Введение. В нашем мире есть множество проблем, острота которых всегда остается неизменной. Одна из них - права ребенка и их защита.
Актуальность темы исследования. Человек начинается с детства, и уже в эту пору жизни он становится обладателем определенной совокупности прав. Однако до середины прошлого столетия ребенок не рассматривался в качестве носителя прав. Подтверждением тому является высказывание выдающегося мыслителя XX в. Марии Монтессори: «Ребенок является воспроизведением взрослого, который владеет им так, как если бы он был частью собственности. Раб никогда не был такой собственностью своего хозяина, как ребенок -родителей»[1].
Гипотеза: Если мы будем знать документы, в которых изложены права ребёнка, то мы сможем разъяснить их своим друзьям, одноклассникам, взрослым, т.к. это необходимо для защиты всех детей.
Цель исследовательской работы: Проанализировать теоретические и практические особенности правовой защиты прав детей в РФ.
Задачи исследовательской работы:
1. Изучить литературу, нормативные документы, регламентирующие правовую защиту не-совершеннолетних детей.
2. Выяснить уровень знаний детей о своих правах и обязанностях.
3. Подготовить информационный буклет «Права и обязанности детей».
4. Провести опрос среди обучающихся 5-8 классов и вывести результатов в диаграмму.
Предмет исследования: Конвенция ООН «О правах ребенка».
Объект исследования: Обучающиеся МБОУ «Новобуяновская СОШ».
Методы исследования:
1. Изучение учебной и дополнительной литературы по теме работы.
2. Анализ, обработка полученных данных.
3. Представление полученных сведений в форме презентации.
Ожидаемый результат: Познакомить обучающихся с их правами и обязанностями.
[1] М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. Антология гуманной педагогики. Монтессори [Текст]. – М.: 1999. – 90 с.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1009.93 КБ |
Районная конференция-фестиваль творчества обучающихся
«Первые шаги в будущее»
Секция ПРАВО
ЛИЧНЫЕ ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Сведения об авторе (авторах):
Макарова Елизавета Владимировна, МБОУ «Новобуяновская СОШ» Янтиковского района, 7 класс
Научный руководитель:
Петрова Алина Анатольевна, учитель истории и права МБОУ «Новобуяновская СОШ», Янтиковского района
Введение. В нашем мире есть множество проблем, острота которых всегда остается неизменной. Одна из них - права ребенка и их защита.
Актуальность темы исследования. Человек начинается с детства, и уже в эту пору жизни он становится обладателем определенной совокупности прав. Однако до середины прошлого столетия ребенок не рассматривался в качестве носителя прав. Подтверждением тому является высказывание выдающегося мыслителя XX в. Марии Монтессори: «Ребенок является воспроизведением взрослого, который владеет им так, как если бы он был частью собственности. Раб никогда не был такой собственностью своего хозяина, как ребенок -родителей»[1].
Гипотеза: Если мы будем знать документы, в которых изложены права ребёнка, то мы сможем разъяснить их своим друзьям, одноклассникам, взрослым, т.к. это необходимо для защиты всех детей.
Цель исследовательской работы: Проанализировать теоретические и практические особенности правовой защиты прав детей в РФ.
Задачи исследовательской работы:
1. Изучить литературу, нормативные документы, регламентирующие правовую защиту не-совершеннолетних детей.
2. Выяснить уровень знаний детей о своих правах и обязанностях.
3. Подготовить информационный буклет «Права и обязанности детей».
4. Провести опрос среди обучающихся 5-8 классов и вывести результатов в диаграмму.
Предмет исследования: Конвенция ООН «О правах ребенка».
Объект исследования: Обучающиеся МБОУ «Новобуяновская СОШ».
Методы исследования:
1. Изучение учебной и дополнительной литературы по теме работы.
2. Анализ, обработка полученных данных.
3. Представление полученных сведений в форме презентации.
Ожидаемый результат: Познакомить обучающихся с их правами и обязанностями.
Основная часть. Права ребенка как ценность и юридическая категория в России
оформились лишь в 90-х гг. минувшего столетия. В досоветский период ее развития ребенок был объектом родительской власти, в советской России - объектом государственной политики. И только после принятия Конвенции ООН о правах ребенка в Нью-Йорке 20 ноября 1989 г., закрепившей его в качестве субъекта прав, в нашей стране начался процесс приведения внутригосударственного законодательства в соответствие с требованиями международных стандартов в данной области.
В нашей исследовательской работе, мы решили рассмотреть какие права предоставлены детям в нашей стране и, как их можно защитить.
В Конвенции идет речь о том, что у всех детей на Земле одинаковые права. Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в «духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности»[2].
Конвенция указывает права ребенка с правилами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей и их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.
Основные права ребенка в Конвенции, по сути, повторяют права взрослого по Всеобщей декларации прав человека.
Так государства принявшие конвенцию уважают права ребенка на свободу мысли, совести, религии (ст. 14 п. 1), ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимой для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27 п. 1).
Очень важно, чтобы не только взрослые знали о правах детей, главное, чтобы сами дети знали свои права, и знали, как их защитить.
Так как мы живем в российском государстве, мы считаем нам необходимо знать права, которые нам предоставлены российским законодательством. Согласно семейному кодексу Российской Федерации к детям относятся все лица до 18 лет.
Семейный Кодекс закрепляет за нами такие основные права:
Нам хотелось бы поподробнее, остановится на этих правах.
Права ребенка жить и воспитываться в семье. Данное право является одним из самых важных прав ребенка по причине того, что семейное воспитание позволяет обеспечить нормальное физическое, нравственное, интеллектуальное и социальное развитие. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
В нашей стране каждый сотый ребёнок воспитывается в детском доме. У большинства таких детей есть живые родители, но факты таковы, что дети с ними не могут жить. Это называется социальное сиротство. Эти дети гораздо чаще болеют, у них больше различных расстройств. Они вырастают, и им сложнее социализироваться в обществе. Поэтому многие из них становятся преступниками, алкоголиками, совершают самоубийства, рожают детей и отказываются от них.
Дети, лишенные родительского внимания, в настоящее время встречаются не только в детских домах. Формальное наличие семьи, не всегда дает ребенку защищенность, внимание и любовь. Нередко родители, чрезмерно занятые своей работой, оставляют детей без необходимого внимания, любви и ограничивают свои родительские обязанности формальным уходом и материальным обеспечением.
На сегодняшний день в Янтиковском районе выявлено 13 детей – сирот, 58 детей, оставшихся без попечения родителей. Количество опекунских семей - 12. Увеличилось количество многодетных семей. На 4 марта 2020 года – приёмных многодетных семей – 22.
Права ребенка на общение с родителями и другими родственниками. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка. В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.
Как бы ни сложились жизненные обстоятельства, сколько бы противоречий не было у родителей, ребенок всегда имеет право на личные встречи с каждым из родителей и с любым из близких родственников, телефонные разговоры, общение по интернету. Запрещать такое общение ни один из родителей и иных родственников не имеет права.
Право на защиту законных прав и интересов. Статьей 56 Семейного Кодекса РФ установлено, что защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями или лицами, их заменяющими. Если ребенок, оставшийся без попечения родителей, находится в воспитательном учреждении или в учреждении социальной защиты, то защита его прав и интересов возлагается на администрацию этих учреждений.
Право ребенка на защиту включает, и возможность самостоятельного принятия им некоторых мер в случае нарушения его законных прав и интересов. Это возможно при злоупотреблениях со стороны родителей, а также при невыполнении или ненадлежащем выполнении ими обязанностей по воспитанию и образованию ребенка. В таких ситуациях ребенку предоставлено право обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет – в суд. Последствия такого обращения ребенка могут заключаться в привлечении родителей к административной или уголовной ответственности, немедленном отобрании ребенка у родителей органом опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью, лишении или ограничении родительских прав в судебном порядке .
Право на имя, отчество и фамилию. Ребенок имеет право на имя с момента рождения. Оно включает в себя имя, данное ребенку при рождении (собственное имя), отчество (родовое имя), фамилию, переходящую к потомкам. Статья 58 Семейного кодекса РФ закрепляет данное право. В Конвенции о правах ребенка это право отражено следующим образом: «... право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом…»[3].
Право на имя реализовывается родителями во время регистрации рождения ребенка в установленном законом порядке. В случае отсутствия родителей данное право осуществляют заменяющие их лица. Имя, отчество, фамилия ребенка индивидуализируют личность.
Под своим именем ребенок выступает как воспитанник учебного заведения, как пациент медицинского учреждения, во всех других случаях. От имени ребенка родители (заменяющие их лица) выступают в защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего. Дети в возрасте от 14 до 18 лет от своего имени заключают гражданско-правовые сделки в соответствии с требованиями ст. 26 ГК РФ. Ребенок имеет право на имя и как автор творческого произведения.
Право на изменение имени и фамилии ребенка. В соответствии со статьей 59 Семейного кодекса РФ, по совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства, исходя из интересов ребенка, вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя.
Право на выражение мнения. «Каждому гарантируется свобода мысли и слова, мнения и убеждения»4, провозглашает статья 29 Конституции РФ. Это конституционное положение отражено в статье 57 Семейного кодекса РФ, которая закрепляет право ребенка выражать свое мнение.
Предоставление несовершеннолетнему права на всестороннее развитие, уважение человеческого достоинства нацелено на формирование полноценной личности, способной жить в коллективе, обладающей качествами, полезными обществу, семье. В этом заинтересованы и государство, и семья в целом. Реализуется это право, в том числе и, путем предоставления ребенку возможности выражать свое мнение. Статья 57 Семейного кодекса РФ говорит на этот счет следующее: «Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства»5.
Конвенция о правах ребенка также затрагивает этот вопрос. Статья 12 предоставляет ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, гарантию, что ему должно быть обеспечено право свободно выражать эти взгляды по всем, затрагивающим его, вопросам.
Имущественные права, включая права собственника. Имущественные права ребен-ка можно условно разделить на право, на получение содержания от своих родителей и других членов семьи, право собственности на доходы, полученные им, на имущество, приобретенное на средства сына или дочери.
Имущественные права ребенка в семье включают:
Но здесь необходимо сказать, что не достаточно наделить ребенка правами. Необходимо знать и способы защиты своих прав. И чаще всего дети их родители не вступают в борьбу за свои права, поскольку либо не знают своих прав, либо не знают, как их правильно защитить, либо не хотят тратить на это усилия.
Для защиты своих прав, ребенок, а также и его родители могут обратиться за помощью к специализированным организациям (органы опеки и попечительства, комиссия по делам несовершеннолетних, полиция, прокуратура, суд, уполномоченный по правам ребенка и др. организации).
При нарушении прав и законных интересов ребенка родителями, ребенок имеет право обращаться в органы опеки и попечительства самостоятельно, а при достижении 14 лет – в суд. Любой гражданин или должностное лицо, которому стало известно об угрозе жизни и здоровью ребенка, нарушении его прав и законных интересов, обязан сообщить об этом в органы опеки и попечительства (ст. 56 Семейного кодекса РФ).
Если между интересами детей и родителей имеются противоречия, родители не могут представлять интересы своих детей. В этом случае органы опеки и попечительства защищают права ребенка или назначенный ими представитель для защиты прав и интересов детей (ст. 64 Семейного кодекса РФ).
Таким образом, правовую защиту прав детей в РФ осуществляют такие нормативно - правовые акты, как Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, документы международного права - Декларация прав ребенка и Конвенция ООН о правах ребенка. Все эти документы гарантируют права на имя и гражданство, социальную защиту и социальное обеспечение, образование, любовь и понимание, а также определяют права детей на образование, культуру, отдых и досуг.
Защита прав ребенка необходима не только на государственном уровне, но и в быту, со стороны каждого взрослого, кто в своей профессиональной деятельности сталкивается с детьми. В этом и заключается ключ к решению проблемы.
В процессе нашей исследовательской работы было проведено анкетирование на тему: «Твои права и обязанности». Целью анкетирования, стало узнать, имеют ли ребята представление о своих правах и обязанностях. Нами было опрошено 26 человек это с 5 по 8 классы. И вот какие мы получили результаты.
Класс | Имеют представления о своих правах и обязанностях | Не имеют представления о своих правах и обязанностях |
5 класс (7 чел.) | 32% | 68% |
6 класс (8 чел.) | 35% | 65% |
7 класс (5 чел.) | 48% | 52% |
8 класс (6 чел.) | 72% | 28% |
Результаты опроса показали, что обучающиеся пятого класса имеют недостаточное представление о своих правах и обязанностях. Учащиеся 8 класса владеют информацией в большей степени по сравнению 5-7 классами, знают и понимают, что наличие прав подразумевает и определенные обязанности. Но только не все умеют эти права применять: как можно отстаивать свои права и не знают, как правильно вести себя в разных ситуациях.
Заключение. Нами была полностью изучена Конвенция о правах ребёнка, в которой провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.
В ходе нашего исследования мы выяснили, что знаем свои права недостаточно. Надо ещё выполнять свои обязанности – это слушаться родителей, принимать их заботу и воспитание, соблюдать правила поведения, установленные в школе, дома, общественных местах. И помнить, что каждый из нас обязан уважать права других ребят. И помнить, что каждый из нас обязан уважать права других детей.
Чтобы донести до каждого участника образовательного процесса их права и обязанности мы подготовили информационный буклет «Права и обязанности детей» и каждому классу раздали по буклету для ознакомления и усвоения (см. Приложение 1).
Библиографический список
1. Богуславский М.В., Корнетов Г.Б. Антология гуманной педагогики. – М.: 1999. 90 с
2. Конвенция о правах ребенка. – М.: КНОРУС, 2010. – 32 с.
3. Конституция Российской Федерации. – Москва: Проспект, 2012. – 32 с.
4. Семейный кодекс Российской Федерации. – Москва: Эксмо, 2015. – 96 с.
Приложение 1.
Информационный буклет «Права и обязанности ребенка»
Приложение 2.
Результаты опроса
Класс | Имеют представления о своих правах и обязанностях | Не имеют представления о своих правах и обязанностях |
5 класс (7 чел.) | 32% | 68% |
6 класс (8 чел.) | 35% | 65% |
7 класс (5 чел.) | 48% | 52% |
8 класс (6 чел.) | 72% | 28% |
[1] М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. Антология гуманной педагогики. Монтессори [Текст]. – М.: 1999. – 90 с.
[2] Конвенция о правах ребенка. – М.: КНОРУС, 2010. – 32 с.
[3] Конвенция о правах ребенка. – М.: КНОРУС, 2010. – 32 с.
4 Конституция Российской Федерации. –Москва: Проспект, 2012. – 32 с.
5 Семейный кодекс Российской Федерации. – Москва: Эксмо, 2015. – 96 с.
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Кто чем богат, тот тем и делится!
Весенние чудеса
Волшебные звуки ноктюрна
Зимний лес в вашем доме