Доклад
«История создания краеведческого музея села Атмис»
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_sozdanie_sela.docx | 26.85 КБ |
prezentatsiya_poyavlenie_sela-szhatyy.pdf | 731.62 КБ |
Филиал
муниципального бюджетного образовательного учреждения
средней образовательной школы с. Верхний Ломов им. И.И.Привалова в с. Атмис
Нижнеломовского района Пензенской области
Доклад
«История создания краеведческого музея села Атмис»
выполнил ученик 8 класса
Стригин Алексей
ф. МБОУ СОШ с. Верхний Ломов
им.И.И. Привалова в с.Атмис
руководитель учитель истории
Деева И.И.
с. Атмис 2022год.
Выступление на районной краеведческой конференции «Земля родная».
История создания краеведческого музя села Атмис.
Краеведческая работа в с. Атмис началась с 1908 года, с первого года педагогической деятельности Смагина Георгия Дмитриевича, заслуженного учителя школы РСФСР, организатора краеведческого музея.
Необходимость этой работы диктовалась условиями самой жизни. Книги для чтения К.Д. Ушинского и других авторов конца 19 века настойчиво требовали выхода учащихся из класса на улицу, в сад, огород, поле, лес, в широкие просторы нашего края.
С первых лет работы в атмисской школе Смагин ввёл новаторскую для того времени форму проведения школьных занятий - урок-экскурсию. Собранный в результате подобных уроков материал положил в 1910 году начало одному из первых школьных музеев в Пензенской губернии.
Подготовку к экскурсиям начинали заранее. На уроках прорабатывалась тема, в зависимости от нее готовилось снаряжение: молоток, долото, малую лопату, упаковку для образцов, если обследовались геологические объекты. В поход за образцами для гербария готовили ножи, лупы, упаковочный материал, бечевку, бумагу и карандаши для составления паспортов.
По описанию музейных экспонатов можно судить о результативности походов: «Под стеклом трех витрин располагаются хорошо сохранившиеся окаменелые обитатели моря - аммониты. В мощных слоях песчаников мы нашли очень интересную находку — остатки огромного рыбо-ящера «ихтиозавра». ..Мы имеем кости ребер, позвонки, часть лопаток. Рядом располагаются челюсть и зубы страшного морского хищника - акулы».
В 20-е годы прошлого века в сельских школах вводится для изучения краеведческий комплекс «Наша деревня». Георгий Дмитриевич пишет статью «Что может сделать школа 1 ступени для местного края, и как организовать эту работу».
В процессе работы по программе «Наша деревня» учащиеся под руководством Смагина начинают изучать экономику и быт села. В архиве Георгия Дмитриевича мы видим исчерпывающий материал по кустарным промыслам села Атмисс.
«Всякое изучение края должно носить строго научный характер, — считает Г.Д. Смагин.
Продолжая сотрудничество с Пензенским областным краеведческим музеем, Смагин знакомится с археологом Михаилом Романовичем Полесских, возглавившим в 1950 году отдел дореволюционного прошлого. Г.Д. Смагин со своими подопечными принимает участие в археологических обследованиях области, организованных ученым. В научном архиве ПГКМ хранится дневник археологической разведки Полесских М.Р., где имеется запись о том, что в сопровождении Г.Д. Смагина были осмотрены окрестности села Атмисс. Предполагавшихся курганов на приречной возвышенности не оказалось. На сельском кладбище была осмотрена плита из песчаника размером 22x45 с прекрасно просматриваемым изображением шагающего коня, возможно относящаяся к культуре поздних кочевников. Полесских рекомендовал взять плиту в сельский музей. В результате находок на Соломинском овраге (орудие в виде скребка-отщепа, обломки, похожие на ножевые пластины), было сделано предположение о существовании у Соломинского оврага неолитической стоянки.7 В последующие годы вместе с кружковцами, которых к тому времени насчитывается 30-40 человек, Георгий Дмитриевич продолжает заниматься археологическими сборами. К этому периоду относится случайное поступление в Атмисский музей коллекции предметов неолитического периода. В 6 км от Атмисса у деревни Гусевка, при добыче торфа, на глубине трех метров найдены останки «древнего человека». «Среди вещей ... каменный шлифованный топорик, со сверлиной для рукоятки, искусно выточенная костяная ложка, часть лепного гладкостенного горшка».
Школьный музей, являясь местом, где хранится весь материал - результат творческой работы учащихся и учителей за целый ряд лет, играет огромную роль в жизни школы.
В музее ребята видят, что проходили их старшие товарищи. В нем они видят свои работы и свои ошибки. Музей нужен и для того, чтобы родители учащихся могли приходить и видеть работу своих детей.
Смагин направил работу музея по четырем основным, на его взгляд, направлениям:
1.Показать окружающую природу и способы использования при
родных богатств окрестностей села.
2.Отразить экономику села, показать образцы селекционной работы.
3.Отразить историю, быт крестьян.
4.Служить наглядным пособием в школе.
Годом основания Атмисского музея Георгий Дмитриевич считал 1910. Он начал своё существование как музей наглядных пособий. На тот момент у музея не было отдельного помещения, экспонаты хранились в школьных кабинетах в шкафах и выставлялись в свободное от занятий время. Коллекция насчитывает 150 единиц хранения.
В отчете за 1924 год Смагин указывал на существование отделов музея: геологического, сельскохозяйственного, естественноисторического и детского. У музея по-прежнему нет отдельного помещения. В 1925 году музей получает комнату размером 8x5x3 метра. К этому времени складываются основные коллекции: геологическая (морские окаменелости, аммониты, белемниты, валуны и т.д.), сельскохозяйственная (засушенные кормовые и хлебные злаки села Атмисс). Собран гербарий района. В геологическом отделе представлены морские окаменелости из местных песчаниковых разработок и остатки ледника.
Наиболее полно в Атмисском музее был представлен отдел природы. М.Мелешко указывает, что имелись экспонаты, «показывающие жизнь данной местности в ледниковый период (кости мамонта, валуны), остатки моря (зуб акулы, аммониты, белемниты, кости морских животных). Специальный уголок отведен для сбора костей животных вымерших и современных (череп лошади, овцы, свиньи,собаки, хорька, сурка и т.д.)»
Довольно полно были собраны и показаны минералы района (песчаник из атмисских каменоломен, гранит, мрамор, торф, черный дуб и др.). Коллекции насекомых собирались по принципу вредных и полезных для человека. Огромное количество гербарных образцов рассказывало о флоре: дикие растения лесов, полей и лугов, лекарственные растения, сорняки и т.д. В архиве краеведа сохранились тексты тематических экскурсий по отделу природы: «Природа местного края» и «Остатки ледника в нашем крае».
В 1933-35 годах Георгий Дмитриевич начинается бороться за отдельно стоящее помещение для музея.
Добиться постройки отдельно стоящего здания удается только через два года. В договоре от 20 июня 1937 года мы читаем: «Мы, ниже подписавшиеся, завед. Атмисским Краеведческим музеем, Н.-Ломовского района Смагин Георгий Дмитриевич с одной стороны и Артель плотников в количестве 5 человек, в лице Карамышева Д.Е. - гр-на с.Атмисс, Н.-Ломовского р-на, заключили настоящий договор в следующем:
1. Мы - плотники беремся из двух пятистенных домов деревянных деревенского типа построить одно здание для Атмисского Краеведческого Музея на 5 комнат, а для этого обязуемся выполнить следующие работы:
а.Завести низ на камне.
б.Перестрогать все стены здания.
в.Постелить полы и потолки.
г.Сделать верх под железо.
д.Сделать двухполочный карниз.
е.Исправить все двери и наводы.
ж. Отремонтировать и застеклить рамы.
з.Сделать сени и площадку.
2.Работу закончить к 1 сентября 1937 года.
3.Стоимость всей этой работы устанавливается в одну тысячу
пятьсот рублей (1500 р.).. .»1
Дома для постройки здания музея были куплены у жителей села Атмисс Бортникова Е.Т., Иванова Я.Ф. и Негодяева К.В. Георгий Дмитриевич сам руководит строительством музея: закупает доски, железо, паклю, кирпич, расплачивается с подрядчиками.
15 декабря 1937 года Смагин Г.Д. пишет в музейный отдел Тамбовского облоно: «Строительство Атмисского Краеведческого музея закончено. Стоимость работ и материалов определяется в 8391 руб. 50коп....»
Через четыре года начинается Великая Отечественная война,часть музеев закрывается, штаты сокращаются. Георгий Дмитриевич пытается спасти свое «детище». Он пишет письмо одному из чиновников того времени: «Получили телефонограмму о закрытии Атмисского Краеведческого Музея и передаче имущества его на хранение школе. Конечно, это явление временное. Изгонит и сотрет с лица земли наша Доблестная Красная Армия треклятый мерзопакостный фашизм и все временно закрытые культурно-просветительные мероприятия заживут полноценной творческой жизнью. Так именно и будет с Атмисским Музеем. Я бы, поэтому, считал и просил сделать так: отдать приказ не о закрытии, а о снятии с бюджета Атмисского Краеведческого Музея. Имущество и экспонаты сохранить на месте, передав их Н.С.Ш. под ответственность руководителя юннатского кружка преподавателя Смагина Г.Д. Музей именовать «Атмисский Краеведческий школьный музей». Никакой, конечно, зарплаты я не требую, в чем могу дать подписку. Но зато мы сохраним полностью то, что было собрано тремя поколениями с. Атмисс за 35 лет.
По окончании Великой Отечественной войны музей продолжил свою работу.
Когда Атмисскую школу в 1977 году переводили из старого здания в новое, Атмисский краеведческий музей существовал в старом здании. Наблюдала за этим дочь Г.Д. Смагина Варвара Георгиевна, хотя она работала в Виргинской сельской библиотеке, а за тем с 1970 года в Атмисском сельском совете секретарём. После смерти Г.Д. Смагина (в1967году) часть экспонатов по его завещанию была передана в Н-Ломовский и Пензенский областной краеведческие музеи. К сожалению, в селе не нашлось человека, способного продолжить дело Г.Д. Смагина. Краеведческий музей, созданный Учителем с большой буквы, перестал существовать.
Постепенно здание музея разрушилось, экспонаты «перекачивали» в здание школы (старое) возле дома Г.Д. Смагина, а потом в дом, где жила его дочь. Остатки экспонатов (в основном палеонтологические раскопки) переданы в Атмисскую среднюю школу.
Музей Г.Д. Смагина фактически закрылся в 1978 году.
Но история музея на этом не останавливается. С 1998 года начинается работа по его возрождению, в которой приняли участие учителя и ученики нашей школы, а так же большую помощь в сборе материала оказали жители села.
Благодаря совместным усилиям 1 сентября 1999 года краеведческий музей при Атмисской школе вновь начинает свою работу.
В настоящее время собран обширный материал, который распределен по отделам. В дань уважения человеку, основателю музея - Смагину Георгию Дмитриевичу, который являлся для села Атмис своеобразным министром просвещения и культуры, ботаником и археологом в музее открыт мемориальный уголок, посвященный Смагину Г.Д.
Многие вещи для него были подарены его дочерью - Варварой Георгиевной, которая оказала и оказывает неоценимую помощь в организации музея. Ею были подарены личные вещи Георгия Дмитриевича: письменный стол, стул, письменные принадлежности, пишущая машинка, этажерка, книги, научные труды, журналы, фотографии.
Смагина Варвара Георгиевна подарила в музей вышитую гладью картину. Она называется «На границе». В1943году к нам в село приехали беженцы с западной Украины. Среди них было много детей. Женя Гольдмост училась в нашей школе, училась на отлично, а в свободное время вышивала картины. Она вышила на полотне гладью шёлком и подарила школе. Сначала картина висела в классе, а потом в учительской старой школы. После её отъезда на Украину картину отдали в Атмисский краеведческий музей, где она и находилась до последних дней существования музея. А в последнее время картина находится в школьном краеведческом музее.
В отдел «Культура и быт» вошли предметы домашнего обихода: посуда, одежда и обувь, орудия труда, и т.д.
В следующем отделе - «Из военного прошлого» расположен уголок Боевой славы, где собран материал о героическом прошлом и настоящем нашего села: об участии земляков в Великой Отечественной войне, в горячих точках Афганистана и Чечни.
В отделе «Истории народного образования» собраны уникальные экспонаты:
фотографии, учебники, воспоминания учителей- пенсионеров.
И, наконец, последний отдел, новый: «Школа и жизнь» посвящен истории школы, а так же самим ученикам, обучавшимся и учащимся в ней сейчас.
В музее часто проходят уроки, мероприятия, встречи с ветеранами.
То есть, несмотря на большой перерыв, несмотря на то, что многих даже большинства экспонатов собранных ранее сейчас нет в музее, он продолжает работать, продолжается краеведческая работа, начатая еще в начале XX века.
Неньютоновская жидкость
Несчастный Андрей
Будьте как солнце!
Ручей и камень
Рисуем тыкву