Работа выполнена учеником 5 класса. Прошу сильно не судить.
Вложение | Размер |
---|---|
kostya_5_g.docx | 32.82 КБ |
Министерство образования и науки РБ
г. Улан-Удэ
МАОУ «Гимназия №33»
Тема: «Театр Древней Греции»
Автор: Буянтуев Константин, ученик 5 «Г» класса
МАОУ «Гимназия №33»
Руководитель: Баяртуев Аюша Лубсанович,
учитель истории
г. Улан-Удэ
2021
Оглавление
Введение……………………………………………………………………. | 3 |
Глава I. 1.1. Возникновение театра в Древней Греции, его структура…....……… | 4 |
1.2. Архитектура древнегреческого театра.……………………………………. | 5 |
Глава II. 2.1. Организация театральных представлений.………………………… | 7 |
2.2. Актерское искусство и маски древнегреческого театра.………………… .…. | 8 |
2.3. Жанры древнегреческого театра…………….…………………………………… | 9 |
Заключение…………………………………………………………………… | 11 |
Список используемой литературы……………………………………………… | 12 |
Введение
В современном мире большой популярностью пользуется театр. На уроках истории мы узнали, что родиной театра является Греция. Но нам стало интересно, с чем связано зарождение театра в Греции? Что общего есть у современного театра и древнегреческого? Почему 27 марта считается днём рождения театра, связана ли эта дата с историей Древней Греции?
Желая найти ответы на эти вопросы и подробнее изучить историю возникновения театра, мы выполнили данный проект.
Цели проекта - изучить историю возникновения театра в Древней Греции; найти общие и различные черты в современном и древнегреческом театре.
Задачи проекта:
Объектом нашей темы является театр.
Предметом проекта следует назвать древнегреческий театр.
Методы: сбор информации и литературы, анализ всей информации, сравнение.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава I. 1.1. Возникновение театра в Древней Греции, его структура
Древнегреческий театр возник более 2500 лет назад и восходит к обрядам глубокой древности.
Греческий театр произошел от празднеств в честь Диониса – бога виноделия, которые справлялись весной и осенью, длившихся несколько дней и представлявших собой торжественные процессии, мистерии, называвшиеся Великие Дионисии, а затем состязания драматургов, поэтов, хоров в специально построенном для этих целей здании. Театр играл большую роль в общественной и культурной жизни древнегреческого города. Эти дни объявлялись нерабочими, и все население города обязано было прийти на праздник.
Когда под звуки флейт и свирелей Дионис приходит в Грецию, то в стране начинается весна, пригревает солнце, расцветают цветы, происходит новое возрождение жизни. Во время Великих Дионисий греки пили молодое вино, устраивали шумные шествия по улицам городов, водили хороводы и маленькие представления из жизни самого веселого из богов. В греческих мифах говорится, что Дионис везде появляется в окружении сатиров – это лесные боги с козлиными рогами, хвостами и копытами. Они поют дифирамбы – хвалебные песни в честь бога Диониса. Предводителя сатиров называли корифей, позже и главного в хоре станут так называть.
Мы и сегодня можем слышать выражение «петь дифирамбы», т. е. прославлять кого-либо, а корифеем сейчас называют выдающихся деятелей культуры и науки.
Участники шествий раскрашивали лица или надевали маски, привязывали бороды, одевались в шкуры козлов, чтобы походить на сатиров, спутников Диониса. Эти праздники были настолько популярными, что правитель Писистрат решил сделать их государственными и установил трехдневные театральные представления для празднования Дионисий 27 марта 534 года до н.э. Эта дата сегодня нам известна как «День театра».
1.2. Архитектура древнегреческого театра.
Театральное здание, обычно располагалось на естественных холмах. Театр Диониса в Афинах расположился на холме Акрополя.
Театр был массовым. Театр в Афинах вмещал до 27000 человек. Театр в Мегалополе – 44000 человек.
Театр был без крыши и состоял из трех основных частей: орхестры (от глагола «пляшу»), мест для зрителей - театрона (от глагола «смотрю») и скены (от греч. «палатка»).
Древнейшей из этих частей является орхестра – круглая площадка, на которой выступали хор и актеры. Поскольку актеру приходилось уходить и вновь выходить на орхестру для переодевания, то против мест для зрителей было построено маленькое деревянное сооружение – скена. Постепенно скена превратилась в заднюю трехмерную декорацию. Действие стало перемещаться с середины орхестры на задний план, ближе к декорациям. Чтобы фиксировать внимание зрителей на скене – ее по бокам стали ограничивать двумя пристроенными флигелями – параскениями, каждый из которых имел тоже по выходу на орхестру. В V веке в театре уже было несколько простых театральных механизмов.
Первая машина – экиклема – представляла платформу на колесах, выкатываемую на колесах из «царской двери» на орхестру по особым желобам. Это был своеобразный «крупный план» - условный показ того, что происходило внутри помещения скены – дома, дворца или храма. Это могли быть трупы убитых героев, поскольку сцены самих убийств не принято было показывать зрителям.
Другая машина – эорема или механэ – служила для появления персонажа над зданием скены и представляла собой подъемный кран, прикрепленный изнутри к верхним балкам здания скены. В трагедии обычно использовалась в финале для эффектного появления богов.
Третья машина – дистегия – внутренний подъемник, дававший возможность действующим лицам показываться изнутри скены на разных высотах – на балконе, в окне и т.д.
В дни празднеств театр не имел никаких украшений, кроме этого архитектурного убранства – колоннады, статуи Диониса, алтаря в центре. Для драматизированных празднеств за трибуной выдвигали легкую передвижную перегородку с рядом прорезанных в ней дверей. Расписанные декорации навешивались на перегородку.
Известно существование театров, в которых занавес, натянутый перед сценой, опускался во время действия.
Публика на подобных зрелищах была представлена всеми социальными слоями афинского общества. Однако замужним женщинам и подросткам было разрешено посещать только трагедии. Рабы могли посещать представления только в качестве сопровождающих своих господ.
Посещение представлений сначала было бесплатным. А когда устроители спектаклей стали брать входную плату, то Перикл, правитель Афин, в середине V века учредил специальную кассу для раздачи беднякам «Зрелищных денег» - теорикон.
Глава II. 2.1. Организация театральных представлений.
Театр в Древней Греции был государственным учреждением, и организацию театральных представлений брало на себя государство, назначая для этой цели специальных лиц. Драмы ставились на трех праздниках в честь Диониса: на Малых, или Сельских, Дионисиях (в декабре—январе по нашему календарю); Ленеях (в январе—феврале); на Великих, или Городских, Дионисиях (в марте—апреле). Драматические представления проходили как состязания драматургов, хорегов, актеров. В них участвовали три трагических и три комических поэта. Состязания продолжались три дня. Каждый день с утра играли драм одного драматурга; под вечер исполняли одну комедию. К участию в состязаниях допускались только новые произведения; если ставились старые, уже игравшиеся, то они шли вне конкурса.
Разрешение на постановку пьесы драматурги получали от архонта (высшее должностное лицо в Афинах). Он же давал драматургам разрешение набрать хор. Все издержки, связанные с обучением хора, изготовлением костюмов, репетициями и т. д., брали на себя богатые граждане Афин. Гражданин, подготовивший хор для драматических состязаний, назывался хорегом. Для драматических состязаний требовалось шесть хорегов, так как у каждоюдраматурга был свой хор. Хотя расходы по организации и подготовке хора составляли весьма значительную сумму, недостатка в хорегах в период расцвета афинской демократии не наблюдалось. Исполнение обязанностей хорега было делом весьма почетным. Считалось, что хореги, актеры и члены хора находятся под особым покровительством божества. Все они на время подготовки к драматическим состязаниям освобождались даже от военной службы.
Судили на состязаниях особые выборные лица. Для победивших драматургов были установлены три награды. (Занять на состязаниях третье место значило, однако, по существу потерпеть поражение). Победившие драматурги получали от государства гонорар и награждались венком из плюща. На долю хорегов, которые подготовили хор для победивших драматургов, выпадала еще большая честь: хорег имел право воздвигнуть памятник в ознаменование своей победы. На пьедестале памятника указывалось время представления, имя победившего драматурга, название его пьесы и имя хорега. Результаты состязаний вносились, кроме того, в особый протокол, который хранился в государственном архиве Афин. Такие протоколы назывались дидаскалиями.
Драматические представления в Афинах начинались на рассвете и шли до самого вечера. Зрители ели и пили в самом театре. Все были одеты в праздничные одежды, с венками на голове.
2.2. Актерское искусство и маски древнегреческого театра.
Актеры пользовались в Греции большим почетом и занимали высокое общественное положение. Актером мог быть только свободнорожденный. Как и драматурги, актеры принимали в V—IV вв. до н. э. самое деятельное участие в общественной жизни полиса. Их избирали на высшие государственные должности в Афинах, отправляли в качестве послов в другие государства. Победителями на драматических состязаниях вначале могли быть только хорег и драматург. Но со второй половины V в. до н. э. полноправными участниками театральных состязаний стали и актеры.
Так как число актеров не превышало трех, то одному и тому же актеру приходилось играть в спектакле несколько ролей. Часть драмы проходила не перед глазами зрителей: они узнавали о том, что произошло за сценой, через вестников, домочадцев, слуг. Это и давало возможность обходиться таким малым количеством актеров. Женские роли всегда исполнялись мужчинами.
Актеры должны были не только хорошо декламировать стихи, но и владеть вокальным мастерством. Греческие актеры должны были владеть и искусством танца, искусством движения. Актеры выступали в масках, так что мимика была исключена из игры. Тем больше внимания приходилось уделять жесту.
Маска проникла в греческий театр вследствие исконной его связи с культом Диониса: жрец, изображавший божество, всегда выступал в маске. В театре маска помогала создавать крупные образы—или героические, возвышающиеся над действительностью, или карикатурно-комедийные. Необходимость в маске вызывалась и тем, что женские роли исполняли мужчины. Наконец, употребление маски обусловливалось размерами греческого театра: без маски лица актеров были бы плохо видны зрителям дальних рядов.
Маски делались из дерева или полотна (в последнем случае полотно натягивалось на каркас, покрывалось гипсом и раскрашивалось). Маска закрывала не только лицо, по и всю голову, так что парик был укреплен на самой маске; к ней же в случае необходимости прикреплялась и борода. У трагической маски обычно делали выступ надо лбом (онкос), увеличивавший рост актера. Костюм трагического актера представлял собой несколько пышную одежду, какую носили жрецы Диониса во время исполнения религиозных церемоний. Театральный хитон (одежда из льняной ткани, в виде широкой рубашки) имел длинные рукава и спускался до пят. Плащи употреблялись в основном двух видов: длинный, располагавшийся вокруг тела складками (гиматий), и короткий, с застежкой на плече (хламида). Отдельные персонажи носили особую одежду, например, царь — длинный плащ пурпурного цвета, царица —белый плащ с пурпурной каймой. На театральных хитонах и плащах были вышиты цветы, пальмы, спирали, арабески, а также фигуры людей и животных (например, лошадей, собак). Такой расшитый костюм изображается па одной из ваз I в. до н. э., которую называют “вазой Андромеды” (по мифу, дочь царя Эдипа, отданная в жертву морскому чудовищу, но спасенная героем Персеем). При Перикле неимущим гражданам выдавались для посещения театра особые зрелищные деньги (теорикон).
2.3. Жанры древнегреческого театра
Рождение греческой драмы и театра связано с обрядовыми играми, которые посвящались богам-покровителям земледелия: Деметре, ее дочери Коре, Дионису. Такие обряды иногда превращались в культовую драму. Дионис (или Вакх) считался богом творческих сил природы; позднее он стал богом виноделия, а потом богом поэзии и театра. Символами Диониса служили растения, особенно виноградная лоза. Его часто изображали в виде быка или козла.
На праздниках, посвященных Дионису, распевали не только торжественные, но и веселые карнавальные песни. Участники праздничного шествия мазали лицо винной гущей, надевали маски и козлиные шкуры. Из обрядовых игр и песен в честь Диониса выросли три жанра древнегреческой драмы: трагедия, комедия и сатировская комедия (названная так по хору, состоявшему из сатиров). Трагедия отражала серьезную сторону дионисийского культа, комедия- карнавально-сатирическую. Сатировская драма представлялась средним жанром. Веселый игровой характер и счастливый конец определили ее место на праздниках в честь Диониса: сатировскую драму ставили как заключение к представлению трагедий.
Многое о происхождении греческой драмы могут сказать сами слова трагедия и комедия. Слово трагедия происходит от двух греческих слов: трагос-"козел" и одэ-"песнь", т.е. "песнь козлов". Это название вновь ведет нас к сатирам-спутникам Диониса, козлоногим существам, прославлявшим подвиги и страдания бога. Слово комедия происходит от слов комос и одэ. "Комос"- это шествие толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками, насельских праздниках в честь Диониса. Следовательно, слово комедия обозначает "песнь комоса". Греческая трагедия брала сюжеты из мифологии, которая хорошо была известна каждому греку. Драматург отражал в трагедии современную ему общественно-политическую жизнь, высказывал свои философские, религиозные воззрения. Поэтому роль трагических представлений в воспитании граждан была огромна.
В комедии к мифологическим мотивам примешивались житейские, которые постепенно стали преобладающими или даже единственными, хотя в целом комедия по-прежнему считалась посвященной Дионису. Героями были традиционные маски народного театра: горе-воин, базарный воришка, ученый-шарлатан, простак, дурачащий всех и т.д
Заключение
Изучив историю зарождения театра в Древней Греции, мы узнали, что театр, изначально возникший из религиозного культа бога природы Диониса, развивался очень быстро. Следовательно, наша гипотеза верна, зарождение театра в Древней Греции связано с религиозными обрядами древних греков.
Театр Греции был тесно связан с жизнью полиса, это второе народное собрание, где обсуждались самые животрепещущие вопросы.
В отличие от современного театра, в Греции не было постоянных трупп, да и профессиональные актеры появились не сразу. Первоначально играли, пели и танцевали сами граждане, для каждой постановки готовились костюмы, маски и очень простые декорации.
Театральные представления, обычно продолжавшиеся во время общенародных государственных праздников три дня и длившиеся от восхода до заката солнца, носили характер соревнований.
Театральные зрелища были особенно любимы эллинами. Социальные, этические, политические проблемы, вопросы воспитания, глубокая обрисовка героических характеров, тема высокого гражданского самосознания составляют жизнеутверждающую основу древнегреческого театра.
Основное представление о мире у греков сводилось к тому, что мир — это театральная сцена, а живущие в нём люди — актеры, которые появляются на этой сцене, играют свою роль и уходят. Приходят с неба уходят туда же, там растворяются. Земля — лишь сцена, где они исполняют свою предназначенную роль. Древнегреческая драматургия оказала большое влияние на развитие мирового театра.
Список используемой литературы:
1. Греческая трагедия. / Под ред. А.Н. Белецкого. – М., 1986. — 369 с.
2. Каллистов Д. П. Античный театр. М., 1985. – 342 с.
3. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990.- 350 с.
4. Неверов О.Я. Культура и искусство античного мира. Л., 1981. — 187 с.
5. Тронский И.М. История античной литературы. М., 1983. — 464 с.
6. https://hist-world.com/istoriya-drevnego-mira/431-teatr-v-gretsii.html.
7. https://culture.wikireading.ru/54449.
Валентин Берестов. Аист и соловей
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Сверчок
Мост из бумаги для Киры и Вики
Кактусы из сада камней