Исследовательская работа, где мы вместе с ученицей попытались оказать современную психологическую помощь литературным героям.
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennaya_psihologicheskaya_pomoshch_literaturnym_geroyam.docx | 56.09 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2
с углублённым изучением отдельных предметов»
Направление: гуманитарное
Предметная область: литература
Современная психологическая помощь литературным героям
Автор: Хамидулина Карина,
ученица 9 «З» класса
МБОУ «СОШ № 2 с УИОП»,15 лет
Руководитель:
учитель русского языка и литературы
Запальская Е.В.
г. Лысьва
2021-2022 уч. год
Оглавление
Введение | 3 |
Основная часть | 8 |
Глава I У. Шекспир «Ромео и Джульетта» | 8 |
Глава II Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» | 11 |
Глава III А.С. Пушкин «Евгений Онегин» | 15 |
Глава IV М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» | 17 |
Заключение | 23 |
Библиографический список | 24 |
Введение
На уроках литературы мы знакомимся с большим количеством художественных произведений русской и зарубежной литературы, изучение которых ориентированы на развитие и воспитание личности школьника. Художественные произведения помогают нам познакомиться с общечеловеческой культурой и культурой своего народа, содержат лучшие образцы и нормы знаний, поведения и оценок. Текст воздействует на читателя, побуждая к его дальнейшей деятельности, расширяет сферу духовной жизни, учит самостоятельности мысли, помогает ученику обрести свое «я», формирует умение выражать себя.
Подростка интересует человек как носитель определенных свойств личности. От «включения» в жизнь произведения он постепенно переходит к его объективному восприятию, у школьников-подростков растет круг осознаваемых моральных свойств личности человека, появляется интерес к формированию его характера, мотивов его поведения. Однако у учащихся иногда вызывает затруднение оценить личность литературного героя в целом, учесть и взвесить различные обстоятельства и мотивы его поведения.
Психологи, как отечественные, так и зарубежные (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, О.И. Никифорова, М. Арнаудов, Р. Арнхейм), особое внимание обращают на то, что чтение произведения – это не простой прием информации. Знание окружающего мира и овладение ценностями духовной культуры нужны каждому человеку не только сами по себе, но и для практического пользования, для взаимодействия со средой[1].
Мы обратились с вопросом к учащимся 8-9 классов: «Может ли быть для Вас примером литературный герой?» (в опросе приняло участие 40 учащихся). Как видно из данных, приведённых в таблице № 1, большинство учащихся ответили положительно.
Таблица № 1
Да | Нет | Затрудняюсь ответить |
77,5% | 12,5% | 10% |
Но мы можем привести примеры, когда литературные герои психологически незрелы, и подражание таким героям нанесёт урон развитию личности школьника. Понимая это, мы задали ещё один вопрос старшеклассникам: «Есть ли литературные герои, которым необходима психологическая помощь?» На этот вопрос положительно ответили тоже большинство учащихся. Это видно из данных, приведённых в таблице № 2.
Таблица № 2
Да | Нет | Затрудняюсь ответить |
65% | 10% | 25% |
Таким образом мы выявили проблему: литературные герои, даже психологически незрелые, влияют на становление личности школьников.
Актуальность данной проблемы в настоящее время в том, что от состояния чтения в стране зависит духовное здоровье и будущее нации.
Исследования, проведенные в разных странах, показывают, что читатели отличаются от «нечитателей» в своем интеллектуальном развитии. Они способны мыслить, устанавливать связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения, иметь больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеть речью. Они точнее формулируют, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Следовательно, чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека.[2]
Мы наблюдаем снижение мотивации учащихся к чтению, гаджеты отобрали пальму первенства у книги. Даже если что-то и читают школьники в Интернете, зачастую это происходит бесконтрольно. После прочтения книги обсуждаются со сверстниками в лучшем случае с точки зрения эмоционального воздействия или фабулы, а нравственные идеи, взаимоотношения героев, их переживания останутся за пределами его восприятия.
Знакомство с художественной литературой на уроке при помощи учителя позволяет глубже понять проблему, характеры героев, их поступки, а привлечение профессионального психолога к оценке действий и поступков героев литературных произведений поможет современным школьникам адекватно оценить ситуацию, в которой находился герой, и пути выхода из неё.
Объектом исследования стали характеры и поступки героев школьных литературных произведений
Предмет исследования: описание характеров и поступков героев литературных произведений, выявление проблем, негативно влияющих на их жизни
Цель исследования: оценка поступков литературных героев с точки зрения современного практикующего психолога, определение путей выхода из сложившейся трудной жизненной ситуации
Задачи исследования:
Гипотеза исследования – при обращении к психологу жизнь литературных героев пойдёт по другому сценарию, они поменяют жизнь к лучшему, не совершат трагические поступки, их пример будет положительно воздействовать на подростков.
В литературе имеются работы с оценкой психологического характера литературных героев, даются рекомендации таким героям, как царю Эдипу, Шерлоку Холмсу, Ромео и Джульетте, Евгению Онегину, Наташе Ростовой и другим. Например, в книге доктора культурологии, практикующего психолога, профессора А.В. Каменца «Онегин на приеме у психолога» главный герой вступает в полемику с психологом. Из их диалога мы понимаем, на какие проблемы и пути выхода из них указывает психолог Евгению. В своей статье «Оценивание героев литературных произведений с точки зрения психологической зрелости» Ольга Писарик «разбирает» героя по принципу психологической и эмоциональной зрелости. Указывает на их жизнеспособность, жизнестойкость и социальность. Приходит к выводу, что примерами психологически зрелых личностей в литературных произведениях могут быть Наташа Ростова (Л.Н. Толстой «Война и мир»), Маша Миронова (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»). Примеры психологически незрелых личностей, по мнению автора, - это Анна Каренина (Л.Н. Толстой «Анна Каренина», Эмма Бовари (Г. Флобер «Госпожа Бовари»), Катерина Кабанова (А.Н. Островский «Гроза»)1.
Клаудия Хохбрунн и Андреа Боттлингер на страницах своей книги «Герои книг на приёме у психотерапевта» подвергли психоанализу известных персонажей художественной литературы: Шерлока Холмса, Ромео и Джульетты, царя Эдипа. Авторы выясняют, что в действительности стало причиной печальных, иногда даже трагических событий в их жизни.
____________________
1 Писарик О. «Оценивание героев литературных произведений с точки зрения психологической зрелости» // «Заботливая Альфа. Развитие на основе привязанности» [Электронный ресурс]. - https://alpha-parenting.ru/2013/04/03/otsenivanie-geroev-literaturnyih-proizvedeniy-s-tochki-zreniya-psihologicheskoy-zrelosti/ (дата обращения 12.01.2022 г.)
Уберегла бы родителей царя Эдипа от катастрофы консультация по вопросам воспитания детей? Развернулась бы иначе история любви Ромео и Джульетты, если бы они были старше? Может, Дракулу не понимали окружающие, а Волан-де-Морта недолюбили в детстве? [3]
Новизна нашего исследования состоит в том, что психолог отвечает на вопросы учащихся, давая рекомендации литературным героям.
Наша работа носит прикладной характер.
Методы исследования: опросы, анализ.
Значимость нашей работы в том, что учащиеся, получив профессиональные рекомендации психолога для литературных героев, смогут использовать данные рекомендации в своей жизни при похожих ситуациях.
Мы благодарим методиста МАУ ДПО «ЦНМО» г. Лысьвы, практикующего психолога Любовь Александровну Кандакову за анализ действий и поступков героев, данные рекомендации, ответы на вопросы учащихся.
Основная часть
Наше исследование проводилось в течение двух месяцев (декабрь 2021-январь 2022 года). В качестве респондентов для сбора материала (данных опроса) выступили 40 учащихся 8 «Ж» и 9 «З» классов МБОУ «СОШ № 2 с УИОП» г. Лысьвы.
Методики исследования темы были следующие. Мы определили произведения и главных героев, у которых, согласно опросу учащихся 8-9 классов, жизнь складывалась наиболее трагично и которым необходима была помощь психолога:
Герои, произведение | % голосов |
Ромео и Джульетта (У. Шекспир «Ромео и Джульетта») | 27,5% |
Лиза (Н.М. Карамзин «Бедная Лиза») | 27,5% |
Евгений Онегин (А.С. Пушкин «Евгений Онегин») | 24,5% |
Григорий Печорин (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени») | 20,5% |
Ожидаемо главные герои трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» вышли на первое место, так как они уже знакомы восьмиклассникам.
Далее мы описали характеры и поступки героев. Мы обобщили вопросы учащихся, которые они задали героям, авторам, психологу, себе. На основе этого описания, собственного читательского опыта, опираясь на вопросы читателей-школьников, психолог дал рекомендации героям произведений.
Глава I
У. Шекспир «Ромео и Джульетта»
Это традиционная для эпохи Возрождения трагическая пьеса, повествующая о двух юных влюблённых, принадлежавших к враждующим веронским родам – Монтекки и Капулетти – и разлученных по воле людей или обстоятельств.
Ромео по своему характеру был раним и мечтателен, его сердце было нежным и чувствительным. Влюбчивый, романтичный по натуре Ромео, в силу юного возраста, частенько увлекался хорошенькими девушками. Одной из таких особо пленивших его разум и сердце была Розалина, не отвечавшая ему взаимностью. Он любыми способами пытался добиться её расположения, но девушка дала обет безбрачия, чем разбила его сердце окончательно. «Я заживо убит её обетом! Я мёртв – хоть живо говорю об этом...»
Ромео придумал себе любовь, которой не было. Лишь встреча с Джульеттой помогла ему понять, как он ошибался, принимая обычное увлечение за настоящее чувство.
Джульетта происходит из знатной семьи Капуллети, вечно враждующей с кланом Монтекки. Она совсем юная, наивная девушка, которая становится самостоятельной и решительной, отстаивая своё право любить Ромео. Она считает, что важно не происхождение любимого человека, а его личность. Характеристика образа Джульетты показывает столкновение любви по свободному выбору с феодальными предрассудками — родовой враждой и произволом родителей. Мы знакомимся с главной героиней в момент подросткового самоутверждения, становления и формирования её характера. По ходу действия трагедии характер Джульетты изменяется, она растёт под влиянием переживаний. Главная героиня превращается из покорного ребёнка в зрелую девушку, испытавшую первое настоящее чувство любви и осмелившаяся пойти против воли родителей.
Главные герои предпочли оставить несправедливый мир, в котором все были настроены против их любви. Родственники Монтекки и Капулетти примиряются. «Нет повести печальнее на свете...»
Подводя итог прочитанному, учащиеся высказывают своё мнение, задают вопросы:
«Ромео и Джульетта – современные реалии психологической помощи. Ах, эти юные влюбленные, прекрасный возраст, когда эмоции «правят бал». Ромео по сюжету 16 лет, он обладал чувствительной душой и страдал от атмосферы всеобщей ненависти, Джульетте почти 14. Несмотря на то, что в эту эпоху как раз период 15-16 лет и заключались браки, возраст главных героев подростковый, не только в психофизиологическом плане, но и в социально-бытовом. В этот период гормоны «бушуют», собственное тело становится незнакомым, быт выстраивают старшие члены семьи и слуги (у богатых дворян). Подростки, испытывая любовь, думают, что это навсегда, по-другому не будет и не может быть. В это время происходит оценивание себя через окружающее общество, подросток ищет себя в сообществе других. И не всегда этот поиск проходит так, как ожидает сам подросток. Психика в этом возрасте недостаточно окрепшая, переживания, испытываемые подростком, яркие, мощные, неважно, положительные или отрицательные события их провоцируют. Всё это в совокупности оказывает влияние на «слабую» психику, вот поэтому так много суицидальных попыток в этот период. Поэтому такой финал - смерть Ромео и Джульетты. Это не только их попытка доказать свою значимость друг другу, но и единственный, по их мнению, выход из той ситуации, которую создали враждующие семьи.
Какие действия мог бы предпринять психолог в данной ситуации до того, как наступила смерть героев, при условии, что они сами бы обратились за консультацией.
Первоначально началась бы с работой над эмоциями, главным героям необходимо снизить накал страстей, чтобы голова руководила поступками, а не тело. Дальнейшая работа - это работа с враждующими семьями, при условии их добровольного согласия: сначала с одной семьей, затем - с другой. Важно, чтобы психолог владел навыками по конфликтологии и помог враждующим кланам выстроить конструктивное взаимодействие».
Глава I
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
Это произведение написано в эпоху сентиментализма, данная история затрагивает тему неравной любви. На первый план выставлены чувства обычных людей, а потом уже разум. Кроме того, автор подчеркивает, что у каждого из героев имеется богатый внутренний мир.
Главная героиня произведения - Лиза, красивая девушка со светлыми волосами и голубыми глазами. С самого детства героиню ожидала нелёгкая судьба. Отец погиб, мать тяжело перенесла смерть любимого. Лиза с раннего возраста начала сама зарабатывать, не жалея себя ради блага своих близких. Мать была самым важным человеком в жизни девочки: «... ты кормила меня своею грудью и ходила за мною, когда я была ребенком; теперь пришла моя очередь ходить за тобою...». Такими словами Лиза успокаивала свою больную мать, напоминая о том, что никогда её не бросит. Героиня - робкая и стеснительная девушка с чувствительным сердцем. Но как показали дальнейшие события, она также достаточно наивна. Образ Лизы в русской литературе стал показательным образом девушки из народа. Автор постарался стереть грань между сословиями, показав, что любить умеют не только барышни, но и крестьянки. Поворотным моментом в произведении является встреча с молодым дворянином Эрастом, в которого Лиза влюбляется. Лиза, умеющая искренне любить, привязывается к Эрасту. Она живет своим чувством, отдаваясь ему всецело. Девушку не интересует материальное положение возлюбленного.
Эраст принадлежит высшему обществу, признаёт совсем другие ценности, различные с героиней. Он очень азартный и во всём ищет лишь свою выгоду. Сначала Эраст хотел влюбиться так же, как герои романов, однако впоследствии понял, что неспособен жить любовью. Жизнь в городе, полна роскоши и разврата, уничтожает напрочь духовную любовь в нем, тем самым открыв только плотское влечение. У него порочный образ жизни, он очень непостоянный и избалованный. Его чувства – сплошная ложь. Он разрушительно влияет на девушку, ранит её сердце, одаривает пустыми обещаниями, вскружив голову. Воспользовавшись её наивностью, он разбивает ей сердце и подрывает эмоциональное состояние.
Конечно, девушка не смогла перенести такой удар, ведь для неё это было впервые. Её честь поругана, жизнь больше не имеет смысла. Трагичная история заканчивается смертью Лизы. Девушка не выдержала испытаний судьбы и покончила жизнь самоубийством. Она не привыкла к такому миру. Предательство для неё оказалось слишком болезненным. Единственный выход, который, по её мнению, был правильным это – смерть. «Мне нельзя жить, - думала Лиза, - нельзя!.. О, если бы упало на меня небо!.. Нет! Небо не падает; земля не колеблется! Горе мне!» «Она вышла из города и вдруг увидела себя на берегу глубокого пруда, под тению древних дубов, которые за несколько недель перед тем были безмолвными свидетелями её восторгов. Сие воспоминание потрясло её душу; страшнейшее сердечное мучение изобразилось на лице её… она бросилась в воду».
После прочтения произведения многих мучил вопрос, могла ли Лиза поступить иначе? Вдруг ей просто нужна была поддержка? Нужен был человек, который смог бы помочь ей справиться с её горем и разделить её боль? Вот, что говорили учащиеся после прочтения произведения:
А мы обращаемся к психологу. Вот к каким заключениям он приходит:
«Можно ли было спасти Лизу, оказав ей вовремя современную психологическую помощь? Главная героиня в силу своей чувствительности и эмоциональности, переживает достаточно сильное потрясение, ведь ей практически «разбивают сердце». Переживания настолько были глубоки, что она перестала в буквальном смысле «контролировать» своё тело, так она оказалась на том берегу, где была счастлива. Всё, что она хочет в тот момент: «прекратить чувствовать и не испытывать моральные терзания», так называемое «прекращение сознания».
В современных реалиях Лизу можно было спасти, обратись она за помощью к психологу самостоятельно, или с помощью неравнодушных людей, которые оказались бы рядом с девушкой. Чем раньше это было бы сделано, тем был бы вероятней шанс на благополучную реабилитацию.
Первый шаг, который необходимо было бы предпринять в случае с Лизой - это предпринять уменьшение эмоционального напряжения. Важно помнить, что любой человек заслуживает поддержки, никто не одинок, и рядом всегда есть люди, готовые протянуть руку помощи. Главное - это решиться рассказать о своей проблеме. Рассказ о своих чувствах профессионалу помог бы Лизе осознать свои чувства и проанализировать их, выстроить и реализовать совместно с психологом личный план по выходу из ситуации. Так же психолог помог бы найти и укрепить «якорь» желания жить дальше (близкие люди, интересные события, новые впечатления). Дальше Лизе предстояло бы прохождение индивидуальной коррекционной работы. Реабилитация в подобных ситуациях длительная, Лизу пригласили бы на профилактические мероприятия, чтобы избежать в дальнейшем таких ситуаций. Возможно, потребовалось бы и медикаментозное лечение, и наблюдение за психическим здоровьем в стационаре.
Или рассмотрим такой вариант, что в силу своих психологических особенностей Лизе не хватило бы смелости обратиться за очной консультацией к специалисту. В таком случае есть возможность получить помощь у психологов «телефона доверия», работа которых осуществляется круглосуточно, они достаточно быстро отвечают на звонки, умеют работать в подобных ситуациях, предоставляя безопасную возможность разговора со специалистом».
Глава III
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
В 9-ом классе мы знакомимся с романом в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Перед нами несколько героев: Евгений, Татьяна, Ольга и Ленский.
Главным героем одноимённого романа является сам Евгений Онегин, это центральный мужской образ. Он – молодой, состоятельный дворянин из Петербурга. В начале истории Евгению около 26 лет, и всё своё время он привык проводить праздно: в театрах, на балах и приёмах. Несмотря на увлекательную светскую жизнь, молодой человек не чувствует себя удовлетворенным: он постоянно скучает, хандрит, его трудно чем-либо удивить или восхитить. Онегин имеет славу опытного сердцееда, обладающего внушительным списком покорённых женских сердец. Онегин демонстрирует слабые места и пороки дворянства – высшего общества. Герой содержит в себе как положительные, так и отрицательные черты характера. К положительным можно отнести честность Онегина, его порядочность и способность к самоанализу.
Встреча двух героев, Татьяны и Онегина, не была началом счастливой жизни героев. Онегин был равнодушен абсолютно ко всему, и жизнь его так бы спокойно и текла, если б не встреча с Татьяной. Герою льстила влюбленность девушки, но он морально не был готов ответить на ее любовь. Онегин признаётся, что не ощущает к девушке каких- либо чувств.
Отвергая любовь Татьяны, Онегин, сам того не зная, становится несчастен, так как потерял возможность возродиться к жизни. Это его главная ошибка, за которую он позднее жестоко заплатит. («…Несчастной жертвой Ленский пал…»)
После долгой разлуки Онегин на балу встречает Татьяну, но это уже совершенно другая женщина. Роли поменялись. Онегин страдает и ищет свидания с героиней. Но время упущено, и вернуть прошлое невозможно. Онегин пишет страстное письмо, но ответа нет. При встрече Татьяна холодно говорит: «Я вас прошу меня оставить». Однако Татьяна не скрывает того, что до сих пор любит Онегина. Но отношения между ними считает невозможными — она глубоко порядочна и относится с уважением к своему мужу, сохраняя верность перед ним.
У нас возникают вопросы:
«Требовалась ли психологическая помощь главным героям? В силу своих личностных характеристик, главные герои не были бы счастливы в дальнейшей семейной жизни. При первой встрече Татьяны с Евгением мы видим наивную девушку с возвышенными мечтами об идеальном мужчине. В её понимании достаточно было духовной связи с избранником, не обременённой бытовыми проблемами совместной идиллии. В понимании Татьяны, человек, который станет супругом, соответствует всем её ожиданиям. Но как мы с вами видим в жизни, реальность редко совпадает с нашими мечтами.
Евгений, как представитель высшего общества, с детства был окружен всеми благами жизни. Учёбой он не увлекался, не прикладывал сил в достижении чего либо, владел многим по праву рождения. Так как трудиться ему было «тошно», он нашел единственное увлекательное развлечение, которое хоть как-то «будоражило» ему кровь - это посещение светских мероприятий в поисках новых побед над женскими сердцами. Но и это вскоре ему приелось, он лучше стал разбираться в женской психологии, и всё быстрее получалось завоевать новую девушку. Ему снова становилось скучно. Внимание Татьяны ему льстит, но он не испытывает ярких эмоций при общении с ней. Убийство Ленского на дуэли было совсем ненужным и трагичным действием. Накануне дуэли Онегин на какой-то миг это понимает, но его снова затягивает равнодушие к человеческим судьбам.
Постепенно влюбленность Татьяны в Онегина проходит, она взрослеет в эмоциональном плане, так приходит понимание, что вся увлеченность Евгением - самообман.
Когда происходит встреча главных героев после замужества Татьяны, Онегин понимает, что испытывает к ней чувства и пытается её завоевать. Став замужней, она стала ему интересна. Но это не любовь, а, скорее, всплеск эмоций, и он поставит очередную «галочку» в списке побед над женскими сердцами. Так жизненные пути Татьяны и Евгения разошлись.
Если бы главные герои поженились, то достаточно быстро разочаровались бы друг в друге, возможно, Евгений увлекся спиртными напитками или запрещенными веществами, чтобы почувствовать «вкус жизни». Татьяна, оставаясь по-прежнему возвышенной барышней, вероятней всего, от такой семейной жизни впала бы в депрессию, постоянно бы обвиняла Евгения в его поведении, отсутствии внимания к ней. Вследствие чего часто происходили бы ссоры и скандалы. В таком случае Евгению и Татьяне понадобилась помощь специалистов: сначала индивидуальные консультации, а после - встречи пары с семейным психотерапевтом. Но результат был бы положительным при условии того, что каждый из них приложил силы к выстраиванию взаимоотношений, ведь отношения в паре предполагают труд обоих над ними. А так как мы знаем, что Онегин избегал любой формы труда, то, возможно, работа с психологом заняла бы достаточно большое время»
Глава IV
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Одним из величайших творений Михаила Юрьевича Лермонтова является роман, в котором глубоко раскрывается психология главного героя, отразившего основные проблемы эпохи. Лермонтов создал «Героя нашего времени» на современном для него материале, показав следующий этап в развитии России, отразив новые идеалы и взгляды героя своего времени. Тема – характер молодого дворянина эпохи 30-хгодов XIX столетия, противоречия души героя, ищущего смысл жизни.
Григорий Александрович Печорин – центральный герой всего повествования, офицер царской армии, натура чувствительная и возвышенная, но эгоистическая. Красив, великолепно сложен, обаятелен и умен. Тяготится своим высокомерием и индивидуализмом, но не хочет преодолеть ни того, ни другого. Читая роман, мы понимаем, что герой вынес из жизненного общества скептическое отношение к действительности и окружающим людям. Всюду он видит одну и ту же банальность; он надеется, что очередное приключение окажется новым и необычным, освежит его чувства.
Любовь для Печорина не поединок равных, а подчинение себе, для него важна лишь власть над женщиной. Точно так же он не способен к дружбе и не может сблизиться с другими героями произведения. Принцип жизненного поведения – свободная воля, перерастающая в индивидуализм. Герой постоянно в поиске себя, но ничтожность итогов и повторяемость их образует духовный круг, в котором замкнут Печорин. Он чувствует себя бесконечно несчастным и обманутым судьбой. Но из положительных черт можно выделить: смелость, решительность, складный ум, внимательность к психологическому состоянию другого человека. Лермонтов считал, что его герой интересен читателю в качестве обобщённого лица, он является неким собирательным образом человека со всеми его пороками. Ирония в отношении героя исключена.
Характер и поступки Печорина раскрываются и в отношениях с другими героями романа. Бэла – дочь черкесского князя, вероломно похищенная своим братом Азаматом, становится возлюбленной Печорина. Бэла любила Печорина искренней и преданной любовью. Бэле было всего 16 лет, она хотела быть гордой и независимой, но её юная натура не смогла устоять перед таким опытным обольстителем. Как и княжна Мери, она готова на всё ради любимого. И если сначала она скучала по отцу и предавалась унынию, то потом весь её мир сосредоточился на одном человеке. Её совершенно не смущало, что Печорин выкрал её из дома, оторвал от семьи. Но в скором времени чувства героя угасают. Даже когда девушка поняла, что Печорин холоден к ней, она его не осуждает, а продолжает любить его всем своим огромным сердцем.
Рассмотрим ещё одного из героев– Грушницкого. Он – молодой юнкер, человек самолюбивый и несдержанный. Соперник Печорина, убитый им на дуэли. С Грушницким у Печорина никогда не могло быть даже сколько-нибудь длительной дружбы. Печорин презирает романтическое позёрство. Решительность, с которой Печорин тщетно стремится побороть в себе пороки, заставляет его идти на крайние меры: подслушав, что его дуэльный пистолет собираются подло оставить незаряженным, Печорин доводит дуэль до кровавой развязки и убивает Грушницкого.
Вера - давняя любовь Печорина, пожалуй, единственная женщина, сумевшая оставить неизгладимый след в его душе; единственная женщина, которая поняла его полностью и приняла таким, какой он есть, не пытаясь переделать. Это и есть большая любовь в жизни Печорина. Вера уже была обручена с другим, когда они встретились вновь. Почему так произошло? Вера по-своему объясняет, почему им не удалось быть вместе. Девушка говорит, что Печорин никогда не был способен самоотверженно любить. Она указывает на эгоизм героя, но трагическая сцена погони за Верой как раз указывает на желание Печорина обрести, несмотря ни на что такую любовь. Потеря Веры сильно сказалась на эмоциональном состоянии героя. Любовь его жизни вновь выскользнула из его рук по собственной вине, и исправить это было невозможно.
Читателей интересуют вопросы:
Говорит психолог:
«Все мы прекрасно помним из школьной программы, что произведение «Герой нашего времени» задумывалось как некое продолжение развития событий поэмы «Евгений Онегин». Знакомясь с главным героем, мы замечаем схожие черты в психологическом портрете Онегина и Печорина, но понимаем, что в некоторых моментах проявления своего характера Печорин не только умен, но и имеет склонность к философствованию. Он четко понимает природу своих прихотей, достаточно хладнокровно анализирует последствия своих разрушительных действий. Однако менять или отказаться от них он хочет.
Наблюдая за развитием событий, мы всё больше понимаем, каков он Григорий Печорин: разочарованный в светской жизни, эгоистичный, живущий для собственного удовольствия молодой человек. Печорин давно перестал испытывать эмоции по отношению к другим, единственное, что хоть как-то развлекает его - это манипуляция людьми, ощущение превосходства над всеми. В конце герой гибнет, тем самым автор лишает главного героя шанса исправиться, для него он безнадежен. Но так ли это?
В наше время встречаются люди, чей образ жизни похож на жизнь Печорина, они реально существуют рядом с нами, точно так же живут, удовлетворяют свои прихоти, разрушая других и губя себя. Возможно ли помочь этим людям? Думаю, что да.
Григорий Печорин жил в поисках эмоций, которые смогли бы наполнить его повседневную жизнь. Он пытался их прожить, ощутить, выводя окружающих его людей на эмоциональное проявление: «Первое мое удовольствие, - пишет он, - подчинять моей воле всё, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха - не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?» Все свои поступки он пытается объяснить происходящими с ним событиями в детстве, тем самым оправдывая своё стремление к власти над другими. Печорин словно играет другими людьми. Эта игра иллюзорная, создаваемая им действительность –это единственная форма его существования. Так же у Печорина наблюдается раздвоение личности, что позволяет говорить о проявлении шизоидных черт характера. Об этом он сообщает так: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его». Поэтому психологическая помощь в данном случае должна проводиться в комплексе с наблюдением у врача-психиатра при личном обращении обратился бы за помощью к этим специалистам.
Результаты исследования
Новизна результатов в том, что учащиеся впервые услышали профессиональные рекомендации психолога литературным героям, а также увидели профессиональную точку зрения на трудные жизненные ситуации, пути выхода из них. Более 70% учащихся 8-9 классов выразили согласие, что современная и своевременная помощь психолога поможет литературным героям
На уроках литературы можно планировать изучение характеров, образов, поступков литературных героев не только с художественной точки зрения, но и с позиции психологической оценки их поступков и дальнейшей помощи героям.
Заключение
Подводя итоги нашей исследовательской работы, можно сделать вывод:
Библиографический список
[1] Россихина Е.Н. «Психологическое влияние литературных произведений на становление личности школьников средней общеобразовательной школы (на уроках литературы)» // «Инфоурок» [Электронный ресурс]. – infourok.ru https://infourok.ru/diplomnaya-rabota-psihologicheskoe-vliyanie-literaturnih-proizvedeniy-na-stanovlenie-lichnosti-shkolnikov-899918.html (дата обращения 12.01.2022 г.)
[2] Богданова О. Ю., Леонова С. А., Чертова В. Ф. Методика преподавания литературы. – М.: Академ А, 1999
[3] Писарик О. «Оценивание героев литературных произведений с точки зрения психологической зрелости» // «Заботливая Альфа. Развитие на основе привязанности» [Электронный ресурс]. - https://alpha-parenting.ru/2013/04/03/otsenivanie-geroev-literaturnyih-proizvedeniy-s-tochki-zreniya-psihologicheskoy-zrelosti/ (дата обращения 12.01.2022 г.)
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Бабочка
Кто должен измениться?
Весенняя сказка
Попробуем на вкус солёность моря?