в данной статье рассматривается изотерапия, как одно из средств регуляции психоэмоционального состояния подростка. Рассматривается влияние арт-методов на настроение подростков на данном временном отрезке. Проводится эмпирическое исследование по выявлению эффективности изотерапии в регуляции психоэмоционального состояния подростка.
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_statya_d._kotor.docx | 24.01 КБ |
ИЗОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РЕГУЛЯЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКА
Д. Котор
ученица 10 класса МБОУ Лицей №3
профиль:
(научный руководитель педагог-психолог С.А.Демина)
Аннотация: в данной статье рассматривается изотерапия, как одно из средств регуляции психоэмоционального состояния подростка. Рассматривается влияние арт-методов на настроение подростков на данном временном отрезке. Проводится эмпирическое исследование по выявлению эффективности изотерапии в регуляции психоэмоционального состояния подростка.
Ключевые слова: арт-терапия, изотерапия, подростковый возраст, психоэмоциональное состояние.
Изотерапия - эффективный способ неосознанно избавиться от негативных эмоций и чувств человека. Особенно это касается подростков, так как именно в пубертатном периоде происходят физиологические и психические изменения в его организме. Поскольку эмоциональное состояние подростков в данный период развития чаще всего нестабильно, то оно зачастую требует коррекции. И благодаря выражению своих чувств и эмоций в “арте”, подростки могут переоценить поступки, обрести внутреннюю гармонию и даже безболезненно встретиться со своими страхами. Таким образом, возникает проблема изучения и исследования влияния средств изотерапии на психоэмоциональное состояние подростков. Объект исследования - эмоциональное состояние подростков 10 класса (16 лет). Мы выдвинули гипотезу исследования: использование средств изотерапии способствует снятию психоэмоционального напряжения подростков. Изотерапия - это фундамент арт-терапии, вид терапии изобразительным творчеством. В изотерапии могут использоваться различные средства для изображения: краски (гуашь, масло, акварель, акрил), фломастеры, маркеры, карандаши. Главной целью и преимуществом изотерапии является перенесение внутренних представлений и образов на бумагу. Изотерапию, ее средства и методы применяют начиная с дошкольного возраста (4-6 лет). Сущность изотерапии заключается в следующих вещах:
1) Изобразительное творчество позволяет человеку ощутить и понять самого себя;
2) Изобразительная деятельность развивает чувственно-двигательную координацию. По мнению специалистов, рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление.
Кроме того, изотерапия может способствовать достижению следующих целей:
1. Проработка мыслей и чувств, которые человек привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения сильных переживаний, внутренних конфликтов.
2. Возможность социально приемлемого выхода агрессивности и другим негативным чувствам. Работа над картинами, рисунками, коллажами, скульптурами является наиболее безопасным способом "выпустить пар".
Таким образом, изотерапия как метод арт-терапии помогает человеку решить его психологические проблемы, найти контакт с собой и с окружающим миром, а также избавиться от негативных эмоций и установок.
Арт-терапия переводится как «излечение с помощью творчества». В Великобритании, художник Адриан Хилл был первым человеком, который использовал этот термин. Он открыл терапевтический эффект рисунка и живописи во время восстановления в санатории от туберкулеза. Хилл считал, что ценность арт-терапии заключается в «совершенно захватывающей ум (а также пальцы) творческой энергии». В настоящее время термином “арт-терапия” обозначают все виды занятий искусством, которые проводятся в больницах и центрах психического здоровья. Эффективность применения искусства в контексте лечения основывается на том, что этот метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать их. Изотерапия возникла на пересечении трех наук – психиатрии, психологии и искусствоведения. История начинается в 1872 году с наблюдения за душевнобольными, которые начинали рисовать при ухудшении своего состояния. Как только оно стабилизировалось, больные прекращали рисовать. Основоположниками методики считают психиатра Маккарти Симона и судебного медика А. Ардье. Чуть позже, по окончании Второй мировой войны, методы арт-терапии были применены в работе с детьми, пережившими нацистские концлагеря. Позже, вся изотерапия стала делиться на два основных вида:
1. Пассивный. Этот вид заключается в работе с уже созданными произведениями искусства (срисовка, создание уменьшенных копий и т.д.);
2. Активный – создание чего-то нового, своего собственного видения каких-то вещей и предметов и отражения их в рисовании или лепке.
Таким образом, изотерапия является одним из методов арт-терапии и дословно означает «лечение с помощью рисования».
Теперь рассмотрим причины психоэмоционального напряжения подростков
Эмоциональное напряжение – совокупность эмоциональных переживаний, снижающих эмоциональный фон и мотивационную сферу личности. Состояние эмоционального напряжения сопровождается ощущением беспомощности человека перед жизненными обстоятельствами, собственной ненужностью, ощущением потери смысла жизни или цели деятельности. Состояние эмоционального напряжения в большинстве случаев вызвано неумением человека выражать свои эмоциональные и чувственные переживания. Это связано с социальными нормами поведения, запретами на выражение агрессивности и недовольства. Какие же факторы способствуют развитию эмоционального напряжения у подростков?
● чрезмерные требования в учебе;
● перфекционистские требования со стороны родителей или самих подростков по отношению к результатам школьной успеваемости;
● перегруженность внешкольной деятельностью;
● неопределенность будущих перспектив;
● чрезмерное давление со стороны учителей и руководства школы, обычно в отношении строгой дисциплины;
● семейные трудности и конфликты, тяжёлое материальное состояние семьи;
● недостаточное поощрение в эмоциональном плане (отсутствие признания заслуг, постоянные упреки, наказания за низкую успеваемость).
Таким образом, среди причин психоэмоционального напряжения у подростков можно выделить личностные и социальные, межличностные причины. Личностные факторы вызваны внутренней дисгармонией подростка, внешние же – наличием конфликтов в межличностном общении.
Снятие эмоционального напряжения подразумевает серьезную внутреннюю и внешнюю работу, тонкое чувствование своих потребностей и возможностей, а также терпение, поскольку невозможно за пару минут снять то, что накапливалось месяцами.
1. Глубокие дыхательные упражнения. Вдохнуть медленно и глубоко через нос, наполнить воздухом живот, а затем грудь. Медленно посчитать до четырех. Как можно медленнее выдыхать через рот, поджав губы.
2. Быстрая релаксация. Начать нужно с глубоких дыхательных упражнений. После достижения общей релаксации нужно прочувствовать все мышцы своего тела, сосредоточиться на выражении своего лица и положении тела. Если почувствовалось излишнее мышечное напряжение в какой-либо части тела (например, в правой руке), то нужно напрячь, а затем расслаблять различные группы мышц этой части тела.
3. Отвлечение. Нужно занять себя какой-нибудь деятельностью - все равно, какой: начать стирать белье, мыть посуду или делать уборку - любая выбранная деятельность поможет отвлечься.
4. Музыка. Выбрать свою любимую тихую, успокаивающую музыку, расположиться поудобнее и слушать в спокойной обстановке.
5. Методы и приемы арт-терапии и изотерапии. Метод лечения искусством или изо-терапия поможет подростку перенести все его внутренние переживания на лист бумаги и решить проблему стабилизации психоэмоционального состояния подростка. Данный метод борьбы с эмоциональным напряжением подростка является одним из самых эффективным, предполагая работу с бессознательным.
И в своей работе мы использовали именно приемы изотерапии, поскольку считаем данный метод наиболее действенным для борьбы с эмоциональной напряженностью подростка.
В исследовании влияния методов изотерапии на психоэмоциональное состояние подростков приняло участие 10 человек – обучающихся 10 класса МБОУ Лицей № 3 г. Барабинска.
Перед началом выполнения упражнения обучающиеся прошли Модифицированный цветовой тест М. Люшера, целью которого являлось измерение эмоционального состояния личности.
По результатам прохождения теста было выявлено, что около 60 процентов обучающихся имеют состояние дезадаптации, еще 30 состояние эмоциональной напряженности и лишь 10 процентов имеют незначительную психоэмоциональную напряженность.
Далее, после прохождения теста испытуемым каждый день выдавались упражнения по изотерапии. Так, в результате проведения первого и второго упражнений выяснилось, что испытуемые имеют средний уровень развития оригинальности и креативности. Также следует отметить, что благодаря ответственному выполнению заданий все упражнения были выполнены качественно каждым обучающимся. Всего давалось пять упражнений, которые были направлены на снятие психоэмоционального напряжения и развитие творческого мышления обучающихся.
В конце выполнения всех упражнений по изотерапии обучающиеся повторно прошли тест М. Люшера, который показал положительную статистику в изменении психоэмоционального состояния подростков: состояние дезадаптации было выявлено у одного обучающегося, внутреннего напряжения было выявлено у 30 % испытуемых, остальные 60 процентов имело состояние эмоциональной стабильности, что говорит об эффективности использования приемов изотерапии при работе с подростками.
1) Исследовав проблему изотерапии как одного из свойств регуляции психоэмоционального состояния подростка, мы пришли к выводу, что изотерапия представляет из себя один из методов арт-терапии и помогает человеку решить его психологические проблемы, найти контакт с собой и с окружающим миром, а также избавиться от негативных эмоций и установок.
2) Изучив историю возникновения изотерапии, мы установили, что изотерапия возникла на пересечении трех наук – психиатрии, психологии и искусствоведения. История появления данного метода лечения искусством начинается в 1872 году с наблюдения за душевнобольными, которые начинали рисовать при ухудшении своего состояния.
3) Исследовав причины возникновения психоэмоционального напряжения у подростков мы выявили, что среди причин психоэмоционального напряжения у подростков можно выделить личностные и социальные, межличностные причины. Личностные причины обусловлены внутренними переживаниями и недовольством подростка к себе, а внешние (социальные) – нарушенной системой взаимодействия с окружающим его миром.
4) Изучив факторы снятия психоэмоционального напряжения подростков, мы выявили, что снятие эмоционального напряжения подразумевает серьезную внутреннюю и внешнюю работу, тонкое чувствование своих потребностей и возможностей. Среди факторов, способствующих оптимизации уровня психоэмоционального состояния подростков, мы выделили специальные дыхательные упражнения, лечение музыкой (музыкотерапия), отвлечение на другое занятие (уборка, прогулка, занятия спортом) и приемы изо-терапии, определив их как наиболее эффективные при работе с психоэмоциональным состоянием подростков и взяв их за основу дальнейшего исследования.
5) Исследовав влияние приемов изотерапии на психоэмоциональное состояния подростков, мы выяснили, что приемы изотерапии являются эффективными при работе с подростками, имеющих психоэмоциональное напряжение и эмоциональную нестабильность.
Модифицированный тест М. Люшера предназначен для детей от 8 лет и основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.
Характеристика цветов (по Максу Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.
Основные цвета:
1) синий — символизирует спокойствие, удовлетворенность;
2) сине-зеленый — чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;
3) оранжево-красный — символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение;
4) светло-желтый — активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.
При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций.
Дополнительные цвета: 5) фиолетовый; 6) коричневый, 7) черный, 8) нулевой (0). Символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям, что будет показано ниже.
Первый выбор в тесте Люшера характеризует желаемое состояние, второй — действительное. В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования».
В результате тестирования получаем восемь позиций; первая и вторая — явное предпочтение (обозначаются + + );
третья и четвертая — предпочтение (обозначаются х х);
пятая и шестая — безразличие к цвету (обозначаются = = );
седьмая и восьмая — антипатия к цвету (обозначаются — —)
Упражнения по изотерапии, которые мы предложили для выполнения обучающимся 10 класса. Все упражнения работают на одну общую цель – снятие психоэмоционального напряжения подростков и развитие креативного, творческого мышления.
Упражнение 1. «Линии». Нужно взять чистый лист бумаги А4 и карандаш или ручку любого цвета. Займите удобную позу, попробуйте расслабиться. Расположите лист горизонтально. Возьмите карандаш или ручку в нерабочую руку (левша – в правую, правша – в левую). Поставьте в центре листа точку и закройте глаза, далее не отрывая карандаш от листа бумаги рисуйте линию непрерывную, до тех пор, пока не захотите остановиться. Она может быть любой формы. Рефлексия. Далее после того, как нарисовали непрерывистую «каракулю», откройте глаза и внимательно посмотрите на нее. Учащимся были заданы следующие вопросы: что вы видите перед собой? Какие образы, силуэты? Получилось ли у вас увидеть образы или возникли трудности?
Упражнение 2. «Кляксы». Необходимо горизонтально положить перед собой лист бумаги А4. Далее выберите цвет гуаши вашего сегодняшнего настроения, возьмите кисть и прям не жалея, положите кистью «горку» краски (чтобы возникло ощущение текстуры) на центр бумаги. Далее возьмите второй понравившийся вам цвет гуаши. И также положите «горку» краски рядом с первым цветом (снизу или сверху от первой «горки»). Также проделываем с третьим цветом. По необходимости можно выбрать больше цветов гуаши. Итак, у нас, казалось бы, получилось 3 (или более) цветных «горки». Далее нужно сложить горизонтально лист бумаги, держа за края бумаги, чтобы гуашь не вытекла. Далее складываем лист бумаги по центру и начинаем «разглаживать» лист бумаги в разных направлениях. Можно прихлопывать по бумаге, делать круговые движения кулаком. После того, как вы разгладили ваши кляксы, можно раскрыть картину. И действительно, из 3 незамысловатых цветных «горок» может получиться картина, похожая на пейзаж. Рефлексия. Внимательно посмотрите и подумайте, что вы увидели в вашей картине? Передала ли картина ваше настроение?
Упражнение 3. «Мое настроение». Нарисовать образы, картинку того, что отображает ваше настроение и внутреннее состояние сегодня. Это может быть растение, животное, просто кляксы и др. Используя цвета вашего настроения, краски, карандаши. Рефлексия. Внимательно посмотрите на рисунок и подумайте, какие положительные образы и детали вы в нем увидели? Передал ли рисунок ваше внутреннее состояние? Может, вам хочется что-либо сделать с этим рисунком? (подарить, выкинуть и др.)
Упражнение 4. Проективная методика «Кактус». Нужно нарисовать кактус: он может быть абсолютно любым.
Упражнение 5. Вспомнить и выписать три сказочных персонажа, которые первые пришли в голову. Далее нужно охарактеризовать 2-3 прилагательными всех персонажей, которых вы выписали. Ключ от задания. Первый персонаж – то, каким вы себя считаете. Второй персонаж – тот, каким видят вас окружающие люди и третий персонаж – кем вы являетесь на самом деле.
Список использованной литературы
1.Жукова И. И. Изотерапия как действенный метод психотерапии // Молодой ученый. 2020. № 2 (292). С. 208-210.
2.Копытин А. И. Арт-терапия детей и подростков / Москва : Когито-Центр, 2014. 196 с. : ил.
3.https://naturopiya.com/art-terapiya/vidy-i-metody/izoterapiya-iscelenie-cherez-tvorchestvo.html (Дата обращения: 10.02.2023)
4.https://www.nskcollege.ru/upload/iblock/433/4331406da3f3cc56b1b0e4167e85b378.pdf (Дата обращения: 11.02.2023)
5.https://www.youtube.com/watch?v=EfT1Yev6Gds (Дата обращения: 13.02.2023)
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Осенняя паутина
Весенняя гроза
Домик зимней ночью
Рисуем осень: поле после сбора урожая