Быть может, уже много тысяч лет назад, глядя на ночное небо, человек мечтал о полете к звездам. Шли века, человек приобретал все большую власть над природой, но мечта о полете к звездам оставалась все такой же несбыточной, как тысячи лет назад. В 1911 году Циолковский произнес свои вещие слова: «Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, с начала робко проникнуть за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все около земное пространство».
2 апреля 1961 года на земную орбиту вывели первый в мире космический корабль-спутник с человеком на борту. С тех пор этот день в России отмечают как День космонавтики, а в мире — Международный день полета человека в космос.
В апреле 2023 года исполняется 62 года со дня первого полёта человека в космос! Мы можем с удовлетворением и гордостью говорить сегодня: Прибайкалье очень даже причастно к этой героической странице советской и российской истории.
Почему я решил взять тему космоса? Потому что современные школьники практически не знают своих земляков героев, которыми мы можем гордиться. Мне захотелось узнать о наших космонавтах Иркутской области и рассказать о них учащимся, чтобы они знали и гордились своими земляками героями – космоса.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 58.79 КБ |
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УСТЬ-ИЛИМСКА
МБОУ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1"
ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ:
РОДИНА КОСМОНАВТОВ И КОНСТРУКТОРОВ
Автор: Сусло Кирилл, учащийся 9 класса МБОУ«СОШ№1»
Руководитель: Ленская Нина Борисовна, учитель истории МБОУ «СОШ № 1»
г. Усть-Илимск
2023 г.
Оглавление
Быть может, уже много тысяч лет назад, глядя на ночное небо, человек мечтал о полете к звездам. Шли века, человек приобретал все большую власть над природой, но мечта о полете к звездам оставалась все такой же несбыточной, как тысячи лет назад. В 1911 году Циолковский произнес свои вещие слова: «Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, с начала робко проникнуть за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все около земное пространство».
2 апреля 1961 года на земную орбиту вывели первый в мире космический корабль-спутник с человеком на борту. С тех пор этот день в России отмечают как День космонавтики, а в мире — Международный день полета человека в космос.
В апреле 2023 года исполняется 62 года со дня первого полёта человека в космос! Мы можем с удовлетворением и гордостью говорить сегодня: Прибайкалье очень даже причастно к этой героической странице советской и российской истории.
Почему я решил взять тему космоса? Потому что современные школьники практически не знают своих земляков героев, которыми мы можем гордиться. Мне захотелось узнать о наших космонавтах Иркутской области и рассказать о них учащимся, чтобы они знали и гордились своими земляками героями – космоса.
Цель: узнать сведения о земляках космонавтах, познакомиться с биографией и рассказать своим сверстникам о них.
Задачи:
Гипотеза: собрав и изучив материал, представленный в данной работе, появляется возможность не только расширить свой кругозор, но и использовать полученные знания на уроках и во внеурочное время.
Методы исследования: изучение документов, литературы по теме.
Литературы по данной теме недостаточно, в ходе работы прочитал книгу "Первые. Лучшие. Единственные." Издательский проект "Иркутская область. Книга рекордов"
Янгель Михаил Кузьмич – советский конструктор ракетно-космических комплексов. Доктор технических наук (1960). Академик АН Украинской ССР (1961), Академик АН СССР (1966). Дважды Герой Социалистического труда (1959, 1961).
М. К. Янгель родился 25 октября (7 ноября) 1911 года в деревне Зырянова Иркутской губернии (ныне — Нижнеилимский район Иркутской области, деревня затоплена водами Усть-Илимского водохранилища) в многодетной крестьянской семье Кузьмы Лаврентьевича и Ангелины Петровны Янгелей (12 детей).
Дед Михаила Кузьмича по отцовской линии Лаврентий был выслан из Черниговской губернии за бунтарство на каторгу, а затем на вечное поселение. С женой и детьми он в 1880-х годах поселился в с. Зырянова, где впоследствии родился будущий конструктор.
В 1926 году, окончив 6-й класс, переехал в Москву к брату Константину. Учась в 7 классе, подрабатывал в типографии — разносил по городу стопки печатной продукции.
Окончив ФЗУ, работал помощником мастера текстильной фабрики им. Красной армии и флота (город Красноармейск Московской области, 1929—1931). Одновременно учился на рабфаке. В 1931 году вступил в ВКП(б).
В 1931 году поступил в Московский авиационный институт (МАИ), который окончил с отличием по специальности «Самолётостроение» в 1937 году. Во время учёбы был секретарём комитета комсомола МАИ. Позже с отличием окончил Академию авиационной промышленности СССР (1950).
Конструктор, ведущий инженер, помощник главного конструктора, зам. директора, директор завода-филиала в КБ Н. Н. Поликарпова (1935—1944) на авиазаводах № 39, № 84, № 156, № 1 и № 51. Зам. главного инженера завода № 155 в ОКБ А. И. Микояна (1944). Ведущий инженер в КБ В. М. Мясищева (1945). Участвовал в разработке самолётов И-153, ТИС, работе акционерного общества «Amtorg Trading Corporation» в США. Организовал доводку истребителей И-180, И-185, модификацию самолёта По-2. В Министерстве авиационной промышленности СССР (1946—1948) координировал работы по развитию самолётостроения. Начальник отдела, зам. главного конструктора С. П. Королёва; директор, главный инженер НИИ-88, 1950—1954). Главный конструктор ОКБ-586 (КБ «Южное»), Днепропетровск (1954—1971).
Участвовал в испытании Р-16, случайно выжил в неделинской катастрофе 1960 года, отойдя в курилку.
Основоположник нового направления в ракетной технике, основанного на использовании высококипящих компонентов топлива и автономной системы управления, что существенно повысило боеготовность ракет стратегического назначения. Участвовал в разработке проектов ракет Р-5 и Р-7, руководил разработкой проектов ракет Р-11 и Р-12, организовал исследования в области аэродинамики, баллистики, материаловедения и других проблем ракетной отрасли (1950—1954). Возглавлял создание ракетных комплексов Р-12, Р-14, Р-16, Р-36, космических ракет-носителей «Космос», «Космос-2», «Циклон-2», «Циклон-3», ракетного блока лунного корабля комплекса Н1-ЛЗ, космических аппаратов «Космос», «Интеркосмос», «Метеор», «Целина» (1954—1971).
М. К. Янгель умер в Москве от пятого инфаркта.
Шаракшанэ Або Сергеевич
Шаракшанэ Або Сергеевич – генерал-майор Советской Армии, лауреат Государственной премии СССР в области науки и техники, доктор технических наук, профессор, академик международной Академии информатизации и Российской Академии проблем качества. Заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации. Известный научному миру учёный в области радиотехники, разработчик и испытатель ракетно-космической техники и один из руководителей противоракетной обороны. Награжден семью орденами и 25-ю медалями. Ветеран подразделений особого риска. Отдал службе в Советской Армии 45 лет. В составе ВВС СССР активно участвовал в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны.
Родился А.С. Шаракшанэ 20 декабря 1921 года в селе Аларь Аларского района Иркутской области. После окончания средней школы Або поступил в Иркутское авиационно-техническое училище, окончил его и был направлен в Киевский особый военный округ. Участвовал в боевых действиях на Сталинградском, Калининском, 3-м Белорусском, 1-м и 2-м Прибалтийском фронтах. При обороне Сталинграда был награждён медалью «За отвагу». В 1944 году в полк пришла одна разнарядка на поступление в военную академию. И Або Сергеевич пожелал в ней учиться. После окончания Военно-воздушной инженерной академии имени А.Ф. Можайского проходил службу на научно-исследовательских ракетных полигонах Капустин Яр и Балхаш-45 Центрального научно-исследовательского института Министерства обороны СССР. Вёл активную научную работу. Автор более 250 научных работ и публикаций, в том числе 7 монографий, научные результаты и рекомендации которых были положены в основу разработки программ и учебных курсов по специальным дисциплинам.
В послевоенные годы с особой отчётливостью и ясностью определился ряд проблемных и сложных задач, которые надо было решить в кратчайшие сроки. Это, прежде всего, необходимость создания баллистических ракет, способных доставить ядерное оружие в заданную точку земного шара. Задачу удалось с успехом решить. В создании систем ракетно-космической обороны ярко проявился талант учёного и испытателя генерала А.С. Шаракшанэ. До сих пор вооружение, созданное и испытанное при его непосредственном участии, несёт постоянное боевое дежурство, обеспечивая безопасность государства.
Его связывали тесные научные контакты с академиками АН СССР А.А. Расплетиным и А.Л. Минцем, членами-корреспондентами Г.В. Кисунько и Н.П. Бусленко. Его ученики и сегодня продолжают успешно трудиться на благо обороноспособности Родины. Бескомпромиссный, требовательный к себе и подчинённым, настоящий патриот, образец государственного руководителя, яркий представитель своей эпохи, пример для подражания. Таким останется генерал А.С. Шаракшанэ в памяти тех, кто продолжает и сегодня его дело.
Долгие годы имя генерала А.С. Шаракшанэ вслух, как говорится, не произносилось. И только после публикации статьи генерал-полковника Н.И. Вотинцева «Неизвестные войска исчезнувшей империи» окончательно расставила всё на свои места. В статье рассказывалось о становлении ПРО (противоракетной обороны) и ПКО (противокосмической обороны). В статье неоднократно с особой теплотой упоминалось имя генерал-майора Шаракшанэ. Долгое время эта тема была совершенно секретной. Завеса умолчания окружала и имя Або Сергеевича…
Родился в Иркутске, где его мать Евгения Израилевна Волынова (1910-1991 гг.) в это время училась в медицинском институте. Детство и юность провел в городе Прокопьевске в Кемеровской области. Где жила семья матери и куда она с сыном уже будучи врачом-педиатром санитарной части шанты Конговая-1. В послевоенные годы жил в Кишиневе в семье старшей сестры матери-военного врача Ревенко Израилевны Волыновой (в замужестве - Судит, 1903-1968 гг.), майора медицинской службы кавалера ордена Красной Звезды (1944г.), до призыва 1941 году также жившей в Прокопьевске, а после демобилизации работавшей Кишинёве главным врачом родительского дома. Здесь он впервые летал на самолётах санитарной авиации, когда сопровождал свою тетю в вылетах в отдаленные сельские районы Молдавии за роженицами. Со школьных лет был одержим мечтой стать летчикам. В 1952 году окончил среднюю школу. В 1953 году — военную авиационную школу, а затем, в 1956 году — Сталинградское военное авиационное училище лётчиков под Новосибирском. После окончания училища служил в авиационных частях Московского округа ПВО (летчик, старший летчик) летал на самолете МиГ-17.
В марте 1960 года зачислен в отряд космонавтов (1960 Группа ВВС). С 1970 года командир отряда слушателей-космонавтов. В мае 1990 уволен в запас по возрасту и отчислен из отряда космонавтов. Таким образом, установил абсолютный мировой рекорд -30 лет службы в отряде космонавтов. Он и его жена Тамара Федоровна живут в звездном городке (были соседями по площадке с вдовой Ю. А. Гагарина - Валентиной Ивановой).
Он считается первым евреем (по галахическому определению) побывавшем в космосе. По документам он русский, и чего-то еврейского в его детстве, по его словам, было "мало, если оно вообще было". Однако еврейское происхождение его матери, наличие еврейских родственников, вместе с разгоревшимся в конце 1960-х-в начале 1970-х годов арабо-израильскими войнами сильно мешало его участию в полетах, что отражено в посмертно опубликованных дневниках генерал-полковника Н. П. Каманина.
Полещук Александр Фёдорович – лётчик-космонавт РФ, 75-й космонавт России и 289-й космонавт мира, космонавт НПО «Энергия», капитан запаса. Родился 30 октября 1953 года в городе Черемхове Иркутской области. В 1961 – 1969 годах учился в черемховской восьмилетней школе № 19. В 1969 году поступил в очно-заочную физико-математическую школу в г. Новосибирске. В 1971 году окончил 10 классов средней школы № 4 города Черемхово. В 1977 году окончил Московский авиационный институт (МАИ) имени Серго Орджоникидзе по специальности инженер-механик. В 1979 году окончил вечерний факультет университета марксизма-ленинизма в Москве.С 26 мая 1977 года работал в научно-производственном объединении «Энергия» – инженером старшим инженером. С 1989 года и до зачисления в отряд космонавтов работал начальником сектора 292-го отдела. Занимался организацией испытаний инструментов и отработкой внекорабельной деятельности космонавтов по техническому обслуживанию и ремонту орбитальных станций. Лично принимал участие в испытаниях, отработал более 700 часов под водой в гидробассейне. Разрабатывал и совершенствовал инструменты и приспособления для работы космонавтов в открытом космическом пространстве.
С апреля 1982 года начал проходить стационарное медицинское обследование в Институте медико-биологических проблем в рамках очередного набора в отряд космонавтов НПО «Энергия. 3 декабря 1982 года получил допуск к специальным тренировкам. Решением Государственной межведомственной комиссии 25 января 1989 года был отобран кандидатом в отряд космонавтов НПО «Энергия». Через месяц того же года был назначен на должность кандидата в космонавты-испытатели 291-го отдела НПО «Энергия». С сентября 1989 по январь 1991 года проходил общекосмическую подготовку в ЦПК имени Ю.А. Гагарина. 1 февраля нашему земляку решением Межведомственной квалификационной комиссии была присвоена квалификация космонавта-испытателя. В 1991 – 1992 годах проходил подготовку к полётам на космических кораблях «Союз-ТМ» и ОК «Мир» в составе группы. С 24 января по 22 июля 1993 года в качестве бортинженера ТК «Союз ТМ-16» стартовал вместе с космонавтом Геннадием Манаковым. Позывной – «Вулкан-2». Во время полёта совершил два выхода в открытый космос общей продолжительностью 9 часов 58 минут. Продолжительность полёта составила 179 суток 00 часов 43 минуты 46 секунд. За заслуги перед Родиной, за мужество и героизм, проявленные при осуществлении длительного полёта в космос, Полещуку Александру Фёдоровичу Указом президента РФ от 23 июля 1993 года было присвоено звание Героя Российской Федерации. В этот же день ему было присвоено звание «Летчик-космонавт Российской Федерации. Он – космонавт-испытатель 3-го класса, награждён медалью «За заслуги в освоении космоса». В мае 1998 года нашему земляку был присвоен титул Офицера Национального Ордена «За заслуги» (Франция).
В связи с частными переводами отца по местам службы, семья неоднократно меняла место жительства. Из Иркутска она переехала в поселок Нюрба Нюрбинского района Якутской АССР (где учился в средней школе № 2) , а оттуда в Алма-Ату.
В 1986 году окончил 10 классов в Алма-Ате. В 1990 году окончил Качинское высшее военное авиационное училище летчиков имени А.Ф.Мясникова по специальности «командная тактическая истребительная авиация », получил диплом летчика-инженера. В феврале 2012 года защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук по теме «Государственное регулирование российского рынка ценных бумаг в условиях финансовой глобализации».
Служил в Бессовецком авиационном полку под Петрозаводском.
Российский летчик-космонавт. Герой Российской Федерации. Военный летчик первого класса. Инструктор парашютно-десантной подготовки. Водолаз. Полковник запаса. Общая продолжительность космического полета составила 159 суток 07 часов 16 минут
Дмитрий Кондратьев родился 25 мая 1969 года в городе Иркутск. Вскоре семье переехала в Алма-Ату, где в 1986 году парень окончил среднюю школу № 22. Затем четыре года обучался в Качинском высшем военном авиационном училище летчиков имени Александра Мясникова по специальности «Командная тактическая истребительная авиация», получив диплом «летчика-инженера». Позднее получил диплом Московского государственного университета экономики, статистики и информатики по специальности «Информационные системы». Также является выпускником Военно-воздушной академии имени Юрия Гагарина.
В 1990 году по окончании Качинского училища направлен в распоряжение Командующего Военно-Воздушных Сил Приволжско-Уральского военного округа. С декабря 1990 по октябрь 1991 года прошел подготовку в 160-м истребительном авиационном полку 1080-го Учебного авиационного центра имени Валерия Чкалова. С июня 1993 года и до зачисления в отряд космонавтов служил летчиком 159-го гвардейского истребительного авиационного полка 239-й истребительной авиационной дивизии 76-й воздушной армии ВВС.
Решением Государственной межведомственной комиссии 28 июля 1997 года Дмитрий Кондратьев рекомендован к зачислению в отряд космонавтов научно-исследовательского института Центра Подготовки Космонавтов, а 26 декабря 1997 года приказом министра обороны России зачислен кандидатом в космонавты-испытатели. С января 1998 по ноябрь 1999 года проходил курс общекосмической подготовки. После сдачи экзаменов 1 декабря 1999 года решением Межведомственной комиссии получил квалификацию «космонавт-испытатель».
С января 2000 года проходил подготовку по программе полетов на Международную космическую станцию в составе группы космонавтов. Получил назначение в дублирующий экипаж 5-й экспедиции на МКС в качестве пилота-бортинженера МКС и командира транспортного корабля «Союз-ТМ». В марте 2001 года прошел полный курс подготовки к полету. В конце 2003 года назначен в дублирующий экипаж 13-й экспедиции на МКС в качестве пилота/бортинженера МКС. В начале 2004 года переведен в основной экипаж 13-й экспедиции, вместе с Павлом Виноградовым и Дэниелом Тани. Однако в связи с тем, что возобновление полетов американских шаттлов в очередной раз отложено, осенью 2005 года выведен из экипажа и оставлен в резерве.
В мае 2006 года Кондратьев направлен в командировку в Космический центр имени Линдона Джонсона в качестве представителя Научно исследовательского испытательного цента подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина. Приказом министра обороны России 16 декабря 2006 года назначен командиром группы космонавтов отряда НИИ ЦПК.
На заседании Межведомственной комиссии по отбору космонавтов и их назначению в составы пилотируемых кораблей и станций 26 апреля 2010 года Дмитрий Юрьевич аттестован в качестве космонавта отряда Центра Подготовки Космонавтов.
Свой первый космический полет Дмитрий Кондратьев совершил с 15 декабря 2010 по 24 мая 2011 года в качестве командира космического корабля «Союз ТМА-20» и бортинженера 26-27-й основных экспедиций на МКС. Стартовал вместе с Кэтрин Коулман и Паоло Несполи. Продолжительность полета составила 159 суток 7 часов 16 минут. Во время полета совершил два выхода в открытый космос, общей продолжительностью 10 часов 12 минут. Во время полета Кондратьев вел свой блог на сайте Федерального космического агентства, а также являлся корреспондентом детской передачи «Пора в космос!» телеканала «Карусель».
Указом Президента Российской Федерации № 270 от 3 марта 2012 года за мужество и героизм, проявленные при осуществлении длительного космического полета на Международной космической станции, космонавту испытателю отряда космонавтов ФГБУ «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина» Кондратьеву Дмитрию Юрьевичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия - медали «Золотая Звезда».
В феврале 2012 года защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук по теме «Государственное регулирование российского рынка ценных бумаг в условиях финансовой глобализации».
В конце июля 2012 года Дмитрий Кондратьев уволился из вооруженных сил и ЦПК и устроился на работу в коммерческой структуре, покинув отряд космонавтов.
Герой Российской Федерации и Летчик-космонавт Российской Федерации (3 марта 2012 года) - за мужество и героизм, проявленные при осуществлении длительного космического полета на Международной космической станции.
Анатолий Алексеевич Иванишин родился 15 января 1969 года в Иркутске в семье Алексея Анатольевича и Нины Николаевны Иванишиных. Учился в средней школе № 11 в Иркутске. Во время учёбы в школе занимался в секции парашютного спорта ДОСААФ и конструировал авиамодели. В 1986 году, после окончания школы, подал документы для поступления в Черниговское высшее военное авиационное училище лётчиков (ВВАУЛ), но не был принят, не прошёл медкомиссию по зрению. Анатолий вернувшись в Иркутск каждый день стал делать специальные упражнения для глаз, чтобы восстановить зрение и снова попробовать поступить в училище. В том же году поступил в Иркутский политехнический институт. Обучаясь в институте был членом кружка дельтапланеристов. После окончания 1 курса института, поступил со второй попытки в Черниговское высшее военное авиационное училище лётчиков (ВВАУЛ), которое окончил с золотой медалью в 1991 году.
С 1991 года проходил службу в строевой части Военно-воздушных сил в Борисоглебске Воронежской области. Летал на истребителе МиГ-29. С 1992 года служил в должности старшего лётчика-истребителя 159 авиаполка в Бесовце (Петрозаводск, Республика Карелия). Летал на истребителе Су-27. Освоил самолёт Л-39. Общий налёт к моменту зачисления в отряд космонавтов составлял 507 часов. Выполнил 550 прыжков с парашютом.
Имел квалификацию военного лётчика 3-го класса и офицера-водолаза. Инструктор парашютно-десантной подготовки. Приказом министра обороны РФ в сентябре 2012 года уволен из Вооружённых сил в запас. Полковник ВВС запаса.
За всю историю космонавтики четыре уроженца Иркутской области побывали за пределами Земли: это Борис Волынов, Дмитрий Кондратьев, Александр Полещук и Анатолий Иванишин. Следующим в этом списке, по всей вероятности, станет Сергей Микаев: наш земляк уже прошел двухгодовую общекосмическую подготовку и получил квалификацию «космонавт-испытатель». Я родился в Иркутске в августе 1986 года, а уже в ноябре родители увезли меня в поселок Мама, куда моего отца Николая Петровича отправили по распределению. Он у меня по профессии геологоразведчик, а мама, Надежда Николаевна, технолог швейного производства, работала в ателье военного пошива ИВАИУ.
Размеренное течение жизни нарушило несчастье: сестра Надежды Николаевны погибла в автокатастрофе. Когда это случилось, Микаевы перебрались в Иркутск (жили в микрорайоне Юбилейный), но здесь все напоминало о случившемся, поэтому в 1996 году уехали в Краснодар. Там Сергей окончил девять классов средней общеобразовательной школы и поступил в Ейскую спецшколу-интернат с первоначальной летной подготовкой.
— Сейчас этой школы, к сожалению, уже нет. Я там проучился два года и получил первый опыт полетов и прыжков с парашютом. В десятом классе мы изучали самолет и авиационные дисциплины. На каникулах вместо отдыха у нас была летная практика в Краснодаре — там недалеко есть аэродром, на котором мы летали на «Як-52».
— Мечта стать космонавтом у вас появилась еще в детстве?
— А кто в детстве не хотел стать космонавтом? (смеется). Было известно, что в космонавтику можно прийти из авиации, — в первом отряде все были из летного состава. Я тогда не знал, как организована подготовка космонавтов, не у кого было спросить. Но подумал: почему бы сначала не попробовать себя как летчика? А дальше уж как пойдет!
К окончанию школы Сергей Микаев уже имел опыт полетов на легкомоторном самолете и подал документы в Военный инженерно-космический университет имени Можайского (знаменитую академию имени Можайского). Помешала пресловутая бюрократия: документы, собираемые по всем прошлым местам жительства, готовились и шли так долго, что поступление уже закончилось.
— Встал выбор: ждать еще год и поступать снова либо выбрать другое место. И я решил, что не буду терять год и поступил в Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков. Родители меня поддержали. Они никогда не навязывали мне своего мнения. «Ты решил? — Да, я решил. — Точно? — Точно. — Давай, значит, пусть так и будет». И после этого все завертелось и закрутилось! На пять лет, на весь период обучения, мысли о космонавтике, которые когда-то витали у мальчишки в голове, ушли на второй план. Надо было заканчивать училище, надо было формировать себя как летчика, а не как мечтателя. И моя цель в то время была связана с авиацией.
Первые три года в Краснодаре курсантам давали теорию и общую подготовку. И только на третьем курсе они начали летать. Во время распределения по видам авиации Сергея Микаева посоветовали во фронтовую бомбардировочную и отправили в город Борисоглебск Воронежской области. Там он познакомился с работой военного летчика на практике. В 2008 году Сергей с отличием закончил Краснодарское высшее военное авиационное летное училище и попал в Приморье, в штурмовую авиацию на самолет «Су-25».
— Служба моя началась в селе Галенки под Уссурийском. Когда я приехал туда, то увидел, что в одном селе стоят две части: одна авиационная, а другая космическая. Увидел большую антенну (я тогда еще не знал, что это наземный измерительный пункт), смотрю на эту технику и думаю: судьба, что ли? Здесь же все связано с космосом!
Но с приходом нового министра обороны Анатолия Сердюкова началась военная реформа, полк объединили с другими и перебазировали в село Черниговка. Там Сергей Николаевич прослужил десять лет, пройдя путь от летчика до командира авиационного звена.
— Вы летали только на «Су-25»?
— Ну, если вспомнить все типы самолетов, на которых я летал начиная со школы, — это «Як-52», «Л-39» и все модификации «Су-25» («Су-25», «Су-25СМ», «Су-25БМ», «Су-25УБ»). Но больше всего — на «Су-25», конечно.
— И как вы поступили в отряд космонавтов?
— Ну, как… Я отслеживал наборы в отряд. В 2007 году еще учился; набор в отряд космонавтов 2010 года я пропустил, — было совсем не до этого. Наш полк переформировали, и я думал о том, куда мне ехать, куда везти семью. В 2012-м объявили первый открытый набор в космонавты — и провели его очень быстро, буквально в трехмесячный срок, отобрали восемь человек. После этого я съездил в Центр подготовки космонавтов (ЦПК), взял у них телефон и регулярно звонил. Мне отвечали — ожидайте набор в 2016 году. Его переносили, переносили… Объявили только в 2017-м, я сразу же собрал пакет документов и отправил. В ЦПК прибыл в начале ноября, и мое поступление началось…
Среди прочего нужно было сдавать физкультуру. Ноябрь в том году был бесснежный, но сырой. Утром подмораживало, и вода под ногами превращалась в лед. Весь стадион был словно каток. Нам предлагалось на выбор сдавать либо лыжи (5 километров за 20 минут), либо бег. Передвигаться на лыжах по льду сложно, мы выбрали километр бегом. Решили, что лучше три минуты пробежать, чем двадцать минут на лыжах по льду. Нам даже подсыпали где-то песка, чтобы было не слишком скользко и опасно.
В результате в 2018 году из 420 претендентов в отряд были отобраны восемь, включая Сергея Микаева.
В Иркутске следили за вашим прохождением двухлетней общекосмической подготовки по пресс-релизам Роскосмоса, по публикациям в журнале «Русский космос». Как вам помог опыт военного летчика? Как помог спорт?
— Во время учебы в школе я увлекался футболом, бегал с мячом довольно активно. Правда, особых достижений не было, можно сказать, это было занятие для души. А вот спортивной акробатикой занимался серьезно и достиг звания кандидата в мастера спорта. Это и легло в основу моей физической подготовки, потому что акробатика — это тренировка и вестибулярного аппарата, и всего мышечного каркаса. А если говорить о военной подготовке, то прежде всего помогла дисциплина. Как и все люди, я часто стоял перед выбором — либо пойти отдохнуть, либо позаниматься. Приходилось переступать через «не хочу» и готовиться, заниматься. Причем не только спортивной подготовкой (а мы сдавали восемь нормативов), но и теорией. Есть методичка для подготовки кандидатов в космонавты, где расписано, какой объем знаний нужно иметь претенденту на поступление. Там и математика, и физика, и история, и другие направления. Я взял эту методичку и всю потихоньку проштудировал, подготовился по всем пунктам.
Ну, и желание, конечно. Моя детская мечта превратилась в цель всей жизни, которая стала главной мотивацией. Пока что сделан только маленький шажочек — по большому счету-то, я нахожусь только в начале пути…
— Тем не менее вы завершили двухлетний курс общекосмической подготовки и получили квалификацию космонавта-испытателя. Что было для вас самым сложным?
— Режим. Самое сложное — это режим. Дисциплины идут одна за другой, причем разные: от науки до тренировок. Бывало, что мы сдавали по 2–3 экзамена в неделю. Это эмоционально сложно. Не знаю, слышали вы или нет, но в ЦПК есть положение о прохождении общекосмической подготовки, в котором прямо написано, что не допускается получение оценок ниже «четверки».
Оценки здесь не общепринятые, а дробные. На экзамене или зачете присутствуют 10–15 человек, каждый задает вопросы и ставит свою оценку — четыре с половиной, пять, три с половиной… Потом вычисляется средняя величина, и у тебя получается, например, 4,26! И если ты получил больше двух оценок ниже «четверки», то ставится вопрос о целесообразности твоего дальнейшего обучения, потому что ты не справляешься с программой.
Времени на отдых на самом деле нет: приходишь после занятий, садишься и до полуночи продолжаешь заниматься. И в субботу, и в воскресенье, круглый год одно и то же. Единственное, что разбавляет эти занятия, — физические тренировки. Полеты в невесомости, на самолете, прыжки с парашютом — такой отдых для мозга.
— В процессе этой подготовки вы знакомились с системой корабля «Союз» и МКС или уже с устройством корабля «Орел»?
— На данном этапе мы изучали прежде всего корабль «Союз». Немного касались МКС — в основном ее системы жизнедеятельности, особенности конструкции и компоновки. А вот «Орел»… На уровне Роскосмоса собирали отряд, и главный конструктор Игорь Игоревич Хамиц рассказывал о ходе работ по новому перспективному транспортному кораблю. Пока только в качестве ознакомления.
Космонавты получили дипломы космонавтов-испытателей после двух лет подготовки. Сергей Микаев крайний слева. Ноябрь 2020
В ожидании полета
— Готовы ли вы к тому, что придется ждать 6–8 лет, пока вас не включат в состав дублирующего, а потом и основного экипажа?
— Конечно, потому что история знает случаи, когда и дольше находились в отряде. Тот же Валерий Владимирович Поляков 17 лет ждал своего старта. Сейчас мы закончили общую космическую подготовку. Следующий этап — это подготовка в группах, специализация и совершенствование, на это уйдет еще около двух лет. После этого уже могут назначить в дублирующий экипаж.
— Известно, что вы прошли водолазную подготовку и в прошлом году получили квалификацию водолаза. Как это связано с профессией космонавта?
— На самом деле такая подготовка была всегда, просто не афишировалась. Это же необходимая квалификация для космонавта. У нас в ЦПК есть гидролаборатория, в которой создается так называемая гидроневесомость и отрабатываются выходы в открытый космос в скафандрах под водой. Чтобы допустить космонавта к работе в гидролаборатории, ему необходимо иметь квалификацию водолаза. Поэтому на этапе общекосмической подготовки идет получение квалификации.
— Из того, чем должен заниматься космонавт в полете, что вас привлекает больше всего: научные эксперименты, управление кораблем и станцией, внекорабельная деятельность или что-то другое?
— Это сложный вопрос. Ведь, проходя ОКП, мы полноценно не сталкивались ни с одним из этих направлений на практике. Мы изучали теорию и немного касались практики, на тренажере выполняли динамические операции. Но тренажер не может полностью имитировать весь процесс, он отражает динамику, которая будет показана на приборах. Здесь все, как на самолете, — пока сам не попробовал, многое упускаешь. Старт, стыковка, расстыковка и посадка — это только маленькая часть всего полета. Тебе же надо не только стартовать, но и спуститься!.. Конкретных же экспериментов на борту мы не касались, только изучали общие направления, потому что они меняются, у каждой экспедиции свой набор исследований. Есть, конечно, и длительные эксперименты, которые выполняются в каждом полете. Про них мы пока слушали только обзорные лекции, не углублялись.
— Как вы считаете — есть ли у вас шансы полететь к Луне?
— Разговоры о Луне идут вовсю, Луна впереди, но как эта программа будет реализовываться, мы пока не знаем.
— В официальной справке Роскосмоса сказано, что вы женаты, у вас двое детей. Расскажите, что сочтете уместным, о своей семье.
— Мы живем в Звездном городке. Старшему сыну одиннадцать, он учится в пятом классе, второй только собирается в школу на следующий год.
— Ваша супруга работает где-то в Звездном городке?
— Нет, Инна пока не работает, потому что было не до этого. Мы долго разбирались с переездом, это затянулось, потому что у меня была очень интенсивная подготовка. Жена больше занималась детьми, бытом, нашим обустройством. Но, конечно, ее выход на работу в планах есть.
— И напоследок — что для вас Иркутск?
— Иркутск я хорошо помню. Пока мы жили в области, каждый год сюда приезжали, останавливались у тети, в Юбилейном. У меня сохранились об этом городе теплые воспоминания, кроме того, я несколько месяцев учился здесь в пятом классе. Помню, что мы постоянно ездили в гости, в Рабочее предместье, как-то раз попали на Масленицу. В парке разбили две снежные крепости и устраивали детские бои на снежках. Таким в детстве мне и запомнился Иркутск (Из интервью с Сергеем Язевым).
Космонавтика нужна науке - она грандиозный и могучий инструмент изучения вселенной, Земли, самого человека. С каждым днем все более расширяется сфера прикладного использования космонавтики. Служба погоды, навигация, спасение людей и спасение лесов, всемирное телевидение, всеобъемлющая связь, сверхчистые лекарства и полупроводники с орбиты, самая передовая технология - это уже и сегодняшний день, и очень близкий завтрашний день космонавтики. А впереди - электростанции в космосе, удаление вредных производств с поверхности планеты, заводы на околоземной орбите и Луне. Много изменений произошло в нашей стране. Распался Советский Союз, образовалось Содружество Независимых Государств. В одночасье оказалась неопределенной и судьба советской космонавтики. Но надо верить в торжество здравого смысла. Наши достижения в космосе не будут преданы забвению и получат дальнейшее развитие в новых идеях. Космонавтика жизненно необходима всему человечеству!
Иркутск, пожалуй, единственный город в России, который дал миру трёх космонавтов и плюс ещё одного, родившегося в городе Черемхово Иркутской области. Смею надеяться, что где-нибудь в прибайкальском селе или городе, в посёлке или деревне сегодня очередной молодой иркутянин упорно занимается спортом, штудирует учебники и готовится поступать в лётное училище, чтобы впоследствии стать космонавтом …
Наша земля дала космосу нижнеилимца, выдающегося советского конструктора ракетно-космических комплексов, дважды Героя Социалистического труда академика М.К. Янгеля; аларца, видного советского и российского учёного в области радиотехники, разработчика и испытателя ракетно-космической техники, профессора, генерал-майора Советской Армии А.С. Шаракшанэ; летчиков-космонавтов СССР и РФ дважды Героя Советского Союза иркутянина Б.В. Волынова, Героя Российской Федерации черемховца А.В. Полещука, Героя Российской Федерации иркутянина А.А. Иванишина, Героя Российской Федерации
иркутянина Д.Ю. Кондратьева, С.Н. Микаева.
Без ложной скромности можно смело сказать, что в этом рейтинге Иркутская область по праву занимает первое место в России!
Рисуем зимние домики
Денис-изобретатель (отрывок)
Всему свой срок
Про пингвинов
Весенняя сказка