зимы.
В 1982 году Алла Цыбикова получила заказ на выполнение монументальной росписи фойе Бурятского государственного академического театра Х.Намсараева. Художнице было 32 года. Талант и накопленные знания Аллы Цыбиковой помогли справиться с заданием: выполнить фреску «На земле Гэсэра», которая производит огромное впечатление, роспись, занимающая 150 квадратных метров, созданная на основе народного эпоса о легендарном бурятском Герое. Работа длилась около года, которая сегодня является воистину украшением здания театра и гордостью бурятской культуры.
Эта грандиозная работа всколыхнула в художнице те интеллектуальные, творческие, и нравственные залежи, которые, может быть, остались бы нераскрытыми. Ей пришлось многое переосмыслить, по-новому взглянуть на свою нацию, её духовные корни, на место на Земле, которое ей предопределено. Художественный руководитель, который возглавлял оформление здания театра, Даша-Нима Дугаров безошибочно соизмерил огромный талант молодой художницы и смело доверил ей столь ответственную работу. Получился бравурный гимн родной Бурятии, искусству, жизни. Роспись театра озарила дальнейшее творчество художницы и дала мощный заряд для новых поисков. В 80-е годы Алла создает серию трогательных детских образов; триптих «У источника», «Слушая тишину». От картины к картине все более усиливается философское настроение. В полотнах появляется загадочный образ птицечеловека, поражающий своей правдивостью в передаче всей гаммы человеческих переживаний и сопутствующий художнице до конца её дней. И уже чем-то леденящим, трагически-неизбежным веет от её последних образов. Талант художника способен предвидеть и предчувствовать многое, в том числе и неотвратимость конца, который постиг её слишком рано.
Талант и трудолюбие, любовь к родной Земле и своему народу были вечным залогом удач и совершенства Альбины Ойдоповны.
Вслед за этой росписью она вновь обратилась к жанрам пейзажа, портрета и натюрморта. В последние годы освоила новую для неё технику гобеленного ткачества. Сама она не плела, но делала эскизы, по которым работали её близкие подруги - гобеленщицы.
Прекрасный творческий союз художницы и народного мастера Баярмы Дамбиевой вызвал к жизни серию гобеленов, выполненных в народных традициях – плетение из конского волоса. Они являются гордостью нашего народа и украшением интерьера национальной библиотеки, комнаты отдыха Улан-Удэнского аэропорта.
Сегодня её нет. Но остался её сын Саша и завораживающие картины.
Не дожила до своего 50-летнего юбилея совсем немного. Её жизнь оборвалась 25 мая 1998 года. Была похоронена в селе Барун-Хасурта на земле предков.
Ещё Платон сказал ставшую знаменитую фразу: «Сами поэты меньше всего знают, каким способом они творят». Алла была одним из тех художников, которые прекрасно осознавали свое высокое предназначение, но без прямого выпячивания и излишней помпезности. Она просто жила, общалась с друзьями и знакомыми. Дверь её мастерской практически не закрывалась. Здесь рождались её картины. Иногда в творческих муках и душевной опустошенности, в другой раз - словно на одном дыхании. Прожила Алла Цыбикова не очень долгую жизнь щедро и искренне. Материнская нежность и человеческая любовь, мудрость беззащитность – вот содержание её картин, будь то портрет, натюрморт или пейзаж.
В творчестве Аллы Цыбиковой можно выделить три периода. Первый связан со временем учебы сначала в Иркутском училище искусств, потом в Московском художественном институте. Начало второму периоду дает работа «На земле Гэсэра», где впервые в её творчестве прослеживается национальная тематика.
Поздний период творчества Аллы Цыбиковой - время экспериментов. Она начала экспериментировать с фактурами: использовала песок, крупы, работа с лаком. В итоге получились сложные поверхности, необычные картины.
Картина «Поздний гость» описывает один момент из жизни бурятской деревни: в ярко освещенном доме семья садится за стол, все внимание домашних обращено гостю. А за окном темно…» В основу картины были положены воспоминания художницы о нескольких днях у родственников. Поздно вечером к семье приехал погостить сосед, а после взобрался на лошадь и поскакал обратно в темноту. Именно этот момент отражен в работе. Здесь общечеловеческие ценности: семья, дом - место, где всегда светло и уютно. Даже когда за окном темно и страшно.
Увидев её картины, их невозможно забыть. Они как говорят, цепляют душу, внутри поднимается комок невысказанных эмоций, возникает ощущение катарсиса. Невозможно отрицать, что существует неповторимый Цыбиковский стиль живописи. Алла Ойдоповна помимо профессиональной мастеровитости, обладала редкой для художника способностью тонко анализировать, собственное творчество.
Работы художницы: занавес для театра «Ульгэр». Фреске «На земле Гэсэра» в Бурятском академическом театре драмы. Гобелен - триптих «Облачный край. Легенда. Первый снег» украшает читальный зал Центра чтения юношества имени Д. Батожабая, Республиканской детско-юношеской библиотеки, в национальной библиотеке гобелен «Игра на флейте». В национальном аэропорту гобелен из конского волоса «Водопад», есть комната, где стены расписаны художницей на тему детских сказок «Панорама сказок».
Художница участвовала в многочисленных всероссийских, всесоюзных и республиканских выставках. При жизни состоялось 5 персональных выставок: в Иркутском художественном музее, в Бурятском Научном центре Улан-Удэ, три выставки в США. В феврале 1999 года состоялась посмертная персональная выставка в Бурятии.
Заключение.
Художница Алла Цыбикова создала целую Вселенную, в которой, как в зеркале, отражается родной край. В её творчестве перекликаются западноевропейские и национальные бурятские мотивы. «После Аллы Цыбиковой бурятские художники стали обращаться к национальным темам переплетая реальное с ирреальным», -говорит Юрий Извеков, художник, друг Аллы Цыбиковой- её работы, возможно неосознанно, повлияли на современное поколение художников.
Произведения Аллы Цыбиковой находятся в Бурятском художественном музее им. Сампилова, в Музее истории г. Улан-Удэ, в Иркутском областном художественном музее им. В.П. Сукачева, в Государственном музее декоративно-прикладного искусства (Москва) в Государственном музее народов востока (Москва), в Музее академии художеств (Москва), в Читинском художественном музее, в многочисленных отечественных и зарубежных коллекциях.
Использованная литература:
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Прощание с летом
Рисуем белые грибы пастелью
Загадочная система из шести экзопланет
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)