Учебно-исследовательская работа. Специальность: 44.02.01 Дошкольное образование
Вложение | Размер |
---|---|
uir_vospitatel_sheshukova_e.docx | 78.51 КБ |
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
«УРАЙСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧСЕКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Специальность 44.02.01 «Дошкольное образование»
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ПРОФЕССИЯ «ВОСПИТАТЕЛЬ ДЕТСКОГО САДА» В РОССИИ И ГЕРМАНИИ
УРАЙ – 2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
1 Историческая справка..........................................................................................5
2 ДОУ в России и Германии……………………………………………….….….6
3 Образование………………………………………………………….……….....8
4 Профессиональные качества воспитателя.……………………………….….12
5 Взаимодействие воспитателей и детей..……………………………………..13
6 Организация деятельности воспитателя детского сада…………………..…15
6.1 Режим дня, организация прогулок и сна ………………………………….15
6.2 Питание детей……………………………………………………………….17
6.3 Спортивные занятия…………………………………………………………18
6.4 Развивающие и творческие занятия, подготовка к школе………………..19
6.5 Организация праздников и мероприятий………………………………….20
6.6 Общение с пожилыми людьми……………………………………………..21
6.7 Работа с родителями…………………………………………………………22
7 Условия работы и заработная плата воспитателя…………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………..………...…..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………...…….………..31
ВВЕДЕНИЕ
Согласно словарю С. И. Ожегова, воспитатель - это специалист, занимающийся воспитательной работой.
Иммануил Кант когда-то сказал: «В мире есть две сложные вещи – воспитывать и управлять». От того, кто будет воспитывать ребёнка 3-6 лет, зависит его будущее, его мировоззрение, вся его жизнь. Воспитатель детского сада – это вовсе не специалист по утиранию детских носов и чтению сказок малышне, как думают многие. Воспитатель детского сада – это не профессия, а состояние души. Он дарит детям лучшие годы, тепло своей души и не ждет в ответ благодарных слов. Работа воспитателя не просто труд, а это, прежде всего, способность к отречению, умение отдать всего себя, без остатка.
Конечно, лучший воспитатель для ребёнка – это его родители, но реалии нашей жизни таковы, что родители заняты зарабатыванием денег, так что, ребёнок, едва выбравшись из пелёнок, вынужден проводить время под присмотром воспитателя. Тем более что современные бабушки и дедушки не хотят сдавать позиции и активно занимаются разноплановой деятельностью, поэтому, единственное, что остаётся – надеяться на воспитателя. Он полностью заменяет родителей, пока те на работе: оденет, накормит ребёнка, объяснит, что хорошо, что плохо, поиграет с ним в игры.
Эти слова в полной мере относятся к воспитателям детских садов в России, а кто работает в детских садах Европы и в частности в Германии. На этот вопрос я хотела бы ответить в своей работе, изучить историю профессии, сравнить профессиональные обязанности воспитателей в этих странах, выяснить какое образование нужно иметь для работы в детских садах, положение профессии на рынке труда и заработную плату воспитателей в России и Германии, осветить профессиональные проблемы, с которыми сталкиваются коллеги из разных стран.
Актуальностью работы является то, что информации о работе специалистов дошкольных образовательных учреждений за рубежом немного. Учебники информируют об образовании за рубежом в целом, сравнивая образования лишь по общим вопросам, отдельных вопросов о работе воспитателей детского сада в дошкольных учреждениях, вопросов, которые были бы достаточно объемно и детально рассмотрены нет.
Объектом исследования является детский сад в России и Германии.
Предметом исследования является воспитатель детского сада.
Цель работы - описание и сравнительный анализ профессии «Воспитатель детского сада» в России и Германии.
Для достижения цели я поставила перед собой следующие задачи:
1. Найти, изучить и проанализировать материал по теме исследования.
2. Провести сравнительный анализ профессии «Воспитатель детского сада» по определённым параметрам.
3. Сделать вывод по собранным данным о профессии.
Для решения задач использовала следующие методы исследования:
Гипотеза: В ходе исследования российского и зарубежного опыта в области дошкольного образования, будет получена ценная информация о методах, принципах, новых технологиях и т.п. работы воспитателей детского сада. Эта информация будет полезна как студентам, так и преподавателям, которые интересуются образованием за рубежом, передовым опытом.
1 ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
История профессии воспитателя зародилась в Древней Греции, однако в те времена воспитанием ребёнка занимался раб, который отводил его в школу и нёс все необходимые принадлежности для учёбы. В остальное время раб следил за развитием ребёнка, оберегал от опасностей и невольно формировал поступки ребёнка и его поведение в целом. Некоторое время спустя дело раба продолжил домашний воспитатель. Изначально профессии воспитателя детского сада не существовало как таковой. Ее развитие пришлось на период популяризации нового вида воспитания детей дошкольного возраста, противостоявшего частному, домашнему обучению под надзором гувернера. Она возникла в XVII-XVIII вв., когда появились первые дошкольные учреждения.
В Европе, в том числе и в России, такие учреждения первоначально предназначались для детей-сирот. Позже были учреждены благотворительные заведения в помощь семьям неимущих слоев общества («Убежища» во Франции, «Школы защиты детей» в Германии, ясли-приюты в России). Затем возникли частные платные детские учреждения, куда приходили играть и заниматься дети состоятельных родителей. Лица, которые осуществляли присмотр за детьми, проводили с ними игры, занятия, т.е. выполняли воспитательную работу, в разных странах именовались по-своему: нянями, руководительницами, учителями, наставницами, воспитателями. Примечательно, что среди первых педагогов дошкольных учреждений лиц мужского пола было больше, чем в дальнейшем.
В 1840 г. Фридрих Фребель, выдающийся немецкий педагог дал своему дошкольному заведению в г. Бланкенбурге название детский сад (Kindergarten). Однако новым было не только название дошкольного учреждения, но и его назначение, а именно: обучить матерей с помощью практического руководства и показа приемов правильному воспитанию детей.
Идеи Ф. Фребеля и разработанные им рекомендации по содержанию воспитательной работы с детьми получили большое распространение в дошкольных учреждениях многих стран мира. Не составила исключение и Россия, где были организованы детские сады по системе Ф. Фребеля, а также курсы подготовки педагогов для работы в них. Воспитательниц, работавших во фребелевских детских садах, стали называть садовницами.
Сегодня воспитатель дошкольного учреждения - одна из массовых современных педагогических профессий. Воспитатели работают в дошкольных учреждениях, детских домах, школах-интернатах, школах и других учебно-воспитательных учреждениях и выполняют те же обязанности. Но на рынке труда появилась потребность в частных воспитателях. Эти воспитатели так же, как и во времена Российской империи, предоставляют свои услуги в части образования и воспитания детей в семьях богатых или со средним достатком людей.
2 ДОУ РОССИИ И ГЕРАНИИ
Главный принцип образовательной политики России в области дошкольного образования заключается в том, что все дети имеют право на равные стартовые условия перед началом школьного обучения.
Система детских садов предназначена как для первоначальной социализации детей, обучения их навыкам общения со сверстниками, так и для массового, общедоступного решения проблемы занятости их родителей (для чего время работы детского сада в большинстве случаев совпадает с типовым рабочим графиком большинства профессий: с 7 до 19 часов пять дней в неделю). В системе детских садов осуществляется также минимальная подготовка детей к обучению в школе – на уровне первичных навыков чтения, письма и счета.
В государственных ДОУ, в зависимости от вида детского сада, варьируется и программа обучения, и количество детей в группе, и качество питания и игрушек, и даже, во многом, психологическая атмосфера.
В большинстве стран мира, как и в России, дошкольное образование является первичным звеном общей системы образования и воспитания. Общественное дошкольное воспитание в Германии имеет давние традиции. Посещение там свободное. Рабочие часы немецких садов с 8 до 12 или с 13 до 17, т. е. ребенок находится там только 4 часа. Родители оплачивают только половину стоимости содержания детей, а остальные расходы берет на себя владелец заведения. Государство финансирует только пятую часть дошкольных учебных заведений, остальные опекаются профсоюзами, благотворительными обществами.
В Германии дошкольные учреждения работают не по конкретным программам, а в соответствии с «концепцией образования». В теории вырабатываются, а на практике принимаются только основные идеи организации дошкольного образования, и уже в каждом конкретном детском саду педагоги решают, что и как они будут делать: педагогика Монтессори, билингвальный (двуязычный) детский сад, детский сад с оздоровительным компонентом или собственная концептуальная комбинация. В центре внимания – интересы и энергия (собственная активность) детей.
Помещения детского сада обычно имеют открытую структуру. Каждый ребенок может по своему выбору находиться в любом месте детского сада, и где бы он ни оказался, везде для него найдется привлекательное занятие. В оснащении прослеживается определенная направленность – исследовательская лаборатория, комната для конструирования, комната для «строительства движений» (физкультурный зал), детская кухня, комната для творческих занятий, библиотека и т.п. Помещения оснащены по принципу «избыточной достаточности» и доступности, то есть так, чтобы ребенок мог самостоятельно найти нужный материал или оборудование.
Дети разных возрастов (от 3 до 7 лет) не делятся на группы или подгруппы, они могут свободно объединяться для выбранных ими дел или делать что-либо отдельно от других. Воспитатели закрепляются не за группой детей, а за помещением. Основной акцент в их деятельности на выстраивании пространства, в котором ребенок получает разнообразный опыт. Это значит, что наблюдая и ежедневно обсуждая с коллегами интересы и потребности детей, педагог вносит в развивающую среду «своего» пространства то, что привлечет их внимание, что может помочь им найти ответы на их вопросы, дать стимул для дальнейшего продвижения.
Отличительной особенностью работы педагога открытого детского сада в Германии является отсутствие внешних контролирующих инстанций. Детские учреждения не отчитываются перед государственными органами о своей работе. Это очень важный момент в организации труда воспитателя, поскольку отсутствие контроля с одной стороны повышает ответственность и самостоятельность воспитателя, а с другой – ориентирует воспитательную работу на детей, а не на проверяющие комиссии (как это нередко бывает в нашей стране).
3 ОБРАЗОВАНИЕ
Профессию «воспитатель» в России получают в колледжах и университетах, т.е. это среднее профессиональное или высшее образование. Приём в учебное заведение осуществляется после 9 и 11 класса. Срок обучения в колледже длится 3 года 10 месяцев, в университете – 4 года 10 месяцев. Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей. Обучение и практика (учебная и производственная) идут параллельно во время всех лет обучения. Из колледжа выходят воспитатели «высшей категории», из университетов и институтов – педагоги, которые тоже должны работать в садике либо заведующим, либо методистом, либо опять же воспитателем.
Дипломированный воспитатель может работать: в детских садах (государственных или частных); в детских домах; в центрах социальной помощи семье и детям; в развивающих центрах; в органах опеки и попечительства.
Основные предметы образовательных программ колледжа: педагогика, психология, коррекционная педагогика, все возможные виды дидактик и методик (экологическое, математическое, игровое, изобразительное образование), детская литература с практикумом по выразительному чтению, семейное право, музыка, физкультура, основы педиатрии.
Студенты, получающие высшее педагогическое образование, изучают дисциплины по шести основным циклам (гуманитарный, социальный, экономический, математический, естественнонаучный, профессиональный), каждый из которых включает базовую и профильную части. Независимо от специализации, для данного направления предусмотрено изучение следующих дисциплин: педагогика; психология; анатомия; гигиена; физиология; история; иностранный язык; культура речи; философия; безопасность жизнедеятельности; экономика образования; основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Профильная часть дисциплин определяется в зависимости от профиля обучения.
Подготовка воспитателей в Германии происходит иначе, чем в нашей стране. Для приобретения профессии воспитатель в Германии – достаточно получить Ausbildung. Но длительность обучения составляет от 3 до 5 лет, последняя цифра равняется длительности обучения в институте. Необходимым условиям для начала обучения является свидетельство об окончании Realschule (зависит от земли: в некоторых, нужно уже в школе делать Fachabitur). Для приобретения профессии подойдут такие учреждения, как: Berufsfachschule, Fachakademie или Berufskollegs. Итак, образование длится почти 5 лет, в зависимости от земли и содержит в себе 3 этапа.
На первом этапе в течение 2-х лет проходит практическая стажировка, когда будущие специалисты под руководством опытного педагога включаются в жизнь дошкольного учреждения и выполняют различные виды работы. Этот этап позволяет человеку самоопределиться, понять правильность выбора профессии, приобрести предварительный практический опыт работы с детьми.
Второй этап – 2 года теоретического обучения, в процессе которого студенты получают знания по детской психологии, дошкольной педагогике, возрастной физиологии и пр.
Третий этап – годичная заключительная практика, когда молодой специалист работает совместно с квалифицированным коллегой и овладевает техническими навыками профессии, также этот этап называют специализацией учащихся (Anerkennungsjahr), в зависимости от их желаемого места работы: ясли, детский сад, школа, приют.
Такая система подготовки ориентирует специалиста на практическую педагогическую работу с детьми, не перегружая теоретическими знаниями и дополнительными дисциплинами.
В конце обучения «воспитатели» сдают государственный экзамен. Экзамен состоит из трёх частей: письменной, устной и практической. Письменная часть – это две работы на темы из педагогики и психологии. Немецкий язык, социология, и другие школьные предметы сдают во второй, устной части выпускных экзаменов. Что касается практической части, то речь идёт об умении наглядно, не на словах, а на деле продемонстрировать экзаменаторам, что ты – реальный педагог. Надо подготовить и провести с группой детей или молодёжи какое-нибудь мероприятие. От начала до конца. И объяснить после этого экзаменаторам смысл всех этапов этого мероприятия.
В некоторых землях обучение и практика идут параллельно во время всех лет обучения. Для тех, кто уже работает в социальной области возможно приобретение профессии «без отрыва от производства» (два дня в неделю – теоретические занятия + один раз в неделю практика). Кстати, в Германии профессия воспитатель не считается женской, есть и представители сильного пола в данной области. Но мужчины предпочитают учиться в институте (факультет Erzieherwissenschaft), во-первых, после окончания института, квалификация выше, во-вторых, зарплата больше.
Профессия «воспитатель» в Германии не ограничивается только работой в детском саду. Воспитатели (Erzieher, Erzieherin) работают также с молодежью, консультируют пожилых, душевно и умственно больных. Многие «воспитатели» начинают работать частными «приходящими мамами» (Tagesmutter, точнее Kinderbetreuung).
Содержание образовательных программ Ausbildung и Uni похожи. Основные предметы: педагогика, психология, социология, коррекционная педагогика, все возможные виды дидактик и методик (математика, родная речь), религиоведение, семейное право, музыка, физкультура, основы педиатрии. В институте же добавляются общеобразовательные предметы, плюс углубленное изучение менеджмента, экономики, методологии психологии и педагогики. И Ausbildung, и Uni, делают ставку на практические навыки в данной профессии, студентов ждут «живое» общение с детьми, проведение исследований, экспериментов и лабораторных.
Особо следует отметить организацию системы переподготовки и повышения квалификации воспитателей в Германии. Каждый воспитатель ежегодно проходит повышение квалификации 5-6 раз. Этот курс может быть совсем короткий (1-3 дня), а может быть продолжительным (до 2-х недель). Курс может затрагивать самые различные сферы деятельности педагога – работу с родителями, принципы наблюдения за развитием ребенка, диагностику, специальные предметы – например, как ставить эксперименты в детском саду, как проводить интересные музыкальные игры или организовать экскурсию и на ее основе сюжетные игры и т.п.
4 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЯ
Изучив требования к знаниям и умениям воспитателя, требования к индивидуальным особенностям специалиста можно сделать вывод, что воспитатели детского сада в России и Германии должны иметь одинаковые профессиональные качества.
Воспитатель должен быть общительным, отзывчивым, тактичным, наблюдательным, внимательным, ответственным, иметь склонность к работе с детьми, хорошую образную память, наглядно-действенный вид мышления. Если вы думаете, что «воспитатель» профессия для вас, в Германии рекомендуется пройти психологические тесты, позволяющие оценить уровень коммуникации, организаторских способностей. Хотя бы узнать, относитесь ли вы к категории людей, которые могут работать в профессии по типу «человек-человек». Воспитателю необходима высокая общая культура, правильная, грамотная и внятная речь, умение владеть собой. Воспитатель несет большую ответственность за жизнь и здоровье детей и поэтому испытывает большие физические и эмоциональные нагрузки. Работает в помещении и на воздухе, в одну смену в условиях повышенного внимания. Перед воспитателем стоит не простая задача – научить ребенка воспринимать и понимать все прекрасное в мире: природу, музыку, поэзию. Воспитатель должен уметь: шить, мастерить, играть и петь с детьми. Педагог всегда должен быть интересен для своих детей. В чем-то хотя бы и в одном, он должен обладать какими-то особыми данными, например, быть отличным спортсменом или хорошим певцом. Ему надо очень много читать, особенно из области детской художественной литературы. Воспитатель не только организует работу детского коллектива в целом, но личные взаимоотношения детей между собой, общается с родителями. Приятный внешний вид, мягкая манера обращения, чувство юмора, тактичность привлекают не только детей, но и на родителей производят хорошее впечатление.
В немецком детском саду отсутствуют многие привычные для нас должности. Здесь нет методиста, старшего воспитателя, музыкального руководителя, психолога, логопеда, врача и пр. Все эти функции выполняет воспитатель. В случае необходимости педагог обращается в специальные психологические центры, приглашает логопеда или вызывает врача. Музыкой и изобразительной деятельностью занимаются с детьми также воспитатели, наиболее склонные к этой деятельности и успешные в ней.
Столь широкий круг обязанностей при отсутствии программы воспитания предъявляет серьёзные требования к квалификации воспитателей и к их подготовке.
В России существуют медицинские ограничения для воспитателя:
сердечно-сосудистые заболевания; заболевания органов дыхательной системы; заболевания опорно-двигательного аппарата; психические недуги и расстройства нервной системы, снижающие общую работоспособность и уравновешенность в общении, поступках и т.д.; хронические инфекционные и кожно-венерические заболевания; люди, являющиеся бактерио- и вирусоносителями, а также имеющие вредные привычки (курение, наркомания и т.п.).
5 ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ
В русском детском садике воспитатель – это авторитет для ребенка, главный человек в садике и группе. К воспитателю в российском детском садике обращаются на «Вы», по отчеству. Нехорошо дотрагиваться и трогать воспитателя, тем более неуважительно обнимать его. В Германии же, в детском садике, воспитатель – это друг ребенка, к нему обращаются просто по имени, он играет с детьми наравне в детские игры. Ребенок может сидеть у воспитателя на коленях, обнимать и даже целовать воспитателя. Например, впечатления российской эмигрантки о детских садах в Германии: мальчик спокойно рисовал на руке воспитателя фломастером узоры, и они вместе выбирали самый красивый.
Воспитатель очень редко сделает ребенку замечание, а если сделает, то с улыбкой или в дружественной форме. Может благодаря этому, адаптация в немецком детском садике у ребенка длится в среднем один день. В России воспитатели делают замечания детям чаще, это улучшает дисциплину детей, они становятся более послушными, но не всегда.
В немецком детском садике можно увидеть воспитателя мужчину лет 55, что сильно удивляет. Однако для немецких родителей это нормально и привычно, мальчики и девочки с удовольствием играют с ним.
Возраст воспитателей в среднем одинаков в России и в Германии. Однако в Германии в детских садиках часто работают вместе с воспитателями стажёры, которые только учатся, чтобы стать воспитателями.
Всего в детском саду работает 7-10 педагогов и 1-2 стажёра. В каждом помещении с детьми находятся 2 педагога, которые наблюдают за детьми, в случае необходимости предлагают интересные занятия и направляют деятельность детей, разрешают спорные ситуации. Несмотря на отсутствие традиционных групп, педагоги опекают определённых детей и несут ответственность за них. За каждым педагогом «закреплено» 20-25 детей разного возраста. Воспитатели наблюдают за своими детьми, отслеживают их маршрут в пределах детского учреждения и в случае необходимости корректируют его. Так, если ребёнок постоянно выбирает себе одно и то же занятие, игнорируя остальные, педагог тактично переключает его внимание на другое занятие (и соответственно помещение), но окончательный выбор остаётся за ребёнком.
Немецкие воспитатели не обязаны вести обильную документацию, она ведётся для внутренних нужд образовательного процесса. Документация сводится к заполнению карт индивидуального развития, которая заполняется на каждого ребёнка 2 раза в год - в начале и в конце года. В течение года возможны дополнительные заметки о важных переменах в развитии ребенка.
Показатели развития включают достаточно подробный анализ поведения ребёнка в группе, который является результатом индивидуального, а также совместного педагогического наблюдения. По 5-бальной шкале оценивается уровень развития игры, социальных навыков, активность участия в жизни сада, предпочтение разных видов активности и пр. Для оценки наиболее важных аспектов образования используются тесты. Важно отметить, что оценку развития и тестирование детей проводит сам педагог.
6 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА
В российских детских садах практикуется единая система требования к воспитанию и содержанию ребенка в ДОУ. Детей должны приводить к одному времени, когда начинается физическая зарядка, после которой следует завтрак. В группе все дети одного возраста. Всё подчиняется режиму и расписанию. Есть время и для совместных игр, и для творческих занятий, для занятий в музыкальном зале. Для приема пищи и тихого часа выделено специальное время, к которому дети привыкают. Прогулки проходят при хорошей погоде. На прогулках дети играют как сами, так и в игры вместе с воспитателями.
В Германии сады, которые подразделяются на государственные, частные и католические не имеют четкой системы. Руководство детского сада самостоятельно принимает решение о том, какой будет режим дня или направленность. В Германии детей приводят в детский сад в то время, которое удобно родителям, не говоря при этом заранее воспитателям. В группе дети разного возраста: от года до шести лет. С одной стороны, это является плюсом, так как старшие дети учатся ухаживать и присматривать за маленькими, с другой стороны, более старшим детям не так интересно играть и заниматься с маленькими детьми.
В детских садах Германии обязательным утренним ритуалом является сбор детей и проведение с ними беседы. Она может иметь целенаправленную тему - например, касающуюся праздника или поведения ребенка в группе. В это время каждому ребенку предоставляется возможность сказать о своем настроении, поделиться чем-то интересным с ребятами и педагогом. Это способствует формированию близости во время общения, снижает детскую тревогу. Кроме этого, во время утренней беседы, воспитатели рассказывают детям примерный план деятельности на день - о том, что будет на завтрак, какие сегодня планируются занятия, мероприятия, игры, походы. Такие разговоры не только дарят ребенку ясность о том, что ждет его в детском саду, но и учат малышей ставить цели, планировать деятельность, достигать результата. Во время утренних бесед педагоги также разбирают актуальные вопросы воспитания. Они могут касаться конфликтов в группе, правил поведения на улице или во время занятий.
Распорядок дня в немецком детском саду плавающий и гибкий. Только время обеда всегда одинаковое, обед проходит, как и в России в 12.00.
В немецких садиках есть тихий час, но детей не заставляют спать. Конечно, они могут по желанию уйти в спальню спать на специальных матрасах с пледом и любимой игрушкой в отдельной комнате на полу. Малыши спят в колясках. В тихий час в немецком садике включается тихая спокойная музыка и все сидят и тихо читают книги, смотрят картинки или играют в тихие игры.
Очень правильное и интересное в немецком детском саду как считают дети – это прогулки в любую погоду: в дождь, снег, сильный ветер. Для этого у детей есть специальная водо- и ветронепроницаемая одежда, которая хранится в детском садике и резиновые сапоги. Кроме свежего воздуха дети получают полную свободу в движениях — они могут прыгать и кататься, взбираться по лестницам, ходить на соседние игровые площадки к детям из других групп. В хорошую погоду дети с воспитателями редко гуляют на площадке садика, а посещают различные игровые площадки недалеко. Воспитатели присматривают за детьми, не диктуя им - как и где они должны гулять. Такой подход поддерживает в ребенке энтузиазм, тягу к познанию, свободу и спонтанность.
6.2 Питание детей
Здоровье – это питание, прогулки на свежем воздухе, зарядка и спортивные мероприятия, закаливание, наблюдение врача. В российском детском саду четырехразовое полноценное питание: горячий сытный завтрак из, например, каши, обед из двух горячих блюд, легкий полдник и полноценный горячий ужин. Дети пьют напитки по возрасту, а между приемами пищи всегда можно выпить воды.
Открытой остается проблема принудительного кормления детей. Воспитатели, тревожащиеся о том, чтобы «Ребенок не сидел голодным весь день» уговаривают его поесть, известны случаи, когда заставляют, пугают, шантажируют. Так, ребенок вынужден подчиняться педагогам, не обращая внимания на свои желания и потребности. Если это происходит постоянно, то дети «выходят» из детского сада с вредной привычкой слушать других, а не себя, думать о том, что их ощущения в сознании и теле не важны.
В немецких детских садах другое отношение к детскому питанию - воспитатели не заставляют ребенка есть, если еда ему не по вкусу. Начиная с раннего возраста, детей приучают к тому, чтобы они могли сами выбирать количество пищи, которое могут съесть. В немецком садике завтрак дается ребенку по его желанию – если он есть не хочет, то никто ему не нальет пить и не положит тарелку каши как в России. Некоторые овощи (огурцы, морковь), мюсли, йогурт, вода, хлеб с маргарином – из этих продуктов ребенок каждое утро выбирает, чем ему позавтракать в немецком детском саду. На обед может быть картошка «фри» с соусами или другая еда, которая в России считается «нездоровой» и наносит вред организму. Супы или другие первые горячие блюда очень редки в Германии и значительно отличаются от Российских тем, что они однородны по консистенции и могут быть, например, зеленого цвета с торчащей из него длинной сосиской, что не очень красиво и не хочется есть. Необычно также то, что в немецком детском садике может быть три дня подряд сладкое на обед - пироги в честь каких-либо праздников или дней рождения. Детям это конечно нравится. Родителям - не очень. В России этого быть не может, если только день в саду не сокращен наполовину, но и то не три дня подряд. Ужина и полдника нет в немецком саду. Но в течение дня можно есть любые фрукты и пить воду.
Зарубежные коллеги спокойно относятся к тому, что дети приносят свою еду из дома - ребенок в группе может спокойно завтракать или обедать тем, что положила ему мама, и никто не станет заставлять его, есть другую пищу. На мой взгляд, питание организовано лучше в России, хотя в Германии детям питание также нравится.
В детских садах России много еды просто выбрасывается, потому что норма, которая положена детям, часто не съедается. В Германии детям с раннего возраста прививают бережное отношение к еде, особенно, хлебу - пусть ребенок лучше возьмет одну маленькую порцию, а потом попросит добавки, чем то, что норма, положенная ему, останется нетронутой и превратится в отходы.
6.3 Спортивные занятия
Спортивные мероприятия и физическая зарядка есть только в российском детском саду. В немецком же есть закаливание детей: окна в группе почти всегда открыты и в саду прохладно. Детей могут водить в сад заболевшими, например, с кашлем или насморком. Полугодовалые дети ползают в проходном спортзале на полу в одном памперсе, при этом по этому спортзалу проходят взрослые в уличной обуви. Но на улицах чисто и грязи, конечно, нет, но ведь есть микробы! В Германии никогда не требуют медицинских справок в отличие от российских садиков, даже не спрашивают сертификат прививок. Если в саду кишечная инфекция, вши, ветрянка, на дверь вывешивается предупреждение для родителей. И… дальше жизнь идет своим чередом. Никаких карантинов. Хотите – водите детей в сад на свой страх и риск, хотите – не водите. Играть зимой на улице с водой по локоть мокрым, это нормально. Воспитатели в Германии никогда не следят, чтобы ребенок надел шапку или перчатки. Они считают, что ребенок сам решает, как ему одеваться. Так же воспитатели никогда не будут заплетать ребенка как в российском детском садике. Может быть, поэтому очень редко девочки в Германии имеют длинные волосы, скорее короткую стрижку. Поправлять одежду ребенка и делать замечаний по поводу внешнего вида ребенка тоже в Германии не принято.
6.4 Развивающие и творческие занятия, подготовка к школе
В Германии нет обучающих занятий для дошкольников в садиках. И подготовки к школе тоже нет. Подготовка к школе заключается в развитии памяти (игра «Мемори», которая может длиться целый день), скорости реакции («хали-гали», «уно» и др.), изучению правил дорожного движения, проведению познавательных игры, игр на внимательность (в основном все настольные игры), развитию творческих способностей. 1 раз в неделю есть музыкальное занятие с приглашенным педагогом, 2 раза в неделю – спорт. Практически нет занятий по развитию мелкой моторики, танцам и пению, нет утренней зарядки и спортивных занятий, нет заданий по разучиванию стихотворений, обучению буквам и счету, письму. Но есть много творчества - изготовление нестандартных интересующих ребенка поделок, рисование, лепка из пластилина. В детском саду в Германии проходят кулинарные занятия – дети готовят варенье по своим собственным рецептам, пекут торты, печенье и пиццу, делают салаты. Если ребенок не хочет этим заниматься, его опять же не заставляют. Сиди, пожалуйста, в сторонке, занимайся своими делами. Главное – не мешай остальным.
В целом, мне кажется, в немецком детском саду у детей больше свободы, короче дистанция между ребенком и воспитателем. Но при этом, я бы не сказала, что нет дисциплины. Есть свои определенные правила, которым все следуют.
В России же обучающим и подготовительным занятиям в детских садиках отводится огромная роль. Есть различные специальные развивающие программы по возрастам. Составлено расписание четко по времени и по тому, что дети должны делать. Большое внимание уделяется развитию мелкой моторики, творческим занятиям (лепка, изготовление аппликаций, рисование, поделки из природных материалов), танцам, пению, разучиванию стихотворений, совместному чтению книг и другому. В садиках часто устраивают конкурсы поделок, которые изготовлены детьми вместе с родителями.
6.5 Организация праздников и мероприятий
В Германии в детских садах отмечают в основном религиозные католические праздники:
Например, День Святого Мартина. Ничего сходного ни с одним «садиковским праздником» в России не имеет. Дети изготавливают к празднику различные ведра (из бумаги, бутылок из-под шампуня или лимонада), в которые помещаются фонарики на удочке. Сначала все дети с родителями на улице поют песни у костра в темноте с этими фонариками, затем устраивается распитие глинтвейна родителями и какао или компота (чаще всего из боярышника или шиповника) детьми. Детям также дают булочки в форме человечка – Святого Мартина, в руке которого, искусственная курительная трубка... После «перекуса» взрослые и дети идут с фонариками по тёмным улицам города и поют песни под оркестр, чтобы найти спрятавшегося Святого Мартина: “Ich gehe mit meiner Laterne und meine Laterne mit mir…”. Праздник празднуют всем городом от различных садиков и начальных школ в середине осени.
Рождество - это самый любимый немецкий праздник. В детском садике празднуют четыре «Адвенты», когда по пятницам с утра дети поют полчаса Рождественские песни с родителями под гитару. За месяц, когда открываются Рождественские ярмарки, дети ходят на них вместе с воспитателями посмотреть что-то интересное и покататься на каруселях. Новый год, который называется «Сильвестер» в Германии особым праздником не считается и 2-3 января уже многие идут на работу и в сады.
Карнавал также считается отчасти религиозным праздником. Открытие карнавала происходит 11-го ноября. В этот день мало кто учится и мало кто работает. Все приходят нарядные в школы, сады и на работу. Но это только открытие карнавала. С ноября по закрытие карнавала, то есть по февраль-март можно ходить в карнавальной одежде и никто не обратит особо на это внимание. В феврале-марте происходит самое большое карнавальное шествие. Маленькие карнавальные шествия происходят в разных районах городов, большое – через весь город и длится целый день. При этом те, кто идут в колонне бросают конфеты, цветы, сладости и небольшие игрушки тем, кто стоит и смотрит на это. В карнавальные костюмы должны быть одеты все. В карнавальную неделю все ходят в карнавальных костюмах и на работу, и в сад. В Германии на праздники в садах проходит одно и то же. От этих праздников, которые одинаково повторяются из года в год, многие немецкие родители устали и идут на них с неохотой
В Российских детских садиках отмечают праздник осени, Новый год, Международный женский день, День Защитника Отечества, День Победы и другие праздники. При этом ярко и нарядно украшается зал, каждый раз готовится новая музыкальная концертная программа с выступлениями детей (выученные детьми танцы, песни, стихотворения) и конкурсами, приглашаются родители. Родители, как и дети, одеты празднично, создается особо праздничное настроение, родители гордятся и умиляются своими детьми, видят, чему их дети научились.
6.6 Общение с пожилыми людьми
В немецких детских садах довольно популярен опыт общения детей с людьми, чей возраст близок к пожилому и даже престарелому. Маленьким детям устраивают встречи с ними в пансионатах, специальных учреждениях. Представители разных поколений - малыши и старики - получают возможность познакомиться друг с другом, пообщаться, обменяться подарками. Обычно дети вместе с воспитателями несут букет цветов, разучивают стихи или песни, делают подарки своими руками для бабушек и дедушек. Такой опыт, несомненно, самым положительным образом отражается как на детях, так и на взрослых людях, у кого за плечами остался большой жизненный опыт, кто страдает от одиночества.
Это воспитывает доброту в детях, сострадание, способность быть сопереживающими, чуткими и заботливыми. Пожилые люди, благодаря такому общению, приобретают возможность почувствовать себя нужными и интересными, получить массу приятных эмоций.
6.7 Работа с родителями
Родители проявляют интерес к жизни детей в детском саду и в России, и в Германии, принимают в ней самое активное участие: от эпизодической помощи до регулярных дежурств. Компетентные в той или иной области знаний, деятельности взрослые члены семьи включаются в работу с детьми (организуют совместный хор детей и взрослых, обучают желающих рукоделию, устраивают походы и экскурсии). Родители оказывают друг другу помощь: проводят анонимную распродажу детских вещей (дети так быстро растут), создают библиотеки, игротеки. Актив родителей (родительский комитет) проводит субботники (благоустройство помещений и прилегающих к зданию территорий, ремонт оборудования). Перед праздниками в детском саду устраивают веселые ярмарки с распродажей сладостей, самодельных игрушек, сувениров, с лотереями, гаданиями, представлениями. На деньги, вырученные от распродажи, ведут детей в кино, театр.
Практикуются беседы, консультации, на которые приглашаются родители, нуждающиеся в помощи специалистов (педагога, врача, психолога). На родительских собраниях, кроме обсуждения традиционных вопросов, предлагается просмотр видеофильмов о пребывании детей в детском саду, иногда включают лекции по разной тематике. Один-два раза в год дети, родители, персонал детского сада собираются на общий вечерний праздник. К нему общими силами готовят концерт или спектакль, угощение, маленькие сюрпризы. Родители издают газеты, журналы, оформляют фотоальбомы, стенды, снимают видеофильмы.
В Германии для общения с детьми и их родителями оборудуется «коммуникационный центр» (уютная комната и т.д.), где можно рассказать о своих переживаниях, поделиться впечатлениями о событиях дня, взрослые беседуют за чашкой кофе.
7 УСЛОВИЯ РАБОТЫ И ОПЛАТА ТРУДА ВОСТИТАТЕЛЯ
Надо заметить, что дефицит детских садов и воспитателей в Германии, как и в России огромен. Связано это с тем, что профессия воспитателя не популярна. Это тяжелая работа, требующая большого напряжения, моральных и физических сил, особенно в малышовой группе. Нужно менять подгузники, вытирать детские попы, переодевать из мокрого в сухое (а некоторых детей – раз 5 за день), разрешать детские конфликты и ссоры, делить одну детскую коляску на десятерых страждущих, а также документировать для родителей, как прошел день у их чада.
В России очень часто группы переполнены, в них находятся до 30 человек. Уделить при этом время каждому ребенку становится очень проблематично. Также часто ощущается нехватка нянечек, и воспитателю приходится взваливать на себя груз дополнительных обязанностей.
В Германии в первые два года теоретического обучения, увы, будущим воспитателям не положено получать стипендию. Зато после окончания теоретического обучения, согласно Tarifvertrag Öffentliche Dienst зарплата должна составлять 1254 евро в месяц брутто. Это зарплата в так называемый период практики, то есть на третий год обучения. В России такие выпускники называются молодыми специалистами и пребывают таковыми три года, а не один. После окончания практики зарплата резко вырастает. Согласно Tarifvertrag Öffentliche Dienst зарплата выученного специалиста – педагога должна составить 2240 евро в месяц брутто. Приобретая опыт и необходимую квалификацию, уровень сотрудника повышается в соответствии с тарифной сеткой (в зависимости от стажа работы и уровня профессиональной квалификации). Для сравнения, специалисты центров дневного ухода, в учреждениях с количеством мест до 40 (группа S9) в зависимости от уровня получают 2750 - 4200 евро (брутто) в месяц, а в учреждениях имеющих более 180 мест заработная плата может составлять 5 700 евро. Но также нужно учесть, что у работодателя в Германии есть право самостоятельно определять объем трудового стажа специалиста под уровень таблицы окладов.
После института у педагогов есть возможность открыть свои частные детские сады, что на сегодняшний день очень востребовано, при этом родители готовы за это платить. Например, в частом садике в Гамбурге родители за удовольствие оставить 1 ребенка в детском саду, платят 1000 евро ежемесячно. Причём садик абсолютно обычный, всего-то с уроками английского и полдником! Так что перспектива данной профессии очевидна, особенно если открыть садик с каким-нибудь уклоном (тибетская гимнастика, закаливание, детская йога) или, например, по системе Монтессори, Вольфдорский детский сад (немецкая система). В настоящее время наблюдается и тенденция национальных садиков: в крупных городах Германии уже есть итальянские, русские, турецкие детские сады, где немецкий язык дети проходят как вспомогательный язык, а все общение происходит на родном языке детей. Доход Tagesmutter (частные «приходящие мамы») зависит от региона проживания. В основном за 4-5 часов работы, пять дней в неделю «дневная мама» получает около, 400 евро в месяц, но сумма может быть и больше.
Германию периодически сотрясают забастовки воспитателей детских учреждений. Объединенный профсоюз работников сферы услуг Германии (Ver.di) – добивается включения в тарифный договор улучшенных положений об охране здоровья воспитателей и повышения заработной платы специалистов.
Зарплата российского воспитателя детского сада составляет 32840 рублей, если считать в среднем по России. Она в разы выше в Москве, Санкт-Петербурге, северных и отдаленных регионах. Зато в других субъектах Российской Федерации, она может составлять всего 15000-20000 рублей, что, конечно, очень мало.
На зарплату воспитателя детского сада влияет ряд критериев. Важнейший из них – диплом о высшем образовании. Выпускники вузов могут рассчитывать на 40% доплаты к окладу. В материальном стимулировании играет важную роль и стаж: 3 года в профессии дают +5% к окладу, работа на протяжении 5-10 лет добавляет 10%, при практике свыше 10 лет начисляется 25%.
Кроме этого, за квалификационный уровень педагогам детского сада также полагаются существенные надбавки: за высшую категорию – 40%, первую – 25%, вторую – 15%. Воспитатели, имеющие статус «Заслуженного» или кандидата наук, получают к окладу дополнительно 87%, «Отличник» или «Почетный» – 20%.
Всего в нашей стране насчитывается порядка 50000 дошкольных образовательных учреждений и несколько тысяч частных детских садов. Из-за низкой заработной платы практически везде ощущается нехватка кадров. Часто на вакансию воспитателя откликаются либо выпускники профильных ВУЗов без опыта работы, либо родители, которым необходимо устроить своего ребенка в садик. И совершенно редким исключением являются настоящие энтузиасты своего дела, которые готовы искренне и самоотверженно работать за небольшие деньги.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги своего исследования, я пришла к выводу, что «Воспитатель детей дошкольного возраста» очень интересная и важная профессия, является одной из самых социально значимых человековедческих профессий и в России, и в Германии.
Профессия воспитатель не входит в десятку самых престижных профессий, но является одной из востребованных на рынке труда. Это тяжелая работа, требующая большого напряжения, моральных и физических сил. В Германии заработная плата предоставляемая государством воспитателю более высока, поэтому квалифицированный работник идёт на эту работу. У нас же достойная оплата труда существует только в частных детских садах, в которые не каждой семье по карману устроить ребёнка. Поэтому огромное количество детей воспитывается людьми, которые не имеют к этому способностей, должных знаний и навыков.
Чтобы работать в детском саду в России, и в Германии нужно получить среднее специальное (колледж) или высшее (университет) образование. Но в Германии обучение продолжается 5 лет и состоит из 3 ступеней: ориентационная ступень (на практике студент выясняет правильность выбора профессии); теоретическая ступень (изучение предметов по специальности); практическая ступень (практика в детском саду). Итогом обучения является комплексный государственный экзамен с практическим модулем. Обучение и практика (учебная и производственная) в России идут параллельно во время всех лет обучения. В конце обучения студент должен подготовить выпускную квалификационную работу (дипломная работа, дипломный проект).
Профессия предъявляет высокие требования к индивидуальным особенностям специалиста. Он должен быть мудрым, всезнающим наставником и артистом одновременно, владеть всеми развивающими и воспитывающими малышей знаниями и уметь профессионально использовать их на занятиях с детьми в детском саду.
В России в детских садиках все строже, дети обращаются к воспитателю на «Вы» и по имени, отчеству. В немецких детских садах у детей больше свободы, короче дистанция между ребенком и воспитателем (дети называют воспитателей по имени и на “ты”). Вспомните своих детсадовских воспитателей, всем нам знакомо: «Пока не доешь, не встанешь из-за стола», «не ковыряй в носу», «положи игрушку на место»… Воспитатель в Германии очень редко делает ребенку замечание, а если делает, то с улыбкой или в дружественной форме.
В деятельности воспитателя детского сада России и Германии есть существенные различия. Это прослеживается в организации быта детских садов (питание, сон, прогулки и др.), как организован досуг, в развитии и воспитании. В российских детских садах практикуется единая система требований к воспитанию и содержанию ребенка в ДОУ. Воспитатель должен организовывать свою деятельность в соответствии с этими требованиями. В группе все дети – ровесники, в зависимости от возраста, количество детей составляет от 10 до 20 человек. Закон определяет, что на одну группу должно быть два воспитателя и помощник – нянечка, которая занимается вопросами уборки помещения, а также ухода за детьми. Воспитатели работают посменно, а не вместе. Нянечка же присутствует в группе и оказывает помощь воспитателю – постоянно. За каждой группой закреплено определённое помещение, куда входят: раздевальная (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная (совмещенная с умывальной). Всё подчиняется единому режиму и расписанию, где четко по времени определено, что дети должны делать совместно с воспитателем. В российском детском саду четырехразовое полноценное питание, физическая зарядка и спортивные мероприятия, тихий час, прогулки при хорошей погоде. Есть различные специальные развивающие программы по возрастам. Большое внимание уделяется развитию мелкой моторики, творческим занятиям (лепка, изготовление аппликаций, рисование, поделки из природных материалов), танцам, пению, разучиванию стихотворений, совместному чтению книг и другому. Огромная роль отводится подготовке детей к школе.
В Германии руководство детского сада самостоятельно принимает решение о том, какой будет режим дня и направленность. Главной особенностью детского сада является отсутствие жёстких границ между помещениями и принадлежности ребёнка к определённой группе. В группе не более 18-20 детей, а в некоторых детских садах их максимальное количество - 50 человек. Присматривают за ними два педагога, которые постоянно помогают друг другу. Каждый воспитатель, отработав больше шести часов, должен сделать перерыв, иначе его работоспособность снизится и это негативно отразится на детях. Также наряду с воспитателями, в группе может работать стажёр – будущий воспитатель. Помещения детского сада - 4-6 уютных комнат и залов - являются не групповыми помещениями, а зонами для определённых видов детской активности. Обычно это следующие помещения:
•для игры (ролевой, сюжетной, режиссерской и проч.);
•для конструирования и экспериментирования;
•для детского творчества (для рисования, лепки, аппликации и пр.) или «креативная комната»;
•для физической активности.
В детском саду также имеется пространство для общих встреч всех детей и воспитателей.
У детей нет своего группового определённого помещения в пространстве детского сада, но у каждого ребёнка есть свой приватный уголок – довольно большой выдвижной ящичек, подписанный его именем, в который он может помещать важные для себя предметы, игрушки, и который не вправе открывать никто из посторонних.
Выбор занятий и соответственно помещений дети осуществляют самостоятельно. В режиме дня сада есть время для встреч со всем коллективом, периоды групповых занятий, но большую часть времени дошкольник сам решает, чем, где и с кем он будет заниматься.
Пример режима дня открытого детского сада:
С 7 до 9 ч. – дети приходят в сад. После прихода в сад до 10 часов утра время свободных игр и занятий. В это же время дети завтракают. Завтрак осуществляется не единовременно, а в соответствии с желанием самих детей: с 8 до 10 часов для всех накрыт шведский стол и ребенок сам выбирает, что и когда он будет кушать. С 10 до 10.30 – время общей встречи. Это своеобразная кульминация дня. Все дети и взрослые собираются вместе, поют и разучивают песни, играют в общие игры, слушают сказки и рассказы и пр. Всё это объединяет детей. Но главным объединяющим началом является общий проект (общее дело). На каждый период времени педагогический коллектив планирует определённый проект для детского сада, тема которого связана либо с сезонными событиями, либо с национальными праздниками, либо с замыслом педагогов.
После общей встречи наступает время занятий (с 10.30 до 11 час.) Это единственное время, когда дети объединяются по возрастному принципу – примерно по 6-10 человек в каждой возрастной группе. Содержание занятий естественно, зависит от возраста детей. Образовательной программы в привычном для нас смысле в открытых садах нет. Содержание и форму проведения занятий каждый педагог разрабатывает сам. После 11 часов – общая прогулка на участке или в ближайшем лесу или парке. С 12 до 13 – обед для всех. Послеобеденный дневной сон не является обязательным. Специальных спален и кроватей для детей старше 3-х лет нет. Для особо уставших детей воспитатели готовят маты и пледы в спортивном зале. Дети могут смотреть книжки, играть в тихие игры, собирать пазлы или рисовать. С 13 до 16.45 – свободные занятия по выбору. Каждый ребёнок выбирает себе помещение и занятие – игру, конструирование, рисование, лепку и пр. Между 15 и 16 часами полдник, который дети приносят с собой (родители готовят его дома сами). С 16 до 16.45 – может быть вторая прогулка или игра. В это время родители забирают детей по домам. В 16.45 детский сад заканчивает работу.
Моя работа доказывает, что лучшим было бы сочетание в одном обеих форм детских садиков. Такой вывод мы делаем, потому что в немецких детских садах основными ценностями и направлениями развития, на мой взгляд, считаются свобода, выбор ребенка, его "хочу", "интересует"; в российских же - приучение к режиму и распорядку дня, к понятиям "надо", "целесообразно". Возможность свободного выхода ребёнка за пределы одного помещения, одной возрастной группы, одной деятельности резко расширяет пространство жизнедеятельности детей. Право свободного выбора (и ответственность за него) даёт возможность почувствовать самого себя: свои желания, переживания, процесс и результат своих действий. Это стимулирует инициативность, самостоятельность ребёнка и ответственности за свои действия. Несомненным плюсом российских детских садиков является непосредственно разностороннее обучение детей в дошкольный период: танцы, пение, творчество, а также более систематический подход к развитию детей и подготовка к школе.
Как в России, так и в Германии, воспитание и развитие ребёнка осуществляется через игры, общение, более-менее свободное времяпрепровождение, хотя в России дошкольное учреждение считается сильнее нагруженным дисциплиной, чем немецкий его аналог. Но цель и там, и там одна: подготовить к жизни разносторонне развитого, адекватного ребёнка. Здоровье, эстетика и нравственность - вот то, за чем должны следить воспитатели.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Сергеева Н.Б. Впечатления о современном немецком дошкольном образовании // Педагогика, М., 2010., №3. – с.22-27
2. Сорокова М.Г. Современное дошкольное образование: США, Германия, Япония. М., 2008. – 170 с.
3. Гутман А. Воспитатель – профессия для терпеливых [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://puzzle.germaniaplus.de/vospitatel-professiya-dlya-terpelivyx/, доступ свободный
4. Волкова Т.В. ДОУ России и Германии: различные формы и методы работы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dou-rossii-i-germanii-razlichnye-formy-i-metody-raboty, доступ свободный
5. Дошкольное воспитание в Германии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bank.nauchniestati.ru/primery/referat-na-temu-doshkolnoe-vospitanie-v-germanii/, доступ свободный
Загадка Бабы-Яги
Рисуем акварельное мороженое
Щелкунчик
Пустой колос голову кверху носит
Весенняя гроза