Исследовательская работа по повести северного писателя Фёдора Абрамова "Безотцовщина".
Работа представляет собой опыт литературоведчееского и психологического исследования становления души подростка 60-х годов 20 века под воздествием труда и сильной личности. Авторы проследили по тексту изменения, происходящие в душе героя, трактуя их как строительство дома в душе.
Исследование выполнено группой авторов и представлено на МАЛЫХ ДЕТСКИХ АБРАМОВСКИХ ЧТЕНИЯХ.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 215.05 КБ |
МАЛЫЕ ДЕТСКИЕ АБРАМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
«Дом в душе» Володьки Фролова
(по повести Ф.Абрамова «Безотцовщина»)
Исследовательская работа
Авторы: Худякова Татьяна Сергеевна, 9 класс
Веселова Алина Григорьевна, 8 класс
Тараканова ВероникаВитальевна , 8 класс
Москвина Светлана Вадимовна, 7 класс
Руководитель: Онякова Валентина Николаевна,
учитель русского языка и литературы
п. Междуреченский,
2024 год
Оглавление
Глава 1. Понятия «личность», «характер». Факторы, влияющие на становление личности. «Дом в душе» 3
Глава 2. Система образов, проблематика повести «Безотцовщина» 5
Глава 3. «Диалектика души» Володи Фролова 8
Введение
Тема Малых детский Абрамовских чтений «Родной дом в произведениях Ф.Абрамова» напомнила нам о словахЕвсея Мошкина, героя романа Ф.Абрамова «Дом», ставших крылатыми: «Главный свой дом человек в душе у себя строит.И тот дом и в огне не горит, и в воде не тонет.Крепче всех кирпичей и алмазов»[2, 350].Что вложил писатель в понятие «дом в душе»? Что является строительным материалом, кирпичиками этого дома? Возможно ли построить этот дом самостоятельно, без помощи и поддержки окружающих? Эти вопросы и определили выбор произведения, темы и цели нашего исследования.
Повесть Ф.Абрамова «Безотцовщина» написана в 1961 году. Это одно из немногих произведений Ф.Абрамова, в которых главным героем является подросток, то есть наш ровесник. Конечно, время, условия, окружение Володи Фролова совсем иные, чем у нас, но, уверены, проблемы подростков, связанные с поиском себя, выстраиванием отношений со взрослыми, первой любовью, остаются вечными.
Цель: отследить,как происходит становление личности и формирование характера подростка на примере главного героя повести Ф.Абрамова «Безотцовщина» Володьки Фролова.
Задачи:
Объект исследования:факторы,оказавшие влияние на становление личности (характера) Володьки Фролова
Предмет исследования:личность,внутренние качества Володьки.
Гипотеза: поднимая проблему становления личности подростка (строительства «дома в душе»), Ф.А.Абрамов показывает на примере главного героя Володи Фролова, что это процесс сложный, неоднозначный и происходит он под влиянием многих факторов, зависящих и не зависящих от самого человека.
Методы исследования: аналитическое чтение текста, наблюдение, метод ассоциаций, классификация и систематизация материала.
Глава 1. Понятия «личность», «характер». Факторы, влияющие на становление личности. «Дом в душе»
С психологическими понятиями «личность», «характер», с факторами, влияющими на их формирование, мы знакомимся в школе на уроках обществознания.
В учебнике обществознания 8 класса читаем такое определение: «Личность-человек как социальное существо с присущими ему чертами и отношениями,проявляющимися во взаимодействии с людьми,обществом,государством» [3]
Не каждый человек является личностью. Для того,чтоб ею стать,нужны определённые этапы. Невозможно стать личностью без общества,так как человек-это существо биосоциальное. Во-первых,нужно пройти адаптацию-процесс привыкания и вливания в новый коллектив. Затем индивидуализацию - фазу,где человек ищет средства для выражения индивидуальности. Завершается это интеграцией-полным вливанием в коллектив,становлением его части.На формирование личности влияют некоторые факторы: макросреда, микросреда, трудовая деятельность, общение, организованное воспитание, самовоспитание (социальные факторы); особенности физиологии высшей нервной деятельности, анатомо-физиологические особенности (наследственные факторы); природно-географическая среда.
Но вместе с тем, человек – существо разумное. Всё, что он делает, он делаетосмысленно.Как существо мыслящее, чувствующеечеловек обладаетактивной способностью выбирать формы своего поведения. Человек долженсделать всё от него зависящее, чтобы крепко стоять на ногах, бытьвысоконравственным, уметь анализировать свои поступки.
Таким образом, для нашего исследования важно ещё одно понятие «высоконравственность». Мы понимаем его так: это качество личности, которое проявляется в способности жить по законам совести, законам мироздания; жить в согласии с честью, долгом и достоинством; проявлять исключительно самые лучшие человеческие качества личности.
Одной из главнейших черт любой личности является характер. Характер - это система качеств человека, отражающихся в его поведении. Его индивидуальные черты оказывают огромное влияние на межличностные отношения: взаимодействие с другими людьми; успешность в той или иной сфере; социальную активность.
Всё это понятия философские и психологические.
А что такое дом? Не в том значении, которое читаем в словаре (привести определение из словаря). Нет.Что такое дом в понимании и видении человека с точки зрения его глубинной, сокровенной сущности? Используя метод ассоциаций, мы получили следующие кирпичики: дом – это любовь, понимание, доверие, общение на равных, милосердие и сострадание, ответственность друг за друга, взаимопомощь, труд, кровные узы и связи с миром, с родным селом, односельчанами – то есть совокупность нравственных и моральных понятий, на которых должна основываться и вся жизнь человека. Когда есть всё это, тогда можно говорить, что у человека есть дом. И всё это оказывает влияние на становление личности и формирование характера ребёнка, родившегося в этом доме, т.е. на строительство «дома» в его душе. Тогда «дом в душе»- это наличие в его характере таких качеств личности, которые позволят считать человека честным, гуманным, совестливым, ответственным и нужным.
Возвращаясь к высказыванию Ф.Абрамова «Главный свой дом человек в душе у себя строит», можно сказать, что «дом в душе» имеет человек высоконравственный. Только сам ли человек строит этот дом? Повзрослев, да. Но вот основа его, фундамент закладываются с самого рождения под влиянием разных факторов.
Глава 2. Система образов, проблематика повести «Безотцовщина»
Сюжет повести «Безотцовщина» связан с сенокосной страдой. Главный герой 15-летний подросток Володька Фролов, сирота, безотцовщина. Отбившийся от рук подросток, на которого, по сути, всем наплевать: и родной матери, и односельчанам, которые не воспринимают его всерьёз, то ругают, то жалеют, тем самым портят его. Он же научился хитрить, «разыгрывать сироту» [1, 183], пользуясь своим положением и презирая односельчан. Мнением одного только человека дорожил подросток – Кузьмы Васильевича Антипина, человека серьёзного, честного, справедливого, строгого. Он-то и повлиял на Владимира, как кислота на ржавчину, взяв на самый трудный сенокосный участок и доверив тяжёлую взрослую работу. Об этом пишет и Л.В. Ханбеков: «Кузьма стал Володьке больше, чем отцом. Никто: ни мать, ни колхозники-соседи – не учили парня жить, они вроде жалели его, берегли, а на самом деле – портили, растили в нём эгоизм, обиду на судьбу, вместо того, чтобы учить парня знать место в общем труде. Кузьма дал ему возможность открыть в себе ни с чем не сравнимую радость полезности людям, радость за на совесть сделанного, радость причастности к общим заботам» [4, 99].
Таким образом, основная проблематика повести обусловлена тем, что её главным героем автор сделал пятнадцатилетнего подростка: в центре внимания становление его личности, формирование характера – строительство «дома в душе». Это подтверждают и исследователи творчества Ф.Абрамова: «Ф. Абрамов тонко и психологически мотивированно прослеживает историю детской души. Он не упрощает процесс нравственного просветления человека. Володька не сразу поверил Кузьме. Больше того, он поступил подло. Он вначале обманул человека, желавшего ему только добра. В повести раскрывается сильнейшее нравственно-побудительное воздействие на человека осознания собственных ошибок, которое вызывает в душе подростка страстное желание очиститься, стать другим, сделать что-то большое и нужное людям»[5, 116].Конечно, названная выше проблема главная в «Безотцовщине», но в ней через систему образов произведения поднимаютсяи другие проблемы, неразрывно связанные с уже названной.
Выстроим схему-систему образов(Приложение 1):
Главные герои: Владимир Фролов - 15-летний подросток; Кузьма Васильевич Антипин, бригадир на сенокосе.
Второстепенные персонажи: бригадир Никита, ровесник главного героя Колька, Нюра-счетоводша, колхозники; собака Пуха.
Эпизодические: Марья – жена Кузьмы Антипина, мать Володьки - как действующее лицо не появляется на страницах повести, только записку её читает сын, вернувшись домой после долгого отсутствия.
Анализируя связи и взаимоотношения главных героев с второстепенными и эпизодическим персонажами, можно расширить круг проблем повести.
Так в повести поднимается проблема истинной любви, которая раскрывается сразу через несколько цепочек:
Володька Фролов и Нюра-счетоводша
Нюра- симпатичная, но легкомысленная девушка, Володьку не воспринимает всерьёз, любит не за душу и качества, а за внешность, положение. Володька же, не зная, что такое настоящая любовь, любит её, хотя любовь его невзаимная. Позже, когда он увидел, что ей мил Колька - главный враг его, показушник и карьерист, разочаровывается в ней и любовь его проходит.
Кузьма Васильевич Антипин и его жена Марья
У них двое детей, ждут третьего. Кузьма занимается общественными делами, ревностно относится к работе в колхозе, при этом оставляя жену одну дома с детьми, «убегает» от семьи, не заботится о своих детях, не проявляет любви и внимания к жене. Даже на праздник остаётся на сенокосе, тем самым избегает, скрывается от жены. Марья же не понимает Кузьму. Между ними нет никакого взаимопонимания, а настоящей любви и вовсе.
Володька и его мать
Как мы видим, мать своего сына не очень-то и любит. Отца у Володьки нет, мать родила его от случайного человека, к которому не испытывала нежных чувств. Намеками автор говорит, что мать Володьки особа легкомысленная, ветреная. Володька также не испытывает сыновних чувств к матери, мысли у него о ней ироничны.
Володька и Пуха
Единственное искреннее чувство любви мы видим в отношении собаки Пухи к своему хозяину. Пуха - собака Володьки, к ней он проявил жалость и подобрал с улицы. Лишь Пуха по-настоящему любит Володьку и понимает его. Именно она помогает герою справляться со всеми трудностями, не отстаёт от него ни при каких условиях. А любит ли Володька Пуху? Он заступается за неё, когда о ней говорят дурно, не жалеет ей своих припасов, поделится с ней последним куском. С другойстороны, он может и пнуть её, когда не в настроении, сорвать на ней свою злость. Хоть мы и видим, что Володька любит Пуху, но любовь у него странная: он не умеет любить, потому что перед его глазами нет ни одного примера настоящей любви.
С проблемой становления личности неразрывно связана проблема воспитания. Эта проблема также находит яркое раскрытие в повести Ф.Абрамова.
Володька и мать
Подросток - безотцовщина. Это и является одной из главных причин, почему Володька растёт безответственным, ленивым, злым. Нет твёрдой мужской руки, такой важной в воспитании мальчика-подростка.Мать его родила, но особо им не занимается, соответственно никакого воспитания от матери у него нет. Владимир не следует и не подчиняется общим правилам.
Володька и колхозники, односельчане
Владимир живёт в деревне, где все всегда на виду. Казалось бы, общество могло бы повлиять на подростка, воспитать его, но колхозников только и хватает на то, чтобы жалеть сироту или бранить его за его безалаберность, при этом не воспринимая его всерьёз, не оказывая ему доверия. Они только портят мальчишку.
Володька и Кузьма Антипин
Кузьма-человек, который ответственно относится к работе и следует правилам, выполняет добросовестно свои обязанности и требует этого от других. За промах Володьки (когда он не привязал лошадей и ушел в лес охотиться вместе с Пухой на белок) он хорошенько дает ему по лицу белкой, которую подросток подстрелил. После он упоминает, что «его отец и своих драл и чужих, и ему наказывал». Таковы методы его воспитания. Но он же и заставил Володьку переосмыслить свою жизнь, оказав ему доверие, обращаясь с ним как с равным, воспитывает его трудом.
Проблема столкновения личности и общества - одна из традиционных и вечных проблем в русской литературе. Она также находит воплощение в повести.
Колхозники, бригадир Никита, Колька не воспринимают всерьез Володьку,не доверяют ему серьёзной работы, смеются над его чувствами по отношению к собаке - не видят в нём личности.И чтобы соответствовать этому статусу, он специально «разыгрывает сироту». Володька видит и понимает сущность окружающего его общества, презирает односельчан, но не пытается изменить ситуацию, ведь всерьёз его никто не воспринимает, а значит, слушать не станет.
Кузьму же колхозники, бригадир Никита, Колька не любят за то, что он честный, трудолюбивый, ответственный, болеющий за общее дело, и требует этого от других. Кузьма, как и Володька, понимаетнедостатки колхозного сообщества, но еще старается верить в наилучший исход. Он неравнодушен к судьбе деревне, всеми силами старается оживить её, хочет, чтобы и другие стремились к этому.
Важная для писателя-деревенщика проблема отношения к труду и общему делутесно связана с предыдущей.
Колхозники, Колька и бригадир Никита легкомысленно относятся к работе, к деревне. Им наплевать на труд Кузьмы и Володьки. На уме у них лишь одно: гуляния, пьянки, безделье. Состояние родного колхоза им неважно, а куда важнее количество трудодней. А в образе ровесника Володьки Фролова Николая ещё раскрывается и проблема карьеризма.
Колька-главный враг и соперник Володьки - показушник, карьерист. Стремясьбыть ближе к начальству и заслужить награды и похвалы, льстит, хитрит, создаёт видимость работы, при этом никогда не проявит инициативу и не пойдёт на самые сложные задания, в труднодоступные места.На Володьку, да и на Кузьму Васильевича смотрит свысока. Находясь под влиянием общества, которому на судьбу деревни наплевать, становится таким же, думая лишь о себе, о карьере(Приложение 2).
Таким образом, небольшая по объёму повесть Ф.Абрамова, в центре которой судьба и личность подростка, звучит набатом, предупреждая нас о том, что может ждать нашу страну, если подростки вырастают в таких условиях, когда не строится, а разрушается их «дом в душе».
Глава 3. «Диалектика души» Володи Фролова
При изучении в 7 классе на уроках литературы повести Л.Н.Толстого «Детство», мы познакомились с таким понятием, как «диалектика души». В нашем понимании, это детальное воспроизведение процесса зарождения и последующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений человека, их взаимодействия, развития одного из другого. Фёдор Александрович Абрамов также изображает внутренний мир Володи Фролова в движении, динамике, раскрывает связи между его мыслями, представлениями, выводами и реакциями. Раскрывая для читателей «диалектику души» своего героя-подростка, писатель и показывает нам, как происходит строительство «дома в душе». Основным средством раскрытия жизни души героя является несобственно прямая речь, что позволяет говорить о психологизме изображения характера.
Мы попытались отследить этот процесс и оформили в виде таблицы(Таблица 1) и «графика»-кривой (Приложение 3).
Таблица 1
Фрагменты из текста [1] | Читательский комментарий | Качества, проявляемые героем |
«С обязанностями своими Володька справлялся походя» «он мог бы спуститься на пожню», но «Целыми часами бродил он с удилищем …, валялся в избе, дурея от сна и скуки, а то опять заберется на каменный лоб, круто нависший над речкой, и сидит неподвижно и окаменело, как ястреб-рыболов, высматривающий добычу | Серьёзных поручений Володьке не давали, а он и не стремился, предпочитая безделье и развлечения | Лень, скука, бессмысленное времяпрепровождение |
«нашел для себя еще одно занятие-подглядывать за купальщицами» «Володька с силой поддал каблуками в бока гнедухе. И началась потеха». «он начинал отчаянно работать плеткой, стараясь добраться до какой-нибудь зубоскалки» | В горячую пору сенокоса, он загоняет лошадь ради развлечения. И развлечение его жестокое – ударить плёткой девушек, чтобы привлечь к себе внимание. | Легкомыслие, бездумность, неумение проявить симпатию |
«Люди теперь наверняка вернулись к избе, и нагоняя ему не миновать. Да нагоняй что! Ну поворчит, поразоряется Никита - так, для видимости больше, потому что бригадир; ну вцепится еще эта ехидина Параня-баба злющая, как все старые девы… Но в конце концов у него тоже не тряпка во рту, да и среди баб найдется заступница. | Понимая, что за свою безответственность и небрежность выполнения обязанностей получит нагоняй, он не боится, т.к. презирает людей, уверен, что сможет заткнуть им рот, и надеется на заступничество сердобольных женщин | Нет чувства ответственности, не способен испытывать чувство вины за плохо сделанную работу, пользуется слабостями людей |
Володька не то чтобы побаивался или как-то особенно уважал Кузьму. По правде говоря, он даже презирал его, презирал за житейскую простоватость, за неумение схитрить, извернуться, где надо | Володька выделяет Кузьму, потому что он отличается от всех других колхозников, но презирает его, потому что сам, как и другие, считает, что важно уметь схитрить, «извернуться» ради собственной выгоды. | Бессознательно выделяет среди односельчан человека достойного уважения за честность, прямоту, силу духа |
И все-таки ему сейчас ох как не хотелось позориться перед Кузьмой. | Володька хочет, чтобы его уважали, но именно люди, которых уважает он. | Желание быть достойным уважения достойных людей. |
Володька, приготовившийся было сорвать свою злость на Кузьме, с удивлением и нескрываемым презрением усмехнулся, а затем не спеша, нарочно подчеркивая свою независимость, отвязал от косилки лошадей и повел вниз, на луг. | Злость и раздражение, направленные на Володьку, вызывают у него не раскаяние или чувство вины, а ответную злость. Он готов сорвать её на слабом. Безразличие Кузьмы к его проступку удивляет подростка. | Необходимость быть услышанным и понятым, но неосознанная. Независимость. |
«Володька прошел в сенцы, отсыпал из своих пожитков муки в миску и, пройдя к огню, начал приготовлять еду для Пухи». «И ему, конечно, лучше бы промолчать, но разве стерпишь такую обиду?» «я осенью охотиться буду» «А я говорю, что она белку и сейчас берет!..» | Пуха – единственная живая душа, которая привязана к Володьке. Он нужен ей, а она нужна ему. Обидные слова в адрес Пухи – это личная обида самому Володьке. | Способен на сочувствие и сострадание, готовность защищать питомицу, вера в Пуху, чего не хватает ему самому. |
«Володька … нет-нет да и поглядывал на Кузьму и Никиту... О чем они толкуют? И почему Колька вертится как на угольях? В руках газета для маскировки, а сам шею вытянул, глазами ест бригадира. Ага, понятно, Кузьма помощника себе просит. И Володька со злорадством посмотрел на Кольку. Поезжай-поезжай!» | Любопытство заставляет Володьку наблюдать за бригадиром, Кузьмой Васильевичем, Колькой. Он хорошо знает привычки и характер участников разговора, легко догадывается, о чём они говорят, и ничего не ждёт для себя, скорее даже рад, что его это не касается. | Наблюдательность, мстительность, злорадство |
«На минуту он остановился, победно оглядывая людей, затем высоко поднял правую руку, и все увидели в ней рыжего зверька с белым окровавленным брюшком. Володька шел не спеша, вперевалку, в такт шагам покачивая светлой взлохмаченной головой. За плечом ружье, вокруг пояса широкий брезентовый патронташ-самый заправский охотник». | Володька хочет доказать, что его Пуха – хорошая охотничья собака, его распирает гордость, что его вера в неё не напрасна, он ждёт похвалы. Но эти личные интересы встали выше общественного, он упустил лошадей, задержал выезд на работу. При этом снова не испытывает чувства вины, личная обида оказывается выше. | Чувство гордости за близкое существо, оправдавшее веру в него. Безответственность, разгильдяйство, наплевательское отношение к общему делу, отсутствие хозяйственной жилки. |
«И вдруг все померкло. Большой, громадный человек тучей надвинулся на Володьку, выхватил у него белку и — раз, раз — прямо по лицу. На скулах у Володьки показалась кровь». «Володька, бледный, закусив губу, водил зелеными округлившимися от злости глазами вокруг себя. Он одинаково ненавидел сейчас и тех, кто ему сочувствовал, и того, кто так жестоко обидел его. Возле него виновато терлась Пуха со злополучной белкой в зубах. Володька в ярости отбросил ее пинком». | Кузьма использует жестокий метод наказания – физическое насилие. Вдвойне обидно Володьке, что именно Кузьму он выделял среди колхозников. Чувство обиды сменяется злостью и ненавистью. Срывает их Володька на самом близком ему существе – Пухе. | Чувство собственного достоинства. Неумение сдержать себя, управлять своими эмоциями, стремление сделать больно другому, когда больно самому. |
«А Володька … молча глотал слезы, скрипел зубами. Временами он забывался, … потом внезапно просыпался и снова, истерзанный бессильной яростью и усталостью, проваливался в зыбкую, как болотный мох, дрему… | Упивается своей обидой и злостью, распаляет её, терзает себя, осознавая своё бессилие. | Неумение анализировать свои и чужие поступки, признавать свою вину и справедливость наказания. |
«- Не поеду! - отрезал Володька. Он давно уже ждал этого момента. Его стали упрашивать, уламывать — один Кузьма ни слова … вдруг выпрямился во весь свой громадный рост, повел бровью: — А ну, живо! Забирай свое барахлишко! Володька с ненавистью посмотрел ему в лицо, потом плюнул себе под ноги и, сопровождаемый тревожными и по-собачьи преданными взглядами Пухи, пошел в сенцы». | Несмотря на ненависть и злость по отношению к Кузьме, Володька молча подчинился его сильной воле. Кузьма не нянчится с ним, не заигрывает, не жалеет. Он ведёт себя с ним как с взрослым человеком, который обязан подчиняться дисциплине. | Способен признать разумную силу и подчиниться воле человека достойного. |
«И это каменное спокойствие и невозмутимость больше всего бесили Володьку. Как будто так и надо — съездил человеку по морде — и радуйся. Конечно, он, Володька, виноват: надо было эту кобыленку связать, раз она такая прыткая. Но, ежели правду говорить, для кого он торопился к избе?.. И чем больше он распалял себя, тем с большей изощренностью обдумывал будущую месть. Поджечь дом, изувечить корову — пусть-ко он без коровы с ребятишками помается… Нет, не то. Не по-мужски. Уж ежели сводить счеты, то сводить с ним самим. Подкараулить, например, ночью и камнем из-за угла, или залезть на крышу и чурку на голову…». | Володька самому себе наконец признаётся, что был виноват и заслуженно наказан, хотя не может простить слишком жестокое наказание. Для него было важно мнение Кузьмы о Пухе, ради него он старался. За своё разочарование он готов мстить и планы мести довольно жестокие и подлые. Однако проявлются тут и благородные, мужские качества: не «по-мужски» лишать крова и средства пропитания семью обидчика. | Жалость к себе, мстительность, но уже хотя бы себе признаётся в своей вине. Мстительность, но и чувство внутреннего благородства, желания поступать по-мужски. |
«Володька «толкнул». Валежины хрупнули, и конь провалился до брюха. - Да, задача… - Кузьма, задумавшись, почесал затылок. Чеши, чеши! Надо было раньше чесать. А в общем, какое ему дело? Не он затеял эту прогулку на Шопотки. И Володька с подчеркнуто безучастным видом продолжал горбиться на коне». | Володька понимает трудность пути, но не пытается задуматься над решением проблемы, оставляя это на Кузьму. Он не привык участвовать в обсуждении проблем, в принятии решений. | Равнодушие, безразличие к общему делу, нежелание принимать участие в решении проблемы |
«У Володьки несколько раз мелькало в голове-всё, конец, не выбраться, и он уже намеревался сползти с коня или как-нибудь завернуть его обратно, и он сделал бы это, если бы не Кузьма. Унизиться перед заклятым врагом, признать себя побежденным — вот, мол, без тебя никуда не попал — ну, нет! Лучше издохнуть в этом калтусе! И, чувствуя, как его до слез прожигает новый прилив ненависти, он стискивал зубы, рывком бросал свое тело вперед, чтобы помочь коню…» | Малодушные мысли возникают в голове Володьки, когда приходится преодолевать трудности, в условиях дискомфорта. Только чувство собственного достоинства и нежелание признать себя побеждённым в глазах уважаемого им человека удерживают его от отступления. | Чувство собственного достоинства, нежелание прослыть слабаком и трусом |
Володька выкосил крапиву в сенцах, около избы, отгреб. Кузьма не подавал о себе никаких вестей... Он сходил к речке, напился. Где Кузьма? Неужели все еще «соображает»? Люди глупее его были — калтус мостили. А он, поди, особенный, по воздуху на машине проскочить хочет… Володька кинулся в воду, закричал: - Давай, давай! - Потом, сообразив, что надо делать, зашлепал вверх по реке. - Сюда, сюда! - опять закричал он, увидев впереди, за поворотом, отлогий берег… Володька готов был слушать до бесконечности. Черт знает что! Из реки дорогу сделать… Надо же придумать такое!» | Без особых указаний Володька наводит порядок возле избы. Переживает о Кузьме. Восхищается его сообразительностью. Восхищение помогает ему на какое-то время забыть обиду, он бросается на помощь. | Способен оценить мужественный поступок, смекалку и сообразительность, способность рисковать. |
«Он шел осторожно, непривычно ступая босыми ногами по смятой траве и заметно припадая па левую ногу - ниже колена она была сплошь исполосована глубокими рваными рубцами. «На войне был», — подумал Володька…» | Володька наблюдателен, ему не нужно спрашивать о хромоте Кузьмы, он знает, откуда у мужчин могут быть в его время физические недостатки. | Наблюдательность. Уважение к человеку, защищавшему Родину ценой своей жизни. |
Володька достал из мешка бутылку с постным маслом, налил в кружку, запустил туда ржаной кусок. - Единоличниками будем? - сказал Кузьма, снимая с огня котелок с кашей. Володька ниже наклонил голову к кружке. И какого черта ему надо? Может, еще, как жрать, учить будет?.. - У меня свое есть, - проворчал Володька. - Ешь, говорю. - Кузьма сел напротив, подвинул к нему котелок. Насмотрелся я вчера на вас на Грибове - тошно… Каждый уткнулся в свой котелок… Ну? - Кузьма нетерпеливо повел бровью. Володька полез в мешок за ложкой…» | Владимиру неловко признаться в скудости своих «харчей», он привык, что колхозники каждый за себя, о нём никто не заботится. Чувство собственного достоинства и ложного стыда, недоверие к взрослому заставляют его настаивать на своём. Но он вновь сдаётся перед силой характера Кузьмы. | Ложный стыд, стремление к независимости, чувство собственного достоинства, неумение видеть и принимать заботу о себе. |
Володька достал папироску, закурил. - Ну вот что, — сказал Кузьма, - этого я не люблю. Хочешь - выходи на улицу. Володька, чертыхаясь про себя, нащупал сбоку траву, вдавил папироску. Ну и жизнь - дышать скоро по команде. И тут ему опять вспомнилось житье на Грибове — вольготное, бездумное, с шутками, с разговорами. Нет, удирать надо, удирать. А то зачахнешь, дикарем станешь в этой берлоге». | С одной стороны, Володька подчиняется Кузьме, подсознательно признавая его власть и правоту; с другой – тоскует по вольной, бездумной жизни, не желая брать на себя ответственность, подчиняться порядку. | Отсутствие привычки к порядку, дисциплине. |
«Мать честная, мыс! Большой, опоясанный Черемшанкой мыс. Как на Грибове. А за мысом еще мыс, а за тем мысом тоже мыс. А трава? Пырей самолучший, по пояс. Володька подивился: сколько добра каждый год пропадает, а коровы весной от бескормицы дохнут». | Впервые Володька подумал не о себе, а колхозных коровах, о бесхозяйственном отношении своих земляков. | Пробуждение сознательного и критического отношения к делам колхоза. |
- Хочешь попробовать? Володька пожал плечами, встал. <…>Володька решительно подошел к косилке, взгромоздился на сиденье. Попробовал ножные педали - порядок, попробовал ручной рычаг - порядок. - Так что же ты молчал? Я все утро ломаю голову: машина будет простаивать… Давно косишь? Предательская краска залила лицо Володьки. По правде говоря, его и близко не подпускали к машине - разве так, нахрапом проедешь у Никиты, потому что больно уж задается Колька. Но, с другой стороны, нечего и прибедняться: трава-то одинаково свалена что Кузьмой, что им». «Огромный сияющий мир, расцвеченный утренним солнцем, закачался перед его глазами. Блестит, переливается зернистая роса на траве, высокие ели с поднебесья смотрят на него…» | Володька не верит, что ему доверяют, что его считают взрослым. Желая показать себя опытным, знающим и достойным доверия, он начинает вести себя как хозяин: проверяет технику перед работой. Не может скрыть радости и гордости. Впервые испытывает чувство неловкости из-за того, что солгал. Окружающий мир становится для него ярким и прекрасным, потому что и в нём проявились лучшие его качества. | Радость от доверия, от возможности показать себя с лучшей стороны. Проявляется хозяйственная жилка (проверяет технику перед работой), гордость за себя, радость от заслуженной похвалы, стыд за ложь. Радость жизни, умение видеть красоту окружающего мира. |
«Ну, Колька, берегись! Нос-то теперь поопусти маленько. Да и Нюрочка: «Привет колхозному конюху». Придется новые словечки выучить. А Никита, Параня? Глаза па лоб вылезут, когда увидят его на косилке. И в правленье руками разведут: «Вот тебе и Володька! Слыхали, что, стервец, делает? На косилке на пару с Кузьмой строчит». Все эти мысли, набегая одна на другую, разом пронеслись в голове Володьки. Глаза его щурились от непривычной улыбки, от солнца». | Володька хочет, чтобы все, кто не верил в него. Не воспринимал всерьёз, увидели в нём взрослого, умелого косаря, полезного общему делу. Он с наслаждением предвкушает их удивление. | Гордость, даже тщеславие, желание «утереть нос» колхозникам, чувство собственной значимости. |
«И когда на взгорбинах, на поворотах или на кротовых холмиках коса шла юзом, подминая траву, Володька терпеливо поднимал пальчатый брус, очищал его от земли, пятил лошадей назад и снова прокашивал. Один за другим ложатся травяные ряды. Лошади уже в мыле — густая трава, да и жара. Ему приходится время от времени слезать с косилки, щупать под хомутами. Не хватало еще, чтобы лошади у него сбили плечи…» | Стремиться сделать свою работу качественно, чтобы заслужить похвалу. Работает вдумчиво, заботится о том, чтобы не навредить лошадям, сохранить их ля дальнейшей работы. | Стремление делать работу качественно, рассчитывает силы свои и лошадей. |
«Большой, высокий был Кузьма, но до чего же все у него складно! Даже топор на ремне не отвисает, как у других, — влип в железную скобу, как маузер. И сапоги - обыкновенные кирзовые сапоги, не лучше, чем у Володьки. Но тоже как-то по-особому выглядят, может быть, оттого что немножко голенища отогнуты? «А волосы-то у него, как у меня, светлые», — вдруг подумал Володька …, и это неожиданное открытие немало удивило и в то же время обрадовало его». | Радость от самостоятельного труда, от доверия и чувства собственной значимости заставляют подростка другими глазами посмотреть на человека, которого он, как ему казалось, ненавидел. Он кажется ему теперь прекрасным, замечает даже нечто общее с собой – светлые волосы. | Умение оценить другого, видеть его лучшие качества, оценить его мастерство. Некоторая зависть и желание быть похожим на Кузьму. |
«Интересно получается, думал Володька, он косит, а начальство кашеварит. Ежели сказать кому, не поверят». «Все хорошо - и купанье, и еда. Володька мог поклясться: никогда еще в жизни не ел такой щуки! Какая-то особенная!» | Доверие Кузьмы поднимает Володьку в собственных глазах. Труд облагораживает его, помогает оценить жизнь в самых разных её проявлениях, ценить самое простое и привычное в ней. | Ценность и радость жизни во всех её проявлениях |
«Черт знает что за человек! Начали было жить по-человечески, так нет — обязательно настроение испортить надо. Володька уходил на покос мрачный, насупленный. Но, поразмыслив дорогой, он должен был признать, что Кузьма, пожалуй, прав. На самостоятельность бьет. Чтобы он, Володька, значит, по всем линиям… Ох и хитер мужик! И когда он сел на косилку, жизнь снова гремящим, многоцветным праздником заиграла вокруг него». | Постепенно к Володе приходит способность анализировать поступки других. А в ходе анализа начинает понимать их мотивы и цели, признавать правоту. | Способность признавать правоту наставника |
«Вот где в рост пошел! На Шопотках! - думал он, приближаясь к избе. То-то он в последнее время каждую ночь летает во сне». | Володька в первую очередь растёт в собственных глазах. Для него это необычно и непривычно. | Гордость, самоуважение |
«К вечеру четвертого или пятого дня их житья на Шопотках - все перепуталось в голове у Володьки - на западе засинело. Кузьма забеспокоился: - Что же они, проклятые, не едут? Зарядит дождь все наше сено кобыле под хвост. «Действительно, - возмущался Володька, - чего они там копаются? Ведь и работы-то оставалось от силы на три дня». | Владимир начинает осознавать ценность труда, его результатов, вложенных в них усилий. | Беспокойство за результаты своего труда |
«Нет, это невероятно! У такого мужика заклепки сдали, а он, Володька, хоть бы что. Как кремень! Гордость распирала его. Вот если бы сейчас кто-нибудь его увидел! Каково! Кузьма лежит у избы, а он, Володька, накручивает за двоих». | Сравнивая себя с Кузьмой, которого глубоко уважает, Володя ощущает в себе молодые силы, понимает, что он может быть не хуже своего наставника. | Чувство собственной значимости, ощущение своей силы. |
«Володька не удостоил Кольку ответом. Что ему расписывать себя! Пускай Кузьма скажет. Но Кузьма - странное дело - промолчал. … Страшное подозрение закралось ему в душу. Как же так?Он работал, работал, как проклятый работал, а на поверку выходит все по-старому. И там, на Грибове, по-прежнему думают, что он, Володька, дурака валяет. А что? Докажи, что ты не верблюд, и почему Кузьме было не сказать Кольке: так и так, мол, Владимир выручает. А то как воды в рот набрал. Нет, это неспроста. Ты ишачь, а трудодни дяде. Ловко придумано. Многовато заработаешь, Кузьма Васильевич. Нет, поищи другого. Мы тоже не лаптем щи хлебаем». | Володя ещё не привык доверять людям. На его коротком ещё жизненном пути чаще встречались люди, которые обманывали, приписывали, присваивали чужой труд. Для Володи, которого никогда не принимали всерьёз, было важно самоутвердиться, важно, чтобы его увидели другим – настоящим. Кузьма не понимает этого, он не был настоящим психологом или педагогом. Для Кузьмы так жить и работать – это естественно, нормально, поэтому он не придаёт этому значения. А Володька молчит, не задаёт вопросов, не ищет объяснений, а в результате делает ошибочные выводы. | Недоверие, подозрительность, ошибочные выводы, отсутствие стремления прямо высказать свои мысли, получить разъяснения, уверенность в правильности своих ошибочных выводов. |
«И остаток дня Володька работал спустя рукава. Стали лошади - пусть стоят. Захотелось выкупаться - пошел выкупался. … Нет, за ночь Володька не отлежался. Утром вышел из избы сгорбившись, болезненно морщась от яркого света и шумно дыша - что-что, а разыгрывать сироту Володька умел как следует». | Обида заставляет Володю снова вернуться к себе прежнему. Он как бы пытается самому себе доказать, что он такой, каким его все считают. Желание отомстить обидчику толкает его и совсем на подлый поступок, на предательство. | Притворство, предательство, мстительность |
«Он представил себе, каких мук стоило Кузьме запрячь лошадей в косилку, как качает его на каждой кочке и в каждой ложбинке и как судорожно, до темноты в глазах, ворочает он распухшей шеей, и ему стало не по себе. Но он не сдвинулся с места. Пущай. Раз он так, то и ему так. Дурак, идиот! — ругал себя Володька. Тебе на глазах у всех в рожу заехали, а ты разнюнился, сочувствие выказываешь. Как мог забыть?» | И всё-таки человеческие качества, которые уже пробудились в подростке заставляют его сочувствовать Кузьме. Но он гонит от себя эти чувства, пытается «заморозить» свою душу, вновь вызывая обиду и злость. | Злопамятность, мстительность, чёрствость |
«Он вслушивался в далекий стрекот косилки, невольно вспоминал, как еще вчера сам лихо разъезжал по лугу и с тоской думал о том, что уже никогда не повторится то, что он пережил в эти дни. Он чувствовал себя обкраденным, униженным. И слепая ярость, отчаяние душили его…» | Радость труда настолько завладела мальчишкой, что ему больно потерять это чувство. И это ещё больше заставляет его страдать. | Боль от утраты радости жизни, доверия. Отчаяние и обида, ощущение униженнности. |
«И его воображению живо представилась картина сегодняшнего гулянья в деревне. Песни, пьяные со всех сенокосов люди выедут. А в клубе-то веселье». | А чтобы избавиться от страданий, он вызывает в своём воображении картины той беззаботной, бездумной жизни, какой он жил до сих пор. | Чувство беззаботности, желание окунуться в праздничную атмосферу и не думать о серьёзных вещах. |
«Сейчас ударит», - подумал Володька. Но больнее всякого удара хлестнули слова: - Дрянь! Я с тобой, как с человеком… А ты?.. Убирайся к чертовой матери! И чтобы духу твоего здесь не было! … Лучше бы уж он ударил его - все не так обидно. А то вот, мол, даже руку о тебя пачкать противно.» | Кузьма, однажды ударивший Володю, не использует испытанного метода. Он уже не видит в Володьке непослушного, избалованного мальчишку. Володька сознательно обманул Кузьму, притворившись больным. И сам подросток понимает это. Поэтому ему и было бы легче перенести физическое наказание, чем презрение своего наставника. | Опустошённость, боль от утраты доверия и уважения Кузьмы, ощущение своей ничтожности. |
Ну почему, почему у него все через пень-колоду? - задавал себе Володька все один и тот же вопрос. Только начнет взбираться в гору-хлоп и в луже. Неужели все оттого, что контрабандой на свет заявился?.. Да, у других отец так отец - железный. Ежели в живых нет-на войне погиб. А у него? Сколько раз он допытывался у матери! А что за Максим? Такого, говорят, и слыхом не слыхали…» | Поднявшись на определённую нравственную высоту и вдруг вновь упавший с неё, подросток начинает задавать вопросы о сущности своего существования, о причинах своих неудач. Положение безотцовщины кажется ему главной причиной. Именно отец должен был заложить в мальчике прочные основы мужчины-хозяина, главы, труженика. | Попытки разобраться в себе, в причинах своих неудач. |
«Ага, вот и выработка по дням… Фролов, Фролов… Что такое? Его фамилия в ведомости. Не может быть! Хватая ртом воздух, он вытер мокрым рукавом лицо, начал читать сверху». | Володька не верит своим глазам, понимая свою ошибку. Ему не хватает воздуха от чувства вины, стыда. Он огульно вынес приговор, не зная истинного положения дел. | Муки совести, чувство вины, стыда за недоверие к Кузьме |
Володька разъярился: - Это почему вы не приехали? Смотри, старая киса, мы тебя с Кузьмой Васильевичем выведем на чистую воду. Ты у нас еще попляшешь… Никита так и остался стоять с разинутым ртом посреди дороги. - А что, в самом деле, - горячился Володька, погоняя коня. — Там сено гниет, а он гулянку развел. Нет, с этими порядочками надо кончать. Вот общее собрание будет, и он первый шумнет: хватит, побригадирил. Антипина предлагаю» | Включившись в трудовую деятельность по-настоящему, серьёзно, Владимир понимает, что имеет моральное право принимать участие в принятии решений, высказывать своё мнение наравне со взрослыми. | Желание участвовать в делах колхоза, влиять на принятие решений, быть значимым, ответственность за общее дело. |
«Собственно, заезжать к жене Кузьмы было незачем. Кузьма ничего не наказывал. Но как это? Напарник приехал с сенокоса и мимо. Не годится!» | Возникшее где-то в глубине души чувство вины заставляет Володьку зайти к жене Кузьмы Васильевича, чтобы заглушить это чувство хоть немного, оправдать себя. | Желание загладить свою вину |
«Нет, не то было обидно, что Нюрочка любезничает. Пущай-все девчонки такие. Но с этим типом? Неужели она не понимает, что это за дрянь? Колька наклонялся к ее раскрасневшемуся лицу, что-то шептал ей на ухо, и она визгливо на весь клуб смеялась…» | Глаза Володьки открываются, спадает пелена, и он понимает, что Нюра-счетоводша вовсе недостойна большого светлого чувства, не сможет оценить и принять его. | Умение видеть истинное лицо человека |
«- Пуха, Пуха! - вскрикнул Володька и протянул к пей руки. Его прорвало слезами, бурными, облегчающими. Нет, нет, он не один на свете. Есть же хоть одна животина, которая любит, понимает его. Он прижимал к себе присмиревшую, вздрагивающую Пуху и плакал, плакал, не стыдясь своих слез…» | Когда Володьку избили, вышвырнули из клуба, к нему вдруг приходит осознание, что он не один, что он часть общей жизни, общего дела. Его слёзы – это слёзы очищения, возвращения к нравственному, важному, глубинному. | Прозрение, очищение души, осознание себя частью общества |
«Ах, какой он болван, какой болван! Да как же он мог забыть про Кузьму! Весь вечер, всю ночь из-за какой-то ерунды разорялся, а о Кузьме, о Кузьме забыл…» | И тут же он вспоминает о Кузьме, человеке, который смог расшевелить в нём, вытащить на поверхность его души лучшие его качества. | Ответственность за другого человека |
«И вдруг он увидел перед собой чугунный противопожарный брус, висевший на железных крючьях между двумя деревянными столбами. И, прежде чем он подумал, что делает, он подбежал к столбам, схватил железную палицу и, подпрыгнув, изо всей силы ударил. Чугунный брус тяжело охнул и набатом загремел на всю деревню…» | Пробудившийся Володька хочет разбудить и спящих пьяным сном земляков, ему кажется, что набат заставит их очнутся, задуматься о будущем, очиститься от равнодушия, легкомыслия, безответственности. | Пробуждение сознания, стремление «разбудить» других. |
На основе данных наблюдений и анализа можно сделать несколько выводов об изменениях, произошедших во внутреннем мире Володьки. Герой меняется постепенно, не сразу. В начале событий мы видим его избалованным эгоистом, легко пользующимся своим сиротским положением, обиженным на судьбу. Он не участвует в общественной жизни, равнодушен к проблемам колхоза, влачит бессмысленное существование, проводя время в лености и праздности, ища только развлечений и удовольствий. Однако он подсознательно тянется к Кузьме Антипину, чувствуя в нём сильную личность, и хоть внешне презирает за неумение хитрить и приспосабливаться, но уважает за прямоту, честность, непохожесть на других. Ему важно его мнение. А ещё Володька способен на сострадание – он подобрал собаку (Пуху), приручил её. Мальчишка даже верит, что она может стать настоящей охотничьей собакой. Это та вера, которой так не хватает самому Володьке со стороны взрослых.
Под влиянием Кузьмы Васильевича Антипина подросток начинает меняться. Кузьма доверяет ему, относится к нему как к равному, то есть требует в него нести ответственность за свои поступки (провинился – наказан, сделал хорошо – поощрён). И Владимир старается оправдать доверие: качественно делает работу, рассчитывает свои силы, заботится о лошадях. В нём просыпается радость от хорошо выполненной работы, гордость за себя. Мир вокруг меняется в его глазах: он чувствует радость жизни во всех её проявлениях, забываются обиды. Конечно, когда не оправдались его ожидания, и Кузьма не рассказал Кольке о вкладе Володьки в сенокос, его мстительность, обиды, задетое самолюбие заставляют вновь притворяться, хитрить, работать спустя рукава и даже сбежать из Шопотков в самый трудный момент. Его вновь поманила вольная, разгульная жизнь. Однако фундамент «дома в душе» уже заложен: оказавшись в деревне, увидев пьяных в разгар страды колхозников, Владимир вдруг осознаёт свою причастность к общему делу, ответственность за него. Он испытывает чувство вины и муки совести. Прозревает и начинает ценить внутреннюю красоту человека, видеть его истинную сущность. А прозрев сам, он хочет разбудить и других.
Таки образом, главными строительными материалами для «дома в душе» Владимира стали доверие, труд, уважение, ответственность, сопричастность к общему делу, заинтересованность в результатах своего труда.
Заключение
Исследуя текст повести Ф.Абрамова «Безотцовщина», мы вдумчиво прочитали и проанализировали её с точки зрения проблематики произведения, характеристики образа главного героя и психологических процессов формирования его личности, характера.
С помощью специальной литературы мы сформулировали понятия личности и характера и связали их с образом «дома в душе»; определили факторы формирования личности главного героя Володьки Фролова, отследили строительство «дома в душе». Выстроили систему образов повести и сделали выводы о влиянии окружающих на формирование характера подростка.
Итогом работы стал график изменений, происходивших в душе героя, который наглядно показывает, насколько сложным был этот процесс, сколько взлётов и падений пережил подросток (Приложение 3). Конечно, это только начало. Финал повести остаётся открытым: в каком направлении будет идти становление Владимира Фролова, однозначно сказать нельзя. Но одно мы можем утверждать твёрдо: основы «дома в душе» Володьки заложены: труд на общее благо, гордость за его результаты, ответственность за себя и близких, совесть, умение признавать свои ошибки, истинная любовь, умение видеть настоящую красоту человека, сопричастность с миром, с людьми.
Библиографический список
Приложение 1
Система образов повести
Приложение 2
Проблематика повести через систему образов
Приложение 3
Ворона
Рисуем тыкву
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Как я избавился от обидчивости
Лиса-охотница