Исследование возникновения и деятельности староверов на территории Седельниковского района
Вложение | Размер |
---|---|
zuevskaya_sofya.docx | 42.03 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Седельниковская средняя школа №1» Седельниковского муниципального района Омской области
Муниципальная научно-практическая конференция
школьников и учащейся молодежи НОУ «Поиск»
Тема:
«Старообрядцы на территории
Седельниковского района»
Учебно-исследовательская работа
Научное направление: краеведческие науки
Выполнила:
ученица 6 класса
МБОУ «Седельниковская СШ №1»
Зуевская Софья
Научный руководитель:
Учитель истории
МБОУ «Седельниковская СШ №1»
Кошкин Егор Петрович
Седельниково - 2024
Оглавление
Глава 1. История возникновения старообрядчества 5
Глава 2. Появление старообрядцев на территории Седельниковского муниципального района 10
Список использованной литературы 17
Актуальность. На уроке истории, при изучении темы о крещении Руси, я узнала, что раньше люди крестились двумя перстами. Мне это показалось странным, ведь сейчас в нашей стране православное население крестится тремя пальцами. Я задала вопрос учителю, на что получила ответ, что со временем в церкви произошли изменения, в результате чего некоторые религиозные правила были изменены. Эти события получили название «Церковный раскол». За ним последовало появление такого религиозного течения, как старообрядчество. О нём я никогда раньше не слышала, и мне стало интересно узнать, живут ли люди данной религиозной организации на территории нашего района.
Раньше с этим явлением я нигде не сталкивалась. Общедоступных книг по данной тематике, я так же не нашла. Значит, актуальность данной работы напрашивается сама собой – в отношении староверов предпринималось не так уж и много исследований, поэтому я посчитала нужным найти и собрать имеющуюся информацию в одном месте для удобства её изучения. На сегодняшний день общество не проявляет много интереса к этому явлению. Поискав информацию про данный феномен, я столкнулась со множеством стереотипных представлений о людях, исповедующих старую веру. Это, конечно же, не способствует снижению напряжённости и гармонизации отношений между представителями разных религиозных течений, что не является чем-то положительным.
Целью данной работы является исследование возникновения и деятельности староверов на территории Седельниковского района.
Из цели работы можно выделить следующие задачи:
#1054;пределить, что такое старообрядчество;
#1048;зучить причины его появления и его отличия;
#1054;пределить, как и когда на территории нашего района появились представители данного религиозного течения;
#1048;зучить жизнедеятельность старообрядцев.
Объектом исследования является само старообрядчество
Предметом исследования является расселение и жизнь старообрядцев на территории Седельниковского муниципального района.
Работая над данной темой, мною были выдвинуты следующие гипотезы:
#1057;тарообрядцы появились на нашей территории одними из первых, так как к ним официальные власти относились негативно, а эти земли изначально не были заселены славянским населением.
#1058;ак как я до урока истории о крещении Руси не слышала о таком явлении, как церковный раскол и понятии «старообрядец», эта религиозная группа не была сильно распространена в нашей местности.
В первой главе будет рассмотрена история возникновение данной религиозной группы, дано определение понятию «старообрядчество». Во второй главе будут представлены примеры, подтверждающие существование старообрядцев на территории нашего района.
Практическая значимость работы заключается в том, что собранный материал может пригодиться на уроках истории, классных часах.
Работая с различными словарями, я пришла к следующему выводу: понятие «старообрядчество» можно назвать условным, так как мною не было найдено какого-либо единого определения, с которым все исследователи и составители энциклопедий были бы согласны.
Так, в Большой российской энциклопедии под старообрядчеством понимается ветвь русской православной церкви, сформировавшаяся в середине XVII века из-за неприятия частью православного населения реформы, проведённой в Русской церкви, а также совокупность течений и организаций, исповедующих сохранение древнерусских дореформенных чинов и обрядов. [1] На сайте всемирного союза староверов «Русская вера» указано, что изначально термина «старообрядец» не существовало. Изначально на церковных соборах использовался термин «раскольник», подчёркивая этим вину в расколе русской церкви за противниками реформ, за их «отделение от православия». Для своей самоидентификации те, кто не поддерживал реформы, называли себя «древнеапостольные христиане». Этим они указывали на свою связь с православными традициями, в отличие от наличия так называемого «новообрядчества», которое использует новоизобретённые обряды. После рассуждений по поводу названий, авторы сайта дают следующее определение: старообрядчество – это общее название русского православного духовенства и мирян, стремящихся сохранить церковные установления и традиции древней Русской Православной Церкви.[2]
Аналогично трактует данное понятие и М.О. Шахов, российский религиовед и философ. По его мнению, оно чётко отражает идею старообрядчества как религиозной общности, которые хотят сохранять верность православию, его догмам и канонам. К тому же, это определение лишено осуждению кого-либо по очень спорному вопросу о том, кто же именно отделился от церкви – собственно сами старообрядцы, или же те, кто провёл саму реформу, что так же явно говорит о миролюбии староверов и их нежелании идти на усугубление и обострение противоречий.[3]
Известный русский историк Василий Осипович Ключевский под старообрядцами понимал отделившихся значительной части православного населения от официальной Русской Православной церкви XVII века.[4]
Таким образом, можно подытожить, что единого, чёткого определения у данного понятия нет. Даже в самой среде староверов по этому вопросу нет единства. Однако, из всех определений можно выделить общие черты, а это, в первую очередь, сохранение и защита древних обрядов, традиций и устоев от посягательств официальной церкви. Именно поэтому многим приходилось покидать свои родные места, уходить в леса от гонений. Так же Сибирь подходила для свободного вероисповедания идеально – в XVII века её освоением занимались в основном казаки, а также вольные переселенцы. Государственная власть здесь была ещё довольно слабой, и, как следствие, гонений на старообрядцев быть не должно. По словам одной из потомков переселенцев, Марины Калистратовны, «…они (её деды-старообрядцы) эту веру спасли от поругания. До самой Сибири добрались, до самой глухомани лесной, только чтобы никто не мешал жить и веровать так, как им деды завещали».[5]
С чего же началось разделение единого Православного христианства на две группы?
Недавно мы на уроках истории начали изучать период феодальной раздробленности Руси. Как я узнала, вторая половина XVI в. и первая половина XVII столетия в нашей истории являются противоположным периодом, то есть временем централизации государства и власти. На пути становления самодержавия стояла церковь, которая являлась особым препятствием, ведь за всё время в её руках были сосредоточены большие богатства, она обладала определённой самостоятельностью.
Так или иначе, она была вынуждена уступить часть своей власти дворянскому государству даже в своей собственной области - Соборное уложение, принятое в 1649 году, лишило церковь ряда политических и экономических прав. В связи с этим патриарх Никон решает пробовать утвердить независимость от государства. В его понимании, превосходство церкви заключается в главенстве церковных функций над государственными.
Исходя из этого, Никон решил, ни много ни мало, занять освободившийся византийский престол, чтобы стать Вселенским патриархом с кафедрой в Константинополе. Реализация этого плана вызвала прежде всего необходимость приведения к единообразию русской и греческой богослужебной практики (т. е. проведения церковной реформы) за счет провозглашения всего русского чина ошибочным.[6]
Все старые обряды была преданы проклятию, стали трактоваться как неправильные и даже называться ересью. Те же, кто не соглашался с нововведениями, были прокляты: «Аще ли же кто не послушает, повелеваемых от нас [постановлений в обряде] и не покорится святей восточней церкви и сему освященному собору, или начнет прекословити и противитися нам, и мы та-коваго противника данною нам властию от всесвятого и животворящаго Духа, — аще ли будет от освященного чина, — извергаем и обнажаем его всякого священнодействия и проклятию предаем. Аще же от мирского чина, отлучаем и чужда сотворяем от Отца и Сына и Святого Духа, и проклятию и анафеме предаем, яко еретика и непокорника и от православного всесочленения и стана и от церкве Божия отсекаем. А кто не уразумится и не возвратится в правду покаянием и пребудет в упорстве своем до скончания своего, тот да будет и по смерти отлучен, и часть его и душа его со Иудою предателем и с распеншими Христа жидовы, и со Арием, и с прочими проклятыми еретиками. Железо, камении и древеса да разрушатся и да растлятся, а той да будет не разрешен и не растлен и яко тимпан во веки веков. Аминь»[7].
С чем же были не согласны противники реформ, за что их отлучали от церкви и предавали проклятию?
#1056;едакция текстов Священного Писания и изменение икон по греческим образцам, что привело к изменениям в славянских переводах некоторых текстов (пример, Символа веры);
#1058;еперь крещение совершалось тремя перстами;
#1050;рестный ход по распоряжению патриарха Никона стали проводить в обратном направлении, то есть против солнца;
#1042;ведение поясных поклонов вместо земных.[8]
Таким образом, церковная реформа патриарха Никона сопровождалась искоренением русских православных традиций, за счёт которых люди могли себя самоидентифицировать как русских. Немалый пласт населения данные изменения не поддержал, отказался принимать новые каноны. Из-за этого и возникло то явление, которое получило название церковный раскол. Последователи официальной церкви закрепили за собой право именоваться православными. Их же противники получили название старообрядцы.
По данным с сайта «Арена. Атлас религий и национальностей России» в Омской области на сегодняшний момент проживает менее 1% старообрядцев от всего населения региона.[9]
Начало же заселения сибирских земель началось в XVI веке. Как уже говорилось выше, изначально это были вольные переселенцы, так как в то время не было государственной программы освоения Сибири. Прибывшие люди для своего нового места жительства выбирали места, более близкие к водоёмам (например, Иртышу), благоприятные для земледелия. Территория нашего района находилась в урмане (дремучие хвойные леса), поэтому первые переселенцы появились тут только в конце XVIII века.
Таких людей, которые искали наиболее благоприятные для поселения, промыслов, пашни территории, прозвали «сыщиками», а первая русская деревня на территории современного района получила название «Сыщиково».[10] Её основали старообрядцы, которые добровольно уходили в урман. Здесь они охотились, рыбачили, ходили в лес по грибы и ягоды. Так же они занимались и бортничеством (добыча мёда диких пчёл).
Обширные чернозёмные земли были расположены по южной стороне реки Уй. Именно здесь первыми поселились старообрядцы Мончашев и, немного позднее, Елизар Воронов. Предположительно, старообрядцы Вороновы пришли сюда из Ишимского уезда. Позже к Елизару приезжают из Сыщиково Седельниковы и Сабаевы, а также другие крестьяне из числа раскольников, а также охотников, которые искали тихие. Уединённые места. Позднее Елизар со своей семьёй переехал в другое место, на Кыштовку. Но за тем местом, где он изначально жил и где образовалось поселение, так и закрепилось название по его имени – Елизаровка, ставшее впоследствии деревней Елизарово.[11] Там до сих пор живут потомки первых переселенцев.[12]
В 1883 году в самом Седельниково, поданным клировой ведомости, проживало всего 690 человек. Из них более половины – 412 – старообрядцы.[13] В этот же период в Сыщиково проживал 161 старообрядец при общем количестве населения 269 человек, в деревне Елизарово – 113 староверов при населении в 126 человек. Так же известна численность населения немного позднего периода. В 1900 году в Елизарово проживало 217 человек, в 1910-х годах – уже 195.[14] Данная статистика по конкретной деревне нам говорит как о росте населения в конце XIX века, так и о его спаде в начале ХХ века.
В нашем районе так же находилась ещё одна деревня старообрядцев, которая сейчас не является жилой. Это Львовка, из которой родом Марина Калистратовна, о которой говорилось выше. Как она сама говорит, деревня получила такое название по фамилии Львов, старшего из местных переселенцев. Он привёл за собой старообрядцев за реку Исас, в кедровый лес, который и стал служить им сырьём для изготовления предметов быта, таких как столы, стулья, кровати и т.д. Из более больших, широких деревьев делали так же лодки и гробы. Об изготовлении предметов рассказывает сама Марина Калистратовна: «По нашей вере гроб должен был быть долбленным, цельным, без всяких убранств. Вся одежда и обувь – своими руками сделана из льна и кожи, ничего мирского не полагалось. Даже дома строили так, чтобы гвозди не использовать. Так и храмы ставили без единого гвоздя».[15]
Так же, по её утверждениям, в самом Седельниково находился старообрядческий храм. Из других источников можно найти информацию, что он был построен в 1910 году в честь Рождества Христова. В храме было 4 колокола, он был семиглав и с деревянными крестами, которые были обшиты железом. Впоследствии храм сожгла новая власть, а батюшка Фаддей Марков был арестован в 1937 году. Жил он сам во Львовке, а его потомки проживают сейчас в селе Голубовка, но являются уже прихожанами православной церкви.[16] Однако из других источников известно, что в 1949 году в здании старообрядческой церкви располагалась первая дизель-генераторная электростанция, а позднее здание было разобрано. Это может нам говорить о том, что, скорее всего, церковь не была сожжена до конца.
Папа Марины Калистратовны принимал участие в мировых войнах, остался жив, был председателем колхоза в своей деревне, что может нам говорить о том, что притеснений в сороковых-пятидесятых годах прошлого века по отношению к старообрядцам как таковых уже не было.
Если в центральный районах России старообрядцев не жаловали, то как же они жили и контактировали с местным населением на территории нашего района? Очень даже мирно, однако староверы придерживались своего уклада жизни во всём, будь это заключение браков, похороны или крестины – все эти обряды отличались от таких же православных. Их отношение к церкви было враждебным. Однако это не мешало православному населению вступать в родственные отношения со старообрядцами, так как многие сочувствовали им и разделяли их взгляды на религию.[17]Отчасти это было так же из-за того, что большинство местного населения было либо малограмотным, либо неграмотным вовсе, как следствие, мало кто был знаком с основами веры. Поэтому раскольникам было легче обращать их в свою веру.
Своих детей старообрядцы обучали на дому, так как школьное образование в то время было под покровительством как государства, так и церкви.
Я так же слышала, что старообрядцев у нас называют «кержаками». От куда же пошло это название? Само слово берёт своё начало от реки под названием Кержак.[18] Рядом с ней в XVII веке рос густой лес, где и селились старообрядцы, которые прятались от преследователей. Однако уже при Петре I началось разорение этого места, из-за чего староверы вынуждены были искать новые места. Например, они уходили как раз в Сибирь.
С конца XIX века в Сибири резко увеличилось количество переселенцев. Это было связано в первую очередь со строительством Сибирской железной дороги, а также с неурожаем в центральных областях. После чего, с началом русско-японской войны 1905 года начался спад, в 1907 же году, в связи с началом аграрной реформой П.А. Столыпина, приток поселенцев снова вырос.
В 1990 году на территории нашего района началось возрождение церковной жизни. Интересно, что первее была зарегистрирована именно старообрядческая община, а уже позднее – православный приход. В 1990-е годы в Седельниково несколько раз приезжай старообрядческий священник, в 1999 году, на том месте, где раньше стояла церковь старообрядцев, началось строительство православного храма, который в 2007 году был освещён Омским митрополитом в честь преподобного Серафима Саровского.
О деятельности старообрядцев на территории нашего района в наше время мною не было обнаружено никакой информации.
Таким образом, можно сделать вывод, что заселение Седельниковского района старообрядческими переселенцами началось ещё конце XVIII века. У них имелись свои церкви, ими были основано несколько деревень, некоторые из которых существуют и сейчас, однако численность населения очень мала. Староверы приходили сюда в целях защиты своей религии, бежали от преследования официальной церкви. Они мирно сосуществовали с православным населением, хотя и негативно относились к официальной церкви.
Задачи, поставленные в начале работы, можно назвать выполненными, так же как и гипотезы нашли своё подтверждение в процессе работы над докладом.
Единого определения понятия «старообрядец» у исследователей не существует. Как и у самих староверов. Но можно определить общие черты, которые присущи большинству трактовкам этого понятия. Это сохранение и защита древних обрядов, традиций и устоев от угроз со стороны официальной церкви. Из-за этого многим приходилось покидать свои родные места, уходить в леса от гонений. Территория Сибири подходила для свободного вероисповедания идеально – в XVII века её освоением занимались в основном казаки, а также вольные переселенцы. Государственная власть здесь была ещё довольно слабой, и, как следствие, гонений на старообрядцев быть не должно.
Церковная реформа патриарха Никона сопровождалась искоренением русских православных традиций, за счёт которых люди могли себя самоидентифицировать как русских. Немалый пласт населения данные изменения не поддержал, отказался принимать новые каноны. Из-за этого и возникло то явление, которое получило название церковный раскол. Последователи официальной церкви закрепили за собой право именоваться православными. Их же противники получили название старообрядцы. Главное отличие их от новообрядцев состояло в том, что теперь последние совершали крещение тремя перстами, совершали крестный ход в противоположном направлении, редактировали Священное писание по греческим образцам, заменяли земные поклоны поясными.
Заселение Седельниковского района старообрядческими переселенцами началось ещё конце XVIII века. Староверов, живших на территории нашего района, называли кержаками, так они пришли сюда с мест близ реки Кержак. У них имелись свои церкви, ими были основано несколько деревень, некоторые из которых существуют и сейчас, однако численность населения очень мала. Старообрядцы были на полном самообеспечении, и не зависели от других поселенцев. Староверы приходили сюда в целях защиты своей религии, бежали от преследования официальной церкви. Они мирно сосуществовали с православным населением, хотя и негативно относились к официальной церкви. О современной деятельности старообрядческой общины на территории Седельниковского района ничего не известно.
#1040;рена. Атлас религий и национальностей России [Сайт]. URL: (дата обращения: ).
#1041;огданов А.П. Старообрядцы // Старообрядчество: история, культура, современность. — Вып. 2. — М., 1995.
#1041;ольшая российская энциклопедия [Сайт]. URL: (дата обращения )
4. ГУТО «Государственный архив в г. Тобольске» Ф. 156. Оп. 19. Д. 196.
#1044;рево. Открытая православная энциклопедия [Сайт]. URL: (дата обращения )
#1048;льин В. Н. Церковный раскол и русский православный традиционализм // Известия АлтГУ. 2015. №4 (88). URL: (дата обращения: ).
#1048;стория России. 7 класс: учебник: в 2 частях / Н.М. Арсеньев, А.А. Данилов, И.В. Курукин [и др.]; под ред. А.В. Торкунова. – 2 изд., стер. – М.: Просвещение, 2022; Ч.2. – 128 с.: ил., карты.
#1056;усская вера. Официальный информационный ресурс [Сайт]. URL: (дата обращения )
9. Ключевский В. О. Курс русской истории. Полное издание в одном томе. М.: Альфа-Книга, 2011. С. 693.
10. Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви. Барнаул; Лествица, 1999.
#1052;орозова Н.Ф., Шевченко Р.С. Край мой отчий. Седельниковский район (1924-1999): Учебное пособие. Омск, 2000.
12. Омская область на карте [Сайт]. URL: (дата обращения ()
#1057;кальский Климент, священник. Омская епархия. Опыт географического и историко-статистического описания городов, сел, станиц и поселков, входящих в состав Омской епархии. Омск, 1900.
#1063;еркасов Сергей Викторович Старообрядцы в Западной Сибири (на примере Седельниковского района Омской области) // Вестник Омской Православной Духовной Семинарии. 2019. №1 (6). URL: (дата обращения: ).
15. Шахов М.О. Старообрядческое мировоззрение: Религиозно-философские основы и социальная позиция. М., 2001.
[1] Большая российская энциклопедия [Сайт]. URL: (дата обращения )
[2] Русская вера. Официальный информационный ресурс [Сайт]. URL: (дата обращения )
[3] Шахов М.О. Старообрядческое мировоззрение: Религиозно-философские основы и социальная позиция. М., 2001
[4] Ключевский В. О. Курс русской истории. Полное издание в одном томе. М.: Альфа-Книга, 2011. С. 693.
[5] Русская вера. Официальный информационный ресурс [Сайт]. URL: (дата обращения )
[6] Ильин В. Н. Церковный раскол и русский православный традиционализм // Известия АлтГУ. 2015. №4 (88). URL: (дата обращения: ).
[7] Богданов А.П. Старообрядцы // Старообрядчество: история, культура, современность. — Вып. 2. — М., 1995.
[8] История России. 7 класс: учебник: в 2 частях / Н.М. Арсеньев, А.А. Данилов, И.В. Курукин [и др.]; под ред. А.В. Торкунова. – 2 изд., стер. – М.: Просвещение, 2022; Ч.2. – 128 с.: ил., карты.
[9] Арена. Атлас религий и национальностей России [Сайт]. URL: (дата обращения: ).
[10] Черкасов Сергей Викторович Старообрядцы в Западной Сибири (на примере Седельниковского района Омской области) // Вестник Омской Православной Духовной Семинарии. 2019. №1 (6). URL: (дата обращения: ).
[11] Омская область на карте [Сайт]. URL: (дата обращения ()
[12] Морозова Н.Ф., Шевченко Р.С. Край мой отчий. Седельниковский район (1924-1999): Учебное пособие. Омск, 2000.
[13] Черкасов Сергей Викторович Старообрядцы в Западной Сибири (на примере Седельниковского района Омской области) // Вестник Омской Православной Духовной Семинарии. 2019. №1 (6). URL: (дата обращения: ).
[14]Древо. Открытая православная энциклопедия [Сайт]. URL: (дата обращения )
[15] Русская вера. Официальный информационный ресурс [Сайт]. URL: (дата обращения )
[16] Черкасов Сергей Викторович Старообрядцы в Западной Сибири (на примере Седельниковского района Омской области) // Вестник Омской Православной Духовной Семинарии. 2019. №1 (6). URL: (дата обращения: ).
[17] Скальский Климент, священник. Омская епархия. Опыт географического и историко-статистического описания городов, сел, станиц и поселков, входящих в состав Омской епархии. Омск, 1900.
[18] Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви. Барнаул; Лествица, 1999.
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Городецкая роспись
Паук
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Этот древний-древний-древний мир!