Проблема успеваемости школьников неоднократно поднимается специалистами, изучающими ее с позиций разных наук. В настоящее время существует ряд причин, вызывающих трудности в усвоении школьной программы определенной частью учащихся.
Вложение | Размер |
---|---|
npk_shibanova_m.p.doc | 335.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Мотмосская средняя школа городского округа г. Выкса Нижегородской области
Влияние ведущего канала восприятия (модальности)
на успеваемость школьников
Гуманитарное отделение
Секция психологическая
Работу выполнил:
ученик 6 «а» класса
Шмидт Даниил Александрович
Научный руководитель:
учитель-логопед МБОУ
Мотмосской средней школы
Шибанова Марина Павловна
Выкса, 2023г.
Содержание
Аннотация_______________________________________________________3
Введение________________________________________________________4-5
Глава 1. Модальности: каналы приема и переработки информации
1.1 Роль ведущего канала восприятия в обеспечении учебного успеха____6-8
1.2 Особенности модальности у учащихся школьного возраста__________8-9
1.3 Результаты наблюдения за учащимися___________________________9-10
Глава 2. Материалы и методы исследований__________________________11
Глава 3. Результаты экспериментальной работы и их обсуждение
3.1 Определение доминирующей модальности______________________12-15
3.2 Взаимосвязь использования ведущего каналов приема и переработки информации учащимися и их результативности обучения____________15-18
Выводы________________________________________________________19
Цитированная литература_________________________________________20
Приложения___________________________________________________21-28
Аннотация
Проблема успеваемости школьников неоднократно поднимается специалистами, изучающими ее с позиций разных наук. В настоящее время существует ряд причин, вызывающих трудности в усвоении школьной программы определенной частью учащихся.
Цель работы: выявление взаимосвязи между ведущим каналом восприятия учащегося и уровнем его успеваемости.
Задачи.
1. Изучить теоретический материал по данной проблеме. 2. Выявить ведущий канал восприятия у учащихся 6-х классов. 3. Сопоставить результаты диагностики ведущего канала восприятия с уровнем успеваемости учащихся.
Были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; наблюдение; психодиагностика, метод экспертных оценок, статистическая обработка данных исследования.
Результаты исследований говорят о том, что в учебной работе, во внеурочное время индивидуально нужно подходить к каждому учащемуся.
Практические результаты позволяют нам утверждать, что качественные результаты обучения могут быть достигнуты при опоре на индивидуальные особенности обучающихся.
Разумеется, любой человек в своей жизни использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.
Каждая модальность обладает характерными особенностями, знания которых может помочь учащимся в учебе, а учителям в работе с целью повышения качества знаний.
Введение
Проблема успеваемости школьников существует давно. Одни ученики легко справляются с заданиями разного уровня сложности, другие же прикладывают множество усилий для того, чтобы выучить ту или иную информацию, предложенную учителем. Приходится часто слышать «Он может учиться, но ленится». Так ли это? Что мешает нашим ученикам хорошо учиться и усваивать школьную программу на достаточно высоком уровне? Может наши знания зависят от того как нам преподносят информацию и мы её воспринимаем и перерабатываем? Человек извлекает информацию из окружающей среды через несколько каналов восприятия. Известны пять основных способов, с помощью которых люди воспринимают мир. Мы можем видеть, слышать, чувствовать, нюхать и пробовать на вкус. В нашем головном мозге информация трансформируется в некоторое представление или модель. Эти индивидуальные модели называются модальностями восприятия и переработки информации. Модальность, которая и используется чаще, чем другие, называется ведущей модальностью или доминирующим каналом восприятия информации. Это не значит, что он не может пользоваться другими каналами восприятия. Но в этом случае ему потребуется приложить дополнительные усилия, которые замедляют процесс усвоения учебной информации. Зависит ли наша успеваемость от доминирующего канала восприятия информации? Этот вопрос заинтересовал меня.
Актуальность темы связана с необходимостью изучения успеваемости учащихся с учетом их индивидуального стиля учебной деятельности. Особое внимание представляет анализ ведущего канала восприятия, переработки и хранения информации как ресурса учебного успеха ученика.
Объект исследования: учащиеся 6 классов МБОУ Мотмосской средней школы
Предмет исследования: ведущий канал восприятия (модальности) и его влияние на успеваемость школьников
Целью исследования является выявление у учащихся ведущего канала восприятия и установление взаимосвязи между ведущим каналом восприятия и уровнем успеваемости.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи.
Гипотеза исследования
Существует взаимосвязь между ведущим каналом восприятия и переработки информации с одной стороны и уровнем успеваемости с другой.
Место проведения работы: МБОУ Мотмосская средняя школа
Срок выполнения: октябрь 2023г – февраль 2024г
Личное участие автора в получении результатов исследования: изучение теоретического материала по теме исследования; участие в диагностике ведущего канала восприятия у учащихся 6 классов; участие в сопоставлении результатов диагностики ведущего канала восприятия с уровнем успеваемости учащихся, в подведении итогов.
Глава 1. Модальности: каналы приема и переработки информации
1.1 Роль ведущего канала восприятия в обеспечении учебного успеха
Процесс обучения для ребенка представляет собой восприятие и усвоение предложенной информации. Я стал задумываться, почему одни дети схватывают эту информацию «на лету», другие же не могут усвоить даже после многократных повторений. Заинтересовавшись этой проблемой, я стал читать специальную литературу и узнал, что каждый ребенок отличается индивидуальными особенностями восприятия, следовательно, строить образовательный процесс необходимо с учетом этих особенностей. Человек извлекает информацию из окружающей среды через несколько каналов восприятия, через несколько модальностей. Модальность – это предпочитаемый канал приёма информации, предпочитаемый способ переработки и выдачи информации: глазами – визуальный канал приема информации (визуальная модальность), ушами – аудиальный канал (аудиальная модальность), через ощущения и прикосновение к объекту, несущему интересующую нас информацию, – кинестетический канал (кинестетическая модальность).
Психологи Бетти Лу Ливер, Н. И. Шевандрин выделяют еще и полимодальность, где преобладают обобщенные представления, мыслительные процессы [1].
Одними из первых, кто заговорил о взаимосвязи типа восприятия и успешности обучения, были основоположники нейролингвистического программирования Р.Бэндлер и Д.Гриндер (1985). Каждый индивид, по их мнению, обладая всеми тремя модальностями восприятия, на самом деле использует с максимальной нагрузкой лишь одну - ведущую. Эта модальность, которую индивид использует чаще других, называется основной модальностью, или ведущим каналом восприятия. Это не значит, что он не может пользоваться другими каналами восприятия. Но в этом случае ему потребуется приложить дополнительные усилия, которые замедляют процесс усвоения учебной информации. В процессе обучения это может привести к пробелам в знаниях и умениях, что еще раз подчеркивает важность и значимость соответствия модальности восприятия при обучении
различным школьным дисциплинам [3].
Почему важно знать, к какой категории относится каждый ребенок? Это позволяет сделать образовательный процесс не только более эффективным, но и более интересным, увлекательным как для ребенка, так и для педагога или родителя. К примеру, педагог может объяснять материал, используя для этого все каналы восприятия: слух, зрение, осязание. В этом случае больше шансов, что ребенок надолго усвоит необходимую информацию.
Кроме того, представители разных групп восприятия отличаются и некоторыми чертами поведения, уровнем дисциплины, внимательности.
Если родители и учитель знают, к какой категории относится их ученик, им легче строить с ним отношения. Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы "говорим на разном языке", как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и т. д.
В книге Хромова Н.И. «Методы обучения детей с различными типами обучаемости» рассматриваются причины того, почему хорошо развитый ребенок испытывает трудности в обучении. Приведены методики, позволяющие определить генетически обусловленные особенности ребенка, его ведущую модальность восприятия (визуал, аудиал, кинестет), психологический тип. Результаты обследования позволят учителю осознать и скорректировать возможные проблемы ребенка в учебном процессе. Приводятся рекомендации по ведению занятий с детьми с различными стилями обучаемости (т.е. типами восприятия, переработки и применения знаний), что позволяет обеспечить каждому ребенку полноценное качественное образование в соответствии с его индивидуальными запросами и возможностями, а также наилучшим образом формировать учебные группы.
Как можно распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации? Если ребенок учится в начальной школе или в средних классах, выводы делаются в основном по наблюдениям. Если это подросток или взрослый, то ему можно предложить еще и специальный опросник (самодиагностика).
1.2 Особенности модальности у учащихся школьного возраста
1.Словарь общения.
Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д.).
Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.).
Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр.).
2.Направление взгляда.
У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх, у аудиалов - по средней линии, у кинестетиков - вниз.
3.Особенности внимания.
Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно; аудиал легко отвлекается на звуки; визуалу шум практически не мешает.
4.Особенности запоминания.
Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. Аудиал - то, что обсуждал; запоминает слушая. Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.
Например, если посмотреть, кто как записывает домашнее задание. Допустим, оно написано на классной доске.
При выполнении ребенком домашнего задания рекомендуется: визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе работы может чертить, штриховать, рисовать и т.д.; аудиалу не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами; кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно, давать возможность моторной разрядки (сходить в другую комнату, встать и попрыгать...).
Итак, из всего выше изложенного можно сделать вывод, что каждая модальность обладает характерными особенностями, знания которых может помочь учащимся в учебе, а учителям в работе с целью повышения качества знаний.
1.3 Результаты наблюдения за учащимися
А) Во время урока:
Выраженный визуал — ученик, обращающий большое внимание на вид своей тетради, свой внешний вид; его раздражает беспорядок на столе, на доске и т. д.
Выраженный аудиал — часто произносит вслух то, что хочет понять. Прислушивается к себе, ведет как бы монолог с собой. Часто исключает зрение: смотрит в окно, чертит абстрактные узоры, но при этом слышит все, что вы говорите. Он лучше расскажет, чем напишет.
Выраженный кинестетик — чаще всего очень подвижный, легко отвлекающийся, мгновенно реагирующий на прикосновение, легко проявляет эмоции, часто неаккуратен «потому что — какая разница...». Однако, зачастую может проявлять высокую способность к интуитивным способам решения учебных задач. Эти дети создают для учителя обычно много проблем, однако, из кинестетиков, если они осваивают и другие способы общения с миром, получаются яркие творческие личности.
Б) Во время перемены
О чем говорят эти наблюдения? Не стоит заставлять всех детей водить на перемене хороводы или слушать тихую музыку. Каждый ребенок инстинктивно выбирает подходящий ему способ восстановления сил.
Так же индивидуально нужно подходить к каждому из них и в учебной работе.
Разумеется, любой человек в своей жизни использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.
Глава 2. Материалы и методы исследований
Экспериментальная работа проводилась с учащимися 6-х классов в МБОУ Мотмосской средней школе с октября по декабрь 2023 года. В эксперименте были задействованы 32 учащихся : 17 чел. - 6 «А», 15 чел. - 6«Б»
Для определения доминирующей модальности были взяты две методики:
1.Методика С.Ефремцевой «Диагностика доминирующей перцептивной модальности». Стимульный материал представляет собой 48 вопросов, на которые учащиеся отвечают «да», «нет» (приложение 1). Все результаты испытуемых обработаны в соответствии с ключом. Подсчитано общее количество баллов по всему опроснику. Наибольшее количество баллов определяет ведущий канал восприятия, переработки и хранения информации.
2.Тест Б.А. Левиса, Ф. Пукелика « Определение репрезентативной системы (ведущий канал восприятия, переработки и хранения информации)»
Каждое утверждение пяти блоков теста испытуемые оценивают баллом от 1 до 3. Наибольшее количество баллов определяет ведущий канал восприятия, переработки и хранения информации..
Глава 3. Результаты экспериментальной работы и их обсуждение
3.1 Определение доминирующей модальности
Таблица 1
Показатели модальностей у учащихся 6 «А» класса
Ф.И. Уч-ся | Аудиальная модальность | Визуальная модальность | Кинестетическая модальность | Вывод |
Ганин Александр | 8 | 6 | 7 | А |
Головатюк Алина | 11 | 8 | 9 | А |
Губогло Егор | 9 | 7 | 11 | К |
Елистратова Анастасия | 7 | 9 | 6 | В |
Ефимова Анастасия | 10 | 7 | 9 | А |
Ефремов Савелий | 8 | 6 | 13 | К |
Желобков Егор | 9 | 7 | 8 | А |
Клычкова Варвара | 11 | 9 | 8 | А |
Кузнецов Кирилл | 5 | 7 | 4 | В |
Кузнецов Матвей | 9 | 8 | 6 | А |
Маслов Илья | 10 | 8 | 11 | А |
Саратовцев Кирилл | 12 | 7 | 10 | А |
Сидоренко Ангелина | 11 | 7 | 8 | А |
Скородумов Никита | 10 | 8 | 6 | А |
Устимова Ирина | 7 | 11 | 9 | В |
Шаронов Никита | 9 | 10 | 7 | В |
Шмидт Даниил | 10 | 13 | 7 | В |
А - аудиальная модальность
В - визуальная модальность
К - кинестетическая модальность
Показатели модальностей у учащихся 6 «Б» класса
Таблица 2
Ф.И.О учащихся | Аудиальная модальность | Визуальная модальность | Кинестетическая модальность | Вывод |
Андриянов Александр | 13 | 7 | 9 | А |
Варламов Михаил | 11 | 6 | 8 | А |
Елецких Андрей | 9 | 7 | 11 | К |
Исаев Артем | 7 | 11 | 10 | В |
Кутьина Ангелина | 6 | 5 | 9 | К |
Левин Дмитрий | 7 | 4 | 10 | К |
Лондарева Маргарита | 9 | 8 | 8 | А |
Лукьянчук Тимофей | 7 | 9 | 9 | К |
Мирошин Александр | 11 | 6 | 13 | К |
Порхачева София | 12 | 7 | 14 | К |
Сахаров Дмитрий | 12 | 5 | 11 | А |
Семина Маргарита | 9 | 6 | 10 | К |
Тимшин Арсений | 7 | 6 | 9 | К |
Фокина Елизавета | 11 | 8 | 12 | К |
Шишин Егор | 7 | 9 | 6 | В |
Из представленных таблиц видно, что у учащихся в целом задействованы все модальности, и разница между ведущей модальностью и остальными – небольшая – в 1-2, реже 3 балла, за исключением некоторых учащихся.
Обобщая полученные данные, мы подсчитали, что из учащихся 6А класса 25% - визуалы, 58% - аудиалы и 17% - кинестетики. Ведущая модальность – аудиальная
Из учащихся 6 «Б» класса:
24% Визуалы; 16% - аудиалы; 60% - кинестетики
Ведущая модальность – кинестетическая
Используя метод экспертных оценок ( в качестве экспертов выступали учителя предметники и классные руководители), мы составили краткую характеристику 6 А, 6 Б классов.
1.В 6 А классе 17 человек. Класс отличается хорошей работоспособностью, активностью, но во время уроков часто получают замечания из-за ненужных разговоров, многие думают вслух, переговариваются с соседом по парте. Очень хорошо работают группами, любят вступать в дискуссии, отвечать хором на вопросы. На переменах стоит шум, гам, из-за которого некоторые учащиеся-визуалы не могут отдохнуть.
Характеристика подтверждает, что ведущий вид восприятия в этом классе – аудиальный.
2.В 6 Б классе 15 человек. Класс является проблемным как по поведению, так и по прилежанию. Многие уч-ся на уроках не могут сосредоточить свое внимание, разговаривают или рисуют, не могут сидеть на месте. На переменах бегают по школе, выходят на улицу, часто опаздывают на уроки.
Характеристика подтверждает, что ведущая модальность – кинестетическая.
3.2 Взаимосвязь использования ведущего каналов приема и переработки информации учащимися и их результативности обучения
Для того чтобы выявить взаимосвязь между ведущим каналом восприятия и уровнем успеваемости мы сопоставили модальность ученика и его успеваемость за первую четверть.
Нами был подсчитан средний бал успеваемости за первую четверть по каждому учащемуся 6 «А», 6 «Б» классов. Средний балл мы сопоставили с ведущей модальностью.
Таблица 4
Уровень успеваемости учащихся 6 А класса за первую четверть в сопоставлении с ведущей модальностью
Ф.И.О | Модальность | Успеваемость Средний балл |
Ганин Александр | А | 4,6 |
Головатюк Алина | А | 4,3 |
Губогло Егор | К | 3,1 |
Елистратова Анастасия | В | 4,2 |
Ефимова Анастасия | А | 4,7 |
Ефремов Савелий | К | 3,6 |
Желобков Егор | А | 3,8 |
Клычкова Варвара | А | 4,3 |
Кузнецов Кирилл | В | 4,2 |
Кузнецов Матвей | А | 4,9 |
Маслов Илья | А | 4,6 |
Саратовцев Кирилл | А | 3,6 |
Сидоренко Ангелина | А | 4,2 |
Скородумов Никита | А | 4,6 |
Устимова Ирина | В | 4,6 |
Шаронов Никита | В | 4,3 |
Шмидт Даниил | В | 4,7 |
Обобщая полученные данные, мы сопоставили ведущую модальность и средний балл за первую четверть по каждому учащемуся. У аудиалов
средний бал колеблется от 4,3 до 4,6, у визуалов – от 4,7 до 5,0, у кинестетиков от 2,8 до 4,2.
Полученные результаты представлены в следующей диаграмме:
Аудиалы- 4,3-4,6 Визуалы-4,7-5,0 Кинестетики-2,8-4,2
Уровень успеваемости учащихся 6 Б класса за первую четверть в сопоставлении с ведущей модальностью
Таблица 5
Ф.И.О | Модальность | Успеваемость Средний балл |
Андриянов Александр | А | 3,5 |
Варламов Михаил | А | 3,6 |
Елецких Андрей | К | 3,2 |
Исаев Артем | В | 5,0 |
Кутьина Ангелина | К | 3,6 |
Левин Дмитрий | К | 3,3 |
Лондарева Маргарита | А | 4,3 |
Лукьянчук Тимофей | К | 3,2 |
Мирошин Александр | К | 3,1 |
Порхачева София | К | 3,2 |
Сахаров Дмитрий | А | 3,6 |
Семина Маргарита | К | 3,1 |
Тимшин Арсений | К | 3,2 |
Фокина Елизавета | К | 3,6 |
Шишин Егор | В | 4,4 |
Обобщенные данные по 6 Б классу представлены в диаграмме:
Полученные результаты исследования дают основание утверждать, что учащиеся, которые учатся на 4 и 5 – в основном визуалы и аудиалы, на 3-4 – аудиалы, на 2-3 – кинестетики.
Таким образом, выдвигаемая в начале исследования гипотеза, которая состояла в том, что учебный успех учащихся класса и использование ими одного из каналов приема и переработки информации имеет определенную зависимость ПОДТВЕРДИЛАСЬ.
Практические результаты позволяют нам утверждать, что качественные результаты обучения могут быть достигнуты при опоре на индивидуальные особенности обучающихся.
Выводы
Результаты настоящего исследования показали, что в процессе интеллектуальной деятельности у каждого ребенка задействованы все три системы: визуальная, аудиальная и кинестетическая, но в различной степени, причем эта степень обусловлена индивидуальными особенностями испытуемого.
Результаты эксперимента, проведенного с учащимися 6-х классов МБОУ Мотмосской средней школы подтвердили выдвигаемую в начале исследования гипотезу, которая состояла в том, что учебный успех учащихся класса и использование ими одного из каналов приема и переработки информации имеет определенную зависимость.
В ходе эксперимента была выявлена взаимосвязь между модальностью и успеваемостью школьников, а именно: аудиальная модальность характерна для ударников и учащихся, которые учатся на «3» и «4». Визуальная модальность характерна для хорошистов и отличников. Троечники и неуспевающие по тем или иным предметам, как правило, кинестетики.
Учителям необходимо учитывать модальность каждого учащегося по восприятию и переработке информации, «транслировать» информацию по различным сенсорным каналам, используя индивидуальный подход и различные методы обучения: и словесные, и наглядные, и практические.
Когда информация совпадает с ведущей модальностью, ученики справляются и хорошо запоминают определенную часть урока. Когда же учитель переключается с ведущей модальности на другую, ученик вынужден «транслировать» информацию на другой канал.
В связи с выше сказанным, мы отобрали советы психологов учителям и школьникам с целью эффективного использования и развития каналов восприятия для повышения результативности обучения(см. Приложение 3)
Цитированная литература
Приложения
Приложение 1
«Диагностика доминирующей перцептивной модальности»
Методика С.Ефремцевой Стимульный материал представляет собой 48 вопросов, на которые учащиеся отвечают «да», «нет»
1. Люблю наблюдать за облаками и звездами.
2. Часто напеваю себе потихоньку.
3. Не признаю моду, которая неудобна.
4.0божаю ходить в сауну.
5. В автомашине - для меня важен цвет.
6. Узнаю по шагам, кто вошел в комнату.
7. Меня развлекает подражание диалектам.
8. Много времени посвящаю своему внешнему виду.
9. Люблю принимать массаж.
10. Когда есть свободное время, люблю рассматривать людей.
11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением.
12. Видя костюм в витрине, знаю, что мне будет в нем хорошо.
13. Когда слышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое.
14. Часто читаю во время еды.
15. Очень часто разговариваю по телефону.
16. Склонен к полноте.
17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому.
18. После неудачного дня мой организм в напряжении.
19. Охотно и много фотографирую.
20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые.
21. Легко отдаю деньги за цветы, потому что они украшают жизнь.
22. Вечером люблю принять горячую ванну.
23. Стараюсь записывать свои личные дела.
24. Часто разговариваю сам с собой.
25. После длительной езды на машине долго прихожу в себя.
26. Тембр голоса многое говорит мне о человеке.
27. Очень часто оцениваю людей по манере одеваться.
28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться.
29. Слишком твердая или слишком мягкая постель - это для меня мука.
30. Мне нелегко найти удобные туфли.
31. Очень люблю ходить в кино.
32. Узнаю когда-либо виденные лица даже через годы.
33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонту.
34. Умею слушать собеседника.
35. Люблю танцевать, а в свободное время заниматься спортом или гимнастикой.
36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть.
37. У меня неплохая стереоаппаратура.
38. Когда слышу музыку, отбиваю такт нотой.
39. На отдыхе не люблю осматривать памятники архитектуры.
40. Не выношу беспорядка.
41. Не люблю синтетических тканей.
42. Считаю, что атмосфера в комнате зависит от освещения.
43. Часто хожу на концерты.
44. Пожатие руки много говорит мне о данной личности.
45. Охотно посещаю галереи и выставки.
46. Серьезная дискуссия - это захватывающее дело.
47. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами.
48. В шуме не могу сосредоточиться.
Теперь подсчитайте, в какой из следующих строк больше совпадений с вашим числовым рядом:
Тип А 1 5 8 10 12 14 19 21 23 27 31 32 39 40 42 45
Тип В 3 4 9 11 16 18 22 25 28 29 30 35 38 41 44 47
Тип С 2 6 7 13 15 17 20 24 26 33 34 36 37 43 46 48
Это ваш главный тип восприятия.
Тип А (видеть). Часто употребляются слова и фразы, которые связаны со зрением, с образами и воображением. Например: "не видел этого", "это, конечно, проясняет все дело", "заметил прекрасную особенность". Рисунки, образные описания, фотографии значат для типа А больше, чем слова. Принадлежащие к этому типу люди моментально схватывают то, что можно увидеть: цвета, формы, линии, гармонию и беспорядок.
Тип В (ощущать, осязать). Тут чаще в ходу другие слова и определения, например: "не могу этого понять", "атмосфера в квартире невыносимая", "ее слова глубоко меня тронули", "подарок был для меня чем-то похожим на теплый дождь". Чувства и впечатления людей этого типа касаются, главным образом, того, что относится к прикосновению, интуиции, догадке. В разговоре их интересуют внутренние переживания.
Тип С (слышать). "Не понимаю что мне говоришь", "это известие для меня...", "не выношу таких громких мелодий" - вот характерные высказывания для людей этого типа; огромное значение для них имеет все, что акустично: звуки, слова, музыка, шумовые эффекты.
Приложение 2
Определение репрезентативной системы (ведущий канал восприятия, переработки и хранения информации)
Тест Б.А. Левиса, Ф. Пукелика
Инструкция. Оцени каждое утверждение пяти блоков теста баллом от 1 до 3.
№ блока | Вопросы | Балл |
1 | Когда ты принимаешь важные решения, то основываешься на: а) своих эмоциях и чувствах; б) решениях подобных проблем другими; в) собственном варианте решения, который кажется наилучшим. | |
2 | Когда ты обсуждаешь что-либо с другими людьми, что на тебя больше всего действует? а) интонация речи, голос собеседника; б) те картины, перспективы, которые описывает собеседник; в) искренние чувства собеседника. | |
3 | С какими людьми тебе легче общаться? В них тебе нравится: а) манера одеваться; б)эмоциональность и чувства, которые ты разделяешь; в) интонация, темп речи, тональность голоса. | |
4 | Что легче тебе сделать? а) найти идеальную громкость звучания плеера; б) выбрать наиболее удобную мебель; в) подобрать для одежды, интерьера богатые цветовые комбинации. | |
5 | Что больше всего влияет на твое настроение, самочувствие? а) я очень чувствителен к окружающим меня звукам, шумам, интонациям голосов людей; б) я очень чувствителен к тому, насколько удобна моя одежда, приятно ли мне в ней находиться, двигаться и т.д.; в) на меня производит сильное впечатление освещение и общий вид обстановки, помещения. |
Обработка результатов.
Аудиальная модальность: 1Б, 2А, 3В, 4А, 5В.
Визуальная модальность: 1В, 2Б, 3А, 4В, 5В
Кинестетическая модальность: 1А, 2В, 3Б, 4Б, 5Б.
Наибольшее количество баллов определяет ведущий канал восприятия, переработки и хранения информации.
Приложение 3
Советы педагогам
Учителю необходимо помнить
Работая с учеником - визуалом, нужно использовать слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение с высокой скоростью смены деятельности. Выделять цветом различные пункты или аспекты содержания. Записывать действия, использовать схемы, таблицы, диаграммы, наглядные пособия. Такие учащиеся предпочитают сами читать текст учебника, чем слушать устное объяснение учителя.
Ученик-визуал помнит только то, что реально видел на занятии, а внимание своё он обращает либо на яркие наглядные пособия, либо на громкий голос. Поэтому важные моменты в учебном материале необходимо проговаривать несколько громче.
Визуал слушает, пока смотрит, затем переводит глаза вверх. В этот момент происходит трансляция и построение внутреннего образа. Обязательно нужно дать ему на это время. И продолжить объяснение, когда он снова посмотрит на педагога.
Визуал понимает и помнит только то, по поводу чего у него есть чёткие представления, яркие картинки. Неприятный крик может сбить картинку, смазать её. В результате - быстрое забывание, пробел в знаниях. Для визуалов необходимо хорошее освещение рабочего места, в сумерках и при плохом освещении у них снижается работоспособность.
Работая с учеником-аудиалом, необходимо использовать вариации голоса (громкость, высота, паузы). Ученик-аудиал помнит то, что обсуждалось в классе, интересные, богатые интонациями рассказы. Чтобы материал закрепился, он должен проговаривать его, повторять вслух. Аудиалам нужна тишина, незначительный шум в классе мешает им усваивать информацию. Они - самые отвлекаемые дети на занятиях, так как реагируют на любой звук. Но в этом есть и свои плюсы - педагогу легко привлечь к себе внимание, постучав ручкой по столу, переставив с мягким стуком стул или начав говорить шёпотом.
Работая с учеником-кинестетиком, необходимо использовать жесты и прикосновения, помнить, что кинестетики обучаются в основном посредством мышечной памяти. Хорошо запоминают они то, что реально делали своими руками. Кинестетики лучше воспринимают информацию во время практической деятельности (выполнение иллюстраций, лепка, сбор гербария, лабораторная работа и т.д.). Чтобы запомнить новую информацию им надо её в буквальном смысле пощупать, пережить эмоционально, как бы пропустив через себя. Внимание кинестетика педагог может привлечь прикосновением или движением по комнате. С ним желательно говорить тише, мягче, глубоким низким голосом и прикасаясь, либо находясь очень близко. Кинестетикам необходим комфорт. Тесная обувь или низкая температура в классе негативно влияют на протекание у них познавательных процессов.
Нельзя заставлять:
Можно требовать:
Замечания ученикам необходимо делать на их языке:
В процессе обучения учитель должен обладать гибким стилем деятельности, включающим множество поведенческих реакций, воздействующих на визуальную, аудиальную и кинестетическую сенсорные системы. Воздействуя на разные сенсорные системы, меняя тон голоса и модальность употребляемых слов, выражение лица, жесты, вызывая определенные эмоции и переживания, можно добиться взаимопонимания и личностного контакта с каждым учащимся. Сиротюк А. Л. в своей статье советует учителям во время урока использовать многосерсорное (использование несколько каналов) представление информации «…многосенсорное представление информации на уроке позволяет учащимся не только получать ее, используя свой ведущий канал восприятия, но и развивает другие сенсорные каналы, что открывает новые возможности для усвоения материала» .[4]
Советы ученикам школы
Визуалам и аудиалам следует развивать физическую координацию, поощрять всяческую двигательную активность. Для развития моторики отлично подойдет всевозможное рукоделие и занятия поделками из разных по фактуре материалов, а также домашние дела по хозяйству, все, что нужно делать своими руками.
Для развития зрительного канала восприятия хороши будут различные наглядные учебные материалы – рисунки, таблицы, чертежи, хорошо иллюстрированная дополнительная литература, обучающие компьютерные программы и тому подобное. Хорошо изучать готовые материалы (проговаривая вслух их содержание) и составлять собственные, те же таблицы и схемы. Побольше работать с цветом: выделять, например, цветным маркером ключевые моменты текста. Такая работа, кстати, помогает еще и научиться анализировать и структурировать учебный материал, что способствует развитию логического мышления. Полезны также всяческие игры на развитие внимания.
Развитию слухового канала помогает чтение вслух и подробное обсуждение прочитанного, всевозможные дискуссии на учебные темы. Хорошим подспорьем будет использование аудиоматериалов, например, при изучении произведений художественной литературы или при изучении иностранного языка.
Таким образом, чем больше развивающей работы, тем больше каналов постепенно открывается и тем эффективнее идет процесс обучения.
Сочные помидорки
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Можно от Солнца уйти...
Солдатская шинель
Проказы старухи-зимы