Начало XXI века характеризуются новыми социокультурными условиями мирового развития. Резко расширились условия взаимосвязи и взаимозависимости как людей, так и государств, что выражается в процессах формирования планетарного информационного пространства, мирового рынка капиталов, товаров и рабочей силы, в интернационализации проблем техногенного воздействия на природную среду, межэтнических и межконфессиональных конфликтов и безопасности. Прогрессивной частью мирового сообщества осознана и признана ценность гуманистического подхода к этническим проблемам.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 29.49 КБ |
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж № 6»
(ГБПОУ ДЗМ «МК № 6»)
Городской конкурс студенческих проектов
«Лучший социальный проект года – 2022»
Укрепление межнационального и межрелигиозного согласия
Укрепление дружбы между народами Российской Федерации
Студенческий фестиваль национальных культур
«Мы разные. Мы вместе»
Авторы: Вахненко Ирина, Румянцева Анна, Проскурина Юлия, Насруллаева Мелена
МОСКВА 2022 Развивая человеческий капитал, мы должны опираться на всё богатство российской культуры, на её уникальные достижения и традиции. |
В.В.Путин |
Паспорт проекта
Наименование проекта | Студенческий фестиваль национальных культур «Мы разные. Мы вместе» |
Вид проекта | Практико-ориентированный |
Основания для разработки проекта | 01.01.2017Европейская Хартия региональных языков и языков меньшинств (Страсбург, 5 ноября 1992 г.) ETS № 148 01.01.2017Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Нью-Йорк, 7 марта 1966 г.) 01.01.2017Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (Страсбург, 1 февраля 1995 г.) ETS № 157 29.09.2020Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2020 года №1520 12.12.1993 Конституция Российской Федерации с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
|
Назначение проекта: | Проект направлен на установление прочных культурных связей между студентами - представителями разных национальностей; нацелен на знакомство с культурой, обычаями, традициями различных национальностей, обучающихся в колледже. |
Сроки реализации проекта | Период реализации с 1апреля 2022 года по 31 сентября 2022 года |
Этапы реализации проекта | 1 этап – Аналитический. 2 этап – Практический. |
Цель проекта | 1. Содействие формированию и развитию общероссийского гражданского патриотизма и солидарности. 2. Гармонизация межэтнических и межконфессиональных отношений, сведение к минимуму условий для проявлений межэтнических конфликтов и экстремизма в образовательном учреждении. 3. Содействие развитию общественных инициатив, направленных на гармонизацию межэтнических отношений |
Задачи проекта |
|
Расходы на реализацию проекта |
|
Участники проекта | Преподаватели, студенты, родители |
Разработчики проекта | Студенты группы 1А4 ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж №6» Вахненко Ирина, Румянцева Анна, Проскурина Юлия, Насруллаева Мелена |
Введение
Начало XXI века характеризуются новыми социокультурными условиями мирового развития. Резко расширились условия взаимосвязи и взаимозависимости как людей, так и государств, что выражается в процессах формирования планетарного информационного пространства, мирового рынка капиталов, товаров и рабочей силы, в интернационализации проблем техногенного воздействия на природную среду, межэтнических и межконфессиональных конфликтов и безопасности. Прогрессивной частью мирового сообщества осознана и признана ценность гуманистического подхода к этническим проблемам.
Россия всегда была многонациональной страной. Поэтому вопрос о взаимодействии с этнокультурным окружением для нашей страны, а значит и для регуляции межэтнического взаимодействия, очень важен и его значение будет постоянно возрастать, так как это неизбежно в условиях все более активизирующих международных контактов.
Количество межличностных, межэтнических и межконфессиональных конфликтов не спадает. Укрепление такой черты характера, как агрессивность, является одной из серьёзных опасностей, которые возникает на пути личностного развития в современном обществе, чреватом человеческими конфликтами. Жестокость, нетерпимость к сверстникам, людям иных национальностей, убеждений, социального положения чаще всего являются недостатком воспитания.
Актуальность
Одной из актуальных животрепещущих проблем для России является проблема межнациональных отношений. И это понятно: ведь страна, в которой проживает более 150 наций и народностей, не может нормально жить и развиваться, если не будет достигнуто межнациональное согласие, основанное на равноправии народов, независимо от их численности, вероисповедания, особенностей культуры, быта.
В нашем колледже обучаются студенты более 10 национальностей, поэтому и для нас актуальной является воспитание человека культуры, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия прошлого своего народа и народов других стран, стремящегося к взаимопониманию с ними, способного и готового осуществлять межличностное и межкультурное общение.
В нашем учебном заведении, в последнее время, межэтнических конфликтов не зарегистрировано, но иногда возникают недопонимания между обучающимися именно на основе разных культур, разного восприятия мира. Поэтому необходимо проводить профилактическую работу по формированию ценностей межкультурных контактов, предупреждению межнациональных конфликтов.
Наш проект направлен на реализацию целей и задач Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации. Громадное значение для сложной и многообразной полиэтнической системы культуры России на всех этапах ее развития имела и имеет в настоящее время проблема межэтнических контактов, прежде всего в сфере культуры. Наш проект направлен на то, чтобы национальные культуры народов, представители которых обучались или обучаются в колледже, не теряли своей жизненной силы, успешно взаимодействовали и развивались. Только тогда мы сохраним в общем потоке глобального цивилизационного процесса культурно-историческую уникальность, своеобразие и самобытность народов. Знакомство с культурой различных национальностей, способствует гармонизации межнациональных отношений, формированию толерантности, патриотизма и интернационализма. Проект содействует сохранению и развитию этнокультурного многообразия народов России, и это служит залогом укрепления единства многонациональной России. Все мы отличаемся друг от друга
историей, культурой, традициями, религией, но всех нас объединяет одно - мы граждане России. Нельзя построить добрососедские отношения без общения, взаимодействия, обсуждения "точек напряжения" и путей разрешения сложных ситуаций. Важен вопрос формирования личности, которая имеет четкое представление о родной культуре и умеет конструктивно взаимодействовать с представителями других народов. Нельзя допустить того, чтобы молодежь не интересовалась историей, традициями, духовно-нравственными ценностями своего и народов, живущих рядом. Поэтому нужно к вопросу укрепления дружбы народов подходить с различных сторон. Проведение студенческого фестиваля национальных культур поможет решению этой задачи.
Анализ информации по рассматриваемой теме
Пробуждение интереса молодежи к культуре других народов связано, очевидно, с глубоким познанием среды обитания других наций, их психологических особенностей и т.п. А для этого необходима развернутая и разнообразная (телевизионная, литературная, музейная) пропаганда знаний о прогрессивных исторических традициях, особенностях культуры разных народов.
Жизненная необходимость воспитания культуры межнационального общения объясняется тем, что население многих государств и регионов по своему составу многонационально. Необходимость регулирования отношений между людьми разных национальностей объясняется и тем, что межнациональные отношения остаются сложными. С целью выяснить позиции наших студентов по обсуждаемой теме, нами было проведено исследование, которое помогло изучить особенности межэтнического взаимодействия и межнациональных конфликтов в студенческой среде. Было опрошено 36 студентов различных национальностей: белорусы, украинцы, узбеки, татары, дагестанцы, армяне, азербайджанцы. В качестве метода сбора информации использовалось анкетирование.
В первую очередь респондентам было предложено высказать свое отношение к представителям другой национальности. Ответы показали, что 47% относятся положительно, 50% нейтрально и только 3% студентов – отрицательно.
Следующий вопрос был направлен на выяснение того, как студенты относятся к межнациональным конфликтам. Исходя из ответов, 3% респондентов считают, что конфликты – это естественно и относятся к ним положительно, еще 5% относятся скорее положительно, чем отрицательно. Также удалось узнать, что «нейтрально» ответили 17% опрошенных. Отрицательное отношение у 49% студентов и чаще отрицательное у 15%. Затруднились ответить 11% опрошенных. Таким образом, большая часть студентов высказалась против межнациональных конфликтов.
Что касается причин межэтнических конфликтов, то, по мнению респондентов, главными причинами возникновения конфликтов являются политические причины – 39% и культурные различия – 38%. Среди других причин межэтнических конфликтов респонденты отмечали: принадлежность к разным религиям 13%, ущемление прав этносов 8%, исторические взаимоотношения народов 6%. Одинаковое количество опрошенных 3% отметили такие причины, как: рост этнического национализма, быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и экономические причины. Социально-экономическое неравенство, как причину, указали 2% студентов. За вариант ответа «разница в поведенческих стереотипах» проголосовало 6% студентов. Культурные различия причиной конфликта считают 5%.
Таким образом, можно сделать вывод, что главной причиной межэтнических конфликтов студенты видят политические причины, разницы в поведенческих стереотипах и культуре.
Один из вопросов в анкете был составлен с помощью шкалы Э. Богардуса. Шкала используется для измерения дистанции, связанной с расовой, этнической, политической, религиозной и прочей принадлежностью. Максимальная социальная дистанция наблюдается с такими представителями национальностей, как азербайджанцы, таджики, узбеки и лезгины. Справедливости ради нужно отметить, что треть опрошенных не выделяют такую дистанцию.
Обработка результатов ответов на вопрос кто должен решать межнациональные конфликты, показала, что большая часть опрошенных - 60% считает, что эти конфликты должны разрешать правоохранительные органы. За вариант «Администрация колледжа» проголосовало 28% респондентов. 12% считают, что сами студенты должны регулировать межнациональные отношения.
Ответы респондентов позволяют сделать вывод о том, что в целом студенты осознают, что урегулирование межнациональных отношений возможно на начальном уровне их возникновения.
Один вопрос в анкете были составлены с помощью методики ЦТО по А.И. Лутошкину. Студентам необходимо было для каждой из предложенной национальности выбрать цвет. Цель данной методики заключается в том, чтобы изучить эмоциональные компоненты отношений студентов к различным национальностям. Также данная методика отражает как сознательный, так и частично неосознаваемый уровень этих отношений.
После обработки данных и подсчета баллов для каждой национальности получился следующий список: (нации расположены от наиболее к наименее предпочитаемым): русские > белорусы >казахи > армяне > украинцы >татары >евреи> азербайджанцы >узбеки > дагестанцы> таджики > киргизы. Если проанализировать расположение всех наций в данном пространстве, то хорошо видно, что в восприятии студентов близко расположены русские.
Ответы на вопрос «Много ли вы знаете о культуре и традициях других народов?» распределились следующим образом: 80% анкетируемых сказали, что знают мало, но хотели бы знать больше, 15% - ответили «не интересуюсь, это мне не нужно» и только 5% постоянно интересуются культурой и традициями других народов.
От студентов поступили следующие предложения о мероприятиях по укреплению дружбы между студентами – представителями разных национальностей: проведение классных часов по данной тематике – 30%, организация лекториев – 10%, студенческий фестиваль национальных культур – 40% и круглый стол – 20%.
Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы. В целом, студенты МК №6 хорошо относятся к представителям других национальностей. Конфликты среди студентов происходят редко, и, если они случаются студенты пытаются решить их самостоятельно мирным путем.
Проведение профилактической работы будет способствовать установлению доброжелательных отношений между студентами разных национальностей, в том числе с теми, где наблюдается максимальная социальная дистанция, позволит снизить влияние поведенческих стереотипов и улучшить межэтнические отношения в студенческой среде.
План реализации проекта
№ | Дата | Мероприятие |
1 | 1-5 апреля | Проведение анкетирования |
2 | 7 апреля | Выпуск бюллетеня по результатам анкетирования |
3 | 11 апреля | Подготовка и выпуск буклета «Представители этих национальностей учатся в моей группе» |
4 | 16 апреля | Конкурс эссе «Небо общее для всех» |
5 | 23 апреля | Классный час «Толерантность – путь к миру» |
6 |
| Посещение онлайн-выставок музея этнографии https://ethnomuseum.ru/kollekcii/vystavki-onlajn1/ |
7 | 22 мая | Посещение IV Ежегодного открытого фольклорного фестиваля «Беседа» |
8 | 9 июня | Круглый стол «Мы живем среди людей» |
9 | Август | Онлайн-флешмоб с использованием элементов национальных танцев |
10 | Сентябрь-октябрь (по решению администрации) | Студенческий фестиваль национальных культур |
Деятельность по реализации проекта
Ожидаемые результаты
Колледж, как социальный институт, имеет большие возможности для воспитания у молодежи толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности. Именно в коллективе у обучающегося могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению. Современный человек должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого, живущего на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти своё место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.
Реализация данного проекта позволит:
- обогатить кругозор студентов информацией о культуре, истории, ценностях своего и других народов;
- создать благоприятный психологический климат для позитивного общения обучающихся, принадлежащих к различным этническим группам;
- включать студентов разных национальностей в совместную познавательную и практическую деятельность, специально спроектированные ситуации.
На наш взгляд, реализация запланированных нами мероприятий позволит повысить эффективность формирования межэтнической толерантности у студентов нашего колледжа.
"Разделите так, как делили работу..."
Заяц, косач, медведь и весна
Медведь и солнце
Есть в осени первоначальной...
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ