Данный исследовательский проект выполнили ученики 2 класса. Проект был представлен на научно-исследовательской конференции среди учащихся начальной школы и занял 2 место.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_voda-volshebnitsa.docx | 229.44 КБ |
Муниципальное образовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г.Новотроицка»
Исследовательский проект
во 2 классе
«Вода - волшебница»
Номинация «Кладовая естественных наук»
Участники проекта: ученики 2в класса
Каратова Екатерина, Гордеев Артем, Денисчев Савелий
Руководитель: Ершова Галина Михайловна,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
Новотроицк, 2023
Оглавление
Введение 3
Теоретическая часть 4
Свойства воды 4-5
Результаты исследования 5-7
Значение воды в природе 7-8
Заключение 9
Список использованной литературы 10
Введение
Тема нашей работы «Вода – волшебница». Мы выбрали эту тему потому что – она актуальна, так как вода это самое важное вещество на Земле. Все знают, что вода - основа жизни. Науке ещё не известно такое живое существо, которое могло бы обходиться без воды. Вода вездесуща, она буквально пронизывает оболочки Земли и проникает в любые участки того пространства, где обитает человек и всё живое. Воду как дар природы надо беречь и сохранять!
Кроме того, нам захотелось с помощью опытов проверить выдвинутую гипотезу.
Цель нашей работы: экспериментально подтвердить то, что мы узнали о свойствах воды из книг.
Объект исследования – вода.
Предмет исследования: свойства воды.
Гипотеза - предположим, что вода обладает исключительными свойствами.
Задачи нашей работы:
- узнать какими свойствами обладает вода.
- узнать о значении воды в природе.
- доказать с помощью эксперимента о различных свойствах воды.
Методы
- прочитаем книги о воде
- обратимся к интернету
- проведём эксперимент
- понаблюдаем
- сравним
- сделаем выводы
Теоретическая часть
Почему вода играет такую важную роль в нашей жизни? Достаточно только взглянуть на нашу планету! Вода – самое распространённое на Земле вещество. Почти три четвёртых поверхности земного шара покрыты водой, образующей океаны, моря, реки и озера. Много воды находится в газообразном состоянии в виде паров в атмосфере. В виде огромных масс снега и льда лежит она круглый год на вершинах высоких гор.
Вода – основа жизни всех живых организмов на Земле, одно из главных её богатств. Там, где есть вода – есть жизнь. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла вода. Нет на Земле вещества, более важного для нас, чем обыкновенная вода.
Свойства воды
Что мы знаем о воде – без воды на Планете немыслимо что-то живое, это главный исток, из которого вылилась Жизнь. Когда ученые пытаются найти жизнь на других планетах, они часто задают вопрос: «А есть ли там вода?» Как мы знаем, без воды жизнь существовать не может. Вода- самое удивительное и самое распространенное природное соединение, она вездесуща – и в недрах земли, и над землей. Она имеется в почве и в воздухе. Только вода встречается в земных условиях во всех трех состояниях: твердом, жидком и газообразном. Она может быть мягкой и жесткой, она может дать жизнь и отнять её. Вода — это жидкость без вкуса, запаха, цвета, которая входит в состав всех живых существ. Это минерал, не имеющий формы. Многие хорошо знакомые свойства воды исключительны.
Рассмотрим некоторые из них.
Свойство прозрачности воды. Его можно доказать, положив картинку в тарелку с водой. Мы легко увидим через воду изображение на картинке. Это свойство воды используется человеком очень широко: например, аквариумы с диковинными рыбками и водорослями, бассейны и фонтаны с красивым дизайном дна и стен.
Вода не имеет формы. Нальем ее в емкости разной формы и разного размера. Вода принимает форму того сосуда, в который она налита.
Чистая вода не имеет запаха. Можно понюхать воду и убедиться в этом.
Вода может растворять разные вещества. Если в стакан с водой насыпать сахарный песок, или соль, то они растворятся. Вода приобретает вкус того вещества, которое в нее добавлено. Если в воду добавить краску, то краска растворится. Вода окрасится.
Именно поэтому невозможно встретить в природе "чистую" воду, то есть воду, в которой не растворены какие-либо вещества.
Но вода способна растворить не все вещества.
Если влить в стакан с водой растительное масло, оно не смешается с водой, а будет плавать на ее поверхности. Насыплем песок – он тоже не растворится.
Вода течет. Если вылить ее на плоский поднос – она растекается в лужу. Происходит это потому, что вода состоит из невидимых частиц – так называемых молекул, которые движутся.
Результаты исследования
Расширили и обобщили представления о воде и ее свойствах.
свойство | опыт | результат |
Прозрачность | 1.Положили монетку в стакан с водой. | Через воду увидели монетку. |
Чистая вода не имеет запаха | 2.Понюхали воду. | Запах отсутствует. |
Растворитель | 3.В первый стакан с водой насыпали сахарный песок. Во второй - соль. В третий добавили краску. В четвёртый стакан с водой добавили растительное масло. | Песок и соль растворились. Вода приобрела вкус вещества, которое в неё добавлено. Краска растворилась. Вода стала цвета краски. Поэтому в природе нет «чистой» воды. В ней всегда растворены различные вещества. Масло осталось плавать на поверхности воды. Вода растворяет не все вещества. |
Не имеет формы | 4.Налили воду в ёмкости разного размера и разной формы. | Вода принимает форму того сосуда, в который налита. |
Текучесть | 5.Вылили воду на поднос. | Вода растеклась. |
Опыт №1. «Вода – увеличитель».
В один стакан нальём воду, другой оставим пустым. Положим монетку сначала в пустой стакан, затем в наполненный водой. В пустом стакане размер монеты не изменился, а в сосуде с водой – монетка значительно увеличилась.
Вывод: вода зрительно увеличивает предметы. В жизни это мы можем увидеть, наблюдая за рыбками в аквариуме.
Опыт №2. «Волшебная радуга»
На полоске из салфетки рисуем фломастерами разноцветные точки в виде радуги. Опускаем край салфетки с метками от фломастеров в стакан с водой, чистый край полоски свешиваем наружу стакана. Проходит какое-то время, и мы видим, как вода по салфетке поднимается вверх, и наши точки превращаются в радужные полосы.
Вывод: вода может перемещаться вверх самостоятельно. Такое явление называется капиллярностью. Это удивительное свойство помогает растениям получать влагу из почвы и перемещать ее от корней по стеблям к листьям.
Опыт №3. «Стакан – непроливайка»
Наливаем воду в стакан, обязательно до самого края. Накрываем листом плотной бумаги и аккуратно придерживая его, очень быстро переворачиваем стакан кверху дном. Теперь убираем ладонь. Вода по-прежнему остается в стакане.
Вывод: давление воздуха на бумагу снаружи больше давления воды на нее изнутри стакана и, соответственно, не позволяет бумаге выпустить воду из емкости.
Опыт №4 «Вода – растворитель других веществ»
Вода может растворять разные вещества. Если в стакан с водой насыпать сахарный песок, или соль, то они растворятся. Вода приобретает вкус того вещества, которое в нее добавлено. Если в воду добавить краску, то краска растворится. Вода окрасится.
Именно поэтому невозможно встретить в природе "чистую" воду, то есть воду, в которой не растворены какие-либо вещества.
Но вода способна растворить не все вещества.
Если влить в стакан с водой растительное масло, оно не смешается с водой, а будет плавать на ее поверхности. Насыплем песок – он тоже не растворится.
Опыт №5 «Карандаши в пакете»
Наливаем воду в полиэтиленовый пакет наполовину, завязываем сверху. Карандашом протыкаем пакет насквозь в том месте, где он заполнен водой.
Объяснение: Если полиэтиленовый пакет проткнуть и потом залить в него воду, она будет выливаться через отверстия. Но если пакет сначала наполнить водой наполовину и затем проткнуть его острым предметом так, что бы предмет остался воткнутым в пакет, то вода вытекать через эти отверстия почти не будет.
Таким образом, на основе проведённых опытов, мы убедились, что вода обладает различными свойствами при взаимодействии с разными веществами.
Значение воды в природе
Воды на Земле одновременно и много и мало.
Но, морская солёная вода непригодна для питья и для многих технических производств и сельского хозяйства. А пресной воды существует мало.
Все растения могут потреблять питательные вещества, содержащиеся в почве, только с водой, где они находятся в растворенном состоянии. Если бы не приток воды из почвы в растения, все травы, даже растущие на самых богатых почвах, погибли бы от голода. В некоторых частях растений содержится от 80 до 9O % и более воды (корнеплоды, огурец).
Вода источник пищи, образа жизни и крыши над головой для многих животных, рептилий, птиц, и рыб, которые не мыслят своей жизни без воды.
Вода – важнейшая составляющая среды нашего обитания. После воздуха, вода второй по значению компонент, необходимый для человеческой жизни. Насколько важна вода, свидетельствует тот факт, что ее содержание в различных органах составляет 70 – 90%. Вода участвует в процессе дыхания, так как дышать сухим воздухом человек может относительно недолго. Недостаток воды тяжело переносится организмом. Обезвоживание способствует развитию многих болезней. Следовательно, если содержание воды окажется хоть немного ниже нормы, это вызовет те же последствия, что и недостаточный полив для растений. Отсутствие воды негативно сказывается на человеке и может привести к его гибели. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода.
Очень часто люди не задумываются об этом. Бросают в водоёмы мусор, не понимая, что совершают страшное зло. Берега рек часто превращаются в свалку. В загрязнённой воде погибает всё живое.
Беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.
Заключение
Вода входит в состав каждой клетки! Воду пьют леса и поля. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Узнали, что вода – непременная составляющая часть всего живого. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нём влагу.
Вода увлажняет воздух; регулирует температуру; помогает усваивать питательные вещества; защищает жизненно важные органы; участвует в обмене веществ. Всем нужна чистая вода. Она основа здоровой жизни. Но чистой воды становится все меньше и меньше. Виноваты в этом сами люди. В реки, озера сливаются сточные воды фабрик и заводов. Берега рек часто превращаются в свалку. Загрязнение водоемов опасно для всего живого.
Беречь воду – это означает беречь жизнь!
Выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Список использованной литературы
Лиса Лариска и белка Ленка
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Басня "Две подруги"
Агния Барто. Сережа учит уроки
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью