Умение читать очень важно, ведь именно чтение – основное занятие на всех уроках, а также во время выполнения домашнего задания. Работа над техникой быстрого чтения – процесс достаточно длительный и требующий больших усилий, часто непривлекательный для ученика. Успешность развития скорости осознанного чтения для нас была связана с удачным подбором упражнений для еѐ тренировки.
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno-issledovatelskaya_rabota_kak_povysit_tehniku_chteniya.doc | 503 КБ |
ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ КОНКУРС
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ
«ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ»
Секция: Лингвистика
Тема: Как повысить скорость чтения?
Автор: Дорофеева Алёна, ученица 4 класса
Научный руководитель: Кузнецова Галина Михайловна
Место выполнения работы: РЖД Лицей № 10, города Улан-Удэ
Содержание
Введение………………………………………………………………………...с. 3
Глава I. Теоретическая часть…………………………………………………..с. 3
Польза от книги…………………………………………………...с. 3
Влияние скорости чтения на развитие школьника……………..с. 4
Мнение учителей……………………………………………….....с. 5
Известные факты о скорости чтения……………………………..с. 6
Глава II. Практическая часть…………………………………………………..с. 6
Заключение…………………………………………………………………….с. 11
Список литературы……………………………………………………………с. 12
Приложение……………………………………………………………………с. 13
Введение
Мы учимся в 4 «а» классе. С каждым годом объѐм информации, предлагаемый школьной программой, увеличивается. По оценкам психологов, на успеваемость ребенка в школе влияет 200 факторов. Фактор номер один - скорость и осознанность чтения. Но современные дети так мало читают, и мы не исключение. Как помочь самим себе правильно и быстро читать тексты, чтобы повысить успешность в обучении (ведь имея низкую скорость чтения, мы просто не будем успевать выполнять задания)?
Проблема исследования: низкая техника чтения, нежелание читать больше. Цель исследования: повысить скорость чтения за ограниченный промежуток времени (3 недели) на 10-15 слов.
Задачи исследования:
1. Изучить доступную литературу о влиянии скорости чтения на развитие школьника;
2. Провести стартовую и итоговую диагностику по выявлению первоначальной и конечной скорости чтения;
3. Подобрать и апробировать упражнения, способствующие эффективному развитию скорости чтения;
4. Сделать анализ полученных данных.
Объект исследования: чтение
Предмет исследования: скорость чтения.
Гипотеза: предполагаю, что систематически выполняя комплекс специальных упражнений, нам удастся повысить скорость чтения за 3 недели примерно на 10-15 слов.
Методы исследования: сбор информации, наблюдение, интервьюирование, проведение экспериментов, сравнительный анализ первоначальной и конечной скорости чтения, обобщение.
Глава I. Теоретическая часть
1.1. Польза от книги.
Чтение – главное умение человека в жизни, без которого он не сможет постичь окружающий мир. «Книга – это учитель без платы и благодарности. Каждый миг дарит тебе откровения мудрости» (Алишер Навои, тюркский поэт). Я с ним полностью согласна. Я считаю, что книги играют важную роль в жизни человека. И сейчас я попытаюсь это доказать.
Я нашла несколько исследований, которые расскажут, какие конкретные навыки улучшаются, когда мы читаем. Теперь проводить время с книжкой будет еще приятнее.
1. Чтение уменьшает стресс.
Чтение было признано наиболее эффективным способом, уменьшить стресс. Всего 6 минут чтения более чем на две трети снижает уровень стресса.
2. Чтение поможет избавиться от бессонницы.
Чтение один из наиболее эффективных способов успокоиться и настроиться на сон.
3. Чтение делает нас более чуткими.
Во время чтения вы наверняка сопереживаете героям книги. Исследования показывают, что, проникаясь художественным произведением, человек учится сочувствию и эмоциональному пониманию другого человека в реальной жизни.
4. Чтение делает нас более привлекательными.
Высокий интеллектуальный уровень делает вас более привлекательным для людей. Возможность поддержать беседу на любую тему и блеснуть эрудицией при знакомстве дает больше шансов, что человек отдаст предпочтение именно вам.
5. Чтение улучшает память и мыслительные способности.
Всякий раз, когда вы читаете, вы тренируете мозг. Каждый раз он создает новые связи для сохранения полученной информации.
6. Чтение расширяет словарный запас.
Когда вы читаете, то сталкиваетесь со словами, которые обычно не используются в повседневной речи. Если какое-то слово незнакомо, не обязательно искать его в словаре. Иногда значение можно понять по общему содержанию.
7. Чтение делает нас хорошим рассказчиком.
Чем больше чужих историй вы читаете, тем лучше будете рассказывать свои. Вы научитесь отфильтровывать ненужную информацию и лучше подавать нужную. Чем увлекательнее будут ваши истории, тем интереснее вы будете казаться другим, тем убедительнее для них будут ваши слова.
1.2 Влияние скорости чтения на развитие школьника
Дети и подростки, часто читающие литературу, имеют IQ более высокий, чем те, кто пренебрегает этим полезным занятием. От скорости чтения зависит процесс развития школьника. Быстро читают обычно те дети, которые читают много, а, значит, усваивают много информации. С помощью словаря я узнала, что чтение - это процесс преобразования буквенных символов в словесные, процесс получения информации из её источника.
В целом навык чтения складывается из двух сторон: смысловой и технической. Под главной смысловой стороной чтения понимают, что читатель понимает слова, употреблённые в прямом и переносном смысле, понимает содержание отдельных глав и абзацев.
В техническую сторону чтения входит несколько составляющих: во-первых, правильность чтения, т.е. умение прочитывать правильно слова без искажений, замены или перестановки букв, слогов, слов. Во-вторых, умение понимать содержание текста, его смысл. В-третьих, выразительность – умение эмоционально передать читаемое, соблюдая знаки препинания автора и понимая их смысл. В-четвёртых, это способ чтения. Различают четыре способа чтения:1) побуквенный, 2) слоговой, 3) плавный слоговой с прочтением целыми словами, 4) чтение целыми словами. В-пятых, это темп чтения, т.е. скорость прочитывания слов в минуту. Навык чтения формируется в период обучения в начальной школе, поэтому в начальных классах есть свои нормы чтения. К концу 4 класса по требованиям программы ученики должны читать не менее 90 слов в минуту.
Однако существуют и другие мнения. Некоторые педагоги и учёные считают, что оптимальная скорость чтения – это чтение в темпе разговорной речи, т.е. 120 – 150 слов в минуту. Именно к такому темпу приспособился артикуляционный аппарат человека.
1.3 Мнение учителей
Беседуя с учителями русского языка нашей школы, мы задали им вопрос о необходимой, по их мнению, скорости чтения в старших классах. Дашеева Надежда Цыреновна сказала о скорости чтения не менее 150 слов минуту. Она уверена, что скорость чтения напрямую связана с успешностью учащихся при обучении. Ситникова Вера Афанасьевна рекомендовала 120-140 слов в минуту. По её мнению, темп чтения должен быть приближен к темпу понятной разговорной речи.
Я задала Елене Витальевне Кузнецовой (моему учителю в школе) вопрос о необходимой, по её мнению, скорости чтения в 3-4 классах. Елена Витальевна рекомендовала 120 слов в минуту. По ее мнению, не так важна скорость чтения, как понимание и запоминания учеником прочитанного. Чтение без понятия – это пустая трата времени. Елена Витальевна рассматривает чтение как средство получения информации. Это и увеличение словарного запаса, и умение правильно строить диалоги, и расширение кругозора. Все это значительно облегчает общение, помогает налаживать знакомство с новыми людьми. Пословица гласит: «Чтение - вот лучшее учение». А ещё - «Кто много читает, тот много знает».
1.4 Известные факты о скорости чтения
Наблюдения учёных показали, что большая часть населения планеты читает с такой же скоростью, как и 100 лет назад. Это 250-300 слов в минуту.
Но истории известны факты феноменально быстрого и рационального чтения – 1000 и более слов в минуту. Так читали, например, Лев Николаевич Толстой, Фёдор Иванович Достоевский, Максим Горький, Марк Твен и другие.
Современный человек тоже способен читать с такой скоростью.
1. Скорость чтения 16-летней Иры Иваченко – 163 333 сл/мин с полным усвоением прочитанного. Это достижение было официально зарегистрировано в присутствии журналистов.
2. Ученица российской Школы Скорочтения Светлана Архипова установила рекорд скорости чтения скорости чтения – 60 000 зн/мин. Он занесен в Книгу рекордов Гиннесса, в справедливости результатов сомневаться не приходится, так как Светлана ответила на все вопросы к прочитанному тексту.
3. Англичанка Энн Джонс побеждала на мировом чемпионате по скорочтению шесть раз. Её скорость чтения 4 253 слов в минуту.
4. Президенты Джон Кеннеди и Франклин Рузвельт также настойчиво тренировались в скорочтении и достигли отличных результатов чтения - свыше 1000 слов в минуту.
Глава II. Практическая часть
Всю экспериментальную часть мы разделили на три этапа: стартовой диагностики, собственно экспериментальный и итоговой диагностики.
На этапе стартовой диагностики перед нами стояла задача: определить скорость чтения и понимание прочитанного.
Для решения этой задачи мы традиционным способом проверили проверку скорости чтения всех учеников в классе. Была дана минута для чтения текста. После прочтения мы ответили на 4 вопроса не только по содержанию, но и на понимание прочитанного. Данные о первом срезе мы оформили в диаграмме «Стартовая диагностика».
Выводы:
- скорость чтения нужно повышать, т.к. объем материала увеличивается;
- скорость чтения учеников даже одного класса может быть различной.
Чтобы добиться результата, нужна система занятий. Поэтому на втором этапе, мы выполняли комплекс упражнений. Задачей этого этапа было, используя разные упражнения, понять какие из них помогают быстрее и качественнее читать. Занятия проводились три раза в неделю и продолжительностью были не больше двадцати минут. Всего за 3 недели провели 9 занятий (с 25.02.2019 по 15.03.2019).
1. Каждое занятие начиналось с «жужжащего» чтения текста. Это чтение маленького отрывка (в пределах ста слов) с последующими ответами на вопросы. Здесь важно увеличение словарного запаса.
2. Квадрат с цифрами, размещёнными в случайном порядке, по-другому называется таблица Шульте. Работа с подобной таблицей расширяет поле зрения. Ребенок глазами ищет цифры по порядку: от 1 до 25, например, только черного или только красного цвета. Засекаем время, ограничиваем его постепенно. Поиск цифр в таблице увеличит темп речи, поскольку школьник будет видеть боковым зрением больше слов, то есть подсознательно прочитывать их заранее.
3. Школьник находит все слова в тексте, начинающиеся на одну букву.
Упражнение приучает к внимательности, развивает левое полушарие мозга — языковое.
4. Предлагается текст с пропущенными буквами. Чтобы прочитать его и понять, нужно домыслить окончания, приставки. Это ускоряет темп восприятия текста в будущем, помогает объединить буквы в целые слова.
5. Чтение анаграмм, решение филвордов. Необходимо для увеличения угла зрительного обзора. Дети находят слова в поле с буквами. Выглядит это так:
6. Не читая слова, назвать цвет, которым окрашены буквы.
Чередование упражнений позволяло мобилизовать познавательные процессы на достижение целей исследования. Все упражнения старались выполнять с максимальной скоростью.
Кроме предложенного комплекса упражнений мы выполняли ещѐ несколько упражнений на развитие техники чтения.
Чтение перевёрнутого текста. Страница обычного текста переворачивалась вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Наша задача была, двигая глазами, справа налево прочитать 2 страницы текста. Это упражнение способствует формированию в памяти ребенка целостных эталонов букв.
Поиск в тексте заданных слов. Задаются 1-3 слова, которые надо как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, можно подчеркнуть или обвести в кружок. Это упражнение формирует способность запоминать образы слов, а так же развивает словесную память.
Игра в прятки. Ведущий начинает читать не сначала, а где захочет, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего. Каждый из нас был очень рад, когда первым успевал найти абзац, который читал ведущий.
Кроме всего этого, дома, ежедневно мы читали не менее 2- 3 страниц печатного текста.
Выводы:
1. Наиболее эффективными оказались упражнения, имеющие творческий занимательный характер (мы ведь дети – большие любители поиграть) такие как поиск в тексте заданных слов, игра в прятки, таблицы Шульте. Ещё нам очень не терпелось узнать, на сколько слов повысилась наша скорость чтения;
2. Сложными, но интересными для нас были упражнения: «Найди слова», чтение перевернутого текста.
3. На эффективность работы повлияли личные психофизические, логопедические особенности, но положительные изменения есть у всех;
4. Чтобы видеть прогресс каждого необходимо фиксировать результаты на «Диаграмме повышения скорости чтения» понимая, что всегда есть то, к чему можно стремиться.
На этапе итоговой диагностики мы ставили себе задачей измерить скорость чтения текста каждого из участников после выполнения всех тренировочных упражнений. Всем был предложен один и тот же текст - для чтения вслух, за 1 минуту. После прочтения мы отвечали на 4 вопроса не только по содержанию, но и на понимание. Результаты представлены на диаграмме «Итоговая диагностика», и зафиксированы на «Диаграмме роста скорости чтения» и в сводной таблице «Рост скорости чтения» (см. приложение)
Выводы:
- скорость чтения каждого из учеников увеличилась;
- если заниматься подобными упражнениями без системы, пропуская занятия, то результаты могут снизиться, особенно в начале работы.
Диаграмма роста скорости чтения
Заключение
Современная школьная программа достаточно трудна. Умение читать очень важно, ведь именно чтение – основное занятие на всех уроках, а также во время выполнения домашнего задания. Работа над техникой быстрого чтения – процесс достаточно длительный и требующий больших усилий, часто непривлекательный для ученика. Успешность развития скорости осознанного чтения для нас была связана с удачным подбором упражнений для еѐ тренировки. На уроках мы стали замечать, что пополнился наш словарный запас. Задания, направленные на поиск информации в тексте мы выполняем теперь быстро. Проведенные диагностические и контрольные срезы чтения позволили сделать следующие выводы:
- скорость чтения нужно повышать, т.к. объем материала увеличивается;
- на эффективность работы влияют личные психофизические, логопедические особенности;
- скорость чтения при использовании упражнений увеличилась в среднем, примерно на 5-10 слов;
- повысилось качество понимания прочитанного и правильность чтения. Цель исследования достигнута, гипотеза работы подтвердилась. Рекомендуем, по совету психологов, освоить технику беглого чтения детям до 12 лет. Регулярные упражнения по тренировке техники чтения необходимы для всех учащихся: одним эти упражнения помогают исправлять недостатки чтения, другим – не терять ранее приобретенные навыки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зотов С. Г., Зотова М. А.. Повышение скорости чтения. Издание шестое. Феникс. 2013 г.
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4- е издание, дополненное. Москва. 2010 г.
5. http://www.skorochtenie.info/
Приложение 1
Сводная таблица «Рост скорости чтения»
Пчёлы и муха
Алые паруса
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Тупое - острое
Рисуем кактусы акварелью