НПК
Вложение | Размер |
---|---|
npk_.docx | 53.46 КБ |
Министерство образования и науки РБ
МАОУ СОШ № 8 г.Улан-Удэ
Научно-практическая конференция учащихся 5-6 классов
Тема исследования
Смысл и значение образов
Кощея Бессмертного и Бабы Яги
Автор исследования: Казанцева Лиза
ученица 6 В класса МАОУ СОШ №8,
Научный руководитель: Ламатханова Лариса Сергеевна
Улан-Удэ
2020
Оглавление
1.Происхождение имени Кощея Бессмертного 4
2. Происхождение имени Бабы Яги. 5
3 Значение и смысл образа Кощея Бессмертного
4.Значениеи смысл образа Бабы Яги 7
Список используемой литературы: 8
Введение
Кощей Бессмертный-загадочный персонаж восточнославянских волшебных сказок.
Кощей Бессмертный-( Кащей Бессмертный)- отрицательный персонаж русских сказок и русского фольклора. Царь, иногда-всадник на волшебном говорящем коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя сказки.Изображается в виде худого старика, часто представляется скупым. Например, у А.С. Пушкина: «там царь Кащей над златом чахнет».
Почему он Кощей? Почему худой? Почему он такой страшный? Кем был «при жизни» – откуда попал в сказку? Почему Бессмертный, и почему смерть его упрятана в яйцо?
Другой популярный отрицательный персонаж сказок- Баба Яга.
Она живет на грани двух миров, светлого и темного, посреди дремучего леса, в странной избушке, окруженной забором из человеческих костей. Иногда к ней заглядывают гости с Руси.
Одних Баба Яга пытается съесть, других привечает, помогает советом и делом, предсказывает судьбу.Баба Яга имеет знакомства в живом и мертвом царствах, свободно посещает их, перемещаясь на свей ступе.
Баба Яга-древнейший персонаж славянской мифологии.
Почему Баба Яга носит именно такое имя? Почему Яга? Что это означает?
Какое значение имеет этот образ и как он мог появиться?
В сказках встречаются два варианта имени этого популярного персонажа: Кащей и Кощей.
Я решила провести исследовательскую работу и ответить на эти вопросы.
Цель: исследовать образы Кощея Бессмертного и Бабы Яги на основе русских сказок, фольклора и литературоведческих статей об этих персонажах.
Таким образом, необходимо решить следующие задачи:
Объекты исследования:
Персонажи Кощей Бессмертный и Баба Яга
Методы исследования:
1.Изучение русских сказок и фольклора
2. Поисковая работа
3.Исследование литературоведческих статей и других источников и материалов.
Используемые материалы:
1.Происхождение имени Кощея Бессмертного
В древнерусском языке существовало немало слов, созвучных с именем Кощея: «кость», «кощуны» — колдовство, «касть» («кась») – пакость, «костить» или «костерить» – ругать, бранить .
В.И. Даль производил имя Кощей от слова «касть», означающего вред, порчу, пачкотню, ругань. Корень этого слова древен: каст – кость – каз – коз – каж – кащ – кощ. Уже в старославянских рукописях встречается «казити» – вредить; «изказити» – уничтожить.
«Бес-смертный» - это смертный бес
Итак, смысл имени Кощея вполне соответствует представлению о его зловредности, костлявости. Почему Кощей гремит своими костями?
Древние люди придавали огромное значение костям.
Охотники палеолита тщательно сохраняли кости съеденных животных. Они верили, что из сбереженных костей эти животные возродятся вновь.
В фольклоре вайнахов есть сказания о хозяйках леса, которые оказывают гостеприимство заблудившимся охотникам и оберегают дичь. «Поедая зверей, сохраняют их кости, затем оживляют этих зверей и отпускают.
Вера в такое возрождение распространилась в сказках разных народов.
В немецкой сказке Гримм «Поющая кость» имеются варианты, где из собранных костей убитого ребенка рождается птица и затем превращается в этого ребенка.
В русской народной сказке «Крошечка-Хаврошечка» Хаврошечка закопала кости коровы в землю, Из них выросла яблоня и на ней спелые яблоки.
Костяная нога встречается у другого персонажа- у Бабы Яги.
2. Происхождение имени Бабы Яги
Бабя Яга-древнейший персонаж славянской мифологии.
Почему она Яга? Откуда это имя?
Многие ученые выводят слово "Яга" от древнерусского слово "язя" ("яза"), означающего "немощь", "болезнь" и постепенно вышедшего из употребления после XI века. Страсть Бабы-Яги поджаривать детей в печи на лопате очень напоминает так называемый обряд "перепекания", или "припекания", младенцев, больных рахитом или атрофией: ребенка заворачивали в "пеленку" из теста, клали на деревянную хлебную лопату и трижды всовывали в горячую печь. Потом ребенка разворачивали, а тесто отдавали на съедение собакам. По другим версиям, собаку (щенка) засовывали в печь вместе с ребенком, чтобы на него перешла хворь.
И это действительно часто помогало! Только вот в сказках этот обряд поменял знак с "плюса" (лечение ребенка) на "минус" (ребенка жарят, чтобы съесть). Предполагают, что это произошло уже в те времена, когда на Руси искоренялось все языческое.
Другие ученые полагают, что слово "Яга" от "ягать"- кричать, а также кричать в значении "браниться", "ругаться". Выводят Ягу и из слова "ягая", имеющего два значения: "злая" и "больная". Кстати, в некоторых славянских языках "ягая" означает человека с больной ногой (помните костяную ногу Бабы-Яги?). Возможно, Баба-Яга вобрала в себя какое-нибудь или даже все эти значения.
3.Значение и смысл образа Кощея Бессмертного
Вернемся к Кощею Бессмертному. Адрес Кощея, как помните, – Тридевятое царство, куда живой человек может войти только через избушку Бабы-Яги.
Для этого царства и характерны молочные реки с кисельными берегами, дворцы из драгоценных материалов. А Кощей – владыка того царства! То есть есть можно предположить, что Кощей- владыка подземного царства. На это указывает многое:
Царство Кощея находится очень далеко: герою приходится отправляться в «прикрай свету, в самый конец его».
Туда из всех путей ведет самый длинный, сложный и опасный:герой изнашивает железные сапоги, железный сюртук и железную шляпу, съедает три железных хлеба; ему приходится преодолевать многочисленные препятствия, обращаться к помощникам за советом и подмогой.
Жилище Кощея Бессмертного изображается в сказке как дворец. Здесь находятся несметные богатства-золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни. Все это похоже на подземные богатства Земли. Таким образом, можно предположить, что Кощей- владыка подземного царства.
Что касается гибели Кощея Бессмертного. Он свою гибель спрятал очень далеко. В мифах есть похожие сюжеты.
Жизнь древнегреческого Мелеагра заключалась в головне; головню сожгли, и он умер в муках. Древний египтянин Бата спрятал свое сердце в цветок акации; цветок сорвали – Бата умер; сердце нашли – Бата воскрес. Персидский принц носил душу в кинжале на шее.
Но почему гибель Кощея именно в яйце? Кажется очевидным – ведь в нем заключена жизнь. А яйцо тут вот при чем. Конец зимы, по северным мифам, возвещает утка (или гусь, лебедь), влекущая по морю яйцо – солнце. С отступлением ледников миф потерял актуальность для европейцев, и яйцо перекочевало в сказку.
Исследователь славянской культуры Борис Рыбаков считает, что местонахождение смерти Кощея соотнесено с моделью Вселенной-яйцом и подчеркивал, что охранителями его являются представители всех разделов мира: вода(море-океан), земля (остров),растения (дуб), животные (заяц), птицы (утка). Тогда в дубе можно увидеть «мировое древо».
Игла, булавка в народной культуре является предметом-оберегом и одновременно орудием порчи. Следовало ломать и выбрасывать иглу, которой воспользовались в ритуальных действиях.
Из фольклора нам известно, что на Руси до реформ патриарха Никона существовал особый день – Кощеев день. Приходился он на 29 февраля. После жесткой церковной реформы день Кощея заменили на день Святого Касьяна, который, по преданию, обладал выраженными гипнотическими способностями. Из-за этого Святому Касьяну был приписан «недобрый глаз», вследствие которого и на скот мор нападал, и людей болезни одолевали. Наши предки до реформы Никона считали, что один день раз в четыре года злого Кощея бог отпускает из заточения, и он ходит среди людей, сея зло,для того, чтобы люди вели себя грамотно, сами лишнего зла не учиняли, и злу противостоять учились. Один день раз в четыре года выдержать такой сложный день было можно и нужно. Потому и у Кощея было своё предназначение в человеческой земной жизни – активировать «иммунитет ко злу».
4.Значение и смысл образа Бабы Яги
Бабя Яга-древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души умерших в царство мертвых.Этим она напоминает древнегреческую деву-змею Ехидну. Согласно античным мифам, от брака с Гераклом, ехидна родила скифов, а скифы считаются предками славян.
Не зря во всех сказках баба Яга играет очень важную роль, к ней прибегают герои как к последней надежде, последней помощнице- это бесспорные следы матриархата.
Бабу Ягу детально изучил филолог В.Я. Пропп. Это – царство смерти. Баба Яга обитает в двух мирах: живом и мертвом. Перемещается она с помощью своей ступы. Яга – существо пограничное, недаром у нее одна нога костяная, а избушка поворачивается из реального в другой, ирреальный мир. В другой мир, ирреальный можно попасть из избушки Бабы яги. Подходя к избушке, герой обыкновенно говорит: «Избушка — избушка, встань к лесу задом, ко мне передом!» Поворачивается избушка, а в ней Баба Яга: «Фу–фу! Русским духом пахнет».
В Тридевятом царстве русский дух так же неприятен, как в русском царстве – мертвый дух. (Немудрено Кощею зафукать, учуяв Ивана.)
Баба-Яга - это проводник в потусторонний мир - мир предков. Она и живет-то на границе миров живых и мертвых, где-то в "тридевятом царстве". А знаменитая избушка на курьих ножках — как бы проходная в этот мир; потому и нельзя в нее войти, пока она не повернется к лесу задом. Да и сама Баба-Яга - оживший мертвец. В пользу этой гипотезы говорят такие детали. Во-первых, ее жилище - избушка на курьих ножках. Почему именно на ножках, да еще и "курьих"? Полагают, что "курьи" - это видоизмененное со временем "курные", то есть окуренные дымом. У древних славян был такой обычай захоронения умерших: на окуренных дымом столбах ставили "избу смерти", в который помещали прах умершего. Такой погребальный обряд существовал у древних славян в VI—IX веках. Возможно, избушка на курьих ножках указывает на другой обычай древних - хоронить умерших в домовинах - специальных домиках, размещенных на высоких пнях. У таких пней корни выходят наружу и действительно чем-то похожи на куриные ноги.
Также Баба-Яга - лохматая (а косы в те времена расплетали только умершим женщинам), подслеповатая, с костяной ногой, крючковатым носом ("нос в потолок врос") - настоящая нечисть, живой мертвец. Костяная нога, возможно, напоминает о том, что покойников хоронили ногами к выходу домовины, и если в него заглянуть, можно было увидеть лишь их ноги.
Вот почему Бабой-Ягой часто пугали детей - точно так же, как пугали мертвецами. Но, с другой стороны, в древности к предкам относились с уважением, почтением и страхом; и, хотя старались не тревожить их по пустякам, так как боялись навлечь на себя беду, в трудных ситуациях все же обращались к ним за помощью. Точно так же Иван-царевич обращается к Бабе-Яге за подмогой, когда ему нужно победить Кащея или Змея Горыныча, и она дарит ему волшебный клубок-проводник и рассказывает, как можно одолеть врага.
Заключение
Кощей Бессмертный и баба Яга не просто сказочные герои. Они гораздо старше, древнее сказки и пришли в сказку из далеких дохристианских времён.
Таким образом, Кощей Бессмертный и Баба яга- очень древние, неоднозначные и очень символичные персонажи.
Древность таит многие тайны и загадки, разгадывать которые - удел современной науки. И, как нам кажется, с двумя языческими персонажами связана глубокая философская позиция древних славян.
Кощей Бессмертный – воплощение абсолютного зла и смерти. В культуре древнего Междуречья в отличие от более поздней Египетской и Древнегреческой, не было представления о жизни после смерти. Смерть считалась злом, с которым надо бороться, даже находясь на предсмертном ложе. (Отсюда раннее развитие медицины: больного человека выносили на площадь, чтобы каждый столкнувшийся однажды с таким же недугом, мог помочь советом). Человек, по мнению древних, мог победить смерть, оставшись после ухода из жизни в человеческой памяти.
Кощей – зло, Кощей – смерть. Только смерть может быть бессмертна. Но, Кощей все-таки не бессмертен: его невероятно трудно, но можно одолеть. Значит, можно победить смерть, и удается это, человеку, способному на поступок, вызывающему уважение не только у друзей (волшебных сил природы), но и у врага (Бабы Яги), способному оставить след в сердцах (то есть в человеческой памяти).
Список используемой литературы:
Интернет-источники:
http://allforchildren.ru/why/where18.php
https://callmycow.livejournal.com/4044.html
https://www.culture.ru/s/vopros/koschey/
https://moluch.ru/young/archive/11/832/
https://moluch.ru/young/archive/11/832/
https://www.culture.ru/s/vopros/koschey/
https://e-notabene.ru/psp/article_813.html
Сказка "Узнай-зеркала"
Снежная книга
Привередница
Зимняя сказка
Каргопольская игрушка