Данная тема создания учебной игры «Фонетический вагончик» актуальна в современном мире. Во-первых, процесс усвоения учащимися новых знаний происходит активнее и результативнее через использование игр на уроках. Во-вторых, никого не нужно заставлять играть: игры любят все дети. В-третьих, развивающая игра на уроках способствует не только освоению новых знаний и применению их на практике, но и активному общению детей между собой, учит быть внимательными, добрыми, терпеливыми, повышает ответственность друг за друга, сплачивает детский коллектив.
Вложение | Размер |
---|---|
foneticheskiy_vagonchik.doc | 70.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Рогачевская средняя общеобразовательная школа.
ПРОЕКТ
«Фонетический вагончик».
Выполнила: ученица 5 класса
Власова Варвара
Руководитель проекта:
Педагог
Гольцова Юлия Алексеевна
Рогачево 2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение…………...………………………………………………… ……… …стр.4
2.Основная часть………………………………………….………………………..стр.6
2.1 Игры на уроках русского языка……………………….………………………стр.6
2.2.Ученые, предложившие использование игровой технологии в учебном процессе……………………………………………………………………………..стр.6
2.3 Разновидности учебной игры………………………………………………….стр.7
2.4. Примеры учебных игр на уроках русского языка…………………………...стр.8
3.Практическая часть………………………………………………………………стр.9
3.1. Правила фонетики русского языка……………………………………………стр.10
3.2. Описание учебной игры «Фонетический вагончик»………………………..стр.11
3.3. Правила учебной игры. Описание процесса игры…………………………..стр.12
4.Заключение ………………………………………………………………………стр.12
5.Литература ………………………………………………………………………..стр.14
«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук – то подарок».
Н.В.Гоголь
В процессе работы над проектом я изучила материал по фонетическому составу русского языка; прочитала учебники, в которых изложены основные правила фонетики; проанализировала связь фонетических законов и возможность создать на их основе игру для младших школьников; самостоятельно продумала правила игры в фонетический поезд; фишки; выполнила творческую работу – создала своими руками учебную игру «Фонетический вагончик».
Цель:
Создать учебную игру «Фонетический вагончик» и опробовать её в действии.
Задачи:
1. Изучить правила фонетики русского языка.
2. Придумать образы-звуки для фонетической игры.
3. Составить правила фонетической игры.
4. Выполнить макет учебной игры «Фонетический вагончик».
5. Поиграть с классом в учебную игру «Фонетический вагончик».
6. Проанализировать успешность освоения учащимися материала по Фонетике.
7. Составить отчет о результатах внедрения учебной игры в изучение учащимися темы «Фонетика»
Актуальность
Данная тема создания учебной игры «Фонетический вагончик» актуальна в современном мире. Во-первых, процесс усвоения учащимися новых знаний происходит активнее и результативнее через использование игр на уроках. Во-вторых, никого не нужно заставлять играть: игры любят все дети. В-третьих, развивающая игра на уроках способствует не только освоению новых знаний и применению их на практике, но и активному общению детей между собой, учит быть внимательными, добрыми, терпеливыми, повышает ответственность друг за друга, сплачивает детский коллектив.
Методы
Теоретический метод (изучение информации, связанной с темой проекта).
Эмпирический метод (анализ литературы по данной теме, использование нужной информации в проекте).
Практический метод (создание продукта)
Статистический анализ (учет данных для создания продукта).
Предмет исследования
Фонетический строй русского языка, правила фонетического разбора слов.
Продукт
Идея создания учебной игры «Фонетический вагончик»;
Отчет о результатах внедрения игры на уроках русского языка;
Презентация с анализом проведенной работы по изучению материала о создании учебной игры «Фонетический вагончик», правилах игры и работе с учебной игрой на уроках русского языка;
Творческая работа – макет игры «Фонетический вагончик» (с карточками, фишками, правилами игры), сделанный своими руками.
2. Основная часть
2.1. Игры на уроках русского языка
Русский язык является одним из сложных предметов в школе. Поэтому нужно вызвать у учащихся интерес к этому предмету, сделать его как можно более радостным и увлекательным.
Одним из наиболее простых средств является игра. Игры могут вызвать интерес к учению. При включении детей в игру интерес к учебе резко возрастает.
В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что игры по русскому языку помогают запоминать орфографические правила.
Занятия русским языком не всегда вызывают у нас, учащихся, интерес. Некоторые и вовсе считают его скучным предметом. А нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, и поняла, что это можно сделать с помощью игры и игровых приемов.
2.2. Ученые, предложившие использование игровой технологии в учебном процессе
«Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление .
В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, в зарубежной - 3.Фрейд, Ж.Пиаже и другие. В их трудах, исследована и обоснована роль игры в развитии личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности.
2.3. Разновидности учебной игры
Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, учиться находить и принимать решения; развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях; учиться состязательности, неординарности проведения, умению адаптироваться в изменяющихся условиях, заданных игрой; учиться умению общаться, установлению контактов; получать удовольствие от общения с партнёрами, учиться создавать особую эмоциональную среду, привлекательную для учащихся.
Выделяют следующие виды учебных игр.
Игры – упражнения. Проводятся как на уроке, так и во внеурочной учебной работе.
Они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, объяснение пословиц и поговорок, загадки.
Игры – путешествия. Их можно проводить как на уроке, так и в процессе внеклассных занятий. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх-путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях.
Сюжетная (ролевая) игра отличается от игр – упражнений и игр- путешествий тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определённые роли.
Игра – соревнование может включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или отдельные элементы. Для проведения этого вида игр учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идёт соревнование. Существенной особенностью игры – соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами. Игра – соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом её основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр.
2.4. Примеры учебных игр на уроках русского языка
На уроках русского языка можно применять:
1) фонетические игры;
2) словообразовательные игры;
3) лексико-фразеологические игры;
4) грамматические игры;
5) орфографические игры.
Как правило, игры используют при изучении основных разделов школьного курса русского языка.
Например, можно использовать игру «Микрофон». Учитель просит учеников представить, будто они работают с микрофоном (микрофоном может послужить карандаш или ручка). Можно предложить ученикам, передавая микрофон друг другу, высказать свое мнение о том, что они ожидают узнать нового на этом уроке, можно также попросить вспомнить об уже изученном материале, исходя из темы. Таким же образом можно провести этап итога урока, поставив ученикам вопрос: достигнута ли цель урока? Узнали ли они что-то новое? Обогатили свои знания, словарный запас и т.д.? Понравился урок? Чем?
На этапе формирования умений и навыков можно использовать игру под названием «Займи позицию». Например, при изучении темы «Группы прилагательных по значению» каждый ученик вытягивает листок с написанным на нем прилагательным. На доске - в разных местах - листы с надписями: «качественные», «относительные», «притяжательные». Каждый ученик должен подойти к соответствующему листу, назвать свои прилагательные и обосновать свой выбор.
Для закрепления орфографических навыков можно использовать игру под названием «Орфографическая эстафета». Класс необходимо разделить на команды. Учитель пишет на доске слово с орфограммами (например, директор). Каждый член команды должен написать слово с орфограммами, которое начиналось буквой, на которую закончилось предыдущее. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием.
При изучении темы «Однокоренные слова» можно использовать игру «Лестница». Учащимся предлагают заполнить пропуски в словах с каким-либо общим корнем:
….лис….
….лис….
….лис….
….лис….
….ход….
….ход….
….ход….
А чтобы закрепить знания можно поиграть в «Отгадай загадку»:
Короткий хвост и длинные ноги.
Ночью и днем - в тревоге
Мира и покоя не знаю
Всех боюсь и убегаю. (Заяц).
3. Практическая часть
3.1. Правила фонетики русского языка
Мой проект нацелен на помощь в освоении фонетики русского языка, поэтому для начала нужно обратиться к теоретической части.
Фонетика - раздел науки о языке, изучающий звуки речи
Количество гласных в слове = количество слогов.
Гласных звуков: 6 [а о у и ы э]
Гласных букв : 10 а о у и ы э + е ё ю я (йотированные)
е ё ю я(йотированные) обозначают 1 звук после согласных;
обозначают 2 звука : 1)в начале слова2)после гласных3)после ъ ь.
Все глухие согласные звуки позволяет запомнить следующая фраза: ФОКА, ХОЧЕШЬ ПОЕСТЬ ЩЕЦ?
Все звонкие согласные звуки позволяет запомнить другая фраза: ОЙ, МЫ ЖЕ НЕ ЗАБЫВАЛИ О ДРУГЕ!
стн = сн: грустный рдц = рц: сердце здн = зн: звёздный лнц = нц: солнце
ЧН = ШН: скучно, конечно, скворечник, яичница, пустячный ЧТ = ШТ: что, чтобы, что-либо, кое-что
СЧ, ЖЧ, СЩ, ЗЩ, ЗЧ = Щ: расческа, перебежчик, расщедриться, без щетки
СШ, ЗШ = Ш: бесшумный, без шарфика
ТС (я), ТЬС(я), ДС, ТЦ = Ц: учится, учиться, уродство, братцы ГК = ХК: лёгкий
Фонетическая транскрипция – звуковая запись
3.2. Описание создания макета учебной игры «Фонетический вагончик»
На уроке русского языка мы изучаем составляющие лингвистики: фонетику, морфемику, морфологию, синтаксис… Возникает образ некоего железнодорожного локомотива, который мы будем называть ЛИНГВИСТИКА, он везет вагончики: РАЗДЕЛЫ ЛИНГВИСТИКИ. Изучение любого языка начинается с фонетики, поэтому первый вагон так и назовем ФОНЕТИЧЕСКИЙ ВАГОНЧИК. Используя предложенный нами образ, можно войти внутрь и представить, кто же будет пассажиром тут, в каких цветах вагон будет оформлен.
С первого класса любой школьник знает, что гласные условно обозначаются красным цветом, а согласные - синим. Таким образом, окрасим наш вагончик с одной стороны прохода в красный цвет, а с другой в синий. С другой стороны, если обратиться к характеристикам гласных звуков, они бывают УДАРНЫМИ и БЕЗУДАРНЫМИ, а некоторые даже способны давать два звука(выделим им особые двойные места). Исходя из этого над некоторыми красными сиденьями можно прикрепить полки, чтобы пассажиры-звуки как бы ударялись о них(так мы обозначим места для ударных гласных). Согласные мы делим на твердые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные. Поэтому в синем секторе нашего вагона будут мягкие и твердые сиденья, сиденья с наушниками для глухих «пассажиров» и со звоночком – для звонких. Не забудем о сонорных – выделим им места в середине салона и окрасим в зеленые цвета. Кроме того, некоторые мягкие и твердые сиденья будут установлены отдельно для таких «пассажиров» как Ч Щ Ц Ш. Полученную модель фонетического вагончика можно использовать на уроках, добавив игровой момент в освоение материала.
3.3. Правила учебной игры «Фонетический вагончик». Описание процесса игры «Фонетический вагончик»
Представим, что учащийся берет на себя роль кондуктора, который должен рассадить пассажиров согласно «купленным билетам». Например, пассажиром будет компания друзей, называющая себя «ТРАМВАЙ». Эта компания состоит из 7 пассажиров-звуков, найдем место каждому из них. Пассажир Т займет жесткое сиденье с наушниками в синем секторе вагона, пассажир Р – жесткое зеленое сиденье со звоночком, А отправим в красный сектор без полки, М – жесткое зеленое сиденье со звоночком, В – жесткое синее сиденье со звоночком, А – красный сектор под полкой, Й посадим на одиночное зеленое мягкое сиденье.
Или же перед «кондуктором» стоит другая задача: найти места «пассажирам» из слова ЁЛКА. Тут «кондуктор» должен помнить, что гласные Е Ё Ю Я, стоящие в самом начале слова, дают два звука ЙО, а значит в нашем «вагончике» они займут двойное кресло в красном секторе, поэтому всего нужно будет 5 мест. Л посадим на зеленое твердое кресло, К на синее твердое, А – в красный сектор без полки.
4.Заключение.
В целом, использование развивающих игр на уроках русского языка является не только продуктивным занятием, но и очень увлекательным для учащихся процессом. В процесс игры вовлекаются абсолютно все ученики класса, у каждого появляется возможность проявить свои способности, понять то, что было непонятно в процессе изучения текста учебника и фонетического разбора в тетради. Также игра позволяет ребятам активно общаться, помогать друг другу, воспитывает взаимовыручку, терпение, ответственность, чувство солидарности и желание познания. Необычный формат подачи учебного материала позволяет проявить интерес к учебному материалу. Я думаю, что моим макетом учебной игры «Фонетический вагончик» можно пользоваться в процессе получения знаний учащимися не только на уроках русского языка, но и в домашних условиях.
5.Литература
1. МБ.Попов «Современная фонетика русского языка», учебник для высших учебных заведений РФ, Санкт-Петербургский государственный университет, 2014г.;
2. Р.И. Аванесов «Фонетика современного русского литературного языка» Издательство московского университета, 1956г.;
3. С.В.Князев, С.К.Пожарицкая, «Современный русский литературный язык» (фонетика, орфоэпия, графика и орфография), Московский государственный университет имени В.М.Ломоносова, филологический факультет, М, Академический проект, 2011г.;
4. Учебник «Русский язык» 5 класс, под ред. Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранов, Издательство «Просвещение», 2023г.
5. Статьи в Интернете:
1.Первое сентября https://urok.1sept.ru/articles/677408
3.Инфоурок https://infourok.ru/metodicheskaya-stranichka-igrovie-tehnologii-obucheniya-966995.html
https://infourok.ru/pamyatka-po-fonetike-dlya-klassa-3287699.html
Смекалка против Змея-Горыныча
Сказочные цветы за 15 минут
Весёлые польки для детей
Груз обид
Яблоко