Именно свидетельства детей помогают нам понять масштабы битвы, ужас и трагизм, который пережили те, на чью долю выпала нелегкая участь сражаться и выживать в руинах Сталинграда. Прожив долгую жизнь, они сохранили в своей памяти налеты вражеской авиации, грохот канонады, вой сирен, стоны раненых, плач по погибшим. Их рассказы и воспоминания помогают нам воссоздать более полную картину военных событий.
Вложение | Размер |
---|---|
stalingradskaya_bitva_glazami_detey.docx | 44.49 КБ |
Районная краеведческая конференция «Отечество».
Тема исследовательской работы «Сталинградская битва глазами детей»
Автор:
Клевцова Екатерина Сергеевна 7 «Г» класс
(МБОУ гимназия № 1 им. М.И. Пенькова
Руководитель:
Учитель истории и обществознания
Еремина Ольга Николаевна
Миллерово
2018 г
Оглавление
Введение-------------------------------------------------------2-3
Глава I. Война на подступах к Сталинграду----------
Глава II. Жизнь в осажденном Сталинграде-----------
Глава III. Завершение Сталинградской битвы---------
Заключение-----------------------------------------------------
Список использованной литературы---------------------
Введение
Запоминайте нас, пока мы есть,
ведь мы еще на многое сгодимся.
Никто не знает, сколько мы продлимся,
а вот сейчас мы с вами рядом здесь!..
Э. Асадов
2 февраля 2018 года мы отметили 75-ю годовщину Сталинградской битвы. Битвы, которая положила начало коренному перелому в войне в пользу СССР и стран антигитлеровской коалиции против фашизма.
Двести дней и ночей на берегах Дона и Волги, а затем у стен Сталинграда и непосредственно в самом городе продолжалась эта ожесточенная схватка. Она развернулась на огромной территории площадью около 100 тысяч квадратных километров при протяженности фронта от 400 до 850 километров. Участвовало в ней с обеих сторон на разных этапах боевых действий свыше 2,1 миллиона человек. По целям, размаху и напряженности боевых действий Сталинградская битва превзошла все предшествующие ей сражения мировой истории.
Во время войны нелегко всем: невыносимо тяжело на полях сражений, тяжело женщинам и старикам, взвалившим на свои плечи непосильный труд на фабриках, заводах, в сельском хозяйстве. Но в тысячу раз тяжелее самым незащищенным, самым маленьким – детям.
«Дети и война - нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», - так сказал поэт Александр Твардовский. Как он прав!
У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне.
Именно свидетельства детей помогают нам понять масштабы битвы, ужас и трагизм, который пережили те, на чью долю выпала нелегкая участь сражаться и выживать в руинах Сталинграда. Прожив долгую жизнь, они сохранили в своей памяти налеты вражеской авиации, грохот канонады, вой сирен, стоны раненых, плач по погибшим. Их рассказы и воспоминания помогают нам воссоздать более полную картину военных событий. А ведь война в сотни раз страшнее, если видеть ее детскими глазами. И никакое время не сможет вылечить раны от войны, тем более детские. Эта человеческая трагедия почти затерялась на фоне грандиозной битвы.
Актуальность работы заключается в том, что данная тема недостаточно исследована, не изучается на уроках истории.
Цель исследования:
- изучить события Сталинградской битвы используя воспоминания детей,
-укрепить и сохранить память о гражданском подвиге маленьких жителей города.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить документы по Сталинградской битве;
- собрать информацию о жизни детей во время Сталинградской битвы;
Предмет исследования – события Сталинградской битвы.
Объект исследования – дети, пережившие военные события под Сталинградом.
Гипотеза: дети, вынеся на себе все тяготы войны, внесли свой вклад в разгром фашистов под Сталинградом.
Методы исследования:
#1058;еоретические:
- изучение теоретических материалов , информационных источников, фотодокументов;
- систематизация и обобщение материалов.
#1055;рактические:
- анализ и обработка материалов.
- составление презентации о детях – участниках Сталинградской битвы.
В учебной литературе по истории и энциклопедических изданиях практически нет информации о жизни детей в период Сталинградской битвы, но мы предположили, что есть другие источники.
Новизна работы заключается в том, что вся работа основана на воспоминаниях реальных сталинградских детей, членов общественной организации «Дети Войны»
Практическая значимость: материалы данной работы могут быть использованы на уроках истории, на уроках мужества и классных часах посвященных ВОВ и Сталинградской битве.
Глава I. Война на подступах к Сталинграду
Семнадцатого июля 1943 года началась легендарная Сталинградская битва. Несмотря на ожесточенное сопротивление советских войск, двадцать третьего августа передовые немецкие части севернее города вышли к Волге. Десятки немецких танков появились в районе тракторного завода. Вслед за ними двигалась пехота. Противник стремился с ходу прорваться в город
Тысячи жителей вышли на строительство оборонительных сооружений.
Из воспоминаний Л.И. Конова: «Одолеть землю, твердую, как камень без кирки и лома было непросто. Особенно мучили солнце и ветер. Жара иссушала и изматывала, а жара не всегда была. Песок, пыль забивали нос, рот, уши. Жили в палатках, спали вповалку, на соломе. Уставали настолько, что засыпали мгновенно, едва коснувшись коленями земли. И неудивительно: ведь работали по 12-14 часов в сутки. Вначале за смену одолевали едва километр, а потом, привыкнув и набравшись опыта, - и целых три. На ладонях образовались кровавые мозоли, которые все время лопались и саднили. В конце концов, они затвердели.
Иногда налетали немецкие самолеты и обстреливали нас на бреющем полете из пулеметов. Было очень страшно, женщины, как правило, плакали, крестились, а иные прощались друг с другом. Мы, мальчишки, хоть и старались показать себя чуть ли не мужчинами, но все равно тоже боялись. После каждого такого полета мы обязательно кого-то недосчитывались…»[1]
«… Фронт еще был относительно далеко от Сталинграда, а город уже опоясывался укреплениями. Знойным, душным летом тысячи женщин и подростков копали окопы, противотанковые рвы, строили баржи. Принимал в этом участие и я. Или, как тогда говорили, «ходил за окопы».
На уцелевших предприятиях ремонтировались танки, орудия, которые тут же возвращались в бой. Взять Сталинград с ходу противнику не удалось. Лишь в сентябре гитлеровские войска приступили к штурму города, который продолжался два месяца.
Из воспоминаний М. И. Малютиной: « Многие из нас, детей Сталинграда, ведут свой отсчет «пребывания» на войне с 23 августа. Я же ее ощутила здесь же, в городе несколько раньше, когда девочек нашего восьмого класса послали оказывать помощь по переоборудованию школы под госпиталь. На все было отведено, как нам говорили, 10-12 дней. Мы начали с того, что освобождали классы от парт, а на их место ставили койки, заправляли их постельными принадлежностями, Но настоящая работа началась тогда, когда в одну из ночей прибыл состав с ранеными, и мы помогали переносить их из вагонов в здание вокзала. Делать это было совсем не просто. Ведь наши силенки были — не ахти какие. Вот почему каждые носилки мы обслуживали вчетвером. Двое брали за ручки, а еще двое подлезали под носилки и , чуть приподнявшись, двигались вместе с основными. Раненые стонали, иные бредили, а то и сильно ругались. Большинство их было черными от дыма и копоти, оборванные, грязные, в окровавленных бинтах. Глядя на них мы нередко ревели, но дело свое делали. Но и после того, как мы вместе со взрослыми доставили раненых в госпиталь, нас домой не отпустили.
Работы хватало всем: ухаживали за ранеными, перематывали бинты, выносили судна. Но настал день, когда нам сказали: « Девчата, вы сегодня же должны разойтись по домам ». А потом было 23 августа…» [1]
В Сталинград война ворвалась внезапно 23 августа 1942 года. 23 августа был воскресный день, но большая часть жителей Сталинграда находилась на рабочих местах: на предприятиях и на строительстве оборонительных укреплений. Дома оставались в основном старики, инвалиды, больные, дети. Во второй половине дня гитлеровцы бросили на город свыше 1000 самолетов. С жутким воем они неотвратимо шли на город.
История войн еще не знала столь массированного разрушительного налета. В городе тогда не было скопления наших войск, так что все усилия противника были направлены на уничтожение именно мирного населения. Никто не знает - сколько тысяч сталинградцев погибло в те дни в подвалах обрушившихся зданий, задохнулось в земляных убежищах, сгорело заживо в домах.
Из воспоминаний тринадцатилетнего подростка Гурия Хваткова
«Из своего подземного убежища мы выбежали наружу. Наш дом сгорел. Многие дома по обе стороны улицы тоже были охвачены пожаром. Отец и мама схватили нас с сестренкой за руки. Нет слов описать, какой мы испытывали ужас. Вокруг все пылало, трещало, взрывалось, мы бежали по огненному коридору к Волге, которую из-за дыма не было видно, хотя она была совсем близко. Вокруг были слышны крики обезумевших от ужаса людей. На узкой кромке берега скопилось много народа. Раненые лежали на земле вместе с мертвыми. Наверху, на железнодорожных путях взрывались вагоны с боеприпасами. Над нашими головами летели железнодорожные колеса, горящие обломки. По Волге двигались горящие потоки нефти. Казалось, что горит река… Мы бежали вниз по Волге. Вдруг увидели небольшой буксирный пароход. Едва мы поднялись по трапу, как пароход отошел. Оглянувшись, я увидел сплошную стену горящего города».
Вскоре разрушенные улицы Сталинграда стали полем сражения, и многих жителей, чудом оставшихся в живых во время бомбардировок города, ожидала тяжелая участь.
Точное количество находившихся в Сталинграде людей не известно. Оно варьирует от 200 тысяч до 1200 тысяч человек. В итоге мирные сталинградцы стали главным заградотрядом для советских войск. «За спиной был живой город, где кричали раненые дети и обезумевшие матери и поэтому для солдата за Волгой земли не стало». Так, сами того не осознавая, сталинградские дети стали «заложниками войны».[2]
Глава II. Жизнь в осажденном Сталинграде
«Олег Назаров. 5 лет. Когда немец стал сильно бомбить Сталинград, мы сидели в разрушенном доме, вся семья: мама и папа, дедушка, бабушка, я и сестренка. Маму убило, папа ушел с красноармейцами, дедушка и бабушка умерли от голода. Сестренку взяла тетя, а меня военный дядя привез, где было много детей, в Дубовский детский дом.
Лида Орешкина. 5 лет. Мы жили с мамой в Городище. Когда пришли немцы, я была с мамой. Один раз мы пошли с ней за хлебом, из ворот вышел немец. Он толкнул маму от меня, я осталась одна. Маму куда-то угнали и я ее больше не видела.
Ваня Васильев 5 лет. Мы жили в Бекетовке. Папа пошел воевать с немцами, мама поехала в город. Когда немецкий самолет бросил бомбу, то попал в вагон, где была мама, и ее убило. У меня была сестренка, но я не помню, куда она делась.
Борису Усачеву было в ту пору пять с половиной лет, когда они вдвоем с матерью ушли из разрушенного дома. Матери предстояло скоро рожать, и мальчик стал уже осознавать, что он единственный , кто может помочь ей на этой трудной дороге. Они ночевали под открытым небом, и маленький Борис подтаскивал солому, чтобы мама было легче лежать на промерзшей земле, собирал колосья и кукурузные початки. Они прошли 200 километров, прежде чем им удалось найти крышу - холодный сарай в хуторе. Малыш по обледеневшему склону спускался к проруби, чтобы принести воды , собирал дрова , чтобы обогреть сарай. В этих нечеловеческих условиях на свет появилась девочка.
Галина Крыжановская, которой не исполнилось тогда и пяти, вспоминает, как она, больная, с высокой температурой лежала в доме, где хозяйничали фашисты. « Помню, как один немец стал куражиться надо мной, поднося нож к моим ушам, нос, грозя отрезать их,если я буду стонать и кашлять ». В эти страшные мгновения, не зная чужого язык, одним инстинктом девочка поняла, какая ей грозит опасность , и что она не должна даже пискнуть , не то , что крикнуть: «Мама». Галина вспоминает, как они выжили, находясь в оккупации:
«От голода у нас с сестрой заживо гнила кожа, ноги распухали. По ночам мама выползала из нашего убежища, добиралась до помойной ямы, куда немцы сбрасывали очистки, огрызки. [4]
Дети не только выживали, но и помогали Красной Армии в борьбе со шпионами.
Из воспоминаний В. Л. Кравцова « … В конце июля где-то около двенадцати часов ночи после объявления воздушной тревоги, когда по небу метались ослепительно белые лучи прожекторов, мы стояли на перекрестке улиц, у смирновского магазина. Неожиданно, из-за дома напротив, шипя, в небо ввинтилась ракета. Описав дугу, она упала где-то в районе переправы. Не сговариваясь, мы рванули в темный двор. Убегающего в сторону водокачки человека увидели сразу. Наиболее легкий на ноги Юра настиг ракетчика первым и сбил его с ног. Этого мгновения хватило, чтобы мы с Колей оказались тут как тут. Оседлали вражеского лазутчика всем составом патруля. Обыскав его, ничего не нашли: по всей вероятности, успел избавиться от лишних улик. Связав задержанному руки брючным ремнем, повели его в милицию. Всю дорогу молчали, каждый думал о своем. Только Юрка все никак не мог успокоиться и бесконечно повторял: «Ну и гад!… Ну и фашист проклятый!».
Нас поблагодарили за бдительность. А К. С. Богданова добавила: « Я горжусь вами, ребята. Вас обязательно наградят».[1]
Из воспоминаний М. Н. Киселева:« … Война застала меня в ремесленном училище. Учебный процесс наш резко изменился. Вместо положенных двух лет обучения уже через десять месяцев я оказался на тракторном заводе. О сокращенном обучении мы не жалели. Наоборот, стремились поскорее попасть в цех, чтобы лозунг «Все — для фронта! Все — для победы!» могли осуществлять не только другие, но и мы,
подростки. Время было суровое, и скидок на возраст нам практически не было. Работали по 12 часов. С непривычки быстро уставали. Особенно было тяжело, если попадали в ночную смену. Работал я тогда фрезеровщиком и очень этим гордился. Но были среди нас и такие (особенно среди мальчишек – токарей), которые, чтобы стоять за станком , подставляли под ноги ящики.»
Дети участвовали в тушении так называемых «зажигалок». Фашисты понимали, что никаких фугасных бомб не хватит на то, чтобы сравнять с землей такой город. Пожары — вот на что они рассчитывали.
Зажигательная бомба весила всего килограмм, их сбрасывали кассетами, сериями. Пробивной силы «зажигалки» вполне хватало, чтобы прошить железную крышу. Потом, на чердаке, срабатывал взрыватель — и «желатин» вместе с плавящейся, тоже горящей оболочкой расплескивался кругом, прилипал к стропилам, зажигал их. Такие дома начинали гореть сверху. Пожарные команды во время массированных налетов поспеть всюду не могли, да и воды не хватало.
Из воспоминаний В.Я. Ходырева
«…Однажды наша группа, среди которой находился и я, услышала нарастающий гул вражеского самолета, а вскоре - и свист падающих бомб. На крышу упало несколько зажигалок, одна из них оказалась вблизи меня, ослепительно брызгая искрами. От неожиданности и волнения на какое-то время забыл, как необходимо действовать. Наотмашь ударил ее лопатой. Она еще сильно вспыхнула, обдавая фонтаном искр, и, подпрыгнув, перелетела через край крыши. Не причинив никому никакого вреда, так и догорела на земле посреди двора.
Были потом на моем счету и другие укрощенные зажигалки, но ту, первую, запомнил особенно. Прожженные ее искрами штаны с гордостью показывал дворовым мальчишкам…»[1]
Из воспоминаний В.А. Потемкина.
«Когда началась бомбежка, у Жени Моторина - коренного сталинградца, погибли мать и сестра. Так четырнадцатилетний подросток был вынужден какое-то время находиться вместе с бойцами на передовой. Они пытались эвакуировать его через Волгу, но из-за постоянных бомбежек и обстрелов это не удавалось. Настоящий кошмар Женя испытал, когда во время очередной бомбежки, шедший с ним рядом боец закрыл мальчика своим телом. В итоге солдата буквально изорвало осколками, но Моторин остался жив. Пораженный подросток долго бежал от того места. А, остановившись в каком-то полуразрушенном доме, понял, что стоит на месте недавнего боя, окруженный трупами сталинградских защитников. Неподалеку лежал автомат, схватив который Женя услышал винтовочные выстрелы и длительные автоматные очереди.
В доме напротив шел бой. Через минуту, по спинам заходивших в тыл нашим солдатам немцев, ударила продолжительная автоматная очередь. Спасший воинов Женя, стал с тех пор сыном полка.
Солдаты и офицеры позднее называли парня «сталинградским Гаврошем ». А на гимнастерке юного защитника появлялись медали: «За отвагу», «За боевые заслуги».[1]
Одной из юных героинь Сталинградской битвы стала Люся Рыдано.
Она оказалась в Сталинграде после долгих поисков родных и близких. Однажды в сталинградский детский приёмник пришёл офицер, который искал детей для работы в разведке. Так Люся оказалась в боевой части. Командиром у них был капитан, который учил, давал наставления, как вести наблюдения, что отмечать в памяти, как вести себя в плену.
Из воспоминаний Л.А. Бесчастновой
« Шесть дней нас готовили для разведки. По альбомам знакомились с техникой врага, обмундированием, знаками различия, условными обозначениями на машинах, как быстро сосчитать количество солдат в колонне (по 4 человека в ряд - рядов - взвод, 4 взвода - рота и т.п.). Еще большая ценность, если бы удалось случайно посмотреть в солдатской или офицерской книжке цифры на 1 и 2 страницах, и все это держать в памяти, ничего нигде не записывая. Даже кухня могла рассказать о многом, так как количество полевых кухонь, обслуживающих определенный участок, говорило о приблизительном количестве солдат, находящихся на данном участке. Мне все это очень пригодилось, так как сведения были более полными и точными.»[3]
В первой половине августа 1942 г. Люся вместе с Еленой Константиновной Алексеевой под видом матери и дочери впервые были заброшены в тыл врага.
Семь раз Люся переходила линию фронта, добывая всё новые сведения о противнике. За образцовое выполнение заданий командования награждена медалями «За отвагу» и «За оборону Сталинграда». Люсе посчастливилось остаться в живых.
Из воспоминаний Русановой Г.М.
«… Вскоре после приезда в Сталинград умерла от тифа мать, а я попала в детский дом. Те, кто пережил войну в детстве, помнят, как безошибочно по звуку, по силуэту научились мы разделять системы артиллерийских орудий, танков, самолетов, воинские знаки различия гитлеровской армии. Все это помогло и мне, когда я стала разведчицей.
В разведку я ходила не одна, была у меня напарница, двенадцати летняя ленинградка Люся Радыно.
Не раз нас задерживали гитлеровцы. Допрашивали. И фашисты, и предатели, бывшие на службе у врагов. Вопросы задавали «с подходом », без нажима, чтобы не напугать, однако, мы уверенно старались держаться своей «легенды»: «Мы из Ленинграда, потеряли родных». Держаться «легенды» было легко, потому, что не было в ней вымысла. И слово «Ленинграда» произносили мы с особой гордостью.
Навсегда запомнила июльскую ночь 1942 года. Меня с моим напарником
Ваней направили с левого лесистого берега Дона и оставили одних на территории,
занятой врагом. И встретились. На дороге нас нагнали два немецких солдата на велосипедах. Остановили. Обыскали. Не найдя ничего кроме хлеба, отпустили. Так состоялось мое первое боевое крещение. То, первое задание, разведотдела 62-й армии, принимавшей участие в боях за Сталинград, не принесло видимого успеха: во время 25-километрового рейда в тыл врага ни немецкая техника, ни войска – и все равно, оно было самым трудным, потому, что первым.
Последнее мое задание было в октябре 1942 года, когда шли ожесточенные бои за Сталинград.
Севернее тракторного завода я должна была пройти полосу земли, занятой немцами. Два дня бесконечных попыток не принесли желаемого успеха: каждый сантиметр той земли был пристрелен точно. Лишь на третий день удалось попасть на тропинку, которая привела к немецким окопам. На подходе меня окликнули, оказалось, я вышла на минное поле. Немец
провел меня через поле и сдал начальству. Неделю держали меня за прислугу, едва кормили и допрашивали. Затем лагерь военнопленных. Потом — перевод в другой лагерь, из которого (вот счастливая судьба) отпустили».
Из воспоминаний Вержичинского Ю.Н.
« … На спуске со стороны Рабоче-Крестьянской стоял подбитый наш танк. Я приготовился переползти к нему, и вот у самого танка я попал к нашим разведчикам. Они расспросили, что я видел на своем пути. Я сказал им, что только что прошла немецкая разведка, она пошла под Астраханский мост. Меня они взяли с собой. Так я попал в 130 зенитно-минометный дивизион.
В дивизионе мне, как местному приходилось несколько раз переходить одному через линию фронта. Получаю задание: под видом беженца пройти от Казанской церкви через Дар-Гору, станции Садовая. Если удастся, пройти до Лапшина сада. Не записывать, не зарисовывать, только запоминать.
В районе Дар-горы, недалеко от 14 школы я был задержан немецкими танкистами по подозрению, что я еврей…Танкисты передали меня эсесовцам-украинцам. А те, не мудрствуя, решили просто повесить. Но тут же я сорвался. Дело в том, что у немецких танков пушки очень короткие, и веревка соскользнула. сталинградская битва юный защитник
Только начали второй раз вешать, и …тут начался минометный обстрел нашим дивизионом. Это страшное зрелище. Не дай Бог, снова попасть под такой обстрел. Моих палачей, словно ветром сдуло, а я, как был с веревкой на шее, так и бросился бежать, не глядя на разрывы.
Отбежав порядочно, я бросился под настил пола разрушенного дома и набросил на голову пальто. Дело было в конце октября, то ли в начале ноября, и я был в зимнем пальто. Когда я встал после обстрела, то пальто было похоже на «царскую мантию»,- из синего пальто всюду торчала вата».[1]
Еще одна страшная беда оккупированных сталинградцев - это немецкий плен. В немецкие концлагеря отправляли и детей. По воспоминаниям членов общества «Дети военного Сталинграда», их колоннами, без перерывов и практически без пищи гнали в лагеря, под конвоем и постоянным страхом смерти. Несчастные, голодные, больные дети и взрослые должны были ни в коем случае не отстать, несмотря на то, что и сил то у многих на просто передвижение не было, иначе - смерть.
Из воспоминаний М. С. Машефиной.
«Когда фашисты ворвались в Сталинград, нас насильно погнали на Украину пешком, потом ехали на открытых платформа.»
Из воспоминаний Ю. Н. Левиной.
« Где-то в конце октября к нам спустился один немец. Меня он из землянки вынес, а сестренку застрелил…Голодных, разутых и раздетых фашисты погнали нас в Гумрак, а затем на станцию Обливская…»,-.
Из воспоминаний А.Шамрицкого: « … Белая Калитва… У всех, кто побывал там за колючей проволокой, она осталась в памяти на всю жизнь. Гражданское население, в основном женщины, старики и дети из Сталинграда, прибывало порой по два-три эшелона в день. За непродолжительное время за колючей проволокой сосредоточилось около пяти-шести тысяч человек. Кормили людей раз в сутки. В котел шли даже опилки, смешанные с отрубями. Трупы умерших от болезней и голода, замерзших, уже не умещались в ямах, выкопанных до морозов, в том числе воронках от бомб, снарядов. Их складывали прямо в штабеля, как дрова».[2]
Вывод: таким образом, в ходе упорных боев, часть города была захвачена и оккупирована гитлеровцами, часть города удерживали бойцы Красной армии. И на одной и на другой частях города продолжало оставаться гражданское население, среди которых были и дети. Они не только выживали в этих нечеловеческих условиях, но и в силу свих сил и возможностей приближали Победу сначала в Сталинградской битве, а затем о во всей войне.
Глава III. Завершение Сталинградской битвы
Воспользовавшись тем, что фашисты все более увязали в Сталинграде, ставка поручила генералам Г.К. Жукову и А.М. Василевскому разработать план окружения немцев. Операция получила кодовое название «Уран».
Девятнадцатого ноября после мощной артиллерийской подготовки в наступление перешли войска Юго-Западного и Донского фронтов под командованием генералов Н.Ф. Ватутина и К.К. Рокоссовского. Южнее города перешел в наступление Сталинградский фронт генерала А.И. Еременко. А через пять дней наступающие советские войска встретились на Дону в районе города Калач. Группировка немцев в городе оказалась отрезанной от основных сил. В окружение попало двадцать две дивизии немцев.
Второго февраля тысяча девятьсот сорок третьего года деморализованная, обессиленная голодом и холодом, разорванная на части группировка противника во главе с фельдмаршалом Паулюсом общей численностью триста тридцать тысяч человек капитулировала.
Поражение фашистов под Сталинградом означало переход стратегической инициативы к Красной Армии, создала благоприятные условия для нанесения последующих мощных ударов по врагу, положило начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны и второй мировой войны.
Заключение
В результате своего исследования я пришла к выводам:
Дети войны являются последними свидетелями трагических событий 1941-1942 гг. Наш долг сохранить их воспоминания о прошлом.
Список использованной литературы
1. Воспоминания детей военного Сталинграда / Регион. обществ. орг. «Дети
военного Сталинграда в городе Москве». – М., 2010.
2.
3.
4. ;mid=2440&item=rabota
5. Исаев А.В. Сталинград. За Волгой для нас земли нет. -- М.: Яуза, Эксмо, 2008
6. Кригер Е. От Советского Информбюро… 1941 - 1945 гг. Публицистика и очерки военных лет. Т. 2. М., 1984.
7. Павлова Т.А.Засекреченная трагедия: гражданское население в Сталинградской битве- Волгоград: Перемена ,2005 г.
7. Энциклопедия для детей.- М.: «Аванта +», 1997г. т.#1095;.3.
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Где спят снеговики?
Отчего синичка развеселилась
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Ветер и Солнце